Деятельность первых киевских князей. События в период правления игоря старого

  В те времена, когда Игорь Рюрикович вступил на киевский престол, Русь представляла собой обширную территорию с центром в Киеве, которую объединил под своей рукой князь Олег .

В границах Новгородской земли проживали ильменские словены и финно-угорские племена — чудь, меря и весь. Дань киевскому князю платили кривичи , северяне , уличи , радимичи , древляне , а также ряд прибалтийских племен . Игорь унаследовал государство, простиравшееся от Ладоги до Поднепровья, выступавшее как полноправный участник международных событий в евразийском регионе, где важную роль в дипломатии играли Византия , Арабский халифат и Хазарский каганат . Единство Руси времен Игоря держалось лишь силой оружия княжеской дружины, в которой числилось немало наемников из Скандинавии.

Связи между отдельными землями и центром были непрочными. Местные княжья сохраняли свои права и управляли племенными союзами независимо от Киева. Княжение Игоря ознаменовалось активизацией тяготения к автономии у некоторых восточнославянских этносов. Первыми вышли из его подчинения древляне, а затем — уличи. С теми и другими Игорю пришлось вести длительную борьбу. В его правление впервые у южных границ Руси появились печенеги . Византия, опасаясь усиления Киевской Руси, использовала их в своих интересах. Игорю удалось обезопасить пределы государства и заключить в 915 году с печенегами мир сроком на пять лет.

Игорь участвовал во многих военных походах, которые не всегда заканчивались для него удачно. В 941 году он потерпел сокрушительное поражение под стенами Константинополя, но три года спустя с большим войском, состоявшим из варягов, печенегов и воинов подчиненных ему племен, вновь пошел на Царьград. Устрашившись, греки поспешили начать с ним переговоры о мире. Договор с Византией, заключенный в 945 году, свидетельствует, что ее влияние на Русь было значительным.

В правление Игоря границы Русской земли расширились до Кавказа и Таврических гор. Он настойчиво боролся за гегемонию на юге Восточной Европы и в Северном Причерноморье, чего требовали политические и торговые интересы Руси.

ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ

  912 г. Смерть князя Киевского и князя Новгородского Олега. Вступление Игоря на киевский престол.

  913 г. Неудачный поход русов на 500 судах к Каспию.

  914 г. Подавление Игорем бунта древлян и наложение на них новой дани.

  Позднее 914 г. Игорь передает право сбора дани с древлян воеводе Свенельду, чем вызывает недовольство киевской дружины.

  915 г. Первое летописное упоминание о походе печенегов на Русь. Заключение мира сроком на пять лет между печенегами и князем Игорем.

  920 г. Поход князя Игоря на печенегов.

  922 г. Поход Игоря на уличей и наложение на них дани. Передвижение границы Руси за Днепр.

  925 г. В результате объединения хорватских племен возникло королевство Хорватия.

  934 г. весна — Печенеги в союзе с другими тюркскими племенами, заключив мир с венграми, объявили войну Византии, разорили Фракию и подступили к Константинополю. Заключение мира Византии с венграми и печенегами.

  935 г. Поход русских судов вместе с греческим флотом на Апеннинский полуостров.

  936 г. Началось правление германского короля Оттона I (936-973), с 962 — императора «Священной Римской империи».

  Около 940 г. Рождение у князя Игоря и Ольги сына Святослава.

  Начало 940-х гг. Начало княжения малолетнего князя Святослава в Новгороде.

  940 г. Взятие киевским воеводой Свенельдом Пересечена — главного города племени уличей.

  941 г. Поход князя Игоря на Константинополь, закончившийся полным разгромом русского флота и большими потерями среди русов во время их возвращения на родину.

  942-944 гг. Походы тмутараканского князя Хельгу на византийские земли и на г. Бердаа в Закавказье.

  942 г. Поход князя Игоря на древлян и их усмирение. Увеличение древлянам дани в пользу Киева, что вызвало их неповиновение.

  943 г. Поход князя Игоря на Византию с огромной ратью. Византийцы отправляют посольство к князю Игорю с предложением мира. Киевский князь получает откуп от греков, разоряет Болгарию и возвращается в Киев.

Игорь (≈878 – 945 гг.) – князь Киевской Руси.

В 912 году после смерти отца Игорь принимает власть. Игорь был первым русским князем, о котором упоминалось в западных источниках.

Игорь Рюрикович: внешняя и внутренняя политика

У Игоря была жена Ольга, которая родила ему сына Святослава.

Древляне, воспользовавшись сменой власти, решили не выплачивать дань. Но Игорь усмирил бунт, и дань была выплачена.

В 913 году Игорь пошел в поход на побережье Каспийского моря. Но к нему можно было подойти только через территории, принадлежавшие хазарам. Князь Игорь пообещал им половину добычи за то, что они пропустили его войско. Игорь сдержал свое обещание, но хазары стали претендовать и на другую половину. В результате произошла битва, и князь потерял большую часть своего войска.

Во времена правления Игоря на русские земли впервые напали печенеги. В 915 году с ними был заключен мирный договор. До 920 года печенеги на русские земли больше не нападали.

В 941 году Игорь совершил поход на Царьград . Византийцы уничтожили большую часть русского флота греческим огнем. В сентябре 941 года после ряда поражений Игорь вернулся в Киевскую Русь.

В 944 году Игорь решил собрать второй поход, чтобы смыть позор из-за своих поражений. Князь собрал войско русичей, славян, варягов и печенегов и пошел на Византию. Император Роман I Лакапин узнал об огромном войске Игоря и послал послов с дарами и предложением заключить мирный договор. Князь принял дары и развернул войско.

В 944 году Киевская Русь и Византия заключили военно-торговый договор.

Игорь больше не воевал, а за данью отправлял дружину боярина Свенельда. Это вызвало недовольство, т.к. дружина Свенельда богатела, а дружина Игоря нет.

Дружинники Игоря уговаривали его самого отправиться за данью. В результате он согласился и осенью 945 году отправился за данью к древлянам. Игорь обнаружил недостачу и решил собрать дань повторно. Древлян возмутило такое поведение Игоря, и они убили все войско Игоря и его самого.

Вдова Ольга, по преданиям, во время своего правления отомстила за смерть мужа.

Правление князя Игоря (кратко)

Правление князя Игоря (кратко)

Князь Игорь Рюрикович начал своё правление на киевском престоле в 912 году, сразу же после кончины великого князя киевского Олега Вещего. Попытка племени древлян стать независимыми от власти Киева была жёстко пресечена новым князем и стала причиной увеличению размера дани. Спустя некоторое время дань, собираемая от племени древлян становится наградой Свенельду (княжескому воеводе) за то, что ему удалось покорить племя уличей. Вся внутренняя политика князя Игоря основывалась на подавлении различных недовольств племён славян, которые были подвластны Киеву.

Спустя год после начала княжения Игорь отправляется в военный поход в прикаспийскую землю. В результате данного мероприятия княжеская дружина взяла большую добычу, однако путь к Каспию пролегал через хазарские владения. Каган согласился пропустить киевского князя за половину добычи, но по пути обратно он напал на войско и перебил большую часть войска, завладев всей добычей.

Кроме того, именно Игорь становится первым русским князем, которому приходится столкнуться с проблемой набегов кочевников. Печенеги стали регулярно нападать на приграничные территории Киевской Руси в конце девятого века, а уже в 915 году киевский князь сумел заключить с ними мир на пятилетний срок. Обычно печенеги принимали сторону греков, но в 944 году они выступают против них под флагами князя Игоря.

Во внешней политике князь Игорь стремился сформировать самые выгодные условия для осуществления купеческой торговли в других странах. В 941 году князь решается на военный поход против мощной Византии. Однако, в отличие от похода Олега он принёс Руси лишь неудачу. Княжеское войско было встречено греками со снаряжёнными кораблями и смертельным «греческим огнём». Уже спустя три года в 944 году князь попытался повторно испытать удачу в битве с Византией. Заручившись поддержкой печенегов он отправился в греческие территории. При этом, император предпочёл преподнести Игорю дары и уйти от военного столкновения. А спустя год Игорь смог заключить с Византией мир.

В преклонном возрасте Игорь перепоручает воеводе Свенельду полюдье, что вызывает бурную недовольную реакцию княжеской дружины. Этот факт является основной причиной того, что князю пришлось идти на древлян без основных военных сил. Вернувшись к древлянам за повторной данью князь был убит, после чего Киевской Русью фактически правила его жена княгиня Ольга.

Игорь Рюрикович

«Повесть временных лет» умалчивает о годе рождения Игоря. В других летописных источниках имеются серьезные расхождения, когда «родился Рюрику сын». Наиболее вероятным годом рождения Игоря, согласно Раскольничьей летописи, на которую ссылается В.Н. Татищев, считается 875 год. Тогда получается, что Игорь самое меньшее лишь в 37 лет дождался, когда его опекун умер и передал бразды правления, полагавшиеся ему как сыну Рюрика. Впрочем, не все историки безоговорочно считают, что Игорь? сын Рюрика, предполагая, что летописец пропустил при изложении событий одно поколение, а на самом деле Рюрик являлся дедом Игоря.

Олег оставил ему огромную богатую страну, собственным примером показав, как с ней управляться.

Имя преемника Олега ряд историков связывает со скандинавским Ingvarr. Об этом, как о само собой разумеющемся, писал, например, Л.Н. Гумилев. Однако с этим согласиться трудно.

Запись имени киевского правителя в византийских источниках X века не дает оснований для таких предположений: ????? или, в латинской транскрипции, Iggor. Лиутпранд Кремонский, итальянский посол в Константинополе и современник русского князя, называет его «королем русов Ингером». Константин Багрянородный, правивший в то же время, когда и жил князь Игорь, передает его имя как Ингор. Отсюда возникли параллели, впервые отмеченные В.Н. Татищевым, с самоназванием западнофинского народа ижоры? «ингры».

Другие варианты самоназвания этого народа? инкеройн, ижоралайн, карьялайн, ижора, inkeroin, iћora, iћoralain, ingrian, ingerisoomlased. Язык ижоры, жившей к югу от Карельского перешейка, родственен карельскому и финскому, а культурно и этнически этот народ близок к карелам. Когда-то это был многочисленный народ, упоминание о котором присутствует даже в булле папы Александра III к шведскому первому упсальскому епископу Стефану, написанной между 1164 и 1189 гг. Сейчас же ижорцев в России насчитывается менее 400 человек, а ижорский язык включен ЮНЕСКО в 2009 году в Атлас исчезающих языков мира.

Представители народа ижоры (ингров), как можно предполагать, были в числе тех, кто участвовал в призвании на княжение Рюрика. Не исключено, что Игорь считается сыном Рюрика согласно летописной традиции, а на самом деле он был родом из этого племени угро-финского происхождения, которое участвовало в создании Русского государства. Косвенным подтверждением того, что Игорь мог и не быть сыном Рюрика, является перечисление правителей киевским митрополитом Илларионом: «...Великааго кагана нашеа земли Володимера, вънука старааго Игоря, сына же славнааго Святослава, иже въ своа л?та владычествующе, мужьствомъ же и храборъствомъ прослуша въ странахъ многах, и поб?дами и кр?постию поминаются нын? и словуть. Не въ худ? бо и нев?дом? земли владычьствоваша, нъ въ Руськ?, яже в?дома и слышима есть вс?ми четырьми конци земли» («...Великого князя земли нашей Владимира, внука древнего Игоря, сына же славного Святослава, которые, во дни свои властвуя, мужеством и храбростью известны были во многих странах, победы и могущество их воспоминаются и прославляются поныне. Ведь владычествовали они не в безвестной и худой земле, но в <земле> Русской, что ведома во всех наслышанных о ней четырех концах земли» ).

В этом перечислении отсутствуют и Рюрик, и Олег, а «старый Игорь» считается основателем династии русских князей. Ко времени написания митрополитом «Слова о законе и благодати», фрагмент которого только что был воспроизведен, прошло всего около ста лет от смерти Игоря. Конечно, митрополит Илларион располагал определенными сведениями о его жизни.

Если принять предположение, что Игорь был родом из племени ижоры, то это будет означать угро-финское происхождение династии русских князей, которых называют потомками Рюрика, только отдавая дань традиции и имеющимся стереотипам. Что ж, тогда получается, правящая династия была образована одним из народов, стоящих у истоков русской государственности и населявших территорию, с самого начала ставшую составной частью возникшей страны. Говоря по-другому, правители в тот период были автохтонны по отношению к своему народу.

Впрочем, такой вывод об автохтонности княжеского рода тоже был бы справедлив, если считать прародителем русских князей Рюрика, пришедшего в Приильменье из южной Прибалтики, поскольку в числе пригласивших его были переселившиеся ранее те же славянские племена, откуда был, предположительно, родом и сам Рюрик.

Во времена Игоря нет упоминаний о конфликтах с соседним государством? Волжской Булгарией.

Волжские булгары создали на Каме (у места впадения в Волгу находилась их столица Булгар) свое государство примерно в это же время. Около VII века кочевавшие в Приазовье болгарские племена разделились под давлением Хазарского каганата. Часть их продолжала кочевать, другие направились на Дунай, где подчинили себе местные славянские племена и дали им свое имя. Еще одна часть поднялась в Поволжье, где и создало свое государство. Основными занятиями волжских булгар были земледелие, скотоводство, торговля. На высоком уровне было развито ремесло. В начале X века (с 920 года) ислам стал государственной религией.

Считается, что какое-то время Волжская Булгария находилась в вассальных отношениях к Хазарскому каганату.

Об уровне жизни населения Булгарии красноречиво говорит следующий эпизод. После похода Владимира 985 года (он был внуком Игоря) на волжских булгар его воевода Добрыня сказал своему князю, что надо поискать другое место для поиска данников. Пленные булгары были в сапогах, а лучше бы, по мнению Добрыни, воевать с лапотниками, то есть со славянскими или мерянскими народами. Видимо, поход на булгар был не очень удачным.

Этим эпизодом не ограничиваются летописные сведения о военных действиях между славянами и булгарами. Локальные военные конфликты сменялись взаимовыгодными торговыми отношениями. Оба народа потерпели сокрушительный разгром в результате нашествия войск Батыя. Затем потомков волжских булгар станут именовать казанскими татарами, на какое-то время они восстановят свою государственность. Казанское ханство в состав России включит Иван Грозный. Считают булгар своими предками и чуваши.

Любопытно, что в апреле 2010 года появилось обращение к президенту Татарстана и республиканскому парламенту с просьбой дополнить название Республики Татарстан словом «Булгария».

Не городские ремесленники и купцы, жившие в Булгарии, могли представлять опасность для Игоря. Ситуация могла осложниться в 915 году, когда появились печенеги, представлявшие серьезную угрозу для Киева. Н.М. Карамзин писал о них: «сильные числом, страшные дерзостью и грабительством».

Надо отдать должное Игорю, он смог решить этот вопрос дипломатическими средствами: «...Печенъзи... сотворише миръ со Игорем и приидоша к Дунаю». Однако через 5 лет после первой встречи, в 920 году, как сообщил летописец, у Игоря все же дошло до военных действий против печенегов.

Вместе с тем в наследство Игорю достались и нерешенные вопросы. Главной проблемой, по-видимому, оставалась зависимость от хазар.

Арабский историк Аль Масуди, на которого ссылается Е.В. Пчелов, пишет, что русы и славяне служили хазарскому царю и даже были в его войске.

Б.Д. Греков приводит сообщения о походах войск Игоря на побережье Каспийского моря в 913 и в 943 годах.

Спустившись по Днепру в Черное море, суда вышли в Азовское море, поднялись вверх по Дону. В районе несколько южнее современного Волгограда суда перетащили волоком в Волгу (сейчас примерно в этом месте прорыт Волго-Донской канал) и по Волге спустились в Каспий. Самые легкие и удобные дороги во все времена? по воде. На побережье Каспия находились богатые города Ширванского царства, названия которых звучали как волшебная сказка: Гилям, Дейлем, Табаристан, Абескун. Аль Масуди пишет о героических свершениях русских воинов: «проливали кровь, захватывали женщин и детей, грабили имущество, уничтожали и жгли дома».

Летописные известия историками трактуются по-разному.

Б.Д. Греков рассматривает поход на Каспий 913 года просто как неудачное военное предприятие. Хазары пропустили через свою территорию русские дружины, войдя с ними в соглашение о разделе будущей военной добычи. Свою половину они получили, а то, что русским не удалось не только привезти свои трофеи домой, но даже почти все они были перебиты на своем пути, ? виной переменчивое военное счастье.

Есть и другая точка зрения, Л.Н. Гумилева. Он считал, что сам поход был инициирован хазарами. Они же и организовали уничтожение оставшихся в живых и уже ненужных им русских дружинников, захватив себе всю военную добычу.

Аль Масуди пишет, что русских истребили мусульмане, служившие в хазарском войске, в отместку за бесчинства среди мусульманского населения на каспийском побережье.

Если это и так, то направляющая рука хазарских правителей все равно видна невооруженным глазом. Когда хазары пропускали русские войска в Каспийское море, то ни у кого не могло быть сомнения в том, что произойдет в каспийских городах и селениях. Дальше нужно было найти предлог и исполнителей для устранения уже сделавших свое дело славянских воинов.

Арабские источники, на которые ссылается Г.В. Вернадский, называют количество погибших русских? 30 тысяч человек.

Попытаемся понять, какие интересы могли быть у славянского государства, возникшего «на пути из варяг в греки» и включавшего в свой состав побережье Прибалтики, новгородские земли и территории по течению Днепра. Привлекательными могли быть южные направления к Византии и северные к Балтийскому и Белому морям. Для расширения объема торговли возможна была экспансия на северо-восточные и приволжские земли, которые могли дать традиционные товары для русского экспорта: пушнину, воск, мед. Примерно так и развивалось в последующем Русское государство. Получается, что ничего этого не было на берегах далекого Каспия. Зато хазарам было выгодно ослабить своих соседей, конкурентов в торговых делах. Если проанализировать предыдущую и последующую историю взаимоотношений киевского государства с Хазарией, то сразу вспоминается и стремление Олега, предшественника Игоря, «отмстить неразумным хазарам», и последующий разгром Хазарского каганата Святославом, сыном Игоря.

Маловероятно, что славяне при Игоре стали бы вступать по своей инициативе в соглашения с хазарами, да еще для того, чтобы совершить далекий, опасный и рискованный поход, дойдя, как писал Б.Д. Греков, до Баку. Так что каспийские походы вполне могли быть следствием политической зависимости формирующегося Русского государства от правителей Хазарии, принуждавших славян сражаться и погибать за их интересы.

О втором походе на Каспий у историков противоречивые сведения. По исследованиям Г.В. Вернадского и Л.Н. Гумилева, русским удалось захватить в низовьях Куры крепость Бердаа, но на Русь не вернулся никто. С точки зрения Б.Д. Грекова, после захвата крепости им удалось привезти добычу домой. Говорится также, что он состоялся не в 943, а в 945 году, после смерти Игоря. Е.В. Пчеловым обращается внимание, что целью похода, возможно, было не только получение трофеев, но и присоединение к Русскому государству новых территорий.

Походы Игоря на Константинополь датируются 941 и 943 гг. Царьград? это традиционное направление интересов Русского государства.

Однако попытка действовать силой против Византии окончилась плачевно.

Поход 941 года окончился полным разгромом, несмотря на то что было снаряжено «скъдий 10 тысящ» («10 тысяч судов») ? в 5 раз больше, чем было у Олега.

Как русские вели военные действия, сообщает «Повесть временных лет»: «...Одних распинали, в других же, как цель их ставя, стрелами стреляли, заламывая назад руки, связывали и вбивали железные гвозди в головы. Много же и святых церквей предали огню и по обоим берегам Суда захватили немало богатств».

После сухопутных боев состоялось, как пишут летописи, всего одно морское сражение, в котором греческий адмирал «уср?те я въ оляд?хъ съ огнемъ и нача пущати огнь трубами на лодья рускыя. И бысть вид?ти страшно чюдо. Русь же, видяще пламень, вм?тахуся въ воду морьскую, хотяще убр?сти, и тако прочии възвратишася въсвояси. т?мьже пришедъшимъ в землю свою, пов?даху кождо своимъ о бывшемъ и олядьн?мъ огни. „Якоже молонья, ? рече, ? иже на небесихъ, гр?ци имуть в себе и, сию пущающе, жьжаху насъ, и сего ради не одол?хом имъ“ («Встретил их в ладьях с огнем и стал трубами пускать огонь на ладьи русских. И было видно страшное чудо. Русичи же, видя пламя, бросались в воду морскую, стремясь спастись, и так оставшиеся возвратились восвояси. И, придя в землю свою, поведали? каждый своим? о происшедшем и о ладейном огне. „Будто молнию небесную, ? говорили они, ? имеют у себя греки и, пуская ее, пожгли нас; оттого и не одолели их“ ).

После садистских расправ с населением побережья воинам Игоря в самом деле греческий огонь показался «страшным чудом». Как в действительности выглядело это оружие? неизвестно. Предположения строятся сейчас различные, предлагаются разнообразные конструктивные схемы, но пока ясности в этом вопросе нет.

Почти все русские ладьи «были сожжены посреди волн морских». Оставшиеся в живых русские воины были захвачены в плен и казнены.

Иностранные источники также описывали эту кампанию. На них ссылается Е.В. Пчелов. Описание морского сражения есть в сочинении кремонского епископа Лиудпранда «Возмездие». Он пишет, что «русских пленных... Роман [базилевс, то есть император Византии] повелел обезглавить». Запись в византийской «Хронографии» также говорит о сражении 11 июня 941 года. Указывается то же количество русских судов (тысяча единиц). Почти в тех же выражениях, что и в русской летописи, описываются жестокости русских среди византийского населения и их уничтожение в морском бою. Это наводит на мысль, что летописец, возможно, пользовался при составлении «Повести временных лет» византийскими источниками.

Л.Н. Гумилевым предполагается, что сам поход был вызван требованием хазар, от которых Игорь находился в вассальной зависимости.

Для таких предположений основанием является документ, достоверность которого в ученом мире не оспаривается. Он представляет собой частное письмо некоего хазарского еврея, подданного хазарского царя Иосифа. Считается подлинным документом X века и хранится в Кембриджском университете. В связи с этим и называется это письмо Кембриджским документом.

В этом письме описана следующая последовательность событий, которую излагает, например, Е.В. Пчелов.

Византийский император Роман в ответ на гонения христиан в Хазарии дал русскому правителю Халгу богатые подарки и побудил его к нападению на хазарский город Самкерц (так тогда называлась Тмутаракань). Хазарский наместник Керчи (его звали Песах) в ответ стал разорять византийские владения в Крыму, потом разгромил Халгу и принудил его напасть на Константинополь. Результат применения «греческого огня» описан в русских летописях, византийских хрониках и в сочинении кремонского епископа с красноречивым названием «Возмездие». После этого Халгу отправился в Парас (Персию), где все его войско погибло. Тогда Русь подчинилась хазарам.

Под экспедицией в Персию подразумевают поход в Бердаа.

Есть вопросы по поводу Халгу. Это может быть имя русского полководца, командовавшего военными действиями. Это может быть второе имя (а точнее, титул) князя Игоря? Светлый, Святой, Вещий или Мудрый. Исходя из того, что так же характеризовали правившего до него Олега («Вещий Олег») и правивших после него Ольгу («мудрая княгиня Ольга») и Ярослава («премудрый князь Ярослав»), можно предположить, что это была своеобразная традиция.

О втором походе на Константинополь известно, что до применения оружия дело не дошло. Да и было ли у Игоря намерение воевать спустя всего три года после страшного разгрома от византийцев и через год после второго каспийского похода?

Обыкновенный здравый смысл подсказывает невозможность захватить силой столицу империи, расположенную на противоположном берегу Черного моря. Военная экспедиция на такие расстояния приводит к растянутости коммуникаций, ухудшению снабжения, невосполняемым потерям личного состава.

Если нет смысла воевать, то надо поддерживать мирные отношения и торговать, что выгодно обоим народам. Естественно предположить, что и Игорь, и византийский император понимали эту нехитрую истину.

В этом же духе высказалась и дружина Игоря: «Чего нам еще нужно, ? не бившись, взять золото, и серебро, и паволоки? Разве знает кто? кому одолеть: нам ли, им ли? Или с морем кто в союзе? Не по земле ведь ходим, по глубине морской: всем общая смерть». Надо учесть, что и память о «греческом огне» была еще свежа.

Во втором походе Игоря участвовали русь, варяги, поляне, славяне (словене), печенеги. В этом перечислении обращают на себя внимание несколько обстоятельств. Сразу заметно, что со степняками русские не только воевали, но могли договариваться и выступать союзниками. В данном случае вместе с русскими выступают печенеги. Позже их место займут половцы. Второе, что бросается в глаза, ? это то, что русь и варяги названы отдельно. Русь? это, видимо, княжеская дружина, элитное войско, куда входили как скандинавы, так и славяне, а варяги? это нанятые дополнительные силы. В-третьих, также отдельно названы славянские племена (днепровские поляне и ильменские славяне) и русь. В первом случае, вероятно, имеется в виду ополчение, во втором? профессиональная «гвардия».

В переговорах участвовали дипломаты и купцы. Ради упорядочения торговли и получения финансовой выгоды и затевались все эти походы. То, как участники переговоров себя представили, заслуживает упоминания: «Мы? от рода русского послы и купцы, Ивор, посол Игоря, великого князя русского, и общие послы: Вуефаст от Святослава, сына Игоря, Искусеви от княгини Ольги, Слуды от Игоря, племянник Игорев Улеб от Володислава, Каницар от Предславы, Шихберн Сфандр от жены Улеба, Прастен Туродов, Либиар Фастов, Грим Сфирьков, Прастен Акун, племянник Игорев, Кары Тудков, Каршев Туродов, Егри Евлисков, Воист Войков, Истр Аминдов, Ятвяг Гунарев, Шибрид Алдан, Кол Клеков, Стегги Етонов, Сфирка... Алвад Гудов, Фудри Тулбов; Мутор Утин, купцы Адунь, Адолб, Ангивлад, Улеб, Фрутан, Гомол, Куци, Емиг, Турьбрид, Фурьстен, Бруны, Роальд, Гунастр, Фрастен, Ингелд, Турберн и другой Турберн, Улеб, Турбен, Моны, Руальд, Свень, Стир, Алдан, Тилий, Апубкарь, Свень, Вузелев, Синько бирич, посланные от Игоря, великого князя русского, и от всех князей, и от всех людей Русской земли».

Имена послов «от всей Русской земли» содержат и явно славянские имена: Улеб от Володислава (может быть, Глеб, дружинник, принявший христианское имя?), Каницар от Предславы. Многие имена представлены на славянский манер, как бы по имени-отчеству: Прастен Туродов, Либиар Фастов, Грим Сфирьков, Каршев Туродов, Воист Войков...

Договор Игоря с Византией заключен 20 апреля 944 года. Послы Игоря в Византии составили договор с императором. Вместе с ними в Киев прибыли и императорские послы. На Перуновом холме были принесены взаимные клятвы в соблюдении заключенного договора.

Есть свидетельство о том, что достаточно большое количество русских приняло крещение. Они при заключении договора «в соборной церкви клялись церковью Святого Ильи», тогда как сохранившие языческую веру клялись своим оружием. В договоре указаны высшие силы в качестве гарантов его соблюдения: «Если же кто-нибудь из князей или из людей русских, христиан или нехристиан, нарушит то, что написано в хартии этой, ? да будет достоин умереть от своего оружия и да будет проклят от Бога и от Перуна за то, что нарушил свою клятву».

Греки выплатили славянам некоторую сумму (возможно, в порядке компенсации нанесенного ущерба). Договор, заключенный сторонами в 944 году, касается упорядочения торговых связей и военных обязательств славян по отношению к Византии.

Договор Игоря с Константинополем 944 года гораздо менее выгоден для Руси, чем предыдущий. Возможно, если принять версию Л.Н. Гумилева, сказались следование Игоря в русле хазарской политики, военная слабость.

Демонстрация силы ухудшила положение русских купцов. Если по договору с Олегом византийцы не взимали с них торговых пошлин, то сейчас таможенные сборы были возобновлены. Но причина могла быть и чисто экономическая: произошло насыщение рынка, льготы на русские товары потеряли свое значение.

Русские войска обязаны были защищать византийские владения в Крыму от болгар. Возможно, денежная сумма, которую греки выплатили Игорю, и представляла собой оплату военно-союзнической помощи.

В то время, как русский князь совершал набеги в поисках военной добычи на Каспий и Царьград, в Европе оформляется процесс закрепощения крестьян. Король Англии Этельстан своим указом в 930 году обязал каждого свободного человека найти себе господина? лорда. Во Франции аналогичный эдикт о прикреплении крестьян к сеньору был издан еще ранее, при короле Карле Лысом, правившем в 875–877 гг. Закрепощение крестьян означало хозяйственную необходимость крестьянского труда для создания основы общественной жизни. В Западной Европе начинала создаваться производительная экономика.

Широко известно летописное предание о смерти Игоря в древлянской земле зимой 945 года. Собрав дань, он вернулся к древлянам с небольшой личной дружиной и потребовал еще дани. Древляне попытались объяснить Игорю, что он неправ: «Почто идешь опять? Поималъ еси всю дань». Князь продолжал настаивать. Возможной аргументацией могло быть то, что древляне не участвовали в походе на Византию, они не указаны в перечне участников ополчения. Своих данников Игорь убедить не смог. Возмущенные древляне сказали, что если волк повадился ходить в стадо, то не успокоится, пока не перетаскает всех. Эти слова стали приговором князю. Казнили его по славянскому обычаю того времени: согнув два дерева, привязали к ногам и отпустили. Сообщение о способе казни оставил византийский историк Лев Диакон: «...Отправившись в поход на германцев, он был взят ими в плен, привязан к стволам деревьев и разорван на части». Для византийца-историка далекие древляне мало чем отличались от почти столь же далеких германцев, поэтому он, имея в виду одних, пишет о других.

Существует много предположений об истинной причине смерти Игоря. Есть мнение, что увеличенную дань от Игоря потребовали хазары, а ему просто некуда было деваться. Несколько дополняет эту версию предположение Л.Н. Гумилева, что Игоря убили не сами древляне, а его собственный воевода Свенельд вместе со своим сыном Мстиславом Лютым (кстати, каково прозвище у сына воеводы! Тогда так просто имена не давали). Древляне находились во владении Свенельда, и Игорь нарушил права (юридические, а самое главное? имущественные) своего сподвижника, что и привело его к столь печальному концу.

Г.В. Вернадским высказывается предположение, что Свенельд был командиром варяжского отряда, нанятого для второго похода на Византию. Дань с древлян пошла на оплату его услуг. Вторая дань предназначалась для собственных нужд.

В этом эпизоде можно обратить внимание на имя отца (возможно, варяжское или скандинавское) и славянское? сына. Это отражает процесс ассимиляции и ославянивания варягов, служивших у русских князей.

О правдоподобности версии того, что Игорь был убит сыном Свенельда, Мстиславом Лютым упоминает и Б.Д. Греков. Судя по летописному изложению упреков княжеских дружинников: «отроци Свенельжи изоделися суть оружием и порты, а мы нази» («воины Свенельда имеют богатую одежду и оружие, а мы наги» ), воевода действительно был богат, могущественен, а значит, и способен на разрешение своих противоречий с князем насильственным путем. Эти слова дружинников летопись приводит в объяснение повторного похода на древлян за данью.

Предположения о причастности Свенельда к убийству князя Игоря оставляют в стороне тот факт, что Ольга мстила за смерть мужа древлянам и только древлянам. Видимо, все-таки причинами смерти Игоря стали его алчность и пренебрежение «техникой безопасности» при сборе дани.

Из книги СССР без Сталина: Путь к катастрофе автора Пыхалов Игорь Васильевич

Из книги Ложный Рюрик. О чем молчат историки автора Павлищева Наталья Павловна

Первый рюрикович. Почему летописцы невзлюбили князя Игоря? Если кто-то кому-то не нравится (неважно почему), можно просто не замечать этого неугодного, можно поколотить, написать жалобу в соответствующие инстанции… А если этот кто-то жил давным-давно и жалобы в полицию,

Из книги Василий Шуйский автора Козляков Вячеслав Николаевич

Глава четвертая Рюрикович против «Рюриковича» Отозванный «тотчас» в Москву ко двору нового царя Федора Борисовича, боярин князь Василий Иванович Шуйский встретил в столице известие о переходе его бывшей армии под Кромами на сторону самозваного «царевича Дмитрия».

Из книги Рюриковичи. Исторические портреты автора Курганов Валерий Максимович

Игорь Рюрикович «Повесть временных лет» умалчивает о годе рождения Игоря. В других летописных источниках имеются серьезные расхождения, когда «родился Рюрику сын». Наиболее вероятным годом рождения Игоря, согласно Раскольничьей летописи, на которую ссылается В.Н.

Из книги История Руси автора Автор неизвестен

Игорь (912–945) Игорь Рюрикович, по примеру Олега, покорил соседние племена, заставлял их платить дань, отражал нападение печенегов и предпринял поход в Грецию, но не такой удачный, каким был поход Олега. Игорь был неумерен в своих требованиях к побежденным племенам. Древляне

автора Истомин Сергей Витальевич

Из книги Сатирическая история от Рюрика до Революции автора Оршер Иосиф Львович

Игорь Преемником вещего Олега был Игорь. Этот князь был большим неудачником, и ни в чем ему не везло.Он воевал с печенегами, но последние оказались воинами храбрыми, и князь Игорь терпел неудачи. Предпринял поход на Византию, но неудачно. Греки укрылись под щитом Олега и

Из книги Допетровская Русь. Исторические портреты. автора Федорова Ольга Петровна

Игорь Историк С.М. Соловьёв отмечал, что сохранилось совсем немного древних преданий времён правления Игоря (?-945). Он насчитал всего пять преданий. И действительно, Игорь, княживший почти столько же лет, сколько Олег, не оставил после себя подробностей своего княжения на

Из книги Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови автора Хмыров Михаил Дмитриевич

103. ИГОРЬ I РЮРИКОВИЧ, великий князь киевский и всей Руси, первый, носивший этот титул Родился в Новгороде от Рюрика, первого государя русского, и жены его, достоверными летописями не именуемой, в 877, а не в 865 г., как сообщают некоторые позднейшие известия; пятилетним

Из книги Галерея российских царей автора Латыпова И. Н.

Из книги Скифия против Запада [Взлет и падение Скифской державы] автора Елисеев Александр Владимирович

Троян Рюрикович Прежде всего, отметим, что молчание указанных выше источников о князе Рюрике вовсе не означает его «чуждость» Руси. Показательно, что авторы «Слова о законе…» и «Памяти» не привели имени отца Игоря (в данном случае даже не важно, кем он был). Спрашивается –

Из книги Российская история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

3.1.3. Последний Рюрикович царь Федор Иоаннович Мимо этой фигуры можно было бы пройти, так как это не столько фигура, сколько бледная тень в русской истории. Так считают многие авторы, но не все. Попробуем разобраться по порядку. Царь Федор Иоанович.Федор родился в 1557 г., а

Из книги Москва. Путь к империи автора Торопцев Александр Петрович

Последний Рюрикович или первый царь - носитель новой государственной идеи? Столица в годы Смуты напоминала разграбленный и разрушенный дом. «В Кремле, на царском дворе, в святых Божиих церквах и в палатах, и по погребам - все столху Литва и Немцы и все свое скаредие

Из книги Сумасшедшая хронология автора Муравьёв Максим

Рюрик Ростиславич – это Владимир-Дмитрий Рюрикович – Вот тебе там что-то общее видится, – произнёс Пётр, – но ведь ничего общего; там одна столица – Рим. Римляне воюют друг с другом редко; с варварами на границах в основном воюют. А на Руси что? Раздробленность! Нет

Из книги Я познаю мир. История русских царей автора Истомин Сергей Витальевич

Игорь Рюрикович - князь Киевский Годы жизни? - 945 Годы правления 912–945 Князь Игорь Рюрикович принял власть в 912 году после смерти Олега, находясь уже в зрелом возрасте. После смерти Олега древляне отказались было выплачивать установленную дань, но князь Игорь заставил их

Из книги Русь и ее самодержцы автора Анишкин Валерий Георгиевич

ИГОРЬ РЮРИКОВИЧ (г. р. неизв. - ум. 945)Князь киевский (912–945). Родоначальник русских князей, так называемых Рюриковичей. В политике продолжал дело Олега, но, по-видимому, не имел ни воинского таланта, ни таланта правителя. Способствовал укреплению государственности у

Правитель Древнерусского государства. Сын легендарного Рюрика. С 912 г. властвовал на территории Киевской Руси. Печальную известность ему принесли неудачный поход на греков в 941 г. и обстоятельства смерти в 945 г. от руки восставших древлян.

Игорь Старый - биография (жизнеописание)

Игорь Старый (?-945 г.) - второй после исторически засвидетельствованный правитель Древнерусского государства. В отличие от Олега киевского князя Игоря знают не только русские, но и греческие и европейские латиноязычные источники.

Два важнейших для русской истории X-XI вв. письменных памятника - «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона и «Память и похвала князю русскому », возводят начало династии русских князей именно к Игорю, называя его «Старым». Деятельность Игоря, как государственного правителя, нельзя признать удачной как во внешней, так и во внутренней политике. Главная интрига в научных исследованиях биографии Игоря связана с определением возраста, когда этот киевский князь начал самостоятельно править.

Самостоятельный князь или младенец при воеводе?

Согласно данным летописи Повесть временных лет, после смерти в 879 г. к власти пришел его родич Олег, которому передали малолетнего сына Рюрика, Игоря, на попечение.

В 882 г. Олег вместе с Игорем покидают свою резиденцию в (по другим данным - ) и отправляются на завоевание и Киева. Олег хитростью выманивает из города киевских правителей и Дира. Он указывает им на «младенца» Игоря, как единственного законного наследника Рюрика, имеющего права на власть в Киеве.

Однако по Новгородской первой летописи, которая отражает наиболее древний Начальный свод 1090-х гг., князь Игорь в момент завоевания Киева уже вполне взрослый и самостоятельный правитель. Еще под 862 г. в новгородских летописях и Эрмитажном списке (свод 1479 г.) говорится, что, когда Рюрик княжил в Новгороде, у него родился сын, которому дали имя Игорь. Вырос Игорь храбрым и мудрым, и был у него воевода по имени Олег. Причину, по которой автор Повести временных лет «сделал» Игоря малолетним, исследователи усматривают в том, что в русско-византийских договорах Олег именуется великим русским князем. Летописец таким способом объяснил одновременное законное существование двух князей.

В дальнейшем повествовании об Игоре Повесть временных лет и новгородское летописание еще больше между собой расходятся. Например, под 883 г. новгородские авторы указывают не на Олега, а на Игоря, как подчинившего Киеву древлян и обложившего их данью. Разный возраст Игоря в летописных версиях проявился и в таком важном деле его жизни как женитьба.

«…И мудра и смыслена»

В Повести временных лет под 903 г. скупо сообщается о том, что, когда Игорь вырос, привели ему жену из города по имени . В новгородской же летописи Игорь действует самостоятельно, там сказано: привел себе жену из Пскова по имени Ольга. И добавлено: «и мудра и смыслена», у нее родился сын Святослав».

Вокруг женитьбы Игоря на Ольге создалось много легенд, но они, по мнению Д. С. Лихачева, имеют мало исторических оснований. Например, в Типографской летописи сказано, что Ольга была дочерью . В связи с этим любопытен и вариант Иоакимовской летописи, известной в изложении . По ее данным Олег находит возмужавшему Игорю жену из , из рода . Правда, невеста первоначально звалась Прекраса, но Олег ее переименовал в Ольгу.

Вызывает вопросы исследователей и дата женитьбы Игоря на . Ведь в Архангелогородской летописи есть указание, что невесте было десять лет, а их сын Святослав появился на свет не ранее самого начала 940-х гг.

Небесная молния греков

Согласно Повести временных лет Игорь не принимал участие в знаменитом походе Руси на Царьград в 907 г. Его первые самостоятельные активные действия развернулись уже только после смерти Олега в 913 г. Игорю пришлось заново подчинять отказавшихся повиноваться Киеву древлян. В 914 г. он победил их и обложил данью, по размерам больше чем при Олеге. Новгородские летописи относят это событие к 922 г.

Есть сведения в восточных источниках о том, что после 912 г. (точная дата неизвестна) Русь совершила морской поход на мусульманские страны в Южном Прикаспии. Поначалу удачно складывающаяся экспедиция закончилась плачевно: русские отряды были полностью разгромлены противниками. Об этом походе нет сведений в русских летописях. Возглавлял ли его князь Игорь, неизвестно. Но зато известно о внешнеполитической активности киевского князя на дунайском направлении. В 915 г. к границам Руси впервые подошли печенеги. Дело тогда закончилось миром. Но в 920 г. Игорю уже пришлось с ними воевать. Но не в борьбе со степняками киевский князь видел главную реализацию своих политических амбиций.

В 941 г. согласно Повести временных лет Игорь совершил свой печально знаменитый поход на греков. Русский флот насчитывал, по сведениям европейских источников, около тысячи кораблей и 10 тысяч - по данным русских летописей. После первых успехов на подступах к Константинополю последовало главное сражение с основными силами греческого флота. Против русских кораблей византийцы применили так называемый «греческий огонь» - горючую смесь, выбрасываемую под давлением из специальных сифонов и которую нельзя было потушить водой. Большая часть русского флота была сожжена. Оставшиеся в живых воины, вернувшись на родину, рассказывали потом о «страшном чуде» - «ладейном огне» греков и сравнивали его с молнией небесной.

Об этом сражении есть сведения в византийских сочинениях Житии Василия Нового и Продолжателе Амартола. Но в них не упоминается имя Игоря, и исследователи полагают, что оно было включено в летописи из русских народных преданий.

Мир без войны?

В новгородском летописании неудачный поход Игоря был отнесен к 920 г. Там же поход Олега на греков, датированный 922 г. (907 г. - по Повести временных лет), изображен как отместка византийцам за поражение Игоря. Но в Повести Игорь сам готовится к отмщению.

В 944 г. Игорь совершает новый поход на греков. Его войско движется и по морю и по суше и выглядит еще более грозно. В него включены воины от разных народов Руси и даже нанятые для этого печенеги.

Византийский император был предупрежден корсунцами о нападении. То ли убоявшись противника, то ли подсчитав вероятные материальные и людские затраты, но расчетливые греки предложили Игорю мир и дань по размерам еще большую, чем в свое время брал Олег. Предложение о мире застало Игоря уже на Дунае. Князь посовещался со своей дружиной и, послушав ее совет, согласился на мир с греками. Под следующим 945 г. в летописях помещен русско-византийский договор. Его условия были менее выгодны Руси, чем условия договора 911 г., заключенного при Олеге.

А. А. Шахматов рассказ о втором победоносном походе Игоря считал придуманным летописцем для того, чтобы объяснить появление в 945 г. договора с греками. Другие исследователи полагают, что без нового и, главное, победоносного похода на греков не могло быть выгодного для Руси договора.

История не признает сослагательного наклонения, и мы не знаем, чем бы закончился для Игоря новый поход на греков. Возможно, послушавшись своей дружины, князь и жизнь себе сохранил, и не лишился воинской славы. Но точно известно, что другой совет дружины Игоря трагическим образом способствовал его гибели.

Смерть князя-волка

Смерть князя Игоря, как и гибель его предшественника на киевском троне - , вызывает много вопросов у исследователей. Например, даты этих событий. Годы княжений и Олега, и Игоря в Повести временных лет совпадают - по 33 года, что не может не наводить мысль об искусственном происхождении их в летописи. На первый взгляд рассказ летописца об убийстве древлянами Игоря вполне реалистичен и лишен той мифоэпичности и фатальности, за завесой которой скрывается смерть Олега.

Под 945 г. в летописях помещена запись о том, что дружинники Игоря позавидовали воинам младшей дружины Свенельда - воеводы Игоря. Мол, они и одеждой, и оружием побогаче их будут. Провоцируемый подобными разговорами, Игорь отправился в земли к древлянам за данью и взял ее, прибавив к прежней дани новую. Уже по пути домой князь решил обратно вернуться к древлянам, но уже с малой частью дружины. На совещании у обеспокоенного древлянского князя Мала прозвучала в отношении Игоря, как считается, древнейшая русская пословица: «если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его».

Древляне спросили киевского князя, зачем он опять идет? Ведь уже всю дань собрал. Игорь не отказался от своих намерений, и древляне убили его и воинов. Погребен был Игорь возле древлянской столицы Искоростеня. Княгиня Ольга впоследствии жестоко отомстила древлянам за смерть мужа и восстановила власть Киева над ними.

Русские летописи не сообщают подробностей о том, как был умерщвлен Игорь. Но они есть в рассказе византийского автора Льва Диакона: Игорь был привязан к стволам согнутых деревьев и разорван надвое. Намек на мучительную смерть Игоря содержится и в русской летописи. Во время так называемой первой мести Ольги, когда древлян скинули в глубокую яму и приготовились засыпать землей живыми, княгиня спросила их: Хороша ли вам честь? Древляне ответили вдове: «Горше нам Игоревой смерти».

Параллельными сюжетами к рассказу Льва Диакона о способе убийства Игоря являются греческое народное предание о разбойнике Синисе и эпизод о «русском пирате» в Gesta Danorum Саксона Грамматика (XII в.). Как справедливо заметила Е. А. Рыдзевская, даже если Саксон Грамматик и списал свой персонаж с Синиса, то он изобразил его русским, так как был знаком с преданием о смерти киевского князя.

Ученые не сомневаются в достоверности летописного рассказа о смерти Игоря и главной причиной считают его вымогательства. Пожалуй, одну из самых нелицеприятных характеристик Игоря мы находим у выдающегося русского историка С М. Соловьева. Он называет его князем недеятельным и вождем не отважным. Игорь не покоряет подобно предшественникам новых племен, его дружина бедная и робкая, с большими силами возвращаются они без боя из византийского похода, так как они не уверены были в своем мужестве. И к этим чертам Игоря прибавляется корыстолюбие. Он даже дружину почти всю отпускает и возвращается к древлянам, чтобы с меньшим числом воинов потом добытым делиться.

С. М. Соловьев обратил внимание на указанный летописями факт: покорением древлян, равно как и других племен, взятием с них дани незадолго до смерти Игоря занимался Свенельд. Вот отсюда и источник богатства дружинников княжеского воеводы. Но этот факт указывает и на несправедливость действий Игоря. Ведь древляне свою дань Киеву уже заплатили.

Древляне в летописи дважды назвали князя Игоря волком. В историографии есть разные интерпретации этого факта, но в свете сказанного С. М. Соловьевым нельзя не обратить внимание на мнение В. Я. Петрухина: слово «волк» в древнем праве означало вора, грабителя, преступника. Но он же пишет и о том, что в летописи мы не видим сурового приговора Игорю, как и не видим прямого осуждения древлян. А история о другом известном «волке» русских летописей - полоцком князе Всеславе, былинном Волхе в «Слове о полку Игореве» подсказывает нам сегодня: в истории о смерти Игоря еще рано ставить точку, возможно, нас еще ждут интересные открытия.

Роман Рабинович, канд. ист. наук ,
специально для портала



error: Контент защищен !!