Развитие волевых качеств научная статья. Развитие воли и формирование волевых качеств у школьников зиявитдинова г.з

Подобные документы

    Воля как важный фактор морального развития личности. Упрямство, главные особенности воспитания дисциплинированности у детей. Игра как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте. Роль подвижных игр в формировании волевых качеств учеников.

    реферат, добавлен 18.01.2015

    Влияние семьи и других качеств на самооценку у подростков. Роль семьи в развитии и становлении личности подростка. Психофизиологические особенности подросткового возраста. Развитие личности в школьном возрасте. Методика исследования самооценки подростка.

    курсовая работа, добавлен 07.10.2009

    Воля как психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей на пути к цели. Структурная единица действий. Овладение человеком собственными процессами. Совокупность условий вызывающих активность субъекта.

    курсовая работа, добавлен 16.11.2014

    Понятия "воля", "волевая регуляция", условия их формирования. Механизм волевой регуляции поведения у детей, его взаимосвязь с общим психологическим развитием. Качества волевой личности, этапы ее формирования. Факторы, влияющие на развитие волевых качеств.

    реферат, добавлен 13.04.2009

    Адекватность самооценки личностных качеств у мужчин и женщин. Половые различия в определении значимости качеств личности. Результаты исследования оценки своей внешности студентами. Психологические факторы, влияющие на самооценку субъективного возраста.

    реферат, добавлен 29.11.2009

    Теоретические подходы к изучению воли. Произвольные и волевые действия. Волевая регуляция личности. Различные проявления безволия. Нарушение волевого контроля. Характеристика отдельных волевых качеств, связанных с целеустремлённостью и их развитие.

    реферат, добавлен 30.11.2010

    Исследование философско-литературного, клинического и экспериментального исторических периодов в изучении личности. Анализ составляющих структуры личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций, мотивации, социальных установок.

    контрольная работа, добавлен 11.03.2011

    Волевые качества - устойчивые, независимые от ситуации, психические образования, удостоверяющие достигнутый личностью уровень сознательной саморегуляции поведения. Классификация и развитие волевых качеств (смелость, решительность, выдержка, выносливость).

    контрольная работа, добавлен 24.11.2009

    Значение особенностей личности, которые способствуют развитию зависимого поведения. Влияния уровня развития волевых качеств на формирование межличностной зависимости в юношеском возрасте. Частота встречаемости уровней развития силы воли среди студентов.

    статья, добавлен 15.05.2017

    Исследование предпосылок, условий и движущих сил психического развития человека с момента рождения до глубокой старости. Описания динамики развития познавательных, волевых и эмоциональных процессов. Анализ основных свойств формирования качеств личности.

ТГПУ им. Низами


Ключевые слова

воля, развитие, уровень, импульсивность, поведение, обстоятельства, инстинкт, will, development, level, impulsivity, behavior, circumstances, instincts

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Статья посвящена проблема воли, произвольной волевой регуляции поведения и её влияние на различную деятельность человека уже давно занимала умы учёных. Поведение человека обусловливается различными физиологическими и психологическими механизмами. С одной стороны - это безусловно-рефлекторные и условно-рефлекторные механизмы, а с другой - произвольное управление, которое связано не только с физиологическими, но и с психологическим механизмами. Сложность изучения проблемы воли и её влияния на различную деятельность человека состоит в разноплановости понимания и определения категории воли.

Текст научной статьи

Development of volitional regulation of behavior in humans occur in several ways. RS Nemov identifies three sides - in this process. On the one hand - this transformation of involuntary mental processes at random, on the other - the person acquiring control of their summing up, the third - generation of strong-willed qualities of the person . All these processes are developmentally starting from the moment of life, when the child masters speech and learns to use it as an effective means of mental and behavioral self-regulation. Within each of these areas of development as it will strengthen its place, the specific conversion, gradually raising process and mechanisms of strong-willed regulation at the higher levels. So, for example, in cognitive processes will initially appears in the form of externally-speech regulation and only then - in terms of intra-speech process. In the behavioral act of volitional control of voluntary movement first concerns the individual parts of the body, and subsequently - the planning and management of a complex set of movements, including inhibition and activation of some other complexes muscles. In the formation of strong-willed qualities of the person will develop can be represented as moving from primary to secondary and further - to the tertiary volitional qualities. Another trend in the development of the will manifested in the fact that a person consciously sets itself more and more challenges and pursue ever more distant goal, requiring the application of considerable effort of will for quite a long time. For example, the student still in adolescence can put the task to develop at such powers, the formation of which have expressed no natural inclinations. At the same time he can set a goal to do in the future, challenging and prestigious activity for the successful implementation of which requires this kind of ability. For this example, there are many examples in life of how people become famous scientists, artists, writers, achieve your goals, not having good instincts, mainly due to increased capacity and will. Formation will begin in early childhood. In the first years of life a child (under 3 years) will develop due to the gradual mastery of voluntary movements and elementary independent actions with objects (in the process of eating, dressing and undressing, washing, games), which is the premise of voluntary actions. Approximately 3 years in a child manifests the desire for a more complex self-sufficient, he masters the ability to set goals (at first only the closest), the achievement of which involves overcoming certain difficulties. From that age gradually develop the ability to subordinate their actions are not only appealing to the purposes and immediate desires, but also the need (clean in place toys, and so on. P.), Ie, within certain limits, to limit himself. By about 6 years children are already to a certain extent capable of "inhibitory control" over their behavior. Are crucial requirements for the child and his motives for appropriate action on the part of adults. Labor advocates an effective means of educating the will. At preschool age, the child should be the basic duties, in particular, for self-service. It is useful to involve children in feasible kinds of practical work. By participating in a variety of activities, the child learns to overcome difficulties, to act not only in their own interests, but also for other people. Important role in the development of preschool children will belong to the games, especially the collective plot games with rules. Strict compliance with the rules of the game and assumed roles and responsibilities, subordination to the logic of the game are taught a child to organize his behavior, limit the desire to act in the common interest, to bring it started to end. On entering school begins a new stage in the development of the will of the child. At school, the child is faced with a number of rules and long-term obligations, it is necessary to subject the activity requirements of the school and the teachers in front of him. Strict daily life teaches him actively and intelligently manage their behavior, to perform the duties, often subjecting them to personal desires and needs. The success of the school for the formation of students will depend on the organization, methods and techniques of educational work: clear organization of training and employment, the reasonable demands on students daily control over their activities and the implementation of the rules of conduct. A notable development will observed in adolescence, when there is a significant growth of conscious relation to reality, the teaching, the growth of societies motives order (the sense of duty, responsibility). By teenager independence more demanding, weakened the direct custody of them, which makes it advisable to have to organize their behavior. However, the weak formulation of educational work of teen activity often takes the negative form (stubbornness, foolhardiness, impulsivity). At the youthful age in connection with the active formation of outlook motives of societies, the order (with the proper education) is gradually beginning to play a leading role. Parenting a child will in school and in the family through the organization of his volitional behavior. Only in the course of organized activities he acquires experience in overcoming difficulties. It is necessary to play, learning and especially the work of children included the elements of voluntary efforts aimed at achieving the goals that have not only personal, but also certain societies value. Of course, at a very early age (2-3 years) the child is not able to clearly are aware of the social significance of certain actions or deeds. The way education will in this age comes mainly through the direct organization of adult behavior of the child, through the production of the correct mode of living, the right habits. Public is the meaning of the behavior becomes comprehensible child is already at a later age. To bring up a child the courage, determination, perseverance, to be systematically put it into an environment and natural life situations in which he could and would have to show these qualities. In other words, it is necessary to organize a kind of exercise willpower. Greenhouse education, which eliminates all the difficulties with the way of life of the child, leading to the development of weak will, inability to confront the difficulties and achieve goals. However, the goals that are set before the child or that he puts in front of him, should not exceed its capacity. Otherwise, it can form the uncertainty in their own abilities, a habit not to bring it started to end. In every possible way encouraging children to exercise volitional action, the teacher should help them clearly understand the implications of the implementation or failure of tasks. At the same time, promoting a successful outcome, it seeks to ensure that the children appeared happy proud feeling of satisfaction, which is a powerful "reinforcement" committed actions impetus to the implementation of other volitional acts. The role of staff in the education of the will. A well-organized, well-oriented children"s group requires its members volitional behavior, helping them to set reasonable and socially useful purposes, to find ways to achieve them, encouraging the fight against obstacles, assists in overcoming them, gives the public, the child"s actions assessment, approving or condemning his actions. An important role in the education of B. is the presence of the collective long-term goals, or "promising lines" (the term Makarenko), ie interconnected and subordinated to each other socially valuable goals and objectives - from close and relatively easily attainable to more meaningful and distant. Will tempered in the process of reaching the distant future goals, the next the same purpose should be considered and evaluated as necessary steps to achieve them. A significant role in the education will play an ethical conversation. Often people misunderstand and evaluate volitional qualities: foolhardiness mistaken for genuine courage, stubbornness evaluated as persistence, haste and ill-considered actions taken for determination, and so the children explained in the process of ethical conversations, what will, what it expresses what the right the way her education. Great value (especially in adolescence and in young adulthood) has a self-education will. The provider must help students understand the strengths and weaknesses of their will, to reveal the specific ways of self in the process of solving real-life problems (elimination of the backlog on academic subjects, the acquisition of the necessary and useful, and the eradication of bad habits, and so on), to help in the organization of self-control behavior. Physical state, especially the nervous system, although it is not critical for the development of the capacity for willful actions (exceptionally strong people will have many physically weak and sick people), still plays a role. Often weakness is the result of insufficient stock of physical and nervous strength to overcome the obstacles on the way to the goal, which does not represent any difficulties for the physically strong man. Therefore, physical education, exercise, strengthening the nervous system and improving health, promote the formation of the will. Thus, in the psychology of the will is understood as the Self-determination and self-control person of their activities and behavior contrary to the external and internal obstacles, influences and impacts. Currently, there are various theories will, as part of which are considered appropriate forms of individual behavior (the theory of behaviorism), personal conflicts and ways to overcome them (motivation psychology), strong-willed personality characteristics (personality psychology). Formation of strong-willed qualities of the individual student, as well as the direction of its strong-willed development is an indispensable task of modern education system. All volitional qualities have a direct impact on both the moral and mental development of the child and on its activities. Conclusion Will in psychology is defined as a person"s ability to work towards achieving this goal consciously, breaking the external and internal obstacles. If necessary, a strong-willed person is able to abandon the planned or implemented actions, if it no longer meets the changed circumstances. Such is human nature, and the ability, if necessary, to refrain from a particular action. Overcoming obstacles and difficulties associated with the so-called will power - a special state of mental stress, which mobilizes physical, intellectual and moral powers of man. Determined action by external objective circumstances, such as conditions, way of life and human activities. These impacts are remote and indirect, and therefore do not always realize that sometimes creates the illusion of absolute arbitrariness of human actions and behavior. This is based and idealistic interpretation of the will as a kind of spirituality that makes complete freedom, the arbitrariness of human behavior. Free will is not in an imaginary independence from natural laws and the laws of society, development, and based on the knowledge of these laws, the possibility to use them for specific purposes. However, volitional activity of man, being objectively determined, not understood as adherence to a fatal external circumstances, supposedly liberating man from responsibility for his actions.

Волевые качества и их развитие

Развитие волевых качеств поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях.

1.преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные;

2. обретение человеком контроля над своим поведением;

3.выработка волевых качеств личности.

Все эти процесы подсознательно начинаются с того момента жизни, когда ре­бенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.

Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие при.ложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. Например, школьник еще в подростковом возрасте может поставить перед собой задачу развить у себя такие способности, к формированию которых у него нет выраженных природных задатков. Одновременно он может поставить перед собой цель заняться в будущем сложным и престижным видом деятельности, для успешного выполнения которого необходимы такого рода способности.

Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлени­ем мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспи­тывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологическо­го развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как несомненно положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их анти­поды: например упрямство интенсивность, или силу воли, которая заключается в умении преодолевать встречающиеся препятствия на пути к до­стижению поставленной цели.

в понятии воли мы различаем выносливость и на­стойчивость воли, которые характеризуются тем, что энергичная деятельность охватывает длительные периоды жизни человека, стремящегося к достижению поставленной цели..

необходимо различать принципиальную последова­тельность и постоянство воли, в противоположность непостоянству и непоследовательности. Эта принципиальная последовательность заключается в том, что все действия человека вытекают из еди­ного руководящего принципа его жизни, которому человек подчи­няет все побочное и второстепенное

различают критичность воли, противополагая ее легкой внушаемости и склонности действовать необдуманно. Эта особенность заключается в глубокой продуманности и самокрити­ческой оценке всех своих действий. Склонить такого человека к изменению взятой им линии поведения можно лишь путем обосно­ванной аргументации.

различают решительность, заключающуюся в отсут­ствии излишних колебаний при борьбе мотивов, в быстром приня­тии решений и смелом проведении их в жизнь.

волю характеризуют по умению подчинять свои лич­ные, индивидуальные устремления воле коллектива, воле класса, к которому принадлежит человек.

Согласитесь, нередко мы задумываемся о том, как здорово бы нам жилось, если бы все получалось само собой, но день за днем сталкиваемся с различными трудностями. Они поджидают нас на каждом шагу. Даже для того, чтобы сходить в ближайший магазин за хлебом, нам нужно уговорить себя встать с дивана, одеться и выйти на холод. Что уж говорить о серьезных начинаниях, связанных с трудовой деятельностью или самосовершенствованием. Тем не менее, мы идем вперед, только свой путь каждый выбирает сам. Его длина и скорость движения по нему во многом зависят от того, как человек относится к трудностям, сколько он готов преодолеть, чтобы достичь цели. То есть, в игру вступает воля и волевые качества личности, которым и посвящена наша статья.

Волевые качества личности и их характеристика

К волевым качествам личности относятся:

  • решительность – способность быстро выбрать цель и способ ее достижения даже в сложной ситуации выбора, когда дело связано с риском;
  • целеустремленность – уверенное движение к поставленной цели, готовность отдать много времени и сил ради ее достижения;
  • настойчивость – возможность доводить начатое дело до конца, не отступать и не сворачивать со своего пути на более легкий;
  • смелость – умение преодолевать растерянность и страх, даже при трезвом осознании возможных опасностей;
  • дисциплинированность – осознанное подчинение поведения определенным нормам и правилам;
  • выдержка – самоконтроль, способность с помощью усилия воли тормозить действия, препятствующие реализации задуманного;
  • самостоятельность – способность действовать в одиночку, без оглядки на окружающих, а также оценивать их поведение, исходя из своих собственных убеждений.

Формирование волевых качеств личности

Психология волевых качеств личности утверждает, что они не являются врожденными. Но очень важно понимать, что они все же зависят от темперамента, который определяется физиологическими особенностями нервной системы. То как люди реагируют на сложности в определенной степени связано со скоростью и силой психических реакций, но вообще развитие волевых качеств личности происходит в процессе деятельности и приобретения личного опыта.

Первые волевые акты можно наблюдать в достаточно раннем возрасте, когда ребенок учится контролировать себя, то есть не требует удовлетворения потребностей непосредственно в момент их проявления. В процессе общения и познания окружающего мира формируется характер, и волевые качества личности впоследствии займут одно из ведущих мест в личностной структуре.

Сделать что-то без участия воли можно только испытывая физиологическую потребность или сильное желание. О каком развитии в такой ситуации может идти речь? Но нас с детства приучают, что кроме слова «хочу» есть слово «надо», и что зачастую второе гораздо важнее первого. Так мы приобретаем способность учиться и работать, каждый день выполнять определенные обязанности, а также взаимодействовать с другими людьми в определенных рамках.

Диагностика волевых качеств личности может проходить как в рамках психологического обследования, так и с помощью оценки достижений и способов реакций субъекта. Иногда для проверки уровня их развития специально создаются проблемные ситуации, например, стрессовое интервью при устройстве на работу или специальные испытания.

Личностное развитие возможно только в процессе преодоления препятствий. Обычно, чем сильнее проявляются волевые качества, тем успешнее трудовая деятельность человека, уровень жизни и удовлетворенность от нее в целом.



error: Контент защищен !!