Положение об интернате семейного типа

положение об интернате первая страница

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ИНТЕРНАТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В МБОУ «ШУРЫШКАРСКАЯ СОШ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР», ОРГАНИЗУЮЩЕМ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПО СЕМЕЙНОМУ ТИПУ

 

1. Общие положения

 1.1. Настоящее положение обинтернатном учреждении в МБОУ «Шурышкарская СОШ «Образовательный центр» (далее-Положение), организующем воспитание детей по семейному типу, разработано  в целях реализации пунктов 3, 9 статьи 8 Федерального закона от 27 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и в соответствии со статьями 13, 15 Закона автономного округа № 55-ЗАО от 27 июня 2013 года «Об образовании в Ямало-Ненецкомавтономном округе».

1.2. В настоящем Положении под интернатом понимается структурное подразделение общеобразовательной организации начального общего, основного общего и среднего общего образования, или пришкольный интернат при общеобразовательной организации (далее – Интернат).

1.3. Настоящее Положение регулирует учебно-воспитательную и хозяйственную деятельность Интернатов с учетом традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера.

1.4. Решение о создании Интерната в структуре общеобразовательной организации принимается органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, в целях обеспечения реализации права на получение образования граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории автономного округа и ведущих традиционный для коренных малочисленных народов Севера кочевой или полукочевой образ жизни, а также граждан, не относящихся к коренным малочисленным народам Севера, проживающих в сельском населенном пункте, в котором отсутствует транспортная связь, обеспечивающая возможность ежедневного подвоза детей в иные образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы соответствующего уровня.

В Интернат принимаются в первую очередь дети, нуждающиеся в помощи государства, в том числе дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети одиноких матерей, отцов, дети, находящиеся под опекой (попечительством).

В тех районах, где отсутствуют образовательные организации для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Интернат могут быть приняты данные категории детей.

1.5 Интернат в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Законами автономного округа, постановлениями и распоряжениями Губернатора и Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа, решениями управления образования администрации муниципального образования Шурышкарский район, настоящим положением и Уставом общеобразовательной организации.

1.6. Приоритетными направлениями работы Интерната с детьми коренных малочисленных народов Севера, ведущих традиционный образ жизни, являются: поиск оптимальных форм обучения детей коренных малочисленных народов Севера, обеспечение реализации их прав на получение образования и воспитания в традициях культуры и истории своего народа, приобщение детей к традиционным промыслам, национально-прикладному творчеству; обеспечение мер по обязательному получению детьми коренных малочисленных народов Севера среднего общего образования, оказание помощи семье в обучении и воспитании детей, с учетом этнопедагогики и этнопсихологии, формирование у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия их творческих способностей.

1.7. В целях обеспечения равных возможностей в получении качественного образования по месту жительства детям из числа коренных малочисленных народов Севера, общеобразовательная организация, имеющая интернат, может создавать структурные подразделения, филиалы, группы кратковременного пребывания детей, предоставляющие образование в местах кочевий коренных малочисленных народов Севера автономного округа.

2. Организация деятельности Интерната

2.1. Интернат создается при наличии необходимых условий для обучения, воспитания, проживания, охраны жизни и здоровья обучающихся.

2.2. Интернат должен располагаться в здании, находящемся поблизости от общеобразовательной организации и оснащенном соответствующим оборудованием и инвентарем.

2.3 Расходы, связанные с обеспечением обучающихся Интерната питанием, мягким и жестким инвентарем в соответствии с действующими нормами, планируются в бюджетных сметах общеобразовательной организации (для казенных организаций) или в планах хозяйственной деятельности (для автономных и бюджетных организаций).

3. Управление Интернатом, права и обязанности работников Интерната

3.1. Общее руководство Интернатом, назначение и увольнение работников в соответствии с действующим законодательством осуществляет директор общеобразовательной организации. 3.2. Непосредственное управление Интернатом осуществляет заместитель директора по семьям (или старший воспитатель), который несет ответственность за состояние и постановку воспитательной работы с живущими в нем обучающимися, принимает меры по охране их жизни и здоровья, организует питание и отдых обучающихся, координирует и направляет деятельность воспитателей и обслуживающего персонала.

3.3. Директор общеобразовательной организации назначает воспитателей Интерната, в обязанности которых входит проведение с обучающимися во внеурочное время образовательно-воспитательных работ, организация самостоятельных занятий обучающихся по выполнению домашних заданий, наблюдение за этими занятиями и оказание обучающимся необходимой помощи и иные обязанности в соответствии с должностными обязанностями.

3.4. Воспитатели несут ответственность за качество воспитательной работы с обучающимися, за соблюдение установленного распорядка дня, правил поведения обучающихся в Интернате, охрану и укрепление здоровья обучающихся, правильное использование материальных ценностей и оборудования, выделяемого для работы с обучающимися. Воспитатели поддерживают постоянную связь с учителями, классными руководителями и родителями (законными представителями) обучающихся, следят за организацией питания обучающихся. Воспитатели работают по плану, утвержденному директором общеобразовательной организации, и отвечают перед ним за свою деятельность. Воспитатели являются членами педагогического совета общеобразовательной организации и отчитываются перед ним за постановку воспитательной работы с обучающимися.

3.5. Права и обязанности обслуживающего персонала Интерната определяются директором общеобразовательной организации в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка

4. Учебно-воспитательный процесс и организация быта воспитанников

4.1. Учебный год для обучающихся Интерната, как правило, начинается 01 сентября. Допускаются иные сроки начала и окончания учебного года, согласованные с учредителем, с учетом специфики природно-климатических условий и традиционного уклада жизни народов Севера.

4.2. При организации учебно-воспитательного процесса за основу берется принцип семейного воспитания, который осуществляется на основе знаний этнопсихологии, этнопедагогики.

4.3. В Интернате детям из числа коренных малочисленных народов Севера, проживающим в автономном округе и ведущим традиционный образ жизни, а также детям не относящихся к коренным малочисленным народам Севера, проживающим в сельском населенном пункте, в котором отсутствует транспортная связь, обеспечивающая возможность ежедневного подвоза детей в иные образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы соответствующего уровня, предоставляется социальная поддержка в получении общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего общего образования. Предоставление указанной социальной поддержки осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства автономного округа.

4.4. Нормы питания и нормы обеспечения одеждой, обувью и мягким инвентарем детей из числа коренных малочисленных народов Севера, ведущих традиционный образ жизни, обучающихся в общеобразовательных организациях, регламентируются постановлением ГубернатораЯмало-Ненецкого автономного округа.

4.5. Организация питания детей из числа коренных малочисленных народов Севера, ассортимент продуктов, объем, специфика приготовления блюд осуществляется с учетом особенности национальной кухни коренных малочисленных народов Севера. Рекомендуется практиковать включение в рацион питания обучающихся Интерната блюд национальной кухни (мясо северного оленя, речной рыбы и т.д.).

4.6. Учебно-воспитательный процесс в Интернате регламентируется расписанием занятий общеобразовательной организации. Режим дня в Интернате, обеспечивающий научно-обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха, составляется с учетом круглосуточного пребывания обучающихся в Интернате.

4.7. Трудовое воспитание осуществляется в учебных мастерских, подсобном хозяйстве семьи с учетом этнонациональных особенностей, а также в процессе обучения традиционным промыслам (отделка и обработка мехового сырья и шкур, пошив изделий из меха и кожи, национальной одежды и обуви, головных уборов, изготовление изделий декоративно - прикладного искусства и др.). Обучающиеся приобщаются к самообслуживающему труду (уборка помещений, стирка, приготовление пищи и др.) для лучшей адаптации к самостоятельной жизни. Не разрешается допускать обучающихся к выполнению работ, опасных для их жизни и здоровья.

4.8. Физическое воспитание обучающихся Интерната осуществляется с учетом средств традиционной физической культуры коренных малочисленных народов Севера. Рекомендуется практиковать национальные виды спорта входящие в программу северного многоборья (тройной национальный прыжок, метание тынзяна на хорей, прыжки через нарты, метание топора на дальность, бег с палкой по пересечённой местности), а также перетягивание палки. Занятия по национальным видам спорта организуются в рамках третьего часа урока физической культуры, за счет часов дополнительного образования на базе общеобразовательной организации и в других образовательных организациях дополнительного образования детей.

4.9. Участие обучающихся в различных формах трудовой деятельности и спортивно-массовых мероприятиях основывается на принципе добровольности.

4.10. Принуждение обучающихся Интерната к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускаются.

4.11. Обучающиеся Интерната могут заниматься в музыкальных, художественных, спортивных и других образовательных организациях дополнительного образования детей, в различных кружках и секциях, создаваемых на базе общеобразовательной организации, а также участвовать в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах и других массовых мероприятиях.

4.12. По письменной просьбе родителей (законных представителей), директор общеобразовательной организации может отпускать обучающихся домой (поселок, стойбище, факторию) на время каникул, в воскресные и праздничные дни, а по уважительным причинам и в другие дни - под их письменное обязательство по охране жизни и здоровья детей.

4.13. Допускается свободное посещение родителей и родственников в период обучения, включая совместное проживание на период гостевания родителей с детьми в Интернате.

4.14. Формирование воспитательных групп (семей) осуществляется с учетом родственных связей детей коренных малочисленных народов Севера в целях оказания помощи в решении проблем адаптации тундровых детей к условиям школьной жизни, создания психологического комфорта в Интернате, сохранения традиций рода.

4.15. Воспитательные группы (семьи) комплектуются, как правило, разновозрастными детьми по родственному признаку: братья, сестры, иные родственные связи, подтвержденные родителями (законными представителями) обучающихся.

4.16. При отсутствии родственных связей комплектование воспитательных групп (семей) детьми может производиться с учетом мнения родителей (законных представителей), а также с учетом их психологической совместимости.

4.17. Наполняемость воспитательных групп (семей) не должна превышать 15 человек. При наличии необходимых условий и средств возможно комплектование воспитательных групп (семей) с меньшей наполняемостью.

4.18. Воспитательная группа (семья) по возможности должна иметь обособленное от других семей, но общее для данной семьи жилое помещение (дом, квартира), которое состоит из спальных комнат на 2 - 3 человека, кухни - столовой с необходимым оборудованием, игровой, санузла, комнаты гигиены и т.д.

4.19. Воспитательная группа общеобразовательной организации (семья), может обеспечиваться переносным жилищем (чумом) для сохранения навыков традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, использования его как учебного помещения по домоводству. 4.20. Чум оборудуется соответствующим имуществом, необходимым для кочевой жизни в условиях тундры (переносная печь, спальные места, постели, стол, посуда, половой настил и др.). 4.21. В основу деятельности группы (семьи) закладываются различные мероприятия по выработке практических навыков по общению, этике, культуре поведения, выработке определенных навыков поведения в критических ситуациях, моделированию рыночных отношений, ведению домашнего хозяйства. Возможно заключение договоров с оленеводческими бригадами, бригадами рыбаков для организации проведения практических занятий по оленеводству, рыболовству.

5. Участники учебно-воспитательного процесса

5.1. Участниками учебно-воспитательного процесса в Интернате являются воспитанники, педагогические работники, родители (законные представители) воспитанников.

5.2. Предоставление государственного обеспечения при получении общего образования осуществляется на основании приказа директора общеобразовательной организации о зачислении обучающегося, по заявлению родителей (законных представителей), а в отдельных случаях - по решению органов опеки и попечительства, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, с представлением следующих документов: документ (справка), подтверждающий ведение традиционного кочевого или полукочевого образа жизни родителями обучающегося, выдаваемый: трудоустроенным лицам, ведущим кочевой или полукочевой образ жизни, - администрацией предприятий и организаций, чья деятельность связана с традиционными видами хозяйствования коренных малочисленных народов Севера, при осуществлении которой данные работники ведут кочевой или полукочевой образ жизни; нетрудоустроенным лицам, ведущим кочевой и полукочевой образ жизни, - органами местного самоуправления по месту проживания. Проживание на территории автономного округа указанных лиц устанавливается по отметке в паспорте о постоянной регистрации на территории Ямало-Ненецкогоавтономного округа или постоянной регистрации в соответствующем сельском населенном пункте Ямало-Ненецкогоавтономного округа. Принадлежность обучающегося к коренным малочисленным народам Севера устанавливается в заявительном порядке.

5.3. Полное государственное обеспечение при получении общего образования детям из числа коренных малочисленных народов Севера предоставляется до получения ими среднего общего образования.

5.4. Права и обязанности обучающихся и их родителей (законных представителей) определяются актами, предусмотренными Уставом общеобразовательной организации.

5.5. Воспитанники Интерната имеют право на:

- получение бесплатного начального общего, основного общего и среднего общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

- выбор формы обучения (в том числе кочевой формы образования);

- получение дополнительных образовательных услуг;

- получение образования и воспитания на родном языке, в традициях культуры и истории своего народа, приобщение к традиционным промыслам, национально-прикладному творчеству;

- участие в управлении Интернатом в форме, определяемой Уставом общеобразовательной организации;

- уважение, свободу слова и информации, выражение собственных взглядов и убеждений.

5.6. Воспитанникиобязаны выполнять правила внутреннего распорядка Интерната, добросовестно учиться, бережно относиться к имуществу Интерната. Взаимоотношения педагогов и обучающихся Интерната строятся на основе уважения человеческого достоинства, сотрудничества, жизнетворчества.

5.7. Медицинское обслуживание обучающихся Интерната осуществляется штатным или специально закрепленным за Интернатом органом здравоохранения, медицинским персоналом, который наряду с администрацией Интерната несет ответственность за сохранность жизни и здоровья, психическое, физическое развитие обучающихся, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно- гигиенических норм и рационального режима учебной и внеучебной деятельности обучающихся, формирование навыков здорового образа жизни у обучающихся, а также ведение санитарно-просветительской работы среди родителей (законных представителей) воспитанников и работников Интерната.

5.8. Порядок комплектования персонала Интерната регламентируется Уставом общеобразовательной организации. Для работников Интерната работодателем является общеобразовательная организация, в структуре которой создан Интернат.

На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании. Прием на педагогическую работу осуществляется с учетом квалификации претендента в области этнопедагогики и этнопсихологии, родного для обучающихся языка, этнических традиций.

К педагогической деятельности в Интернате не допускаются лица, которым запрещено ею заниматься по приговору суда или медицинским показаниям, а также лица, которым запрещено заниматься педагогической деятельностью в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

5.9. Работники Интерната имеют право на участие в управлении Интернатом в порядке, определенном Уставом общеобразовательной организации, а также на защиту своей профессиональной чести и достоинства и на внесение предложений по совершенствованию воспитательной работы.

5.10. При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники Интерната имеют право самостоятельно выбирать методики обучения и воспитания, методические пособия и материалы, направленные на выявление и реализацию оптимальных методов и форм воспитания детей коренных малочисленных народов Севера, новых технологий в организации воспитания обучающихся, на основе этнопедагогики и этнопсихологии, внедрения их путем обмена опытом работы.

5.11. Основные права и обязанности, а также социальные гарантии и льготы, предоставляемые работникам Интерната, определяются законодательством Российской Федерации, Типовым положением об общеобразовательной школе-интернате, настоящим Положением, Уставом общеобразовательной организации, локальными и нормативными актами органов местного самоуправления, локальными актами общеобразовательных организаций.

5.12. Педагогические работники и обслуживающий персонал Интерната периодически проходят медицинское обследование, которое проводится за счет средств учредителя Интерната.

6. Организация учебно-воспитательного процесса для детей из числа коренных малочисленных народов Севера, ведущих кочевой и (или) полукочевой образ жизни

6.1. В целях обеспечения доступности начального общего образования без отрыва детей из числа коренных малочисленных народов Севера, ведущих совместно с родителями (законными представителями) кочевой и (или) полукочевой образ жизни, детей, не относящихся к коренным малочисленным народам Севера, но ведущих совместно с родителями (законными представителями) кочевой и (или) полукочевой образ жизни, от родителей (законных представителей) (далее - дети, ведущие кочевой образ жизни) для указанной категории детей муниципальной общеобразовательной организацией, имеющей Интернат, образовательный процесс на уровне дошкольного и начального общего образования, предшкольной подготовки может быть организован в местах их кочевий.

6.2. В целях обеспечения и организации образовательного процесса для детей, ведущих кочевой образ жизни, муниципальная общеобразовательная организация, имеющая Интернат, направляет в места их кочевий педагогического работника.

6.3. В зависимости от образа жизни и маршрутов касланий оптимальными формами работы педагогического работника могут быть выездная форма, организация обучения детей на факториях и постоянное проживание в стойбище.

6.4. Допускается организация различных вариантов предоставления данной образовательной услуги: в виде полустационарной группы, занятия в которой смогут посещать дети, ведущие совместно с родителями (законными представителями) кочевой и (или) полукочевой образ жизни, проживающие на стойбищах вблизи поселения, либо те, чья семья во время каслания оказалась в районе фактории или в виде «передвижного» филиала образовательной организации, который будет следовать с места на место вместе с потребителями услуги. В случае, если семьи, ведущие традиционный образ жизни, проживают на большом расстоянии от населенных пунктов работа педагога может носить разъездной характер, связанный с переездом из одного стойбища в другое.

6.5. Оплата труда педагогическим работникам, обучающим детей, ведущих кочевой образ жизни, в местах их кочевий на ступени начального общего образования в части установления повышающего коэффициента за разъездной характер работы регламентируется постановлением Правительства автономного округа.

6.6. Основные характеристики организации образовательного процесса для детей, ведущих кочевой образ жизни, в местах их кочевий устанавливаются общеобразовательной организацией, самостоятельно.