ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

                                       Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                           «Шурышкарская средняя общеобразовательная школа
                            «Образовательный центр»

 

Справка по результатам проверки проектной деятельности учащихся начальной школы, реализующих ФГОС НОО

Согласно плану внутришкольного контроля было организована проверка

 выполнения      проектной деятельности  в начальной школе. 22.02.2019г.

 Проверку  проводила Кондыгина Л.Р. учитель -методист начальной школы.

 Цель проверки: выполнение проектов в начальной школе, посещений занятий

учащимися,     формы проведения занятий.

В настоящее время в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта всё более актуальным становится использование в образовательном процессе начальной школы приёмов и методов, которые формируют у учащихся умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Одним из наиболее продуктивных способов решения данной задачи является организация проектной деятельности. Под проектной деятельностью мы понимаем совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата деятельности.

Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку

       проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать

       их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы.

Участвуя в проектной деятельности, каждый ученик может выбрать для себя занятие согласно своим склонностям и способностям. При выполнении проекта учащиеся самостоятельно не только находят источники информации, извлекают необходимые сведения и систематизируют их, но и планируют свою работу, сотрудничают друг с другом, решают творческие задачи, овладевают исследовательскими умениями, расширяют кругозор. Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности. А педагог из знаний и информации превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников.

В основе каждого проекта лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Проблема проекта обуславливает метод деятельности, направленной на ее решениеЦелью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.

Проекты, используемые нами на учебных занятиях в начальной школе по программе «Школа России» в 1-4 классах различны.

Приведу примеры использования различных типов проектов на учебных занятиях:

По времени исполнения: краткосрочные (2 класс, математика, «Узоры и орнаменты на посуде»), среднесрочные (1 класс, окружающий мир «Жизнь замечательных животных»), долгосрочные (1 класс, окружающий мир «Моя семья»).

По цели: практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика (2 класс, окружающий мир, «Профессии», «Родное село»), исследовательский проект - по структуре напоминает научное исследование (2 класс, технология, «Оригами»), информационный проект - направлен на сбор информации о каком либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории (1 класс, обучение грамоте «Азбука загадок», 2 класс, окружающий мир, «Красная книга ЯНАО», русский язык «В словари – за частями речи»), творческий проект - предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов (2 класс, русский язык, «Знаете ли вы пословицы?», литературное чтение «Зарубежные писатели – детям»).

По количеству учащихся: индивидуальные (1 класс, обучение грамоте «Азбука загадок»), парные (2 класс, окружающий мир, «По городам ЯНАО», групповые (2 класс, русский язык, «Тайна имени»), коллективные (2 класс, внеурочная деятельность, «Газета .к 9 Мая»).

По месту проведения: урочные, внеурочные.

По теме: монопроекты (1 класс, окружающий мир, «Мои домашние питомцы», межпредметные (1 класс, окружающий мир, обучение грамоте «Родной город или село»).

В первом классе  дети знакомятся с основами проектной деятельности: понятие о проекте, виды презентаций, правила работы в паре. С первых дней обучения, параллельно с изучением букв, чтобы не угасал интерес к обучению, учащиеся  начали создавать «свою» азбуку. Дети выбрали букву и нарисовали её портрет. Потом листочки собирались в книжку. Получилась у каждого своя азбука.

Во втором классе первым проектом, над которым работали ребята, стал проект «О чём может рассказать школьная библиотека?»После посещения школьной библиотеки на уроке литературного чтения учащиеся должны были знать понятия картотека, каталог, правила поведения в библиотеке. Всё это они закрепили в игре «Наоборот» и «Соединялки». Результатом работы стал коллективный плакат-постер.

В рамках учебного предмета «Окружающий мир» ребята работают над проектом «Родной город». Цель проекта: изучение исторических достопримечательностей города , находящихся в непосредственной близости от нашего села.

Очень интересны на уроках окружающего мира такие проекты, как «Родословная»( 2 класс), «Кормушка» (1 класс), эти  проекты  дети выполняют дома с родителями. « Имя на глобусе»(4 класс), «Путешествие по городам мира»(4 класс)

На уроке русского языка учащиеся выполняют проект «Рифма»( 2 класс), работают в паре. Цель проекта: формирование мотивации к исследовательской и творческой деятельности. Работая в паре дети находили в тексте рифмующиеся строки, подбирали рифмующиеся слова, сочиняли стихи на заданные рифмы и ответственный в паре презентовал своё сочинение.  Над  проектом «Имена прилагательные в сказке А.С.Пушкина»( 4 класс) дети  работают самостоятельно.

На уроке математики учащиеся в каждом классе  выполняют групповой проект «Математика вокруг нас. Узоры на посуде»(2 класс), , 1 класс -«Узоры и орнаменты», «Форма. Размер. Цвет», «Числа первого десятка», 3-4 класс-«Составляем сборник математических задач и заданий», «Мое село Шурышкары в числах и в цифрах» в Предварительно дети собирают материалы по заданной теме, распределяется работа в группах, назначаются ответственные. На уроке, работая в группах, ребята выполняли предложенные задания и каждый отвечает за свою часть работы. Работы групп по темам «Геометрический орнамент», «Растительный орнамент», «Животный орнамент» и «Человеческий и предметный орнамент» собираются в один альбом – «Орнаменты и узоры на посуде».

На уроках технологии учащиеся под руководством учителя  создают проект 1 класс «Строим свой  город»,  2 класс-«Африканская саванна», «Создадим свой город», 4 класс- Исторический костюм».

На уроке литературного чтения ребятам нравится работать в группах по созданию проекта 1 класс-«Живая Азбука», «Ожившая буква» 2 класс-«Моя любимая книга»,  3,4 классы      « Мой любимый литературный герой».

Работа над проектом «Моя семья» повышает интерес ребёнка к семье, её традициям, способствует воспитанию уважительного отношения к членам семьи. После завершения проекта учащиеся приобретают следующие умения:
 - личностные: осознание себя членом  семьи, выражающееся в интересе к её традициям, культуре и желании участвовать в её делах; объяснять самому себе: «что я хочу узнать» (цели, мотивы) и  «что я узнал» (результаты);
 -метапредметные: совместно с учителем составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера; работать по составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, поиск информации в Интернете).                                                                                                  - предметные: усвоение первоначальных представлений о сущности и особенностях семьи, семейных традиций.

Дети защищают свои проекты на «Дне защиты проектов», это а апреле- мае. Также защита проектов  проводят в день отчета кружков  внеурочной деятельности за год.

В классе дети защищают свои проекты после прохождения темы, раздела.

Работа над учебным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

 

 

Справку составила  руководитель МО учителей нач.кл.  Кондыгина Л.Р.

 

Список проектов в начальной школе по УМК «Школа России»

Проекты в 1 классе.

 

Русский язык.

1). «Скороговорки».

2). «Сказочная страничка».

 

Литературное чтение.

1). «Составляем сборник загадок».

2). «Наш класс – дружная семья». Создание летописи класса.

 

Математика.

1). «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках». (Работа проводится в течение всего полугодия.)

2). «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты».

 

Окружающий мир.

1). «Моя малая Родина».

2). «Моя семья».

3). «Мой класс и моя школа».

4). «Мои домашние питомцы».

 

Проекты во 2 классе.

 

Русский язык.

1). « И в шутку и всерьёз».

2). « Пишем письмо».

3). « Рифма».

4). « В словари - за частями речи!».

 

Литературное чтение.

1). « О чём может рассказывать школьная библиотека».

2). « Мой любимый детский журнал».

3). « Мой любимый писатель - сказочник».

 

Математика.

1). « Математика вокруг нас. Узоры на посуде».

2). « Оригами».

 

Окружающий мир.

1). « Родной город (село)».

2). « Красная книга», или «Возьмём под защиту».

3). « Профессии».

4). « Родословная».

5). « Города России».

6). « Страны мира»

 

 

Проекты в 3 классе.

 

Русский язык.

1). «Рассказ о слове».

2). «Семья слов».

3). «Тайна имени».

4). « «Зимняя» страничка».

5). «Имена прилагательные в загадках».

 

Литературное чтение.

1). «Сочиняем волшебную сказку».

2). «Как научиться читать стихи» на основе научно – популярной статьи Я. Смоленского».

3). «Праздник поэзии».

 

Математика.

1). «Математические сказки».

2). «Задачи – расчёты».

 

Окружающий мир.

1). «Богатства, отданные людям».

2). «Разнообразие природы родного края».

3). «Школа кулинаров».

4). «Кто нас защищает».

5). «Экономика родного края».

6). «Музей путешествий».

 

 

Проекты в 4 классе.

 

Русский язык.

1). «Говорите правильно!»

2). «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке»

А. С. Пушкина».

 

Литературное чтение.

1). «Создание календаря исторических событий».

2). «Природа и мы».

3). «Они защищали Родину».

 

Математика.

1). «Математика вокруг нас». Создание математического справочника «Наш город (село)».

2). «Математика вокруг нас». Составление сборника математических задач и заданий.

Окружающий мир.

1). Презентация проектов (по выбору).

2). Презентация проектов (по выбору).