«где работаем, живём, тепло, свет, воду бережём» план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему. Классный час в начальной школе «Бережливые хозяева Земли! Сценарий беседы бережем тепло свет воду

Не так давно меня посетила идея организовать на нашем блоге конкурс детских рисунков о том, как они видят энергетику. Вчера выяснил, что меня опередили. На корпоративном сайте «Башкирэнерго» стартовал конкурс детских рисунков «Энергетика глазами детей» . К сожалению, посмотреть и проголосовать за понравившиеся рисунки могут только пользователи корпоративной сети. Я скачал оттуда несколько рисунков и решил выложить их на нашем блоге.

Надеюсь, в следующем году мы сами организуем несколько подобных конкурсов.

Большинство рисунков, которые я просмотрел содержали в себе основные «атрибуты энергетики»: дымовые трубы, сам дым, лампочки, провода, розетки, батареи и прочие вещи, которые обычно ассоциируются со светом и теплом. Много рисунков с поздравлениями ко дню энергетика, со стихотворениями и словами благодарности за свет и тепло.

Полина, 11 лет

Думаю, что это котельная.

Полина, 11 лет

Энергообъект на берегу кристального водоема.

Полина, 11 лет

Домашний уют и тепло.

Даша, 4,5 года

Мама, папа, я — счастливая семья.

Неизвестный автор

Спасибо за поздравления. Отличный рисунок.

Неизвестный автор

Будущее энергетики — ветровые электростанции.

Неизвестный автор

Энергетическая планета.

Александр, 10 лет

День и ночь.

Неизвестный автор

Красивый рисунок ГЭС. Жаль, что не указан автор.

Неизвестный автор

Вот так энергетики и питаются.

Валерий, 4 года

Не понял, что хотел выразить этим рисунком ребенок, но получилось замысловато.

Неизвестный автор

Вот как раз он и несет нам тепло и свет.

Ульяна, 6 лет

Энергодефицит.

Аделина, 7 лет

Новый год. Красим опору ЛЭП в зеленый цвет и наряжаем.

Неизвестный автор

Надеюсь, скоро дождемся.

Неизвестный автор Неизвестный автор

Наверное, рисунок с натуры.

Павел, 10 лет

Эх, если бы в действительности дымовые трубы выпускали в атмосферу цветы…

Неизвестный автор

Эволюция осветительных приборов

Неизвестный автор

Да! Именно так и никак иначе!

Неизвестный автор

Свет и тепло в каждый дом.

Камилла, 13 лет

Как хорошо, когда в доме тепло и светло!

Эдуард, 8 лет Глеб, 10 лет

Победители конкурса рисунков «Энергетика глазами детей» 2011

Возрастная группа I место II место III место
3 — 6 лет Фидан, 5 лет

Ульяна, 6 лет

Дарья, 4 года
7 — 10 лет

Диана, 10 лет

Ольга Дятчина
НОД по энергосбережению «Бережём тепло и свет»

ЗАНЯТИЕ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ

«БЕРЕЖЁМ ТЕПЛО И СВЕТ».

Средняя группа.

Цель: продолжать знакомить детей с окружающим миром, электроприборами; развивать воображение, активизировать мышление; побуждать детей делать простые умозаключения; учить бережному отношению к энергоресурсам (тепло, электроэнергия) Продолжать знакомить детей с правилами безопасности обращения с электроприборами.

Оборудование: плакаты, ёмкость с тёплой и холодной водой, электроприбор – фен.

Предварительная работа: Дидактические игры, беседы, загадывание загадок, чтение произведения, рассматривание иллюстраций, плакатов.

Ход занятия.

Воспитатель.

Какое время года на улице? (зима)

Какая особенность этого времени года? (холодно)

На улице холодно, а в нашем детском саду? (тепло)

Почему в саду тепло? (включено отопление)

/ подошли к батареям, потрогали, убедились, что тепло поступает/

Почему батареи горячие? (в них горячая вода, она даёт тепло батареям, а батареи передают тепло помещению)

Исследовательская деятельность

опустить пальчик сначала в холодную воду, а затем тёплую, сделать вывод, что тёплая вода излучает тепло.

Где помещены батареи? (под окном)

/подошли к окну и потрогали стекло/

Окно тёплое или холодное? (холодное)

Почему окно холодное? (стекло тонкое и есть маленькие щели, через которые проникает холодный воздух)

А вы знаете, что через маленькие щели из нашей группы уходит тепло?

Что надо сделать, чтобы тепло от нас не убежало? (утеплить окно, заклеить щели в рамах)

Поэтому наш помощник воспитателя заклеила все щели в рамах, кроме форточек, которые нам периодически приходится открывать для проветривания помещения и насыщения группы свежим воздухом, но и надолго нельзя оставлять открытую форточку, в группе станет холодно, и мы можем замёрзнуть и заболеть, потому что через неё уходит тепло.

Через какие ещё отверстия может уйти от нас тепло? (через открытую дверь)

Что же мы должны делать, чтобы от нас через дверь не уходило тепло? (плотно закрывать).

Чтобы тепло от нас всё не ушло, что мы должны делать? (беречь его)

/рассматривание плакатов по теплосбережению/

А как оказалась тёплая вода в батареях? (её нагревают в котельных большими электрическими приборами)

А что такое электричество? (ток, который живёт в проводах и поступает по ним к нам в дома)

Что даёт нам электричество, кроме нагретой тёплой воды? (свет, когда мы включаем люстру, светильники)

А что ещё работает от электричества в нашем доме? (утюг, холодильник, телевизор, стиральная машина, микроволновая печь, компьютер, пылесос и др.)

Вся эта техника называется – электроприборы, потому что работают от электричества, которое к ним поступает через провод, вставленный в розетку.

/демонстрация включения люстры, фена/

Вы знаете много электроприборов. Но вы не должны их включать сами – это опасно, ведь электрический ток может убить человека, нужны умения и навыки в пользовании этими приборами.

Я предлагаю вам поиграть в

игру «Доскажи словечко»

. Называю вам предложение, а вы его заканчиваете названием электроприбора.

Папа прокручивает мясо через…. (мясорубку)

Мама гладит бельё… (утюгом)

Брат достал колбасу из… (холодильника)

Сестра сушит волосы….(феном)

Дедушка сверлит стену…. (дрелью)

Стирается бельё в ….(стиральной машине)

Семья села смотреть….(телевизор)

Как хорошо когда есть свет, и как плохо когда его нет. Ведь без электричества ничего не будет работать, плохо сидеть в темноте, скучно без телевизора, продукты испортятся в холодильнике, и т. д.

А чтобы в наших домах был всегда свет, что мы должны для этого делать? (Экономить, беречь)

Что значит беречь и экономить свет? (не включить свет, когда светло, не забывать выключать, когда уходим или не пользуемся ими)

рассматривание плакатов по энергосбережению

Всё правильно мы должны беречь тепло и электричество, тогда всем его хватит и в наших домах будет уютно и тепло.

Публикации по теме:

Цель: познакомить детей с правилами рационального использования энергии, тепла, водных ресурсов в мире и быту. - учить формировать свои.

Фото отчет праздника: "Мама- слово дорогое, в слове том тепло и свет" в старшей разновозрастной группе. Мы на празднике сейчас,поздравлять.

Конспек НОД в старшей группе развитие речи «Бережём природу» Организация непрерывной образовательной деятельности детей в старшей группе «Бережём природу». Автор конспекта: Шейкина Елена Сергеевна,.

Конспект занятия по энергосбережению в подготовительной группе ЦЕЛЬ: -познакомить детей с экономией электроэнергией; -формировать у детей внимание к проблемам использования электроэнергии; -закреплять.

Консультация для родителей «Бережём здоровье с детства, или 10 заповедей здоровья» 10 заповедей здоровой жизни: 1. Соблюдаем режим дня! Очень важно приучить ребенка просыпаться и засыпать, кушать, играть, гулять, трудиться.

Мультфильм по энергосбережению: «Искорка и её друзья» Видео Вот!Наконец-то!Случилось!Совместными усилиями,стараниями,большим желанием мы создали свой собственный мультфильм!Я уже имела удовольствие.

Образовательный проект с детьми «Мы здоровье бережём» Актуальность «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,.

Сегодня перед обществом стоит очень важная задача

изменить в сознании каждого человека стереотип,

что природные ресурсы неисчерпаемы.

Уже с дошкольного возраста можно помочь ребенку

усвоить азы бережного

и з аботливого отношения к богатствам земли,

ко всему, что его окружает.

Примерный тематический план проекта для детей дошкольного возраста

по бережному отношению к теплу.

Содержание практической деятельности

участники

1

2

Диагностический этап

Проведение диагностики знаний детей о бережном отношении к источникам тепла, света и воды

Памятка для родителей

Воспитанники

Родители

Ст.воспитатель

Подготовительный этап

Рассматривание картинок с изображением электроприборов и приборов отопления;

Чтение стихов, рассказов и сказок:

С. Баруздин «Кто построил этот дом»; В. Маяковский « Кем быть»; Русская народная сказка «Зимовье»; русская народная сказка «Три поросенка»; «Заюшкина избушка»,

Чуковский К «Федорино горе»;

Отгадывание загадок;

Познакомить с правилами экономных и бережливых;

Наблюдения за деятельностью взрослых электрических приборов и электричества в быту, за деятельностью взрослых сбережении тепла в помещении;

Подбор материала к созданию мультфильма «Зимовье»

Воспитатели

Воспитанники

Родители

Учитель-логопед

муз. Руководитель

педагог ПДО -изо

Поисково - исполнительный этап

Беседа« По плотнее дверь закрой, бережливей будь с освещением»; « Рассказ о жилище человека с древности до наших дней»; лексическая тема «Дом и его части»

«Артикуляционная гимнастика»; лого ритмическое занятие «Новоселы»;

Составление рассказа на тему « Как построить новый дом»;

Занятие по ознакомлению с окружающим миром.

Аппликация « Теплый домик»

Рисование «Строим дом»

Рисование с родителями «Бережливые»

Конструирование из бумаги «Теплый домик»

Конструирование из кубиков «Дом для игрушек», «Разные дома», «Дома на улице»;

Экскурсия по улицам поселка;

Экскурсия по территории детского сада

Настольно - печатные игры «Профессии», «Четвертый лишний», «Звук, тепло и вода». «Лото» (профессии)

Дидактические игры «Что было до лампочки», «назови предметы облегчающие труд людей в быту»

Решение педагогических проблем: что случится, если не выключили воду в кране; что произойдет, если включим все электроприборы, и т.д.

Музыка: М. Карасева «Строим дом»

Воспитатели

Воспитанники

Родители

Учитель-логопед

муз. Руководитель

педагог ИЗО

Обобщающий этап

Сюжетно - ролевые игры «Мы строители», «Моя семья»

«Рабочие на стройке»

Выставка картин «Кто трудится на стройке»

Выставки рисунков «Береги тепло и свет - это главный вам совет», «Теплый домик»

Занятие с использование ИКТ по сказке «Зимовье»

Создание альбома «Азбука бережливости»

Мультипликационный фильм по сказке «Зимовье». «Бережем воду, тепло и свет - это главный наш совет!»

Воспитатели

Воспитанники

Родители

Учитель-логопед

муз. Руководитель

педагог ИЗО

Рефлексивный этап

Беседа с детьми о том, как нужно беречь тепло, свет и воду. Что интересного им запомнилось в ходе проекта

Воспитанники

Воспитатели

Диагностический этап

  1. Закрываешь воду в кране?
  2. Плотно закрываешь воду в кране?
  3. Закрываешь кран, когда чистишь зубы?
  4. Пользуешься стаканом при полоскании рта?
  5. Наливаешь в стакан воды столько, сколько выпьешь?
  6. Войдя в помещение, закрываешь за собой дверь?
  7. Напоминаешь взрослым, что нужно оклеивать окна?
  8. Уходя в детский сад, выключаешь в комнате свет?
  9. Напоминаешь взрослым, что нужно выключать свет, когда на улице светло?
  10. Выключаешь свет, когда уходишь в другую комнату?

Стихи о бережном отношении к электроэнергии и теплу

Необходимо с детства

Привыкнуть свет беречь,

По пустякам в квартирах

Лампочки не жечь

***

Все взрослые детям твердят: Ток - не шутка!

А сами не могут прожить не минутки.

Люди, берегите электричество!

Не тратьте его зря!

Ведь без электричества, поверьте,

Нам нельзя!

***

Зимой мы клеим окна,

Мы выключаем свет,

Когда солнышко взошло.

И чтоб вода из крана

Не вытекала зря,

Мы закрываем краны,

С водичкой мы друзья!

***

Приборы электрические надо отключать,

При выходе из дома розетки проверять.

Ведь свет - источник радости, уюта и тепла,

Электроэнергия всем жителям нужна.

***

Берегите электроэнергию!

Знает каждый, стар и мал,

Очень много ток нам дал:

Каждый вечер на планете

Много лампочек нам светит везде.

Рассказ воспитателя о жилище человека с древности до наших дней.

Задачи: Рассмотреть историю развития строительства домов с древних времен до наших дней;

Закрепить названия строительных профессий;

Развивать пространственное мышление.

Воспитывать культуру общения;

Оборудование: Картинки с изображением пещерного человека, дворянина, крестьянина, современного человека; набор предметов для игры «Что необходимо для строительных профессий»

Предварительная работа: чтение стихов о строительных профессиях, загадывание загадок, беседа о том, как утепляли свои жилища первобытный человек, дворянин, крестьянин, современный человек.

Ход занятия:

Много тысяч лет назад, на земле жили первобытные люди. Они сильно отличались от современных людей даже внешне. Но от животных их отличало, то, что они могли ходить на двух ногах, выполнять руками важную работу, например, копать или обрабатывать камни, а также первобытные люди имели свой язык. Это были лишь отрывистые звуки, но ими уже можно было передавать страх, тревогу, радость и другие чувства. Жили люди в древности в шалашах и в землянках, а иногда и в пещерах. Питались они корешками растений, яйцами птиц и лишь позднее научились охотиться и стали питаться мясом. А первобытный человек не имел ни дома, ни телевизора, ни компьютера, а от холода он прятался в пещеру. И лишь позднее человек научился добывать огонь, при помощи которого он согревал свое жилище. Самые простые жилища строились из шкур животных. Да и до сих пор некоторые люди живут в таких домах. Обогревается такой дом при помощи костров.

Но шло время, человечество развивалось все дальше и дальше. Люди научились пахать землю, сеять злаки, печь хлеб. Выбирали место для постройки. Строили замки, рыли вокруг глубокие рвы и заливали их водой, чтоб враг не смог на них напасть.

Крестьянин ставил избу там, где лучи солнца давали больше тепла и света, где из окон, с площадки крыльца, с территории двора открывался наиболее широкий вид на обрабатываемые им угодья, где был хороший подход и подъезд к дому. Дома старались ориентировать на юг, «на солнышко»; если это было невозможно, то «лицом» к востоку или юго-западу. (Воспитатель показывает картинки с изображением жилья.) В избах, которые строятся из бревен, для обогрева ставится русская печь. Кто-нибудь может рассказать о деревянном доме, о том, как и кто его отапливает. (Рассказы детей.) Как же попадает тепло в многоэтажный дом, туда, где нет печей?

Солнце летом светит

И тепло кругом,

Человеку летом

В доме хорошо.

Но придут морозы,

Вьюги, холода

И без солнца теплого

Как нам жить тогда?

Что же придумали люди, чтобы в больших домах, школах, больницах, детских садах было тепло? (Ответы детей.)

Показ и рассматривание иллюстраций о последовательности поступления тепла в дома. Воспитатель обобщает ответы детей: «Люди построили огромные котельные, в которых при помощи мазута нагревают воду и пускают ее по трубам и батареям, чтобы в квартирах, детских садах и больницах было тепло. Тепло нужно беречь, так как при его получении затрачивается дорогостоящее топливо, да и в атмосферу попадают вредные вещества.

Всегда ли люди берегут тепло, закрывают окна и двери? Вы замечали в окружающей жизни, когда люди не берегли тепло? Всегда ли вы закрываете двери за собой? К сожалению, встречаются дети и взрослые, которые не закрывают двери при входе в подъезд, а также не заклеивают окна на зиму. О таких людях в народе говорят: неэкономный, недисциплинированный, небережливый человек. А ведь, если люди открывают окна, двери — тогда не спасет от холода теплая вода. (Просмотр видеоролика)

Фасады многих современных домов укрепляют при помощи металлических кассет .

Нужно рамы клеить, двери закрывать,

Что б зимою белой нам не замерзать.

С/р игра «Мы строители»

Игры можно проводить по разным направлениям:

1. Вариант «Найди такую же картинку»

2. Вариант «Найти картинки связанные с водой, теплом, светом»

3. Вариант «Я загадаю, ты найди», учить детей искать картинки слушая правило: например: Нельзя бросать в воду мусор, или вышел из комнаты выключи свет.

4. После игры с детьми можно сформулировать правила по энергосбережению.

1) Не включай свет, если на улице еще светло!

2) Чаще мой окна и у вас будет больше дневного света!

3) Почини кран, сантехнику, поставь счетчики - не лей напрасно воду!

4) Прими душ - вместо ванны!

5) Не суши вещи над электроплитой!

6) Выключай ночью свет - береги энергию!

7) Вышел из комнаты выключи свет!

8) Ушел из дома выключи все электроприборы!

9) Утепляй окна - береги тепло!

После игры можно разучить с детьми стих:

Свет включай, когда темно.

С солнышком раскрой окно.

Береги тепло и воду,

И уютным будет дом.

Экономьте свет, экономьте газ -

И счастливей станет жизнь для нас.

С большим уважением

Относимся к энергосбережению (интернет ресурс)

Лексическая тема «Дом и его части»

1.Развитие мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика:

Тук, тук молотком. Строим, строим новый дом.

Этот дом для Маши, этот дом для Саши,

Этот для Наташи, этот дом для Ксюши

Этот для Андрюши. Все соседи, все друзья

Жить без дружбы нам нельзя!

2. Мимические упражнения

Выразить состояние боли. Работали молотки и нечаянно стукнули по пальчику.

Выразить удивление: "Какой высокий небоскреб!" Показать, как вы испугались высоты, попав на последний этаж небоскреба.

Выразить состояние радости. Получили новую квартиру. Обрадовались: "Ура! Ура! Ура!"

3. Упражнения для мышц шеи

Посмотрите, где у нас потолок. Что справа от нас? Что слева?

4. Упражнения для артикуляционных мышц

Работающий экскаватор. Выдвигать нижнюю челюсть вперед, а затем оттягивать её назад.

Работающий бульдозер. Выдвигать нижнюю челюсть вниз вперед.

5. Упражнения для губ и щек

Котлован : Экскаватор вырыл вот такой котлован Широко открыть рот, вытянуть губы внутрь, плотно закрывая ими зубы.

Ковш экскаватора открылся, набрал земли. высыпал. "Оскал" с закрыванием и открыванием рта.

Чердачное окошко. Окна в домах бывают не только прямоугольные, но и круглые. Вытягивать губы широкой "трубочкой" при сомкнутых челюстях.

Чередование позиций: "оскал" - "трубочка" - "воронка".

6. Упражнения для языка

Моем окна . Производить круговые движения кончиком языка по верхней и нижней губам.

Красим крыльцо . Рот закрыт. Облизывать сначала только верхние зубы. затем нижние. Далее облизывать зубы по кругу.

Красим потолок. Кончиком языка проводить по небу - от мягкого неба до верхних зубов.

Укладываем полы. Расплескать язык на дне ротовой полости.

7. Развитие речевого дыхания и голоса

Приколачиваем оконные рамы. Сверлим дырки дрелью. Произносить на одном выдохе звуки: «Т-т-т-т, д-д-д-д», а затем слоги: «Та-та-да-да, ты-ты-ды-ды. Тук-тук-тук».

Шагаем по этажам. Произносить слова первый, второй, третий, четвертый. Пяты. Повышая голос, сопровождая движением руки (поднимаемся по лестнице), понижая голос (спускаемся)

Произносить предложения с разной интонацией: «Ах, какой дом!», «Какой это дом?», «Вот такой дом!»

8. Речевая гимнастика

9. Психологическая гимнастика. Пластические этюды.

Образно - пластическое творчество детей.

Представить: вы строители. Наливаете краску в ведро, красите стену, поднимаетесь по лестнице, забиваете гвозди молотком, сверлите дырки дрелью, вставляете стекла в раму, проводите электропроводку, открываете и закрываете замок.

Угадайте, что я делаю. Один ребенок показывает действия строителей, а другие угадывают.

Образные перевоплощения и оживление предметов.

Изобразить подъемный кран, груженный самосвал, брошенный на дороге кирпич, бетономешалку, электродрель, и другие инструменты.

Изобразить дом, покинутый хозяевами, разрушенную избушку, дом, в который въезжают новоселы.

Представить себя пилой, молотком, дрелью. Показать назначение этих инструментов.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром:

«Удивительная встреча с Электроником»

Задачи:

Уточнить и закрепить представления детей об истории возникновения электрической лампочки, о предметах бытовой техники; о том, как и где «рождается» электричество и тепло.

Активизировать словарь словами, обозначающими названия электроприборов и приборов отопления;

Закреплять знания правил безопасности в обращении и бережно отношения к источникам тепла и света;

Воспитывать бережное отношение к электроэнергии в своем доме.

Оборудование: 3 маленьких конверта, 2 больших конверта; предметные картинки электроприборов.

Предварительная работа: наблюдения за работой электрическими приборами дома и в детском саду; чтение художественной литературы; рассматривание разных видов электрических элементов (батареек) и способы их применения в различных приборах.

Ход занятия:

Слышен стук.

Электрончик: здравствуйте! Меня зовут Электрончик! Вы меня никогда не видели, потому что я и мои друзья живем в проводах и розетках. Нас очень много.

Мы быстро бегам по электрическим проводам, зажигаем лампочки, заставляем работать разные приборы, да и просто иногда сидим в розетке и ждем, когда кому понадобимся.

Я видел, как вы строили теплые домики. Но в вашем маленьком городке нет электричества, вот мы с друзьями решили вам помочь.

Дефектолог: Спасибо Электрончик, и всем твоим друзьям!

Электрончик. Расскажите моим друзьям, как вы строили дома.

Дети: утепляли окна и двери, делали мебель, но там нет света и очень холодно.

Электрончик: почему в домах холодно?

Дети: потому что там нет печек, обогревателей, света и т.д.

Электрончик: Я вам помогу, но для этого нужно выполнить задания.

Дефектолог: Мы выполним твои задания

Электончик: первое задание находится в конверте, который спрятан. Нужно выбрать по считалке ведущего. Сделать 5 шагов вперед, два шага направо, три вперед. Принести конверт. Разделиться по парам. Достать картинки, на которых изображены электрические приборы. Один должен изобразить прибор, а второй угадать, что изображено на картинке.

Дети работаю в парах.

Электрончик: молодцы, справились с заданием. Следующее задание находится в конверте, который спрятан. (выбирается ведущий, который находит конверт) нужно разделиться на подгруппы и выполнить задание.

Д/игра « Вода, свет, огонь»

Электрончик: Следующее задание «Классификация предметов домашнего обихода по энергопотреблению»

Игра « Подели на подгруппы»

Следующее задание. Знаете ли вы правила обращения с электроприборами и электрическим током? В третьем задании я узнаю, как вы научились беречь электричество и тепло.

Дефектолог: Я прочитаю предложения. Если вы согласны, то хлопните в ладоши. Если не согласны. То топните ногой. Начинаем.

Верно ли, что…

Можно ли пользоваться неисправными электроприборами?

Уходя нужно выключать свет?

Выключать электроприборы из розетки, потянув за провод?

Нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим приборам?

Не сушить на батареях одежду и тепло?

Надо оклеивать окна на зиму?

Надо вытирать пыль с лампочек, чтобы они ярче светили?

Когда находишься дома, надо включать все электроприборы?

Надо пользоваться энергосберегающими лампочками?

Нельзя вставлять посторонние предметы в розетку?

Электрончик: Браво, молодцы! Вы настоящие бережливые! Электрический ток проходит большой путь, чтобы попасть в ваши квартиры. Люди построили большие электростанции, где рождается электрический ток и тепло. Теперь в ваших домах будет тепло и светло.

Свет, тепло, вода и газ

Просто так не льются,

И природой нам они

Даром не даются

Среди множества проблем

В нашем поколении

Предстоит решить вопрос

Энергосбережения.

Литература

1.Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. - СПб.: КАРО, 2004. - 80 с.

2.Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Пособие для воспитателей. - М.: Просвещение,1981. - 160 с.

3.Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Пособие для воспитателей в детском саду. - М.: Просвещение, 1990. - 120 с.

4.Лиштван З.В. Конструирование. Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1981. - 135 с.

5.Степанова С.В., Зубкова С.А. Использование ИКТ в организованной образовательной деятельности детей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2012. - № 7 - с. 6 -10

6.Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5 - 6 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 95 с.

Материал подготовлен старшим воспитателем ДО-3 Дюгаевой Л.И.

ЗАНЯТИЕ ПО СБЕРЕЖЕНИЮ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

«ГДЕ РАБОТАЕМ, ЖИВЁМ, ТЕПЛО, СВЕТ, ВОДУ БЕРЕЖЁМ»

Программные задачи : продолжать формировать понимание единства человека и природы, ответственности за сохранение её ресурсов; дать образное и упрощённое объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного пользования водой, сохранения тепла; формировать у детей потребность в их экономии.

Знакомить с электричеством, правилами безопасного обращения с электроприборами; расширить словарный запас дошкольников по данной теме; обогатить восприятие положительными впечатлениями;

Воспитывать уважительное отношение к дарам природы.

Словарная работа: электричество, энергосбережение, природные ре-

сурсы, электростанция, экономия, электрический ток.

Оборудование: дидактические игрушки Берегоша и Транжира, демонст-

рационный материал «Электроприборы», колокольчик, материал для

эксперимента, наклейки-энергосберегалочки, листы с изображёнными

лабиринтами, конверт.

Предварительная работа: загадывание загадок, рассматривание иллюст-раций и беседа по теме «Техника в вашем доме»,чтение художествен-ных произведений: «Сказка о трёх братьях» Г.Злобенко, «Уроки Берего-ши» , «Домашняя экономия» С.Галкина, выставка творческих детских работ «Учимся беречь энергию»; дидактические игры «Свет,вода,звук», «Основы безопасности».

Куклы Берегоша и Транжира.У Бер. Теплый,уютный дом.Они хозяин хороший.Самовар поставит,чаем угостит.но когда чай разливает,за каждой капелькой следит.В его хоз-ве каждая капля дорога.А у Транжиры в доме холодно,неютно.Ему воды не жалко.У него и горячей и холодной сколько хочешь.Бер.свой дом утеплил, а ТР.нет.Батареи горячие как огонь, а тепла нет.

ТРАНЖИРА. А у тебя тепло, и уходить не хочеться!

БЕРЕГОША. У хорошего хозяина в любой мороз в доме тепло. Только надо как следует его подготовить, тогда никакой холод не страшен. А ты как свой дом утеплил?

ТРАНЖИРА. Да никак! Думал, придёт зима, подключат отопление, теп-ло будет. А получилось наоборот: пришла зима, отопление подключили, батареи как огонь, а в квартире холодно.

БЕРЕГОША. Понятно, в твоём доме топить, что на дворе у костра греться. Дров много пропадёт, а тепла не будет..

В. Ребята, как вы думаете, что им необходимо сделать, чтобы в доме бы-ло тепло? (Утеплить окна,закрывать плотно двери, форточки, бата-рею не зашторивать)

В. А воду надо беречь? А как мы её бережём?

(Закрываем краны; когда чистим зубы, воду в чашку наливаем)

В. Смотрите Берегоша конверт оставил, наверное, в нём для нас письмо.

На конверте написано: «Детский сад, группа « Смешарики». Ребятам. Советы от Берегоши». Как интересно, письмо то в картинках. Давайте попробуем его прочитать.

Дидактическая игра «Береги тепло и воду».

В. Какие важные советы даёт нам Берегоша?

Выставляются два совета в картинках:»Береги воду. Не выпускай теп-ло». Картинки могут иметь следующие сюжеты: девочка моет посуду в тазике,а не под краном; мальчик чистит зубы, кран с водой закрыт;

Женщина утепляет и оклеивает окна и т.д.

В. Ребята, вы, наверное, хотели бы побывать в гостях у Берегоши? А как

вы думаете, какой у него дом? (Чистый, уютный, красивый, аккурат-ный, тёплый.)

А что значит уютный дом? (Когда есть мебель, чисто, тепло, аккурат-но.)

Игра «Доскажи словечко».

Мам может стирать бельё в …(стиральной машине).

Папа может пылесосить ковёр… (пылесосом).

Дочь может гладить бельё… (утюгом).

Бабушка достаёт продукты из… (холодильника).

Можно готовить на… (плите).

Когда все дела сделаны, можно отдохнуть:

Посмотреть… (телевизор),

Послушать … (радио),

Поговорить по… (телефону),

Как можно назвать одним словом все эти предметы? (Электроприборы).

Что служит питанием для электроприборов? (Электричество. Элетро-ток, электроэнергия).

А откуда поступает электроэнергия в дом? (С электростанции).

Где в каждом доме живёт электричество? (В розетках).

Как ток попадает к нам в квартиры? (По проводам).

Физкультминутка «Провода».

Воспитатель выполняет роль розетки, а дети-провода. Они беруться за

руки, выстраиваются в линию, садятся на корточки. На одном конце

«провода» розетка (воспитатель), на другом –электроприбор (ребёнок).

Воспитатель берёт за руку крайнего ребёнка («пошло электричество по проводу»). Дети поочерёдно встают, создавая волновое движение

В. Ребята, а что будет в доме, если включить все электроприборы? (Сгорит всё; будет болеть голова от шума; будем много денег платить; не

Успеет вырабатываться электроэнергия; будет загрязняться окружающая среда).

А что делать, если электричество отключиться? Как жить без электроприборов? (Свечу зажечь; сохраняются природные ресурсы).

А теперь давайте поиграем в «Загадалки-объяснялки»

Для этого одни ребята загадают предмет по картинке, а другие отгадают

и расскажут, как правильно обращаться с электроприборами, чтобы сэкономить электричество. За правильный ответ получите искорку. (Варианты:этим предметом можно сделать бельё гладким, ровным; с помощью этого устройства можно узнать новости, сведения о погоде, послушать музыку).

Игра «Скажи со словом «электрический» (по картинкам).

Названия предметов из предыдущей игры согласовать со словом «электрический». Например, электрический утюг и т.д.

В. При правильном обращении с электроприборами мы сможем сэкономить каждую искорку электричества. Учёные тоже думают о сбережении электроэнергии. Они выяснили, что небольшое её количество можно запасти в батарейке. Если провода подсоединить к батарее, электричество пойдёт по проводам и сможет гореть лампочка.

Проводится опыт с батарейкой.

В. Почему загорелась лампочка? (В батарейке есть запас электроэнер-гии).

Какие приборы работают на батарейках? (Часы, плеер, фонарик).

В.Подведение итогов занятия.

Ребята рассказывают,что они сегодня узнали на занятии.

Приложение

Б.Заходер

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С РЕКОЙ?

Течёт река
Издалека.. .
Течёт река.. .
Течёт река.. .

Как хорошо, когда река
И широка и глубока!

Над ней - пышнее облака,
Свежей дыханье ветерка,
Стройнее, выше лес над ней,
И луг прибрежный - зеленей!. .
Течёт река.. .
Течёт река.. .
Поит поля и города,
Несёт и лодки и суда,
И рыбы ходят в глубине,
И раки ползают на дне.. .

Ты хороша, река, весной
И осенью.. .
И в летний зной!
Купанье! Что за благодать!
Кому - попробуй угадать! -
Приятней плыть в живой волне:
Рыбятам
Или
Ребятне?. .
Вся живность счастлива
Вполне!

Но что такое?
Караул!! !
Нет, нет, никто не утонул.
Нет, нет, как раз наоборот:
На мель
Садится
Пароход
Средь бела дня.
Какой скандал!

Наверно, лоцман
Маху дал?
Да нет!
Далёко до буйка…
Тут глубока
Была река.

Была. Вот именно - б ы л а.
Была, да, видимо, сплыла:
Ах, реку мы
Не узнаём:
Река
Становится
Ручьём!

…Уже и лодки
На мели…
…Пловцы
Вдруг
Посуху пошли…
А рыбы?
В горе и тоске
Бедняжки
Бьются
На
П
е
с
к
е
.
.
.

Так что же с ней стряслось, с рекой?
Увы, друзья, ответ такой:
Дошкольник Сидоров Иван
Забыл закрыть на кухне кран.

Вы скажете: "Какой пустяк! "
Пустяк… Добро б ручей иссяк,
А то вон из-за пустяка
Пропала целая река!


Воспитательное мероприятие

Тема: «Береги тепло»

Форма проведения: Беседа.

Цель:

Закрепить представления детей об экономии, рассказать о возможностях экономии: тепла, предметов потребления, объяснить пути добывания, сохранения и транспортировки воды, тепла, уточнить у детей представления об этих процессах, рассмотреть рисунки и закрепить знания в дидактических и подвижных играх, воспитывать бережное отношение к водным ресурсам, уважение к результатам труда людей, благодаря которому всем детям тепло и уютно не только в группе, но и дома.

Оборудование:

Наглядный материал: Иллюстрации книг, рисунки детей.

План:

I .Организационная часть - 1-2 мин.

II .Сообщение цели - 1 мин.

III .Вводная беседа – 5 мин.

IV .Основная часть - 20 мин.

V .Заключительная часть – 2-3 мин.

Всего (30 мин.)

Ход занятия:

I .Организационный момент.

Приветствие. Психологический настрой.

II .Сообщение цели.

Возможность экономии: тепла, предметов потребления, объяснить пути добывания, сохранения и транспортировки воды, тепла, уточнить у детей представления об этих процессах, рассмотреть рисунки и закрепить знания в дидактических и подвижных играх, воспитывать бережное отношение к водным ресурсам, уважение к результатам труда людей, благодаря которому всем детям тепло и уютно не только в группе, но и дома.

III .Вводная беседа.

Воспитатель: Дети, в школе нас окружает множество вещей, мы к ним так привыкли, что почти не замечаем. Если посмотреть внимательно на вещи, то можно сказать, для чего они нужны человеку и из чего сделаны. Но разве можно знать все обо всем? Наверное, нет. Но вот без знания слова «экономика» прожить невозможно. Что же такое экономика? (Ответы детей.) Экономика - это разумное использование человеком необходимых благ, стремление устроить свою жизнь более комфортно и красиво.

IV .Основная часть.

Посмотрите на себя внимательно и скажите, сколько на вас надето вещей? Давайте представим, что можно надеть только две вещи, можно ли так прожить? (Ответы детей.) А когда-то в Греции жил философ, которого звали Сократ. Он не был бедным, а был очень мудрым и экономным, поэтому до сих пор о нем ходят легенды.

Своей одежде он не придавал большого значения и ходил босиком в стареньком плаще. У него было очень много учеников, которых он учил экономике. Однажды Сократ попал на базар и воскликнул: «Как много существует вещей, которые мне не нужны!» Однако и сегодня есть такие люди, которые хотят все купить, много тратить. А ведь бережливый Сократ был не единственным таким человеком. Другой греческий философ Диоген жил в бочке, считая такое жилище достаточно удобным, он заботился о сохранении окружающей среды, думал о том, чтобы чистого воздуха было больше, чтобы человек жил дольше.

А первобытный человек не имел ни дома, ни телевизора, ни компьютера, а от холода он прятался в пещеру. И лишь позднее человек научился добывать огонь, при помощи которого он согревал свое жилище. Самые простые жилища строились из шкур животных. Да и до сих пор некоторые люди живут в таких домах.

Например, некоторые казахи живут в юртах, северяне - в чумах. (Воспитатель показывает картинки с изображением данного жилья.) Обогревается такой дом при помощи костров. В избах, которые строятся из бревен, для обогрева ставится русская печь. Кто-нибудь может рассказать о деревянном доме, о том, как и кто его отапливает. (Рассказы детей.) Как же попадает тепло в многоэтажный дом, туда, где нет печей?

Солнце летом светит

И тепло кругом,

Человеку летом

В доме хорошо.

Но придут морозы,

Вьюги, холода

И без солнца теплого

Как нам жить тогда?

Что же придумали люди, чтобы в больших домах, школах, больницах, детских садах было тепло? (Ответы детей.)

Показ и рассматривание иллюстраций о последовательности поступления тепла в дома. Воспитатель обобщает ответы детей: «Люди построили огромные котельные, в которых при помощи мазута нагревают воду и пускают ее по трубам и батареям, чтобы в квартирах, детских садах и больницах было тепло. Тепло нужно беречь, так как при его получении затрачивается дорогостоящее топливо, да и в атмосферу попадают вредные вещества.

Всегда ли люди берегут тепло, закрывают окна и двери? Вы замечали в окружающей жизни, когда люди не берегли тепло? Всегда ли вы закрываете двери за собой? К сожалению, встречаются дети и взрослые, которые не закрывают двери при входе в подъезд, а также не заклеивают окна на зиму. О таких людях в народе говорят: неэкономный, недисциплинированный, небережливый человек. А ведь, если люди открывают окна, двери - тогда не спасет от холода теплая вода.

Нужно рамы клеить,

Двери закрывать,

Что б зимою белой

Нам не замерзать.

Посмотрите внимательно, какой холодный дом, а в нем живет семья, в которой завелся странный зверь.

Показ иллюстрации, чтение стихотворения И. Токмаковой «Странный зверь».

Воспитатель : Как вы думаете, что это за зверь? Конечно, ребята, это сквозняк. Когда двери открыты, он всегда появляется, начинает выгонять из квартир теплый воздух.

Рассматривание иллюстраций. Посмотрите, куда может пробраться сквозняк? (В открытую форточку, через балкон, дверь в подъезде, разбитое стекло.) Как же можно спасти дом от сквозняка? (Закрывать двери в подъезд, заклеивать рамы на окнах, закрывать форточки.)

V . Заключительная часть.

На этом, наверное, подведём итог. Тепло нужно беречь, так как при его получении затрачивается дорогостоящее топливо, да и в атмосферу попадают вредные вещества. Все люди берегут тепло.



error: Контент защищен !!