Классификация методов психодиагностики, их достоинства и недостатки. Методы психодиагностики и их классификация Классификация психодиагностических методов в отечественной психологии


ЛЕКЦИЯ № 7. Методы психодиагностики, их классификация

1. Операционализация и верификация – основные требования, предъявляемые к понятиям и методам психодиагностики

В настоящее время созданы и практически используются методы психодиагностики, которые охватывают все известные науке психологические процессы, свойства и состояния человека. Создание, описание и научное признание права на существование новых научных понятий и соответствующих им явлений идет рука об руку с разработкой пригодных для их экспериментального изучения психодиагностических средств. Дело в психологии как науке поправляется по той причине, что в начале XX в. в ней были официально признаны и приняты те требования, которые к понятиям и методам исследования предъявляют в наиболее развитых современных науках, в частности физике. Это требования операционализации и верификации.

Под операционализацией понимается требование, согласно которому при введении новых научных понятий обязательно необходимо четко указывать на конкретные процедуры, приемы и методы, с помощью которых можно практически удостовериться в том, что явление, описанное в понятии, действительно существует. Операционализация предполагает указание на практические действия или операции, которые может выполнить любой исследователь, чтобы убедиться в том, что определенное в понятии явление обладает именно теми свойствами, которые ему приписываются.

Требование верификации означает, что всякое новое понятие, вводимое в научный оборот и претендующее на получение статуса научного, обязательно должно пройти проверку на его непустоту. Последнее предполагает наличие методики экспериментальной диагностики того явления, которое описано в данном понятии. Слово «верификация» буквально обозначает «проверка». Эта проверка непустоты понятия, т. е. реальности существования явления, определяемого этим понятием, должна быть осуществлена при помощи соответствующей психодиагностической процедуры.

Если, например, мы вводим в научный оборот понятие «мотив», то сначала необходимо дать точное определение этого понятия через известные другие понятия и доступные способы диагностики явлений, входящих в содержание данного понятия (oперационализация). Допустим, что таким определением является следующее: «Мотив – это внутренний, психологический, осознанный или неосознаваемый побудительный источник действий человека, придающий им целенаправленность и поддерживающий их активность». (Предполагается, что нам уже известно, что такое «побудительный источник», «осознанный или неосознаваемый», и «активность», в противном случае необходимо было бы дополнить общее определение мотива частными определениями данных понятий, вести эту работу до тех пор, пока в определяющей части всех понятий не останется ни одного термина, требующего дополнительного разъяснения.) На следующем этапе операционализации понятия «мотив» мы обязаны были бы предложить психодиагностическую методику, с помощью которой можно было бы удостовериться в том, что то, что утверждается в определяющейся части данного понятия, действительно существует. На заключительном этапе мы должны были бы осуществить практическую проверку существования явления «мотив» во всех приписанных ему в определении свойствах. Таким образом, как операционализация, так и верификация понятий требуют обращения к психодиагностике, но только операционализация предполагает теоретический, а верификация – практический шаг на этом пути.

2. Бланковые, опросные, рисуночные и проективные психодиагностические методики. Сущность и частота встречаемости. Понятие об объективно-манипуляционных методиках

Большинство созданных и применяемых практических психодиагностических методик представляют так называемые бланковые методики – такие, в которых испытуемому предлагают серию суждений или вопросов, на которые он должен в устной или письменной форме дать ответ. По полученным ответам испытуемого, в свою очередь, судят о психологии того человека, который эти ответы предложил. Широкая распространенность и практический интерес к бланковым методикам объясняются тем, что они относительно просты как для разработки, так и для использования и обработки получаемых результатов.

Второе место по частоте встречаемости занимают опросные методики , в процессе применения которых исследователь психологии человека задает испытуемому устные вопросы, отмечает и обрабатывает его ответы. Эти методики хороши тем, что не требуют подготовки специальных бланков и позволяют психодиагносту вести себя в отношении испытуемого достаточно гибко. Недостатком опросных методик является субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в интерпретации ответов на них. Кроме того, опросные методики трудно стандартизировать и, следовательно, добиться высокой надежности и сравнимости получаемых результатов.

Третье место по частоте использования занимают рисуночные психодиагностические методики . В них для изучения психологии и поведения испытуемых используются созданные ими рисунки, которые могут иметь как заданный тематически, так и спонтанный характер. Иногда применяется прием интерпретации испытуемыми стандартных, готовых изображений. Нередко в содержании этих изображений в наглядной форме представлены задачи, которые испытуемый должен решить (например, матричный тест Равена).

Первый и третий из описанных типов психодиагностических методик могут иметь два варианта: ручной и компьютерный . При ручном варианте методика с начала и до конца используется без применения средств электронно-вычислительной техники для презентации или обработки экспериментального материала. В компьютерном варианте на одном из указанных этапов психодиагностики применяется электронно-вычислительная техника. Например, текстовый и рисуночный материал можно предъявлять испытуемым через экран дисплея, а процессор машины использовать для производства количественных вычислений, а также вывода на печать получаемых результатов.

Особое место среди психодиагностических методик занимают проективные , которые, в свою очередь, могут быть бланковыми, опросными и рисуночными. Частота их практического использования также достаточно велика и из года в год возрастает по той причине, что методики этой группы наиболее валидные и информативные.

Следующая группа методик – объективно-манипуляционные . В них решаемые испытуемыми задачи предлагаются им в форме реальных предметов, с которыми предстоит что-нибудь сделать: собрать из заданных материалов, изготовить, разобрать и т. п.

3. Общие критерии классификации психодиагностических методик. Понятие о научных и практических методиках

Более развернутую классификацию психодиагностических методик можно предложить, лишь выделив общие критерии, в соответствии с которыми различные методы психодиагностики будут разделены на частные группы. Такими критериями являются следующие:

1) тип применяемых в методике тестовых задач;

2) адресат используемого в методике тестового материала;

3) форма представления тестового материала испытуемым;

4) характер данных, используемых для выводов о результатах психодиагностики;

5) наличие в методике тестовых норм.

6) внутреннее строение методики.

По типу применяемых тестовых заданий психодиагностические методики делятся на опросные (в них используются вопросы, адресуемые испытуемым), утверждающие (в них употребляются некоторые суждения или утверждения, с которыми испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие), продуктивные (здесь применяется тот или иной вид собственной творческой продукции испытуемого: вербальной, образной, материальной, спонтанно созданной или воспроизведенной по инструкции самим испытуемым), действенные (испытуемый получает задание выполнить некоторый комплекс практических действий, по характеру которых судят о его психологии), физиологические (в данном случае психодиагностика производится на основе анализа непроизвольных физических или физиологических реакций организма человека).

К примеру, для оценки психологии некоторого человека можно использовать его ответы на прямые или косвенные вопросы, его согласие или несогласие с теми или иными суждениями, результаты его устной, письменной, изобразительной, технической или иной деятельности, его произвольные и непроизвольные действия и реакции в ответ на некоторые стимулы и многое другое. Этой же цели могут служить также электроэнцефалограмма, электрокардиограмма, электромиограмма, кожно-гальваническая реакция (КГР) и другие рефлексы, включая сердечно-сосудистые рефлексы и рефлексы дыхательной системы.

По адресату тестового материала психодиагностические методики делятся на сознательные , апеллирующие к сознанию испытуемого, и бессознательные , направленные на неосознаваемые реакции человека. Примером методик первого типа могут служить опросники, а примером второго – проективные методики.

По форме представления тестового материала испытуемым психодиагностические методики делятся на бланковые (представляют собой тестовый материал в письменной или какой-либо иной знаковой форме: в виде рисунка, схемы и т. п.), технические (презентируют испытуемому тестовый материал в аудио-, видео– или киноформе, а также через иные технические устройства и машины), сенсорные (представляют материал в виде физических стимулов, непосредственно адресованных органам чувств).

По характеру данных, используемых для психодиагностических выводов, методики подразделяются на объективные (используются показатели, не зависящие от сознания и желания испытуемого или экспериментатора) и субъективные (употребляются данные, зависящие от желания и сознания экспериментатора или испытуемого, относящиеся к их внутреннему опыту и зависящие от него). Примером методик объективного типа могут служить тесты, включающие анализ физиологических, рефлексивных показателей или практических результатов деятельности испытуемого, при пользовании которыми субъективизм в оценках сведен к минимуму. С другой стороны, классическим примером методики субъективного типа является такая, которая в основном опирается на интроспекцию и выводы, делаемые на базе интуиции и внутреннего опыта.

По критерию наличия тестовых норм психодиагностические методики делятся на имеющие подобные нормы и не располагающие ими .

Наконец, по внутренней структуре психодиагностические методики можно разделить на мономерные и многомерные . Первые характеризуются тем, что в них диагностируется и оценивается единственное качество или свойство, а вторые – тем, что они предназначены для психодиагностики и оценки сразу нескольких однотипных или разнотипных психологических качеств человека. В последнем случае психодиагностическая методика подразделяется, как правило, на несколько частных методик – подшкал, оценивающих отдельные психологические качества. Например, известный тест Спилбергера – Ханина для оценки тревожности – это мономерная методика, а личностный тест Кеттела – многомерная методика.

Одна и та же психодиагностическая методика одновременно может рассматриваться и квалифицироваться с разных сторон, по различным критериям. Поэтому почти любую методику можно отнести не к одной, а сразу к нескольким классификационным группам. В этой связи выделенные и описанные выше критерии классификации психодиагностических методик следует расценивать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие друг друга в характеристике разных методик, как возможные аспекты их анализа и разделения на классы.

В отдельную группу выделяются психодиагностические методики, основанные на качественном и количественном анализе экспериментальных данных. В первом случае диагностируемое свойство описывается в известных научных понятиях, а во втором случае – через относительную степень его развития у данного человека по сравнению с другими людьми. Иногда количественные и качественные характеристики сочетаются в рамках одной и той же методики, так что в итоге изучаемое свойство получает двойную – количественно-качественную характеристику. Например, в тесте Личко, предназначенном для диагностики акцентуаций характера у подростков, каждая из изучаемых черт характера имеет двойную характеристику – и количественную, и качественную одновременно.

Все методы психодиагностики можно также разделить на научные и практические , хотя такое деление условно: большинство известных психодиагностических методик используется как в практической психодиагностике, так и в научно-исследовательском экспериментировании. Однако между ними все же есть разница, которая заключается в том, что научно-исследовательские методики главным образом ориентированы на выявление и последующее изучение того или иного психологического качества в целях его сугубо научного познания, а практические – на оценку степени его развития и использования в практических целях. Кроме того, научная методика может быть уникальной, трудоемкой, дорогостоящей и применяться только в рамках научного исследования, будучи из-за указанных ее качеств непригодной для широкой практической психодиагностики. Практическая же методика, напротив, должна быть универсальной, простой и относительно дешевой.

4. Ограничения, достоинства и недостатки различных типов психодиагностических методик

Существование множества психодиагностических методик объясняется не только большим количеством свойств, которые с их помощью приходится оценивать, но также тем, что практически все методики имеют ограничения в применении , в силу которых приходится создавать и использовать другие методики, не обладающие подобными ограничениями.

Рассмотрим в этой связи достоинства и недостатки некоторых типов методик. Достоинство методик, обращенных к сознанию, в том, что они позволяют судить о психологии данного человека непосредственно на основе того, что говорит он о себе или окружающие люди о нем. Однако испытуемый может недостаточно искренне или некритично отвечать на адресованные ему вопросы, в том числе под влиянием субъективно воспринятой инструкции, предвзятого отношения к психодиагносту или ситуации психодиагностики. Словом, сознательное субъективное искажение результатов тестирования – один из самых серьезных недостатков данной группы методик. Правда, некоторые специальные приемы, используемые конструкторами подобных методик, в частности введение в ее структуру контрольных вопросов, суждений, специально оценивающих степень искренности отвечающего, позволяют существенно снизить уровень субъективности получаемых результатов. Вместе с тем заметим еще раз: полностью избежать данного недостатка в подобного типа методиках практически невозможно, что делает их не всегда валидным, надежным и однозначным измерительным инструментом.

Преимущество объективных методик, опирающихся не на словесные ответы, самохарактеристики или самооценки, а на не зависящие от сознания человека непроизвольные действия и реакции, а также продукты его деятельности, заключается в том, что они позволяют избежать субъективности и в этой связи достаточно надежны. Вместе с тем их валидность и однозначность, а также точность иногда оставляют желать лучшего. Поясним сказанное. Объективные показатели не всегда отражают своими изменениями именно те психологические свойства, для оценивания которых они предназначаются. Например, физиологические реакции не всегда соответствуют психологическим свойствам и состояниям человека. Они, кроме того, связаны с сиюминутными физическими состояниями организма, а не только с психологическими процессами, и в этом смысле не вполне однозначны. Наконец, для показателей подобного рода трудно разработать тонкую измерительную шкалу, позволяющую выявлять различные степени проявления диагностируемого качества и дифференцированно их оценивать. Другими словами, объективные показатели не являются точными мерками силы отражаемого в них свойства. Допустим, что для выводов о наличии у ребенка определенного отношения к членам своей семьи используются особенности рисунка семьи, сделанного самим ребенком. Такой рисунок, как показано в многочисленных исследованиях, действительно может отражать сложившиеся в семье отношения, но, помимо этого, также и художественно-изобразительные способности ребенка, его желание рисовать, стремление понравиться психологу, настроение в момент тестирования и многое другое. В зависимости от всего этого может меняться характер рисунка, в том числе те признаки, по которым обычно судят об отношениях ребенка к отдельным членам семьи.

Проективные методики по сравнению со всеми уже рассмотренными имеют одно весьма существенное достоинство: они, как правило, валидны и относительно надежны при высоком уровне профессиональной подготовки пользователя. Они менее субъективны и мало подвержены случайным, ситуативным влияниям. Недостатки их – трудоемкость и значительные временные затраты, необходимые для получения нужного психодиагностического результата.

Методики, позволяющие получать количественные данные, отражающие степень развитости изучаемого свойства, дают возможность использовать меры и методы количественной обработки результатов психодиагностики. В то же самое время с помощью таких методик невозможно отличить друг от друга качественно различные психологические свойства, имеющие одинаковые количественные показатели. Скажем, если с помощью методики Д. Маккелеланда , Дж. Аткинсона мы оцениваем силу мотивации достижения успехов, то, получив те или иные показатели, не в состоянии судить о том, является ли мотивация достижения успехов различной у тех испытуемых, которые имеют количественно одинаковые данные. А между тем она может быть качественно различной. В свое время X. Хекхаузен показал, что в общем показателе силы мотивации достижения успехов по Д. Маккелеланду и другим на самом деле скрываются два качественно различных мотива: мотив – стремление к успехам и мотив – стремление избежать неудачи. Два человека, имеющие одинаковые по силе мотивы достижения успехов, могут существенно отличаться друг от друга тем, что стремятся к успехам в совершенно разных сферах человеческой деятельности: один – в бизнесе, другой – в искусстве, третий – в спорте и т. п.

Одной из наиболее признанных и известных классификаций методов психолого-педагогического исследования является классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым. Все методы он разделил на четыре группы: 1) организационные; 2) эмпирические; 3) по способу обработки данных; 4) интерпретационные.

1. К организационным методам ученый отнес:

1. сравнительный метод как сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.п.;
2. лонгитюдный - как многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени;
3. комплексный - как исследование одного объекта представителями разных наук.

2. К эмпирическим:

1. обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение);
2. эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.);
3. психодиагностический метод;
4. анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы);
5. моделирование;
6. биографический метод.

3. По способу обработки данных

1. методы математико-статистического анализа данных
2. методы качественного описания

4. К интерпретационным

1. генетический (фило- и онтогенетический) метод;
2. структурный метод (классификация, типологизация и др.).

Ананьев подробно описал каждый из методов, но при всей тщательности его аргументации, как отмечает В.Н. Дружинин в своей книге "Экспериментальная психология" , остается много нерешенных проблем: почему моделирование оказалось эмпирическим методом? Чем практические методы отличаются от полевого эксперимента и инструментального наблюдения? Почему группа интепретационных методов отделена от организационных?

Классификация методов психодиагностики

Классификация методов психодиагностики призвана облегчить практическому работнику выбор методики, максимально соответствующей его задаче. Поэтому такая классификация должна отражать связь методов, с одной стороны -- с диагностируемыми психическими свойствами, с другой стороны -- с практическими задачами, ради решения которых эти методы разрабатываются. Критерии решения этих задач и должны предопределять выбор диагностируемых свойств, а вслед за этим и методик, направленных на эти свойства и наилучшим образом соответствующих имеющимся условиям.

Безусловно, не существует взаимнооднозначного соответствия между задачами и методиками. Наиболее ценные методики обладают универсальностью -- они могут успешно применяться для решения разных задач. В овладении этими методиками и в процедурах их проведения есть технологические признаки, заслуживающие самостоятельного учета. По этим признакам методики группируются в самостоятельную операционально-технологическую классификацию.

Основные методы исследования и диагностики.

Одним из наиболее доступных и широко применяемых в социальной психологии методов исследования является наблюдение.

Наблюдение -- это научно-целенаправленное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. К достоинствам наблюдения относятся: естественность, независимость от умений испытуемых оценивать свои действия, возможность оценить отдаленные последствия воспитательных воз-- действий и др. Недостатками являются: пассивность, наличие элементов субъективизма, недоступность данному методу некоторых скрытых проявлений (переживания, мысли, мотивы) и т.п.

Наиболее типичными ситуациями, в которых эффективно применение наблюдения, являются следующие:

- получение сведений о психическом явлении в “чистом” виде;

- сбор первичной информации, не требующей большой выборки исследуемых объектов;

- оценка фактов, полученных помощью других методов (например, анкетирования);

Другим эффективным методом исследования является эксперимент. Эксперимент -- это активное вмешательство исследователя в жизнедеятельность испытуемого с целью создания условий, при которых обнаруживается какой-либо социально-психологический факт. Достоинствами эксперимента являются: активная позиция наблюдателя, возможность повторения, строго контролируемые условия проведения. К недостаткам относятся: искусственность условий, большие затраты для контроля значимых факторов.

Эксперименты бывают естественными, лабораторными и формирующимися. Естественный эксперимент характеризуется незначительными изменениями обычных условий обучения и воспитания. При этом типе эксперимента стараются минимально изменять условия и контекст, в котором протекает интересующий диагноста психический феномен. Лабораторный эксперимент отличается строгой стандартизацией условий, позволяющих максимально изолировать исследуемое явление, отвлечься от изменяющихся условий окружающей среды. Формирующий эксперимент предусматривает внедрение в педагогическую практику результатов исследования с последующим изучением изменений, которые возникают вследствие подобных новаций.

Широко распространен опрос. Опрос -- это получение информации, заключенной в словесных сообщениях испытуемого. Различают следующие виды опроса: анкетирование, интервью, беседа. В процессе анкетирования информацию получают в виде письменных ответов опрашиваемых (респондентов). Интервью предполагает получение информации путем устных ответов респондентов на вопросы, задаваемые в устной форме. Метод беседы основан на получении информации в процессе двухстороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса.

Моделирование. Это метод исследования, в основе которого лежит построение моделей изучаемого явления. Модель представляет собой копию объекта, интересующего исследователя, или явления в каком-либо аспекте. Модель всегда является упрощением (редукцией) исследуемого явления. Она предназначена для выделения самого главного (с точки зрения целей исследования) в изучаемом объекте. Такое упрощение облегчает процесс качественного и количественного анализа

Тестирование. Систематический перебор различных симптомов, связанных с гипотетическим скрытым фактором, обеспечивают тесты. ТЕСТ в психодиагностике -- это серия однотипных стандартизированных кратких испытаний, которым подвергается испытуемый -- носитель предполагаемого скрытого фактора. Более строгое определение: тест -- объективное и стандартизированное измерение выборки поведения.

Различные тестовые задания призваны выявить у испытуемого различные симптомы, связанные с тестируемым скрытым фактором. Сумма результатов этих кратких испытаний говорит об уровне измеряемого фактора (здесь, для большей ясности, имеется в виду самая простая схема подсчета тестового балла).

За внешней простотой научных тестов скрывается большая исследовательская работа по их разработке и апробации. Относится к методам диагностики, для которых, в отличие от методов исследования, характерен акцент на измерение (т.е. численное представление) некоторой психологической переменной. Процедура тестирования может проводиться в форме опроса, наблюдения или эксперимента.

К тестам, как методам точной психодиагностики предъявляется ряд особых требований. Это:

Социокультурная адаптированность теста - соответствие тестовых заданий и оценок особенностям культуры, сложившимся в обществе, где данный тест используется, будучи заимствованным в другой стране.

2. Простота формулировок и однозначность тестовых заданий - в словесных и иных заданиях теста не должно быть таких моментов, которые могут по-разному восприниматься и пониматься людьми.

Ограниченное время выполнения тестовых заданий - полное время выполнения заданий психодиагностического теста не должно превышать 1,5-2 часов, т. к. сверх этого времени человеку трудно сохранить свою работоспособность на достаточно высоком уровне.

Наличие тестовых норм для данного теста -репрезентативные средние показатели по данному тесту, - т.е. показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психологического развития.

Норма теста - средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально - демографических характеристик. Для уверенности в достоверности результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы были научно обоснованы, т. е. отвечали ряду требований. Такими требованиями являются

1. Валидность - “полноценность”, “пригодность”, “соответствие”.

Есть несколько разновидностей валидности. Валидность теоретическая, эмпирическая, внутренняя, внешняя.

Валидность методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточно длительного использования.

2. Надежность - характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей. Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами:

Путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми

Путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же методике в различных условиях.

3. Однозначность методики - характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценки которого данная методика применяется.

4. Точность - отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента. Чем точнее психодиагностическая методика, тем тоньше с ее помощью можно оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого качества, хотя в практической психодиагностике не всегда требуется очень высокая степень точности оценок.

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой классификации психодиагностических методик: Б. Г. Ананьев, Л. Франк и др.

Классификация психодиагностических методик по Б. Г. Ананьеву

Рассмотрим определения метода и психодиагностической методики.

Определение

Метод представляет собой класс методик, которые объединены общими принципами.

Особенность психодиагностического метода – измерительно-испытательная направленность , благодаря которой возможна полноценная оценка изучаемого свойства.

Определение

Психодиагностическая методика – частный прием, направленный на получение информации об изучаемом свойстве.

Существует три диагностических подхода , которые охватывают все психодиагностические методики.

  1. «Объективный» подход. Здесь диагностика может осуществляться только на показателях успешности и способа выполнения задач. В этом подходе наблюдаются тесты интеллекта, достижений и способностей.
  2. «Субъективный подход. В данном подходе диагностика осуществляется с помощью субъективный сведений испытуемого. Данный подход представлен разнообразными личностными опросниками.
  3. «Проективный» подход. Здесь диагностика строится на основе изучения определенный особенностей взаимодействия клиента с различными стимулами, которые ему предъявляются. Как правило, проективные методики мало стандартизированны. Для них непросто вывести тестовые нормы, так как они сугубо индивидуальны для каждого испытуемого. В то же время они дают хороший и глубокий результат, который отражает часть бессознательного клиента.

Основная классификация психодиагностических методик по Б. Г. Ананьеву представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. «Классификация методов психологического исследования по Б. Г. Ананьеву»

Классификация психодиагностических методик по Л. Франку

  1. Методики структурирования. Испытуемому предлагается бессмысленный материал, который направлен на формирование субъективного смысла клиента. Примером могут служить некоторые проективные методики.
  2. Методики конструирования. Испытуемому предлагается конструирование и интерпретация из различных деталей.
  3. Интерпретативные методики. Испытуемому предлагается толкование ситуаций, которые не предусматривают только лишь единственной интерпретации.
  4. Аддитивные методики включают в себя рассказы или предложения, которые следует дополнить.
  5. Экспрессивные методики включают в себя различные рисуночные методики.
  6. Импрессивные методики. Испытуемому предлагается ранжирование представляемых стимулов.
  7. Рефрактивные методики.
  8. Методики катарсиса. Отдельную группу составляют диалогические методики, в которых психодиагност вступает в контакт с обследуемым и достигает наилучших диагностических результатов за счет специфических особенностей этого контакта, релевантных (соответствующих) диагностической задаче. Так, доверительный контакт необходим при диагностике семейных затруднений, характера личностного развития ребенка, личностных проблем и во многих других случаях, в которых диагност выступает одновременно или в роли консультанта, или в роли психотерапевта. Ситуация патопсихологического обследования также диктует построение общения по типу экспертизы. Диалогические техники могут быть
  • вербальными (интервью,
Тема 3. Классификация методов и методик психодиагностики
План
1.


2.

Классификация психодиагностических методов (А.А. Бодалев,
В.В. Столин)
3.

Классификация
психодиагностических
методов
и
методик
(Й. Шванцера)
4.

Классификация
психодиагностических
методов
и
методик
(В.К. Гайда, В.П. Захаров)
5.

Классификация психодиагностических методов по критерию
формализованности
6.

Рубрикация картотечного описания методик
В настоящее время существует несколько достаточно обоснованных классификаций психодиагностических методов и методик.
1.

Классификация методов психодиагностики (Б.Г. Ананьев)
В 1977 году была опубликована монография Б.Г, Ананьева «О проблемах современного человекознания», в которой и была предложена классификация, соответствовавшая состоянию психологии 1950–1970 гг.
В ее основе лежали этапы психологического исследования.

Классификация включает в себя методы, необходимые для организации и непосредственного проведения исследования, обработки экспериментальных данных и их интерпретации. Она объединяет четыре большие группы методов: организационные; эмпирические; методы обработки экспериментальных данных; интерпретационные методы.
Классификация методов психодиагностики
(Б.Г. Ананьев)
Критерии классификации –
этапы психологического
исследования
Методы
Организационные
(определение стратегии исследования)
1) сравнительный
2) лонгитюдный
3) комплексный
Эмпирические
(сбор информации)
1) обсервационные (наблюдение и самонаблюдение)
2) экспериментальные (естественный, лабораторный, полевой, формирующий)
3) психодиагностические
(стандартизированные и нестандартизированные)
4) праксиметрические (анализ продуктов деятельности: качественная оценка изделий и выполненных работ, хронометрия, циклография, профессиография и т.д.)
5) моделирование (математическое)
6) биографические (анализ дат, событий, документов, жизненного пути)
Обработки данных
(обработка полученных первичных эмпирических данных)
1) количественные (математико- статистические методы обработки психологической информации)
2) качественные (описание случаев, как наиболее полно отражающих типы и варианты психических явлений, так и являющихся исключением или нарушением общих правил)
Интерпретационные
(установление связей между исследуемыми характеристиками)
1) генетический метод (критерии развития фаз, стадий);
2) структурный метод (типы связей между показателями).
2. Классификация психодиагностических методов (А.А. Бодалев,
В.В. Столин)

Систематизируя методы, авторы ориентируются на два ключевых признака:
1) на методические принципы, лежащие в основе психодиагностического метода, и
2) на меру вовлеченности психолога в психодиагностическую процедуру.

(А.А. Бодалев, В.В. Столин)
Критерии классификации
Методы
Методические принципы, лежащие в
основе психодиагностического метода
1) объективные тексты
2) стандартизированные самоотчеты
- тесты-опросники
- шкальные техники
- проективные техники
- диалогические техники
Мера вовлеченности
психолога-диагноста
в процедуру
исследования
Минимальная
вовлеченность
- бъективные методы
- тесты
- опросники
- шкальные техники
Максимальная
вовлеченность диалогические техники
3. Классификация

(Й. Шванцер)
Чешский психолог
Й. Шванцер предлагает более простую классификацию, из-за чего, она чаще применяется в практической деятельности психолога .
Автор выделяет группы психодиагностических методов, опираясь на следующие основания: используемый материал, количество получаемых показателей, правильность решений, психическая активность испытуемых, форма ответов.

Классификация психодиагностических методов
(Й. Шванцер)
Критерии
классификации
Методы
Используемый материал
-вербальные
-невербальные

Тесты типа «бумага и карандаш»
Количество получаемых показателей
-простые
-сложные
Правильность решений
-тесты с «правильными решениями»
-тесты с возможностью различных ответов
Психическая активность испытуемых
-интроспективные (анкета, беседа)
-экстраспективные (наблюдение)
-проективные (проекция внутренних конфликтов на стимульный материал)
-исполнительные (испытуемый осуществляет какое-либо действие)
Форма ответов
-устные
-письменные
4. Классификация
психодиагностических методов и методик
(В.К. Гайда, В.П. Захаров)
Более четкие признаки классификации психодиагностических методов предложены В.К. Гайдой и В.П. Захаровым.
Авторы используют следующие основания.
Классификация психодиагностических методов
(В.К. Гайда, В.П. Захаров)
Критерии
Методы
Качество
-стандартизированные
-нестандартизированные
Назначение
-общепсиходиагностические (личностные опросники, тесты общего интеллекта)
-тесты профпригодности
-тесты специальных способностей
-тесты достижений
Стимульный
материал
-бланковые
-предметные (кубики, фигуры, картинки)
-аппаратурные (устройства)
Количество
обследуемых
-индивидуальные
-групповые
Форма ответов -устные
-письменные
Ведущая
ориентация
-тесты на скорость (ограничение временем)
-тесты мощности (оценка успешности и способы решения)
Степень
однородности
задач
-гомогенные (сходные задачи для оценки одного психического образования)
-гетерогенные

Комплексность -изолированные
-батареи тестов
Тип ответов на
задания
-тесты с предписанными ответами
-тесты со свободными ответами
Психическое
образование
-интеллектуальные
-тесты личности
Тип
умственных
действий
-вербальные
-невербальные
5. Классификация психодиагностических методов по критерию
формализованности

Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству подлежат разделению на две группы:
1) формализованные методики;
2) методики малоформализованные.
Классификация психодиагностических методов
Критерии классификации
Методы
Формализованные
(характеризуются определенной регламентацией, стандартизацией, надежностью, валидностью; позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой)
-тесты
-опросники
-проективные методики
-психофизиологические методики
Малоформализованные
(являются трудоемкими, в большей степени основаны на профессиональном опыте самого психодиагноста; незаменимы при чрезвычайно изменчивых по содержанию психических процессов и явлений)
-наблюдение
-беседа
-контент-анализ
6. Рубрикация картотечного описания методик
2.
Название методики.
3.
Автор методики.
4.
Контингент испытуемых.
5.
Предмет диагностики:

В терминах рубрикатора;
- в терминах авторов методики .
6.
Операциональный статус методики.
7.
Психометрические показатели методики.
8.
Сопряженные практические задачи (области использования).
9.
Компетентность исполнителя.
10.
Комплектность, состав методики.
11.
Оборудование.
12.
Теоретические положения.
13.
Ход работы.
14.
Обработка результатов.
15.
Интерпретация результатов.
Тема 4. Психодиагностическая деятельность как направление
деятельности социальной психолого-педагогической службы

План

направлений
практической
деятельности
социальной
психолого-
педагогической службы
2. Психодиагностическое обследование
3. Психологический диагноз

клиенту

6.
Применение
данных
психодиагностического
обследования
в

1. Понятие о психодиагностической деятельности как одном из
направлений практической деятельности социальной психолого-
педагогической службы

Как известно среди основных направлений деятельности СППС выделяют просвещение, профилактику, консультирование, диагностику, коррекцию.

Профилактическая работа – малоразработанный вид деятельности психолога, хотя важность ее признается всеми учеными и практиками, имеющими отношение к СППС образования.
1.

Профилактическая деятельность – предполагает формирование у педагогов, детей, родителей или лиц их заменяющих, общей психологической культуры, желание использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе в виде

своевременного предупреждения нарушений в становлении личности и интеллекта.
Профилактическая деятельность представлена
2 видами: просветительная, превентивная.
Консультативная деятельность
Это существенное направление работы психолога. Консультации проводятся для воспитателей, учителей, администрации учреждения, учащихся, родителей: они могут быть индивидуальными или групповыми.
Обобщение опыта психологов показывает, что воспитателей и учителя чаще всего обращаются к психологу по следующим поводам: причины трудностей в усвоении детьми программы обучения, материала по отдельным учебным предметам, нежелание и неумении детей учиться, эмоциональные, личностные нарушения, конфликтные отношения с другими детьми и взрослыми, неэффективность собственных педагогических воздействий, общение детей разного возраста со сверстниками и формирование детского коллектива, пути расширения собственных профессиональных умений, возможности выявления и развития интересов, способностей и склонностей учащихся, методы профориентационной работы со школьниками.
Основные проблемы, по которым обращаются к психологу родители: как готовить детей к школе, отсутствие интересов у детей, нежелание учиться, плохая память, повышенная рассеянность, неорганизованность, несамостоятельность, лень, агрессивность, повышенная возбудимость или, наоборот, робость, боязливость; профориентация, отношение ребенка ко взрослым в семье, к младшим (старшим) сестрам или братьям.
К психологу могут обращаться и сами учащиеся, главным образом по вопросам своих взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания, профессионального и личностного самоопределения, культуры умственного труда и поведения и т.д.
2. Консультативная деятельность – оказание психологической помощи педагогам, детям, родителям или лицам их заменяющим, в виде ответов на проблемные вопросы, разрешение конфликтных ситуаций, диагностической оценки различных сторон психики и определение дальнейших путей их коррекции.
Психологический смысл консультации состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшую проблему. Только таким образом он сможет накапливать опыт решения подобных проблем в будущем.
Коррекционная деятельность
3. Коррекционная деятельность – предполагает разработку программ коррекции, направленных на устранение отклонений в психическом развитии и программ психологической помощи детям и подросткам, оказавшимся в экстремальных и сложных жизненных ситуациях.

Важно отметить, что психологическая коррекция осуществляется в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения центральной нервной системы или психического заболевания.
Развивающая деятельность
5.
Развивающая деятельность – предполагает активное воздействие психолога на формирование личности ребенка, родителя, педагога, определяемое ориентацией СППС на обеспечение соответствия развития возрастным нормативам, помощь педагогическим коллективам в индивидуализации обучения и воспитания детей, развитии их способностей.
Диагностическая деятельность
В компетенцию и обязанности психолога входит выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных особенностей возрастным ориентирам, требованиям общества и др. Поэтому именно психодиагностика, как деятельность по выявлению психологических причин проблем, трудностей в обучении и воспитании отдельных детей, по определению особенностей развития их интересов, способностей, сформированности личностных образований, находится в центре внимания
СППС образования и имеет свою специфику.
Задача психодиагностики – дать информацию об индивидуально- психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает, – учителям, воспитателям, родителям.
5. Диагностическая
деятельность
– психолого-педагогическое обследование детей на протяжении их развития, выявление индивидуальных особенностей их развития, определение причин нарушения личности и интеллекта.
Особенности диагностической работы в практической психологии
Психодиагностика в системе СППС образования имеет свои принципиальные особенности.
1. Отличие научно-исследовательской психодиагностики и научно- практической в том, что задача первой, – установить определенные закономерности психического развития, а второй, – ответить на конкретный вопрос, выявить причину конкретного психического явления. При этом диагностика причин – это не самоцель, она всегда подчинена главной задаче – разработке рекомендаций по развитию тех или иных способностей ребенка, преодолению трудностей и нарушений в развитии.
2. Психодиагностика в образовательном учреждении тесно связана с педагогической проблематикой. Определяя психодиагностику как психолого- педагогическую выделяют ее основные задачи:

–контроль динамики психического развития детей, обучающихся и воспитывающихся в образовательном учреждении, и коррекцию развития с целью создания оптимальных возможностей и условий развития для слабых и сильных учащихся, подтягивание их на более высокий уровень, а также установления правильного направления развития детей, обнаруживающих особые способности;
–сравнительный анализ развивающего эффекта различных систем воспитания и обучения с целью выработки рекомендаций для повышения их развивающей функции.
3. Специфика психодиагностики еще и в том, что мы не можем ее принять в традиционном понимании как «дисциплину о методах классификации и ранжирования людей по психологическим и психофизиологическим признакам». Перед практическим психологом стоит задача изучения того, как конкретный ребенок познает и воспринимает сложный мир знаний, социальных отношений с другими и самого себя, как происходит развитие индивидуальности конкретного ребенка. В основе практической психодиагностики – целостное изучение личности ребенка в ее взаимодействии с окружающей средой.
Научный анализ проблем и обобщение опыта работы практических психологов показывает, что в рамках СППС образования речь не может идти отдельно о диагностике , отдельно о развитии или коррекции. Здесь должно существовать единство диагностико-коррекционного, диагностико- развивающего направлений работы.
Психолог не просто ставит диагноз и разрабатывает программу дальнейшего развития тех или иных сторон личности, способностей учащегося, но и следит за выполнением данных им рекомендаций и в значительной мере сам осуществляет часть коррекционной и развивающей работы.
В диагностике необходимо умение выделять психологическую проблему, правильно задать вопрос, получить нужную информацию от ближайшего окружения и самих детей, проанализировать эту информацию и сформулировать вывод.
С учетом представленной информации можно предположить определенную последовательность или этапы осуществления диагностико- развивающей, диагностико-коррекционной деятельности.
Этапы осуществления диагностико-развивающей, диагностико-
коррекционной деятельности
1) изучение практического запроса;
2) формулировка психологической проблемы;
3) выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений;
4) выбор метода исследования;
5) использование метода;
6) формулировка психологического диагноза, которая должна обязательно содержать и прогноз дальнейшего развития ребенка, причем

прогноз в двух направлениях: при условии, если с ребенком будет проведена своевременная работа, и при условии, если такой работы с ним своевременно проведено не будет ;
7) разработка рекомендаций, программы психокоррекционной или развивающей работы с учащимися;
8) осуществление этой программы, контроль за ее выполнением.
2.

Психодиагностическое обследование

Психодиагностическое обследование – это деятельность психолога, конечным результатом которой является психологический диагноз. Эта деятельность включает в себя следующие этапы:
1.
Предварительная подготовка.
- Различение клиента и заказчика.
- Формулирование цели обследования. Сложности формулирования у заказчика.
- Заключение соглашения.
- Организация и стандартизация условий: помещение, столы, ручки, размножение бланков, время, равные условия для нескольких групп. - отсутствие шумов, музыки, посторонних.
- Хранение результатов. Подбор методик. Обработка результатов.
2.
Установление контакта и мотивация испытуемых.
- Атмосфера дружелюбия и деловитости, создание у испытуемого серьезного и ответственного отношения к работе. Держаться естественно и непринужденно, отвечать на все вопросы, не впадать в менторский тон и не превращать дружелюбие в панибратство.
- Мотивация может быть разной, основная цель – заинтересовать испытуемых тестированием.
Гарантия конфиденциальности при необходимости.
- Максимально полная инструкция. Писать на доске. Отсекать лишние вопросы («спросите потом»).
-
Требование к личностно-профессиональным качествам психодиагноста: умение располагать к себе людей, вызывать у них доверие и добиваться искренности в ответах.
3.
Сбор данных в соответствии с задачей исследование (собсбвенно обследование).
4.
Обработка, интерпретация и анализ данных. Диагноз и прогноз.
Рекомендации.
5.
Представление результата. Форма представления в соответствии с задачей исследования. От справки до отчета. Особенности написания заключения.
Проблемы, возникающие при планировании психодиагностического
обследования

Любое психодиагностическое обследование не является для психолога самоцелью. Психологическая деятельность всегда включена в широкий круг профессиональных задач и поэтому знания, полученные в процессе диагностики не должны оказываться бесполезными или просто интересными.
Основная проблема, с которой сталкивается психолог, заключается в правильном планировании этого обследования, причем планирование должно учитывать задачи и реальные условия их выполнения.
При планировании психодиагностического обследования необходимо ответить на ряд вопросов.
Вопросы, от решения которых зависит планирование обследования
1.
Для чего нужно проводить обследование (что может дать это обследование).
2.
Какое знание должно быть получено в результате проведенного обследования. Под словом «какое» скрывается глубина знания.
3.
Как нужно диагностировать. Это вопрос о выборе средств и методов диагностики. Ответ на этот вопрос связан с факторами, определяющими включение методик в программу обследования.

Факторы, определяющие включение методик в программу обследования
1.
Направленность методики на диагностику именно тех особенностей, в изучении которых заинтересован диагност (предмет диагностики).
2.
Качество психометрических показателей: валидности и надежности.
3.
Пригодность методики для работы с конкретным контингентом и в конкретных условиях.
4.
Трудоемкость в плане затрат на подготовку, проведение, обработку и интерпретацию результатов.
5.
Уровень квалификации исследователя и вспомогательного персонала.
Требования к программе психодиагностического обследования
В системе комплексной психодиагностики особое внимание уделяется проблеме создания программы методик.
1. Программа методик должна быть узкоспециализированной (т.е. направленной на решение конкретной задачи), но разносторонней, т.е. направленной на объективное измерение состояния индивида (или группы) в конкретный момент.
2.Программа методик должна состоять из следующих элементов:
–инструкции для испытуемого;
–содержания самого теста или группы тестов;
–ключа к расшифровке полученных результатов;
–инструкции по интерпретации результатов тестирования;
–методику обучения для тестолога или специалиста-смежника;
3. Критерии. При подборе методик в программу, в первую очередь, необходимо выбрать критерии, по которым можно судить об эффективности

обследования. Можно выбрать несколько нетрудоемких методик, адекватных избранным исходным критериям.
4. Для исследования конкретного индивида часто приходится изменять не только состав методик в психодиагностической программе, но и корректировать методику проведения самого теста или разрабатывать новый.
Нужно проверить эту новую методику на валиность, надежность и т.д.
Таким образом, выбор программы обследования (оптимально от 4 до 5 тестов) определяется целями и задачами, учитывается интеллектуальный уровень развития испытуемого, его психические состояния и отношение испытуемого к самому процессу тестирования.
Для решения узкоспециальной задачи программа состоит из 4-5 методик.
При комплектовании методик в программу следует учесть последующий эффект применения методик. Не следует на первых этапах применять методики высокой степени открытости т.к. это вызывает негативизм у клиента и срабатывают механизмы психологической защиты. Необходимо постепенное наращивание глубины диалога с испытуемым, укрепление доверия и установления обратной связи.

Требования к соотношению методик в программе обследования
Очень сложной проблемой является соотношение стандартизированных измерительных методик и экспертных (клинических) техник обследования.
Для правильного решения этой проблемы нужно представлять себе преимущества или недостатки тех или иных техник в конкретной ситуации.
От соотношения методик в программе обследования зависит эффективность результатов обследования.
Необходимо подбирать методики таким образом, чтобы:
1. Получить возможность глубокой качественной интерпретации результатов.
2.Получить возможность количественной обработки полученных данных.
Поэтому в программу обследования должны включаться стандартизированные измерительные методики, которые дают возможность получить информацию о клиенте достаточно быстро и не требуют высокой квалификации психолога. С другой стороны, незаменимыми являются клинические методы, которые особенно хороши при индивидуальном взаимодействии с клиентом .

Планирование организационного обеспечения обследования
Завершающий этап планирования психодиагностического обследования связан с решением технических вопросов проведения обследования.
–какой инструментарий будет использован;
–есть ли он в наличии;
–можно ли его размножить (бланки);
–есть ли помещение и подходит ли оно;
–есть ли достаточно времени;

–подготовка выборки;
–составление четкой программы.
Таким образом, необходимо провести работу по размножению стимульного материала и бланков для обследования, подготовить помещение для проведения обследования, подготовить технические средства, оборудование, если они необходимы для проведения обследования, составить расписание проведения обследования. Оно должно быть удобным для клиента и для диагноста.
3. Психологический диагноз
Психологический диагноз – конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования.
Предмет психологического диагноза – установление индивидуально- психологических различий в норме и патологии. Важнейшим элементом психологического диагноза является необходимость выяснения в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.
Л.С. Выготский выделял три уровня диагноза:
1. Диагноз симптоматический (эмпирический). Ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых делаются практические выводы, исследователь лишен возможности указать на их причины и место в структуре личности . Л.С. Выготский отмечает, что такой диагноз не является собственно научным, ибо установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу.
2. Этиологический диагноз. Учитывает наличие не только определенных особенностей (симптомов), но и причины их возникновения.
3. Высший уровень – типологический диагноз. Он заключается в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине личности с учетом ее сложной структуры.
Диагноз неразрывно связан с прогнозом. По Л.С. Выготскому, содержание прогноза и диагноза совпадает, но прогноз строится на умении настолько понять «внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечается путь развития».
Л.С. Выготский рекомендовал разбивать прогноз на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям.
Также выделяют два типа диагноза:
1. Диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака. Данные испытуемого можно соотнести с какой-нибудь нормой
(например при определении патологии развития) или с критерием.
2. Диагноз, позволяющий находить место испытуемого или группы испытуемых по шкале выраженности тех или иных качеств. Для этого

требуется проведение сравнений получаемых диагностических данных внутри обследуемой выборки, ранжирование испытуемых по степени представленности тех или иных показателей, введение показателя высокого, среднего и низкого уровня развития изучаемых особенностей путем соотнесения с критерием.
Развернутый психологический диагноз предполагает:
1) изучение общего уровня психического развития человека;
2) исследование сбалансированности личностной структуры, а также преобладание в ней тех или иных психологических особенностей;
3) выявление осознаваемых или неосознаваемых психологических проблем;
4) выяснение субъективного отношения личности к переживаемым проблемам;
5) оценку общего адаптационного потенциала, на который могла бы опереться позитивная психологическая коррекция или психотерапия.
4. Сообщение результатов психодиагностического исследования
клиенту

Психодиагностика пытается ответить на три вопроса:
- Что происходит?
- Чем это вызвано?
- Что будет дальше?
Психолог должен подготовить клиента к восприятию психодиагностической информации, установив с ним контакт и уточнив задачу взаимодействия. При решении психодиагностической задачи психолог четко ориентируется на ее содержание и адекватность восприятия этого содержания клиентом.
При передаче психологической информации психодиагност стремится получить от клиента обратную связь, по содержанию которой он определяет отношение клиента к информации и к нему самому как источнику информации. С этой целью психодиагност может попросить клиента повторить переданную ему информацию или задать прямой вопрос о том, насколько понятна информация.
Одним из главных моментов передачи психодиагностической информации является ее безоценочность. Для этого психолог проводит предварительную беседу с клиентом, в ходе которой он старается показать ему различие задачи социальной или этической и задачи психологической, которую решает психодиагност.
Одной из форм сообщения результатов психодиагностического обследования являются психометрические данные, выраженные в определенных баллах, шкалах и других метрических величинах. В этом случае индивидуальные результаты клиента можно представить как точку на шкале возможных результатов. Т.о., клиент получает критерии оценки своих

результатов, полученных психодиагностом по методике, оценочные действия он может провести сам.
В большинстве случаев пользователи психологической информации склонны к ее оценке. Для психолога важно сформировать адекватное восприятие информации. Например, можно ввести контекст возрастной или индивидуальной нормы психического развития. Сделать все, чтобы увести клиента от самостоятельной интерпретации психодиагностической информации. В ином случае необходимо узнать как он это делает. Особенно необходимо контролировать распространение психодиагностической информации среди детей и подростков и не распространять среди них оценочную психологическую информацию.
Итак, основные нормы взаимодействия с клиентом по поводу психологической информации:
- сообщать информацию, а не оценивать ее;
- сообщать в адекватной форме, получать обратную связь о степени ее понимания клиентом.
Этические принципы интерпретации результатов теста:
- не формируй ненужных ожиданий;
- говори с человеком на его языке;
- не утверждай того, в чем не уверен;
- говори только так, чтобы тебя поняли однозначно; не оставляй клиенту никаких поводов для неправильного домысливания.
5. Требования к итоговому заключению
Письменное (или устное) заключение является конечным этапом психодиагностики. В содержание заключения включают все доступные диагносту данные, как тестовые, так и другие (из других источников).

Принципы составления заключения (А. Анастази)
1.
Содержание и стиль заключения зависят от теоретических установок и специализации диагноста. Поэтому они не имеют единой стандартной формы и правила написания. Важно, чтобы оно соответствовало интересам, потребностям и уровню полготовки тех, кто его получит. Например, учителя предпочитают заключения с конкретными рекомендациями, а психиатрам нравятся заключения с объяснением основных данных, но без конкретных рекомендаций. В заключении, рассчитанном на специалистов и людей несведущих, должна приводиться краткая аннотация содержательного характера, а потом даваться более подробное описание конкретных данных.
2.
В содержании заключения должна быть обозначена цель диагностического исследования: входило ли в задачу дать какие-то конкретные рекомендации, или же требовалась простая консультация.
3.
Заключение обычно ориентируется на действие, т.е. в нем дается рекомендация относительно программ обучения, типа лечения, выбора профессии и т.п.

4.
Заключение эффективно, если в нм отражены отличительные свойства конкретного индивида, т.е. черты, результаты обследовании которых были или значительно ниже, или значительно выше средних показателе. Т.е. заключение должно относиться только к данному человеку, а не к людям, чей возраст, пол, образование, социально-экономический уровень и другие факторы близки к аналогичным данным обследуемого.
5.
Содержание заключения состоит из интерпретации данных и выводов; записи тестов и другие данные могут прилагаться отдельнодля иллюстрации или пояснения подхода.
6.
Всякая описательная оценка действий индивида и сама система оценок должны быть четкими. Является ли оценка критериально- ориентированной или нормо-ориентированной, обязательно указывается, с какими нормами сравниваются показатели индивида.
Каждое заключение обычно составляется как ответ на поставленный заказчиком вопрос.
Примерный алгоритм заключения
1.
Описание проблем, жалоб индивида (например, на состояние умственной работоспособности, памяти, внимания, утомляемости).
2.
Описание плана и программы диагностики.
3.
Краткое описание специфики работы испытуемого с методиками
(уровень сопротивления, защитные реакции, заинтересованность в исследовании, критичность в самооценке). Чем сохраннее личность, тем обычно глубже выражена эмоциональная реакция на диагностику в целом.
Безучастное отношение к факту тестирования наблюдается при глубокой депрессии и существенных отклонениях от нормы.
4.
Ответ на конкретный вопрос заказчика. Эта часть заключения излагается в виде отдельных положений, доказывающих или опровергающих исходную гипотезу, и иллюстрируется данными тестирования.
5.
В конце заключения резюмируются наиболее важные данные, полученные при тестировании. Резюме ни в коем случае не должно содержать суждение о диагнозе, т.к. психотерапевтический диагноз может быть лишь итогом общего клинического изучения субъекта.
Существует 3 вида психологических заключений.
Виды психологических заключений
1.Описательное заключение – содержит описание личности без определения направленности, соответствует психологической характеристике.
2.Оценочное заключение – в соответствии с заданными критериями психолог выражает в нем свое профессиональное отношение к личности обследуемого.

3.Консультативное заключение – на основании анализа личности обследуемого предлагаются рекомендации, направленные на коррекцию или развитие его личности.
В зависимости от характера деятельности практического психолога его заключение по результатам диагностического обследования имеет свою специфику (в области психологии труда, в области клинической психодиагностики и т.д.).
6.

Применение данных психодиагностического обследования в
педагогической и социальной практике
Психологическая диагностика – прикладная отрасль психологии, поэтому диагност, применяя свои методы, способствует решению тех практических задач, которые возникают в разных сферах жизнедеятельности человека.
Использование психодиагностики в целях оптимизации обучения и воспитания.
Использование психодиагностики в медицинских учреждениях .
Использование психодиагностики в психологическом консультировании.
Использование психодиагностики для решения проблем, относящихся к сфере трудовой деятельности.
Использование психодиагностики в судебно-психологической экспертизе.

В настоящее время созданы и практически используются методы психодиагностики, которые охватывают все известные науке психологические процессы, свойства и состояния человека.

Большинство созданных и применяемых практических психодиагностических методик представляют так называемые бланковые методики - такие, в которых испытуемому предлагают серию суждений или вопросов, на которые он должен в устной или письменной форме дать ответ. По полученным ответам испытуемого, в свою очередь, судят о психологии того человека, который эти ответы предложил. Широкая распространенность и практический интерес к бланковым методикам объясняются тем, что они относительно просты как для разработки, так и для исполь­зования и обработки получаемых результатов.

Второе место по частоте встречаемости занимают опросные методики , в процессе применения которых исследователь психологии человека задает испытуемому устные вопросы, отмечает и обрабатывает его ответы. Эти методики хороши тем, что не требуют подготовки специальных бланков и позволяют психодиагносту вести себя в отношении испытуемого достаточно гибко. Недостатком опросных методик является субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в ин­терпретации ответов на них. Кроме того, опросные методики трудно стандартизировать и, следовательно, добиться высокой надежности и сравнимости получаемых результатов.

Третье место по частоте использования занимают рисуночные психодиагностические методики. В них для изучения психологии и поведения испытуемых используются созданные ими рисунки, которые могут иметь как заданный тематически, так и спонтанный характер. Иногда применяется прием интерпретации испытуемыми стандартных, готовых изображений. Нередко в содержании этих изображений в наглядной форме представлены задачи, которые испытуемый должен решить (например, матричный тест Равена).

Особое место среди психодиагностических методик занимают проективные, которые, в свою очередь, могут быть бланковыми, опросными и рисуночными. Частота их практического использования также достаточно велика и из года в год возрастает по той причине, что методики этой группы наиболее валидные и информативные.



Следующая группа методик - объективно-манипуляционные. В них решаемые испытуемыми задачи предлагаются им в форме реальных предметов, с которыми предстоит нечто сделать: собрать из заданных материалов, изготовить, разобрать и т.п.

Опираясь на представленную попытку разделения психодиагностических методик на группы, попробуем предложить более развернутую их классификацию, выделив вначале общие критерии, в соответствии с которыми далее методы психодиагностики будут разделены на частные группы. Такими критериями являются следующие:

1. Тип применяемых в методике тестовых задач.

2. Адресат используемого в методике тестового материала.

3. Форма представления тестового материала испытуемым.

4. Характер данных, используемых для выводов о результа­тах психодиагностики.

5. Наличие в методике тестовых норм.

6. Внутреннее строение методики.

1) По типу применяемых тестовых заданий опросные (в них используются вопросы, адресуемые испытуемым), утверждающие (в них употребляются некоторые суждения или утверждения, с которыми испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие), продуктивные (здесь применяется тот или иной вид собствен­ной творческой продукции испытуемого: вербальной, образной, материальной, спонтанно созданной или воспроизведенной по инструкции самим испытуемым), действенные (испытуемый получает задание выполнить некоторый комплекс практических действий, по характеру которых судят о его психологии), физио­логические (в данном случае психодиагностика производится на основе анализа непроизвольных физических или физиологиче­ских реакций организма человека).

К примеру, для оценки психологии некоторого человека можно использовать его ответы на прямые или косвенные вопросы, его согласие или несогласие с теми или иными суждениями, результаты его устной, письменной, изобразительной, технической или иной деятельности, его произвольные и непроизвольные действия и реакции в ответ на некоторые стимулы и многое другое. Этой же цели могут служить также электроэнцефалограмма, электрокардиограмма, электромиограмма, кожно-гальваничес-кая реакция (КГР) и другие рефлексы, включая сердечно-сосудистые рефлексы и рефлексы дыхательной системы.

2) По адресату тестового материала психодиагностические методики делятся на сознательные, апеллирующие к сознанию испытуемого, и бессознательные, направленные на неосознаваемые реакции человека. Примером методик первого типа могут служить опросники, а примером второго - проективные методики.

3) По испытуемым психодиагностические методики делятся на бланковые (представляют собой тестовый материал в письменной или какой-либо иной знаковой форме: рисунок, схема и т.п.), технические (презентируют испытуемому тестовый материал в аудио-, видео- или киноформе, а также через иные технические устройства и машины), сенсорные (представляют материал в виде физических сти­мулов, непосредственно адресованных органам чувств).

4) По характеру данных, используемых для психодиагностичес­ких выводов, методики подразделяются на объективные (используются показатели, не зависящие от сознания и желания испытуемого или экспериментатора) и субъективные (употребляются данные, зависящие от желания и сознания экспериментатора или испытуемого, относящиеся к их внутреннему опыту и зависящие от него). Примером методик объективного типа могут служить тесты, включающие анализ физиологических, рефлексивных показателей или практических результатов деятельности испытуемого, при пользовании которыми субъективизм в оценках сведен к минимуму. С другой стороны, классическим примером методики субъективного типа является такая, которая в основном опирается на интроспекцию и выводы, делаемые на базе интуиции и внутреннего опыта.

5) По психодиагностические методики делятся на имеющие подобные нормы и не располагающие ими.

6) Наконец, по внутренней структуре психодиагностические методики можно разделить на мономерные и многомерные. Первые характеризуются тем, что в них диагностируется и оценивается единственное качество или свойство, а вторые - тем, что они предназначены для психодиагностики и оценки сразу нескольких однотипных или разнотипных психологических качеств человека. В последнем случае психодиагностическая методика подразделяется, как правило, на несколько частных методик - под-шкал, оценивающих отдельные психологические качества. Например, известный тест Спилбергера-Ханина для оценки тревожности - это мономерная методика, а личностный тест Кеттела - многомерная методика.

Одна и та же психодиагностическая методика одновременно может рассматриваться и квалифицироваться с разных сторон, по различным критериям. Поэтому почти любую методику можно отнести не к одной, а сразу к нескольким классификационным группам. В этой связи выделенные и описанные выше критерии классификации психодиагностических методик следует расценивать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие друг друга в характеристике разных методик, как возможные аспекты их анализа и разделения на классы.

В отдельную группу выделяются психодиагностические методики, основанные на качественном и количественном анализе экспериментальных данных. В первом случае диагностируемое свойство описывается в известных научных понятиях, а во

втором случае - через относительную степень его развития у данного человека по сравнению с другими людьми. Иногда количественные и качественные характеристики сочетаются в рамках одной и той же методики, так что в итоге изучаемое свойство получает двойную, количественно-качественную характеристику. Например, в тесте А.Е. Личко, предназначенном для диагностики акцентуаций характера у подростков, каждая из изучаемых черт характера имеет двойную характеристику: и количественную, и качественную одновременно.

Критерий Методики
1) По типу применяемых тестовых заданий - опросные - утверждающие - продуктивные - действенные - физиологические
2) По адресату тестового материала - сознательные, - бессознательные,
3) По форме представления тестового материала - бланковые - технические - сенсорные
4) По характеру данных,используемых для психодиагностических выводов - объективные - субъективные
5) По критерию наличия тестовых норм - имеющие подобные нормы - не располагающие ими.
6) По внутренней структуре психодиагностические методики можно разделить на. - мономерные - многомерные

Все методы психодиагностики можно также разделить на научные и практические, хотя такое деление условно: большинство известных психодиагностических методик используется как в практической психодиагностике, так и в научно-исследовательском экспериментировании. Однако между ними все же есть разница, которая заключается в том, что научно-исследовательские методики главным образом ориентированы на выявление и последующее изучение того или иного психологического качества в целях его сугубо научного познания, а практические - на оценку степени его развития и использования в практических целях. Кроме того, научная методика может быть уникальной, трудоемкой, дорогостоящей и применяться только в рамках научного исследования, будучи из-за указанных ее качеств непригодной для широкой практической психодиагностики. Практическая же методика, напротив, должна быть универсальной, простой и относительно дешевой.

Существование множества психодиагностических методик объясняется не только большим количеством свойств, которые с их помощью приходится оценивать, но также тем, что практически все методики имеют ограничения в применении, в силу ко­торых приходится создавать и использовать другие методики, не обладающие подобными ограничениями.

Рассмотрим в этой связи достоинства и недостатки некоторых типов методик. Достоинство методик, обращенных к сознанию , в том, что они позволяют судить о психологии данного человека непосредственно на основе того, что говорит он о себе или окружающие люди о нем. Однако испытуемый может недостаточно искренне или некритично отвечать на адресованные ему вопросы, в том числе под влиянием субъективно воспринятой инструкции, предвзятого отношения к психодиагносту или ситуации психодиагностики. Словом, сознательное субъективное искажение результатов тестирования - один из самых серьезных недостатков данной группы методик. Правда, некоторые специальные приемы, используемые конструкторами подобных методик, в частности введение в ее структуру контрольных вопросов, суждений, специально оценивающих степень искренности отвечающего, позволяют существенно снизить уровень субъективности получаемых результатов. Вместе с тем заметим еще раз: полностью избежать данного недостатка в подобного типа методиках практически невозможно, что делает их не всегда валидным, надежным и однозначным измерительным инструментом.

Преимущество объективных методик , опирающихся не на словесные ответы, самохарактеристики или самооценки, а на не зависящие от сознания человека непроизвольные действия и реакции, а также продукты его деятельности, заключается в том, что они позволяют избежать субъективности, и в этой связи достаточно надежны. Вместе с тем их валидность и однозначность, а также точность иногда оставляют желать лучшего. Поясним сказанное. Объективные показатели не всегда отражают своими изменениями именно те психологические свойства, для оценива­ния которых они предназначаются. Например, физиологические реакции не всегда соответствуют психологическим свойствам и состояниям человека. Они, кроме того, связаны с сиюминутными физическими состояниями организма, а не только психоло­гическими процессами, и в этом смысле не вполне однозначны. Наконец, для показателей подобного рода трудно разработать тонкую измерительную шкалу, позволяющую выявлять различные степени проявления диагностируемого качества и дифференцирование их оценивать. Другими словами, объективные по­казатели не являются точными мерками силы отражаемого в них свойства. Допустим, что для выводов о наличии у ребенка определенного отношения к членам своей семьи используются осо­бенности рисунка семьи, сделанного самим ребенком. Такой ри­сунок, как показано в многочисленных исследованиях, действительно может отражать сложившиеся в семье отношения, но, помимо этого, также и художественно-изобразительные способности ребенка, его желание рисовать, стремление понравиться психологу, настроение в момент тестирования и многое другое. В зависимости от всего этого может меняться характер рисунка, в том числе те признаки, по которым обычно судят об отношениях ребенка к отдельным членам семьи.

Проективные методики по сравнению со всеми уже рассмотренными имеют одно весьма существенное достоинство: они, как правило, валидны и относительно надежны при высоком уровне профессиональной подготовки пользователя. Они менее субъективны и мало подвержены случайным, ситуативным влияниям. Недостаток их - трудоемкость и значительные временное затраты, необходимые для получения нужного психодиагностического результата.

Методики, позволяющие получать количественные данные, отражающие степень развитости изучаемого свойства, дают возможность использовать меры и методы количественной обработки результатов психодиагностики. В то же самое время с по­мощью таких методик невозможно отличить друг от друга качественно различные психологические свойства, имеющие одинаковые количественные показатели.

Скажем, если с помощью методики Д. Маккелеланда, Дж. Аткинсона и других мы оцениваем силу мотивации достижения успехов, то, получив те или иные показатели, не в состоянии судить о том, является ли мотивация достижения успехов различной у тех испытуемых, которые име­ют количественно одинаковые данные. А между тем она может быть качественно различной. В свое время X. Хекхаузен пока­зал, что в общем показателе силы мотивации достижения успехов по Д. Маккелеланду и др. на самом деле скрываются два ка­чественно различных мотива: мотив - стремление к успехам и мотив - стремление избежать неудачи. Два человека, имеющие одинаковые по силе мотивы достижения успехов, могут существенно отличаться друг от друга тем, что стремятся к успехам в совершенно разных сферах человеческой деятельности: один - в бизнесе, другой - в искусстве, третий - в спорте и т.п.

С другой стороны, методики, которые опираются только на качественный анализ экспериментальных данных, не позволяют применять количественные методы обработки результатов, судить об уровне развития соответствующих свойств и напря­мую доказывать причинно-следственные отношения между изучаемыми переменными.



error: Контент защищен !!