Школьный музей

            

ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ – КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО, ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ.

Цель:обеспечение условий для формирования мотивации личности к познанию истории поселка, его историко-культурных корней, осознание неповторимости своей малой Родины.

Практическая значимость:

  • Систематическая связь со школьными уроками;
  • Организация  сбора, накопление, оформление материалов и документов для пополнения фондов музея;
  • Осуществление поисковой работы по всем направлениям деятельности музея;
  • Обеспечение  сохранности музейных материалов и документов, ведение инвентарной книги музея;
  • Проведение  экскурсий, бесед, лекций;
  • Сотрудничество  с другими музеями и общественными организациями;
  • Организация  встреч с ветеранами и старожилами села, выпускниками школы;
  • Участие в проведениидекад, линеек, митингов, вечеров, конкурсов, праздников, акций,уроков мужества, конференций и др. мероприятий;

 

Наша сельская школа – это носитель духовных и общественных ценностей, очаг культуры на селе. Ее деятельность во многом определяет, каким будет молодое поколение, а значит, и наше будущее. Те преобразования, которые проходят в стране, требуют, чтобы молодежь не только имела хорошие знания, но и проявляла гражданскую активность, заинтересованность, патриотизм. Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея. Участвуя в поисково-собирательной работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей войны, окрестных сёл, деревень, родного села, родной семьи, школы независимо от того, какую тему они изучают.

Центром воспитательной работы в Шурышкарском «ОЦ»  является школьный историко-краеведческий  музей «Еман лор» («Святое озеро»),  созданный в 2009 году. Он отражает историю развития села Шурышкары, Шурышкарского района, а также историю развития населяющего его народа, его культуру,язык и современное состояние.

Главное, ради чего создавали школьный музей в нашей школе это – дети: их обучение, воспитание и развитие.  "Сохранить историю - воспитать будущее” - такой девиз был выбран педагогами, стоявшими у истока создания музея  Костюченко Е.Е., Тыликовой Т.А., Черемных В.А.. На базе музея проводится  экскурсионная работа, поддерживается связь с ветеранами труда,  проводятся встречи со старожилами села. 
Здесь хранятся документы, предметы старины, фотографии, иллюстрирующие историю школы, села и малых гортов, историю быта, обычаев и традиций жителей села. Постепенно к ним прибавлялись воспоминания односельчан, вырезки газет, фотографии разных периодов из истории села. Каждый музейный экспонат в музее хранит тепло чьих-то рук, долгое время он служил людям, а теперь помогает детям глубже понять уклад и быт их предков. При музее создан школьный совет, куда входят дети и педагоги школы, отвечающие за оформление выставок и ведение документации, поисковая группа. Юные экскурсоводы активно используют документальный архивный материал книги В.А.Паутонен «История поселения Шурышкарское"», которая была издана в 2006 году. Книга посвящена истории  образования села Шурышкары. 

Музей имеет четыре основных раздела, размещенных в 4 –х комнатах:

  • история школы;
  • комната трудовой и боевой славы;
  • история села, малых исчезающих гортов, предметы старины;
  • декоративно - прикладное творчество;

Вся краеведческо-­исследовательская работа школьного музея ведется по четырем основным направлениям:

1. Поисково-исследовательская деятельность учащихся;

2. Оформительская деятельность, работа с фондами музея;

3. Экскурсионно-просветительская деятельность;

                  4. Методическая деятельность;

                                   Основные виды деятельности школьного музея:

Заглянем в школьный музей. Здесь каждая вещь напоминает о прошлом,  имеет свою историю. Тематические стенды, буклеты, альбомы, рассказывают посетителям  о той или иной странице истории нашего, поселка, школы.

История школы.

 В первом разделе размещены экспозиции: "Учителями славится Россия». В этой экспозиции рассказывается об истории школы, интерната и ее первых учителях и руководителях.  Педагогами школы собран  материал о директорах школы, ее учителях, учениках, известных выпускниках нашей школы. Здесь хранятся  школьные фотографии выпускников разных лет, атрибуты школьной жизни разного времени (учебники, тетради, дневники, ручки и т.п.), детские сочинения, творческие работы.

Комната трудовой и боевой славы. 

                                                                                               
Чуть более 100 односельчан участвовало в Великой Отечественной войне, около 60 сельчан не вернулись с поля боя. В память об этих людях был открыт обелиск, который установлен у здания Дома культуры. Учениками,под руководством учителя истории Паутонен В.А., был собран материал о фронтовиках, который бережно хранится в папках, альбомах, собраны воспоминания фронтовиков. Экспозиция «Слава защитникам Отечества» рассказывает о выпускниках, которые стояли и стоят на защите рубежей нашей Родины, в разделе «Время выбрало нас» оформлена фотовыставка о выпускниках, участников локальных конфликтов.Экспозиция  «Спасибо прадеду за победу» – основа музея, то, ради чего создавался музей. С особым чувством теплоты ребята собирали материалы о своих родственниках, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, о событиях того времени.

История села, малых исчезающих гортов.

Третий раздел посвящён истории села Шурышкары ее жителям и людям близлежайших деревень. Год рождения села примерно 1701. История села богата примерами достойного служения Отечеству, верности гражданскому долгу. О таких людях рассказывает фотогалерея «С чего начинается Родина». В музее собран  материал об односельчанах самых разных профессий. «Трудовые династии», «Долгожители села», «Становление образования и здравоохранения», «Исчезающие гортыс.Шурышкары» и др. - такие основные темы предлагают юные экскурсоводы ребятам. В папках собраныграмоты, благодарственные письма, полученные тружениками за трудовые дела.

Предметы старины и декоративно - прикладное творчество.

 Выставка музея «Традиции и быт сельчан» удивляет своим богатством. Предметы старины просто завораживают школьников. До каждой вещи хочется непременно дотронуться. Здесь собрана: посуда сельчан, мебель, иконы, одежда, музыкальные инструменты того времени, картины, кухонная утварь и многое другое. Богата экспозиция прикладного творчества, где можно полюбоваться творчеством местных мастериц поселка, детскими работами.

Сегодня очень важно помнить о величайшем историческом богатстве, которое некогда принадлежало каждому человеку. «Уважение к минувшему – вот черта, отделяющая образованность от дикости», - это слова А.С.Пушкина. Шагнуть вперед можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего-то. Это целиком и полностью относится к изучению истории своего народа, его быта, обычаев, традиций и творчества, изучение бытовых и культурных особенностей народа.Посещая музейную комнату ребята знакомятся собрядами, обычаями, познают секреты различных видов декоративно-прикладного творчества и т.д.

Каждый год коллекция музея пополняется новыми экспонатами, работами детей и педагогов по различным направлениям – это результат поисковой работы обучающихся: «Летопись села», «Летопись школы», « Известные выпускники школы», «Учителя-выпускники школы», «Спортивные Шурышкары», «Пионерское детство и комсомольская юность наших родителей», «Судьба села в лицах», «Судьба семьи в истории страны», «Военные дороги земляков»,  «Медалисты школы», «Гордость школы».

Реализация творческих, индивидуальных потребностей детей осуществляется через систему дополнительного образования, внеурочной деятельности и внеклассной деятельности.

                                                                                        Истомина Н.Н., педагог ДО,

руководитель  кружка « Юный краевед»

Фотоматериалы с занятий, мероприятий, мастер –классов, музейных уроков в школьном музееДиплом       ДЕНЬ ПАМЯТИ И СКОРБИ2

м9     

 уроки в музее3                                     

м7     

 Рисунок1   

м5

 Интерактивная игра по краеведению в 7 классе

ДЕНЬ ПАМЯТИ И СКОРБИ3

 ДЕНЬ ПАМЯТИ И СКОРБИ4

День открытых дверей2 

 День открытых дверей

День открытых дверей7

  В преддверии  всероссийского  праздника Дня народного единства в школьном историко-краеведческом музее прошли музейные уроки « В единстве наша сила», для  обучающихся начальной школы.  Музейные уроки помогли школьникам закрепить знания об истории возникновения исторического праздника, о том,  что означает  этот день в истории нашего государства.  Руководитель музейной комнаты Истомина Н.Н.  говорила с детьми о любви к Родине, о том, что любовь к родине начинается с того, что надо помогать друг другу, уметь прощать, забывать обиды. Дети узнали , что в России проживает более 180 национальностей. С гордостью называли коренных жителей Ямала, свою национальность , которые являются частицей нашей необъятной Родины.

 В итоге была проведена акция « Давайте жить дружно».

м1 м2 м3 

 В  целях  патриотического  воспитания  детей  и  подростков и  в  связи  с  празднованием  72-ой  годовщины Победы   в  Великой  Отечественной  войне  в  музее проведены  следующие  мероприятия: музейные уроки, экскурсии в 1- 5 классах.  Ребята ещё раз поговорили о значении Великой Отечественной войны. О том, что такое Знамя Победы, о том, что патриотизм начинается с каждого из нас.   Учащимся ещё раз рассказали о фронтовиках нашего поселения об их боевом пути, о  тех, кто  дошел до Берлина и участвующих в штурме рейхстага. Была показана презентация о войне и подвигах советского народа, наших сельчан  на фронтах и в тылу.

В честь память погибших и умерших ветеранов ребята изготовили пятиконечные звёздочки.

 ДП4ДП3

 

ДП7ДП6

ДП5ДП8ДП1ДП2