Советы психолога по выбору профессии

Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека, от которого будет зависеть его дальнейшая деятельность.

ПРИ РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ "КЕМ БЫТЬ" РЕКОМЕНДУЕТСЯ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ НЕКОТОРЫМИ ПРАВИЛАМИ:

 Правило первоеПознайте себя, свое собственное "Я":

  • - здоровье;
  • - интересы и склонности;
  • - способности, знания и умения.

Правило второе. Узнайте все о профессиях:

  • - предмет, цель и условия труда;
  • - пути получения профессии;
  • - медицинские противопоказания;
  • - требования профессии к личности (профессионально важные качест­ва);
  • - актуальность выбранной профессии на рынке труда и перспективы ее  развития.

Правило третье. Соотнесите знания о себе с требованиями вы­бранной профессии

СХЕМА ПОРЯДКА ДЕЙСТВИЙ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПУТИ

  1. Составьте общую, обзорную ориентировку в мире профессий, включая сведения об основных требованиях, предъявляемых профес­сиями к личным качествам людей.

  2. Выделите возможности и ограничения, подразделив их на три ступени:

      -   те, с которыми нельзя не считаться;

      -   те, с которыми лучше считаться;

      -   те, которыми можно пренебречь.

  3. Ведите целенаправленный сбор сведений, информации в соот­ветствии с направленностью выбора.

  4. Постарайтесь получить индивидуальную консультацию по про­фессиональной ориентации.

  5. Сделайте заключение о выборе профессии на основании практи­ческого применения ее к себе (профпроба), или наблюдая за работой соответствующего специалиста.

  6. Еще раз вернитесь к обдумыванию и уточнению всех пунктов выбора перед поступлением в учебное заведение или на работу.

  ЧТОБЫ ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ, НЕОБХОДИМО ЗАДУМАТЬСЯ НАД ФОРМУЛОЙ, КОТОРУЮ УСЛОВНО НАЗВАЛИ

 «хочу» - «могу» -«надо»

 Первое неизвестное формулы —«хочу». Выбирая профессию, определите, что Вам интересно, и чем бы Вы хотели заниматься каждый день на своем пред­полагаемом рабочем месте. Ответив на этот вопрос. Вы узнаете первое неизвест­ное в предлагаемой формуле.

Второе неизвестное формулы —«могу». Если Вы обладаете профессио­нально важными качествами, которые предъявляет профессия к человеку, то смо­жете достигнуть высокого уровня профессионального мастерства.

Третье неизвестное в формуле«надо». Это востребованность профес­сии на рынке труда. Помните, что жизнь не стоит на месте, и рынок труда меняет­ся очень быстро, а вместе с изменениями в экономической ситуации происходят изменения в профессиях и потребностях в них.

 

Выбирая профессию, необходимо учитывать:

•   Здоровье, личные качества

•   Знания, умения, интересы, склонности, способности

•   Предмет труда, цель труда, условия труда

•   Пути получения, медицинские противопоказания

 

КАК ПОЛУЧИТЬ СПРАВОЧНУЮ ИНФОРМАЦИЮ О ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ И УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

ПО ТЕЛЕФОНУ

  


Итак, Вы выбрали учебное заведение с интересующей Вас специальностью. Теперь Вам необходима дополнительная информация, получить которую можно по телефону. Предлагаем Вашему вниманию некоторые практические рекомендации по ведению делового телефонного разговора.

При соблюдении этих правил Вы получите необходимую информацию за 5 - 7 минут.

 


• Приготовьте заранее бумагу для записи и ручку

• Прежде чем начать разговор поздоровайтесь

• Вопросы формулируйте четко, кратко и точно, будьте вежливы и корректны

• Уточните номер или название учебного заведения

• Узнайте готовят ли специалистов по интересующей Васспециальности на базе Вашего образования (9 или 11 классов), какой срок обучения

• Обязательно спросите об условиях приема: узнайте, по каким предметам принимают результаты ЕГЭ

• Спросите, есть ли в учебном заведении подготовительные курсы, когда начинаются занятия, какие требуются документы, сколько стоит обучение

• Узнайте, какие документы необходимы при поступлении, в какие дни и часы работает приемная комиссия

• Уточните проезд

• Заранее подготовьте вопросы, которые Вы хотели бы задать

• Если вы что-то не поняли и хотите уточнить, не забудьте прежде извиниться

• В конце разговора поблагодарите за полученную информацию и попрощайтесь

 

 МИР ПРОФЕССИЙ

 Мир профессий насчитывает свыше 50 тысяч профессий и не является чем-то за­стывшим. Он динамичен, появляются и развиваются новые виды деятельности, отмира­ют и исчезают устаревшие, дробятся или объединяются реально существующие. Например, профессия прачки исчезла вместе со стиральной доской, а профессия секретарь-машинистки преобразовалась в профессию оператора ПК.

 Сориентироваться и разобраться в огромном мире профессий поможет их класси­фикация, предложенная профессором Е.А.Климовым, и по­строенная по четырем признакам:

 

  •      предмет труда;
  •      цель труда;
  •      орудия (средства) труда;
  •      условия труда.

  

По предмету труда профессии делятся на 5 типов:

 

  1.   человек—человек (главное содержание труда - взаимодействие ме­жду людьми);
  2.   человек—знаковая система (ведущий предмет труда - знаки, циф­ры, коды);                                          
  3.   человек—техника (главный предмет труда - технические объекты, материалы, виды энергии);
  4.   человек—Природа (ведущий предмет труда - живая природа);
  5.   человек—художественный Образ (ведущий предмет труда - ху­дожественный образ, способы его построения)

 

  Тип профессии «ЧЕЛОВЕК - ТЕХНИКА»

 Предмет труда: технические системы, машины, механизмы, агрегаты.

Общие требования к работникам: физическая и психологическая вы­носливость; стойкая работоспособность; уравновешенность; физическая сила; хо­рошее слуховое, зрительное и мышечное восприятие; распределенное внимание;

достаточно высокое интеллектуальное развитие.

Цели труда: распознавать, различать, оценивать, разбираться, организовы­вать, оказывать влияние, перемещать, придумывать, находить.

Орудия труда: ручные, машины, автоматы.

Условия труда: в закрытом помещении с нормальным микроклиматом, в закрытом помещении с резким изменением микроклимата, на высоте, на открытом воздухе.

Примеры профессий: наладчик, автослесарь, водитель, радиомонтаж­ник, инженер-конструктор, швея-мотористка.

 

Тип профессии  «ЧЕЛОВЕК—ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА»

 Предмет Труда: условные обозначения, шифры, коды, языки, формулы, речь, письменность, символы, схемы, графики, ноты.

Общие требования к работникам: дисциплинированность, пункту­альность, стойкая работоспособность, аккуратность, оперативная память, устойчивое концентрированное внимание, способность оперировать представлениями.

Цели Труда: разбираться проверять, обрабатывать, оказывать воздействие, преобразовывать, изобретать, придумывать, находить новые варианты и образцы.

Орудия Труда: ручные, автоматизированное) и механическое оборудова­ние, функциональные средства человека.

условия Труда: микроклимат бытового помещения, повышенная мораль­ная ответственность.

Примеры Профессий: технический редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, пользователь ПЭВМ, экономист, кассир, лингвист, конструктор, чертежник, штурман, закройщик, радист, стено­графист, телефонист.

  

Тип профессии «ЧЕЛОВЕК—ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»

Предмет Труда: художественные образы, закономерности создания и восприятия художественных образов.

Общие Требования к работникам: впечатлительность, эмоциональ­ность, трудоспособность, оперирование средствами эстетического воздействия, художественные способности.

 Цели Труда: преобразовывать, организовывать, оказывать влияние, воз­действовать, находить новые способы и варианты.

орудия Труда: ручные, функциональные средства человека, механизиро­ванное оборудование.

условия Труда: повышенная моральная ответственность, микроклимат бытового типа, необычные условия, на открытом воздухе.

Примеры Профессий: художник, скульптор, журналист, модельер, писатель, хореограф, композитор, парикмахер, закройщик-портной, дизайнер, юве­лир, актер, гравер, реставратор, цветовод-декоратор, живописец по росписи фарфора, шлифовщик по камню.

 

Тип профессии «ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА»

 Предмет труда: земля, вода, атмосфера, полезные ископаемые, различ­ные живые организмы и биологические процессы.

Общие требования к работникам: любовь, к животным и растениям; физическая выносливость; высокая работоспособность; терпимость; инициатив­ность; способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы; хо­рошее воображение; оперативное наглядно-образное мышление.

Цель труда: приобретать, придумывать, находить новые варианты и об­разцы, конструировать, распознавать, различать, оценивать, разбираться, прове­рять, преобразовывать, обрабатывать, оказывать воздействие, перемещать.

орудия Труда: ручные, механические и автоматизированное оборудова­ние.

условия Труда: на открытом воздухе, в необычных условиях, в помеще­ниях с микроклиматом бытового типа, а также в условиях, требующих повышен­ной моральной ответственности.

Примеры Профессий: агроном, агрохимик, зоотехник, цветовод, вете­ринар, биолог, микробиолог, эколог, садовод, овощевод, птицевод.

    

Тип профессии «ЧЕЛОВЕК—ЧЕЛОВЕК»

 Предмет труда: человек, группы людей, коллективы (бригада, класс, хор и т.д.).

Общие Требования К работникам: высокие моральные качества, доб­рожелательность, вежливость, психологическая сдержанность, воспитанность, вы­держка.

Цели Труда: распознавать, разбираться, проверять, организовывать, ока­зывать влияние, изобретать, придумывать, находить новые варианты. 

условия Труда: повышенная моральная ответственность, микроклимат бытового помещения, на открытом воздухе.

Примеры Профессий: учитель, воспитатель, тренер, врач, медсестра, юрист, следователь, военнослужащий, менеджер, официант, продавец, проводник, стюардесса, библиотекарь, экскурсовод.

  

 Что еще иметь в виду?

   Помните: самый «нужный» ВУЗ не поможет добиться успеха, если у Вас нет ни малейшего интереса к выбранной специально­сти. Поэтому, прежде всего, стоит учитывать собственные инте­ресы и склонности.

Прежде чем поступать куда бы то ни было, постарайтесь по­говорить с как можно большим числом людей уже, работающих по выбранной Вами специальности. Большинство профессий име­ет свои профессионально важные качества. К примеру, если Вы не владеете словом, не стоит учиться на юриста. А если по харак­теру Вы непоседа и не любите долго заниматься одним и тем же, из Вас никогда не выйдет хороший бухгалтер.

Некоторые популярные сейчас и хорошо оплачиваемые специальности не требуют высшего образования. Гораздо важнее набраться практического опыта (например, менеджеру по прода­жам, манекенщице).

 профессии1

 ЕСЛИ ВЫ РЕШИЛИ ПОСТУПАТЬ В ВУЗ, СПО, ПЛ или ПУ, ЗАРАНЕЕ СПЛАНИРУЙТЕ СВОИ ДЕЙСТВИЯ:

  

  • подберите из справочника для поступающих несколько учебных заведений (2 или более), где можно получить интересующую Вас профессию с учетом спроса на рынке труда;
  • посетите эти учебные заведения (желательно за год до поступле­ния) в «Дни открытых дверей»;
  • оцените свои возможности, способности и знание тех предметов, по которым сдаются экзамены (учтите конкурс предыдущих лет);
  • решите, в какое из учебных заведений Вы будете поступать;
  • продумайте запасной вариант, это может быть: другая специаль­ность данного учебного заведения; ступенчатый путь получения желаемого уровня образования: профлицей (профучилище) - тех­никум - вуз, техникум - вуз, работа и заочное обучение; другое учебное заведение;
  • выберите приемлемые для Вас варианты дополнительной подго­товки:

                       - профильные классы;

                       - классы с углубленным изучением отдельных предметов;

                       - специализированные школы;

                       - занятия с репетитором;

                       - подготовительные курсы;

                       - самостоятельная подготовка.

 

 Предлагаем Вам примерный перечень вопросов, которые необходимо обсудить с представителями учебных заведений:

 

  •  узнайте, какие документы необходимы при поступлении, в какие дни и часы работает прием­ная комиссия;
  •  уточните, есть ли ограничения при приеме по состоянию здоро­вья;
  •  выясните конкурс и проходные баллы предыдущих лет;
  •  обязательно спросите об условиях приема;
  •  какая форма обучения:

                      -  очная (дневная, вечерняя)

                      -  заочная;

  •  узнайте, есть ли дополнительный набор на платное отделение;
  •  уточните, возможен ли перевод с одного факультета (отделения) на другой;
  •  спросите, проводятся ли учебная и производственная практики;
  •  узнайте, каков преподавательский состав, приглашаются ли специалисты из других учебных заведений;
  •  поинтересуйтесь, оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве по окончании обучения.