Дать определение понятию деятельность. Деятельность человека и её основные формы

Человек современного общества занимается разнообразными видами деятельности. Для того, чтобы описать все виды человеческой деятельности, необходимо перечислить наиболее важные для данного человека потребности, а число потребностей очень велико.

Возникновение различных видов деятельности связано с общественно-историческим развитием человека. Фундаментальными видами деятельности, в которые включается человек в процессе своего индивидуального развития, являются общение, игра, учеба, труд.

  • * общение -- взаимодействие двух или более людей в процессе обмена информацией познавательного или аффективно-оценочного характера;
  • * игра -- вид деятельности в условных ситуациях, имитирующих реальные, в которых усваивается общественный опыт;
  • * учение -- процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми для выполнения трудовой деятельности;
  • * труд -- деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющая материальные и духовные потребности людей.

Общение -- вид деятельности, состоящий в обмене информацией между людьми. В зависимости от возрастного этапа развития человека, специфики деятельности изменяется характер общения. Каждому возрастному этапу свойственен специфический тип общения. В младенчестве взрослый обменивается с ребенком эмоциональным состоянием, помогает ориентироваться в окружающем мире. В раннем возрасте общение между взрослым и ребенком осуществляется в связи с предметным манипулированием, активно осваиваются свойства предметов, формируется речь ребенка. В дошкольный период детства сюжетно-ролевая игра развивает навыки межличностного общения со сверстниками. Младший школьник занят учебной деятельностью, соответственно и общение включено в данный процесс. В юношеском возрасте кроме общения много времени уделяется подготовке к профессиональной деятельности. Специфика профессиональной деятельности взрослого накладывает отпечаток на характер общения, манеру поведения и речь. Общение в профессиональной деятельности не только организует, но и обогащает ее, в ней возникают новые связи и отношения между людьми.

Игра -- вид деятельности, результатом которой не является производство какого-либо материального продукта. Она -- ведущая деятельность дошкольника, поскольку через нее он принимает нормы общества, учится межличностному общению со сверстниками. Среди разновидностей игр можно выделить индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Игры имеют большое значение в жизни людей: для детей они преимущественно носят развивающий характер, для взрослых являются средством общения, отдыха.

Учение -- вид деятельности, его цель состоит в приобретении знаний, умений, навыков. В процессе исторического развития накапливались знания в различных областях науки и практики, поэтому для освоения этих знаний учение выделилось в специальный вид деятельности. Учение влияет на психическое развитие индивида. Оно состоит из усвоения информации о свойствах окружающих предметов и явлений (знания), правильного выбора приемов и операций в соответствии с целями и условиями деятельности (умение).

Труд исторически является одним из первых видов человеческой деятельности. Предмет психологического изучения -- не сам труд в целом, а его психологические компоненты. Обычно труд характеризуется как сознательная деятельность, которая направлена на осуществление результата и регулируется волей в соответствии с ее сознательной целью. Труд выполняет важную формирующую функцию в развитии личности, поскольку влияет на становление ее способностей и характера.

Отношение к труду закладывается в раннем детстве, знания и навыки формируются в процессе обучения, специальной подготовки, опыта работы. Трудиться -- значит проявлять себя в деятельности. Труд в определенной сфере деятельности человека связывают с профессией.

Таким образом, каждый из рассмотренных выше видов деятельности является наиболее характерным для определенных возрастных этапов развития личности. Текущий вид деятельности как бы подготавливает последующий, так как в нем развиваются соответствующие потребности, познавательные возможности и особенности поведения.

В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяют на практическую и духовную.

Практическая деятельность направлена на изменение окружающего мира. Так как окружающий мир состоит из природы и общества, она может быть производственной (изменяющей природу) и социально-преобразовательной (изменяющей структуру общества).

Духовная деятельность направлена на изменение индивидуального и общественного сознания. Она реализуется в сферах искусства, религии, научного творчества, в моральных поступках, организуя коллективную жизнь и ориентируя человека на решение проблем смысла жизни, счастья, благополучия.

Духовная деятельность включает в себя деятельность познавательную (получение знаний о мире), ценностную (определение норм и принципов жизни), прогностическую (выстраивание моделей будущего) и др.

Деление деятельности на духовную и материальную условно. В реальности духовное и материальное не могут быть оторваны друг от друга. Любая деятельность имеет материальную сторону, так как тем или иным образом соотносится с внешним миром, и идеальную сторону, поскольку предполагает целеполагание, планирование, выбор средств и т.д.

По сферам общественной жизни - экономическая, социальная, политическая и духовная.

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

  • § социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)
  • § экономическую (производительные силы, производственные отношения)
  • § политическую (государство, партии, общественно-политические движения)
  • § духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

Важно понять, что люди одновременно находятся в различных отношениях между собой, с кем-то связаны, от кого-то обособлены при решении своих жизненных вопросов. Поэтому сферы жизни общества -- это не геометрические пространства, где обитают разные люди, но отношения одних и тех же людей в связи с различными сторонами их жизни.

Социальная сфера -- это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа. Социальная сфера включает в себя различные социальные общности и отношения между ними. Человек, занимая определенную позицию в обществе, вписан в различные общности: он может быть мужчиной, рабочим, отцом семейства, городским жителем и т.д.

Экономическая сфера -- это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ. Экономическая сфера -- область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества.

Политическая сфера -- это отношения людей, связанные с властью, которые обеспечивают совместную безопасность.

Элементы политической сферы можно представить таким образом:

  • § политические организации и институты -- социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.;
  • § политические нормы - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;
  • § политические коммуникации - отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;
  • § политическая культура и идеология -- политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.

Духовная сфера -- это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т. п.).

Если материальная жизнь человека связана с удовлетворением конкретных повседневных потребностей (в пище, одежде, питье и т.д.). то духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитии сознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств.


Включённость общества - массовая, коллективная, индивидуальная.

В связи с социальными формами объединения людей в целях осуществления деятельности выделяют коллективную, массовую, индивидуальную деятельность. Коллективная, массовая, индивидуальная формы деятельности обусловлены сущностью действующего субъекта (человек, группа людей, общественная организация и т. п.). В зависимости с общественными формами объединения людей в целях исполнения деятельности устанавливают индивидуальную (пример: управление регионом или страной), коллективную (судовые системы управление, работа в кллективе), массовую (примером массовой информации является смерть Майкла Джексона).

Зависимость от социальных норм - моральная, аморальная, законная, незаконная.


Обусловленности от соответствия деятельности существующим общекультурным традициям, общественным нормам дифференцируют законную и незаконную, а так же моральную и аморальную деятельность. Незаконная деятельность - это все что запрещается законом, конституцией. Взять, например изготовление и производство оружия, взрывчатых веществ, распространение наркотиков, все это является незаконной деятельностью. Естественно многие стараются придерживаться моральной деятельности, то есть учиться на совесть, быть вежливым, ценить родных, помогать старым и бездомным. Есть ярким пример моральной деятельности - вся жизнь матери Терезы.

Потенциал нового в деятельности - инновационная, изобретательская, творческая, рутинная.

Когда деятельность человека затрагивает исторический ход событий, с общественным ростом, то распределяют прогрессивную или реакционную, а еще созидательную и разрушительную деятельности. Например: Прогрессивная роль промышленной деятельности Петра 1 или же прогрессивная деятельность Петра Аркадьевича Столыпина.

В зависимости от отсутствия или же наличия каких-либо целей, успехов деятельности и путей ее совершения раскрывают однообразную, монотонную, шаблонную деятельность, которая в свою очередь протекает строго по определенным требованиям, а новое чаще всего не дается (Изготовление какого-либо продукта, вещества по схеме на заводе или фабрике). А вот деятельность творческая, изобретательная наоборот, она несет за собой характер оригинальности нового, прежде неведомого. Она отличается специфичностью, исключительностью, неповторимостью. А элементы творчества могут применяться в любой из деятельностей. В пример можно привести танцы, музыка, живопись, здесь нет правил или инструкций, здесь воплощение фантазии, и ее реализации.

Виды познавательной деятельности человека

Учение или познавательная деятельность относится к духовным сферам жизни человека и общества. Существует четыре вида познавательной деятельности:

  • · обыденная - заключается в обмене опытом и теми образами, которые люди носят в себе и делятся с окружающим миром;
  • · научная - характеризуется изучением и использованием различных законов и закономерностей. Главная цель научной познавательной деятельности - создать идеальную систему материального мира;
  • · художественная познавательная деятельность заключается в попытке творцов и художников дать оценку окружающей действительности и найти в ней оттенки прекрасного и безобразного;
  • · религиозная. Её предметом является сам человек. Его поступки оцениваются с точки зрения угодности Богу. Сюда же относятся и нормы морали и нравственные стороны поступков. Учитывая, что из поступков состоит вся жизнь человека, немаловажную роль в их формировании играет духовная деятельность.

Виды духовной деятельности человека

Духовной жизни человека и общества соответствуют такие виды деятельности, как религиозная, научная и творческая. Зная о сущности научной и религиозной деятельности, стоит подробнее рассмотреть виды творческой деятельности человека. Сюда относятся художественное или музыкальное направление, литература и архитектура, режиссура и актерское мастерство. Задатки творчества есть у каждого человека, однако чтобы раскрыть их необходимо долго и упорно трудиться.

Виды трудовой деятельности человека

В процессе труда развивается мировоззрение человека и его жизненные принципы. Трудовая деятельность требует от личности планирования и дисциплины. Виды трудовой деятельности бывают как умственные, так и физические. В обществе сложился стереотип, что физический труд намного сложнее умственного. Хотя внешне работа интеллекта не проявляется, на самом деле эти виды трудовой деятельности почти равны. Лишний раз этот факт доказывает разнообразие существующих на сегодняшний день профессий.

Виды профессиональной деятельности человека

В широком смысле понятие профессия означает разнообразную форму деятельности, совершаемую на благо общества. Проще говоря, суть профессиональной деятельности сводится к тому, что люди работают для людей и на благо всего общества. Существует 5 видов профессиональной деятельности.

  • 1. Человек-природа. Суть этой деятельности во взаимодействии с живыми существами: растениями, животными и микроорганизмами.
  • 2. Человек-человек. К этому типу относятся профессии так или иначе связанные со взаимодействием с людьми. Деятельность здесь заключается в воспитании, руководстве людьми, и их информационным, торговым и бытовым обслуживанием.
  • 3. Человек-техника. Тип деятельности, характеризующийся взаимодействием человека и технических сооружений и механизмов. Сюда относится все, что связано с автоматическими и механическими системами, материалами и видами энергии.
  • 4. Человек - знаковые системы. Деятельность этого типа заключается во взаимодействии с цифрами, знаками, естественными и искусственными языками.
  • 5. Человек - художественный образ. К этому типу относятся все творческие профессии, связанные с музыкой, литературой, актерским мастерством, и изобразительной деятельностью.

Виды хозяйственной деятельности людей

Хозяйственная деятельность человека в последнее время жестко оспаривается защитниками природы, поскольку она основана на природных запасах, которые в скором времени исчерпают себя. К видам хозяйственной деятельности человека относятся добыча полезных ископаемых, таких как нефть, металлы, камни и все, что может принести выгоду человеку и нанести ущерб не только природе, но и всей планете.

Виды информационной деятельности человека

Неотъемлемой частью взаимодействия человека с окружающим миром является информация. К видам информационной деятельности относятся получение, использование, распространение и хранение информации. Информационная деятельность нередко становится угрозой жизни, поскольку всегда есть люди, которым не угодно, чтобы третьи лица знали и разглашали какие-либо факты. Также этот вид деятельности может носить провокационный характер, а также являться средством манипуляций сознанием общества.

Виды психической деятельности человека

Психическая деятельность влияет на состояние личности и продуктивность его жизни. Самым простым видом психической деятельности является рефлекс. Это привычки и навыки, установившиеся путем постоянного повторения. Они почти незаметны, по сравнению с самым сложным видом психической деятельности - творчеством. Оно отличается постоянным разнообразием и неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Поэтому творческие люди так часто эмоционально нестабильны, а профессии связанные с творчеством считаются самыми трудными. Именно поэтому творческих людей называют талантами, способными преобразовать этот мир и привить обществу культурные навыки.

Культура включает в себя все виды преобразовательной деятельности человека. Существует только два вида этой деятельности - созидание и разрушение. Второе, к сожалению, встречается чаще. Многие годы преобразовательной деятельности человека в природе привели к бедам и катастрофам.

На помощь здесь может прийти только созидание, а это значит как минимум, восстановление природных ресурсов.

Деятельность отличает нас от животных. Одни её виды приносят пользу развитию и становлению личности, другие носят разрушительный характер. Зная, какие качества в нас заложены, мы можем избежать плачевных последствий собственной деятельности. Это не только принесет пользу окружающему миру, но и позволит нам самим с чистой совестью заниматься любимыми делами и считать себя людьми с большой буквы.

Деятельность — это специфически человеческая активность, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Главная особенность деятельности в том, что ее содержание не определяется целиком потребностью, которая ее породила. Потребность в качестве мотива (побуждения) дает толчок к деятельности, но сами формы и содержание деятельности определяются общественными целями , требованиями и опытом.

Различают три основных вида деятельности : игру, учение и труд. Целью игры является сама осуществляемая «деятельность», а не ее результаты. Деятельность человека, имеющая своей целью приобретение знаний, умений и навыков, называется учением . — это деятельность, целью которой является производство общественно необходимых продуктов.

Характеристика деятельности

Под деятельностью понимают специфически человеческий способ активного отношения к миру — процесс, в ходе которого человек творчески преобразует окружающий мир, превращая себя в деятельного субъекта, а осваиваемые явления — в объект своей деятельности.

Под субъектом здесь понимается источник активности, действующее лицо. Поскольку активность проявляет, как правило, человек, то чаше всего именно он именуется субъектом.

Объектом называют пассивную, страдательную, инертную сторону взаимоотношений, над которой производится деятельность. Объектом деятельности может быть природный материал или предмет (земля в сельскохозяйственной деятельности), другой человек (студент как объект обучения) или сам субъект (в случае самообразования, спортивных тренировок).

Для понимания деятельности следует учитывать несколько ее важных характеристик.

Человек и деятельность неразрывно связаны. Деятельность есть непременное условие человеческой жизни: она создала самого человека, сохранила его в истории и предопределила поступательное развитие культуры. Следовательно, человека вне деятельности не существует. Верно и обратное: нет деятельности без человека. Только человек способен к трудовой, духовной и иной преобразовательной деятельности.

Деятельность есть преобразование окружающей среды. Животные приспосабливаются к природным условиям. Человек способен активно изменять эти условия. Например, он не ограничивается собирательством растений для пищи, а выращивает их в ходе сельскохозяйственной деятельности.

Деятельность выступает в качестве творческой, созидательной активности: человек в процессе своей деятельности выходит за границы природных возможностей, создавая нечто новое, не существовавшее ранее в природе.

Таким образом, в процессе деятельности человек творчески преобразует действительность, себя самого и свои социальные связи.

Более подробно сущность деятельности раскрывается в ходе ее структурного анализа.

Основные формы деятельности человека

Деятельность человека осуществляется в (производственной, бытовой, природной окружающей).

Деятельность — активное взаимодействие человека со средой обитания, результатом которого должна быть ее полезность, требующее от человека высокой подвижности нервных процессов, быстрых и точных движений, повышенной активности восприятия, эмоциональной устойчивости.

Изучение человека в процессе осуществляет эргономика, цель которой — оптимизация трудовой деятельности на базе рационального учета возможностей человека.

Все многообразие форм деятельности человека можно разграничить на две основные группы по характеру выполняемых человеком функций — физический и умственный труд.

Физический труд

Физический труд требует значительной мышечной активности, характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную, нервно-мышечную и др.), а также требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 мДж (4 000-6 000 ккал) и выше в сутки.

Умственный труд

Умственный труд (интеллектуальная деятельность) — это труд, объединяющий работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующий напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления. Суточный расход энергии при умственном труде составляет 10-11,7 мДж (2 000-2 400 ккал).

Структура деятельности человека

Структуру деятельности обычно представляют в линейном виде, где каждый компонент следует за другим во времении.

Потребность → Мотив→ Цель→ Средства→ Действие→ Результат

Рассмотрим все компоненты деятельности поочередно.

Потребность в действии

Потребность — это нужда, неудовлетворенность, ощущение недостатка чего-то необходимого для нормального существования. Для того чтобы человек начал действовать, необходимо осознание этой нужды и ее характера.

Наиболее разработанная классификация принадлежит американскому психологу Абрахаму Маслоу (1908-1970) и известна как пирамида потребностей (рис. 2.2).

Маслоу разделил потребности на первичные, или врожденные, и вторичные, или приобретенные. Они в свою очередь включают в себя потребности:

  • физиологические - в пище, воде, воздухе, одежде, тепле, сне,чистоте, жилье, физическом отдыхе и т.д.;
  • экзистенциальные — безопасность и защищенность, неприкосновенность личной собственности, гарантированная занятость, уверенность в завтрашнем дне и т.д.;
  • социальные - стремление к принадлежности и причастности к какой-либо социальной группе, коллективу и т.д. На этих потребностях базируются ценности привязанности, дружбы, любви;
  • престижные - основанные на желании уважения, признания другими личных достижений, на ценностях самоутверждения, лидерства;
  • духовные - ориентированные на самовыражение, самоактуализацию, творческое развитие и использование своих навыков, способностей и знаний.
  • Иерархия потребностей много раз изменялась и дополнялась различными психологами. Сам Маслоу на поздних этапах своих исследований добавил в нее три дополнительные группы потребностей:
  • познавательные — в знании, умении, понимании, исследовании. Сюда можно отнести желание открывать новое, любознательность, стремление к самопознанию;
  • эстетические — стремление к гармонии, упорядочению, прекрасному;
  • трансцендирования — бескорыстное стремлен ие помочь другим в духовном самосовершенствовании, в их стремлении к самовыражению.

По мнению Маслоу, для удовлетворения высших, духовных потребностей необходимо первоначально удовлетворить те потребности, которые занимают место в пирамиде под ними. Если полностью удовлетворены потребности какого-либо уровня, у человека возникает естественная необходимость удовлетворения потребностей более высокого уровня.

Мотивы деятельности

Мотив - основанное на потребности осознанное побуждение, обосновывающее и оправдывающее деятельность. Потребность станет мотивом, если она осознана не просто как , а как руководство к действию.

В процессе формирования мотива участвуют не только потребности, но и другие побуждения. Как правило, потребности опосредованы интересами, традициями, убеждениями, социальными установками и т.д.

Интересом называется конкретная причина действий, определяющая . Хотя потребности у всех людей одинаковы, разные социальные группы имеют свои интересы. Например, различны интересы у рабочих и владельцев заводов, мужчин и женщин, молодежи и пенсионеров. Так, для более важны инновации, для пенсионеров — традиции; у предпринимателей интересы, скорее, материальные, а у людей искусства — духовные. У каждого человека есть и свои личные интересы, основанные на индивидуальных склонностях, симпатиях (люди слушают разную музыку, занимаются разными видами спорта и т.п.).

Традиции представляют собой социальное и культурное наследие, передаваемое из поколения в поколение. Можно говорить о традициях религиозных, профессиональных, корпоративных, национальных (например, французских или русских) и т.д. Ради некоторых традиций (например, воинских) человек может ограничивать свои первостепенные потребности (сменив безопасность и защищенность на деятельность в условиях высокого риска).

Убеждения — твердые, принципиальные взгляды на мир, основанные на мировоззренческих идеалах человека и подразумевающие готовность человека отказаться от ряда потребностей (например, комфорта и денег) ради того, что он считает правильным (ради сохранения чести и достоинства).

Установки — преимущественные ориентации человека на определенные институты общества, которые накладываются на потребности. Например, человек может быть ориентирован на религиозные ценности, или на материальное обогащение, или на общественное мнение. Соответственно и поступать он будет в каждом случае по-разному.

В сложных видах деятельности обычно можно выявить не один мотив, а несколько. В таком случае выделяют основной мотив, который считается движущим.

Цели деятельности

Цель - это сознательное представление о результате деятельности, предвосхищение будущего. Любая деятельность предполагает целеполагание, т.е. способность самостоятельно устанавливать цели. Животные в отличие от человека не могут устанавливать цели сами: их программа деятельности заранее предопределена и выражена в инстинктах. Человек способен формировать собственные программы, создавая то, чего никогда не было в природе. Поскольку в активности животных отсутствует целеполагание, она не является деятельностью. При этом если животное никогда не представляет заранее результатов своей активности, то человек, начиная деятельность, держит в сознании образ ожидаемого предмета: до того, как создать нечто в реальности, он создает это в уме.

Однако цель может быть сложной, и для ее достижения иногда требуется ряд промежуточных шагов. Например, чтобы посадить дерево, нужно приобрести саженец, найти подходящее место, взять лопату, выкопать яму, поместить в нее саженец, полить его и т.д. Представления о промежуточных результатах называются задачами. Таким образом, цель разбивается на конкретные задачи: если все эти задачи будут решены, то будет достигнута и общая цель.

Средства, используемые в деятельности

Средства - это используемые в ходе деятельности приемы, способы действия, предметы и т.п. Например, чтобы выучить обществознание, необходимы лекции, учебники, задания. Чтобы быть хорошим специалистом, требуется получить профессиональное образование, иметь опыт работы, постоянно практиковаться в своей деятельности и т.д.

Средства должны соответствовать целям в двух смыслах. Во-первых, средства должны быть соразмерны цели. Иначе говоря, они не могут быть недостаточными (иначе деятельность будет безрезультатной) или избыточными (иначе энергия и ресурсы будут потрачены зря). Например, нельзя построить дом, если для этого недостаточно материалов; бессмысленно также покупать материалов в несколько раз больше, чем нужно для его постройки.

Во-вторых, средства должны быть моральными: нельзя оправдывать аморальные средства благородством цели. Если цели аморальны, то аморальной является вся деятельность (по этому поводу герой романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» Иван спрашивал, стоит ли царство мировой гармонии одной слезинки замученного ребенка).

Действие

Действие - элемент деятельности, имеющий относительно самостоятельную и осознанную задачу. Деятельность состоит из отдельных действий. Например, преподавательская деятельность состоит из подготовки и чтения лекций, проведения семинарских занятий, подготовки заданий и т.д.

Немецкий социолог Макс Вебер (1865-1920) выделял такие типы социальных действий:

  • целерациональные - действия, ориентированные на достижение разумной пели. При этом человек четко рассчитывает все средства и возможные препятствия (генерал, планирующий сражение; бизнесмен, организующий предприятие; преподаватель, подготавливающий лекцию);
  • ценностно-рациональные — действия, основанные на убеждениях, принципах, моральных и эстетических ценностях (например, отказ пленного передать врагу ценные сведения, спасение утопающего с риском для собственной жизни);
  • аффективные - действия, совершенные под влиянием сильных чувств — ненависти, страха (например, бегство от противника или спонтанная агрессия);
  • традиционные — действия, основанные на привычке, часто являющиеся автоматической реакцией, выработанной на основе обычаев, верований, образцов и т.д. (например, следование определенным ритуалам в свадебной церемонии).

Основу деятельности составляют действия двух первых типов, поскольку только они имеют осознанную цель и носят творческий характер. Аффекты и традиционные действия способны лишь оказывать некоторое влияние на ход деятельности в качестве вспомогательных элементов.

Особыми формами действий являются : поступки — действия, которые имеют ценностно-рациональное, нравственное значение, и деяния — действия, имеющие высокое положительное социальное значение. Например, помочь человеку-это поступок, выиграть важную битву — деяние. Выпить стакан воды — обычное действие, которое не является ни поступком, ни деянием. Слово «деяние» часто используется в юриспруденции для обозначения действия или бездействия, которое нарушает правовые нормы. Например, в законодательстве «преступление — это противоправное, общественно опасное, виновное деяние».

Результат деятельности

Результат — это конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично). Например, результатом учебы могут быть знания, умения и навыки, результатом — , результатом научной деятельности — идеи и изобретения. Результатом деятельности может быть и сам , поскольку в ходе деятельности он развивается и меняется.

Деятельность специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. В отличие от действий животного, Д. человека предполагает определённое противопоставление субъекта и объекта Д.: человек противополагает себе объект Д. как материал, который сопротивляется воздействию на него человека и должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт Д. Всякая Д. включает в себя цель, средство, результат и сам процесс Д., и, следовательно, неотъемлемой характеристикой Д. является её осознанность. Д. является реальной движущей силой общественного прогресса и условием самого существования общества. Вместе с тем история культуры показывает, что Д. как таковая не является исчерпывающим основанием человеческого существования. Если основанием Д. является сознательно формулируемая цель, то основание самой цели лежит вне Д., в сфере человеческих идеалов и ценностей. Современное научно-техническое развитие всё более демонстрирует, что не только Д. в сфере искусства или нравственности, но и научное познание, или технико-инструментальная Д., получает свой смысл в конечном счёте в зависимости от её нравственной ориентированности, от её влияния на человеческое существование. С другой стороны, зависимость самой Д. от др. социальных факторов выражается в том, что в разных типах культуры она занимает существенно различное место, выступая то в роли носителя высшего смысла человеческого бытия, то на правах необходимого, но отнюдь не почитаемого условия жизни. Существуют многообразные классификации типов и форм Д. - разделение Д. на духовную и материальную, производственную, трудовую и нетрудовую и т.д. С точки зрения творческой роли Д. в социальном развитии особое значение имеет деление её на репродуктивную (направленную на получение уже известного результата известными же средствами) и продуктивную Д., или Творчество, связанное с выработкой новых целей и соответствующих им средств или с достижением известных целей с помощью новых средств. В связи с современной научно-технической революцией творческая Д. приобретает всё более массовый характер, что порождает целый ряд социальных проблем, начиная от необходимости радикальной перестройки системы образования и кончая проблемой известной «девальвации» творческой Д. отдельного человека в условиях включения её в индустриальные формы организации духовного производства. Развитие этого процесса подчёркивает, что личность несводима к выражению только в формах Д. и что гармония личности и Д. возможна лишь на основе наполнения Д. подлинно человеческим смыслом. В противном случае неизбежна чисто инструментальная трактовка человека как лишь орудия стоящей над ним Д., а это служит идеологической предпосылкой тоталитарных форм организации общественной жизни. Вопрос об отношении Д. и личности может решаться лишь как часть более широкой проблемы человека. В истории познания понятие Д. играло и играет двоякую роль: во-первых, мировоззренческого принципа, во-вторых, методологического постулата, положенного в основание ряда социальных наук. В качестве мировоззренческого принципа понятие Д. утвердилось начиная с немецкой классической философии, когда в европейской культуре восторжествовала новая концепция личности, характеризуемой рациональностью, многообразными направлениями активности и инициативы, и были созданы предпосылки для рассмотрения Д. как основания и принципа всей культуры. Первые шаги к такой точке зрения сделал И. Кант. В его гносеологии субъект был рассмотрен не как созерцающий внешнюю действительность, а как созидающий формы предметности: Кант выдвинул проблему двух начал, руководящих отношением субъекта к объекту, - познавательного и нравственного; причём первое определяет формы Д. и то, что можно назвать её операциональной структурой, а второе - направление, смысл и оценку Д. Эти два начала толковались Кантом как принципиально различные и взаимно несводимые. В ранг всеобщего основания культуры Д. впервые возвёл И. Г. Фихте, рассматривая субъект («Я») как чистую самодеятельность, как свободную активность, которая созидает мир («не Я») и ориентируется на этический идеал. Но поскольку Фихте выдвинул нравственный критерий (совесть) и т. о. ввёл внедеятельностный фактор, он тем самым подорвал единство своей концепции. Наиболее развитую рационалистическую концепцию Д. построил Г. Гегель. С позиций объективного идеализма он толкует Д. как всепроникающую характеристику абсолютного духа, порождаемую имманентной потребностью последнего в самоизменении. Главную роль он отводит духовной Д. и её высшей форме - рефлексии (См. Рефлексия), т. е. самосознанию. Такой подход позволил Гегелю построить цельную концепцию Д., в рамках которой центральное место занимает проясняющая и рационализирующая работа духа. В этой концепции обстоятельному анализу подвергнута диалектика структуры Д. (в частности, глубокая взаимоопределяемость цели и средства), сделан ряд глубоких замечаний о социально-исторической обусловленности Д. и её форм. В послегегелевской буржуазной философии концепция Д., развитая немецким классическим идеализмом, подвергается резкой критике, при этом акцент перемещается с анализа рациональных компонентов целеполагания на более глубокие слои сознания, обнаруживающиеся в жизни человека. Против гегелевской концепции - против Д. «всеобщего», подавляющего единичную личность, выступил датский мыслитель С. Кьеркегор. Разумному началу в человеке он противопоставляет волю, а Д., в которой Кьеркегор видит отрешённое от подлинного бытия функционирование, противополагает жизнь, человеческое существование. Волюнтаристская и иррационалистическая линия (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Э. Гартман и т.д.), рассматривающая волю как основу мирового и индивидуального существования, на место разумного целеполагания (т. е. Д.) ставит порыв и переживание. Эта тенденция получила своё продолжение в современном Экзистенциализме. Вместе с тем в конце 19 в. реализуется и другая философская линия, делающая акцент на межличностных (общечеловеческих) компонентах культуры, которые выступают как регулятивы Д. и её направленности (баденская школа неокантианства (См. Неокантианство) с её учением о ценностях, Э. Кассирер и его концепция роли знаковых структур). Ещё одно направление анализа связано с феноменологией Э. Гуссерля, которая отказала в самодостаточности формам Д., сложившимся в новоевропейской культуре, и поставила эти формы в более широкий контекст (выраженный, в частности, в понятии жизненного мира). Она попыталась показать, что поиск и определение смысла человеческого бытия требуют преодоления натуралистической установки сознания (воспринимающего человека по аналогии с физическим объектом) и человеческой Д. Тенденция отказа от рассмотрения Д. как сущности человека и единственного основания культуры усиливается в западной философии на рубеже 19-20 вв. Это связано не только с утратой социального оптимизма, присущего буржуазной цивилизации, но и с критикой техницистского активизма, осуществляемой некоторыми направлениями немарксистской философии. Происходит осмысление тех зловещих последствий, к которым привёл чистый активизм (защищаемый, в частности, в актуализме итальянского философа Дж. Джентиле), не подчинённый нравственным началам. Понятие Д. замещается другими,более широкими понятиями - жизни, жизненного мира, существования и т.д. Принцип Д. как источника происхождения многообразных продуктов культуры и форм социальной жизни сыграл важную методологическую роль в становлении и развитии ряда социальных наук. Например, в культурно-исторической теории Л. С. Выготского (См. Выготский) мышление было рассмотрено как результат интериоризации (См. Интериоризация) практических действий и свойственной им логики. Концепция Д. сыграла важную роль в развитии языкознания, психологии, этнографии и др. Вместе с тем принцип Д. при его развёртывании в конкретных исследованиях потребовал углублённого анализа механизмов Д. и формирующих её факторов. Это привело к вычленению иных компонентов, лежащих за пределами собственно Д., хотя и связанных с нею и влияющих на неё. Теория социального действия (М. Вебер, Ф. Знанецкий), с которой связано развитие буржуазной социологии в 20 в., не ограничивается анализом всеобще-рациональных компонентов целеполагающей Д., но выявляет значение ценностных установок и ориентаций, мотивов Д., ожиданий, притязаний и т.д. В результате произошло существенное расширение исходного принципа в этих науках. Марксистская философия в своей трактовке Д. преодолела ограниченность узко рационалистического и идеалистического понимания Д. Марксизм исходит из целостного понимания Д. как предметной, как органического единства чувственно-практических и теоретических форм Д. Эта целостность синтезируется в марксистском понятии практики (См. Практика), включающем многообразные формы человеческой активности и ставящем во главу угла Труд как высшую форму Д. Марксистская концепция деятельной сущности человека стала исходной методологической базой для ряда социальных наук. На ней выросли марксова теория стоимости, трудовая теория антропогенеза Ф. Энгельса, марксистская педагогика и др. Лит.: Маркс К., Тезисы о Фейербахе, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3; Какабадзе З. М., Проблема «экзистенциального кризиса» и трансцендентальная феноменология Э. Гуссерля, Тб., 1966; Трубников Н. Н., О категориях «цель», «средство», «результат», М., 1968; Батищев Г. С., Деятельностная сущность человека, как философский принцип, в кн.: Проблема человека в современной философии, М., 1969; Гайденко П. П., Трагедия эстетизма, М., 1970. А. П. Огурцов, Э. Г. Юдин.

Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.

Понятие «деятельность». Структура деятельности. Умения и навыки как структурные элементы деятельности. Виды человеческой деятельности, их классификация

Деятельность – это процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта.

Структура деятельности:

1) Субъект – тот, кто осуществляет деятельность (человек, группа людей, организация, государственный орган);

2) Объект – это то, на что она направлена (природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей);

3) Мотивы – те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности;

4) Цели – наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо его деятельности. Цель деятельности – это идеальное представление ее будущего результата;

5) Способы и приемы (действия) – относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненных общему мотиву.

Всякая деятельность включает в себя внутренний и внешний компоненты. Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами, называется экстериоризацией. Деятельность осуществляется в виде системы действий.

Действие – главная структурная единица деятельности, которая определяется как процесс, направленный на достижение цели. Выделяют практические (предметные) и умственные действия.

Умения и навыки как структурные элементы деятельности:

1) Знания человека о мире возникают первоначально в виде образов, ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных о сознании приводит к образованию представлений и понятий. Действия с предметами дают человеку знания одновременно об их свойствах и о возможностях обращения с ними;

2) Навык – это стереотипизированный способ совершения отдельных действий – операций, сформировавшийся в результате многократного их повторения и отличающийся свернутостью (сокращением) его сознательного контроля. Навыки образуются в результате упражнений, т.е. целенаправленных и систематических повторений действий. Для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, в противном случае возникает деавтоматизация, т.е. ослабление или почти полное разрушение выработанных автоматизмов;

3) Умение – это освоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умения образуются в результате координации навыков, их объединения в системы с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Умения опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль – это главное, что отличает умения от навыков.

Виды человеческой деятельности, их классификация:

1) Игра – форма человеческой деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий;

2) Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Основная цель учения – подготовка к будущей самостоятельной трудовой деятельности;

3) Труд – это деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей.

Чтобы понять сущность и содержание, структуру и функции социальной работы необходимо дать определение понятия «деятельность».

Деятельность - способ существования и развития социальной действительности, проявление социальной активности, целенаправленного отражения и преобразования окружающего мира. Р.С. Немов определяет деятельность как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Основные черты деятельности человека: сознательность; продуктивный, творческий, созидательный характер; она связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются человеком или в качестве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения потребностей, или в качеств средств собственного развития; обмен деятельностью, общение действующих индивидов. Другие исследователи в качестве основных элементов деятельности выделяют: мотив, цель, предмет, структуру и средства. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. Мотивы человеческой деятельности могут быть самые различные: органические, функциональные, материальные, социальные, духовные. М.С. Каган выделяет три основные элемента деятельности: субъект, который направляет свою активность на объект и других субъектов; объект, на которого направлена активность; сама активность, которая выражается в установлении субъектом коммуникативного взаимодействия с другими.

По разным основания деятельность может быть разделена на практическую и духовную; экономическую, политическую, социальную; прогрессивную и реакционную (регрессивную); законную и незаконную, творческую и нетворческую. Во всех этих видах деятельности ее основным носителем является человек. В последнее десятилетие активно развиваются новые виды деятельности, которые не были характерными для нашего общества и государства. Одним из таких видов деятельности и является социальная работа. Нельзя утверждать, что она не имела места раньше. Сколько существует человечество, столько существуют и виды социальной деятельности (социальная работа относится именно к этому виду деятельности). Однако, оформление процесса поддержки, помощи человеку в такую форму как социальная работа для нашего государства является новым видом социальной деятельности.

Социальная работа - это деятельность, которая позволяет людям, организациям осознать трудности (личные, ситуативные, социальные) и преодолеть их благодаря поддержке, защите, коррекции и реабилитации. Цель социальной работы как вида деятельности –удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, содействующих восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию. Следовательно специфичность данного вида деятельности в том, что она направлена на оказание помощи, поддержки людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, т.е. такой ситуации с которой самостоятельно человек справиться не в состоянии. Как вид социальной деятельности социальная работа представляет собой разновидность социальных действий: основные усилия в процессе целенаправленных манипуляций в профессиональной социальной работе ориентированы на создание условий, при которых объект действия (клиент) будет успешно социально функционировать на принципах самодостаточности, а также на проведение коррекционной, реабилитационной работы с различными категориями населения. Границы социальной работы как сферы социального действия определяются конкретными пространственно- временными координатами, так как социальная работа во многом определяется социальной политикой государства на том или ином этапе развития.

Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель.

Особенностью социальной работы в современных условиях является сочетание специфического вида профессиональной деятельности (когда речь идет о социальной работе как профессии) и непрофессиональной (добровольческой) деятельности. Профессиональная деятельность реализуется через функционирование целого ряда специализаций, направленных на решение конкретных проблем человека (медицинских, юридических, экономических, воспитательных и т.д.).

1.3.Определение проекта как вида деятельности человека

ных элементов управленческой деятельности предпринимателя. Знание основных подходов и методов прогнозирования, а также оперативной комплексной оценки возможностей технической реализации найденных решений (проектов) становятся необходимым для менеджеров любого уровня.

3.Повысилась цена неоптимального решения. Ошибки в выборе вида деятельности могут приводить:

Для отдельного предпринимателя – к финансовому краху и психологи-

ческому надлому; - для отдельного производства – к банкротству с перспективой после-

дующей ликвидации;

Для района, области, региона, федерации– к потере темпов развития,

потере экономической, продовольственной или информационной независимости. Следствием этого могут быть появление многих негативных явлений, например, кризисов (промышленного, продовольственного, сырьевого, энергетического, окружающей среды, трудовых ресурсов и т.д.).

4.Развитие сети Интернет и транспортных коммуникаций между страна-

ми стало основой создания всемирного рынка товаров, ужесточилась конкуренция между производителями. Оказалось, что при проектировании различных видов деятельности необходимо учитывать гораздо большее число факторов и тенденций развития потребностей, при этом не только в России, но и во всем мире.

5.Реформирование экономики – это не только изменение привычных связей, используемых методов управления, устоявшихся структур, но и ломка сложившихся представлений о том, как управлять организационными структурами, вести дела, добиваться успеха. Переход к рынку коренным образом изменил требования к нормам, правилам, ценностям организационных взаимоотношений

вколлективе. «Стабильность» должна уступать место «переменам». При этом желательно, чтобы «изменения в коллективе шли быстрее перемен во внешней среде». Таким образом, персонал всех уровней должен находиться в постоянной готовности самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность, оценивать возможные риски, выявлять резервы.

Ксожалению, до настоящего времени нет единого определения термина «проект». В известной литературе приходится сталкиваться с весьма разнообразными его толкованиями. Анализ этих определений показывает, что разница между ними, в основном, кроется в выявлении «веса» (степени важности) отдельных оценок сущности проведения работ, а также в особенностях методического подхода к процедурам проектирования.

Приведем некоторые наиболее характерные определения понятия «проект»: 1. Проект, нацеленный на создание технических конструкций, оборудо-

вания, строительных объектов и т.д. . В данном случае под проектом понимается система сформулированных в его рамках целей, определение создаваемых или модернизируемых для их реализации физических объектов и технологических процессов; техническая и организационная документация, обоснование

материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также комплекс управленческих решений и мероприятий по их выполнению.

2.Проект с точки зрения инвестора (в соответствии с операционным руководством № 2.20.1997 г. Всемирного банка). Проект – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, позволяющих в течение заданного периода времени и при установленном бюджете разрешить поставленные задачи с четко определенными целями.

3.Проект с точки зрения предпринимателя . Проект – это временное предприятие, предназначенное для создания новых, уникальных, «затребованных» населением товаров, продуктов или услуг.

4.Проект с точки зрения разработчиков проектов . Проект – это оп-

тимальное удовлетворение суммы потенциальных потребностей потребителей при привлечении определенного комплекса условий.

5.Проект с точки зрения философов . Проект – это творческая дея-

тельность, которая вызывает к жизни нечто новое и полезное, чего раньше не существовало.

6.Проект с точки зрения социологов . Проект – это программа дейст-

вий, мер по осуществлению конкретного, предметного социально-экономическо-го замысла.

7.Проект с точки зрения науки (учебно-методическойлитературы) . Проект – это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и привлечением для этих целей специфических организаций.

Несмотря на внешнее кажущее отличие приведенных выше определений в них просматривается много общего. Общность смысловых понятий можно рассматриватькакпризнакипроекта. Кнаиболее характернымпризнакамобычноотносят:

Признак изменений – любой проект направлен на изменение свойств или параметров проектируемой системы, на перевод ее из некоторого существующего состояния в некоторое желательное состояние с целью получения новых свойств, качеств, экономических показателей. Желательное состояние – это элементы новизны в качестве представляемых услуг или товаров, повышение рентабельности и т.д. С этой точки зрения к проектам не относятся такие работы, как снабжение, ремонт, строительство по имеющейся документации;

Признак временной ограниченности проекта. Данный признак указы-

вает на продолжительность проекта во времени. Сроки проведения проекта могут заметно отличаться друг от друга в зависимости от объема работ, требуемых для выполнения проекта. Например, проекты поиска новых рынков сбыта, восстановительные работы, выявления новых товаров и услуг редко превышают 3-6месяцев. В то же время проекты по разработке лекарственных средств, развитию станкостроения и выходу его на мировой рынок, достижению экономической или продовольственной независимости конкретной области могут реализовываться в течение3-7лет;

Признак ограниченности требуемых ресурсов. На первый взгляд при-

знак очевиден. Всегда существует большое желание меньше затратить и больше получить, поэтому традиционно инвесторы стараются сократить свои затраты. С

другой стороны, ресурсы (финансовые, трудовые, материальные, энергетические, информационные) всегда ограничены и взаимосвязаны между собой. Суть признака сводится к тому, что для каждого проекта должно быть определено такое оптимальное соотношение между отдельными видами ресурсов, чтобы суммарное их значение, пересчитанное, например, на финансовый эквивалент, было минимальным. Единых критериев в подходе к определению набора и величины ресурсов, требуемых для проведения работ по проектированию, не существует. Однако желание некоторых инвесторов «экономить на спичках» часто подрывает проект на первых его стадиях;

Признак «бюджетирования». Это один из важнейших признаков, т.к. при его отсутствии проект нереализуем. Финансирование может быть жестким (строго определенным по договору, соглашению) или могут быть указаны определенные рамки по расходованию отдельных видов ресурсов и финансовых средств. Признак предусматривает строгую отчетность затрат, определение этапов отчетности и принятие соответствующих мер при несоблюдении контрольных финансовых показателей. Влияние размеров финансирования на результаты работы отражено в шутливом законе Паркинсона: «Малое финансирование – малые результаты, среднее финансирование – средние результаты, большое финансирование творит чудеса»;

Признак правового и организационного обеспечения. Суть признака:

для выполнения средних и больших проектов желательно (необходимо) создавать независимую специальную структуру с однозначной регламентацией отношений как между участниками проекта, так и между инвесторами и заинтересованными организациями. Часто встречающаяся ошибка – руководитель проектной структуры назначается из числа административного аппарата. В этом случае «что надо» и «честь мундира» становится определяющим, новинки, хотя бы немного затрагивающие структуру родного предприятия, нередко отвергаются сразу;

Признак разграничений – каждый проект имеет четко определенные рамки своей предметной области, свою конечную цель. Если проект является составной частью другого, более общего проекта, то должны быть разработаны критерии оценки степени его выполнения;

Признак комплексности. Проект предполагает с одних позиций и разных точек зрения рассмотрение всех факторов окружения: структур, которые принимают участие в проектировании, структур, с которыми будут вступать в контакт исполнители проекта;

Признак ограниченной по времени цели. Любая цель теряет смысл по прошествии определенного промежутка времени. Поэтому время, отпущенное на разработку проекта должно быть меньше времени жизни цели. Этот признак должен быть всегда на контроле в течение всего промежутка времени выполнения проекта. Если из-за каких-либо внешних условий цель теряет смысл, проект автоматически должен быть прекращен.

Таким образом, в современном понимании проект – это то, что изменяет

1.4. Классификация проектов

Приведенные выше определения проекта рассчитаны на некоторый «усредненный, нормальный» проект, который характеризуется полным набором рассмотренных выше признаков (факторов). Предполагается также, что в «нормальном» проекте все эти факторы являются примерно равноправными. Однако и без сложных исследований ясно, что для разных проектов эти признаки отнюдь не равнозначны. Более того, можно провести примеры, когда некоторые признаки играют доминирующую роль, другие же могут быть попросту упущены или нейтрализованы с помощью стандартных процедур контроля в процессе выполнения работы. Разобраться в данной ситуации поможет классификация проектов, где в качестве приоритетных будут выделяться отдельные характерные факторы.

В литературе нашли широкое признание следующие классификационные признаки:

1. По типу проекта (по характеру деятельности):

Организационный – создание новой организации или структуры (медицинской, образовательной, культурной, социальной и т.д.), создание новой системы управления, например, реформирование предприятий. Особенности проектов этого типа: цели в основном определены, однако ожидаемые количественные и качественные результаты трудно определить и тем более в дальнейшем измерить, ресурсы предоставляются по мере возможности, расходы контролируются, допускается коррекция расходов;

Экономический – приватизация предприятий, создание аудита, введение новой системы налогов, тарифов, акцизов и т.д. Цель – улучшение экономических показателей. Цели намечаются предварительно, ноиз-забольшой зависимости от внешних факторов могут заметно корректироваться;

Технический – создание производств товаров и услуг, разработка технологий, жилищное строительство, облагораживание территорий и т.д. Здесь цели очевидны, имеется возможность определить количественные параметры результатов проектов.

2. По классу проекта (составу и структуре):

Монопроект – невелик по масштабу, прост и ограничен объемами: отдельные промышленные предприятия, предпринимательские структуры, опыт-но-промышленныеустановки, строительные объекты, фермерские хозяйства, предприятия сферы услуг. Монопроекты допускают ряд упрощений в процедурах проектирования (использование типовых проектов, предыдущего опыта). Для подобных проектов допускается координация всех работ одним лицом, взаимозаменяемость членов команды, упрощенный вид сетевого графика проекта, четкое знание каждым членом команды своих обязанностей, совмещение работ по проектированию и последующей реализации. Монопроект относительно слабо связан с «внешней средой», точнее, он практически не оказывает существенного влияния на внешнюю среду. Как правило, «вклад» монопроекта в экономику региона или области незначителен;

Мультипроект – комплексный проект, часто структурно состоящий из ряда монопроектов, оказывающий влияние на окружающую среду. К мультипоектам можно отнести конверсию оборонных предприятий, формирование современных рыночных структур, реформирование структур местного самоуправления. В этих проектах требуется более тщательный учет исходного состояния, непрерывное отслеживание основных потенциальных показателей функционирования системы и ее окружения, определение тенденций их изменения и прогноз последующего развития, принятие решений по дальнейшему изменению системы. По существу, мультипроект представляет собой комплексную стратегическую программу реформирования отдельных отраслей. Одним из важных ожидаемых результатов выполнения монопроектов является определение перспективных направлений развития отдельных структур данного региона, направлений приоритетного вложения ресурсов. (Вместо равномерного развития – поиск главного звена). К сожалению, стратегия выполнения мультипроектов к настоящему времени в России не отработана. Отсутствуют правовые, финансовые и методологические основы совместного рассмотрения задач разного профиля, и как следствие этого, отсутствуют специалисты, подготовленные для выполнения работ подобного плана;

Мегапроекты – это целевые программы, содержащие множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и временем, отпущенным на их выполнение. К ним, прежде всего, относятся проекты общегосударственного значения (защита границ, расширенное производство трудовых ресурсов, здравоохранение, правовая защита, развитие культуры, экологические проблемы и т.д.). Не менее важными задачами являются развитие науки и обеспечение экономической, энергетической и информационной безопасности страны. В некотором плане это дальнейшее развитие идей комплексного, перспективного планирования экономики, используемого раннее в СССР. Конечными результатами выполнения мегапроектов могут быть: разработка общей концепции развития страны с целью достижения экономической независимости, разработка стратегии развития экономики, разработка мероприятий по переводу страны на рельсы рыночной экономики и т.д. К сожалению, по целому ряду причин мегапроектам в последнее время в России не уделяется заметного внимания.

3. По масштабу проекта (размерам, количеству участников).Этот при-

знак достаточно условен и связан, в основном, с суммой затрат на проект.

4. По длительности проекта: краткосрочные (до 3-х лет), среднесрочные (3-5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).

5. По виду проекта:

– инвестиционный. Главная цель проекта – создание или модернизация основных фондов. Размер инвестиций определяется ожидаемой эффективностью;

– инновационный. Главная цель – разработка и применение новых технологий, отдельных нововведений, обеспечивающих развитие систем. Сюда можно отнести разработку нового продукта, программного обеспечения, проведение

научных исследований, создание учебно-образовательныхпрограмм. Особенности инновационных проектов: главная цель четко определена, но отдельные частные цели предполагается уточнять по ходу работы, планирование расходов зависит от выделенных ассигнований.

1.5. «Управление проектом» (УП) как вид деятельности руководителя

Однозначного определения понятия «управление проектом» к настоящему времени также не существует. В разных литературных источниках приходится встречаться с альтернативными, но близкими по значению определениями:

1.В проектах, направленных на создание технических систем и строи-

тельных объектов . Управление проектом – искусство руководства и координации людских и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта путем применения систем современных методов и техники управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству.

2.УП с точки зрения предпринимателей . УП – это искусство и наука координирования людей, оборудования, материалов, финансовых средств и графиков для выполнения определенного проекта в заданные сроки, в пределах бюджета и удовлетворения требований заказчика (потребителя).

3.УП с точки зрения проектантов и социологов . УП – это наука опре-

деления целей деятельности, организации работы группы людей, направленной на достижение этих целей.

4.УП, принятое в учебно-методическойлитературе. УП – это методоло-

гия организации, планирования, руководства, координации трудовых, финансовых и материально-техническихресурсов, направленных на эффективное достижение целей проектных работ, путем применения современных методов техники

итехнологии управления стоимостью, качеством, временем и объемом работ. Общим в этих определениях является подчеркивание комплексности в под-

ходах к управлению проектной деятельностью. Руководитель проекта должен организовать и координировать все работы по осуществлению проекта, вовремя распознавать все возникающие проблемы и своевременно и успешно их устранять в пределах бюджета с учетом удовлетворения требований заказчика и возможных изменений окружающей ситуации (среды).

Руководитель проекта должен оптимально распределять все имеющиеся ресурсы: исполнителей, оборудование, материалы, информацию, финансовые средства – и в то же время предугадывать появление возможных рисков, разрешать конфликты и многое другое. Т.е., по определению, круг вопросов руководителя проекта по сравнению с деятельностью классического менеджера существенно расширяется, требует большего объема знаний.

Отличительные особенности условий работы руководителя проекта и менеджера на существующем производстве приведены в табл. 2.1.1.

Таблица 2.1.1

Отличительные особенности условий работы

Критерии

Условия работы менеджера су-

Условия работы руководителя

ществующего производства

Наличие органи-

Имеется структура, в рамках кото-

Необходимо

сформировать

зационной

осуществляется

производст-

мальную структуру, позволяющую

структуры

венная деятельность

эффективно решать задачи

Количество ре-

Решается одновременно ряд взаи-

В рамках сформулированной цели

мосвязанных задач (производство,

разрешается только одна проблем-

шаемых задач

сбыт, поставщики, социальные во-

ная ситуация (задача)

просы и т.д.)

Характер ре-

Большинство функций и задач по-

Решается новая задача, ранее не ис-

вторяются во времени, по возмож-

пользуемаяврассматриваемойструк-

шаемых задач

исключаются непредсказуе-

туре, которая приведет к коренным

мые действия людей и машин

изменениямсуществующейсистемы

Степень опреде-

Основной упор делается на надеж-

Имеет дело только с тенденциями

ленности ре-

ных (обоснованных) планах и про-

развития

проблемной ситуации,

шаемых задач

трудно предсказуемыми

Периодичность

Деятельность связана с процедура-

Деятельность

одноразовая,

ми, повторяющимися периодически

задачи (проблемы) дея-

тельность прекращается

Нацеленность

Стремление поддержать устойчивое

Проводит поиск изменений (раз-

состояние структуры (статус-кво)

рушает статус-кво)

Цена проводи-

Стоимость выполнения отдельных

Стоимость работы (и отдельных

этапов можно с большой достовер-

этапов) можно определить с неко-

мых работ

ностью предсказать на основе пре-

торой вероятностью, затраты могут

дыдущего опыта

возрасти

Требование к сотрудникам:

Требования к сотрудникам:

профессионализм;

профессионализм;

всестороннее повышение эффек-

широта мышления;

тивности выполняемых операций;

– нестандартность мышления, на-

– четкое следование нормам и

целенность на новизну;

правилам, принятым в организации,

поиск противоречий в решаемых

Требование к

обеспечение

ритмичности

в анализе проблем.

водственных процессов;

от шаблонных действий;

персоналу

атмосфера в коллективе направ-

– атмосфера направлена на сози-

лена на стабильность длительного

дание, поддерживаются направ-

сотрудничества;

ленные на решение задач непред-

коллектив стабильный, деятель-

сказуемые действия;

коллектива

коллектив

временный, создан-

предсказуема

ный только для решения постав-

ленной задачи

Пути ускорения

Увеличить

(расширить

Найти оптимальное количество ис-

производство,

привлечь

полнителей с определенной квали-

ресурсов, персонала и т.д.)

фикацией. Избыток людей может

понизить эффективность работы

Однозначная, по введенным крите-

Не однозначна, по конечному ре-

исполнителей

риям, нормам

зультату, комплексная

Сроки проведе-

В соответствии с планом

В сроках исполнения отдельных эта-

ния работ

пов допустим обоснованный разброс

Регламентация

Применяются стандартные правила

Отвергаются стандартные правила

Административ-

Входит в административную струк-

Не входит

в административную

ная зависимость

структуру

В деятельности человека завершаются его потребности. Ими же она активизируется. То есть в процессе деятельности удовлетворяются актуальные потребности, формируются новые. Однако при этом происходит не только изменение потребностей, но и изменение индивидуальности человека. Какое еще влияние на развитие человека оказывает деятельность? Давайте разберемся.

Деятельность – форма активности человека, направленная на познание, преобразование окружающего мира, себя и условий своего существования. Это то, что отличает человека от животного, подчеркивает социальное в человеческой природе.

  • Деятельность не сводится только к удовлетворению потребностей.
  • Она определяется целями и требованиями общества.
  • С действиями связано развитие личности, сознания человека (в том числе самосознания).
  • Это сознательно регулируемый процесс взаимодействия человека с миром.

В деятельности человек выступает как создатель, творец. В ее процессе развиваются:

  • интеллектуальные способности личности;
  • творческое воображение;
  • мировоззрение;
  • система идеалов и ценностей;
  • эмоционально-эстетическое отношение к миру.

Как член общества человек ценен тогда, когда ведет активную трудовую, общественную жизнь, совершает поступки и несет за них ответственность.

Предмет деятельности

Деятельность всегда опредмечена. Предмет – то, на что она направлена. Он может существовать независимо или создаваться в процессе самой деятельности.

Принципы деятельности

Деятельность опирается на принцип функциональности и принцип системности.

  • Первый предполагает опору на уже развитые психические элементы, мобилизующиеся для достижения цели.
  • Принцип системности предполагает включенность индивидуальных качеств личности, на основе которых можно выделить несколько блоков в структуре.

Структура деятельности

Можно выделить шесть блоков. Каждый из элементов взаимосвязан с другими, взаимопроникаем.

Тут и включаются в работу . Мотив – это опредмеченная потребность. Желание удовлетворить потребность, то есть получить конкретный предмет, побуждает к активности. Деятельность невозможна без мотива.

Цели

Основной элемент. Имеет две формы проявления:

  • как представляемый человеком результат;
  • как желаемый уровень достижений.

Программа

Человек решает, что и как он должен делать, то есть это выбор методов и средств, оценка собственных ресурсов. В работу включается когнитивная, мотивационная, исполнительная сфера.

Информационная база

От адекватности и полноты информационных данных об условиях деятельности зависит ее эффективность.

Принятие решений

Из альтернативных вариантов выбирается один, осваиваются, вырабатываются правила и критерии достижения цели.

Значимые для деятельности личностные качества

Это черты характера, задатки и другие индивидуальные характеристики, которые помогут добиться цели.

Компоненты деятельности

Деятельность всегда имеет внутренний план и внешнее проявление, между которыми существует неразрывная связь. От внешних операций с предметами (предметное мышление) информация, трансформируясь психикой, превращается во внутренние образы, идеалы (образное мышление). Процесс такого перехода называется интериоризацией.

Обратное действие (создание чего-то материально посредством внутренних представлений) – экстериоризация.

Действие – инструмент в достижении цели

Действие – часть деятельности, направленная на достижение промежуточного результата в конкретных условиях. Состоит из операций – способов выполнения согласно условиям.

Физические действия

Это внешние, моторные действия с предметами, которые состоят из движений.

Интеллектуальные действия

Внутренние психические действия с образами и понятиями, основанные на внешних действиях с предметами.

Психика – регулятор деятельности

Отражение мира психикой происходит сознательно, то есть в процессе действий человек:

  • осознает (частично или полностью) цель своих действий;
  • представляет результат;
  • воспринимает и оценивает условия, в которых приходится действовать;
  • строит пошаговый план, алгоритм операций;
  • прикладывает волевые усилия;
  • наблюдает за процессом;
  • переживает успехи и неудачи.

Знания, умения, навыки, привычки

Знания, умения, навыки, или ЗУН – основа, отвечающая за организацию и руководство практической деятельностью.

Знания

Это образы ощущений и восприятий, переработанные в дальнейшем в представления и понятия. Без них осознанная целенаправленная деятельность невозможна. Знания повышают эффективность действий.

Умения

Это овладение способом выполнения действия, не требующее закрепления упражнениями. Сознательный индивидуальный контроль – главное отличие умений. Они тесно связаны с мышлением и невозможны без активной интеллектуальной деятельности. Умения позволяют находить выход из нестандартных ситуаций, реагировать на изменения во внешних условиях.

Навыки

Навыки – доведенные до автоматизма действия. От навыков зависит успех деятельности. Навыки формируются за счет упражнений – многократное повторение конкретного действия (действий). В основе навыка – динамический стереотип, то есть нервная связь между элементами действия. Это происходит бесконтрольно, но если возникает какая-то неточность, то человек это сразу замечает. Чем прочнее нервная связь, тем быстрее и качественнее действие.

Навыки бывают двигательными, мыслительными, сенсорными, поведенческими. Формируется навык в несколько этапов:

  • ознакомительный (осмысление действий, знакомство с приемами выполнения);
  • подготовительный (сознательное, но неумелое выполнение действия);
  • стандартизирующий (единство и автоматизм действий);
  • ситуативный (овладение произвольностью действия).

На усвоение новых навыков всегда влияют старые. Иногда это помогает, а иногда мешает. В первом случае речь идет о согласовании навыков, во втором – об интерференции (противоречии). Навыки согласуются, когда:

  • система движений одного навыка совпадает с системой движений другого;
  • один навык является средством лучшего усвоения другого;
  • конец одного навыка является началом другого и наоборот.

Соответственно, интерференция возникает при обратных условиях.

Привычки

Привычка – действие, ставшее потребностью. Привычки бывают и . В основе привычек, как и навыков, лежат динамические стереотипы. Формируются привычки посредством:

  • подражания;
  • многократного случайного повторения;
  • сознательного целенаправленного научения.

Могут быть двигателем или тормозящим фактором при выполнении деятельности.

Виды деятельности

Существует множество видов деятельности, но в психологии принято выделять 4 основных.

Общение – первая деятельность, в которой участвует человек (интимно-личностное общение с матерью). В этой форме активности происходит первое развитие личности.

Цель общения – установление взаимопонимания, личных и деловых отношений, оказание взаимопомощи, учебно-воспитательного влияния людей друг на друга.

Стоит отметить, что некоторые исследователи не считают общение самостоятельной деятельностью, а называют его скорее средством для реализации другой активности, достижения целей другой деятельности. Однако в младенческом возрасте именно этот вид ведущий.

Игра

Игра – основная деятельность детского возраста, но и на последующих возрастных этапах она сохраняется. Позволяет усваивать социальный опыт человеческой деятельности и человеческих отношений. Для взрослых людей игра – это отдых, снятие напряжения.

Игровая деятельность подготавливает человека к дальнейшему обучению и труду. Она развивает:

  • мышление,
  • память,
  • воображение,
  • внимание,
  • способности,
  • волю.

А также обуславливает формирование характера.

Учеба

Учебная деятельность выделилась из трудовой. Предполагает:

  • усвоение информации о свойствах окружающего мира (знания), приемах, операциях (навыки);
  • развитие способности выбирать приемы и операции в соответствии с целями и условиями (умения).

В учебной деятельности происходит усвоение знаний, выработка навыков, умений, развитие способностей.

Труд

Труд – деятельность, направленная на создание общественно значимого продукта. Труд – основа существования человека, его психического, личностного развития.

Существуют другие виды деятельности, но все они выстраиваются в рамках одного из четырех названных или на стыке нескольких видов. Выбор зависит от силы, количества, своеобразия потребностей конкретного человека.

Однако в каждом возрасте человек выполняет сразу несколько видов деятельности, притом ведущим остается только один. Например, для взрослого человека – это труд.

Индивидуальный стиль деятельности

Это приспособление нервной системы человека и особенностей организма к выполняемой деятельности. В основе индивидуального стиля расположен:

  • умения;
  • навыки;
  • опыт.

Цель такого приспособления – достижение наилучшего результата с наименьшими затратами. Темперамент обуславливает успех и неуспех человека в конкретной деятельности.

Послесловие

Осознанная целенаправленная деятельность – отличие людей от животных. В ее процессе человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, обеспечивает прогресс (хотя, иногда регресс) общества, влияет на природу (сохраняет или разрушает).

Любая деятельность – это творческий выход за рамки природного, работа над самим собой и миром. Человек не только потребляет, но и создает. С помощью нее он влияет на свою жизнь.

Благодаря ей осуществляется психическое развитие личности. Однако в то же время психические процессы ( , внимание, воображение, память, речь) выступают компонентами и даже отдельными видами деятельности.

Деятельность можно разделить на этапы. Можно выделить в качестве этапов

  • процесс вовлечения в деятельность,
  • процесс целеполагания
  • процесс проектирования действий,
  • процесс осуществления действий,
  • процесс анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями.

Первым в советской психологии автором и разработчиком разноуровневой концепции организации поведения , Психологии деятельности , психологии личности и психологической теории развития субъекта в деятельности и в общении , которая развивалась позднее С. Л. Рубинштейном , В. С. Мерлиным и А. Н. Леонтьевым , был М. Я. Басов ].

Участники Московского логического кружка и Московского методологического кружка (Г. П. Щедровицкий и другие) разработали системомыследеятельностную методологию (СМД-методологию) - категориальный аппарат для исследований, организации и управления системами мышления и деятельности.=)

Примечания

Типы деятельности по отношению субъекта к реализуемому объекту

Типы деятельности выделяются по типам отношения субъекта к миру объектов, реализуемых в этих формах деятельности:

  • Практическая деятельность направлена прежде всего на преобразование мира в соответствии с поставленными человеком целями.
  • Познавательная деятельность служит целям понимания объективных законов существования мира, без которого невозможно выполнение практических задач.
  • Эстетическая деятельность, связанная с восприятием и созданием произведений искусства, предполагает трансляцию (передачу) смыслов, которые определяются ценностными ориентациями того или иного социума и индивида.

См. также

  • структура деятельности

Литература

  1. Гуляихин В. Н. Логико-философский анализ некоторых концептуальных проблем теории деятельности // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Вып. 3. 2003. С. 23 - 28.
  2. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат. - 1982. - 255 с.
  3. Подолец В. В. Социальная деятельность как высшая форма самоорганизации материальных систем//Самоуправление в обществе: происхождение, сущность, развитие. Дис. …канд. филос. наук.- Л.: ЛГУ - 1988. - 179 с.
  4. Подолец В. В. Самоорганизация, деятельность и проблемы человека//Новое понимание философии: проблемы и перспективы. - М.: РАН. −1993. - С. 116-118.
  5. Подолец В. В. Деятельность как социальная форма самоорганизации//Российская идея и идея глобализации. - 1993 .
  6. Подолец В. В. Российская идея и идея глобализации//Философия, человек, цивилизация: новые горизонты XXI века. Часть I. - Саратов: ООО издательство «Научная книга». - 2004. - С. 171-175.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Антонимы :

  • Радзинский, Эдвард Станиславович
  • Священное Писание

Смотреть что такое "Деятельность" в других словарях:

    деятельность - целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта. В качестве объяснительного принципа психики категория Д. используется при изучении различных областей психической реальности (психология познавательных процессов, мо … Большая психологическая энциклопедия

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - специфически человеч. форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Д. человека предполагает определ. противопоставление субъекта и объекта Д.: человек… … Философская энциклопедия

    деятельность - направить действие деятельность начать действие, начало деятельность осуществляется действие, пассив на ся, продолжение деятельность связана касательство заниматься коммерческой деятельностью действие, непрямой объект заниматься… … Глагольной сочетаемости непредметных имён

    Деятельность - посредника (финансового брокера) заключается в выполнении агентских (посреднических) функций при купле продаже ценных бумаг засчет и по поручению клиента на основании договора комиссии или поручения. Деятельность инвестиционного консультанта… … Финансовый словарь

    деятельность - См … Словарь синонимов

    деятельность - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ специфический для человека тип преобразования действительности, одна из центральных категорий философии. В отличие от поведения, Д. не определяется биологически или социально заданными программами. Для нее характерно… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, деятельности, мн. нет, жен. (книжн.). Работа, систематическое применение своих сил в какой нибудь области. Общественная деятельность. Врачебная деятельность. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    деятельность - Процесс или система процессов, осуществляемых организацией с целью производства одного или более видов продукции, оказания услуг или их поддержки. Примечание Примером подобных процессов являются бухгалтерский учет, обеспечение информационных (ИТ) … Справочник технического переводчика

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс … Большой Энциклопедический словарь

    Деятельность - активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности. Уже на относительно ранних стадиях … Психологический словарь

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - один из важнейших атрибутов бытия человека, связанный с целенаправленным изменением внешнего мира, самого человека. Именно через Д. раскрывается сущность человека. В зависимости от потребностей людей Д. традиционно подразделяется на: 1)… … Новейший философский словарь

Книги

  • Деятельность императрицы Екатерины II на пользу женского образования в России , Соколов. Деятельность императрицы Екатерины II на пользу женского образования в России: Воспитанницам старших классов Одесской гор. 2 женской гимназии. 6 окт. 1896 г. / [Вс. Соколов]R 8/1142:Одесса:…


error: Контент защищен !!