Gt; Социальная интеграция и системная интеграция. Интеграция социальная Что такое социальная интеграция

Социальная интеграция - состояние и процесс объединения социальных явлений в единое целое, сосуществование различных элементов общества вместе, гармонизация отношений между различными социальными группами, их взаимозависимость; духовное, социально-политическое и экономическое единство общества, проявляющее себя в создании единой для всех людей системы ценностей и идеалов; наличие упорядоченных отношений между индивидами, группами, организациями и т.д.; единство разнообразия; характеристика меры совпадения целей, интересов различных социальных групп, индивидов.

Социология: в 3-ех томах: словарь по книге. - М.: Социологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова . В. И. Добреньков, А. И. Кравченко . 2003-2004 .

Смотреть что такое "Социальная интеграция" в других словарях:

    Социальная интеграция - (лат. integratio восстановление, восполнение; лат. integer целый): Принятие индивида другими членами группы. Процесс установления оптимальных связей между относительно самостоятельными малосвязанными между собой социальными объектами… … Википедия

    социальная интеграция - Общественный процесс, когда национальное меньшинство адаптируется к основному сообществу и получает права, равные со всеми слоями общества … Словарь по географии

    СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ - См. интеграция, социальная … Толковый словарь по психологии

    СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ - (лат. integratio восстановление, восполнение, integer целый) процесс превращения относительно самостоятельных, слабо связанных между собой объектов (индивидов, групп, государств) в единую, целостную систему, характеризующуюся согласованностью и… … Социология: Энциклопедия

    СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И СИСТЕМНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ - (social integration and system integration) различие (Локвуд, 1964) между интеграцией в общество. Социальная интеграция является результатом социализации и соглашения по ценностям, а системная интеграция происходит в результате действия… … Большой толковый социологический словарь

    СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ МОЛОДЕЖИ - – процесс интеграции (включения) молодого поколения в общество посредством включения в общественные отношения и идентификации с ними … Терминологический ювенологический словарь

    ИНТЕГРАЦИЯ - культурная состояние внутр. целостности культуры и согласованности между разл. ее элементами, а также процесс, рез том к рого является такое взаимосогласование. Термин “И.к.”, используемый преимущественно в амер. культурной… … Энциклопедия культурологии

    Интеграция культурная - состояние внутр. целостности культуры и согласованности между разл. ее элементами, а также процесс, рез том к рого является такое взаимосогласование. Термин “И.к.”, используемый преимущественно в амер. культурной антропологии, во многом… … Энциклопедия культурологии

    Интеграция - Интеграция: В Викисловаре есть статья «интеграция» Интеграция сплочение, объединение политических, экономических, го … Википедия

    социальная структура - СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА устойчивые формы взаимосвязи между элементами социальной системы общества, обусловленные разделением труда, отношением классов и социальных групп, наличием институтов, основой социального порядка. Нет единого… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Книги

  • Формирование социальных представлений лиц с интеллектуальной недостаточностью. Учебное пособие , Стебляк Елена Анатольевна. В учебном пособии обобщены результаты современных исследований ведущих отечественных специалистов в области изучения и формирования социальных представлений лиц с интеллектуальной… Купить за 679 руб
  • Мы и наши малыши. Какими родителями делают нас природа и культура , Смолл М.. Нужно ли приучать новорожденного спать в одиночестве? Почему грудное вскармливание лучше искусственного? Нужно ли давать ребенку поплакать, прежде чем взять его на руки? Действительно ли…

Каждая наука оперирует совокупностью
категорий,
понятий, которые отражают ее
сущностные
характеристики, содержательную
направленность, а также являются междисци-
плинарными с учетом многоаспектности, вариа-
тивности и контекстуальности социального зна-
ния. Именно точность определения категорий,
понятий способствует развитию методологии
научных исследований, повышению степени до-
стоверности их результатов.
Одним из понятий, социологическая трак-
товка которого отличается разнообразием мне-
ний, наличием множества подходов, является
«социальная интеграция личности». Данное по-
нятие выступает одним из важных в контексте
социального развития, социологического позна-
ния социальной реальности. Интеграция имма-нентно присутствует в целевых установках как
отдельных личностей, так и целых социальных
групп, сообществ. Это определяется ее значи-
мостью для успешной жизнедеятельности ин-
дивидов в терминальной и инструментальной
перспективе.
Известно, что в социологии категория «ин-
теграция» заимствована из таких наук, как мате-
матика, биология, физика. Интеграцию можно
рассматривать и как состояние связанности от-
дельных дифференцированных частей в целое, и
как процесс, ведущий к такому состоянию. Надо
отметить, что интеграции сама по себе носит
комплексный, междисциплинарный характер и
поэтому является общим предметным полем раз-
личных наук: философии, социологии, педагоги-
ки, психологии, медицины, культурологии.
Процесс социальной интеграции личности
исследовался классиками социологии и совре-
менными учеными. Проблема социальной ин-
теграции традиционно рассматривалась на со-
циетальном и интерперсональном уровнях. Это
обусловлено значимостью объединения, консо-
лидации людей для оптимального достижения
их личных и общих целей. Методологические
подходы и теоретические предпосылки к пони-
манию интеграционных аспектов социального
пространства, анализу социального порядка,
социальной интеграции заложены, прежде все-
го, в фундаментальных классических работах
Ф. Армстронга, П. Бурдье, Э. Гидденса, Б. Ма-
линовского, Т. Парсонса, П. Сорокина, Ф. Тен-
ниса. Развернутый анализ проблем социальной
интеграции представлен в аспекте глобализации
как макроинтеграционного процесса в трудах
У. Бека, И. Валлерстайна, В. Мура, Н. Лумана,
Г. Терборна, М. Уотерса. Среди отечественных
ученых здесь следует назвать Д. Иванова, М. Ле-
бедеву, Н. Покровского, С. Татунц, М. Халикова.
Несмотря на явный интерес ученых к про-
блеме социальной интеграции, ее социологиче-
ская интерпретация требует продолжения из-
учения в плане теоретико-методологического
оформления понятия, что, в свою очередь, и об-
условливает актуальность представленного ис-
следования.
Понятие «социальная интеграция» (от лат.
integratio – соединение) характеризует процесс
объединения частей в целое1. Взгляды ученых
на механизмы интеграции социальных систем
претерпели определенную трансформацию. На-
личие интеграции социальной системы на базе
общих для всех ее членов ценностей и норм
было установлено М. Вебером, Э. Дюркгеймом,
В. Парето, Р. Парком2. Представители функци-
оналистской антропологии – Б. Малиновский,
К. Клакхон, А. Радклифф-Браун – довели идею
социальной интеграции до представления о пол-
ной интеграции общества3. Однако в данном
случае нам представляется затруднительным
дать ответ на вопрос о том, что выступает объ-
единяющим социальные системы – само обще-
ство, или что-то иное.
Э. Гидденс в своей социологической теории
трактует интеграцию как упорядоченное взаи-
модействие между индивидами, социальными
группами, построенное на отношениях авто-
номии и зависимости между его участниками4.
У П. Сорокина сходство индивидов становится
фундаментом социально-интеграционных про-
цессов. При этом крайне важна степень данного
сходства и его специфика, характерные черты5.
Общепринятым, в том числе и на повседневном
уровне, является мнение, высказанное П. Бур-
дье, – «нет ничего более универсального и объе-
диняющего, чем трудности, которые необходимо
преодолевать индивидам»6.
С точки зрения Д. Торнера, с учетом на-
личия полиморфизма дифференцированных
социальных единиц, можно говорить об имма-
нентности проблем интеграции процессу диф-
ференциации7. Ее усиление «сопровождается
усовершенствованием процесса интеграции»8,
что позитивно сказывается на целостности всей
социокультурной системы. В этом проявляется
цикличность социальных процессов, соотноси-
мых с цикличностью процессов мироздания.
В данном контексте заслуживает внимания
социологический подход Т. Парсонса, отмечав-
шего наличие нормативной и ценностной инте-
грации и актуализировавшего важную роль со-
циализации в процессе «включения» индивида
в общество – в более широкие формы социаль-
ного интеракционирования9. При этом важны-
ми становятся способность людей к координа-
ции своих усилий, символической унификации
и трансформации деструктивных конфликтов
в конструктивные (в риторике Л. Козера). Кон-
фликты выступают фундаментом социального
развития, в ряде случаев – его целью и итогом.
Однако любое рассогласование интересов сме-
няется консенсусом, который знаменует часто
начало нового этапа развития индивида, группы
или сообщества.
Соответственно, с учетом социальности
всей жизнедеятельности человека, его имма-
нентного стремления к инклюзии в социум, ин-
теграция является целью, насущной потребно-
стью для каждого индивида. Основу интеграции
составляют межличностные интеракции непо-
средственного и дистанционного формата. В лю-
бом случае объединяющим условием выступает
совместная деятельность, в рамках которой про-
исходят установление доверия, взаимная симпа-
тия, принятие. Следовательно, чем выше степень
данных процессов, степень выраженности дан-
ных состояний, тем выше оказывается степень
социальной интеграции, и в таком случае, можно
говорить об ее успешности.
По мнению Т. Парсонса, в основе всего это-
го лежит процесс интернализации культуры того
общества, где родился индивид, который «вби-рает» в себя общие ценности (аксиологические
паттерны) в процессе общения со «значимыми
другими», или, по П. Бергеру и Т. Лукману, пере-
нимает их от «другого»10. В результате происхо-
дит изменение содержательных характеристик
ментальности и как итог – формирование со-
циально-интеграционного сознания, социально-
интеграционной направленности личности.
Интеракция лицом-к-лицу, как указывает
Р. Бернс, способствует конструированию со-
вокупности представлений человека о самом
себе11, осознанию своих собственных физиче-
ских, интеллектуальных и иных качеств, фор-
мированию самооценки, а также субъективного
восприятия внешних факторов. Соответственно,
социальная среда, группа, общество в целом с по-
зиций интеракционизма (Г. Блумер, Э. Гоффман,
Г. Келли, Дж. Г. Мид) являются определяющими
факторами специфики процесса социализации
индивида. Поэтому можно говорить, что в ходе
реализации определенного рода социальных от-
ношений, воздействий, как целенаправленного,
так и стихийного характера, из индивида как
биотипа формируется социотип12.
В связи с вышесказанным социальная по-
литика государства должна быть направлена на
создание социально-интеграционных условий,
сред, развитие культуры эффективного социаль-
ного включения в различные группы общества,
интериоризации (принятия) иных культур, раз-
витие способности к установлению продуктив-
ных практик межличностного взаимодействия на
основе «освоенных ранее социальных ролей… и
социального статуса, связанного с определенны-
ми правами и обязанностями»13.
Результаты проведенного теоретического
анализа позволяют в качестве приоритетных ус-
ловий и факторов социально-интеграционных
процессов рассматривать ценности большин-
ства, интерперсональные связи, зависимости,
практики, консенсус взаимодействия14. При
этом «высота» уровня социальной интеграции,
с позиций дюркгеймовой теории солидарности,
определяется наличием и степенью выражен-
ности чувства принадлежности индивида к со-
циальной группе на основании совместно разде-
ляемых норм, взглядов, ценностей, убеждений,
представлений15.
Можно сказать, что социальное объединение
осуществляется всегда для достижения опреде-
ленной цели. В случае социально-интеграцион-
ной инициативы личности для удовлетворения
конкретной (одной) потребности совместная
деятельность будет необходимой, так как только
она сможет обеспечить устойчивость результа-
та. Если личность одномоментно достигла своей
цели (удовлетворила потребность) и «вышла» из
межличностного взаимодействия, то это нельзя
назвать интеграцией. Именно совместную дея-
тельность и следует считать основой социаль-
ной интеграции и ее детерминирующей харак-
теристикой. Однако фундирование социальной
интеграции только элементами культурного по-
рядка не является достаточным, что обусловлено
полиморфизмом как конкретных людей, так и со-
циальных групп, общностей.
В связи с этим нами предлагается определе-
ние понятия социальной интеграции как процес-
са системного включения индивида в социокуль-
турные отношения посредством организации
совместной интерперсональной деятельности
с целью удовлетворения комплекса потребно-
стей16.
В рамках данного включения, деятельности
возможно формирование объединяющих интере-
сов, важных ценностей, которые в будущем мо-
гут составить фундамент социально-интеграци-
онных процессов. В процессуальном контексте
последовательность и успешность интеграции
индивида определяются множеством факторов,
на них влияют, в частности: онтогенетический
потенциал личности; собственная активность
индивида; семья; среда неформального обще-
ния; место жительства, географическое распо-
ложение региона; социокультурное воздействие;
экономические факторы.
Социально-интеграционный процесс по
своей содержательно-структурной сущности из-
начально бинарен. Это проявляется во взаимных
усилиях части и целого, общества и личности к
объединению, что может быть взаимовыгодным.
Общество в идеале должно создавать условия
для успешной интеграции человека, который, в
свою очередь, обязан предпринять шаги к макси-
мально эффективному «встраиванию», интрузии
в социокультурные отношения. Данный процесс
может осуществляться с учетом принципов со-
циальной сплоченности, подробно рассмотрен-
ных в трудах М. Алешиной и В. Антоновой17.
Реализация этих принципов и предопределяет
успех интеграционных механизмов, эффектив-
ность процесса включения человека в общество,
а также процесс и результат предоставления ин-
дивиду прав, реальных возможностей участия в
различных (в том числе доступных) видах и фор-
мах социокультурной жизни.
Таким образом, социальная интеграция
представляет собой процесс включения инди-
вида в различные социальные группы и отно-
шения посредством организации совместной
деятельности (вначале – игровой, затем – обра-
зовательной, трудовой, досуговой и т. д.). С по-
зиции индивида данное стремление изначально
имманентно (внутренне присуще каждому ин-
дивиду). Отношения системности наблюдаются
в процессе социальной интеграции вследствие
взаимовлияния составляющих ее компонентов
и структур, а также их изменений. Понятие «со-
циальная интеграция личности» отражает сово-
купность различных взаимодействий человека
и социокультурной среды. Поэтапное линейно-
концентрическое развертывание процесса со-циальной интеграции, стабильное участие в его
реализации различных социальных институтов
позволяет рассматривать включение индивида в
общество как систему.

Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями представляет собой целенаправленный процесс передачи обществом социального опыта с учетом особенностей и потребностей различных категорий этих детей, при их активном участии и обеспечении адекватных для этого условий, в результате чего происходит включение детей с ОВЗ во все социальные системы, предназначенные для здоровых детей, активное их участие в основных направлениях жизни и деятельности общества, подготовка к полноценной взрослой жизни, наиболее полной самореализации и раскрытия их личности.

Лев Выготский отмечал, что задачами воспитания ребенка с нарушениями развития являются его интеграция в жизнь и создание компенсации его недостатка каким-либо другим путем. Причем компенсацию исследователь понимал не в биологическом, а в социальном аспекте, так как считал, что в коррекционном учебно-воспитательном процессе приходится иметь дело не столько с биологическими факторами, сколько с их социальными последствиями.

В рамках интеграции социальные последствия нарушенного развития представляют особый интерес. Они выражаются в ограничении жизнедеятельности (англ. disability) и социальной недостаточности (англ. handicap ), вытекающей из ограниченных возможностей.

Ограничение жизнедеятельности

Ограничение жизнедеятельности приводит, как правило, к нарушениям поведения (снижению способности адекватно вести себя) и общения (снижению способности общаться с окружающими). Социальная недостаточность выражается в нарушении способностей выполнения "социальных ролей", т.е. культурных, социальных, экономических контактов с окружающей средой.

Принципы социальной и педагогической интеграции

Интеграция в общество детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает:

  • воздействие общества и социальной среды на личность ребенка с отклонениями в развитии, т.е. его адаптацию к среде;
  • активное участие в данном процессе (субъектно-объектная роль) самого ребенка;
  • совершенствование самого общества, системы социальных отношений, которая в силу определенной жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказывается недоступной для детей с ограниченными возможностями (рис. 6.1).

Рис. 6.1. Формы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья

В современных условиях развития социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья используются два подхода.

Первый подход предполагает приспособление таких детей к вхождению в общество, адаптацию к имеющимся окружающим условиям. Этот подход страдает односторонностью и узостью. Следуя ему, невозможно добиться желаемых результатов, поскольку ребенок с нарушением развития в адаптивном процессе должен быть не только объектом интеграции, но и обязательно субъектом, активным его участником.

Второй подход предполагает, кроме подготовки индивида к вхождению в общество, и подготовку общества к принятию такого ребенка. Если первое направление достаточно успешно реализуется в России в последние годы, то осуществление второго встречает значительные трудности.

Как следует из опыта разных стран, основополагающим принципом методологической базы интеграции детей с ограниченными возможностями в систему обычного образования является принцип равных прав и возможностей в получении образования (табл. 6.1).

Известно, что эффективность социальной интеграции в значительной мере зависит от степени реализации еще одного принципа - нормализации, который гарантирует социальные привилегии детям с ограниченными возможностями здоровья наравне с другими. Однако это достижимо и реально не всегда и не для всех лиц с ограниченными возможностями. Поэтому для успеха интеграции возникает необходимость учета другого важного принципа - качества жизни, который подразумевает акцент на потребностях индивидуума как на центральном факторе и право лиц с ограниченными возможностями здоровья на предоставление им условий для наиболее полного удовлетворения этих потребностей.

Повышение качества жизни детей с отклонениями в развитии может быть достигнуто за счет принципа социализации, который включает: раннюю социализацию (от рождения до поступления в школу); обучение (школьное и профессиональное); социальную зрелость (трудовая активность); завершение жизненного цикла (с момента прекращения постоянной трудовой деятельности).

Вышеперечисленные принципы приведены в табл. 6.1.

Таблица 6.1

Методологическая база интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья

Методические принципы интеграции

Пояснение и детализация принципов

Обеспечение равных прав и возможностей в получении образования

Равный с другими доступ к образованию

Нормализация

Гарантия социальных привилегий лицам с ограниченными возможностями наравне с другими

Качество жизни

Учет специфических потребностей лиц с ограниченными возможностями и предоставление им условий для наиболее полного их удовлетворения

Социализация (ранняя, школьная, профессиональная, трудовая активность)

Формирование навыков самостоятельной жизни, межличностного общения и подготовка к профессиональной деятельности

Метасистемный переход в системе мозга - управление ассоциированием - породил новый процесс - социальную интеграцию , т. е. объединение человеческих индивидуумов в некую целостность нового типа: человеческое общество. Вся история человечества проходит под знаком социальной интеграции, связи между людьми возрастают в количественном и качественном отношении. Этот процесс протекает и в настоящее время, причем весьма интенсивно, и вряд ли кто-либо может уверенно ответить на вопрос, как далеко он пойдет.

Социальная интеграция - это метасистемный переход , она приводит к новому уровню возникновения материи - социальной сфере. Сообщества животных можно рассматривать как первые (и безуспешные) попытки осуществить этот переход. Мы знаем сообщества животных, например муравьев, в которых отдельные особи настолько приспособлены к жизни в сообществе, что не могут жить вне его. Муравейник с полным правом можно назвать единым организмом, так далеко зашли в нем взаимодействие между особями и их специализация. Но это взаимодействие остается на уровне низших функций. «Контакта мозгов» нет. Создания новых моделей действительности нет. Никаких принципиально новых возможностей из-за объединения муравьев в общество не открывается, оно застывает в своем развитии. Муравейник, конечно, является метасистемой по отношению к отдельному муравью. Интеграция индивидуумов имеет место. Но это не новый этап эволюции, а боковое ответвление, тупик. В русской литературе сложилась традиция: слово" «социальное», которое буквально означает «общественное», относить только к человеческому обществу, подчеркивая этим его принципиальное отличие от общества животных. В этом смысле надо понимать термины «социальная сфера» и «социальная интеграция».

Итак, попытки природы образовать новый этап организации материи путем интеграции многоклеточных организмов долгое время не приводили к значительным результатам: не было подходящего материала. Понадобился метасистемный переход в структуре мозга, чтобы индивидуумы приобрели способность образовывать необходимые связи. И еще одно следствие управления ассоциациями имеет важнейшее значение для развития социальной сферы - это способность человека выйти за рамки инстинкта, строить планы действий, никак с ним не связанные, а порой даже ему противоречащие. Эти два свойства делают человека социальным существом , т. е. материалом, пригодным для построения человеческого общества - социума. Слово «материал», сказанное о человеке, коробит; оно звучит как-то унизительно. В самом деле, разве есть какое-то высшее существо, которое строит общество, пользуясь человеком как материалом? Нет, конечно. Человек сам - творец. Причем не какой-то абстрактный Человек (с большой буквы), а конкретный человек, человеческая личность, индивидуум. Все, чем обладает общество, создано творчеством человеческих индивидуумов. А в то же время - такова диалектика отношения между личностью и обществом - человек значителен лишь постольку, поскольку он значителен для общества. Это, конечно, не надо понимать так, что кто не признан, тот не гений. Человек может выступать против всего общества, т. е. против всех живущих в данный момент людей, и руководствоваться в то же время интересами общества, логикой развития общества. Есть два уровня организации материи: уровень животного, для которого высшие законы - это инстинкты самосохранения и размножения, и уровень человека, т. е. человеческого общества. Все, что в человеке мы называем собственно человеческим, - продукт развития общества. Человек как чисто биологическое (в смысле досоциальное) существо - это лишь «возможность» человека в полном смысле слова, и не более. Если в действиях человека есть хоть какая-то логика, то это либо логика животных инстинктов, либо логика развития общества, быть может завуалированная и не осознаваемая в качестве таковой. Другой логике просто неоткуда взяться. Поэтому человек, выступая как творец, все-таки подчиняется хотя и не существу, но какому-то высшему закону эволюции Вселенной и, можно сказать, является материалом для его действия.

- англ. integration, social; нем. Integration, soziale. 1. Процесс превращения относительно самостоятельных малосвязанных между собой объектов (индивидов, групп, классов, государств) в единую, целостную систему, характеризующуюся согласованностью и взаимозависимостью ее частей на основе общих целей, интересов и т. д. см. АССИМИЛЯЦИЯ. 2. Соц. сплоченность. 3. Принятие индивида другими членами группы.4.В дефектологии - успешная социализация индивида, преодолевшего негативные последствия ситуации, связанной с его дефектом.

  • - включение вирионной НК вируса в хромосомную ДНК клетки-хозяина...

    Словарь микробиологии

  • - процесс упорядочения, согласования и объединения структур и функций в целостном организме, характерный для живых систем на каждом из уровней их организации...

    Словарь ботанических терминов

  • - объединение отдельных частей в целом, а также процесс, ведущий к такому объединению...

    Начала современного Естествознания

  • - культурная состояние внутр...

    Энциклопедия культурологии

  • - как внутригрупповой процесс - создание внутреннего единства, сплоченности, что выражается в идентификации коллективной, сплоченности группы как ее ценностно-ориентационном единстве, объективности в...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - Родители также должны, в еще большей степени, привлекаться к содействию подростку в реалистическом планировании получения полного среднего, или, при наличии показаний, среднего специального образования, а также...

    Психологическая энциклопедия

  • - процесс, с помощью которого части соединяются в целое...

    Словарь по аналитической психологии

  • - , сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов...

    Философская энциклопедия

  • - англ. integration; нем. Integration. 1...

    Энциклопедия социологии

  • - объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интеграция имеет место как на уровне национальных хозяйств целых стран, так и между предприятиями,...

    Экономический словарь

  • - объединение в одной организации неоднородных задач и операций...

    Справочный коммерческий словарь

  • - процесс объединения усилий различных подсистем для достижения целей организации...

    Словарь терминов антикризисного управления

  • - 1) понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию...

    Политология. Словарь.

  • - в физиологии функциональное объединение органов и тканей, направленное на обеспечение какого-либо полезного для организма результата...

    Большой медицинский словарь

  • - этап процесса развития, связанный с объединением в одно целое ранее разнородных частей; состояние упорядоченности функционирования частей целого...

    Экологический словарь

  • - объединение в целое каких-либо частей, элементов...

    Большой экономический словарь

"ИНТЕГРАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ" в книгах

Интеграция

автора Рэфф Рудольф А

Интеграция

Из книги Эмбрионы, гены и эволюция автора Рэфф Рудольф А

Интеграция В своем анализе переворотов в науке Томас Кун (Thomas Kuhn) высказал мнение, что главная отличительная черта этих переворотов - изменение взгляда на мир, или то, что Кун называл парадигмой. Наблюдения, которые прежде было трудно истолковать, укладываются теперь в

Социальное пространство, социальная дистанция, социальная позиция

Из книги Человек. Цивилизация. Общество автора Сорокин Питирим Александрович

Социальное пространство, социальная дистанция, социальная позиция Геометрическое и социальное пространствоВыражения типа «высшие и низшие классы», «продвижение по социальной лестнице», «Н. Н. успешно продвигается по социальной лестнице», «его социальное положение

Интеграция

Из книги МВА за 10 дней. Самое важное из программ ведущих бизнес-школ мира автора Силбигер Стивен

Интеграция Прямая и обратная интеграция. Компания может работать в любом звене цепочки формирования стоимости. Когда компания работает на участках, отдаленных от начала цепочки, говорят о прямой интеграции по отношению к потребителю. Если, например, владелец фруктового

ИНТЕГРАЦИЯ

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

ИНТЕГРАЦИЯ Хотя многие организации используют разные программы для учета заработной платы и управления персоналом (первые обычно находятся в ведении бухгалтерии), многое можно сказать в пользу комплексной системы. Она делает пользование одной общей базой данных

Интеграция

Из книги Вовлекай и властвуй. Игровое мышление на службе бизнеса автора Вербах Кевин

Интеграция Мы предоставили вам уже достаточно много общей информации об игровых элементах. На данный момент вся эта информация может показаться несвязной. Мы сделали лишь небольшие наброски различных видов игровых элементов, чтобы вы поняли, что существует огромное

ИНТЕГРАЦИЯ

автора Страссман Рик

ИНТЕГРАЦИЯ Завершающая часть ритуала приема аяхуаски называется интеграцией. Утром после сеанса важно чувствовать себя свободно, чтобы писать, рисовать или медитировать. Время, следующее за сеансом, является особенно творческим по многим причинам. Участники чувствуют

СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Из книги Внутренние пути во Вселенную. Путешествия в другие миры с помощью психоделических препаратов и духов. автора Страссман Рик

СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ Одним из самых поразительных результатов приема аяхуаски является социальная интеграция, проявляющаяся в глубоком чувстве признательности, которую обычно участники выказывают друг другу - будто каждый из них способен воспринимать сокровенную

ИНТЕГРАЦИЯ

Из книги Внутренние пути во Вселенную. Путешествия в другие миры с помощью психоделических препаратов и духов. автора Страссман Рик

ИНТЕГРАЦИЯ Даже после вполне успешных сеансов возникает обескураживающий вопрос: что делать со всей этой информацией? В ответ можно сказать: «А теперь самое трудное…». Давайте спросим себя, хочется ли нам совершить еще одно путешествие. И мы можем удивиться, если решим

7.1. Социальная структура и социальная стратификация общества

Из книги Социология [Краткий курс] автора Исаев Борис Акимович

7.1. Социальная структура и социальная стратификация общества Совокупность социальных слоев и групп образует социальную структуру общества.Различные направления и школы социологии по-разному смотрят на образование классов и социальных слоев, на социальную структуру

Эволюция, социальная интеграция и свобода

автора Турчин Валентин Фёдорович

Эволюция, социальная интеграция и свобода В "Феномене науки", рассматривая эволюцию в терминах метасистемных переходов, я пришел к некоторым выводам относительно перспектив эволюции человеческого общества, роли науки в этом процессе и религиозно-этической концепции,

Социальная интеграция в СССР и в западных странах

Из книги Инерция страха. Социализм и тоталитаризм автора Турчин Валентин Фёдорович

Капитализм и крупномасштабная социальная интеграция

Из книги Национализм автора Калхун Крэйг

Капитализм и крупномасштабная социальная интеграция Создание мировой системы государств было неразрывно связано с экспансией капитализма (Wallerstein 1974–1988). Государство не только содействовало этой экспансии, но и было ответом на нее (Anderson 1974; Kennedy 1987). И стремление к

34. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

Из книги Социология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

34. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ Общепринятого определения понятия «социальная структура» нет. В самом общем виде социальная структура – одно из основных понятий социологии обозначает совокупность элементов социальной системы, связи и

4.12. Социальная интеграция

Из книги Феномен науки. Кибернетический подход к эволюции автора Турчин Валентин Фёдорович


error: Контент защищен !!