Подробная биография анны ахматовой. Жизнь и творчество Ахматовой А А

Стояние на реке Угре в 1480 году. Миниатюра из Лицевого летописного свода. XVI век Wikimedia Commons

И не простого хана, а именно Ахмата — последнего хана Золотой Орды, потомка Чингисхана. Этот популярный миф начал создаваться самой поэтессой еще в конце 1900-х годов, когда возникла необходимость в литературном псевдониме (настоящая фамилия Ахматовой — Горенко). «И только семнадцатилетняя шальная девчонка могла выбрать татарскую фамилию для русской поэтессы…» — вспоминала Лидия Чуковская ее слова. Однако подобный ход для эпохи Серебряного века был не так уж и безрассуден: время требовало от новых литераторов артистического поведения, ярких биографий и звучных имен. В этом смысле имя Анна Ахматова прекрасно соответствовало всем критериям (поэтическим — оно создавало ритмический рисунок, двухстопный дактиль, и имело ассонанс на «а», и жизнетворческим — носило флер таинственности).

Что касается легенды о татарском хане, то она сформировалась позже. Реальная родословная не укладывалась в поэтическую легенду, поэтому Ахматова преобразовала ее. Здесь следует выделить биографический план и мифологический. Биографический состоит в том, что Ахматовы действительно присутствовали в роду поэтессы: Прасковья Федосеевна Ахматова была прабабкой со стороны матери. В стихотворениях линия родства немного приближена (см. начало «Сказки о черном кольце »: «Мне от бабушки-татарки / Были редкостью подарки; / И зачем я крещена, / Горько гневалась она»). Легендарный план связан с ордынскими князьями. Как показал исследователь Вадим Черных, Прасковья Ахматова была не татарской княжной, а русской дворянкой («Ахматовы — старинный дворянский род, происходивший, по всей видимости, от служилых татар, но давным-давно обрусевший»). Никаких данных о происхождении рода Ахматовых от хана Ахмата или вообще от ханского рода Чингизидов не имеется.

Миф второй: Ахматова была признанной красавицей

Анна Ахматова. 1920-е годы РГАЛИ

Многие мемуарные записи действительно содержат восхищенные отзывы о внешности молодой Ахматовой («Из поэтесс… ярче всего запомнилась Анна Ахматова. Тоненькая, высокая, стройная, с гордым поворотом маленькой головки, закутанная в цветистую шаль, Ахматова походила на гитану… Мимо нее нельзя было пройти, не залюбовавшись ею», — вспоминала Ариадна Тыркова; «Она была очень красива, все на улице заглядывались на нее», — пишет Надежда Чулкова).

Тем не менее более близкие люди поэтессы оценивали ее как женщину не сказочно красивую, но выразительную, с запоминающимися чертами и особо притягательным шармом. «…Назвать нельзя ее красивой, / Но в ней все счастие мое», — писал об Ахматовой Гумилев. Критик Георгий Адамович вспоминал:

«Теперь, в воспоминаниях о ней, ее иногда называют красавицей: нет, красавицей она не была. Но она была больше, чем красавица, лучше, чем красавица. Никогда не приходилось мне видеть женщину, лицо и весь облик которой всюду, среди любых красавиц, выделялся бы своей выразительностью, неподдельной одухотворенностью, чем-то сразу приковывавшим внимание».

Сама Ахматова себя оценивала так: «Я всю жизнь могла выглядеть по желанию, от красавицы до урода».

Миф третий: Ахматова довела поклонника до самоубийства, что потом описала в стихах

Обычно это подтверждают цитатой из ахматовского стихотворения «Высокие своды костела… »: «Высокие своды костела / Синей, чем небесная твердь… / Прости меня, мальчик веселый, / Что я принесла тебе смерть…»

Всеволод Князев. 1900-е годы poetrysilver.ru

Все это и правда, и неправда одновременно. Как показала исследователь Наталия Крайнева, у Ахматовой действительно был «свой» самоубийца — Михаил Линдеберг, покончивший с жизнью из-за несчастной любви к поэтессе 22 декабря 1911 года. Но стихотворение «Высокие своды костела…» написано в 1913 году под впечатлением от самоубийства другого юноши, Всеволода Князева, несчастно влюбленного в подругу Ахматовой, танцовщицу Ольгу Глебову-Судейкину. Этот эпизод повторится и в других стихах, например в « ». В «Поэме без героя» Ахматова сделает самоубийство Князева одним из ключевых эпизодов произведения. Общность произошедших с подругами событий в историософской концепции Ахматовой могла впоследствии соединиться в одно воспоминание: недаром на полях автографа «балетного либретто» к «Поэме» появляется пометка с именем Линдеберга и датой его кончины.

Миф четвертый: Ахматову преследовала несчастная любовь

Подобный вывод напрашивается после прочтения почти любой книги стихов поэтессы. Наряду с лирической героиней, оставляющей своих возлюбленных по собственной воле, в стихотворениях есть и лирическая маска женщины, страдающей от неразделенной любви (« », « », «Сегодня мне письма не принесли… », «Вечером », цикл «Смятение » и т. д.). Однако лирическая канва книг стихов далеко не всегда отражает биографию автора: возлюбленные поэтессы Борис Анреп, Артур Лурье, Николай Пунин, Владимир Гаршин и другие отвечали ей взаимностью.

Миф пятый: Гумилев — единственная любовь Ахматовой

Анна Ахматова и Николай Пунин во дворе Фонтанного дома. Фотография Павла Лукницкого. Ленинград, 1927 год Тверская областная библиотека им. А. М. Горького

Брак Ахматовой с поэтом Николаем Гумилевым . С 1918-го по 1921-й она была замужем за ученым-ассириологом Владимиром Шилейко (официально они развелись в 1926 году), а с 1922 по 1938 год состояла в гражданском браке с искусствоведом Николаем Пуниным. Третий, так и не оформленный официально брак вследствие специфики времени имел свою странность: после расставания супруги продолжали жить в одной коммунальной квартире (в разных комнатах) — и более того: даже после смерти Пунина, находясь в Ленинграде, Ахматова продолжала жить с его семьей.

Гумилев также повторно женился в 1918 году — на Анне Энгельгардт. Но в 1950-60-е годы, когда «Реквием» постепенно доходил до читателей (в 1963 году поэма была опубликована в Мюнхене) и интерес к запрещенному в СССР Гумилеву стал пробуждаться, Ахматова взяла на себя «миссию» вдовы поэта (Энгельгардт к тому времени также уже не было в живых). Подобную роль выполняли Надежда Мандельштам, Елена Булгакова и другие жены ушедших литераторов, храня их архив и заботясь о посмертной памяти.

Миф шестой: Гумилев бил Ахматову


Николай Гумилев в Царском Селе. 1911 год gumilev.ru

Такой вывод не раз делали не только позднейшие читатели, но и некоторые современники поэтов. Неудивительно: почти в каждом третьем стихотворении поэтесса признавалась в жестокости мужа или возлюбленного: «…Мне муж — палач, а дом его — тюрьма », «Все равно, что ты наглый и злой… », «Углем наметил на левом боку / Место, куда стрелять, / Чтоб выпустить птицу — мою тоску / В пустынную ночь опять. / Милый! не дрогнет твоя рука. / И мне недолго терпеть…», « , / Вдвое сложенным ремнем» и так далее.

Поэтесса Ирина Одоевцева в мемуарах «На берегах Невы» вспоминает негодование Гумилева по этому поводу:

«Он [поэт Михаил Лозинский] рассказал мне, что его постоянно допытывают студисты, правда ли, что я из зависти мешал Ахматовой печататься… Лозинский, конечно, старался их разубедить.
<…>
<…> Наверно и вы, как они все, твердили: Ахматова — мученица, а Гумилев — изверг.
<…>
Господи, какой вздор! <…> …Когда я понял, насколько она талантлива, я даже в ущерб себе самому постоянно выдвигал ее на первое место.
<…>
Сколько лет прошло, а я и сейчас чувствую обиду и боль. До чего это несправедливо и подло! Да, конечно, были стихи, которые я не хотел, чтобы она печатала, и довольно много. Хотя бы вот:
Муж хлестал меня узорчатым,
Вдвое сложенным ремнем.
Ведь я, подумайте, из-за этих строк прослыл садистом. Про меня пустили слух, что я, надев фрак (а у меня и фрака тогда еще не было) и цилиндр (цилиндр у меня, правда, был), хлещу узорчатым, вдвое сложенным ремнем не только свою жену — Ахматову, но и своих молодых поклонниц, предварительно раздев их догола».

Примечательно, что после развода с Гумилевым и после заключения брака с Шилейко «побои» не прекратились: «От любви твоей загадочной , / Как от боли, в крик кричу, / Стала желтой и припадочной, / Еле ноги волочу», «А в пещере у дракона / Нет пощады, нет закона. / И висит на стенке плеть, / Чтобы песен мне не петь» — и так далее.

Миф седьмой: Ахматова была принципиальной противницей эмиграции

Этот миф был создан самой поэтессой и активно поддерживается школьным каноном. Осенью 1917 года Гумилев рассматривал возможность переезда за рубеж для Ахматовой, о чем сообщал ей из Лондона. Уехать из Петрограда советовал и Борис Анреп. На эти предложения Ахматова ответила стихотворением, известным в школьной программе как «Мне голос был…».

Почитатели творчества Ахматовой знают, что этот текст является на самом деле второй частью стихотворения, менее однозначного по своему содержанию, — «Когда в тоске самоубийства… », где поэтесса рассказывает не только о своем принципиальном выборе, но и о тех ужасах, на фоне которых принимается решение.

«Думаю, могу не описывать, как мне мучительно хочется приехать к тебе. Прошу тебя — устрой это, докажи, что ты мне друг…
Я здорова, очень скучаю в деревне и с ужасом думаю о зиме в Бежецке. <…> Как странно мне вспоминать, что зимой 1907 года ты в каждом письме звал меня в Париж, а теперь я совсем не знаю, хочешь ли ты меня видеть. Но всегда помни, что я тебя крепко помню, очень люблю и что без тебя мне всегда как-то невесело. Я с тоской смотрю на то, что сейчас творится в России, тяжко карает Господь нашу страну».

Соответственно, осеннее письмо Гумилева является не предложением к отъезду за рубеж, а отчетом по ее просьбе.

После порыва к отъезду Ахматова достаточно скоро решилась остаться и уже не изменила своего мнения, что прослеживается и в других ее стихотворениях (например, «Ты — отступник: за остров зеленый… », «Высокомерьем дух твой помрачен… »), и в рассказах современников. По воспоминаниям, в 1922 году у Ахматовой вновь появляется возможность уехать из страны: Артур Лурье, обосновавшись в Париже, настойчиво зовет ее туда, но она отказывает (на руках у нее, по свидетельству конфидента Ахматовой Павла Лукницкого, было 17 писем с этой просьбой).

Миф восьмой: Сталин завидовал Ахматовой

Ахматова на литературном вечере. 1946 год РГАЛИ

Сама поэтесса и многие ее современ-ники посчитали появление постанов-ления ЦК 1946 года «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“», где шельмовались Ахматова и Зощенко, следствием события, произошедшего на одном литературном вечере. «„Это я зарабатываю постановление“, — говорила Ахматова о фотографии, сделанной на одном из вечеров, проходивших в Москве весной 1946 года. <…> По слухам, Сталин был разгневан пылким приемом, который оказывали Ахматовой слушатели. Согласно одной из версий, Сталин спросил после какого-то вечера: „Кто организовал вставание?“», — вспоминает Ника Глен. Лидия Чуковская дополняет: «Ахматова полагала, что… Сталин приревновал ее к овациям… Аплодисменты стоя причитались, по убеждению Сталина, ему одному — и вдруг толпа устроила овацию какой-то поэтессе».

Как подмечает , для всех воспоминаний, связанных с этим сюжетом, характерны типичные оговорки («по слухам», «полагала» и так далее), что является вероятным признаком домысла. Реакция Сталина, как и «цитатная» фраза о «вставании», не имеют документальных подтверждений или опровержений, поэтому этот эпизод стоит рассматривать не как абсолютную истину, а как одну из популярных, вероятных, но до конца не подтвержденных версий.

Миф девятый: Ахматова не любила своего сына


Анна Ахматова и Лев Гумилев. 1926 год Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева

И это не так. В непростой истории взаимоотношений Ахматовой со Львом Гумилевым много нюансов. В ранней лирике поэтесса создавала образ нерадивой матери («…Я дурная мать », «…Отыми и ребенка, и друга… », «Для чего же, бросив друга / И кудрявого ребенка…»), в чем была доля биографизма: детство и юность Лев Гумилев провел не с родителями, а с бабушкой, Анной Гумилевой, мать и отец лишь иногда приезжали к ним. Но в конце 1920-х годов Лев перебрался в Фонтанный дом, в семью Ахматовой и Пунина.

Серьезная размолвка произошла после возвращения в 1956 году Льва Гумилева из лагеря. Он не мог простить матери, как ему казалось, ее легкомысленного поведения в 1946 году (см. миф восьмой) и некоторого поэтического эгоизма. Однако именно ради него Ахматова не только «стояла триста часов» в тюремных очередях с передачей и просила каждого более или менее влиятельного знакомого помочь с освобождением сына из лагеря, но и пошла на шаг, противоречащий любому эгоизму: переступив через свои убеждения, ради свободы сына Ахматова написала и опубликовала цикл «Слава миру!», где прославляла советский строй Когда в 1958 году вышла первая после значительного перерыва книга Ахматовой, в авторских экземплярах она заклеивала страницы со стихотворениями из этого цикла. .

В последние годы Ахматова не раз говорила близким о желании восстановить прежние отношения с сыном. Эмма Герштейн пишет:

«…она мне сказала: „Я бы хотела помириться с Левой“. Я ответила, что и он, вероятно, этого хочет, но боится чрезмерного волнения и для нее, и для себя при объяснении. „Да не надо объясняться, — живо возразила Анна Андреевна. — Пришел бы и сказал: ‚Мама, пришей мне пуговицу‘“».

Вероятно, переживания от размолвки с сыном во многом ускорили смерть поэтессы. В последние дни ее жизни возле больничной палаты Ахматовой развернулось театральное действо: близкие решали, пускать или не пускать Льва Николаевича к матери, не приблизит ли их встреча кончину поэтессы. Ахматова умерла, так и не помирившись с сыном.

Миф десятый: Ахматова — поэт, ее нельзя называть поэтессой

Часто обсуждения творчества Ахматовой или иных аспектов ее биографии заканчиваются жаркими терминологическими спорами — «поэт» или «поэтесса». Спорящие небезосновательно ссылаются на мнение самой Ахматовой, подчеркнуто называвшей себя поэтом (что зафиксировали многие мемуаристы), и призывают продолжать именно эту традицию.

Однако стоит помнить о контексте употребления этих слов век назад. Поэзия, написанная женщинами, только начинала появляться в России, и к ней редко относились всерьез (см. характерные названия рецензий на книги женщин-поэтов начала 1910-х годов: «Женское рукоделие», «Любовь и сомнение»). Поэтому многие женщины-литераторы или выбирали себе мужские псевдонимы (Сергей Гедройц Псевдоним Веры Гедройц. , Антон Крайний Псевдоним, под которым Зинаида Гиппиус печатала критические статьи. , Андрей Полянин Имя, взятое Софией Парнок для публикации критики. ), или писали от лица мужчины (Зинаида Гиппиус, Поликсена Соловьева). Творчество Ахматовой (и во многом Цветаевой) полностью изменило отношение к поэзии, создаваемой женщинами, как к «неполноценному» направлению. Еще в 1914 году в рецензии на «Четки» Гумилев делает символический жест. Назвав несколько раз Ахматову поэтессой, в конце отзыва он дает ей имя поэта: «Та связь с миром, о которой я говорил выше и которая является уделом каждого подлинного поэта, Ахматовой почти достигнута».

В современной ситуации, когда достоинства поэзии, созданной женщинами, уже не нужно никому доказывать, в литературоведении принято называть Ахматову поэтессой, в соответствии с общепринятыми нормами русского языка. 

Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия – Горенко) родилась 23 (по старому стилю – 11) июня 1889 г. под Одессой, в семье потомственного дворянина, отставного инженера-механика флота. С материнской стороны она принадлежала к старой дворянской семье. Своим предком по материнской линии Ахматова считала легендарного ордынского хана Ахмата, от имени которого и образовала свой псевдоним.

Детство и отрочество Ахматовой прошли в Царском селе – городке юного Пушкина. Здесь она учится в гимназии, а каждое лето проводит под Севастополем, где за свою смелость и своенравие получила кличку «дикая девочка».

В 1905 г. родители расстались, мать увезла больных туберкулезом дочерей в Евпаторию. Последний класс гимназии Ахматова заканчивала в Киеве, затем там же поступила на юридический факультет Высших женских курсов. Но она быстро охладела к юридическим наукам и продолжила образование на Высших историко-литературных курсах в Петербурге.

В 1907 г. Ахматова впервые публикуется – одно из ее стихотворений появилось в журнале «Сириус», издававшемся поэтом Н.С. Гумилевым в Париже.

В 1910 г. Ахматова выходит замуж за Гумилева, вместе с мужем посещает Париж и Италию. В 1912 г. родился их сын Лев (впоследствии известный историк и этнолог).

С 1911 г. Ахматова начинает регулярно печататься в московских и петербургских изданиях, становится членом созданного Гумилевым поэтического объединения «Цех поэтов», в котором сформировались принципы нового литературного направления, названного акмеизмом.

Гумилев ввел жену в литературно-художественную среду Петербурга, где она быстро завоевала популярность благодаря не только своей поэтической манере, но и своему внешнему облику. Молодая женщина поражала современников царственностью, величавостью; ее портреты писали самые известные художники – Амедео Модильяни, Натан Альтман, Кузьма Петров-Водкин, Зинаида Серебрякова, Александр Тышлер.

Первый сборник Ахматовой «Вечер» (1912) был сразу же замечен критикой. Второй сборник – «Чётки» (1914) до 1923 г. был переиздан 8 раз и принес молодой поэтессе всероссийскую славу.

Начинается война, и в 1914 г. Гумилев уходит на фронт. Теперь Ахматова много времени проводит в Тверской губернии, в имении Гумилевых Слепнево. Здесь она написала большую часть стихотворений, вошедших в сборник «Белая стая» (1915). В 1918 г., разведясь с Гумилевым (фактически брак распался еще в 1914 г.), Ахматова вышла замуж за ассириолога и поэта В.К. Шилейко. Шилейко привел ее в Фонтанный Дом (Шереметьевский дворец), под кровом которого она прожила несколько лет (и в который вновь вернулась потом, став женой Н.Н. Пунина).

Первые послереволюционные годы в жизни Ахматовой отмечены лишениями и полным отдалением от литературной среды, потерей самых близких людей, эмигрировавших из России. А среди оставшихся практически все впоследствии пополнили список жертв красного террора. Гумилев был расстрелян в 1921 г. по сфабрикованному обвинению в причастности к контрреволюционному заговору. Единственный сын Ахматовой Лев Гумилев трижды арестовывался.

Ахматова не последовала за многими из своих друзей и осталась в России. В 1921 г., после смерти Блока и расстрела Гумилева она, расставшись с Шилейко, возвращается к активной деятельности – участвует в литературных вечерах, в работе писательских организаций, публикуется в периодике. В том же году выходят два ее сборника – «Подорожник» и «Anno Domini. MCMXXI». В 1922 г. на полтора десятка лет Ахматова соединяет свою судьбу с искусствоведом Н.Н. Пуниным.

В середине 20-х гг. начинается ее травля в критике, ее перестают печатать, объявляя салонной поэтессой, идеологически чуждой молодой пролетарской литературе. Имя Ахматовой исчезает со страниц книг и журналов, она живет в нищете. В 1934 г. арестован ее ближайший друг поэт Осип Мандельштам; в 1935 г. – ее сын Лев Гумилев и муж Николай Пунин. Трагический образ этого времени выражен в поэме «Requiem» (1936–40), изданной в Советском Союзе только в конце 80-х гг.

Однако в 1939 г. имя поэтессы было на 7 лет возвращено в литературу. На приеме в честь награждения писателей Сталин спросил об Ахматовой, стихи которой любила его дочь Светлана: «А где Ахматова? Почему ничего не пишет?». Анна Андреевна была принята в Союз писателей, ею заинтересовались издательства. В 1940 г. вышел после 17-летнего перерыва ее сборник «Из шести книг». Тогда же написана поэма «Путем всея земли» («Китежанка»), начата «Поэма без героя», продолжена работа над поэмой «Русский Трианон».

Война застала Ахматову в Ленинграде. Вместе с соседями она рыла щели в Шереметьевском саду, дежурила у ворот Фонтанного дома. Стихотворение «Мужество» было напечатано в «Правде» и затем многократно перепечатывалось, став символом сопротивления и бесстрашия; впоследствии она получила медаль «За оборону Ленинграда».

Осенью 1941 г. Ахматова была эвакуирована за пределы блокадного кольца. Она живёт в Ташкенте, часто выступает в госпиталях. В эти годы создан цикл стихов о войне. Из эвакуации она возвращается в Москву, потом в Ленинград.

Весной 1946 г. Ахматова выступала в Колонном зале Дома союзов. Ее появление на сцене вызвало овацию, продолжавшуюся 15 минут; публика аплодировала стоя. Ахматова не просто была возвращена в литературу – она олицетворяла спасенное от плена русское слово, несгибаемый русский дух. Однако в сентябре 1946 г. выходит Постановление ЦК ВКП(б) О журналах «Звезда» и «Ленинград», которое знаменует собой жесткое наступление власти на интеллигенцию, почувствовавшую в годы войны намек на духовную свободу. Доклад по постановлению делает секретарь ЦК Жданов; в качестве жертв выбраны Михаил Зощенко и Анна Ахматова. Творчество Ахматовой было подвергнуто жесточайшей идеологической критике, она вновь была отстранена от литературы, исключена из Союза писателей. Постановление вошло в школьную программу, и несколько поколений считали, что Ахматова «не то монахиня, не то блудница».

В 1949 г. вновь арестовали Льва Гумилева, прошедшего войну и дошедшего до Берлина. Ахматова, переступив через себя, пишет цикл восхваляющих Сталина стихов «Слава миру» (1950). Но жертва не была принята: Лев Гумилев вышел на свободу только в 1956 г.

В годы вынужденного безмолвия Ахматова занималась переводами, изучала сочинения и жизнь Пушкина, архитектуру Петербурга. Ей принадлежат выдающиеся исследования в области пушкинистики; Пушкин становится для нее спасением и прибежищем от ужасов истории, олицетворением нравственной нормы, гармонии.

Снова печатать Ахматову начинают лишь во второй половине 50-х гг. В 1958 г. выходит книга «Стихотворения», сильно урезанная цензурой.

Последние годы жизни Ахматовой были относительно благополучными. Никогда не имевшая собственного пристанища и все свои стихи написавшая «на краешке подоконника», она наконец-то получила жилье. Появилась возможность издать большой, хотя и покореженный цензурой, сборник «Бег времени», в который вошли стихи за полстолетия. Она решилась доверить бумаге «Реквием», двадцать лет хранившийся в ее памяти и в памяти близких друзей. К началу 1960-х сложился «волшебный хор» учеников Ахматовой; вокруг нее читали новые стихи, говорили о поэзии. В круг учеников Ахматовой входили Иосиф Бродский, Евгений Рейн, Анатолий Найман, Дмитрий Бобышев.

В 1963 г. Ахматова заканчивает свое итоговое произведение – «Поэму без героя», над которой она работала более двадцати лет и которая как бы подводит черту под событиями ХХ столетия. В 1964 г. в Италии поэтессе вручили литературную премию «Этна-Таормина», а полгода спустя в Лондоне – мантию почетного доктора Оксфордского университета. За рубежом в Ахматовой видели и чествовали русскую культуру, великую Россию Пушкина, Толстого, Достоевского.

Ахматова Анна Андреевна (1889-1966) – русская и советская поэтесса, литературовед и переводчик, в русской литературе ХХ века занимает одно из значимых мест. В 1965 году была номинантом на литературную Нобелевскую премию.

Раннее детство

Анна появилась на свет 23 июня 1889 года вблизи города Одессы, на тот момент семья проживала в районе Большой Фонтан. Её настоящая фамилия – Горенко. Всего в семье родилось шестеро детей, Аня была третьей. Отец – Андрей Горенко – по происхождению дворянин, служил на флоте, инженер-механик, капитан 2-го ранга. Когда родилась Аня, он уже был в отставке. Мама девочки, Стогова Инна Эразмовна, приходилась далёкой родственницей первой в России поэтессы Анны Буниной. Материнские корни уходили глубоко к легендарному ордынскому хану Ахмату, отсюда Анна и взяла свой творческий псевдоним.

На следующий год после того, как родилась Аня, семья Горенко уехала в Царское Село. Здесь, в небольшом краешке пушкинской эпохи, прошло её детство. Познавая окружающий мир, девочка с ранних лет видела всё то, что описывал в своих стихах великий Пушкин – водопады, зелёные великолепные парки, выгон и ипподром с маленькими пёстрыми лошадками, старый вокзал и чудную царскосельскую природу.

На лето каждый год её увозили под Севастополь, где все дни она проводила с морем, она обожала это черноморское приволье. Она могла купаться во время шторма, прыгала с лодки в открытое море, бродила по берегу босиком и без шляпы, загорала до того, что начинала облазить кожа, чем неимоверно шокировала местных барышень. За это её прозвали «дикой девочкой».

Учёба

Чтению Аня обучалась по азбуке Льва Толстого. В пятилетнем возрасте, слушая, как учительница занимается со старшими детьми французским языком, она научилась на нём говорить.

Обучение Анна Ахматова начала в Царском Селе в Мариинской гимназии в 1900 году. В начальных классах она училась плохо, потом подтянула успеваемость, но всегда учёба давалась ей неохотно. Проучилась она здесь 5 лет. В 1905 году развелись родители Анны, дети болели туберкулёзом, и мать увезла их в Евпаторию. Этот город запомнился Ане чужим, грязным и грубым. Год она училась в местном учебном заведении, после чего продолжила учёбу в Киеве, куда уехала с мамой. В 1907 году она закончила обучение в гимназии.

В 1908 году Анна стала учиться дальше на Киевских высших женских курсах, отделение выбрала юридическое. Но юриста из Ахматовой не получилось. Положительная сторона этих курсов сказалась для Ахматовой в том, что она выучила латынь, благодаря этому впоследствии овладела итальянским языком и могла в подлиннике читать Данте.

Начало поэтического пути

Литература была для неё всем. Своё первое стихотворение Анна сочинила в возрасте 11 лет. Во время учёбы в Царском Селе она познакомилась с поэтом Николаем Гумилёвым, который оказал немалое влияние на выбор ею своего будущего. Несмотря на то, что отец Анны скептически относился к её увлечению поэзией, девушка не переставала сочинять стихи. В 1907 году Николай помог в публикации первого стихотворения «На руке его много блестящих колец…» Стих вышел в издававшемся в Париже журнале «Сириус».

В 1910 году Ахматова стала женой Гумилёва. Они обвенчались в церкви под Днепропетровском и уехали в медовый месяц в Париж. Оттуда вернулись в Петербург. Сначала молодожёны жили с матерью Гумилёва. Только через пару лет, в 1912 году, переехали в маленькую однокомнатную квартиру в Тучковом переулке. Небольшое уютное семейное гнёздышко Гумилёв и Ахматова ласково называли «тучкой».

Николай помогал Анне в публикации её поэтических сочинений. Она не стала подписывать свои стихи ни девичьей фамилией Горенко, ни фамилией по мужу Гумилёва, она взяла псевдоним Ахматова, под которым величайшая русская поэтесса серебряного века стала известной на весь мир.

В 1911 году стихи Анны стали появляться в газетах и литературных журналах. А в 1912 году вышел в свет её первый сборник стихов под названием «Вечер». Из 46 стихов, вошедших в сборник, половина посвящена расставаниям и смерти. Перед этим у Анны умерли две сестры от туберкулёза, и она почему-то твёрдо была уверена, что её в скором времени постигнет та же участь. Каждое утро она просыпалась с чувством скорой смерти. И только через много лет, когда ей будет больше шестидесяти, она скажет:

«Кто ж знал, что я задумана так надолго».

Рождение сына Льва в этом же, 1912-м, году отодвинуло на задний план мысли о смерти.

Признание и слава

Через два года, в 1914 году, после выхода нового сборника стихов под названием «Четки», к Ахматовой пришли признание и слава, критики тепло принял её труд. Теперь читать её сборники стало модно. Её стихами восхищались не только «влюблённые гимназистки», но и входящие в мир литературы Цветаева и Пастернак.

Талант Ахматовой был признан публично, и помощь Гумилёва уже не имела для неё такого существенного значения, у них всё чаще расходились мнения по поводу поэзии, было много споров. Противоречия в творчестве не могли не сказаться на семейном счастье, начался разлад, в итоге Анна и Николай развелись в 1918 году.

После развода Анна довольно быстро связала себя вторым браком с учёным и поэтом Владимиром Шилейко.

Боль трагедии Первой мировой войны тонкой нитью прошла через стихи следующего сборника Ахматовой «Белая стая», который вышел в 1917 году.

После революции Анна осталась на Родине, «в своём грешном и глухом краю», за границу не уезжала. Она продолжала писать стихи и выпустила новые сборники «Подорожник» и «Anno Domini MCMXXI».

В 1921 году она рассталась со своим вторым супругом, а в августе этого же года был арестован, потом расстрелян её первый муж Николай Гумилёв.

Годы репрессий и война

Третьим супругом Анны в 1922 году стал искусствовед Николай Пунин. Она совсем перестала печататься. Ахматова очень хлопотала о выходе её двухтомного сборника, но его издание так и не состоялось. Она занялась подробным изучением жизненного и творческого пути А. С. Пушкина, а также её безумно интересовала архитектура старого города Петербурга.

В трагические для всей страны 1930-1940 годы Анна, как и многие её соотечественники, пережила арест мужа и сына. Она много времени проводила под «Крестами», и одна женщина узнала в ней знаменитую поэтессу. Убитая горем жена и мать спросила у Ахматовой, сможет ли она описать весь этот ужас и трагизм. На что Анна дала положительный ответ и начала работу над поэмой «Реквием».

Потом была война, заставшая Анну в Ленинграде. Врачи настаивали на её эвакуации по состоянию здоровья. Через Москву, Чистополь и Казань она всё-таки добралась до Ташкента, где пробыла до весны 1944 года и выпустила новый сборник стихов.

Послевоенные годы

В 1946 году поэзия Анны Ахматовой подверглась резкой критике со стороны советского правительства и её исключили из Союза советских писателей.

В 1949 году опять арестовали её сына Льва Гумилёва, его приговорили к 10 годам в исправительно-трудовом лагере. Мать любыми способами старалась помочь сыну, оббивала пороги политических деятелей, посылала прошения в политбюро, но всё было безрезультатно. Когда Лев освободился, он считал, что мать недостаточно сделала, чтобы ему помочь, и их отношения так и останутся натянутыми. Лишь перед самой смертью Ахматова сумеет наладить связь с сыном.

В 1951 году по просьбе Александра Фадеева Анна Ахматова была восстановлена в Союзе писателей, ей даже выделили маленький дачный домик от литературного фонда. Дача находилась в писательском посёлке Комарово. В Советском Союзе и за границей снова стали публиковать её стихи.

Итог жизни и уход из неё

В Риме в 1964 году за творчество и вклад в мировую поэзию Анне Ахматовой вручили премию «Этна-Таормина». В следующем, 1965-м, году в Оксфордском университете ей присвоили почётную степень доктора литературы, и в это же время вышел последний сборник её стихов «Бег времени».

В ноябре 1965 года у Анны случился четвёртый по счёту инфаркт. Она уехала в кардиологический санаторий в Домодедово. 5 марта 1966 года врачи и медсёстры пришли к ней в палату, чтобы сделать осмотр и кардиограмму, но в их присутствии поэтесса скончалась.

Под Ленинградом есть Комаровское кладбище, там похоронена выдающаяся поэтесса. Её сын Лев, доктор Ленинградского университета, вместе со своими студентами собирал камни по всему городу и выкладывал на могиле матери стену. Этот памятник он сделал самостоятельно, как символ стены «Крестов», под которой его мать сутками стояла в очередях с передачкой.

Анна Ахматова всю жизнь вела дневник и перед самой смертью сделала запись:

«Я сожалею об отсутствии рядом библии».

Ахматова, Анна Андреевна (настоящая фамилия Горенко) родилась 11 (23) июня 1889 года под Одессой в семье потомственного дворянина, отставного инженера-механика флота А.А. Горенко. Со стороны матери И.Э. Стоговой. А. Ахматова состояла в отдаленном родстве с Анной Буниной – первой русской поэтессой. Своим предком по материнской линии Ахматова считала легендарного ордынского хана Ахмата, от имени которого и образовала свой псевдоним.

Годовалым ребенком Анна была перевезена в Царское Село, где прожила до шестнадцати лет. Ее первые воспоминания — царскосельские: " Зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал". Каждое лето проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты. Читать училась по азбуке Льва Толстого . В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, она тоже начала говорить по-французски. Первое стихотворение Ахматова написала, когда ей было одиннадцать лет. Училась Анна в Царскосельской женской гимназии, сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно.

В 1905 году Инна Эразмовна развелась с мужем и переехала с дочерью сначала в Евпаторию, а затем в Киев. Здесь Анна закончила Фундуклеевскую гимназию и поступила на юридический факультет Высших женских курсов, отдавая все же предпочтение истории и литературе.

Со своим будущим мужем поэтом Николаем Гумилевым Аня Горенко познакомилась еще четырнадцатилетней девочкой. Позже между ними возникла переписка, а в 1909 году Анна приняла официальное предложение Гумилева стать его женой. 25 апреля 1910 года они обвенчались в Николаевской церкви села Никольская слобода под Киевом. После венчания молодые отправились в свадебное путешествие, пробыв в Париже всю весну. В 1912 году родила от Гумилева сына Льва Николаевича.

В 1911 Анна приехала в Санкт-Петербург, где продолжила свое образование на Высших женских курсах. В этот период состоялось ее знакомство с Блоком, и появилась первая публикация под псевдонимом Анна Ахматова. Известность пришла к Ахматовой после выхода в свет поэтического сборника "Вечер" в 1912, после которого в 1914 вышел следующий сборник "Четки", а в 1917 "Белая стая", достойное место в этих сборниках занимает любовная лирика Анны Ахматовой .

После ухода в 1914 Н. Гумилева на фронт Ахматова отошла от «салонной жизни» и много времени проводила в Тверской губернии в имении Гумилевых Слепнево. В 1918, разведясь с Гумилевым, Ахматова вышла замуж за ассириолога и поэта В. К. Шилейко.

Гумилев был расстрелян в 1921 г. по сфабрикованному обвинению в причастности к контрреволюционному заговору. Со вторым же она рассталась в 1922, после чего у Ахматовой завязались отношения с Н. Пуниным. Вообще многих близких людей поэтессы постигла печальная участь. Так Пунин трижды находился под арестом, а сын Лев более 10 лет пробыл в заключении.
Вышедшие в апреле и в октябре 1921 года, два сборника стихов Ахматовой («Подорожник» и пятая книга «Anno Domini MCMXXI» («В лето господне 1921»), стали по существу последними перед длительной полосой строгого цензурного надзора за поэзией Ахматовой.

В середине 20-х гг. начинается ее травля в критике, ее перестают печатать, объявляя салонной поэтессой, идеологически чуждой молодой пролетарской литературе. Имя Ахматовой исчезает со страниц книг и журналов, она живет в нищете.

Когда Ахматова писала "Реквием" (1935-1940), это был реквием по "моему народу", участь которого разделили ее близкие. Она вспоминала о страшной очереди у ленинградской тюрьмы Кресты: ей пришлось там стоять часами, сжимая в окоченевших пальцах узелок с передачей — сначала для мужа, потом для сына. Трагическая судьба объединила Ахматову с сотнями тысяч русских женщин. "Реквием" — плач, но плач гордый — стал самым знаменитым произведением Анны Ахматовой.

1939 год – И.В. Сталин в разговоре случайно положительно отзывается об Анне Ахматовой. Тут же несколько издательств предлагают ей сотрудничество. Впрочем, стихи поэтессы подвергаются жесткой цензуре.

Отечественная война застала ее в Ленинграде и заставила ее уехать в Москву, затем эвакуироваться в Ташкент, где она жила до 1944. Выступала с чтением стихов в госпиталях перед ранеными. Много и тяжело болела. В ее стихотворениях, созданных в годы войны ("Избранное", 1943), звучала глубокая патриотическая тема ("Клятва", 1941, "Мужество", 1942, "Щели в саду вырыты…", 1942). В июне 1944 Ахматова вернулась в Ленинград, встречу с которым ("страшным призраком") описала в прозаическом очерке "Три сирени".

1946 год стал памятным для Ахматовой и для всей советской литературы: именно тогда было принято печально известное постановление ЦК ВКП(б) "О журналах “Звезда” и “Ленинград”", в котором А. Ахматова и М. Зощенко были подвергнуты резкой и несправедливой критике. Последовало исключение из Союза писателей. Это означает, что больше ни один журнал и ни одно издательство не возьмется публиковать их произведения. Причиной опалы становится гнев Сталина, узнавшего о том, что к Ахматовой приезжал английский историк И. Берлин.

В последующее десятилетие поэтесса занималась преимущественно переводами. Сын, Л.Н. Гумилев, отбывал наказание как политический преступник в исправительно-трудовых лагерях, в 1949 году он был арестован в третий раз.

Чтобы вызволить сына из сталинского застенка, Ахматова написала цикл восхваляющих Сталина стихов Слава миру (1950). Подобные панегирики были в чести и искренне создавались многими, в том числе и талантливыми поэтами – К. Симоновым, А. Твардовским, О. Берггольц. Ахматовой же пришлось переступить через себя. Жертву Ахматовой Сталин не принял: Лев Гумилев вышел на свободу только в 1956.

В последнее десятилетие жизни Ахматовой ее стихи постепенно, преодолевая сопротивление партийных бюрократов, боязливость редакторов, приходят к новому поколению читателей. В 1965 издан итоговый сборник "Бег времени". На закате дней Ахматовой было позволено принять итальянскую литературную премию Этна-Таормина (1964) и звание почетного доктора Оксфордского университета (1965).

Осень 1965 года – Анна Ахматова переносит четвертый инфаркт. В этот же период, перед самой смертью, составляет свою единственную короткую автобиографию. 5 марта 1965 года – Анна Андреевна Ахматова умирает в кардиологическом санатории в Подмосковье. Похоронена на Комаровском кладбище под Ленинградом.

Анна Андреевна Ахматова (1889-1966) – поэтесса. Настоящая фамилия – Горенко.

В 1910-1918 гг. Ахматова была замужем за Николаем Гумилёвым. Его расстреляли в августе 1921 г.

В 1922-1938 гг. она состояла в гражданском браке с искусствоведом Н.Н. Пуниным. Последний раз его арестовали 1949 г. Он умер в заключении в августе 1953 г.

В 1935 г. арестовали её сына Льва Гумилёва. Обращение Анны Ахматовой к Сталину тогда спасло Гумилёва от срока, но из университета его отчислили. Позже его ещё арестовывали. Он провел в заключении в общей сложности 15 лет.

Саму Ахматову тоже не оставили без "внимания". С 1922 г. книги Анны Андреевны подвергались цензурной правке. С 1924 г. их перестали печатать. Небольшие сборники вышли в 1940, 1961 и 1964 гг. В 1946 г. было принято Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) о журналах "Звезда" и "Ленинград", в котором критиковалось творчество Анны Ахматовой. Её исключили из Союза советских писателей.

Член Политбюро ЦК ВКП(б) А.А. Жданов в докладе, опубликованном в "Правде" 21 сентября 1946 г. назвал Анну Ахматову представителем "безыдейного реакционного литературного болота", а её поэзию – поэзией "взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и молельной". На заданный самому себе вопрос: "Что общего между поэзией Ахматовой, интересами нашего народа и государства?" – он ответил – "Ровным счетом ничего. Творчество Ахматовой – дело далёкого прошлого; оно чуждо современной советской действительности и не может быть терпимо на страницах наших журналов..."

Время показало, что партийный критик прав: стихи Ахматовой оказались несовместимыми с интересами "ихнего" народа и государства.

О нашем городе Анна Ахматова, большая часть жизни которой связана с Петербургом, сказала: "Всё в Москве пропитано стихами".

Биография Ахматовой

Анна Ахматова. Портрет 1914 г.
Художник Н.И. Альтман

А.А. Ахматова. Портрет 1922 г.
Художник К.С. Петров-Водкин

А.А. Ахматова.
Художник И.А. Клейнер

  • 1889, 11 (23) июня. На Большом Фонтане под Одессой родилась Анна Андреевна Ахматова. Отец, Андрей Антонович Горенко (1848-1915), – инженер-механик Черноморского флота. Мать – Инна Эразмовна (1856?-1930), в девичестве Стогова.
  • 1890-1905. Детские годы Ахматовой прошли в Царском Селе под Петербургом. Учеба в Царскосельской женской гимназии. Каникулы в Стрелецкой бухте, под Севастополем. После развода родителей в 1905 г. переезд с матерью в Евпаторию, учеба в гимназии.
  • 1903. Знакомство с Н.С. Гумилёвым.
  • 1906-1907. Учеба в выпускном классе Киево-Фундуклеевской гимназии.
  • 1907. "На руке его много блестящих колец" – первая публикация Ахматовой в парижском журнале Гумилёва "Сириус".
  • 1908-1909. Учеба на юридическом отделении Киевских Высших женских курсов.
  • 1910. 8 мая (25 апреля). Венчание с Н.С. Гумилёвым. Поездка в Париж.
  • 1911. Поступление на Женские курсы в Петербурге. Знакомство с Блоком. Первая публикация под псевдонимом Анна Ахматова – стихотворение "Старый портрет" ("Всеобщий журнал". 1911, № 3). Организован "Цех поэтов", Ахматова избрана секретарем.
  • 1912. Март – выход первого сборника стихов Ахматовой "Вечер". Апрель-май – путешествие с Н.С. Гумилёвым по Северной Италии. 18 сентября (1 октября) – родился сын Лев.
  • 1914. Март – выход второй книги Ахматовой "Чётки".
  • 1917. Сентябрь – выход третьего сборника Ахматовой "Белая стая".
  • 1918. 5 августа – официальный развод с Н.С. Гумилёвым. Декабрь – брак с учёным-ассириологом В.К. Шилейко.
  • 1921. Издан "Подорожник", четвертый сборник стихов Ахматовой. Лето – разрыв с В.К. Шилейко. Ночь с 3 на 4 августа – арест Гумилёва. 7 августа – смерть А. Блока. 10 августа – на похоронах Блока Ахматова узнаёт об аресте Н.С. Гумилёва, обвинявшегося в участии в контрреволюционном заговоре. 25 августа – расстрел Н.С. Гумилёва. Октябрь – пятый сборник Anno Domini MCMXXI.
  • 1922. Январь – знакомство с Б. Пастернаком . Конец года – выходит замуж за искусствоведа Н.Н. Пунина.
  • 1925. Анна Ахматова: "С середины двадцатых годов мои новые стихи почти перестали печатать, а старые – перепечатывать".
  • 1933. 10 декабря – первый арест Льва Гумилёва.
  • 1935. 27 октября – арест Н.Н. Пунина и Л.Н. Гумилёва. 30 октября – М. Булгаков помогает Ахматовой составить письмо Сталину с просьбой об облегчении участи мужа и сына. 3 ноября. Н.Н. Пунин и Л.Н. Гумилёв освобождены.
  • 1938. 10 марта – арест Л.Н. Гумилёва. 19 сентября – разрыв с Н.Н. Пуниным.
  • 1939. 26 июля – Л.Н. Гумилёв осужден на пять лет исправительно-трудовых лагерей. Ахматова принята в Союз советских писателей
  • 1940. Выход сборника Ахматовой "Из шести книг". Ночь на 27 декабря – начало работы над "Поэмой без героя".
  • 1941. Июнь – Москва, за несколько дней до войны первая и последняя встреча с Мариной Цветаевой . Конец сентября – Ахматову самолетом эвакуируют из блокадного Ленинграда в Москву. Потом эвакуация в Ташкент.
  • 1943. Конец срока наказания Л. Гумилёва. Ссылка в Заполярье. В конце 1944-го он добровольцем ушёл на фронт. Дошёл до Берлина.
  • 1944. Май - июнь – возвращение из Ташкента в Москву, а затем в Ленинград. Лето – выезжает на Ленинградский фронт с чтением стихов. Декабрь – творческий вечер в Ленинградском доме писателей.
  • 1946. Февраль. В журналах "Звезда" и "Ленинград" публикуются произведения Ахматовой. 3 апреля – вечер московских и ленинградских поэтов в Колонном зале Дома союзов . 14 августа – Постановление ЦК ВКП(б) о журналах "Звезда" и "Ленинград". Сентябрь – исключение А. Ахматовой и М. Зощенко из Союза писателей СССР.
  • 1949. 26 августа – арест Н.Н. Пунина. 6 ноября – арест Л.Н. Гумилёва. Ахматова уничтожила большую часть архива и рукописей.
  • 1950. Март. Материалы в отношении Ахматовой выделены из следственного дела Л.Н. Гумилёва в особое производство. 24 апреля – письмо А. Ахматовой И.В. Сталину с просьбой об освобождении сына. 14 июня – докладная записка министра госбезопасности СССР В.С. Абакумова И.В. Сталину "о необходимости ареста поэтессы Ахматовой". 13 сентября – Л.Н. Гумилёв приговорён к заключению в исправительно-трудовых лагерях сроком на десять лет.
  • 1951. 19 января – решение о восстановлении Ахматовой в составе Союза писателей СССР. 22 мая – первый инфаркт.
  • 1953. 21 августа – в лагере в Абези умер Н.Н. Пунин.
  • 1954. 15-26 декабря, Москва – участие в работе II Всесоюзного съезда писателей.
  • 1955. Май – Ленинградское отделение Литфонда выделяет Ахматовой дачный домик в писательском поселке Комарово; это свое жилище Ахматова называла Будкой. Сентябрь – хлопоча за сына, записывается на прием к М. Шолохову.
  • 1956. Весна – Л.Н. Гумилёв освобожден из лагеря. Он считал, что мать не принимала достаточно усилий для его освобождения. Отношения между ними были напряженными.
  • 1961. Октябрь – Ахматова госпитализирована в связи с обострением хронического аппендицита. После операции – третий инфаркт.
  • 1962. Закончена работа над "Поэмой без героя". Август – выдвинута на Нобелевскую премию. 8 декабря – у Н.Н. Глен впервые перенесен на бумагу "Реквием".
  • 1964. Сборник стихотворений 1946-1964 гг. "Шиповник цветет". Этот сборник прервал "молчание" Ахматовой, на которое она была обречена постановлениями 1946 г. 12 декабря – В замке Урсино (Италия) Ахматовой вручена литературная премия "Этна-Таормина".
  • 1965. Публикация сборника "Бег времени". 5 июня – церемония облачения в мантию доктора литературы в Оксфорде. 17-21 июня – встречи в Париже с Ю. Анненковым, Б. Анрепом и Г. Адамовичем. Выход последнего прижизненного сборника Ахматовой "Бег времени". 19 октября – торжественный вечер в Большом театре. Последнее публичное выступление. 10 ноября – четвёртый инфаркт.
  • 1966. 5 марта – в 11 часов утра Анна Андреевна Ахматова умерла в подмосковном санатории в Домодедове. Похоронена на Комаровском кладбище под Ленинградом.

Стихи Ахматовой

Стихотворение "Вижу выцветший флаг над таможней" Ахматова написала осенью 1913 г.

Стихотворение "Когда о горькой гибели моей" Ахматова написала в 1917 г. Адресовано Б.В. Анрепу.

Стихотворение "На пороге белом рая" Ахматова написала в июле 1921 г.

Стихотворение "Зачем вы отравили воду" Ахматова написала в 1935 г. С него началась новая эпоха: каждая строка – вызов.

Такие стихи не могли быть изданы, их даже записывать было опасно.

Стихотворение "На стёклах нарастает лёд" Ахматова написала в Фонтанном Доме в 1945 г.

Стихотворение "А я иду, где ничего не надо" Ахматова написала в 1964 г. Ей было 75.

Другие стихи Анны Ахматовой :

А ты теперь тяжёлый и унылый
Белой ночью

И вот одна осталась я
Когда б вы знали, из какого сора
Кое-как удалось разлучиться
Когда я ночью жду её прихода
На шее мелких чёток ряд
Не с теми я, кто бросил землю
Но я предупреждаю вас
О нет, я не тебя любила
Один идёт прямым путем
Последний тост
Реквием
Сероглазый король
Сжала руки под тёмной вуалью
Сказал, что у меня соперниц нет
Сочинил же какой-то бездельник
Ты выдумал меня
Ты письмо моё, милый, не комкай
Чернеет дорога приморского сада
Широк и жёлт вечерний свет
Я улыбаться перестала

Многие стихи Ахматовой стали романсами. Среди них:

Воспоминания современников

  • "Анна Ахматова, застенчивая и элегантно-небрежная красавица, со своей "незавитой чёлкой", прикрывавшей лоб, и с редкостной грацией полудвижений и полужестов, читала, почти напевая, свои ранние стихи. Я не помню никого другого, кто владел бы таким умением и такой музыкальной тонкостью чтения, какими располагала Ахматова... чтение Ахматовой, полное затушеванной напевности её тихого голоса, было чтением "под сурдинку"". (Ю.П. Анненков).
  • "А.А. Ахматова раздражалась, когда её называли "поэтессой". Насмешничала: "Понимаю, что должны быть мужские и женские туалеты. Но к литературе это, по-моему, не подходит"". (Л.Я. Гинзбург).
  • "Грусть была действительно наиболее характерным выражением лица Ахматовой. Даже когда она улыбалась. И эта чарующая грусть делала её лицо особенно красивым. Всякий раз, когда я видел её, слушал её чтение или разговаривал с нею, я не мог оторваться от её лица: глаза, губы, вся её стройность была тоже символом поэзии". (Ю.П. Анненков).
  • "Изысканная петербурженка, питомица когда-то модного акмеизма, такая модная и сама, – она таит под этой личиною чудеснейшую, простейшую, простонародную лирику... Из всех ныне живущих русских поэтов Анна Ахматова – самый нужный русский поэт. Мы умеем любить ушедших. Если бы научились мы беречь и любить живущих!" (Мариэтта Шагинян).
  • "Несмотря на свою громкую славу и на страшную эпоху войны и революции, поэзия Ахматовой, верной своим чувствам, оставалась по-прежнему интимной, сохраняя аристократическую сдержанность и простоту своих форм. Именно в этом сказывалась гипнотическая сила её стихов, благодаря чему строфы Ахматовой, услышанные и прочитанные всего один раз, часто сохранялись в памяти на долгое время. Те же непосредственность, простота, порой – застенчивая шутливость (с грустной улыбкой) и полное отсутствие претенциозности Ахматовой всегда удивляли меня при встречах и беседах с ней". (Ю.П. Анненков).
  • "Говорить про Ахматову "она писала стихи" – неточно: она записывала стихи. Открывала тетрадь и записывала те строки, которые прежде уже сложились в голове. Часто, вместо строчки ещё не существующей, ещё не пришедшей, ставила точки, записывала дальше, а пропущенные вставляла потом, иногда через несколько дней". (А.Г. Найман).
  • "Труднее всего сказать о самом главном в жизни Ахматовой – о том, как рождалась её поэзия. Её домашние рассказывали, что, сочиняя стихи, она ходила по своей комнате и, как они выражались, "гудела". Это значило, что она повторяла и проверяла вслух возникавшие в ней слова и строки. Она обращалась к бумаге чаще всего лишь тогда, когда в ней складывалось всё стихотворение, и записывала его на одном из случайных листочков". (Д.Е. Максимов).
  • "Однажды Анна Андреевна рассказала о том особом самочувствии, какое предшествует у неё рождению стихов. Неясный ещё для самой себя внутренний шум, внутренняя музыка и ритм возникают сначала невнятно, в каком-то звучании-мычании, выливаясь потом в поэтический образ". (Д.Н. Журавлев).


error: Контент защищен !!