Социальная ответственность ученого презентация. Open Library - открытая библиотека учебной информации

Министерство Образования и Науки Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

Кафедра Философии

Дисциплина: Философия

Этика науки и ответственность ученого

Студентка группы 7 П 2

А. А. Лодочкина

Руководитель:

канд. фил. наук, старший преподаватель

С. М. Молчанов

Санкт-Петербург

Введение ……………………………………………………………………3

1. Этика науки………………………..…………….……………………….4

2. Ценностная нейтральность науки ….…………………………………..5

3. Этика и деонтология …..…………….……………………………….....7

4. Ильин об ответственности ученого……………………………………..8

5. На примере Второй Мировой Войны..…………………………………9

6. В современном обществе………………………………………………13

Заключение………………………………………………………………...14

Список использованной литературы…………………………………….15

Введение

Проблема соотношения научно-технического прогресса и нравственности стала одной из проблем 20го века. История этого столетия подвергла сомнениям тот факт, что научные достижения – это всегда хорошо как для человека, так и для человечества в целом. В это время научные достижения использовались во вред человечеству, что и поставило довольно острый вопрос о нравственной ответственности ученых перед обществом (на основе науки создали оружие массового поражения, появилась возможность использовать достижения генетики, кибернетики, лазерной техники во вред). 1

Я попробовала разобраться в этом соотношении научно-технического прогресса и нравственности.

Этика науки

Этика науки – система представлений, окружающих содержание и значение этической составляющей науки. Цель, которую ставит этика науки – прояснение и изучение этических норм, которые используются в научном познании, а также анализирует конкретные коллизии нравственного характера, возникающие в ходе продвижения науки. Научное познание осуществляется в сложном социокультурном контексте, поэтому этике науки приходится учитывать множество факторов и нюансов различного рода. Этика науки – это совместный поиск решений, в котором принимают участие и ученые, и общественность.

Основной вопрос, которым занимается этика науки – проблема соотношения научного познания и ценностного мышления.

Ценностная нейтральность науки

Смысл ценностной нейтральности науки состоит в том, что научная деятельность сама по себе безразлична к ценностям. Поэтому ценностные суждения касаются не науки, а разных внешних факторов. С этой точки зрения ответственность за направление науки в разрушительных целях лежит на других сферах – промышленность, власть, бизнес. Тезис ценностной нейтральности восходит к принципу Юма. Согласно этому принципу утверждения о существовании и о том, что должно быть – логически разноплановы. 2

Другое выражение ценностной нейтральности есть заявление о том, что наука имеет только инструментальный смысл (занимается только средствами), а вопросы о целях и смысле человеческих действий нужно относить к другим областям.

Будучи последовательно проведенным, тезис должен был бы освободить ученых от обсуждения этических вопросов, но есть ряд суждений против этого тезиса:

    Тезис возник в результате вовлечения ученых в модернизацию общества. Он стал прикрытием, позволяющим использовать научное познание в разных целях. Если рассмотреть становление науки с исторической точки зрения, то окажется, что наука Нового времени тесно связана с нравственными принципами.

    Принцип Юма уязвим. Кэвели и другие не раз подчеркивали существование контекстов с характерным переплетением нормативных и описательных утверждений. Хеар подчеркивал, что факт может быть основой для этических рассуждений, принимающих некоторый моральный принцип, из которого можно вывести моральное суждение.

    Само по себе научное познание насыщенно ценностными установками.

    Профессия ученого – многопланова; он и исследователь, и эксперт, и просветитель и так далее. Никто не освобождает его от общечеловеческой ответственности перед обществом. 3

    Сама попытка выстроить в любой сфере концепцию ценностной нейтральности морально неприемлема. Эта попытка маскирует собой попытку добиться некоторой привилегированности в виде ограниченной ответственности перед обществом.

    Инструментальное мышление не может быть изолировано от рассмотрения ценностей и целей.

    Принципы и предпосылки любого рационального рассуждения универсальны. Поэтому рациональность совмещает обсуждение, как познавательных вопросов, так и их этического контекста.

Разделение науки и этики натянуто. Хотя бы потому, что ученые – это нравственно зрелые, образованные и этически воспитанные люди с широким кругозором. А моральное разложение присутствует там, где нет духа настоящей науки 4

Профессиональной этикой принято называть,
во-первых, специфические нормы поведения,
характерные для данного рода
профессиональной деятельности людей;
во-вторых, способы обоснования этих норм с
точки зрения общественной морали.

К общим нормам профессиональной этики относятся
такие требования к работнику, как трудолюбие,
профессиональная совесть, гордость, честь, обязанность,
профессиональный долг. Нормы профессиональной этики
распространяются,
как
правило,
на
те
виды
профессиональной деятельности, объектом труда в
которых является человек. Например, существует
управленческо-административная,
медицинская,
педагогическая,
правовая,
научная,
инженерная,
сервисная, художественная, предпринимательская этика.

Этика ученых

Научная этика - это не
только административные
правила, но также и
совокупность моральных
принципов, которых
придерживаются учёные в
научной деятельности и
которые обеспечивают
функционирование науки.

Роберт Мертон в своих работах по социологии науки создал четыре моральных принципа:

Коллективизм - результаты исследования должны быть
открыты для научного сообщества.
Универсализм - оценка любой научной идеи или гипотезы
должна зависеть только от её содержания и соответствия
техническим стандартам научной деятельности, а не от
характеристик её автора, например, его социального
статуса.
Бескорыстность - при опубликовании научных
результатов исследователь не должен стремиться к
получению какой-то личной выгоды, кроме удовлетворения
от решения проблемы.
Организованный скептицизм - исследователи должны
критично относиться как к собственным идеям, так и к
идеям, выдвигаемым их коллегами.

Профессиональная этика
ученых требует от них признания
огромной роли науки в жизни
общества, в сохранении и развитии
культуры, ответственности за
результаты научных открытий для
природы и общества. Она
предполагает готовность
отстаивать истину и добиваться
использования научных
достижений на благо людей, а не
во зло им.

В научной среде этической нормой
считается способность правильно
воспринимать критику,
пересматривать ошибочные
представления и независимо от
конъюнктуры сочетать
добросовестность и личный долг
исследователя. Научная этика
неизменно осуждает карьеризм,
корыстолюбие, плагиат (присвоение
авторских прав).

Требования этики науки редко
формулируются в виде кодексов,
как правило, они усваиваются
каждым ученым в процессе его
профессиональной подготовки и
деятельности. Они охватывают
различные виды деятельности
ученых, подготовку и проведение
исследований, публикацию
полученных результатов,
проведение научных дискуссий,
экспертизу полученных коллегой
данных.

Современная научная этика характеризуется
следующим:
универсальная цель - получение и расширение
сферы объективного знания;
соответствует нормам толерантности.

Педагогическая этика

Педагогическая этика регулирует
поведение воспитателя, учителя, чтобы
укреплялся их авторитет, обеспечивалось
единство усилий педагогического
коллектива, общественности и семьи.
Педагогическая этика утверждает
гуманистические принципы в отношениях с
детьми, осуждает бездушие, основывается
на уважении к личности воспитанника и
требовательности к нему.

Перед педагогической этикой стоит
целый ряд насущных задач (которые
могут быть разделены на
теоретические и прикладные), в числе
которых исследование проблем
методологического характера,
выяснение структуры и изучения
процесса формирования нравственных
потребностей учителя, разработка
специфики нравственных аспектов
педагогического труда, выявление
предъявляемых требований к
нравственному облику педагога и т.д.

Настоящий педагог –
всегда гуманист, он
ориентирован на
отношение к другим
людям “не как к средству,
а только как к цели”
(И. Кант) и учит этому
своих воспитанников и
подопечных.

Разумеется, даже самый лучший
учитель – живой человек, и у него могут
быть ошибки, промашки, досадные
срывы, однако из любой ситуации он
находит поистине человеческий выход,
поступает бескорыстно, справедливо и
благожелательно, никогда не проявляя
утилитарного расчёта, высокомерия и
мстительности. Настоящий
воспитатель, как ни затёрто это звучит,
учит добру, причём делает это как
словесно, так и личным примером.

Морально-педагогический облик педагогического
коллектива является одним из важных
педагогических факторов, воздействующих на
учащихся как непосредственно, так и
опосредованно, через того или иного учителя.

Выступление

Социальная и нравственная ответственность учёного.

Подготовил

Сысуев Вадим Николаевич

Кривой Рог


Гуманитарии уделяют все большее внимание тому, что западные ученью называют иногда «кризисом иден­тичности», т.е. утрате человеком представления о своем месте в современном, непрестанно изменяющемся обще­стве, о самоценности собственно личности. Мы стоим перед несомненной угрозой, как бы за общим рассмотрением глобальных проблем, касающихся широ­ких масс населения, вплоть до всего человечества в целом, но позабыть об одном, но в конечном счете самом важном. Что является этим «одним»? Это один человек, это личность, индивидуум. О нём мы должны постоянно помнить.

Современное внимание направлено на внешнюю, мате­риальную окружающую среду. Заботятся об ее сохране­нии, стремятся избежать загрязнения. Но жизнь настоя­тельно требует внимания и к «внутренней среде» чело­веческой личности, к ее более глубоким аспектам. В поис­ках наиболее эффективных форм деятельности естественно сосредоточивать внимание на проблемах, затрагивающих широкие массы населения, но надо думать также и об отдельном человеке, о человеческой личности, о духов­ном мире современного человека.

Типичная для современной эпохи ситуация возникаю­щих кризисов, последствия которых отзываются на судь­бах крупных масс населения и представляют собой порой опасности подлинно глобального характера, налагают особую ответственность на науку как силу, участвующую в возникновении подобных ситуаций, и на творцов этой науки, т.е. на ученых.

Обвинения в адрес науки, а следовательно, и ученых, приходится слышать нередко, и это естественно. Ведь значительная часть кризисов возникает как следствие применения современной технологии в базирующейся на ней экономике. Стало трюизмом, что прогресс техники, ее развитие и новые формы имеют своей почвой дости­жения пауки. Наука стала не просто одной из произво­дительных сил национальных хозяйств и мирового хозяй­ства в целом, она, по существу, является едва ли не самой мощной из этих сил, если не непосредственно, то, во всяком случае, косвенно, как универсальный источ­ник новых достижений, становящихся основой развития и технического прогресса.

Причины возникающих в наше время кризисов наря­ду с несовершенством различных экономических и со­циальных структур в большом числе случаев кроются в количественной и качественной неоднозначности резуль­татов технического прогресса, который открывает воз­можность как для разумного использования достижений техники, так и для со применения во вред человеку (атомная промышленность и радиационная угроза; неудержимый рост масштабов использования природных ресурсов; возрастание мощности средств массовой инфор­мации; поток новых лекарственных веществ, часто с далеко не изученными действиями и т.д.). Усматривая прямую или хотя бы косвенную первопричину возникно­вения тревожных ситуаций в успехах и достижениях науки, приходится считать, что наука песет определен­ную ответственность за складывающиеся условия, хотя не она, конечно, является главной их причиной. А отсюда с очевидностью следует, что особая ответственность ложится и на творцов пауки, на ученых, своими трудами прокладывающих путь к возникновению отрицательных последствий.

Проблема ответственности ученого перед обществом уже давно привлекает к себе большое внимание. Она сложна и многообразна, складывается из немалого числа факторов, тесно сплетается с более широкой проблемой этических аспектов пауки, которую здесь затрагивать не будем. Ученый в своей деятельности естественным об­разом несет ответственность, если можно так выразить­ся, общечеловеческого характера. Он ответствен за пол­ноценность вырабатываемого им научного «продукта»: от него ожидается безупречная требовательность к достоверности материала, корректность в использовании ра­боты своих собратьев, строгость анализа и прочная обоснованность делаемых выводов. Это элементарные, сами собой разумеющиеся стороны ответственности ученого, так сказать, его персональная этика. Гораздо шире ста­новится ответственность ученого, когда вопрос встает о формах и результатах использования его трудов через посредство техники и экономики. Наивно думать, что дей­ствия, поведение отдельного ученого скажутся на возник­новении или протекании того или иного кризиса. Речь идет здесь об ином - о голосе содружества ученых, об их профессиональной позиции.

Примером, получившим уже довольно широкую из­вестность и касающимся коллективной акции ученых, является согласованная добровольная приостановка ис­следований в новой области пауки - генной инженерии. Тут непродуманная методика или неосмотрительность при «ускользании» опасного, потенциально патогенного мате­риала из лабораторий вследствие случайной небрежности могли бы иметь крупные, даже глобальные последствия, вплоть до возникновения новой, неведомой ранее эпиде­мии, против которой медицина еще не располагает сред­ствами борьбы. Этот вопрос был обсужден на специально созванной в Азиломаре (США). В очень острой дискуссии в конечном счете было принято решение об объявлении моратория, т.е. о приостановке соответствую­щих исследований впредь до разработки тщательно про­думанных мер предосторожности, гарантирующих от воз­можной опасности.

Противниками этого мероприятия выступали поборни­ки «свободы научного поиска», но здравое начало взяло верх, и в настоящее время соответствующие правила работы приняты в большинстве стран, иногда они приоб­ретают даже законодательный характер. Таким образом, «Азиломарский моратории» по Ирану можно считать про­тотипом проявления учеными своей ответственности перед лицом опасности, могущей достичь размеров широ­кого народного бедствия, масштабов кризиса.

Проблема ответственности ученого с большой ясностью и отчетливостью встает, когда он сталкивается с дилем­мой «за» или «против», как это имело место, например, в медицине в начале века, при эпохальном открытии Эрлихом его первого радикального средства против сифилиса - препарата «606». Медицинская наука и вместе с ней практика в те времена управлялась одним принци­пом, да и теперь еще он фигурирует в «гиппократовой клятве». Это принцип, ставший непререкаемым законом: «прежде всего не вреди». Эрлих выдвинул и мужественно отстаивал другой принцип: «прежде всего приноси пользу». Эти принципы прямо адресованы к ответственности, к со­вести ученого. Ясно, что они выходят далеко за рамки одной лишь медицинской науки, имеют самое широкое общее значение. Такие проблемы встают многократно, и здесь нет абсолютного рецепта. Каждый раз ученые должны взвешивать «за» и «против» и брать на себя ответственность, как поступать.

В случае Эрлиха ответственность ученого была необы­чайно высокая, можно сказать, гигантская. На одной чаше весов была страшнейшая болезнь, имеющая колос­сальное распространение повсеместно. На другой чаше - многообещающее, но до конца неизведанное лечебное средство с опасностью вторичных, быть может, тяжелых побочных явлений. Но уверенность в своей правоте, в на­дежности проверок способствовала тому, что принцип «прежде всего приноси пользу» восторжествовал. Несмотря на риск некоторого, предположительно возможного вреда, была побеждена тяжелейшая, подлинно глобальная болезнь.

Нет сомнения, что в случае глобальных проблем, кризи­сов ученым не раз придется обращаться к своей совести, призывать чувство ответственности, чтобы найти правиль­ный путь преодоления возникающих угроз. И, разумеет­ся, дело общественной совести ученых мира, общей ответственности - всемерно бороться с причинами, вызываю­щими вредные, губительные последствия, направлять научные поиски на исправление вреда, который сама паука, не взвесив и не учтя возможных последствий, могла бы принести и тем самым оказаться причастной к возникновению тех или иных глобальных проблем. И не чем иным, как капитуляцией, следует считать встре­чающуюся в последнее время своеобразную форму реак­ции на возникающие перед совестью ученого трудные решения, которая находит свое выражение в выдвижении лозунгов «контрнауки» и «контркуль­туры» с призывом приостановить поступательное движе­ние научного исследования.

Можно признать, что в язвах, поражающих и разъ­едающих тело современного западного общества, повин­ны в определенной степени и ученые, даже если это вы­ражается в их неучастии, в стремлении уйти от ответ­ственности, так сказать, в новой форме «невмешательства» сочленов мирового сообщества ученых. Многие из нас, старшей возрастной прослойки, вспомнят, какие плачев­ные плоды принес злополучный принцип невмешатель­ства в области международной политики, который привел в дни Мюнхена к пожару второй мировой войны. Он не­сет в себе дурные семена, когда становится нормой по­ведения ученого.

Надо приветствовать движение за коллективную от­ветственность ученых. В настоящее время привлекают все более пристальное внимание такие широкие формы общественного движения, какими являются Международ­ная федерация ученых, их профессиональные объедине­ния в отдельных странах, возникновение организаций с четко выраженной специальной целью, таких, как Бри­танская ассоциация по социальной ответственности уче­ных (BSSRS), и т.д. В развитии этого движения мы видим важную форму проявления учеными своей ответ­ственности в периоды, характеризующиеся особенно широкими, достигающими глобальных масштабов пробле­мами, затрагивающими различные стороны современного общества.

Описание презентации по отдельным слайдам:

2 слайд

Описание слайда:

Этика – от древнегреческого от греч. ethos – нрав, обычай, образ мыслей. Термин «этика» был введен Аристотелем более 2000 лет назад как обозначение особой области исследования философии. В его учении этика – это наука о нравственности, о развитии у человека таких качеств, как честность, благородство, мужество. Латинским аналогом слова «этика» является слово «мораль» (от лат. mores - общепринятые традиции, негласные правила) – принятые в обществе представления о хорошем и плохом, добре и зле, а также нормы поведения, вытекающие из этих правил.

3 слайд

Описание слайда:

Наука тесно связана с развитием нравственности, зависит от моральных ценностей эпохи, в свою очередь мораль часто регулируется, а также определяется наукой. Научное знание, выясняя, что можно и что нельзя в действительности, намечает границы и ориентиры познания, границы дозволенного и недозволенного, тем самым осознается сфера реальных возможностей человека, совершенствуются критерии нравственного выбора. Таким образом, наука занимается не только деятельностью, направленной на выработку объективных знаний о мире, но и выработкой определенных этических норм.

4 слайд

Описание слайда:

В научном обществе со временем сложилась своя система этических, моральных норм, запретов, регулирующих научную деятельность - то есть этический кодекс или императивы ученого. (Императив – общее нравственное предписание) В этическом кодексе ученого находят свое отражение, общечеловеческие моральные требования и запреты. Настоящее научное творчество - моральное занятие...

5 слайд

Описание слайда:

Первый императив ученого - провозглашение высшего долга ученого служению Истине. Аристотель – «Платон мне друг, но истина дороже». В стремлении к истине ученый не должен считаться ни со своими симпатиями и антипатиями, ни с какими бы то ни было другими внешними обстоятельствами. Второй императив ученого - провозглашает полезность его деятельности для общества. Сегодня это звучит особенно актуально, потому что научные результаты быстро внедряются в практику и дают ощутимый эффект, но необходимо помнить, что применение научных достижений может приносить не только благо, но и зло, что порождает чрезвычайно сложную проблему ответственности ученых за свои открытия. Ученый несет ответственность за возможную опасность для отдельного человека, общества, экономики или вреда для природы, которые может причинить использование непроверенных новых научных знаний.

6 слайд

Описание слайда:

Профессиональная этика педагога. Ежедневно педагогическому работнику приходится находить выход из нетипичных профессиональных ситуаций, решать конфликты, преодолевать противоречия в сложной системе отношений «педагог - ученик», «педагог - педагог», «педагог - родители ученика», «педагог - руководитель учебного заведения.

7 слайд

Описание слайда:

Анализ современной философской и педагогической литературы позволяет обобщить и выделить основные три группы профессионально-этических требований к педагогу: требования к гражданину, 2) требования к профессионалу, 3) требования к личности педагога.

8 слайд

Описание слайда:

Гуманизация и демократизация, как приоритетные направления развития образования в российском обществе, выдвигают высокие требования к профессиональному уровню педагога, его человеческой совести и ответственности. Компетентность педагога становится необходимым условием социальных преобразований, когда именно через образование требуется формировать у подрастающего поколения социально-важные качества и опыт. Содержательной основой деятельности компетентного педагога является его ценность, влияющие на формирование всей системы взаимоотношений, отношений, характерных для учительской профессии. Ведь общечеловеческие ценности: Истина, Добро, Красота - остаются моральными императивами деятельности педагога.

9 слайд

Описание слайда:

Деятельность педагога отличается от деятельности других категорий специалистов тем, что профессия требует от него развивать и совершенствовать, кроме профессиональных качеств, личностных. Перед педагогом, как и перед врачом, профессия предъявляет особые требования. Никакие профессиональные качества не компенсируют человеческое равнодушие, невоспитанность, грубость, агрессию по ученика, безответственность.

10 слайд

Описание слайда:

Этика является неотъемлемой частью педагогического воздействия. Ведь педагог постоянно находится в состоянии морального выбора. Все отношения, складывающиеся в условиях педагогической деятельности, являются производными от уровня сформированности у учителя его профессиональной этики. В этой связи В. О. Сухомлинский отмечал, что учитель, осуществляя процесс обучения и воспитания молодежи, призван заботиться о целостности своего нравственного «Я». При этом профессиональная этика содержит совокупность моральных норм, которые определяют отношение работника к своему профессиональному долгу, а через него - к людям, с которыми он контактирует в процессе деятельности.

11 слайд

Описание слайда:

Итак, профессиональная деятельность педагога и ее результат должны быть оценены обществом не только в аспекте знаний учащихся, которых учил этот педагог, но и с позиции нравственных инвестиций, примеров нравственного поведения в меняющихся ситуациях учебной жизни. В связи с этим встает вопрос четкого определения этических измерений педагогической профессии - под ними подразумевается совокупность этических требований к последней, моральных регуляторов деятельности педагога. Он всегда является носителем общественных целей, достижению которых, соответственно, подчиняет и средства педагогического воздействия. Именно выбор средств по достижению цели может по своей сути противоречить этическим измерениям.

12 слайд

Описание слайда:

Моральная регуляция педагогической деятельности осуществляется благодаря специфической дифференциации моральных норм на нормы-запреты, нормы-рамки, нормы-образцы.

«Последствия курения» - Главный симптом - одышка. У мужчин риск в 4 раза выше, чем у женщин. Состав табачного дыма. Рак губы. Облитерирующий эндартериит- поражение кровеносных сосудов нижних конечностей. Легкие курящего человека. Легкие некурящего человека. Тромбоз церебральных сосудов - самая частая причина инсульта. Затем наступает так называемая перемежающаяся хромота, возникающая из-за недостаточного кровоснабжения.

«Материальная ответственность сторон трудового договора» - Материальная ответственность - самостоятельный вид юридической ответственности. Виды материальной ответственности. Тема: Материальная ответственность сторон трудового договора. Если сумма взыскания не превышает среднего заработка за 1 месяц. Добровольный по заявлению или письменному обязательству. Порядок возмещения ущерба, причиненного работодателю.

«Уголовная ответственность несовершеннолетних» - Состав преступления – совокупность признаков, указанных в уголовном законе, который характеризует конкретное общественно опасное деяние в качестве преступления. В зависимости от характера степени общественной опасности преступные деяния делятся: преступления небольшой тяжести (наказание не превышает 2-х лет лишения свободы); преступления средней тяжести (наказание не превышает 5-и лет лишения свободы); тяжкие преступления (наказание не превышает 10-и лет лишения свободы); особо тяжкие преступления (наказание – свыше 10-и лет лишения свободы или более строгое наказание).

«Права и ответственность военнослужащих» - Дисциплинарная ответственность (кроме офицеров). Право на возмещение вреда. Денежное довольствие. Свобода совести и вероисповедания. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Свобода слова. Права и ответственность военнослужащих. Право на участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетировании.

«Ответственность родителей» - Настораживает и ситуация с потреблением данной категорией граждан табачных изделий, алкогольных напитков токсических веществ. Органами внутренних дел Новгородской области в 2006 году выявлено 1137 несовершеннолетних, допустивших потребление спиртных напитков. В семье ребенок усваивает наиболее фундаментальные ценности, нормы поведения.

«Административная и уголовная ответственность» - Исправительные работы. Срок применения принудительных мер воспитательного воздействия. Настоящий перечень не является исчерпывающим. Уголовный кодекс РФ (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ, дополнения и изменения 2003г., 2009г. Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ). Содержание принудительных мер воспитательного воздействия (ст.91).



error: Контент защищен !!