Тува: становление буддизма. Исследования буддизма в туве Буддийские храмы в туве

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Республика Тува, или, как ее еще часто называют, Тыва, раскинула свои владения на востоке Сибири, на границе с Монголией. Это поистине уникальный край, который вобрал в себя черты русских сибирских просторов и монгольской степи. А главная его особенность заключается в целой россыпи хурэ – местных буддийских храмов.

В этой статье мы кратко расскажем про буддизм в Туве: откуда он пришел, какими отличительными чертами обладает и какими храмами может привлечь. Приглашаем вас в очередное путешествие по буддистским уголкам России!

Исторический экскурс

История становления буддизма в Туве была сложна, а путь его – тернист. Она насчитывает больше двух тысячелетий. За это время учение Будды проникало сюда неоднократно, в лице то одной, то другой школы, и в настоящее время увлекло большую часть населения республики.

Ряд ученых полагает, что ростки буддизма были посеяны тут еще во II веке до нашей эры. Местные племена тогда были кочевниками, что существенно сказывалось на их жизненном укладе.

Пришедшая в образе тхеравады, новая религия предписывала жить в гармонии с природой, в том числе не убивать животных. Тувинцы с уважением относились к этим правилам, но они во многом шли вразрез с их устоявшимися предпочтениями в еде и повседневными привычками, поэтому учение тхеравады не смогло здесь прижиться.

Новая попытка обосноваться на территории нынешней Тувы датируется VI-VIII веками нашей эры. Этому способствовал приход к власти Тюркского каганата, который впоследствии сменил Уйгурский каганат, а затем – киргизские племена. Последние поддерживали шаманизм, который включал также традиции древней религии бон.


Буддизм «внедрялся» на территории по большей части с подачи Китая во время правления каганатов, тюрков и уйгуров. На этот раз утвердилось течение , которое по духу и образу жизни было ближе тувинцам.

Археологические исследования показывают, что первые найденные храмы относятся к периоду XIII-XIV веков, когда Тыва входила в состав империи монголов. Но максимальных темпов развитие достигает несколько веков спустя, в середине XVIII столетия – в период, когда тувинцы попадают во власть Китая.

Амбын-нойон – так назывался управляющий над тувинцами во время китайского ига.

Амбын-нойонами на тувинских землях чаще всего назначались ламы, выходцы из Монголии и Тибета. С собой они принесли традиции гелуг и ньингма. Впоследствии оба этих течения получили широкое распространение.

С конца XVIII века начинается масштабное строительство хурэ. Развитие буддийской мысли пошло в народные массы и осталось в их сердцах даже после освобождения из-под маньчжурской власти.

Стагнация настигла буддистскую философию, как и любое другое религиозное проявление, уже в советский период. С тридцатых годов прошлого столетия только старые монахи сохраняли учение. Однако от полного исчезновения в этих местах буддизму удалось уберечься благодаря кланам в Туве.

Это происходило любопытным способом. Если кто-то из тувинцев становился на высокий чин в масштабах региона, он негласно разрешал народу продолжать буддийские практики. Главное – делать это втайне.


В новой России нет необходимости скрываться от чужих глаз, так же, как и от всевидящего ока власти – в Тувинсой республике, а еще в Бурятии и Калмыкии среди населения преобладают буддисты. Свобода, спокойствие, счастье в глазах, многочисленные храмы повсеместно – мы можем смело назвать это возрождением традиций буддизма.

Своеобразие тувинского буддизма

Непростая история отразилась на самом учении, особенностях повседневного уклада народа, уникальности архитектуры.

Нынешние жители самостоятельно, ненасильственно пришли к решению следовать дхарме, поэтому более полно ощущают внутреннюю свободу. Именно она помогает в воспитании поколений, образовании, накоплении мудрости.

Более того, буддийские традиции находят поддержку со стороны государственной власти, действия Сангхи вызывают поощрение среди правителей.

Так повелось, что на территории современной Тувы религия всегда шла рука об руку с политической стороной жизни. Храмы строились недалеко от центров, люди должны были делать пожертвования монастырям, а духовные служители часто состояли в родственной связи с политиками.

Община была также экономическим рычагом для населения. У нее были большие владения в виде земель и животных, торговых возможностей.

Бывали случаи, когда объединение буддистов, обладая множеством экономических благ, выдавала жителям «кредит» под проценты.

Несмотря на то, что тувинские монастыри и их взгляды были схожи с монгольскими, их основным отличием было отсутствие в учении перерождений, которые совершались сознательно.

Еще одной отличительной чертой верований этой местности являлось их соприкосновение с традициями шаманов. Такую закономерность можно проследить и сегодня.

Так, например, истинно буддийские божества сосуществуют с духами язычества. Или своеобразный обряд похорон: на него приглашают ламу и шамана. Первый читает над усопшим молитвы и облегчает его страдания, а второй – «заговаривает» злых духов.

Сегодня главой тувинских буддистов считается Камбы-лама – титул, существующий только в этой уникальной республике. В свою очередь есть также основная организация – Объединение буддистов Тувы.

Храмовое достояние республики

В нынешнее время в регионе действует больше пятнадцати прекрасных храмов – хурэ. Мы хотим познакомить вас с самыми известными и примечательными из них.

Цеченлинг

Двадцать лет назад – в 1998 году – Президент республики заложил в столице первый камень в фундамент здания Цеченлинг, который стал главным тувинским хурэ. Его строительство велось энергично, так что уже через год он открыл ворота для своих первых посетителей.


Средства на постройку выделили местные жители, гости и все неравнодушные, в том числе Сергей Шойгу. Так был воздвигнут третий на тот момент буддийский храм в России – другие два находились только в северной столице и в Улан-Удэ.

Сегодня это крупнейший духовно-просветительский центр, где можно не просто прикоснуться к культуре буддистов, но и увидеть, как живут местные ламы. Они же помогают обучиться секретам философии Востока, медитативным практикам, языку Тибета.

Сам фасад довольно скромный, но от этого не менее интересный. Он вобрал в себя черты исконных тибетских традиций и современной архитектуры. Обычай гласит, что обход территории нужно совершить три раза, и с каждым разом храм удивит все новыми деталями.

Устуу-хурээ

Этот хурэ также известен под названием «Верхнечаданский» из-за своего расположения на правом берегу реки Чадан недалеко от одноименного города. Созданный еще до революции – в 1905—1907 годах – он имеет вековую историю и непростую судьбу.


Устуу-хурээ славен тем, что здесь были заложены основы тувинской письменности, а также появилась первая местная монета. Его строительством занимался лама из Тибета и мастера из Китая.

Во время советской власти храм был закрыт, а затем разрушен. Впрочем, сравнять его с землей не вышло, и поэтому, хоть и десятилетия спустя, в 1999 году, было решено восстановить святыню. Восстановление продлилось с 2008 по 2012 годы не без помощи все того же тувинского добродетеля Сергея Шойгу.

Сегодня рядом с руинами разрушенного здания величественно стоит новенький храм. Вместе с ним появилась свежая традиция – фестиваль, который называется так же – «Устуу-хурээ». Это праздник музыки и веры, который предполагает посещение двух святынь – Устуу-хурээ и Алдыы-хурээ.

Статуя на горе Догээ

Сразу оговоримся – это культовое место, которое существует пока только в наших ожиданиях.


Гора, которая сама по себе является святыней, возвышается здесь с незапамятных времен, открывая прекрасную панораму на слияние Малого и Большого Енисея и почти весь столичный Кызыл. А вот строительство двадцатиметровой статуи Будды началось в 2011 году и ведется до сих пор.

При власти Советов на одном из склонов горы была выложена камнями надпись «ТАР», что представляло собой аббревиатуру названия Тувинской Автономной Республики. Позже надпись была трансформирована в слово «Ленин». Но с 2006 года здесь красуется священная мантра «Ом мани падме хум».

Заключение

Философия, переданная Учителем, на протяжении веков пронизывала жизнь тувинского народа и сегодня переросла в общественную мысль, которая помогает людям жить правильно, в гармонии с собой и природой.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Путешествуйте с нами по буддийским просторам России и мира на страницах нашего блога. Рекомендуйте статьи социальных сетях, и будем искать истину вместе.

До скорых встреч!

Распространилось и на тюркоязычные племена, входившие в состав Великой Монгольской империи. Лишь во второй половине XVI в. в Монголию пришла новая волна буддизма , но на этот раз главной его формой была традиция Гелуг. В XIV в. тибетский буддизм из Монголии уже основательно проник в Туву , для которой в дальнейшем был характе­рен религиозный синкретизм (буддизм и шаманизм ). Первые передвижные храмы - хурэ появились в Танды-Урянхае (тогдашнее название Тувы), входившем в состав Цинской империи, в 1720-е гг. Первые монастыри - Эрзинский (1772) и Самагалтайский (1773). В 1753 буддизм при­знан государственной религией наряду с шаманизмом . Распростра­нение буддизма привело к вытеснению добуддийских религиозных верований тувинцев. В результате долгого сосуществования с шаманизмом тувинский буддизм перенял его традиции: культ оваа - духов-хозяев местности; культ ээренов - семейных охранителей. В буддийских церемо­ниях наряду с ламами нередко принимали участие ша­маны, а в хурэ существовала особая категория духовных лиц - бурхан боо («ламы-шаманы»).

В 1770-х гг. на территории Танды-Урянхая начинают стро­ить стационарные хурэ . В XIX в. появляются Байкара-хурэ, Чаа-Хольский, Шарабулгунский и Нижнечаданский (1878) хурэ. В 1901 построен самый большой в Туве Верхнечаданский хурэ .

Высшей духовной главой тувинских буддистов считался монгольский иерарх Джебцзун-дамба-хутухта в Урге, а насто­ятелю Нижнечаданского хурэ (даа-ламе) подчинялись все тувинские ламы (при нем действовали духовный совет и духовный суд). К началу XX в. в Туве насчитывалось более 20 хурэ и свыше 3 тыс. лам. Высшее тувинское духовенст­во состояло из монгольских и тибетских лам. В 1907 в Туву был приглашен видный тибетский ученый лама Эримбочи, который организовал Высшую школу лам в Верхнечаданском хурэ . При многих хурэ имелись школы цаннита, где получали начальное религиозное образование. Высшее богословское об­разование тувинцы обычно получали в Монголии. Пос­ле установления российского протектората над Урянхайским краем (1914) российская администрация в духовные дела терри­тории не вмешивалась. В 1917 было 19 хурэ и 3 тыс. лам и послушников.

Первые годы существования Тувинской Народной Республики (ТНР) были благоприятными для буддизма. Са­мая многочисленная сангха была в Эрзинском и Тес-Хемском кожуунах. В Дзун-Хемчикском (бывший Даа) кожууне действовали 2 наиболее влиятельных хурэ - Нижнечаданский и Верхнечаданский. К концу 1920-х гг. количество хурэ в Туве достигло 28, а число лам - 2,2 тыс. Репрес­сии 1930-х гг. в ТНР затронули и буддийское духовенст­во: в 1936 - 594 ламы, в 1937 - 5 хурэ и 67 лам, которые к началу 1940-х гг. были уничтожены. После вхождения Тувы в состав СССР тувинские буддисты с 1946 находились в юрисдикции (ЦУБ) СССР в Иволгинском дацане (БМАССР), лама Хомушку Кенден курировал деятельность тувинских лам. Дейст­вовали полуразрушенные Верхне- и Нижнечаданский хурэ (восстановлены 6 юрт и построены 2 молитвенных до­ма; в 1947 здесь насчитывалось 9 лам). В 1960-70-е гг. ввиду новых гонений на церковь многие ламы и шаманы вынуждены были заниматься частной культовой практи­кой нелегально. В 1981 в Тувинской АССР практикова­ли 12 лам и 24 шамана; в 1984 - 11 лам и 38 шаманов; в 1987 - около 30 шаманов; в 1989 - 43, в том числе 8 жен­щин. В январе 1990 в Республике Тыва была зарегистрирована первая община буддистов; в том же году возведен храм в селе Кызыл-Даг Бай-Тагинского кожууна. С 1991 ведет­ся работа по восстановлению Эрзинского и Верхнеча-данского хурэ. С 1993 студенты-тувинцы направляют­ся для обучения в Индию. В 1990-е гг. были построе­ны небольшие буддийские храмы (дуганы) в 6 кожуунах республики; в остальных действуют временные молитвенные дома (моргул бажыннары). В Кызыле 4 буддийских храма: Тувдан Чойхорлинг, Ганданпунцоглинг, Ташипанделинг и Цеченлинг (резиденция камба-ламы). В настоящее время в Республике Тыва функционируют 10 буддийских религиозных обществ (в 6 районах республики и в Кызыле).

В октябре 1999 Туву посетил Богдо-гэгэн Джебцун Дам­ба хутухта IX. Далай-лама XIV посещал Туву в 1998, 2000, 2003.

Лит. Токарев С.А. Религии в истории народов мира. М, 1976; Дьяконова В.П. Ламаизм и его влияние на мировоззрение и рели­гиозные культы тувинцев //Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири . Л., 1979; Хомушку О.М. История религии в культуре тувинцев. М., 1998; Монгуш М.В. История буддизма в Туве (вторая половина VI - конец XX в.). Новосибирск, 2001.

Д.С. Жамсуева, М.В. Монгуш

Россия является светским государством. Насыщенная история страны и её субъектов послужила базой для развития самых различных культурных и религиозных традиций. Особый интерес с этой точки зрения представляет сибирская республика Тува, где по сей день основа верований - тибетский буддизм в сочетании с элементами культуры древних шаманов. Религиозное достояние республики - храм Цеченлинг, располагающийся в тувинской столице.

География

Республика Тува - часть Сибирского Федерального округа, российско-монгольский «пограничник». Помимо Монголии субъект граничит с Алтаем, Хакасией и Бурятией, а так же Иркутской областью и Красноярским краем.

Святыня расположена в самом сердце республики - столице Кызыле, в центре города (неподалёку от площади Победы). Точный адрес - улица Щетинкина-Кравченко, дом 2.

Удобное местонахождение достопримечательности позволит вам оценить не только неординарность буддийской святыни, но и другие живописные места Кызыла. Рядом находится множество магазинов и гостиниц.

Представим возможные варианты маршрута.

Как добраться до храма

Особенность республики Тувы - отсутствие функционирующей железной дороги: транспортный узел находится в стадии постройки. Так же Тува пока не имеет официального транспортного сообщения за пределами Сибири. Однако вы можете добраться до Кызыла следующими способами:

  1. По воздуху. В 6 километрах на юго-запад от города расположен региональный аэропорт Кызыл, откуда в саму столицу можно добраться маршрутками №1 и №1а. Однако авиасообщение Кызыла также не развито: круглый год самолёты курсируют только между столицей и некоторыми областными городами Тувы, а так же Новосибирском, Красноярском и Иркутском. Если вы не сибиряк, придётся прокладывать путь с пересадками.
  2. Автобусом. Автовокзал находится совсем неподалёку от центра столицы, на улицы Дружбы, дом 55. Сообщение также осуществляется лишь с сибирскими городами. Среднее время в пути - 7,5 часов.
  3. Автомобилем. Для обладателей личного транспорта и не-сибирского местоположения поездка на автомобиле станет самым оптимальным вариантом пути. Однако водителю следует заранее подготовиться и по возможности найти себе попутчика с водительскими правами: расстояние до Кызыла от, к примеру, Москвы составляет 4 750 километров, так что в пути придётся провести в среднем почти 3 дня (без крупных остановок).

Варианты выше - единственно возможные способы прямого попадания в Кызыл. Для совершения рейса с пересадками вы можете воспользоваться:

  • бла-бла-каром: сервис поиска попутчиков поможет добраться желающим до тех же сибирских городов, что осуществляют прямое транспортное сообщение с Кызылом, а так же до Абакана. Главный минус - высокая стоимость поездки (часто находится наравне со стоимостью ж/д билета, а иногда и выше);
  • поездом: железная дорога активно развита как в Сибири (благодаря чему можно добраться в вышеуказанный Красноярск, Новосибирск или Иркутск), так и в Хакасии (существует известнейший маршрут Москва - Абакан, по пути захватывающий едва ли не половину России).

История тувинского буддизма: всё о Ничего

Цеченлинг - уникальный памятник буддийского наследия Тувы. Храм построен относительно недавно, причём в рекордно короткие сроки: первый камень был торжественно заложен президентом Тувы в феврале 1998, а уже меньше чем через 2 года, в октябре 1999 был освящён Его Святейшеством Джампэлом Намдролом Чокьи Гьялцэном, главой буддистов Монголии того времени (так называемым Богдо-гэгэном). Проект принадлежит главному архитектору Кызыла Фан Чен Иру.

Буддизм пришёл на земли современной Тувы ещё в IX веке. Первые храмовые постройки датируются четырьмя веками позже, когда тувинские земли находились в составе Монгольской империи. Местные называют буддийские храмы хурээ.

Религиозная иерархия в тувинских представлениях тесно связана с монгольскими канонами, которые были переняты практически без изменений. Само же мировоззрение тувинцев уникально, поскольку издавна основой духовенства этих земель были шаманы, чьему влиянию не удалось перечить. Обе традиции со временем сплелись воедино: особенно любима тувинцами буддистская мистерия Цам - ежегодное торжественное служение, вобравшее в себя черты шаманских обрядов. Так же в республике широкое распространение получила Тибетская медицина.

Цеченлинг - буддийский «феникс» Тувы, символ возрождения культа. Во времена репрессий активно уничтожались любые храмовые постройки, в том числе и хурээ. Возведение пусть и не слишком большого, но такого неординарного храма стало ярчайшим событием духовной жизни республики.

Буддийский храм Цеченлинг сегодня

Главная религиозная постройка Тувы выглядит аккуратно и скромно, словно олицетворяя истинно буддистское смирение. Здание несёт роль центра духовного образования, поскольку посетители могут присоединиться к таким занятиям:

  • общение с ламами. На первом этаже устроена приёмная нынешнего Святейшества - Далай-Ламы XIV, с которым могут побеседовать все желающие;
  • йога и медитация. В Восточной культуре равноценное развитие души и тела, а так же их успешное взаимодействие является ключом к гармонии. Практические занятия тоже проводятся ежедневно для всех пришедших;
  • занятия по тибетскому языку;
  • уроки философии буддизма

Здание состоит из 2 этажей: на первом располагается приёмная комната Его Святейшества, на втором - молитвенный зал. Храм открыт для посещения каждый день с 8:00 до 17:00.

В заключение

Прикосновение к иной культуре - одно из самых ярких событий в жизни любопытствующего. Храм Цеченлинг даёт возможность изучить Восточную философию не только по книгам, но и на практике, общаясь с духовенством напрямую и участвуя в уникальных практиках.

И пусть Кызыл, возможно, не ближний свет - теперь вы знаете, как прийти к Просветлению самым удобным путём и всего за пару часов.

БУДДИЗМ В ТУВЕ . Первая волна распространения в Туве буддизма, заимствованного от тюрков и уйгуров, относится к IX–X вв. Влияние тибет. буддизма распространилось и на тюркояз. племена, входившие в состав Великой Монгольской империи. Лишь во 2-й пол. ХVI в. в Монголию пришла новая волна буддизма, но на этот раз главной его формой была традиция Гелуг. В ХIV в. тибет. буддизм из Монголии уже основательно проник в Туву, для к-рой в дальнейшем был характерен религ. синкретизм (буддизм и шаманизм). Первые передвиж. храмы – хурэ появились в Танды-Урянхае (тогдашнее назв. Тувы), входившем в состав Цинской империи, в 1720-е гг. Первые монастыри – Эрзинский (1772) и Самагалтайский (1773). В 1753 буддизм признан гос. религией наряду с шаманизмом. Распространение буддизма привело к вытеснению добуддийск. религ. верований тувинцев. В результате долгого сосуществования с шаманизмом тувин. буддизм перенял его традиции: культ оваа – духов-хозяев местности; культ ээренов – семейных охранителей. В буддийск. церемониях наряду с ламами нередко принимали участие шаманы, а в хурэ существовала особая категория духов. лиц – бурхан боо («ламы-шаманы»).

В 1770-х гг. на тер. Танды-Урянхая начинают строить стационар. хурэ. В XIX в. появляются Байкара-хурэ, Чаа-Хольский, Шарабулгунский и Нижнечаданский (1878) хурэ. В 1901 построен самый большой в Туве Верхнечаданский хурэ.

Высш. духов. главой тувин. буддистов считался монг. иерарх Джебцзун-дамба-хутухта в Урге, а настоятелю Нижнечаданского хурэ (даа-ламе) подчинялись все тувин. ламы (при нем действовали духов. совет и духов. суд). К нач. XX в. в Туве насчитывалось более 20 хурэ и свыше 3 тыс. лам. Высш. тувин. духовенство состояло из монг. и тибет. лам. В 1907 в Туву был приглашен видный тибет. ученый лама Эримбочи, к-рый организовал Высш. школу лам в Верхнечаданском хурэ. При мн. хурэ имелись школы цаннита, где получали нач. религ. образование. Высш. богослов. образование тувинцы обычно получали в Монголии. После установления рос. протектората над Урянхайским краем (1914) рос. администрация в духов. дела территории не вмешивалась. В 1917 было 19 хурэ и 3 тыс. лам и послушников.

Первые годы существования Тувинской Народной Республики (ТНР) были благоприят. для буддизма. Самая многочисл. сангха была в Эрзинском и Тес-Хемском кожуунах. В Дзун-Хемчикском (бывш. Даа) кожууне действовали 2 наиболее влиятельных хурэ – Нижнечаданский и Верхнечаданский. К кон. 1920-х гг. кол-во хурэ в Туве достигло 28, а число лам – 2,2 тыс. Репрессии 1930-х гг. в ТНР затронули и буддийск. духовенство: в 1936 – 594 ламы, в 1937 – 5 хурэ и 67 лам, к-рые к нач. 1940-х гг. были уничтожены. После вхождения Тувы в состав СССР тувин. буддисты с 1946 находились в юрисдикции Центрального управления буддистов (ЦУБ) СССР в Иволгинском дацане (БМАССР), лама Хомушку Кенден курировал деят-ть тувин. лам. Действовали полуразрушенные Верхне- и Нижнечаданский хурэ (восстановлены 6 юрт и построены 2 молитв. дома; в 1947 здесь насчитывалось 9 лам). В 1960–70-е гг. ввиду новых гонений на церковь мн. ламы и шаманы вынуждены были заниматься частн. культовой практикой нелегально. В 1981 в Тувинской АССР практиковали 12 лам и 24 шамана; в 1984 – 11 лам и 38 шаманов; в 1987 – ок. 30 шаманов; в 1989 – 43, в т. ч. 8 женщин. В янв. 1990 в Респ. Тыва была зарегистрирована 1-я община буддистов; в том же году возведен храм в с. Кызыл-Даг Бай-Тагинского кожууна. С 1991 ведется работа по восстановлению Эрзинского и Верхнечаданского хурэ. С 1993 студенты-тувинцы направляются для обучения в Индию. В 1990-е гг. были построены небольшие буддийск. храмы (дуганы) в 6 кожуунах республики; в остальных действуют вр. молитв. дома (моргул бажыннары). В Кызыле 4 буддийск. храма: Тувдан Чойхорлинг, Ганданпунцоглинг, Ташипанделинг и Цеченлинг (резиденция камба-ламы). В наст. время в Респ. Тыва функционируют 10 буддийск. религ. об-в (в 6 р-нах республики и в Кызыле).

В окт. 1999 Туву посетил Богдо-гэгэн Джебцун Дамба хутухта IX. Далай-лама ХIV посещал Туву в 1998, 2000, 2003.

Лит. Токарев С.А. Религии в истории народов мира. М, 1976; Дьяконова В.П. Ламаизм и его влияние на мировоззрение и религиозные культы тувинцев // Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири. Л., 1979; Хомушку О.М. История религии в культуре тувинцев. М., 1998; Монгуш М.В. История буддизма в Туве (вторая половина VI – конец XX в.). Новосибирск, 2001.

Д.С. Жамсуева, М.В. Монгуш

Герой России Сергей Шойгу, который проводит свой короткий отпуск в Туве, сегодня побывал в родном городе Чадане, осмотрел площадку под будущий спортивный комплекс, строительство которого инициировал и намерен курировать лично. Вместе с главой Тувы Шолбаном Кара-оолом они побывали в буддийском храме Устуу-Хурээ, который готовится к торжественному открытию. Напомним, в 2008 году именно по инициативе и при поддержке Сергея Кужугетовича началось строительство нового здания храма – точной копии буддийского монастыря, построенного в 1905-1907 гг. по проекту специально приглашенного тибетского ламы Кунтана Римпоче и разрушенного в 1937 году во времена репрессий. Ламы были репрессированы и расстреляны.

В эти дни храм Устуу-Хурээ готовится к торжественному открытию. Здесь одновременно трудится несколько десятков добровольцев – из сел Дзун-Хемчикского района, Кызыла, других районов республики, а также Красноярска. Это отделочники, художники плотники, электрики. Все они, независимо от вероисповедания и национальной принадлежности, считают участие в строительстве храме своим долгом.

Сергею Шойгу и Шолбану Кара-оолу рассказали о ходе работ, они убедились в том, что сделано многое. Сейчас полным ходом идет роспись храма, параллельно завершаются штукатурные работы.

Добровольцы трудятся до глубокой ночи. Уже полностью установлено и подключено электрооборудование, давно смонтированы и залиты теплые полы. Осталось только выбрать материал для покрытия. Этот вопрос обсудили прямо в храме с участием гостей.

Сергей Шойгу в разговоре со строителями, главой Тувы, представителями общественности напомнил всем, что храмы не только в России, но и во всем мире строятся постепенно, основательно, на века. Поэтому не стоит выбирать что-то на скорую руку (это может быть только временный вариант), лучше подобрать долговечный материал, пусть даже это будет сделано чуть позже. Сошлись на красном граните.

Еще один важный момент – с завершением строительства главного храма работы не должны остановиться навсегда, поскольку запланировано возведение целого храмового комплекса.

– Здесь должен быть настоящий духовный центр, куда люди смогут приезжать, чтобы отдохнуть душой, подумать о своем месте в жизни, – подчеркнул Сергей Шойгу.

Здесь со временем должны появиться школа, центр тибетской медицины, центр восточной фармакологии другие объекты. Устуу-Хурээ, как и было в пору его расцвета, должен стать настоящим духовным центром, объединяющим жителей Тувы.

Сергей Кужугетович признался, что рад завершению строительства храма Устуу-Хурээ еще по одной причине: в свое время привлек к сбору средств многих своих друзей из Москвы и Московской области. Сейчас он может сказать им, что храм готовится к сдаче. И намерен «продолжать влюблять своих друзей в Туву».

Сергея Шойгу на его малой родине встретили традиционно как близкого и родного человека, которому небезразлична судьба земляков. Он успел пожать руки всем, спросить о делах у председателя районной администрации, сфотографироваться с большинством строителей. Уезжая, Сергей Кужугетович сказал, что Тува остается для него самым главным местом на земле, и помогать своей республике он будет всегда.

Устуу-Хурээ – крупнейший буддийский монастырь дореволюционной Тувы. Он был построен в 1905-1907 годах и состоял как из культовых, так и служебных и жилых помещений. В 30-х годах прошлого века, когда начались репрессии против буддийского духовенства, этот памятник истории и архитектуры был разрушен. В 50-х здесь был амбар, где хранили сено. В начале 80-х по подсказке замминистра Кызыл-оола Монгуша московский архитектор Вилля Хаславская описала строение. Он был внесен в федеральный реестр памятников истории и культуры. Архитектор разработала проект его реставрации еще в 80-х годах. В 90-х годах республике были выделены на его восстановление средства, но они были потрачены не по назначению.

«Пламя лампады этого хурээ еще не погасло», - так сказал об Устуу-Хурээ Его Святейшество Далай-Лама XIV во время визита в Туву в сентябре 1992 года.

Только в 2008 году с инициативы Сергея Шойгу начались работы по возвращению уникального памятника буддийской архитектуры.



error: Контент защищен !!