Найти верный глагол для фразы - это значит дать движение фразе. Движение и его выражение - глагол - является основой языка

На удивительную силу глагола обращали внимание многие писатели. А. Н. Толстой писал: «Движение и его выражение – глагол – являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе». Писатель считает: «По моему глубокому убеждению, вся разительность прозы – в глаголе, ибо глагол – это действенность характера».

Беседа по повторению грамматических признаков глагола.

Задание 1. Рассмотрим мысли, заключенные в этих высказываниях, на одном из примеров. Читаем стихотворение Д. Кедрина.

Все мне мерещится поле с гречихою,

В маленьком доме сирень на окне,

Ясное-ясное, тихое-тихое

Летнее утро мерещится мне.

Чудится мне, будто песню печальную

Мать надо мною поет в полусне.

Узкая-узкая, дальняя-дальняя

В поле дорога мерещится мне.

Что вы можете сказать о глаголе мерещится?

(Мерещится – ключевое слово, которое соединяет картины, родные сердцу поэта.)

Определите, из каких словарей взяты словарные статьи.

Мерещиться – казаться, представляться в воображении. (Из толкового словаря)

Мерещиться – мерещить, мелькать в глазах, от мереск, от той же основы, что меркнуть, морочить. (Из этимологического словаря)

Что вы можете сказать о грамматических значениях этого слова?

Какие грамматические признаки постоянные?

Какие непостоянные?

На какие глагольные формы указывают-тся и –ться?

(Глагол имеет постоянные и непостоянные признаки. Постоянные признаки: несов. вид, 2 спряжение. Непостоянные признаки: изъявит. наклонение, ед. число, наст. время. 3 лицо. Глагол оканчивается на –тся, потому что употребляется в 3 лице, глаголы оканчиваются на –ться в неопределенной форме.)

Задание 2. Вставьте слова, которые пропущены в тексте. К какой части речи они относятся? Назовите их грамматические признаки.

Всю ночь Женьку…комар: он…несчастного мальчика в нос, в ухо, в левую щеку, противно…, … и … .Женька и руками…, и ногами… и …на ужасного комара, и даже один раз в него…- все бесполезно!

Задание 3. О каких грамматических признаках глагола говорится в следующем стихотворении:

Когда-то, ребята,

Во времечко оно

Второе спряженье

Имело шпиона.

Здесь его инструкции.

В них – шпионьи функции.

Вот они, спешите ВИДЕТЬ:

От связного не ЗАВИСЕТЬ,

Всех «клиентов» НЕНАВИДЕТЬ,

Побольнее их ОБИДЕТЬ.

Стойко трудности ТЕРПЕТЬ,

Над собой лассо ВЕРТЕТЬ,

Через щелочку под дверью

За врагом своим СМОТРЕТЬ.

По шоссе машину ГНАТЬ

И в зубах кинжал ДЕРЖАТЬ,

Совершенно не дышать.

Задание 4 . Расскажите о том, какие глаголы относятся 1спряжению и какие глаголы относятся ко 2 спряжению.

Задание: 5.Работа с текстом

Прочитайте текст. Выпишите глаголы, выделите окончания, определите спряжение глаголов. Чем объяснить, что среди данных слов нет глаголов с нулевым окончанием? В каком времени глагол может иметь нулевое окончание?

Про обезьян иногда говорят – «четверорукие». Тем, кто всю жизнь живет высоко на ветвях деревьев, четыре цепкие лапы очень кстати: одна лапа за ветку держится, другая добычу несет, а третья и четвертая уже хватаются за ветки. Но обезьянам помогает и хвост. Она цепляются хвостом за ветку, висит вниз головой и срывает с деревьев лакомые плоды.

Образец записи: говорят (говорить, 2 спр.)

Висит (висеть, 2 спр., искл.)

Смотрел (смотреть 2 спр; нулевое окончание – м. р. ед. ч.)

Используя таблицу, расскажите о чередовании гласных в корне.

Задание 5 : Вставить пропущенные буквы

Ум...реть, ст…реть, подт…рать, за...пирать, бл..стеть, сж…гаю.

Задание 6 : Составьте словосочетания с глаголами, определите их вид.

Убирать, убраться, соберу.

Вытирать, растереть.

Зажигать, зажечь, разожгу,

Снять, снимать.

Начать, начинать.

Задание 7. Повторение способов образования глаголов:

Какими способами образуются слова в русском языке?

В чем особенности словообразования глаголов?

(Преимущественный способ образования глаголов – приставочный, когда

Задание 8 : Определить способ образования глаголов.

Исколесить, секретничать, позавтракать


— Приветствую вас, уважаемые студенты Аргемоны!

Сегодня мы будем разбираться с магией другой части речи, не менее популярной, чем существительное или прилагательное, но обладающее совершенно другой магией. Эта магия в сочетании с магией существительных и прилагательных позволяет создавать уникальные картины и, главное, оживлять их. Думаю, все вы догадались, что речь пойдёт о глаголе, который может передавать динамику жизни: различные движения (пошёл, убежал), конкретные действия (бросил, поклонился), речь и мысли (сказал, вспомнил), чувства и восприятие (увидел, почувствовал), состояния (ждал, задумался).

Глагол — самая сложная и самая ёмкая, самая огнепышущая и самая живая часть речи, с помощью магии которой можно воспроизводить жизнь в её развитии и движении.

Известный русский писатель Алексей Толстой говорил, что «движение и его выражение — глагол — являются основой языка. Найти верный глагол для фразы — это значит дать движение фразе». А по мнению русского литературоведа Алексея Югова, «в глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка».

Велика роль глаголов в создании олицетворения. На одном из уроков, посвящённых существительным, мы уже познакомились с этим явлением в языке и выяснили его магию.

О чём ты воешь, ветр ночной?
На что так сетуешь безумно?
(А. Фёт)

Какие-то носятся звуки
И льнут к моему изголовью
(А. Фёт)

Последний луч зари на башне умирает...
Всё тихо, рощи спят...
(В. Жуковский)

И очи синие, бездонные
Цветут на дальнем берегу
(А. Блок)

Обороты типа «луна взошла», «город спит», «снег лежит», «весна наступила» и другие настолько прочно вошли в наш язык, что без них обойтись уже невозможно. Их иносказательность даже не ощущается.

На что ещё способен глагол?

С его помощью очень удобно рисовать какой-то образ, усиливая постепенно его черты или ослабляя. Второе бывает реже. Чаще используются семантически близкие глаголы, которые, постепенно усиливая друг друга, создают единый образ. Этот приём называется градацией.

Пришёл, увидел, победил! (Ю. Цезарь)

Не жалею, не зову, не плачу... (С. Есенин)

И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
(А. С. Пушкин)

Особенно богатыми изобразительными возможностями обладают глагольные формы. Их секрет состоит в том, что одна глагольная форма может употребляться вместо другой, в переносном значении.

Для начала давайте освежим в памяти времена глаголов в русском языке. Их три — прошедшее, настоящее и будущее. В отличие от, например, английского языка, где в каждом из этих времён есть ещё по 4 глагольных формы, которые уточняют, в какой же момент времени происходит действие, например, для настоящего времени: вообще (регулярно в какое-то время); именно в данный момент речи; действие произошло в прошлом, но эффект от него мы наблюдаем в настоящем; действие началось в прошлом, происходит в течение некоторого периода времени и продолжается в настоящем. И похожие временные глагольные формы есть для прошедшего и будущего времён.

В русском языке вроде бы, кажется, проще.

Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы что делал? (-а, -о) и что сделал? (-а, -о)

В настоящем времени глаголы отвечают на вопрос что делает? (-ют, -ю, ешь, -ем, -ете)

В будущем времени глаголы отвечают на вопросы что сделает? (-ют, -ю, ешь, -ем, -ете) и что будет делать?

Все обратили внимание, что в настоящем времени лишь один вид вопроса, а в прошедшем и будущем два? Это потому, что глаголы у нас бывают двух видов — совершенные (которые отвечают на вопрос что сделать? и означают законченное действие (прочитать) или действие, достигшее определённого предела (похудеть)) и несовершенные (отвечают на вопрос что делать? и означают действие в процессе). Так вот, глаголы совершенного вида не имеют форму настоящего времени, только прошедшего и будущего. Зато глаголы несовершенного вида образуют будущее время сложным способом, с помощью дополнительного слова «будет». Есть несколько глаголов, которые значение вида принимают лишь в контексте, то есть могут быть как совершенного, так и несовершенного вида: казнить, женить, крестить, обещать.

Вернёмся теперь к тому, как глаголы одного времени могут замещать глаголы другого времени и для чего это надо.

Например, глаголы настоящего времени заменяют формы прошедшего времени при описании прошлых событий. Это позволяет как будто приблизить события к читателю, представить их крупным планом: описываемая картина будет разворачиваться прямо на глазах, станет более яркой и чёткой.

Вышла я вчера вечером во двор Аргемоны. Луна светит ярко. Снег блестит.

Почему бы не написать всё в прошедшем времени, ведь описывались события, которые произошли вчера?

Вышла я вчера вечером во двор Аргемоны. Луна светила ярко. Снег блестел.

Чувствуете разницу? Как будто что-то ушло из созданной картинки, она стала менее чёткой и почти совсем неживой, потому что погрузилась в прошлое магией глаголов прошедшего времени.

Помните рассказ А. П. Чехова про Ваньку, который писал письмо на деревню дедушке? Насколько живо переданы в этом письме воспоминания мальчика и какую огромную роль тут играют именно глаголы настоящего времени.

Не только настоящее, но и будущее время может живописать прошлое.

«Кругом не слышалось почти никакого шума... Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснёт большая рыба, и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной...» (И. С. Тургенев)

Аналогично, настоящее время может использоваться и в качестве будущего, также приближая это будущее к слушателю, делая его почти свершимся.

«У меня уже всё готово, я после обеда отправляю вещи. Мы с бароном завтра венчаемся, завтра же уезжаем... начинается новая жизнь». (А.П. Чехов)

Для обозначения действия в будущем может использоваться и прошедшее время: «Если отряд не придёт завтра, мы погибли». Зависимость одного действия от другого выражена здесь резче, категоричнее (как будто действие уже произошло), чем было бы, если б глагол «погибнуть» стоял в форме будущего времени (погибнем).

Употребление времени в переносных значениях очень оживляет повествование, позволяет ярко представить события, придаёт им повышенную выразительность и стремительность. Всё это обеспечивается гибкостью языка. И при этом нет никакой путаницы в использовании временных форм глагола. Всё логично и подчинено главному — передаче тончайших оттенков мыслей и чувств, оживлению нарисованного словами.
Как в живом организме нераздельны понятия «вчера», «сегодня», «завтра», так и в языке история и современность сливаются, дополняют и объясняют друг друга.

Вызывает большой интерес и использование видов глагола, передающих различные оттенки действия. Особенно выразительны глаголы совершенного вида, образованные при помощи приставок и суффиксов. Об этом с восхищением писал В.Г. Белинский: «Русский язык необыкновенно богат для выражения явлений природы... В самом деле, какое богатство для изображения явлений естественной действительности заключается только в глаголах русских, имеющих виды! Плавать, плыть, доплывать, доплыть, приплывать, приплыть, отплывать, отплыть, заплывать, заплыть, уплывать, уплыть, наплывать, наплыть, подплывать, подплыть, расплаваться, расплыться, наплаваться, заплаваться. Это всё один глагол для выражения двадцати оттенков одного и того же действия!»

Мы знаем, что многие слова в русском языке имеют по несколько разных значений. По развитию многозначности глаголы держат первенство среди всех частей речи. Какой глагол ни возьми, обязательно найдётся несколько разных значений для него (пусть иногда и не очень сильно отличающихся, но всё же различных).

И солнце играет (лучами на речке),
И кошка играет (клубком на крылечке),
И Женя играет (есть кукла у Жени),
И мама играет (в театре на сцене),
И папа играет (на медной трубе),
И дедушка (с внуком играет в избе).
А бабушка внуку пеленки стирает.
Бабушка в стирку, наверно, играет?
(А. Шибаев)

Богатыми изобразительными возможностями обладает и инфинитив. Давая минимальную грамматическую информацию, он с наибольшей полнотой выражает лексическое значение, называет действие как отвлечённое понятие. Инфинитив имеет вневременной и внеличностный характер, и это придаёт высказыванию оттенок обобщённости и всеохватности по времени.

Коль любить, так без рассудку
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!
Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!
(А.Н. Толстой)

Видно, что красочность, живописность и точность художественных текстов во многом зависит от глагола, возможности которого кажутся безграничными, благодаря универсальной организации.

Нельзя не вспомнить о глагольных формах — причастии и деепричастии. Обе эти формы обладают огромной изобразительной силой. О причастии мы уже говорили при изучении прилагательных, но там мы его рассматривали исключительно как форму прилагательного. Причастие соединяет в себе энергию глагола и описательные возможности прилагательного, поэтому оно не только образно описывает предмет или явление, но и представляет его признак в динамике, в процессе становления, развития, изменения. Благодаря тому, что причастие совмещает в себе признаки разных частей речи, оно становится более богатым по содержанию и экономичным по воспроизведению.

Вот как отзывался о причастии А.С. Пушкин: «Причастия... обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метёт и пр., заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом».

А М.В. Ломоносов утверждал: «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».

Деепричастия совмещают в себе значения глагола и наречия. Деепричастия украшают глагол, дополняя его другими действиями, создают живописную картинку, как бы дорисовывая движение.

Вот пример из воспоминаний Д. В. Григоровича:

«Он, Достоевский, по-видимому, остался доволен моим очерком, ему не понравилось только одно выражение… У меня было написано так: „Когда шарманка перестаёт играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика“. „Не то, не то, — раздражённо заговорил вдруг Достоевский, - совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: пятак упал к ногам… Надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая… “ Замечание это — помню очень хорошо — было для меня целым откровением. Да, действительно, звеня и подпрыгивая, выходит гораздо живописнее, дорисовывает движение… Этих двух слов было для меня довольно, чтобы понять разницу между сухим выражением и живым литературно-художественным приёмом». (Д. В. Григорович).

На этом мы закончим нашу лекцию и перейдём к домашнему заданию (выберите любые три вопроса на свой вкус ):

1. Возьмите тексты из вопроса 4а . Разберите их на предмет наличия в них глаголов. Какого типа глаголы преобладают в каждом тексте? Сделайте соответствующий вывод: какие нужны глаголы, чтобы описываемая картинка была живой, а какие нужны для статической картинки?

1*. Задание то же самое, но тексты (их отрывки) можно выбрать самому (из любых произведений других авторов или своих).

2. Приведите 2-3 примера градаций с использованием глаголов (из произведений других авторов или свои собственные).

3. Возьмите любой глагол и напишите небольшой рассказ, в котором постарайтесь употребить этот глагол в разных значениях.

4. Возьмите стихотворение Блока «Превратила всё в шутку сначала» (или найдите другое стихотворение, изобилующее глаголами) и выясните, глаголы какого вида и для чего используются в произведении.

Превратила всё в шутку сначала,
Поняла — принялась укорять,
Головою красивой качала,
Стала слёзы платком вытирать.

И, зубами дразня, хохотала,
Неожиданно всё позабыв.
Вдруг припомнила всё — зарыдала,
Десять шпилек на стол уронив.

Подурнела, пошла, обернулась,
Воротилась, чего-то ждала,
Проклинала, спиной повернулась,
И, должно быть, навеки ушла...

Что ж, пора приниматься за дело,
За старинное дело своё.
Неужели и жизнь отшумела,
Отшумела, как платье твоё?

5. Предлагаю вам стихотворение В.Высоцкого. Какие слова здесь преобладают и что с их помощью автору удалось создать, нарисовать?

В рощах и чащах,
В дебрях и кущах
Сколько рычащих,
Сколько ревущих,
Сколько пасущихся,
Сколько кишащих,
Мечущих, рвущихся,
Живородящих,
Серых, обычных,
В перьях нарядных,
Сколько их, хищных
И травоядных,
Шерстью линяющих,
Шкуру меняющих,
Блеющих, лающих,
Млекопитающих,
Сколько летящих,
Бегущих, ползущих,
Сколько непьющих
В рощах и кущах
И некурящих
В дебрях и чащах,
И пресмыкающихся
И парящих,
И подчинённых,
И руководящих,
Вещих и вящих,
Рвущих и врущих —
В рощах и кущах,
В дебрях и чащах!

6. Расскажите о магии деепричастия на примере отрывков из произведений любых авторов или своих собственных.

7. Сделайте небольшую прозаическую или поэтическую зарисовку, где постарайтесь применить все (или большинство) полученные на данном уроке знания. Объясните, что и для чего вы использовали.

Отправляйте работы через ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Свои вопросы смело можете передать с Персефоной

Первый аргумент основан на сочинении, которое я прочитал на вашем сайте. Эта тема у меня вызывает затруднение, поэтому мне пришлось воспользоваться готовыми сочинениями, схитрил, каюсь.
Перейдем к сочинению.
Основной текст.
Если от мыса Телок долго идти по проселку в глубь леса, то обязательно выйдешь на просеку и остановишься пораженный. Твоим глазам предстанет что-то необычное и яркое в дальнем конце ее. И, только догадываясь, еще не поверив до конца и не понимая, ты осторожно пойдешь по травянистой тропе и очутишься на поляне, в центре которой стоит железный солдат с автоматом, склонившись над братской могилой.
После кипучего, устремленного к солнцу Картунского бора, после сладкой земляники и мягких светлых трав - после всего мирного, шелестящего и живущего - это настолько неожиданно, что замираешь на месте, забыв о ягодах, которые крепко сжимаешь в руке.
Война! Вот она! Неожиданная, заставшая тебя врасплох, когда ты меньше всего ожидал. Как всякая война.
Заборчик, свежие полевые цветы положены у железных ног солдата.
И вдруг чувствуешь, как тебя с силой ударяет в грудь. Боже мой! И тут она, и сюда проникла! А сколько же таких безымянных уголков по всей моей земле! Мне порой кажется, что вся она, земля, планета наша, стала на полметра выше от этих бесконечных братских могил.
Кто они? Мальчики лет по двадцати? Они, может, и в походы не успели ни разу сходить и Селигер в первый раз увидели не синий, в белых лебединых облаках, а красный, да черный, да никакой потом...
Парень один на турбазе говорил:
- Знаешь, у меня отец погиб где-то здесь... Где? Не знаю. Понимаешь, я нашел старое извещение, что пал смертью героя в районе озера Серого, на Ленинградском фронте. Я тогда малый был, не понимал ничего, а теперь вот новая справка: оказалось, что нет такого озера - Серого, а есть Селигер. Вот я и приехал, не искать, конечно, а посмотреть. Понимаешь?
И больше он ничего не сказал.
«Вечная слава героям, павшим за свободу и независимость нашей Родины в Великой Отечественной войне 1941-1945».
И все. Ни фамилий. Ни имен. И стоит солдат и железно молчит об этих людях. Безымянных, полегших здесь. И думает. Долго. Вечность. Знает он тех, кто добирается сюда в лесную чащу и кладет сорванные по дороге цветы. Но об этом он тоже молчит. Да что там, наши же люди. Те же безымянные. От безымянных - безымянным. В безымянном лесу.

Много раз я бродил по лесу, то ли продираясь через колючий ельник, то ли собирая в ладонь пресноватую, красного густого мяса малину, и неожиданно сталкивался с этой войной. Однажды мы нашли каску. В другой раз пуговицу со звездой. А один раз, отдыхая после долгого кружения по сырым буеракам с шапкой, полной лисичек, я неожиданно обнаружил, что сижу на краю окопа. Он был вырыт буквой «Г», и на дне его росли мелкие кустики малины. Оглядевшись, я увидел вокруг еще такие же окопы. А потом и огромную воронку с крупными, чуть ли не выше щиколотки зарослями костяники, чьи ягоды были похожи на разбрызганную кровь.
И опять словно меня неожиданно ударили, и показалось совсем явственно, что пахнет порохом и где-то стреляют и кричат. Впрочем, может, так оно и было: по соседству остановились туристы и жгли костер.
В пятьдесят четвертом году мы сидели у костра близ турбазы и разговаривали. Я и мои друзья, человек семь. Мы болтали, немного лениво, развалясь и подставив ноги огню. А кто-то сказал:
- Видели мы сегодня, как на барже гробики везли. Штук сто, да такие маленькие, ну, словом, детские совсем.
- Может, эпидемия? - спросили его.
Антон, наш капитан, сказал, пошевелив веткой в костре:
- Не эпидемия это. Кости наших солдат собирают из разных мест захоронения и в общий могильник перевозят.
Ночь стала глуше, и мы молчали. Мы молчали долго и трудно, глядя в костер. А потом ахнула в невидимой воде большая рыба, и все вздрогнули, зашевелились.
В тот вечер мы пели тихие солдатские песни про землянки да темные военные ночи, и странно волновали эти песни, сбитые из хриплых мужских голосов.
У всех у нас было что-то солдатское в крови, в такое уж жили время.
Однажды мы лежали на траве, голые до пояса, и Витька сказал, тронув продолговатый рубец на плече:
- Это мне в Венгрии.
- Ты... Был тогда там?
- Ага, - сказал Витька и лег на спину. Он глядел прямо на солнце, не сощуривая глаз, и ничего больше не говорил. - Просто выстрелили и попали в плечо.
- А ты стрелял?
Я приподнялся, встал на четвереньки, разглядывая Витьку, словно никогда его не видел.
- Да.
- А в того, который в тебя?
- Нет, - сказал Витька, - я его не видел.
Я лег и никак не мог успокоиться, я вдруг понял, что сегодня тоже стреляют. И где-то, может быть, сию минуту из дула уходит пуля, разыскивая нас...

А теперь само сочинение.
Безусловно, нельзя не согласиться с высказыванием А. Н. Толстого о том, что "движение и его выражение - глагол - является основой языка. Найти верный глагол для фразы - это значит дать движение фразе" Данное высказывание понимаю так: глагол оживляет язык.(Подумал я над комментарием и решил, что в таком виде будет намного лучше: ГЛАГОЛ - ВТОРАЯ ПО ВЕЛИЧИНЕ ЧАСТЬ РЕЧИ, БЕЗ КОТОРОЙ НАШ ЯЗЫК НЕ СМОГ БЫ "ДЕЙСТВОВАТЬ, ТАКЖЕ ОН ОЖИВЛЯЕТ ЯЗЫК.) Докажу это, приведя примеры из текста А.И. Приставкина.
Автор, размышляя о месте боев Советской армии использует очень подходящий глагол "проникла" (предложение 12). Этот глагол указывает на то, что война пробралась, как вирус, внутрь мирной жизни. (Это мой аргумент, основанный на сочинении с вашего сайта)
Глагол настолько многогранен и красочен, что предложении 78 ("не мог успокоиться") он показывает читателю то, как сильно поразила автора история Витьки.
Из всего выше написанного можно сделать вывод. Глагол - важнейшая часть речи, без которой наш язык не смог существовать. (Первоначально я предполагал сделать такой вывод: Из всего выше написанного можно сделать вывод. Глагол - важнейшая часть речи, без которой наш язык "встанет" на месте, ведь некому будет отвечать за действия и свойства.)

«Движение и его выражение – глагол – является основой языка». Эти слова Алексея Толстого мне хотелось бы взять эпиграфом к нашему уроку, ведь речь сегодня пойдет о глаголе, его морфологических признаках, роли в создании текстов.
Записываем число и тему урока, эпиграф.
– Скажите, не кажется ли вам это утверждение слишком категоричным? Обоснуйте свою точку зрения. (Ответы учащихся.)
Итак, мы будем вести основательный разговор об одной из основ языка – о глаголе.
Кстати, может ли текст состоять только из глаголов, связанных служебными частями речи?
Да, и вот каким может быть внутренний монолог учителя после того, как он задает классу вопрос: «Притихли. Молчат. Думают или не решаются сказать? Верю, что знают. Жду».
Очень приятно видеть ваши улыбки. Попробуйте выразить сейчас свое состояние, используя только глаголы и служебные слова. (Ответы учащихся.)
Тексты, с которыми нам предстоит работать, – стихотворения поэтов XIX и XX веков. Вы уже знаете, что есть темы вечные для русской литературы, темы сквозные. Порой кажется, что поэты XX века подхватывают и продолжают мысли поэтов века XIX. И когда ты слышишь этот разговор столетий, кажется, что прикасаешься к вечности.
Послушайте, это – Лермонтов.
(Учитель читает стихотворение М.Ю. Лермонтова «Есть речи – значенье...». У учащихся тексты на столах.)

Есть речи – значенье
Темно иль ничтожно.
Но им без волненья
Внимать невозможно.

Как полны их звуки
Безумством желанья!
В них слезы разлуки,
В них трепет свиданья.

Не встретит ответа
Средь шума мирского
Из пламя и света
Рожденное слово;

Но в храме, средь боя
И где я ни буду,
Услышав, его я
Узнаю повсюду.

Не кончив молитвы,
На звук тот отвечу,
И брошусь из битвы
Ему я навстречу.

– Обратите внимание на 1-ю строку. В каком значении употреблено слово речи ? Есть речи – значенье ... (В значении ‘слова’.)
– В чем же особенность таинственных слов?
(Без волненья внимать невозможно ; в них все – и слезы, и трепет свиданья .)
– Очевидно, поэтическое ощущение того, что такие речи, такие слова существуют, было и у Зинаиды Гиппиус, поэтессы Серебряного века. О ее творчестве мы будем говорить с вами в 11-м классе, но мне хотелось, чтобы вы и сейчас вслушались в удивительную мелодию ее строк.
(Учитель читает стихотворение З.Гиппиус «Есть речи...».)



error: Контент защищен !!