Социальные позиции и роли личности. Личность в организации Формы социальной позиции личности

Позиция социальная

1) место, положение индивида или группы в системе отношений в обществе, определяемое по ряду специфических признаков и регламентирующее стиль поведения . В этом значении П. с. синонимично понятию ;

2) взгляды, , установки и диспозиции личности относительно условий собственной жизнедеятельности, реализуемые и отстаиваемые ею в референтных группах .

В этом значении П.с. передает сущностную характеристику понятия как единство субъективного и объективного в личности, формирующееся в совместной деятельности с другими. П.с. отражает идею иерархической организации личности как системной стратегии изучения психических явлений. Смена социальной позиции в деятельности человека, в результате чего он оказывается перед нравственным выбором в ситуации принятия новой для себя социальной роли, является основой изучения личности.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Позиция социальная

1. Место, положение индивида или группы в системе отношений в обществе, определяемое по ряду специфических признаков и регламентирующее стиль поведения. Функциональное место, кое может занять человек по отношению к другим людям. Прежде всего характерно совокупностью прав и обязанностей. Заняв такую позицию, человек должен выполнять определенную роль социальную. В этом значении синонимична понятию статуса.

2. Взгляды, представления, установки и диспозиции личности относительно условий собственной жизнедеятельности, реализуемые и отстаиваемые ею в группах референтных. В этом значении передает сущностную характеристику понятия ситуации развития социальной - как единство субъективного и объективного в личности, формируемое в деятельности совместной.

Позиция социальная отражает идею иерархической организации личности. Набор позиций социальных весьма широк и разнообразен.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Смотреть что такое "позиция социальная" в других словарях:

    ПОЗИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - англ. position, social; нем. Position, soziale. 1. Место, положение, статус индивида или соц. группы в соц. структуре. 2. Взгляды, установки личности по отношению к собственной жизнедеятельности и соц. реальности. Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии

    Позиция социальная - место, положение индивида или группы в системах отношений в обществе, определяемое по ряду специфических признаков и регламентирующее стиль поведения. В этом смысле позиция социальная выступает синонимом статуса. Взгляды, представления, установки … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    Позиция социальная - [лат. positio положение, расположение] 1) место, положение индивида или группы в системе отношений в обществе, определяемое по ряду специфических признаков и регламентирующее стиль поведения. В этом значении П. с. синонимична понятию статус; 2)… … Психологический лексикон

    ПОЗИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - англ. position, social; нем. Position, soziale. 1. Место, положение, статус индивида или соц. группы в соц. структуре. 2. Взгляды, установки личности по отношению к собственной жизнедеятельности и соц. реальности … Толковый словарь по социологии

    ПОЗИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - см. СТАТУС СОЦИАЛЬНЫЙ …

    ПОЗИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - действующий в данной культуре комплекс представлений о том, на какое социальное положение правомерно рассчитывать индивиду, взявшемуся за исполнение данной социальной функции и делающему это определенным образом; реализация таких представлений… … Глоссарий по политической психологии

    Положение индивида или группы индивидов, регламентирующее стиль их поведения … Юридическая психология: словарь терминов

    СТАТУС СОЦИАЛЬНЫЙ (ПОЗИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ) - структурные элементы соц. организации об ва, обеспечивающие соц. связи между субъектами обществ. отношений. Эти отношения, упорядоченные в рамках соц. организации, группируются в соответствии с соц. эко номич. структурой об ва и образуют сложную… … Российская социологическая энциклопедия

    СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ - концептуально автономная область филос. познания, обращенная на общество, историю и человека как субъекта социокультурных взаимодействий. В истории филос. мысли выделяются два типа социального философствования, исходящие из разного понимания… … Философская энциклопедия

    Социальная группа - Социальная группа объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. … Википедия

Книги

  • Греческая и греко-римская комедия , В. Н. Ярхо. При всей энциклопедичности охвата автором явлений античной культуры греческая и греко-римская комедия - сфера особого интереса В. Н. Ярхо. Здесь им были совершены настоящие научные открытия…

Психологический анализ управленческой деятельности каждой организации (в широком понимании этого слова) требует рассмотреть каждого работника в тесной взаимосвязи с теми группами, организациями, в состав которых он входит. Каждый работник, будучи членом какой-то социальной группы, организации, занимает ту или другую позицию в управленческих отношениях. Социальная позиция работника обусловлена прежде всего его профессионально-квалификационными характеристиками и функциональными обязанностями.

В каждой организации (например, предприятии) чётко разделяются позиция директора, начальника цеха, мастера, бухгалтера, работника отдела технического контроля и простого рабочего.

В зависимости от того, какое участие личность-работник принимает в общественной жизни, в зависимости от выполняемых функций в общественных организациях, можно выделить также соответствующие определенные позиции.

Понятие "позиция личности" предложил известный австрийский психолог А. Адлер, основатель индивидуальной психологии. Он называет своё учение "позиционной психологией".

Понятие "позиция личности" употребляют в отечественной и западной литературе, тем не менее описывают его по-разному.

Очень часто это понятие отождествляют с понятием "роль", "статус" "отношение", "установка", "ценностные ориентации".

Можно выделить два наиболее общих подхода к пониманию позиции.

В соответствии с первым подходом (социологическим), под позицией понимают что-то внешнее к личности, то место, которое она занимает в системе отношений определенной социальной структуры.

Чешский психолог Ф. Якубчак пишет, что позиция характеризует место личности, класса или категории людей в общественной структуре относительно других людей.

И. Кон рассматривает позицию как социальное положение личности, её место в социальной структуре (В. Селиванов, А. Глоточкин употребляют понятия позиции в значении роли).



Во втором подходе (психологическом) позицию рассматривают как внутренний компонент, который относят к структуре личности. В частности, Б. Ананьев исходит из того, что позиция личности является сложной системой отношений личности, установок и мотивов, целей и ценностей.

В. Мясищев связывает понятие "позиция" с системой отношений личности, указывая, что психологическое отношение выражает активную выборочную позицию личности, которая определяет индивидуальный характер деятельности и отдельных поступков.

По мнению Л. Божович, позиция - это система внутренних мотивов, потребностей, стремлений ("внутренняя позиция"), которые предопределяют определенную структуру отношения человека к действительности, к окружению и к самому себе.

Именно с позиции, считает Б. Паригин, начинается тот структурный пласт психики, который характеризует личность уже не как объект, а как субъект социальных отношений (собственной жизни).

Каждую позицию личности в том или другом производственном коллективе организации всегда анализируют соответственно другим позициям. То есть, имеется соответствующая взаимосвязь между людьми, которые находятся в связанных между собою позициях (например, нет позиции генерала без армии, директора без предприятия и т.п.).

Понятие "позиция" тесно взаимосвязано с понятием "социальная роль". В процессе их анализа нужно обратиться к ролевой теории, которую разрабатывали О. Бодалёв, И. Кон, Э. Кузьмин, Б. Паригин.

Определим, что такое "социальная роль". В психологической литературе можно найти много интерпретаций этого понятия.

Мы будем рассматривать социальную роль как нормативную систему действий, которую можно ожидать от индивида соответственно его социальной позиции (положения), места в конкретной системе социальных отношений.

Как отмечает Р. Шакуров, ожидание или образ поведения предопределяются как организационно-техническими, так и социальными факторами производства: "Организационно-технические притязания непосредственно диктуются оборудованием, технологией и конечным продуктом деятельности организации, в которой находится работник. Социальные притязания исходят от людей, которые окружают индивида. Они являются как бы отображением в общественном сознании организационно-технических условий деятельности и представляют собой идеальную модель социальной роли".

Например, работник какой-то бригады или отдела, будучи членом этого коллектива, должен исполнять определенные обязанности, то есть должен действовать соответственно тем правам и обязанностям, которые составляют образ его поведения. Эти ролевые притязания выходят не только от первичного коллектива (бригады, отдела), а от всего коллектива предприятия и от общества в целом.

Заметим, что на ролевых притязаниях, которые выходят от конкретных людей, групп или общностей, ярко обнаруживаются их социально-психологические особенности. Например, на групповом уровне эти притязания будут зависеть от соответствующих групповых ценностей, традиций, интересов и могут отличаться даже в границах одного предприятия. Соответственно этому осуществляется ролевое взаимодействие в системе неформальных отношений в коллективе.

В системе формальных отношений работник не должен нарушать технологию производства, правила безопасности, дисциплину труда. Если его деятельность отвечает ожидаемым образцам, то её считают успешной и работник выполняет свою профессионально-функциональную роль. Детальнее рассмотрим официальную функциональную роль личности в коллективе.

Как отмечает В. Афанасьев, управление людьми означает решение следующих задач:

Правильное определение социальной роли каждого работника и его места в производстве, коллективе;

Усвоение каждым работником предназначенной ему социальной роли;

Обеспечение выполнения каждым работником своей социальной роли.

Функциональная роль каждого участника трудового коллектива определяется должностными инструкциями, в которых отмечается задача и цель определенной работы, обязанности и права работников, виды их официальных взаимодействий с другими членами коллектива (мастером, директором).

Понятная и чёткая должностная инструкция обеспечивает основу для понимания своей функциональной роли каждым работником. А нечёткость инструкции приводит к отрицательным последствиям в деятельности работающих.

Вместе с тем по должностной инструкции должна предполагаться и некоторая самостоятельность, чтобы обеспечить творческий процесс работы.

В целом учёные делают акцент на оптимально равные детализации разных должностных инструкций, поскольку от качества этих инструкций зависят производственные показатели работников и межличностные отношения.

По словам Г. Предвечного и Ю. Шерковина, ролевое поведение личности можно рассматривать как функцию двух переменных - социальной роли и "образа Я".

Качество выполнения той или другой социальной роли зависит от того, насколько человек понимает её специфику и в какой мере эту роль он принимает и усваивает, то есть интернализует. Как заметила И. Кон, "интернализованная роль - это внутреннее изучение индивидом своего социального положения и его отношение к этому положению соответственно его обязанностям".

В аналогичном понимании Б. Паригин употребляет понятие "привлечение в деятельность". Он отмечает, что это привлечение "характеризуется определенной мерой соответствия или несоответствия внутреннего психического состояния, расположения духа личности в целом тем притязаниям, которые к ней предъявляют". Интернализация работниками своих официальных ролей в производственном коллективе предусматривает прежде всего понимание и принятие целей определенного коллектива; согласование с этими целями собственных целей.

Эффективность выполнения социальной роли работником обусловлена также и особенностями самооценки собственного ролевого поведения в системе управления. Бывают ситуации, когда субъективное понимание и оценка личностью отдельных элементов своей функциональной роли не полностью отвечают притязаниям коллег (то есть не совпадают).

С. Безсонов проводил исследования, сопоставляя две оценки:

Субъективное представление работников о свойствах личности, которые необходимые им для успешного выполнения должностной роли;

Соответствующие ролевые "эталоны" (эталон менеджера, руководителя отдела и т.п. и их особенности).

В результате исследований было выявлено, что разница этих двух оценок колеблется в границах 60-30 % . Анализ особенностей, понимание личностью своей должностной роли и её коррекция могут быть использованы с целью оптимизации управления.

Важной является также проблема влияния роли на психологические особенности. Соответственно главным принципам психологии о единстве сознания и деятельности, психологические свойства личности одновременно обнаруживаются и развиваются в процессе её деятельности. Социальная деятельность человека является стержневой, ведущей характеристикой личности. Особенности трудовой деятельности и индивидуального стиля работы, влияя на свойстве личности, могут привести к так называемой профессиональной деформации.

Как свидетельствуют экспериментальные данные, иногда те или другие профессиональные роли настолько входят в сознание людей, что становятся преградой для принятия других ролей, даже в мысленной ситуации. В частности, в экспериментах Г. Гомелаури исследуемые (прокуроры и адвокаты, то есть лица с противоположными профессиональными ролями) сначала должны были оценить правонарушения с позиции своей роли, а потом с противоположной. Оказалось, что некоторые исследуемые не могли справиться с задачей, которая состояла в оценивании поступков с позиции противоположной роли.

Чтобы успешно выполнять профессиональные роли, необходимы не только знания и понимание должностных инструкций, а также важна моральная готовность принять определенную роль и активность относительно её выполнения. Тогда официальные ролевые притязания подкрепляются соответствующими притязаниями человека к самому себе. Нужно в особенности акцентировать внимание на значении ответственности как свойства личности, которое определяет её отношение к своим функциональным обязанностям.

Ответственность личности всегда имеет социальный характер, поскольку представляет собой ориентацию на выполнение определённых социальных притязаний, норм и образцов поведения соответственно его месту в системе общественного отношения.

Ответственность является средством внутреннего контроля (самоконтроля) и внутренней регуляции (саморегуляции) деятельности личности, которая выполняет необходимое на своё усмотрение, "сознательно и добровольно", отмечал К. Муздибаев.

К. Муздибаев проводил интересные исследования. С помощью специальной шкалы были отобраны "рабочие более ответственные" (196 человек) и "менее ответственные" (161 человек). Оказалось, что "рабочие более ответственные" лучше осознают выполнение производственных обязанностей, чем "менее ответственные". Это сказывается и на их поведении. В частности, случаи невыполнения своих обязанностей характерны для "менее ответственных". Они меньше проявляют готовность помочь коллегам, не проявляют заинтересованности в делах коллектива, чаще нарушают дисциплину.

В целом была установлена положительная корреляция между социальной ответственностью и их поведением как в сфере производства, так и в повседневной жизни.

Исследование К. Муздибаева обнаружили также разные уровни осознания работниками отдельных видов должностных обязанностей. Одни из этих обязанностей субъект осознает как нераздельные с их социальной ролью и собственным "Я", а другие - как периферические, которые не задевают их "Я". Отсюда и разная степень реализации обязанностей: то, что лучше осознаётся, лучше и выполняется.

Отсюда можно выделить разные модели ответственности работников (от высокого осознания и выполнения производственных функций к осознанию и реализации лишь части из них).

Укажем, что основы ответственности закладываются и формируются в детском (подростковом) возрасте.

Материалы исследования Н. Бахаревой и Э. Ширяева удостоверяют, как особенности семьи (трудовые нормы, ролевая структура, стиль руководства, характер взаимоотношений) влияют на формирование у школьников разных типов отношения к труду.

И подытоживая, заметим, что для формирования работника нового типа (ответственное, дисциплинированного, творческого) необходимо прежде всего создание возможностей для эффективного выполнения своих ролей, которые определяются особенностями производственной и общественной деятельности. Решение задач оптимизации взаимодействия личности и этих ролей начинается с профориентационной работы и профотбора. Далее - управление процессами трудовой адаптации личности. На всех этих этапах необходимы соответствующие управленческие стимулы, которые бы оказывали содействие производственной и общественной активности работающих.

Сделаем выводы. Слово "роль" взято из театра. Здесь оно означает своеобразный распорядок действий, характерных для тех, кто занимает определенную социальную позицию. В этом случае понятия "позиция" мы употребляем в социологическом значении, как что-то внешнее для личности; это место, которое личность занимает в системе отношений определенной социальной структуры (это социальное положение личности, её место в социальной структуре).

Есть и психологический подход к определению понятия "позиция". Это внутренний компонент, который относится к структуре личности, это избирательность, которая определяет индивидуальный характер деятельности в отдельных случаях.

Таким образом, социальная роль - это набор норм, которые означают, как должен вести себя человек определенного социального статуса или занимающего определенную социальную позицию.

Социальную роль нужно понимать как способ реализации социальной деятельности через определенные поступки личности, её поведение (отвечает на вопрос "как она это делает?").

Роль - это характеристика личности как члена коллектива, социальной организации, общества в процессе общения. Прежде всего она отображает привлечение личности к деятельности конкретной организации, выполнение в ней определенных функций и обязанностей.

Учитывая это, мы ведем речь о важности усвоения функциональных ролей, которое осуществляется в процессе усвоения должностных инструкций. Также очень важно для эффективности выполнения той или другой роли её усвоение, то есть интернализация. Эффективность выполнения социальных ролей работников обусловлена также и особенностями их самооценки собственного ролевого поведения в системе управления. Не всегда эта самооценка отвечает притязаниям коллег. Важной является также проблема влияния профессиональных ролей на психологические особенности личности (может привести к профессиональной деформации). Для успешного выполнения профессиональных ролей также важное значение имеет моральная готовность принять определенную роль и её активность, если соответствующие ролевые притязания подкрепляются соответствующими притязаниями человека к самому себе.

Особое значение, как утверждают исследователи, имеет такое свойство личности, как ответственность.

Понятие социальной роли человека разрабатывалось в связи с необходимостью осмысления влияния социальных функций на его развитие, жизнедеятельность и отношения с др. людьми.

Социальная роль - соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, системе межличностных отношений.

Впервые понятие социальной роли было предложено американскими социологами Р.Линтоном и Дж.Мидом независимо друг от друга. Линтон и Мид рассматривали социальную роль как особое явление, в котором сходятся индивид и общество, а индивидуальное поведение превращается в социальное. При этом индивидуальные проявления человека сопоставляются с общественными нормами.

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Т. Парсонсом. К ним относятся: масштаб, способ получения, эмоциональность, формализация, мотивация. Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, академика, писателя и т.д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Социальные роли существенно отличаются по уровню эмоциональности. Каждая роль несет в себё определенные возможности эмоционального проявления ее субъекта. Переживания по поводу утраты близкого человека являются вполне естественными и оправданными. Однако существуют такие роли, которые предписывают эмоциональную сдержанность и контроль, как, например, работа следователя или хирурга.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, - только неформальные; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т.д.

Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

Освоение новой роли может иметь огромное значение для изменения человека. В психотерапии существует даже соответствующий метод коррекции поведения - имаготерапия (имаго - образ). Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль, как в спектакле. При этом функцию ответственности несет не сам человек, а его роль, которая задает новые шаблоны поведения. Человек вынужден поступать иначе, исходя из новой роли.

У истоков имаготерапии стоит метод психодрамы Д. Морено. Он лечил людей от неврозов, предоставляя им возможности проигрывания тех ролей, которые они хотели бы, но не могли исполего использования была достаточно высока, поскольку субъекту была дана возможность высвободить подавленные влечения если не в жизни, то хотя бы в процессе игры. Широко извёстен социодраматический подход к интерпретации человеческих поступков. Сторонники данного подхода рассматривают жизнь как драму, каждый участник которой играет свою специфическую роль. Проигрывание ролей дает не только психотерапевтический, но также и развивающий, педагогический эффект.

Маленькие дети играют в сюжетно-ролевые игры, имитируя социальные роли окружающих их людей. посредством игры они обучаются разнообразным социальным функциям. В определенном возрасте игра является ведущей деятельностью для ребенка. условность игры не влияет на ее социальное предназначение, поскольку действия в условной ситуации остаются подлинными. В игре ребенок как бы разднаивается, исполняя различные роли и благодаря этому отделяет себя от других. Вместе с тем он учится становиться на позицию другого и может посмотреть на себя со стороны. Кроме того, игры имеют правила. В связи с этим ребенок может воспринимать свою индивидуальность не только с точки зрения лиц, чьи роли он исполняет, но и с точки зрения обобщенных установок группы, к которой он принадлежит.

Социальный статус - это положение субъекта в системе межличностных отношений, оно определяет его права, обязанности и привилегии, статус отражает иерархическую структуру группы и создает в ней вертикальную дифференциацию. Субъект всегда старается найти свое место внутри крупного сообщества и принимает связанные с этой позицией обязанности, ожидает, что и другие признают его права. Не только от субъекта завит его статусная характеристика.

Социальный статус - это устанавливаемый обществом признак, который характеризует позицию человека в социальной общности. Статус - это признанный группой ранг, индивидов социальной группы Статус - это социальный процесс, человек сохраняет свой статус если живет в соответствии с установленными нормами, которые управляют поведением людей данной категории. те. позиция индивида в обществе определяется только на основе хорошо установленных отношений между ним и теми кто занимает другие позиции, многое в поведении человека направлено на сохранение имеющегося статуса или повышение его.

Социальными психологами установлено достаточно высокая чувствительность человека к символам статуса, как бы не был статус низок, он важен, т.к. без него субъект не имеет прав в отношении других. В различных группах человек может иметь разный статус и вообще человек обладает несколькими статусами, но они не равны, зачастую профессия служит наиболее используемым показателем статусной позиции, т.е. положение в обществе, как правило, определяется при помощи должности и профессии. Наш социальный статус отражаются в поведении, облике и одежде, жаргоне, манерах и внутренней позиции личности, это установки, позиции,мотивы. Статус однажды установленный остается постоянным, хотя он подвижный, может быть деградация, а может быть повышение статуса. Статусы различаются по характеру появления: выделяется прирожденный, приписываемый, достигнутый. Прирожденный - тот статус, который появляется при рождении - национальность, пол, раса, членство королевской семье + система родства дает тоже набор статусов - прирожденных и приписываемых - сын, брат, сестра.

Есть приписываемые статусы, но не прирожденные, они появляются благодаря стечению обстоятельств, например благодаря заключению брака (например, мама невесты станет теща). Достигнутый статус - он приобретается путем усилий самого человека с помощью тех или иных социальных групп. Здесь статусы определяются должностью, статусы определяются званиями, и есть определяемые профессиональные звания, достигаемый статус приобретается благодаря свободному выбору индивида, его личных усилий и находится под его контролем (например, муж, жена)

Статусы бывают постоянные, временные, основные, не основные.

Постоянные – это большинство прирожденных статусов (раса, пол).

Временные - (пассажир, сосед)

Основные - это те, которые являются прирожденными, приписываемыми, достигаемыми. Основным является личный статус - он проявляется в малых группах. Не основные - это большинство наших статусов, обусловленных кратковременной ситуацией, например пациент, свидетель, зритель ДТП. Социальная позиция - место, занимаемое человеком в системе общественного разделения труда и соподчинения в социальных структурах, группах и организациях.


Похожая информация.


ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Социальная позиция, т.е. поддержка тех или иных социальных сил, выступление на их стороне, выражение и отстаивание их интересов, осознается журналистом и проявляется в его творческой деятельности в разных формах. Социальная позиция может быть неосознанной, фор­мироваться интуитивно. Она может быть и слабо осознанной, когда ее связь с интересами определенных социальных сил видится как необя­зательное и непостоянное совпадение стремлений и направленности действий. Связь социальной позиции журналиста с нуждами и стремле­ниями определенных социальных групп может стать и сознательной, хо­тя понимание места этих групп в социальной структуре общества и их роли в историческом процессе может оказаться неясным и даже лож­ным. Так, неверное понимание изменений, происшедших в конце XX ве­ка в структуре общества, изменений роли и значения различных слоев общества в истории возникновения новых социальных групп приводит к тому, что прежние приоритеты (например, выступление на стороне «капитала» или «пролетариата») оказываются в той или иной мере ус­таревшими стереотипами. Реализация же в практике журналистики по­добных социальных позиций может привести к такому выполнению журналистикой ее функций, результатом которого станет неверная ори­ентация в современности.

Вот почему так важно, чтобы социальная позиция журналиста была глубоко осознанной и правильно отражала бы те интересы, которые спо­собствуют прогрессивному развитию общества.

Так через ясное осознание своей социальной позиции и решительное последовательное проведение ее в жизнь формируются принципы (лат. principium «основа, начало») журналистской деятельности. Принципи­альность журналиста является одной из наиболее важных направляю­щих его деятельности.

Принципы относятся к той области правил и норм деятельности, ко­торая определяет ее общий характер. Создание произведения регули­руется и мерой владения жанром, и способами сбора начальных сведе­ний, и требованиями законов композиции и т.п. Однако называть эти правила принципами некорректно. Принципы всегда лежат в основе какой-то определенной сферы человеческой практики: принцип реак­тивного движения положен в основу ракетостроения; принцип сохра­нения энергии - в основу физики; принцип невмешательства во внут­ренние дела - в основу межгосударственных отношений и т.д. И согласно принципам и «во исполнение» их отбираются и реализуются все более конкретные правила и нормы, способы действия, техничес­кие решения и т.п.


Таким образом, принципы строятся на базе знания очень высокого уровня, прежде всего знания общих законов данной сферы социальной практики, составляющих ее концептуальную базу, играющих роль упоря­дочивающего начала, благодаря чему определяются способы подхода и методы деятельности. В принципе как бы соединяются «фиксирующее» знание высокого уровня (типа закона) и «работающее» знание, на осно­ве применения закона задающее угол зрения и способ деятельности в практике. Образно принцип можно представить как единство «ядра» - знания и «оболочки» - метода (греч. methodos «путь исследования»).

Поэтому, например, гуманизм как принцип для журналиста состоит не только в признании человека мерой всех вещей, в познании его природы, в понимании взаимоотношений человека с себе подобными и с миром природы и т.д. и т.п., но и в направленности всей его деятельности на ре­ализацию гуманистических ценностей, на всестороннее развитие челове­ка, отстаивание прав и интересов личности, гуманизацию всех сфер жиз­ни, гармонизацию отношений с окружающей средой и т.д.

Разумеется, следование принципам будет плодотворным (и особенно в исторической перспективе), если в основе его лежит верное знание. Правда, в ряде концепций принцип просто постулируется или «доказы­вается» ложным образом (как, например, расистский принцип превос­ходства арийской расы, который пытался в идеологической и политиче­ской практике реализовать фашизм). Но век таких «принципов» не может быть долгим, хотя применение их способно принести большой вред. Значит, можно утверждать, что принципы верны лишь постольку, поскольку покоятся на верном знании . Но не менее важно, чтобы перевод «знания» в «метод» также был проведен добросовестно и точно, а реализация его была полнокровной и творческой . И если «социалисти­ческая идея» как вековая мечта человечества при ее видимой справед­ливости оказалась глубоко извращенной по содержанию, а при попытке реализации привела в определенных исторических условиях к формированию методов «построения социализма по-сталински» и воплощалась с применением массовых репрессий, нарушением прав как отдельной лич­ности, так и целых народов, то и «социалистический принцип» оказался серьезно и надолго подорванным в глазах миллионов людей.

Поскольку принципы - это теоретико-методологические основы жур­налистской деятельности, естественно возникает теоретическая и прак­тическая необходимость выяснения оснований выделения принципов, совокупности и определения структуры системы принципов, а также их исторической динамики (генезиса и развития системы в соответствии с изменениями закономерностей).

Порождающим фактором формирования системы принципов является понимание журналистом действующих в окружающем мире законов. При формировании принципов основу составляет группа фундаментальных зако­нов генезиса, функционирования и развития мира в целом и важнейших структурных элементов жизни общества. Критерием отбора законов, необхо­димых для формирования системы принципов, является их всеобщность – основанный на каждом из них принцип должен быть применим к любому рассматриваемому в журналистике явлению и проявляться в любой области и стороне журналистской деятельности. Например, объективность не может не быть принципом журналистики, поскольку все стороны жизни (от оценки политических действий до рассмотрения технических решений, от суждений об экономической и социальной целесообразности налоговой системы до анализа положения в образовании и культуре) и все творческие шаги журна­листа (от постановки задачи и формулирования вопросов собеседникам до концептуально-содержательных решений и предвидимых последствий пуб­ликации) контролируются «на объективность». Конечно, решения и поступ­ки журналиста могут быть и необъективными, более того, произвольно-субъ­ективистскими, но это означает лишь то, что он нарушает принцип и заслуживает осуждения (или даже «отлучения» от профессии). Иной вопрос - содержание принципа объективности (как и всех остальных), поскольку журналисты разных ориентации могут вкладывать в него различные, вплоть до значимо расходящихся, значения (к примеру, для представителей разных сил -либералов, консерваторов или социалистов - объективная необходи­мость экономических решений «центристского» правительства почти неиз­бежно оценивается по-разному).

Каковы же законы, на основе которых объективно возникают принци­пы? Их совокупность может выглядеть так: законы природы и жизни чело­вечества на Земле, затем законы функционирования и развития народа как большой совокупности разнообразных социальных групп (прежде всего классовых), стран с их формами государственного управления, мас­сами населения (всей страны, регионов, профессий, возрастов и т.д.), на­ций и интернациональных сообществ, наконец, человека как субъекта всех социальных отношений. От того, как подходит журналист к каждому из этих объектов, какую позицию по отношению к ним занимает, как судит о конкретных событиях, процессах, тенденциях жизни с учетом специфи­ки фундаментальных «образований» действительности, складываются ос­новы его воззрения на жизнь, методологические основы творчества.

В самом деле: если журналист не признает закономерностей общест­венной жизни, он оказывается на позициях субъективизма; если он не верит в роль демократии - в его собственных убеждениях начинает до­влеть авторитаризм того или иного толка (аристократизм, плутократизм, меритократизм, т.е. предпочтение власти «крови», «богатства», «поло­жения» и т.д.); если он считает какую-то расу или нацию способной иг­рать ведущую роль в обществе, - его позиция неизбежно проникается шовинистическими или националистическими чертами. И, наоборот, стремление проникнуть в закономерность жизни приводит его к объек­тивному взгляду на реальности, вера в преимущества демократии - к де­мократизму, убежденность в равенстве всех людей при понимании осо­бенностей и роли каждой нации в жизни человечества - к патриотизму и интернационализму.

От чего зависит выбор журналистом принципиальной позиции? Преж­де всего от принятой социальной позиции и, далее, от ее осмысления и «разработки» на основе использования тех или иных философско-социальных концепций.

Так в соответствии с осознанием своей позиции, с выбором для себя приоритетов в представительстве интересов тех или иных групп (или всего человечества как предельно большой группы) складывается идея партийности.

Вокруг идеи партийности сразу же после ее рождения в середине XIX века и выдвижения на первый план в прессе русских большевиков в начале XX века по требованию В. И. Ленина (социалистический пролетариат дол­жен был выдвинуть принцип партийности литературы, развить его и прове­сти в жизнь в возможно более полной и цельной форме) развернулась и до сих пор не утихает политическая борьба. Главное возражение против идеи партийности - это то, что подчинение извне идущим требованиям (какой-либо политической партии, группы людей, идеологической концепции) ог­раничивает независимость журналиста, сужает или полностью ликвидирует возможности творческой свободы, вводит его в прокрустово ложе заданной концепции. Однако эти возражения чаще всего основаны либо на недоразу­мении, либо на сознательном извращении идеи партийности.

Термин «партийность» возник на основе латинского слова pars, partis, означающего «часть» (отсюда и «партия товаров», и «геологическая пар­тия», и «партия в шахматы»). При этом понятно, что совсем не обязательно партийность в журналистике жестко связывать с позицией определенной политической партии. Основа партийной позиции - представительство интересов какой-либо части общества , без чего вообще немыслима дея­тельность журналиста, который всегда защищает (сознательно или нет) чьи-то интересы. Это могут быть и интересы частной группы (социальной -предпринимателей или рабочих; профессиональной - шахтеров или учите­лей; возрастной - детей или пенсионеров и т.д.), и интересы всеобщей группы - народа, всего человечества (поэтому идея «соборности» или «всечеловечности» - это тоже партийная идея). При этом в открытом де­мократическом обществе партийная позиция не может не быть гуманисти­чески ориентированной - это либо выступление с позиций «частной груп­пы» при понимании забот и требований других групп, то есть «на фоне» общечеловеческого, либо выступление с общечеловеческих позиций, но при «различении» нужд и интересов «частных групп» как органических со­ставляющих человечества. Иные подходы ущербны и непродуктивны.

В обществе с конкретной социальной системой, в которой находят вы­ражение интересы различных групп, сложившаяся социальная позиция думающего, желающего максимально глубоко разобраться в сущем жур­налиста проявляется как отчетливое выражение интересов тех или иных групп. Партийность в «начальном» смысле и заключается в том, чтобы яс­но и отчетливо определить свое место как позицию на стороне опреде­ленной группы (конечно, это может быть и совокупность групп, и общест­во в целом). Тем самым журналист оказывается «представителем» этой группы, притом сознательно выступающим на ее стороне.

Осознание своей позиции на стороне той или иной (или ряда, или всех) группы и аргументированное и результативное отстаивание ее ав­томатически требует формирования (или присоединения к уже разрабо­танной) идеологической концепции и создания (или участия в уже со­зданной) партии как политической организации единомышленников. Так складываются другие две стороны партийности - идейно-гносеологичес­кая и институционально-организационная .

Таким образом, в законченном виде партийность включает социаль­но-групповую, идейно-гносеологическую и организационно-институцио­нальную стороны . Поэтому принцип партийности можно представить следующим образом:

Конечно, в сознании и реальном поведении конкретного журналис­та социальная позиция может оказаться невыявленной и потому неспо­собной перерасти в партийную позицию. Но и будучи осознанной, пар­тийность может остаться незавершенной, когда успевает сформироваться только одна из трех ее сторон, что, разумеется, может быть объяснено в каждом конкретном случае (причем в определенные моменты это бывает неизбежным и даже оправданным). Так случается, как это ни парадоксально, в ситуациях переломных, когда много неяс­ного и в социальном, и в идеологическом, и в организационном планах, хотя именно в таких ситуациях ясность позиции бывает крайне необхо­дима, поскольку всесторонне «оформленная» партийность позволяет более успешно вести определенную журналистскую линию. Вместе с тем опять-таки в сложных условиях преследований неизбежно «скры­тое» бытование партийной позиции (например, при жестких законода­тельных рамках, цензурных ограничениях, политических преследова­ниях). «Скрытая» партийность часто возникает также из желания казаться независимым, привлечь внимание самых разных слоев ауди­тории на свою сторону. Иначе говоря, существует множество вариан­тов и структурной наполненности партийности, и характера ее прояв­ления на практике.

Особенно важными являются вопросы о содержании партийности, о соответствии (или несоответствии) партийной линии действительным нуждам общественного развития, о мере выражения в ней реальных по­требностей народа, определенных социальных групп, всего человечест­ва. В условиях, когда, общество состоит из множества групп со своими интересами, по-разному выявляющими (а иногда и отрицающими) об­щечеловеческие ценности, когда эта объективная множественность ин­тересов порождает большую совокупность идейно-политических пози­ций, конкурирующих между собой за влияние на аудиторию, когда, наконец, в условиях политического плюрализма действует несколько политических группировок (партий, союзов, блоков, фронтов и т.д.), пе­ред каждым журналистом стоит задача: определиться в своих позициях, «перевести» свои неосознанно, под влиянием конкретных обстоя­тельств жизни складывающиеся симпатии и антипатии, склонности и предпочтения на уровень сознательно выбранных и последовательно отстаиваемых позиций. При этом принципиально важно избегать догма­тического окостенения раз принятой линии поведения, равно как и от­клонений в своих позициях, вызванных конъюнктурой, следованием за политической модой.

Журналисту необходимо развивать свою деятельность по двум направ­лениям: во-первых, расширять горизонты осмысливаемых явлений жизни, все глубже проникая в ее закономерности; во-вторых, внимательно сле­дить за происходящими существенными изменениями, требующими коррекции ранее принятой линии поведения. Эти направления деятельно­сти характеризуют творческое наполнение, содержание партийной пози­ции журналиста.

Социально-групповой аспект партийности, как уже отмечалось, за­ключается в сознательном представлении журналистом интересов тех со­циальных слоев и групп (классовых, национальных, региональных, про­фессиональных, возрастных и т.д.), которые, по его мнению, являются носителями прогрессивных тенденций в общественном развитии, или ин­тересы которых нуждаются в защите в силу ущемления их прав и свобод, или которые по каким-либо иным причинам, с его точки зрения, необхо­димо представить через средства массовой информации. Чтобы иметь уверенность и весомые аргументы при защите интересов представляемых журналистом тех или иных групп, надо максимально глубоко разбираться в социальной сущности, месте, роли и значении этих групп в жизни со­временного общества, постоянно развивать и совершенствовать это зна­ние. В ходе представления интересов групп может обнаружиться, что од­ни из них следует действительно отстаивать, другие - «поправлять», а третьим и вовсе противостоять. Например, из огромной совокупности ин­тересов квалифицированных рабочих всяческой поддержки заслуживает стремление к профессиональному росту, развитию технической и общей культуры, но при этом «поправок» требует стремление отдалиться от дру­гих слоев рабочих и оказывается вовсе неприемлемым резкое противо­поставление себя менеджерам и предпринимателям. Поэтому партийная позиция журналиста вовсе не требует безоглядного следования стихийно проявляющимся формам и направлениям деятельности тех групп, чьи по­зиции в принципе представляются ему исторически прогрессивными. А общегуманистическая «составляющая» позиции, стоит напомнить, пред­полагает, что отстаивание «частных» интересов требует учета «общих», стремления сопрягать частное с общечеловеческим. А для этого требует­ся знание, воля и талант.

В процессе самоопределения в жизни общества, разделенного на множество групп, сложно взаимодействующих между собой, журналист сталкивается с различными политическими организациями, выступаю­щими представителями интересов тех или иных групп, и прежде всего с политическими партиями, названия которых нередко содержат прямые указания на их социально-классовую ориентацию (крестьянская пар­тия, рабочая, мелких сельских хозяев и т.д.), хотя чаще свое название партии определяют по идейным основам (либеральная, христианская и т.д.) или каким-то иным свойствам (демократическая, народная, рес­публиканская и т.д.).

В своих исканиях верной социальной позиции и соответствующей ей идеологической концепции журналисты, как и все политически активные люди, ищут союзников и единомышленников, а это ведет к объединению.

Так проявляется организационно-институциональный аспект партийно­сти. Журналисту как общественному деятелю необходимо определиться среди тех группировок, партий, объединений, союзов, фронтов и других организаций, которые выступают на арене общественной жизни со свои­ми платформами, программами, идеологическими концепциями. Часто ему приходится иметь дело с многообразным миром политических сил, каждая из которых по-своему отражает интересы тех или иных групп об­щества. Он сталкивается с множеством изданий, программ, по-разному связанных с партийными группировками. Одни открыто выступают как органы различных организаций (государственных, партийных, профсоюз­ных, объединений предпринимателей, кооперативов и т.д.), как бы явля­ясь официальными представителями их в сфере массово-информацион­ной деятельности; другие являются официозными изданиями, близкими по своим позициям к тем или иным организациям; третьи - независимы­ми, для которых характерно отсутствие явных признаков связи с какими-либо общественными объединениями. Обычно таким изданиям и про­граммам свойственна широта взглядов, не укладывающихся в рамки какой-либо одной принятой партийной позиции. Однако, не будучи при­надлежащими ни к каким официальным или официозным органам, такие издания и программы «сами себе партия».

Определение своей позиции в организационно-институциональной сфере для журналиста может быть различным. Если обратиться к са­мым характерным проявлениям партийности в организационно-инсти­туциональной сфере, то выбор можно остановить на таких основных вариантах.

Первый. Журналист, разделяющий программные и организационные установки партии (является ли он членом партии, не имеет существенно­го значения), руководствуется ими в своей деятельности и тем самым проводит в журналистике линию партии. Таким образом, он выступает от имени определенной партии, причем может делать это открыто, опреде­ленно, «называя вещи своими именами», или же проводить партийную линию (особенно в трудных для партии условиях работы) без явного ука­зания, позиций какой партии он придерживается.

Второй. Политическая линия организации (партии, фронта, союза, ас­социации) недостаточно четко определена или внутри нее действуют раз­ные фракции, группировки, объединения; журналист имеет большее «пространство» при определении позиции по тому или иному вопросу, так как линия организации или «размыта», или имеет несколько вариан­та. И если в первом случае журналист берет на себя вполне доброволь­но ответственность за творческое и эффективное проведение позиции партии, то во втором он ответствен за выбор наилучшего и наиболее точного способа реагирования на явления жизни, хотя и в рамках определенного «пространства» позиций входящих в организацию сил.

Третий. Журналист, занимая независимую от каких-либо политических организаций позицию, сам выбирает линию поведения в той или иной си­туации общественной жизни. При этом она может частично или полностью совпадать с позицией какой-то партии, но может содержать и вполне ори­гинальные идеи. Это тоже партийная позиция, так как в ней определенным образом выражены интересы какой-либо социальной группы (или обще­ства в целом). И вокруг этой позиции (что бывает нередко) может сфор­мироваться группа сторонников, положив тем самым начало новой поли­тической группировке, способной в дальнейшем стать партией.

Таким образом, идя по пути осознания общественной жизни как вза­имодействия (сотрудничества или столкновения) большой совокупнос­ти различных социальных групп (классовых, национальных, региональ­ных, возрастных, профессиональных и т.д.) к формированию своей позиции, выражающей интересы тех или иных групп (при этом неизбеж­но возникает согласие с одними интересами, нейтральное отношение к другим и неприятие третьих), журналист должен определить и свое ме­сто среди множества действующих политических организаций. В ходе этого самоопределения в мире социальных групп и политических сил неизбежно формируется идейно-гносеологическая сторона партийной линии журналиста.

Идейно-гносеологический аспект партийности как раз и проявляет­ся в системе мировоззренческих представлений журналиста, в совокуп­ности его идеологических ориентиров, определяющих подходы к пони­манию и оценке явлений жизни, к выдвижению перспектив социального развития и путей достижения целей, соответствующих интересам, кото­рые он выражает.

Характер идей, присущих тому или иному журналисту, может быть очень разным в мировоззренческом отношении (разные формы идеализ­ма, агностицизма, материализма; причем они могут быть выражены в раз­ных системах - неотомизм, кантианство, экзистенциализм, прагматизм, марксизм и т.д.) и по-разному выражать интересы представляемых им со­циальных групп. Это зависит от понимания журналистом общества как со­циальной системы, движущих сил и направленности его изменения и раз­вития, места и роли в социальных процессах различных групп общества. Каждый журналист по-своему может видеть место в жизни общества ра­бочих и предпринимателей, крестьян и интеллигенции и, представляя ин­тересы одного из этих слоев, по-разному их осмысливать. Это могут быть и интуитивно выявляемые, неявно выраженные, отрывочные, несистема­тизированные представления. Но в таком случае и гносеологические, со­циально-познавательные черты творческого метода журналиста окажутся расплывчатыми, зависимыми от множества часто случайных влияний и факторов. А отсюда - неточности и ошибки в оценке явлений действи­тельности, в формулировании выводов и социальных требований.

Недостаточная определенность, размытость идейных основ позиции журналиста часто проявляется в периоды социальных кризисов, требующих переосмысления, а нередко и глубоких изменений в идеологических концепциях. Однако такие необходимые этапы следует отличать от принципиальной идейной неопределенности, эклектической «лоскутности», бесперспективного скептицизма. Здоровая тенденция в идей­ной сфере - стремление к определенной и целостной системе взглядов и позиций, к строго очерченной идеологической линии, последователь­но выражающей действительные, верно понятые интересы представля­емых журналистом социально-классовых сил в перспективе гуманисти­ческого развития.

Не случайно в общественной жизни очень часто именно орган журна­листики оказывается «знаменем», вокруг которого собираются сторонни­ки определенных взглядов, а борьба различных сил наиболее ясно про­является как раз в журналистике. И успешной, привлекательной для одних и вызывающей отрицательную реакцию других, оказывается дея­тельность именно таких изданий и программ, которые стремятся занять и отстаивать четкую идейную позицию.

Поэтому журналист оказывается идеологическим деятелем, носите­лем и пропагандистом определенных общественных идей. Его идейность проявляется в возможно более строгом следовании принятой системе взглядов, касающихся понимания характера движущих сил обществен­ного развития, социальных идеалов, соответствующих им целей и путей их достижения. При этом идейность предполагает концептуальную цело­стность убеждений, стремление к ясности и последовательности выра­жения взглядов, что исключает эклектику и явную внутреннюю противо­речивость их составляющих. Идейность как основа творчества исключает также догматическое доктринерство, равно как и субъекти­вистский произвол.

Действительная идейность творческого деятеля журналистики про­является в способности его к критическому взгляду на собственные по­зиции и способы их реализации, к новаторскому осмыслению им жизни и выработке новых решений в изменившейся обстановке, к открытому отказу от устаревших, не отвечающих реалиям жизни идеям. Отсюда непременное условие - единство слова и дела, внутренних убеждений и характера творческой деятельности. Идейность несовместима с фана­тизмом, слепым следованием раз принятым постулатам и, конечно, с де­магогией, основанной на неискреннем использовании высоких, увлекающих массы идей и лозунгов, прикрывающих корыстные цели, чуждые подлинным интересам народа.

Вот почему естественное для журналиста стремление к объективности побуждает его встать на прогрессивные позиции (соответствующие Интересам гуманистического развития общества) и найти (принять, разрабатывать, менять при необходимости) идеологическую концеп­цию, верно выражающую и интересы всех социальных сил, и законо­мерности гуманистического функционирования и развития общества.

Под «социальной ролью » понимается определенный набор моделей поведения и ожиданий, определяемых специальными нормами, обращенными от соответствующей группы (или нескольких групп) к обладателю определенных социальных позиций.

Обладатели социальной позиции ожидают, что исполнение специальных норм дает в итоге регулярное и потому предсказуемое поведение, на которое может ориентироваться поведение других людей. Благодаря этому возможна регулярная и непрерывно поддающаяся планированию интеракция.

Ролевые предписания - как и другие нормы - подкрепляются социальными санкциями . Фактическое исполнение ролевых ожиданий объясняется прежде всего процессами усвоения, в ходе которых многие ролевые предписания иытернализируются. Часто это происходит уже в процессе социализации.

Поскольку в любом обществе существуют различные позиции, с которыми их обладатели связывают различные ожидания, приходится принимать во внимание наличие у одного индивида множества ролей. Во-первых, существуют всевозможные роли, которые соотносятся и согласуются друг с другом. Некоторые из них имеют смысл только потому, что носитель одной роли оправдывает определенные ожидания носителей другой роли (например, «учитель - ученики»). Все общество представляет собой единую, согласованную ролевую структуру.

Во-вторых, каждый член общества исполняет несколько ролей (роль в семье, профессиональная роль, роль соседа, роль гражданина). Трудно представить, чтобы человек исполнял лишь одну роль. Если такое происходит, то налицо более или менее особый патологический случай.

В каждом обществе есть нормы, которые действительны для всех людей, попавших в ситуации определенного типа. Они существуют даже тогда, когда люди вовсе не востребованы как носители ролей. Ролевые предписания, напротив, являются специальными нормами, действительными только для тех, кто занимает определенную позицию. Итак, предполагается социальная дифференциация, которая связана с дифференциацией норм. Отношение специальных ролевых норм к всеобщим значимым нормам очень сложное. Многие ролевые предписания вообще не касаются общезначимых норм.

Конечно, обычно бывает так, что в ролевом поведении содержатся общезначимые нормы. Они служат как бы фоном ожиданий, обращенных к конкретным носителям ролей. Важно то, что хотя поведения-ожидания обращены к людям, они относятся не к ним самим, а к занимаемым ими позициям. Индивидуальность человека здесь не имеет значения, поскольку он типизируется как носитель позиции. Это не значит, что он должен отказаться от всего индивидуального, потому что. направленные на него как на носителя позиции ожидания относятся только к поведению в тех ситуациях, которые существенны с точки зрения позиции.

Понятие «социальной позиции» объяснить нелегко. Если с точки зрения структурно-функциональной теории его считают функциональным, относящимся к определенной функции в социальной системе, то в таком случае оно снова привязывается к нормативным структурам и также объясняется ролевыми предписаниями. Быть может, прав был Линтон, рассматривая «роль» и «статус» как аспекты одного и того же субъекта, а это значило бы для нас, что мы должны постоянно соотносить позиции с ролями, а роли с позициями (причем, согласно Линтону, понятие «статуса» идентично понятию «позиции»). Позицию и роль по сути можно изолировать друг от друга лишь аналитически. Под «социальной позицией» мы понимаем прочные, закрепившиеся, отделимые от конкретных лиц узловые пункты в сети социальных отношений. Они указывают прежде всего на объективные и могущие быть объективными социальные отношения. В сознании не только познающих, но и действующих индивидов они обнаруживаются в типизированной форме. Но типизация конституируется не только существующими нормативно установленными структурами ожиданий, но и такими поведениями-ожиданиями, которые нормативно не определены.

Следует еще раз подчеркнуть, что исполнение ролевых предписаний служит не только непосредственному удовлетворению норм-ожиданий, но и потребности в общей социальной ориентации. Даже у того, кто не затронут непосредственно невыполнением ролевых норм другими людьми, может возникнуть чувство раздражения и протеста. Символическая ценность ролевых атрибутов состоит в их социально ориентирующей функции.

Люди, которым постоянно приходится играть определенные роли, часто со временем приобретают ролевые привычки. Отклонение от них не подлежит санкциям. Тем не менее они способствуют ориентации других людей в процессе социального взаимодействия. Например, не существует специальных предписаний относительно формы одежды доцентов высшей школы. Но если молодой ученый, которого пригласили в чужой университет для чтения доклада, оденется точно так же, как и студент, может случиться так, что его никто не заметит. Так возникает дезориентация. Нормативное ядро роли окружено, как правило, рядом ненормативных атрибутов, которые тоже формируют относящиеся к роли поведенческие ожидания.

Что касается конфликтов, возникающих из-за противоположного содержания выполняемых одним и тем же субъектом ролей, то следует отметить, что наличие у субъекта одновременно нескольких ролей ведет к конфликту лишь в том случае, когда пересекаются существенные ролевые сферы и в ситуации сталкиваются взаимно исключающие друг друга поведения-ожидания.

Индивиды могут исполнять множество значительно изолированных друг от друга ролей; в особенности это характерно для современного общества, в котором, как известно, профессиональные и семейные роли мало связаны друг с другом. Поэтому социологи не без основания говорят о «ролевом наборе». Существуют разные степени переплетения, взаимодействия ролей. В некоторых случаях даже возникает сомнение, имеем ли мы дело с сетью множества ролей или с сегментами одной обширной роли.



error: Контент защищен !!