Тест по биологии «Биосферный уровень. Контрольное тестирование на тему "Биосфера"(10 класс) Тестовый контроль знаний по теме биосфера

Вариант 1

Максимальное количество баллов- 35

  1. Консументы разлагают органические остатки до неорганических соединений.

3. Роль продуцентов заключается в синтезе органических соединений из неорганических.

4. Растительноядные животные являются консументами 2-го порядка.

5. Млекопитающие и птицы являются теплокровными животными.

П. Выбрать правильный ответ. (5 баллов)

1. При переходе от одного пищевого уровня к другому сохраняется не более:

A) 1 % энергии

Б) 10 % .

B) 90%
Г) 100 %

2. Часть биосферы, в которой проявляется деятельность человека, называется:

  1. литосфера
    Б) гидросфера
  2. биогеоценоз
    Г)ноосфера

3. Участок территории суши или акватории, где временно запрещается использование определенных видов природных ресурсов:

  1. заказник
    Б) заповедник
  2. национальный парк
    Г) памятник природы

4. Основную массу живого вещества биосферы составляют:

  1. животные
    Б)бактерии
  2. растения
    Г)планктон

5. В большинстве цепей питания конечным звеном являются:

  1. хищники
    Б) бактерии и грибы
  2. растения

Г) растительноядные животные

III. Перечислите и охарактеризуйте основные абиотические факторы. Как влияет на живые организмы недостаток и избыток влаги и света, повышенная и пониженная температура? Приведите примеры. (10 баллов)

IV. Назовите и охарактеризуйте части пищевой цепи. Приведите пример. Как изменяется количество энергии при переходе от одного звена пищевой цепи к другому? Объясните. (5 баллов)

V. Нарисуйте схему круговоротов азота в биосфере, снабдив соответствующими пояснениями. (10 баллов).

Вариант 2

I. Определите, верно ли данное утверждение. (5 баллов)

  1. Редуценты разлагают органические остатки до неорганических соединений.
  2. Длина пищевой цепи ограничивается потерей энергии на каждом пищевом уровне.
  3. Роль консументов заключается в синтезе органических соединений из неорганических.
  4. Растительноядные животные являются консументами 1-го порядка.
  5. При переходе от одного пищевого уровня к другому теряется 10 % энергии.

1. Верхняя граница биосферы проходит в атмосфере на высоте около 20 км., так как там:

  1. мало кислорода
    Б) мало света
  2. низкая температура воздуха
    Г) располагается озоновый слой

2. Оболочка Земли, населенная живыми организмами, называется:

А) литосферой Б)биосферой В)атмосферой Г)гидросферой

3. Экология - это наука, изучающая:

  1. влияние загрязнения на окружающую среду
    Б) влияние загрязнения на здоровье человека
  2. влияние деятельности человека на окружающую среду
    Г) взаимоотношения организмов с окружающей средой

4. Биомассу биосферы составляют:

A) живые организмы

Б) полезные ископаемые

B) руды
Г) почва

5. В большинстве цепей питания начальным звеном являются:

А) хищники

Б) бактерии и грибы

В) растения

Г) растительноядные животные

  1. Перечислите и охарактеризуйте основные биотические факторы. Назовите типы взаимодействия популяций в биоценозеПриведите примеры. (10 баллов)
  2. Как происходит смена сообществ? Назовите виды сукцессии. Приведите примеры. (5 баллов)

V. Нарисуйте схему круговоротов кислорода в биосфере, снабдив соответствующими пояснениями. (10 баллов)

Вариант 3

Максимальное количество баллов - 35

I. Определите, верно ли данное утверждение. (5 баллов)

  1. К продуцентам относятся только зеленые растения.
  2. Редуценты обеспечивают разложение органических веществ до неорганических.
  3. Биосфера включает в себя всю литосферу.
  4. Биомасса - это совокупность всех живых организмов.
  5. Живые организмы значительно ускоряют глобальный обмен веществ в биосфере.

II. Выбрать правильный ответ. (5 баллов)

1. Нижняя граница распространения растений проходит в гидросфере на глубине около 300 м., так как там:

  1. нет кислорода
    Б) нет света
  2. низкая температура воды
    Г) нет почвы

2. В тропической пустыне основным ограничивающим фактором является:

А)свет

Б) температура

В) влажность

Г) давление

3. Международный список редких и исчезающих видов называется:

  1. черным списком
    Б) красной книгой
  2. белыми страницами
    Г) памятником природы

4. В пищевой цепи на следующий трофический уровень переходит не более:

  1. 90 % биомассы
    Б) 50 % биомассы
  2. 10 % биомассы
    Г) 5 % биомассы

5. В большинстве цепей питания начальным звеном являются:

А) продуценты Б) редуценты

В) консументы 1-го порядка

Г) консу менты высших порядков

  1. На какие биомы делится биосфера суши и океана? Назовите основные биомы суши и океана, приведите примеры животных и растений. Чем отличаются биом и биогеоценоз? Чем отличается сообщество и экосистема? (10 баллов)
  2. Охарактеризуйте антропогенные факторы. Приведите примеры. Назовите основные меры охраны природы и сохранения видового разнообразия. (5 баллов)

V. Нарисуйте схему круговорота углерода, снабдив соответствующими пояснениями. (10 баллов)

Вариант 4

Максимальное количество баллов - 35

I. Определите, верно ли данное утверждение. (5 баллов)

  1. Любой живой организм - это закрытая система.
  1. Консументы.используют энергию, накопленную продуцентами.
  2. Липкие ловушки росянки являются приспособлениями к недостатку азота в почве.
  3. Отношения муравья и тли - пример межвидовой конкуренции.
  4. Взаимоотношения березы и подберезовика - пример симбиоза.

II. Выбрать правильный ответ. (5 баллов)

1. Фактор среды, выходящий за пределы выносливости организма, называется:

  1. оптимальным
  2. ограничивающим

В) неблагоприятным

Г) летальным

2. В арктической пустыне основным ограничивающим фактором является:

A) свет

Б) температура

B) влажность
Г)давление

3. Участок территории суши или акватории, где полностью запрещаются все виды хозяйственной деятельности:

А)заказник

Б) заповедник

В) национальный парк Г) памятник природы

4. В пищевой цепи при переходе на следующий трофический уровень теряется не менее:

  1. 90 % биомассы
    Б) 50 % биомассы
  2. 10 % биомассы
    Г) 5 % биомассы

5. В большинстве цепей питания конечным звеном являются:
А) продуценты
Б) редуценты

В) консументы 1-го порядка

Г) консументы высших порядков

III. Дайте характеристику понятия «Биосфера». Назовите и охарактеризуйте функции, состав и границы биосферы. (10 баллов)

IV. Что такое биогеоценоз? Дайте определение. Охарактеризуйте структуру биогеоценоза. Приведите пример пирамид биомасс и численности. (5 баллов)

V. Нарисуйте схему круговорота воды, снабдив соответствующи ми пояснениями. (10 баллов)

Вариант 5

Максимальное количество баллов - 65

ТВОРЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

  1. В экологии часто выделяют 3 группы факторов внешней среды: абиотические, биотические и антропогенные. Попробуйте дать характеристику деятельности человека не как отдельного
    фактора, а с точки зрения: А) отдельного биотического фактора и Б) фактора, изменяющего параметры абиотических факторов. Приведите примеры. (15 баллов)
  2. Насекомоядные растения являются продуцентами или консументами? Ответ поясните. (5 баллов)
  3. На основании анализа схем круговоротов азота, кислорода, углерода, серы, фосфора и т.п. составьте обобщенную схему круговорота элемента. Обязательно укажите резервную и активную стадии круговорота. (15 баллов)
  4. Что такое неполный биоценоз? Приведите примеры не менее 2-х вариантов такого сообщества. (5 баллов)
  5. Чем отличаются друг от друга пищевая цсш. и нищенни есть?
    Приведите примеры. В чем преимущества пищевой сети? (5 баллов)
  6. Исследования показали, что в Африке, в равных условиях двух национальных парков, на 1 кв. км саванны прекрасно живут и растут дикие животные биомассой 24 406 кг, а рядом, на таком же 1 кв. км саванны с трудом выживают домашние животные биомассой 5500 кг., т.е. почти в 5 раз меньше по весу. Попробуйте это объяснить. (5 баллов)
  7. Попробуйте объяснить, почему в смешанном лесу средней полосы лесной подстилки много, а в тропическом лесу ее почти нет. (5 баллов)
  8. Попробуйте объяснить, почему при сильном «цветении» воды (т.е. при массовом размножении одноклеточных водорослей) в озерах гибнет рыба. (5 баллов)
  9. Какие преимущества может давать животному узкая пищевая специализация? В чем ее недостатки? (5 баллов)

Вопросы для блицопроса по теме

  1. Что такое экология?
  2. Что такое внешняя среда?
  3. Что такое экологический фактор?
  4. На какие группы подразделяют экологические факторы?
  5. Перечислите биотические факторы.
  6. Перечислите абиотические факторы.
  7. Что такое оптимальный фактор?
  8. Приведите пример оптимального фактора.
  9. Что такое лимитирующий фактор?
  10. Приведите пример лимитирующего фактора.
  11. Что такое фотопериодизм?
  12. По какому признаку растение определяет, что пора сбрасывать листья?
  13. Назовите синоним слова биоценоз.
  14. Что такое цепь питания?
  15. Что такое пищевой уроень?
  16. Сколько процентов биомассы переходит на следующий пищевой уровень?
  17. Как называются организмы, производящие органические вещества из неорганических?
  18. Какие группы автотрофов вы знаете?
  19. Что такое гетеротрофы?
  20. Кто такие продуценты?
  21. Приведите пример продуцента.
  22. Кто такие консументы?
  23. Приведите пример консумента 1-го порядка.
  24. Приведите пример консумента 2-го порядка.
  25. Кто такие редуценты?
  26. Приведите пример редуцента.
  27. Что такое сеть питания?
  28. Назовите синоним слова «биогеоценоз».
  29. Что такое сукцессия?
  30. Какие виды сукцессии вы знаете?
  31. Приведите пример первичной сукцесии.
  32. Приведите пример вторичной сукцесии.
  33. Что такое биом?
  34. Перечислите биомы суши (переходящий вопрос для нескольких учеников).
  35. Перечислите биомы океана.
  36. Как называются обитатели дна?
  37. Как называются обитатели толщи воды?
  38. Что такое биосфера?
  1. Назовите границы биосферы в атмосфере, литосфере, гидросфере.
  2. Из каких частей, по Вернадскому, состоит биосфера?
  3. Что такое биомасса?
  4. Что такое косное вещество?
  5. Что такое биокосное вещество?
  6. Перечислите функции биосферы.
  7. Что такое круговорот вещества?
  8. Что такое активная стадия круговорота?
  9. Что такое заказник?
  10. Что такое заповедник?
  11. Что такое национальный парк?
  12. Что такое памятник природы?
  13. Что такое рациональное природопользование?

Тема № 13. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ. УЧЕНИЕ О БИОСФЕРЕ

Вариант 1

I) 1-нет, 2-да, 3-да, 4-нет, 5-да; II) 1 б; 2 г; 3 а; 4 в; 5 б

Вариант 2

I) 1-да, 2-да, 3-нет, 4-нет, 5-нет; II) 1 г; 2 б; 3 г; 4 а; 5 в

Вариант 3

I) 1-нет, 2-да, 3-нет, 4-да, 5-да; II) 1 б; 2 в; 3 6; 4 в; 5 а

Вариант 4

I) 1-нет, 2-да, 3-да, 4-нет, 5-да; II) 1 б; 2 6; 3 б; 4 а; 5 б



Тестирование по теме «Биосфера» Вариант 1.

1. Оболочка Земли, заселенная живыми организмами, называется:

а) гидросфера; б) литосфера; в) атмосфера; г) биосфера.

2. Учение о биосфере было создано: а) Ж.-Б. Ламарком; б) В.И. Вернадским; в) Э.Зюссом; г) Э.Леруа.

3. Граница биосферы в атмосфере находится на высоте: а) 77 км; б) 12,5 км, в) 10 км; г) 2 км.

4. Живое вещество – это:

а) совокупность всех растений биосферы; б) совокупность всех животных биосферы;

в) совокупность всех живых организмов биосферы; г) нет правильного ответа.

5. К косному веществу биосферы относятся:

а) нефть, каменный уголь, известняк; б) почва; в) гранит, базальт; г) растения, животные, бактерии, грибы.

6. Концентрационная функция живого вещества состоит в способности:

7. Биосфера – это глобальная саморегулирующаяся система со своим входом и выходом: а) да; б) нет.

8. Ноосфера – это:

а) сфера прошлой жизни б) сфера разумной жизни; в) сфера будущей жизни; г) правильного ответа нет.

9. Энергетическая функция живого вещества состоит в способности:

а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;

б) зеленых растений использовать СО2 и выделять в атмосферу О2;

в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;

г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

10.Организмы подразделяются на продуценты и консументы на основании:

а) скорости размножения

б) среды обитания

в) источника энергии

г) взаимодействия с другими организмами

В1. Установите соответствие между особенностью питания организма и группой организмов.

ОСОБЕННОСТЬ ПИТАНИЯ Группа организмов 1)автотрофы 2)гетеротрофы

    захватывают пищу путем фагоцитоза

Б) используют энергию, освобождающуюся при окислении неорганических веществ

    синтезируют органические вещества из неорганических на свету

Г) используют энергию солнечного света Д) используют энергию, заключенную в пище

А

В2. Выберите номера правильных ответов.

Устойчивое развитие биосферы обеспечивают меры, направленные на

        1. сохранение и восстановление численности отдельных видов

Б)сокращение численности хищников в экосистемах

        1. создание агроэкосистем

Г) сохранение видового разнообразия

Д) предотвращение загрязнения окружающей среды

Е) внедрение новых видов в экосистемы

\ ,

Ответ:

С 1.Поясните,почему человечество обратилось к экологии для решения проблем сохранения жизни на Земле.

Тестирование по теме «Биосфера»

Вариант 2

Задание А. Выберите один правильный ответ.

1. Биосфера – это: а) водная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;

б) воздушная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;

в) твердая оболочка Земли, заселенная живыми организмами;

г) часть всех оболочек Земли, заселенная живыми организмами.

2. Границы биосферы в гидросфере проходят на глубине:

а) 1 км; б) 2 км; в) 10 км; г) гидросфера заселена живыми организмами полностью.

3. Совокупность всех живых организмов биосферы В.И. Вернадский предложил назвать:

а) жизнь; б) живое вещество; в) правильного ответа нет.

4. К биокосному веществу биосферы относятся:

а) радиация; б) почва; в) гранит, базальт; г) растения, животные, бактерии, грибы.

5. Газовая функция живого вещества состоит в способности:

а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;

б) зеленых растений использовать СО2 и выделять в атмосферу О2;

в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;

г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

6. Биосфера – это глобальная нерегулирующаяся система, имеющая вход, но не имеющая выхода: а) да; б)нет.

7. Деструктивная функция живого вещества состоит в способности:

а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;

б) зеленых растений использовать СО2 и выделять в атмосферу О2;

в) разлагать вещества и вовлекать их в биологический круговорот;

г) живых организмов накапливать различные химические элементы

8. К какой группе экологических факторов относится вырубка лесов?

1)абиотические

2) биотические

3) антропогенные

4) почвенно-грунтовые

9. Продуценты отличаются от консументов тем, что:

а) образуют органические вещества

б) богато представлены на втором, третьем, четвертом трофических уровнях

в)подразделяются на консументы и редуценты

10.По типу питания первые организмы были:

А)фототрофы;б)хемотрофы;в)автотрофы;г)гетеротрофы .

В 1. Установите последовательность этапов круговорота углерода в биосфере, начиная с процесса фотосинтеза.

    1. образование в клетках растений глюкозы

Б) поглощение углекислого газа растениями в процессе фотосинтеза

    1. образование углекислого газа в процессе дыхания

Г) использование органических веществ в процессе питания Д) образование крахмала в клетках

В 2. Установите соответствие между характеристикой среды и ее фактором.

ХАРАКТЕРИСТИКА Факторы среды 1)биотический 2)абиотический.

А)постоянство газового состава атмосферы

Б)изменение толщины озонового экрана

В)изменение влажности воздуха

Г)изменение численности консументов

Д)изменение численности продуцентов

С 1.Обоснуйте,что является главным условием сохранения устойчивости биосферы.

Ответы. Вариант1

1-г, 2-б,3-а, 4-в,5-в, 6-г,7-а, 8-б. 9-а, 10-в.

В1: 2,2,1,1,2.

В 2: А,Г,Д,

Вариант 2.

1-г,2-г, 3-б, 4-б,5-б, 6-б,7-в,8-3, 9-а, 10-г.

В1 Б,А,Д,Г,В.

В 2: 2,2,2,1,1,1.

ВАРИАНТ 1

Задание А. выбери верный ответ

1. Оболочка Земли, заселенная живыми организмами, называется:

3. Граница биосферы в атмосфере находится на высоте:

а) 77 км; б) 12,5 км; в) 10 км; г) 2 км.

4. Пленка жизни на поверхности Мирового океана называется:

5. В Мертвом море фактором, ограничивающим распространение жизни, является:

а) в)

б) г) все перечисленные условия.

6. Живое вещество – это:

а) совокупность всех растений биосферы; в) совокупность всех живых организмов;

б) совокупность всех животных биосферы; г) нет правильного ответа.

7. К косному веществу биосферы относятся:

а) в) гранит, базальт;

б) вода, почва; г)

8. Концентрационная функция живого вещества состоит в способности:

б) 2 и выделять в атмосферу О 2;

9. Биосфера – это глобальная саморегулирующаяся система со своим входом и выходом:

а) да; б) нет.

10. Ноосфера – это:

а ) сфера прошлой жизни; в ) сфера будущей жизни;

б ) сфера разумной жизни; г ) правильного ответа нет.

  1. Живое вещество является мощной геологической силой, преобразующей лик планеты. Приведите примеры влияния живого вещества на оболочки Земли.
  2. Какое вещество биосферы называется биогенным? Приведите примеры.
  3. Перечислите функции живого вещества. Раскройте сущность энергетической функции.
  4. Что такое почва?

Проверочная работа по теме «Учение о биосфере» ВАРИАНТ 2

Задание А. выбери верный ответ

  1. Биосфера – это:

а) Ж.Б. Ламарком; б) В.И. Вернадским; в) Э. Зюссом; г) Э. Леруа.

  1. Границы биосферы в гидросфере проходит на глубине:

а) 1 км; б) 2 км; в) 10 км; г) гидросфера заселена живыми организмами полностью.

  1. Сгущение жизни на дне Мирового океана называется:

а) планктон; б) нектон; в) бентос; г) нейстон

  1. В пустыне Уайт Сэндс (США) фактором, ограничивающим распространение жизни, является:

а) отсутствие воды в жидкой фазе; в) отсутствие элементов минерального питания;

б) концентрация соли свыше 270 г/л; г) все перечисленные условия.

  1. Совокупность всех живых организмов биосферы В.И.Вернадский предложил назвать:

Правильного ответа нет.

  1. К биокосному веществу биосферы относятся:

а) нефть, каменный уголь, известняк; в) гранит, базальт;

б) вода, почва; г) растения, животные, грибы, бактерии.

  1. Газовая функция живого вещества состоит в способности:

а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;

б) зеленых растений использовать СО 2 и выделять в атмосферу О 2;

в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;

г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

  1. Биосфера – это глобальная нерегулирующаяся система, имеющая вход, но не имеющая выхода:

а) да; б) нет.

  1. Эжен Леруа:

а) создал учение о биосфере; в) предложил термин “ноосфера”;

б) предложил термин “биосфера”; г) был другом В.И. Вернадского.

Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

  1. Какие факторы определяют границы биосферы в атмосфере?
  2. Каковы основные функции живого вещества в биосфере? Раскройте сущность концентрационной функции.
  3. Какое вещество биосферы является косным? Приведите примеры.
  4. Почему фотосинтез считают процессом планетарного значения?

Проверочная работа по теме «Учение о биосфере» ВАРИАНТ 3

Задание А. выбери верный ответ

  1. Учение о ноосфере было разработано:

а) В.И. Вернадским; б) Э. Леруа; в) П.Тейаром-де-Шарденом; г) все ответы верны.

2. Учение о биосфере было создано:

а) Ж.Б. Ламарком; б) Ч. Дарвиным; в) Э. Зюссом; г) правильного ответа нет.

3. Оболочка Земли, заселенная живыми организмами, называется:

а) гидросфера; б) литосфера; в) атмосфера; г) биосфера.

4. Граница биосферы в литосфере на суше находится на глубине:

а) 100-200 м; б) 1-2 км; в) 3-4 км; г) 100-200 км.

5. Группа пассивно плавающих в толще Мирового океана живых организмов называется:

а) планктон; б) нектон; в) бентос; г) нейстон.

6. На склоне горы Мак-Кинли (Аляска) фактором, ограничивающим распространение жизни, является:

а) отсутствие воды в жидкой фазе; в) отсутствие элементов минерального питания;

б) концентрация соли свыше 270 г/л; г) все перечисленные условия.

7. Совокупность всех живых организмов биосферы называется:

а) косное вещество; б) биокосное вещество; в) живое вещество; г) биогенное вещество.

8. К биогенному веществу биосферы относятся:

а) нефть, каменный уголь, известняк; в) гранит, базальт;

б) вода, почва; г) растения, животные, грибы, бактерии.

9. Окислительно-восстановительная функция живого вещества состоит в способности:

а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;

б) зеленых растений использовать СО 2 и выделять в атмосферу О 2;

в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;

г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

10. Биосфера – это глобальная саморегулирующаяся система, состоящая из совокупности всех экосистем планеты.

а) да; б) нет.

Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

  1. Какие факторы определяют границы биосферы в гидросфере?
  2. Перечислите основные функции живого вещества. Раскройте понятие газовой функции.
  3. Какое вещество биосферы является биокосным? Приведите примеры.
  4. Как и почему с погружением в глубину меняется окраска водорослей?

Проверочная работа по теме «Учение о биосфере» ВАРИАНТ 4

Задание А. выбери верный ответ

  1. Биосфера – это:

а) водная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;

б) воздушная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;

в) твердая оболочка Земли, заселенная живыми организмами;

г) часть всех оболочек Земли, заселенная живыми организмами;

  1. Термин “биосфера” был предложен:

а) Ж.Б. Ламарком; б) В.И. Вернадским; в) Э. Леруа; г) правильного ответа нет.

  1. В каком ряду указаны только объекты биогенного вещества:

а) коралловый полип, вода, почва; в) ясень, почва, метеорит;

б) гумус, кислород, озон; г) вулканическая лава, метеорит, углекислый газ.

  1. Группа активно плавающих в толще Мирового океана живых организмов называется:

а) планктон; б) нектон; в) бентос; г) нейстон.

  1. В арктических пустынях фактором, ограничивающим распространение жизни, является:

а) отсутствие воды в жидкой фазе; б) концентрация соли свыше 270 г/л;

в) отсутствие элементов минерального питания; г) все перечисленные условия.

  1. Совокупность всех живых организмов биосферы В.И. Вернадский предложил называть:

а) жизнь; б) биомасса; в) живое вещество; г) правильного ответа нет.

  1. К живому веществу биосферы относятся:

а) нефть, каменный уголь, известняк; в) гранит, базальт;

б) вода, почва; г) растения, животные, грибы, бактерии.

  1. Энергетическая функция живого вещества состоит в способности:

а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;

б) зеленых растений использовать СО 2 и выделять в атмосферу О 2;

в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;

г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

  1. Биосфера – это глобальная саморегулирующаяся система, состоящая из совокупности всех экосистем суши планеты.

» 11 профиль

Вариант №1

1.Определите, верно ли данное утверждение.

1.Консументы разлагают органические остатки до неорганических соединений.

2. Длина пищевой цепи ограничивается потерей энергии на каждом пищевом уровне.

3. Роль продуцентов заключается в синтезе органических соединений из неорганических

4. Растительноядные животные являются консументами 2-ого порядка.

5. Млекопитающие и птицы являются теплокровными животными.

6. К продуцентам относятся только зелёные растения.

7. Редуценты обеспечивают разложение органических веществ до неорганических

8. Биосфера включает в себя всю литосферу.

9. Биомасса - это совокупность всех живых организмов.

10. Живые организмы значительно ускоряют глобальный обмен веществ в биосфере.

2. Выбрать правильный ответ:

1.Нижняя граница распространения растений проходит в гидросфере на глубине 300 м, так как там: а) нет кислорода; б) нет света; в) низкая температура воды; г) нет почвы.

2. В тропической пустыне основным ограничивающим фактором являются: а) свет; б) температура; в) влажность ; г) давление.

3. Международный список редких и исчезающих видов называется: а)чёрным списком; б) красной книгой; в) белыми страницами; г) памятником природы.

4. В пищевой цепи на следующий трофический уровень переходит не более: а)90% биомассы ; б) 50% биомассы; в) 10% биомассы; г) 5% биомассы.

5. В большинстве цепей питания начальным звеном являются: а) продуценты; б) редуценты; в) консументы 1-ого порядка; г) консументы высших порядков.


6.Участок территории суши или акватории , где временно запрещается использование определённых видов природных ресурсов: а) заказник; б) заповедник; в) национальный парк; г) памятник природы.

7.Часть биосферы, в которой проявляется деятельность человека, называется: а) литосфера; б) гидросфера; в) биогеоценоз; г) ноосфера.

8. Основную массу живого вещества биосферы составляют: а) животные; б) бактерии; в) растения; г) планктон.

9.При переходе от одного пищевого уровня к другому сохраняется не более: а) 1% энергии; б) 10% энергии; в) 90% энергии; г) 100% энергии.

10. В арктической пустыне основным ограничивающим фактором является: а) свет; б) температура) в) влажность; г) давление.

3.Чем отличаются: а) биом и биогеоценоз; б) сообщество и экосистема.

4. Приведите примеры антропогенного фактора. Назовите основные меры охраны природы и сохранения видового разнообразия.

Тест по теме: «Основы экологии. Учение о биосфере» 11 прф

Вариант №2

1. Определите, верно ли данное утверждение:

1. Редуценты разлагают органические остатки до неорганических соединений.

2. Длина пищевой цепи ограничивается потерей энергией на каждом пищевом уровне.

3. Роль консументов заключается в синтезе органических соединений из неорганических.

4. Растительноядные животные являются консументами 1-ого порядка.

5. При переходе от одного пищевого уровня к другому теряется 10% энергии.

6. Любой живой организм- это закрытая система.

7. Консументы используют энергию, накопленную продуцентами.

8. Липкие ловушки росянки являются приспособлениями к недостатку азота в почве.

9. Отношения муравья и тли - это пример межвидовой конкуренции.

10. Взаимоотношения берёзы и подберёзовика - пример симбиоза.

2. Выбрать правильный ответ:

1. Фактор среды, выходящий за пределы выносливости организма, называется: а) оптимальным; б) ограничивающим; в) неблагоприятным; г) летальным.

2. В арктической пустыне основным ограничивающим фактором является: а) свет; б) температура) в) влажность; г) давление.

3. Участок суши или акватории, где полностью запрещаются все виды хозяйственной деятельности: а) заказник; б) заповедник; в) национальный парк; г) памятник природы.

4. В пищевой цепи при переходе на следующий трофический уровень теряется не менее: а) 90% биомассы; б) 50% биомассы; в) 10% биомассы; г) 5% биомассы.

5. В большинстве цепей питания конечным звеном являются: а) продуценты; б) редуценты; в) конусменты; г) консументы высших порядков.

6. Верхняя граница биосферы проходит в атмосфере на высоте около 20 км, так как там: а) мало кислорода; б) мало света; в) низкая температура воздуха; г) располагается озоновый слой.

7. Экология – это наука, изучающая: а) влияние загрязнения на окружающую среду; б) влияние загрязнения на здоровье человека; влияние деятельности человека на окружающую среду; г) взаимоотношения организмов с окружающей средой.

8. В большинстве цепей питания начальным звеном являются: а) хищники; б) бактерии и грибы; в) растения; г) растительноядные животные.

9.Часть биосферы, в которой проявляется деятельность человека, называется: а) литосфера; б) гидросфера; в) биогеоценоз; г) ноосфера.

10 Нижняя граница распространения растений проходит в гидросфере на глубине 300 м, так как там: а) нет кислорода; б) нет света; в) низкая температура воды; г) нет почвы.

3.Перечислите основные биотические факторы. Назовите типы взаимодействия популяций в биогеоценозе.

4. Как происходит смена сообществ? Назовите типы сукцессий.

Тест по Биосфере

1. К антропогенным факторам относятся

1) осушение болот, вырубка лесов, строительство дорог

2) растения, бактерии, грибы, животные, вирусы

3) минералы, растения, соленость воды, распашка полей

4) температура воздуха и воды, атмосферное давление

2. В биосфере

1) биомасса растений равна биомассе животных

2) биомасса животных во много раз превышает биомассу растений

3) биомасса растений во много раз превышает биомассу животных

4) соотношения биомасс растений и животных постоянно изменяется

3. По В.И. Вернадскому кислород является веществом

1) живым 2) биокосным 3) биогенным 4) косным

4. Верхняя граница биосферы находится на высоте 17-20 км от поверхности Земли, так как там

1) отсутствует кислород 3) очень низкая температура

2) отсутствует свет 4) размещается озоновый слой

5. Оболочка Земли, населенная живыми организмами и преобразованная ими, называется

1) гидросфера 2) литосфера 3) ноосфера 4) биосфера

6. Наибольшая концентрация живого вещества наблюдается

1) на стыке атмосферы, гидросферы и литосферы

2) в нижних слоях гидросферы

3) в верхних слоях атмосферы

4) в литосфере на глубине 200 м

7.Живое вещество биосферы планеты - это совокупность всех

1- всех растений и животных 2- многоклеточных организмов

3- микроорганизмов 4-живых организмов

8.Границы биосферы определяются

1- условиями, непригодными для жизни 2- колебаниями положительных температур

3- количеством выпадающих осадков 4- облачностью атмосферы

9. В соответствии с представлениями В.И. Вернадского к биокосным телам относят

1- почву 2- полезные ископаемые 3- газы атмосферы 4- животных

10. Производители органических веществ в биосфере - это

1- продуценты 2- редуценты 3- консумент ы 1 порядка 4- консументы 2 порядка ъ

11.Границы биосферы в атмосфере определены:

а) до высоты озонового слоя; в) ограничены высотой стратосферы.
б) простираются за озоновый слой;
12.Целостное учение о биосфере предложил:

а) Ж.Б.Ламарк; в) В.И.Вернадский.
б) Э.Зюсс;

13.Найдите соответствие «живое---биокосное---косное»:

а) «зеленые растения---вода---почва»;
б) «почва---вода---зеленые растения»;
в) «зеленые растения---почва---вода».

14.Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами:
а) автотрофы; в) эукариоты.
б) гетеротрофы;

15.Найдите соответствие «потребители---разрушители---производители»:

а) «консументы---редуценты---продуценты»;
б) «редуценты---продуценты---консументы»;
в) «продуценты---консументы---редуценты».

16. Организмы, самостоятельно образующие органические вещества из неорганических соединений:
а) автотрофы; в) прокариоты.
б) гетеротрофы;

17. Термин "биосфера" ввел в науку:
а) В. И. Вернадский; в) Ж. Ламарк.
б) Э. Зюсс;

18. Верхняя граница биосферы проходит на высоте:
а) 15-17 км; в) 25-50 км.
б) 16-25 км;

19. В литосфере живые организмы обнаружены на глубине:
а) 3 км; в) 12 км.
б) 8 км;

20. Нижняя граница биосферыв литосфере теоретически определяется:
а) наличием воды; в) высокой температурой.
б) условиями аэрации;

21. Организмы, создающие органические вещества из неорганических, называются:
а) продуцентами; в) редуцентами
б) консументами; .
22. Основным продуцентом в биосфере являются:
а)бактерии; в) зеленые растения.
б) грибы;

23. Организмы, разлагающие мертвое органическое вещество и возвращающие неорганические вещества в окружающую среду, называются:
а) продуцентами; в) редуцентами.
б) консументами;

24. Что является ограничивающим фактором, в большей степени препятствующим существованию жизни в верхних слоях атмосферы?

а) состав воздуха; в) ультрафиолетовое излучение;

б) температура; г) влажность.



error: Контент защищен !!