Джунгарское ханство прекратило свое существование в. Джунгары

Джунгарское ханство - последняя кочевая империя

Исторический отрезок с конца позднего Средневековья до начала Нового времени известен в специальной литературе, как "Период малого монгольского нашествия". Это была эпоха, когда многовековое противостояние Кочевника и Земледельца, наконец, завершилось в пользу последнего. Но как это ни парадоксально, именно в это время Великая Степь породила последнюю Кочевую империю, которая была способна практически на равных сражаться с крупнейшими земледельческими государствами региона

Отрезок азиатской истории с конца позднего Средневековья до начала Нового времени известен в специальной литературе как «период малого монгольского нашествия». Это была эпоха, когда многовековое противостояние Кочевника и Земледельца наконец завершилось в пользу последнего. На протяжении XV-XVII вв. прежде могучие кочевые народы один за другим признавали сюзеренитет оседло-земледельческих империй, а территория суверенных кочевых государств сжималась, как шагреневая кожа. Но, как ни парадоксально, именно в это время Великая Степь породила последнюю кочевую империю, способную практически на равных сражаться с сильнейшими государствами

Период с 30-х гг. XVII в. до первой половины XVIII вв. был исключительно важным в жизни народов не только Средней, Центральной и Восточной Азии, но и России. В это время на берегах Тихого океана завершился начатый еще Ермаком русский «бросок встречь Солнцу», сформировались общие контуры восточных и юго-восточных границ Российского государства, а также западных и северо-западных границ Китая, с некоторыми изменениями сохранившиеся до нашего времени; оформилась территория проживания среднеазиатских народов (казахов, киргизов, каракалпаков), произошло разделение монгольского народа.

Инициаторами создания централизованного государства в Западной Монголии выступили ойратские князья из дома Чорос. В середине 30-х гг. XVII в. одному из них - Батуру-хунтайджи - удалось объединить ранее враждовавшие племена. В последующие 120 лет Джунгарское ханство стало одним из ключевых политических «игроков» в центральноазиатском регионе. Джунгары приостановили российскую экспансию в Южную Сибирь, разгромили северомонгольское государство Алтын-ханов, в конце XVII в. подчинили населенный мусульманами Восточный Туркестан, опустошили кочевья Восточного и Южного Казахстана и в ожесточенном противостоянии одолели ханов Восточной Монголии.

Тяжелейшим испытанием для Джунгарии стали три войны с самым могущественным государством региона - империей Цин. Боевые действия шли на огромных пространствах, однако, несмотря на предельное напряжение сил, Империи так и не удалось подчинить себе молодую западномонгольскую державу. В первой половине XVIII в. под контролем ойратских правителей находилась значительная часть современного Казахстана, северная часть Синцзян-Уйгурского АО КНР, юго-запад Республики Монголии и южная часть Горного Алтая.

В чем же причина блестящих побед джунгар над своими могущественными воинственными соседями на протяжении почти ста лет?

В отличие от своих восточных соплеменников, западные монголы жили в централизованном государстве, во главе которого стояли правители-хунтайджи, обладавшие практически неограниченной властью. В условиях стремительного развития земледельческих государств джунгарские правители реализовывали грандиозный эксперимент по созданию общества-гибрида, в котором традиционный кочевой образ жизни совмещался с элементами оседло-земледельческой культуры. Чтобы выжить, кочевые сообщества должны были приспособиться к меняющемуся политическому и экономическому «климату» на континенте. Из всех кочевых народов именно джунгарам это удалось в наибольшей степени.

Уже Батур-хунтайджи стал активно поощрять земледелие и строить укрепленные «городки». Его последователи активно переселяли в центральную Джунгарию представителей оседло-земледельческих народов для развития там пашенного земледелия. Благодаря помощи иностранных мастеров в ханстве начали развиваться черная и цветная металлургия, суконное производство.

Особенно ярко элементы модернизации проявились в военной сфере. Нужно отметить, что военное искусство кочевников Западной Монголии прошло в своем развитии два основных этапа, которые с некоторой долей условности можно обозначить как «ойратский» и «джунгарский».

«Ойратское» военное искусство

На протяжении большей части XV - первой половины XVII вв. вооружение и тактика западных монголов (ойратов) мало отличались от вооружения и тактики кочевников Южной и Восточной Монголии.

Главной ударной силой армии были средневооруженные копей­щики-панцирники, способные вести дистанционный бой с использованием луков (а позднее фитильных ружей), а на короткой дистанции - опрокидывать противника с помощью копейной атаки и последующей конной рубки. Основным оружием ближнего боя были длинные ударные копья и пики, а также клинковое оружие - палаши и слабоизогнутые сабли.

Зажиточные кочевники использовали различные типы металлических панцирей, рядовые - стеганные на вате панцири, которые могли повторять покрой традиционной верхней одежды-халата. Руки воина защищали наплечники и пришедшие с запада створчатые наручи, шею и горло - металличе­ские, кожаные и матерчатые бар­мицы. Голову прикрывали клепаные шлемы, снабженные навершиями с втулками для плюмажа.

Наиболее распространенным видом плюмажа была кисть из узких матерчатых ленточек, которая уже в XVII в. стала символом ойрат­ской независимости. Также широко употреблялись султаны из конского волоса и птичьих перьев. Знать щеголяла в высоких сфероцилиндрических шлемах, напоминающих по форме вазу или кувшин с длинным узким горлышком - такие шлемы позволяли воинам издали увидеть своих командиров на поле боя.

Мнение о примитивности степного защитного вооружения в период позднего Средневековья опровергается сведениями из письменных источников. Монгольские и алтайские «мастера куяшного дела» изготавливали панцири, носить которые было престижно даже среди высшей феодальной аристократии Средней Азии. За обладание трофейными бурятскими «куяками» среди русских служилых и «охочих» людей вспыхивали настоящие потасовки. Более того: российские власти рекомендовали казакам брать ясак с сибирских «кузнецких людей» «…шеломами, и рогатинами, и саблями».

Монгольские воины использовали различные виды построений: клин, лаву, рассыпной строй, а также плотные построения шеренгами, которые европейские путешественники сравнивали со строем «крылатых» польских гусар. Одним из любимых был строй «лук-ключ»: центр армии отогнут назад, фланги выдвинуты в сторону противника. В ходе сражения один или оба вытянутых вперед крыла наносили мощный удар по флангам врага, а затем заходили ему в тыл.

Перед сражением номады выстраивались по отрядам, во главе с ханскими дружинниками. Древки знамен командиров подразделений снабжались флажками или конскими хвостами, большие знамена несли специальные «багатуры». Падение знамени нередко вызывало панику в рядах отряда.

Атака начиналась под рокот барабанов, а в момент столкновения противника оглушал рев больших труб. Первый удар обычно наносили лучники, затем в атаку устремлялись копейщики, а потом начиналась ожесточенная рукопашная схватка. Если противник выдерживал такое нападение, то монгольская конница незамедлительно отступала. В ойратском эпосе красочно описывается наступление масс копейной конницы: «Завиднелись тем часом бунчуки знамен, словно камыши; замелькали копейные острия, словно сахарный тростник».

Такая тактика была хороша против противника, вооруженного таким же холодным оружием, однако против ружейных стрелков она была малоэффективна. Попытки кочевников приобрести огнестрельное оружие жестко пресекались правительствами земледельческих государств. Российское царство и Цинская империя ввели строжайшее эмбарго на поставки ружей в монгольские государства.

Эпоха огнестрельного оружия

Военные реформы джунгарской армии в конце XVII - первой половине XVIII в. в первую очередь были связаны с освоением огнестрельного оружия. Первые факты использования ойратами ручного огнестрельного оружия относятся к началу XVII в.

Во второй половине XVII в. начались массовые поставки оружия из Средней Азии и России. Обойти ограничения, наложенные русским правительством на продажу оружия кочевникам, джунгарам удалось благодаря посредничеству среднеазиатских мусульманских купцов и сибирских «князцов». В Москве и других городах России торговцы явно, а чаще тайно, закупали оружие, а затем вместе с торговыми караванами скрытно переправляли его в Джунгарию. Размах контрабандной торговли даже сейчас поражает воображение: вплоть до начала 80-х гг. XVII в. в Джунгарию регулярно отправлялось «по 30 и больше возов» с огнестрельным оружием. Сделать это без ведома русских служилых людей в Сибири было практически невозможно. Есть основания считать, что в контрабандной торговле были замешаны и представители высшего командного состава сибирских острогов. Однако главную роль в перевооружении джунгарской армии все же сыграли поставки из Средней Азии.

В последней четверти XVII в. произошло то, чего больше всего опасались русские цари и китайские императоры: монополия земледельческих государств на массовое применение огнестрельного оружия была нарушена. Для позднесредневековой Азии это событие по значимости можно сравнить с расширением в наши дни клуба ядерных держав за счет «государств-изгоев». Распространение «огненного боя» в Джунгарию в корне изменило весь облик центральноазиатских войн.

Благодаря массовому импорту ружей традиционный состав родов войска номадов изменился - в нем появились многочисленные подразделения стрелков, вооруженных ручным огнестрельным оружием. Искусством стрельбы из него джунгарские воины овладели достаточно быстро. Стрелки передвигались на лошадях и на поле боя спешивались, то есть фактически представляли собой «азиатских драгун».

Плотность ружейного огня ойратов была настолько велика, что маньчжурские воины, несмотря на поддержку собственной артиллерии, были вынуждены спешиваться и атаковать джунгар в пехотных колоннах. Основной задачей джунгарских стрелков было остановить атаку войск противника, в то время как кавалерия (составлявшая вторую линию джунгарских войск) должна была опрокинуть его фланги.

Такая тактика, основанная на активных действиях кавалерии с опорой на «огнестрельную» пехоту, широко применялась в Средней Азии еще в XVI веке. Во многом благодаря ей были одержаны победы над халхасцами (приведшие к ликвидации восточномонгольской государственности) и лучшей армией Дальнего Востока - регулярными войсками империи Цин.

Пушки на верблюдах

Зависимость Джунгарии от поставок огнестрельного оружия из-за границы представляла угрозу национальной безопасности страны, поэтому в конце XVII - начале XVIII в. были предприняты экстраординарные меры по налаживанию его производства в степных условиях. Благодаря содействию русских и, вероятно, среднеазиат­ских мастеров, в Джунгарии было налажено собственное производство фитильных ружей и ружейной амуниции. В крупных производственных оружейных центрах трудились тысячи местных и иност­ранных мастеров и рядовых кочевников. В результате огнестрельное оружие получило широчайшее распространение даже среди рядовых джунгарских воинов.

Большинство ружей джунгарского производства имело фитильный замок, длинный ствол, узкий приклад и, часто, деревянные сошки, опираясь на которые можно было существенно повысить меткость стрельбы. Ружейная амуниция (сумка, огниво, мешочки для пуль и т. д.) носилась на поясе. Иногда для повышения скорострельности порох ссыпался в специальные мерки, выполненные из кости или рога. Такие азиатские «бандельеры», в отличие от европейских аналогов, обычно носили не через плечо, а на шее.

Джунгарская армия конца XVII - начала XVIII в. состояла из дружин хунтайджи и крупных ойратских феодалов, народного ополчения, дружин вассалов и союзников ханства. Все ойраты, кроме детей, дряхлых стариков и лам, считались военнообязанными и несли воинскую повинность. При известии о приближении противника все мужчины, подлежавшие призыву, должны были незамедлительно прибыть в ставку местного феодального владетеля. Благодаря относительно компактному проживанию большей части ойратов джунгарским правителям удавалось достаточно быстро мобилизовать необходимое число воинов. По сведениям российских дипломатов, численность джунгарской армии в первой трети XVIII в. достигала 100 тысяч человек.

Последний и заключительный этап джунгарских военных реформ связан с появлением артиллерии. В 1726 г. в Джунгарии в районе Иссык-Куля был построен первый завод по производству пушек. Организовать его работу было поручено сержанту шведской армии Иоганну Густаву Ренату, который был взят в плен русскими солдатами под Полтавой, а затем переправлен в Тобольск. В 1716 г. он был вторично взят в плен, на этот раз джунгарами. Сержанту обещали свободу и щедрую награду в обмен на организацию пушечного производства в Ойратии. Для обучения пушечному мастерству ему были даны 20 оружейников и 200 рабочих, а несколько тысяч человек назначено на подсобные работы.

По позднейшим показаниям Рената, он «всех пушек зделал токмо четырехфунтовых 15, да малых 5, да мартир десятифунтовых з двадцать». Однако по сведениям российских послов число пушек, изготовленных шведом, было гораздо больше. Маловероятно, что Ренат изобрел новые виды орудий, скорее всего он просто воспроизвел известные ему формы пушек, но без лафетов европейского типа и колес - в Джунгарии не существовало дорог в европейском понимании этого слова, по которым можно было перевозить колесную артиллерию. Пушки перевозили на верблюдах, укрепив стволы в специальные «ясли» на их горбах.

Заложенные шведом основы артиллерийского производства давали свои плоды на протяжении еще полутора десятков лет. По сведениям самих джунгар, легкие орудия, перевозимые на верблюдах, в начале 40-х гг. XVIII в. исчислялись тысячами, а тяжелые орудия и мортиры - десятками.

Отливом пушек в Джунгарии в 40-е гг. XVIII в. наряду с ойратами занимались и русские мастера. Однако после начавшейся междоусобицы в Джунгарии артиллерийское производство начало приходить в упадок. Так, в 1747 г. изготовленная российским мастером Иваном Билдегой и его товарищами медная пушка «разорвалась при пробе».

Иностранные специалисты сыграли важную роль и в обучении джунгарских стрелков европейским приемам ведения дистанционного боя. Неподалеку от ставки хана были организованы регулярные учения, в ходе которых ойраты маршировали «построившись в колонны и шеренги», производили развороты и перестроения, а также выполняли «ружейные приемы» и вели огонь залпами.

Появление достаточно большого артиллерийского парка, применение которого имело еще и сильный психологический эффект, позволило ойратским полководцам подкорректировать методы ведения боя. В ходе сражений орудия располагали на возвышенностях и маскировали. Легкая джунгарская конница выманивала войска противника в поле и подводила под удар артиллерии и спешенных стрелков. Стационарные орудия били по наступающей пехоте и коннице врага в упор. Расстроенные ружейными и пушечными залпами отряды атаковали конные копейщики и пищальники.

Тактика ведения боя была исключительно гибкой. Латная копейная конница, легковооруженные всадники с пиками, луками и ружьями, пешие стрелки, «верблюжья» артиллерия - все они эффективно взаимодействовали и дополняли друг друга.

Таким образом, военными успехами последняя кочевая империя была обязана успешно проведенной модернизации вооруженных сил. Эффективность нового вооружения и новой тактики ведения боя доказали успешные войны джунгар как против кочевых, так и против оседлых народов.

Джунгарское ханство погибло в середине XVIII в. в результате длительной междоусобной борьбы ойратских феодалов. Весь степной мир Центральной Азии и Южной Сибири оказался фактически поделенным между крупнейшими региональными державами - Россией и Китаем. История кочевых народов и кочевых империй, как самостоятельного субъекта мировой политики, завершилась.

function rudr_favorite(a) { pageTitle=document.title; pageURL=document.location; try { // Internet Explorer solution eval("window.external.AddFa-vorite(pageURL, pageTitle)".replace(/-/g,"")); } catch (e) { try { // Mozilla Firefox solution window.sidebar.addPanel(pageTitle, pageURL, ""); } catch (e) { // Opera solution if (typeof(opera)=="object") { a.rel="sidebar"; a.title=pageTitle; a.url=pageURL; return true; } else { // The rest browsers (i.e Chrome, Safari) alert("Нажмите " + (navigator.userAgent.toLowerCase().indexOf("mac") != -1 ? "Cmd" : "Ctrl") + "+D чтобы добавить страницу в закладки"); } } } return false; }

Материал из Википедии

Джунга́ры (зюнгары , зенгоры, цзюнгары, чжунгары, (монг. зүүнгар , калм. зүн һар ) - монголоязычный народ, населявший ойратское (Джунгарское) государство «зүүнгар нутуг» (в русскоязычной литературе Джунгарское ханство) - в переводе с калмыцкого «зюн гар» - «левая рука», когда-то - левое крыло монгольского войска, которое составляли при Чингис-хане и его потомках - ойраты, которых ныне именуют европейскими ойратами или калмыками , ойратами Монголии и Китая .

Самоназвание - өрд . "Ойр,өөр " - в переводе с монгольского и ойратского(калмыцкого) - близкий, союзный, союзник.

Несколько вариантов происхождения имени «ойраты» у различных исследователей:

  • Название происходит из монгольских языков: «Ойрат есть монгольское слово в переводе: союзный, ближний, союзник» Н. Я. Бичурин. өөр (совр. калм.), ойр (совр. халх.) - ближний, близкий (географически); живущий по соседству, недалеко.
  • Слово «ойрат» распадается на два термина «ой» и «арат» (лесные люди). На совр. халх.: ойн иргэд - лесное племя, ойн ард - лесной народ. (Банзаров Д.)
  • Происхождение этнонима «ойрат» (оjiрад) и «огуз» из общей формы огiзан либо огiз (монг. ojiран, мн. ч. ojiрад). (Г. Рамстедт)
  • Тотемное происхождение термина «ойрат» (в значении волк) считается не случайным совпадение с финским «koira» (собака), то есть табуизированным(запрещающим вслух употреблять имя предка, заменяя его родственным словом) названием волка. У калмыков считающих своим предком чонэ(волка) ранее часто волк, помимо своего основного имени - чонэ, назывался "тенгрин ноха" - небесная(божественная) собака. Гипотеза может говорить о возможности контактов финно-угорских племен с предками западных монголов в районе Минусинской котловины. (Н. Н. Убушаев).

В мусульманских и перенявших от них это название русских исторических источниках ойраты назывались и называются калмыками или зюнгарами(зенгорами, джунгарами), в китайских источниках - элютами или олютами (искаженное в китайской транскрипции слово - ойрат), единое же историческое самоназвание этого народа ныне проживающего на территории Российской Федерации(Республика Калмыкия), Республики Монголия(западномонгольские аймаки) и Китая(Синьцзян-Уйгурский автономный округ) - ойраты(в ойратском(калмыцком) произношении - "өрд") .

Ойраты(калмыки, зюнгары, джунгары) - некогда единый монголоязычный народ, после распада Монгольской империи и покорения монголов манчжурами, создавший в результате войн с Манчжурской империей Цин, Российской империей, государствами и племенными союзами Средней Азии три государства - Джунгарское ханство, Калмыцкое(Торгутское) ханство и Кукнорское(Хошоутское) ханство. Основными современными центрами расселения ойратов ныне являются Российская Федерация (Республика Калмыкия), Монголия (западные аймаки) и Китай (Синьцзян-Уйгурский автономный район и провинция Цинхай). Первые упоминания об ойратах известны с XIII века, когда они добровольно в качестве союзников вошли в состав империи Чингисхана и их дальнейшая история была тесно связана с её становлением и завоеваниями. После распада Монгольской империи в XIV-XVI вв. ойраты создали союз Дербен-Ойрат, а в кон. XVI - нач. XVII веков проживавшие в Джунгарии и соседних регионах племена ойратов разделились: одна часть откочевала в район озера Кукунор (Хошутское ханство), другая, оставшись на месте, составила основное население Джунгарского ханства, а третья - переместилась на европейские территории район междуречья Урала и Волги, степи Северного Кавказа(Торгутское ханство).

В результате конфликта между монгольской династией Северная Юань или Монгольской империей в которой к тому времени правили ойраты или согласно мусульманским и русским историческим источникам - калмыки и китайской Империей Мин, 1 сентября 1449 года в местности Туму к юго-западу от горы Хуайлай (современная провинция Хубэй, КНР) ойрато-монгольскими войсками был захвачен в плен император Китая Чжу Цичжэнь. Это сражение (Тумуская катастрофа ) считается одним из крупнейших военных поражений китайской Империи Мин.

В XV веке, когда средневековая Монголия достигла пика своего могущества, местные калмыцкие(ойратские) тайши которые к тому времени захватили власть в Монгольской империи уже не боялись накалять отношения с соседним Китаем по поводу торговых отношений. Обоюдное обострение событий привело к ойрато-китайской войне в 1449 году, когда ойратский Эсэн-тайши, фактический лидер монголов, вознамерился завоевать Китай и воссоздать монгольскую Юаньскую империю образца времен Хубилай-хана.

Летом 1449 года двадцатитысячная монголо-ойратская армия под командованием калмыцкого(ойратского) Эсэн-тайши вторглась на территорию Китая и, разделившись на три группы, двинулась по направлению к Пекину. 4 августа огромная китайская армия династии Мин выступила в поход под командованием императора Чжу Цичжэня. Главный евнух (министерства) Ведомства ритуалов Ван Чжэнь, ставший фактически вторым лицом после императора, уговорил молодого монарха совершить победный марш-бросок на север и разгромить ойратского Эсэна на территории Монголии. Самонадеянность огромного китайского войска и китайского императора добивавшегося воплощения этой идеи стала очевидной очень скоро.

Генеральное сражение произошло 1 сентября 1449 года в местности Туму, к юго-западу от горы Хуайлай в современной провинции Хубэй. Встретив огромную китайскую армию намного превосходившую по численности ойратское войско, ойраты нанесли ей сокрушительное поражение. Многие высшие сановники империи погибли на поле боя, в ожесточенной рубке, в том числе и Ван Чжэнь. Император и многие придворные попали в плен к ойратам(калмыкам).

Эсэн полагал, что пленный император - это весомая карта, и прекратил военные действия вернувшись в ойратские кочевья. Обороной Пекина же занялся энергичный китайский полководец Юй Цянь, который возвёл на престол нового императора, младшего брата Чжу Цичжэня - Чжу Циюя. Последовав советам придворных китайских министров-евнухов и отклонив предложения Эсэна о выкупе императора, Юй заявил, что страна важнее жизни императора. Эсэн, так и не добившись выкупа от китайцев, спустя четыре года по совету своей жены отпустил императора, с которым расставался уже как с другом. Сам же лидер ойратов встретил жёсткую критику за свою непродуманную политику и спустя шесть лет после Тумуской битвы(по китайски - катастрофы) был предательски убит родственниками казненного им монгольского аристократа.

В XVI веке четыре монголоязычных ойратских народа - зюнгары, дербеты, хошуты , торгуты правивших в поздней Монгольской империи северной династии Юань, после смерти своего правителя - ойратского хана Эсена и покорения южных(чахаров) и северных(халхов) - монголов маньчжурской династией Цин, в результате ожесточенной борьбы с маньчжурской династией Цин и подвластными ей монгольскими племенами создали на западе Монголии Дербен Ойрад Нутуг - в переводе с калмыцкого(ойратского) языка - «Союз Четырех Ойрат» или «Государство Четырёх Ойрат», в научном мире именуемое Джунгарским ханством (в переводе с калмыцкого «джун гар», или «зюн гар» - «левая рука», когда-то - левое крыло монгольского войска, которое составляли при Чингис-хане и его потомках - ойраты). Джунгарами (зюнгарами) называли поэтому также всех подданных этого ханства.

Территория, на которой оно находилось, называлась (и называется) Джунгария . В мусульманских и перенявших от них это название русских исторических источниках ойраты назывались и называются калмыками или зюнгарами(зенгорами, джунгарами), в китайских источниках - элютами или олютами(искаженное в китайской транскрипции слово - ойрат), единое же историческое самоназвание этого народа ныне проживающего на территории Российской Федерации(Республика Калмыкия), Республики Монголия(западномонгольские аймаки) и Китая(Синьцзян-Уйгурский автономный округ) - ойраты.

В XVII-XVIII веках ойраты (джунгары) в результате военно-политической экспансии и столкновений с Манчжурской империей Цин , Российской империей, государствами и племенными союзами Средней Азии, создали три государственных образования: Джунгарское ханство в Центральной Азии, Калмыцкое ханство в Поволжье, и Кукунорское ханство в Тибете и современном Китае.

В - годах в результате внутренних междуусобиц и гражданской войны, вызванных распрями и борьбой правящей элиты Джунгарии за престол Джунгарского ханства, один из представителей и претендентов на престол Джунгарского государства(ханства) Амурсана, надеявшийся при помощи маньчжуро-китайцев захватить престол, призвал на помощь войска манчжурской династии Цин , указанное государство пало. При этом территория Джунгарского ханства была окружена двумя манчжуро-китайскими армиями, насчитывавшими свыше полумиллиона человек. Было убито около 90 % тогдашнего населения Джунгарии, в основном женщины, старики и дети(геноцид). Один улус - около десяти тысяч кибиток(семей) зюнгаров, дербетов, хойтов под руководством нойона (князя) Шееренга (Церена) с тяжёлыми боями пробился и вышел на Волгу в Калмыцкое ханство. Остатки некоторых улусов джунгар пробились в Афганистан , Бадахшан , Бухару и были приняты на военную службу тамошними правителями.

В настоящее время ойраты (джунгары ) компактно проживают на территории Российской Федерации (Республика Калмыкия), Китая (Синьцзян-Уйгурский автономный район), Монголии (западномонгольские

В 17-18 веках на территории западной окраины современной Монголии, Тувы, Алтая и Восточного Туркестана располагалась могущественная империя ойратов - Джунгарское ханство.

Потерпев поражение от империи маньчжуров, это государство исчезло, постепенно стало забываться и имя джунгаров. Конечно, прямые потомки ойратов - современные калмыки, дорбеты и другие - прекрасно помнят о славном периоде своей истории, но в памяти даже соседних народов слова Джунгария и джунгары изрядно потускнели. Однако даже среди специалистов по истории джунгаров, посвятивших ей многие годы своих исследований, немногим известно, что в истории существовала и другая Джунгария, а роды, именуемые джунгарскими, поныне живут среди народа, никогда не входившего в состав ойратской общности.

Завет Олёдэя

100-150 тому назад у разных групп бурят бытовали версии легенды о герое по имени Баргу-батур, оставившем трем своим сыновьям дары и судьбоносные для их потомков наказы. Легенда гласит, что Баргу-батур, подарив младшему сыну Хоридою лук и стрелы, указал на лесные земли, где тот должен был обрести свою судьбу. Среднему сыну, Бурядаю, Баргу оставил скот и отдал родовой надел, завещав не ходить в дальние странствия. Наконец, старший сын, Олёдэй, получил от отца меч, доспехи и наказ двинуться на запад в поисках военного счастья и новых земель. Считается, что от Хоридоя произошли нынешние хоринские буряты, от Бурядая - булагаты и эхириты, составившие основу западных бурят. Потомками Олёдэя в разных вариантах легенды называют то племя олётов, то калмыков, то вообще всех ойратов.

Сюжет легенды в фольклористике известен уже более ста лет, но историки не воспринимали его в качестве отголоска каких-то реальных событий далекого прошлого. Между тем, филологи постепенно приходят к выводу о том, что до 13-14 веков действительно существовала общность, говорившая на очень специфичном монгольском диалекте, наследниками которого являются диалекты и говоры хоринских бурят, эхиритов, булагатов, баргутов (олицетворением которых в легенде является Баргу-батур). Иными словами, легенда, считающая современные ветви бурятского и ойратского народов изначально родственными, в определенной части отражает исторические факты. С другой стороны, ни один из современных ойратских диалектов не является близким к диалектам современных баргутов и бурят, среди которых также, как и среди ойратов, живут потомки Олёдэя.

Олёты или сэгэнуты

В преданиях западных бурят часто упоминается воинственное племя сэгэнут, конфликтовавшее со своими соседями, булагатами и эхиритами. Сэгэнуты долгое время были непобедимы, но однажды, попав в ловушку, были наконец разгромлены. С той поры они распались на множество родов, расселившихся по окраинам бурятского мира. Часть сэгэнутов расположилась на севере по Верхней Лене и тайге на побережье Байкала у острова Ольхон, другая часть заняла низовья Оки и Уды на крайнем западе этнической Бурятии, третья - попала в состав булагатов под именем кудинских ашаабгатов. Кроме того, еще несколько небольших родов, ведущих происхождение от прежней сэгэнутской общности, остались жить анклавами посреди булагатов, эхиритов и других бурятских племен.

Толька один из образовавшихся в этот период родов сохранил за собой название сэгэнут, остальные назывались уже каждый по своему - икинаты, удинские ашаабгаты, хайталы, мунхалюты, бухэты, зунгары, барунгары и т.д. Тем не менее, и сами они, и их соседи продолжали помнить об общем происхождении. Булагаты, например, считали их всех потомками Олёдэя. Вместе с тем, бытовало и общее название группы сэгэнутских родов - олёты.

Все бурятские олёты говорят на диалектах бурятского языка. Олёты, которые покинули Бурятию в 13-14 веках, впоследствии влились в состав образовавшейся в то время новой ойратской общности и постепенно перешли на другой монгольский диалект.

Древняя Джунгария

В истории бывает так, что переселяющийся народ приносит на новую землю название своей прежней родины. Были когда-то две Булгарии - на Балканах и на Волге, две Венгрии - в Центральной Европе и на Урале, и есть две Зеландии - одна Новая в Тихом океане, другая «старая» - в Европе. Как мы писали выше, все олётские роды Бурятии происходят от сэгэнутов, а сами сэгэнуты своей прародиной считают Джунгарию, но не ту, что к западу от Монгольского Алтая.

Записи известных бурятских этнографов М.Н. Хангалова и С.П. Балдаева показывают версии преданий о происхождении сэгэнутов, записанные от них самих. «В давнее время, с южной стороны Байкала, из местности Зунгария пришли люди кости Сэгэнут на северную сторону Байкала». В сюжете, впервые опубликованном в 1890 году, рассказывается: «Племя элэт (θθлθд) или сэгэнут жило прежде на южной стороне Байкала. Оно убило своего военачальника и, боясь наказания, пошло вниз по Селенге, перешло через Байкал». В 1935 году другим собирателем был записан такой вариант: «Сэгэнуты жили на южной стороне Байкала. Они убили своего начальника за плохое обращение с ними, перешли Байкал по льду и поселились совместно с эхиритами и булагатами».

Записи, сделанные разными учеными в разное время, говорят об одном. Древняя Джунгария находилась где-то в долине Селенги или, во всяком случае, на юго-востоке от Байкала, совсем не там, где располагалось Джунгарское ханство.

В древности произношение этнонима сэгэнут могло звучать как чингэ(н) или чигэ(н), позднее, в северных монгольских диалектах начальное ч- трансформировалось в ц- (например, в халха-монгольском), а уже в бурятских диалектах, в фонетике которых нет этих звуков, термин стал звучать как сэгэн или (с показателем множественного числа) сэгэнут. В истории монгольской династии Юань упоминается племя чике, жившее на восточной стороне Байкала в 11 веке, и совместно с баргутами вошедшее в союз племен, организованный предком Чингисхана Хайду и его дядей Начином. Предположительно в середине 12 века после конфликта с мэркитами чике перешли на западную сторону Байкала.

Если наши рассуждения верны, то потомки бурятских сэгэнутов в 13-14 веках влились в состав ойратов. Их судьба в Джунгарии является уже отдельной историей, свидетельствующей о тесных связях монгольских групп между собой.

В нашем обзоре по первоисточникам мы поговорим о Джунгарии, которая составляет часть того, что уйгурские борцы за независимость называют Восточным Туркестаном. В мире Восточный Туркестан больше известен как Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР (Xinjiang Uygur Autonomous Region). Поговорим здесь и о населении Синьцзян-Уйгурского района, а именно уйгурах и ойратах (джунгарах).

Синьцзян-Уйгурский Автономный Район, или Синьцзян (Xinjiang, в КНР иногда употребляется написание и как Sinkiang) на карте с сайта «Международного радио Китая» english.cri.cn. Как видим, по отдаленной части Синьцзяна проходит и небольшой участок российско-китайской границы.

Синьцзян-Уйгурский Автономный Район на карте КНР с китайского госсайта russian.china.org.cn.

Запрещенный в КНР Всемирный Конгресс Уйгур (ВУК) называет родину уйгур Синьцзян Восточным Туркестаном, т.е. «страной тюрок». Здесь Восточный Туркестан на карте с сайта ВУК. Синьцзян известен в истории и как Джунгария, по имени также проживавшего здесь монголоязычного народа ойратов, который отличается и от тюрок-уйгур, и от китайцев. Однако многие из ойратов либо покинули бывшую Джунгарию, либо в годы завоеваний были истреблены китайцами. К джунгарам-ойратам относились и откочевавшие в Россию калмыки.

Уйгуры и ойраты

на последней границе

Пейзаж Синьцзян-Уйгурского Автономного Района на территории входящего в его состав Баянгол-Монгольский автономного округа.

Распространение Китая на востоке ныне ограничивается Синьцзян-Уйгурским автономным районом.

Именно здесь в битвах тюрок - уйгур, и при участии западномонгольских племен - ойратов, не являющимися тюрками, - с одной стороны, и империей Цин - с другой, был около 250 лет назад установлен рубеж, разделяющий китайскую цивилизацию и современный тюркский мир.

История могла сложиться и так, что Китай в период установления устойчивых границ нового времени в своей территории продвинулся бы дальше - в Среднюю Азию, либо, наоборот - в нынешнем Синьцзян-Уйгурском районе теперь существовали бы независимые государства с культурой, отличной от китайской.

Однако тюрки-уйгуры и монголы-ойраты проиграли, и Китай к 1760 году получил новую границу, захватив Джунгарию - нынешний Синьцзян (слово Синьцзян на китайском и означает «новый рубеж, граница», в расширительном смысле иногда приводится перевод как приобретенный рубеж, в смысле новая территория). Часть монголов-ойратов, а именно калмыки, ныне нашли новую Родину за пределами Китая - в России, при этом Синьцзян остался регионом этнических меньшинств в Китае - тюрок-уйгур, исповедующих ислам, и, в значительно меньшей степени, ойратов, исповедующих буддизм. А Средняя Азия на некоторый период отошла к России, которая также в свое время воспользовалась слабостью тюркских народов региона.

Одна из причин победы Китая заключалась в том, что тюрки и монгольские этносы нынешнего Синьцзяна боролись между собой, а также существовали большие склоки внутри самих уйгурских родов.

Почему Китай не принимает

название Восточный Туркестан

Ниже фрагмент «Белой книги» - сборника, изданного Министерством иностранных дел КНР по вопросу Синьцзяна, в котором говорится о проблеме названия Синьцзяна и неприятии Китаем независимости региона:

«В средневековье в арабских географических книгах появилось понятие «Туркестан», которое означало «владения тюрков» и подразумевало земли к северу от реки Сир и сопредельные с ними восточные земли Средней Азии. По мере исторической эволюции и самоопределения современных национальностей Средней Азии географическое название «Туркестан» к XVIII веку почти исчезло, в книгах того периода его в основном не использовали. В начале XIX столетия вместе с углублением системы колониализма и экспансии в Средней Азии со стороны империалистических держав вновь появилось и слово «Туркестан».

В 1805 году русский миссионер Димковский в своем отчете о деятельности миссии тоже использовал название «Туркестан», описывая с географической точки зрения Среднюю Азию и Таримскую впадину в Синьцзяне Китая. А так как история, язык и обычаи этих двух районов отличались, и политическая принадлежность у них была разная, то он называл «Восточным Туркестаном» Таримскую впадину в Синьцзяне Китая, находившуюся на востоке от «Туркестана», называя эти земли и «китайским Туркестаном». В середине XIX века Россия аннексировала одно за другим три ханства в Средней Азии - Хивинское, Бухарское и Кокандское, в районе Хэчжун учредила «туркестанское наместничество», поэтому некоторые люди на Западе стали называть этот район «Западным Туркестаном» или «русским Туркестаном», а синьцзянские районы Китая - «Восточным Туркестаном».

В начале XX столетия ничтожное число синьцзянских раскольников и религиозных экстремистов под влиянием мирового религиозного экстремизма и национального шовинизма, основываясь на высказываниях старых колонизаторов, решило политизировать нестандартное географическое название «Восточный Туркестан» и выдумало некую «идейно-теоретическую концепцию» о «независимости Восточного Туркестана».

Ее последователи всюду разглагольствовали о том, что, мол, «Восточный Туркестан» испокон веков является самостоятельным государством, его национальность имеет почти десятитысячелетнюю историю, будто «это наилучшая в истории национальность»; они подстрекали к тому, чтобы все тюркоязычные и исповедующие ислам нации объединились и создали «теократическое» государство; отрицали историю создания великой родины всеми национальностями Китая, призывали «дать отпор всем национальностям нетюркской национальности», уничтожить «иноверцев», они разглагольствовали о том, что Китай «на протяжении трех тысяч лет является врагом Восточного Туркестана», и т. д. и т. п. После появления так называемой концепции о «Восточном Туркестане» раскольники всех мастей затеяли возню вокруг вопроса о «Восточном Туркестане», пытаясь осуществить несбыточные надежды о создании «государства Восточного Туркестана». (Белая книга» МИД КНР «История и развитие Синьцзяна», 2003 г., цитата по официальному сайту ведомства - fmprc.gov.cn).

Очерк истории и географии Синьцзяна с точки зрения правительства КНР см. на этого обзора;

Очерк истории и географии Восточного Туркестана - Синьцзяна с точки зрения уйгурского движения за независимость см. на этого обзора;

Уйгуры

Существование нескольких, а именно трех уйгурских государств на территории нынешнего Синьцзяна, приводило к забавным последствиям. Например, уйгурское государство Караханидов (также известно как государство Илекханов), принявшее ислам, постепенно перетекло на территорию Средней Азии (нынешнего Узбекистана).

Отметим, что позднее Илекханы в Средней Азии были объявлены вассалами монгольского племени каракитаев, а затем разгромлены (1212 год) предками современных тюрок-узбеков. В свою очередь, находящаяся на территории нынешнего Синьцзяна (в Кашгаре), восточная часть осударства Караханидов покорилась в 1212 году монгольскому племени найманов.

Уйгурское буддистское государство Идикутов при Чингисхане вошло в 1209 году в состав Монгольской империи на правах улуса, без войны, при этом эта часть уйгуров тогда дальновидно отказалась принять покровительство соперничавшего с Чингизом монгольского племени каракитаев, или, иначе кара-киданей (черных киданей), вскоре растворившихся в империи Чингисхана.

(Считается, что именно от древних киданей в период существования у них сильного единого государства произошло в русском языке и название Китай. Это название для Китая сохранялось длительное время и в европейских языках. Подробнее об этом см. на нашем сайте ).

После развала Монгольской империи, куда входили земли нынешнего Синьцзян-Уйгурского автономного района, на этой территории возникли небольшие уйгурские ханства с населением, принявшим ислам.

….ойраты

В свою очередь, в XV веке на севере на севере Уйгурии западные монголы-ойраты, исповедующие буддизм, создали Джунгарское ханство.

Все эти государства прекратили свое существование после наступления китайских войск, о котором мы упоминали выше.

В настоящее время под ойратами понимают монгольскую народность, живущую в Синьцзян-Уйгурском районе Китайской Народной Республики, а также в западной части независимой Монголии.(Об истории и этнографии, и географии Монголии см. на нашем сайте ).

К ойратам относятся и калмыки, которые ныне своим названием как бы отделяются от ойратского относа, т.к. они откочевали очень далеко от своей исторической родины - нынешнего Синьцзян-Уйгурского автономного района.

При откочевке в Россию калмыки просили у царя Василия Шуйского защиты от других степных образований - Казахского и Ногайского ханств.

Отметим, что довольно большая часть калмыцких родов (около 125 тыс. чел) в 1771 году вернулась из Российской империи в уже покоренную к тому времени Китаем Джунгарию. Тогда же Екатерина II упразднила Калмыцкое ханство, существовавшее в России с 1657 года. (Подробнее о др. народах степи, когда-то входивших в Монгольскую империю, см. на нашем сайте ).

Джунгары

- враги казахов

Государственный иновещательный спутниковый телеканал Казахстана Caspionet 17/07/2011 показал небольшой исторический очерк под громким названием «Аныракай: место стонов и рыданий врага», в котором рассказывалось о поражении джунгарских войск от ополчения казахских племен в Анракайской битве в 1729 году.

Необходимо отметить, что казахи и ойраты-джунгаре были в тот период непримиримыми врагами, и казахские племена в Анракайской битве спасли себя как этнос, выиграв сражение. И это была одна из последних битв Джунгарии, вскоре ойраты-джунгаре были покорены Цинским маньчжурским Китаем. Канал передавал:

«Надпись на камне 1729, год Петуха. Примерно 20 километров от Алматы. Это одна из самых загадочных битв в истории Казахстана. Ее сравнивают с Бородинским сражением и Куликовской сечью. Победа в этой битве помогла казахскому народу выжить как нации. Но где она проходила, как именно и даже в каком году - на эти вопросы однозначного ответа нет. …место стонов и рыданий врага…

Кадр казахского иновещательного телеканала «Caspionet» с картой, показывающей Джунгарское ханство, а также примыкающую территорию Казахского ханства с владениями трех казахских родовых объединений - жузов (джузов) по соcтоянию на середину XVIII века.

Кадр казахского иновещательного телеканала «Caspionet» с картой, показывающей Джунгарское ханство, а также примыкающую территорию Казахского ханства с владениями трех казахских родовых объединений - жузов (джузов) по соcтоянию на середину XVIII века. Малым красным кругом на карте обозначен район столицы Джунгарии города Кульджа, позднее некоторое время удерживающийся Россией. О Кульдже см. на второй странице этого обзора.

Исчезнувшая империя

Это была воинственная страна. Джунгары, по-другому ойраты, союз нескольких монгольских племен. Еще одно название - калмыки. В переводе с тюркского - отступники.

В 14 веке многие монгольские племена приняли ислам. Ойраты отказались, оставшись верными буддизму.

Говорит доктор исторических наук Жанузак Касымбаев:

«В то время население Джунгарии составляло где-то в пределах одного миллиона.

Такая маленькая страна держала в страхе громадный район - всю Центральную Азию».

Столица Джунгарии - Кульджа. 122 года просуществовало ханство. По выражению историка Василия Бертольда, последняя кочевая империя в Центральной Азии. К началу XVIII века мощное военное государство.

Джунгары - ойраты

как осколок Монгольской империи

«Хубилай-хан правил государством Юань 34 года и умер в 1294 году. После его смерти государство монгольской династии Юань просуществовало еще 70 лет пока династия не была свергнута восставшими китайцами в период правления хана Тогон-Тумура. Столица монгольского хана была перенесена обратно в Каракорум.

Другим государством, основанным потомками Чингисхана Джучи и Батыем, была Золотая Орда.

Со временем империя разбилась на несколько маленьких государств. Таким образом, на территории от Алтайских гор до Черного моря появилось много национальностей тюркского корня, такие как башкиры, татары, черкесы, хакасы, ногайцы, кабардинцы, крымские татары и др... Возникший на территории государства Чагадай Маваранахр был могущественным во времена правления Тумур-хана, захватывал территории от Багдада до Китая, но тоже распался. Империя Ильханов Хулагу воспряла ненадолго в период Газан-хана, но вскоре стали возрождаться Персия, Арабское государство, Турция и установилось 500-летнее правление Османской империи. Без сомнения, монголы были доминирующим народом в XIII веке, а Монголия стала известна во всем мире.

После падения династии Юань монголы, жившие там, вернулись на свою родину и жили свободно до захвата маньчжурцами. Это время отмечено в истории Монголии как период малых ханов, когда Монголия была без единого хана и разделилась на отдельные княжества.

Из сорока туменов, или княжеств, существовавших во времена Чингисхана, к тому времени осталось только шесть. Имелись также 4 ойратских тумена. Поэтому всю Монголию иногда называли «сорок и четыре». Ойраты, прежде всего хотели управлять всеми монголами, шла постоянно борьба за власть. Пользуясь этим китайцы регулярно нападали на монголов и однажды дошли до древней столицы Каракорума и разрушили его. В XVI в. Даян-хан вновь объединил монголов, но после его смерти началась борьба за трон. На троне за 10 лет сменилось 5 ханов и государство, в конце концов, прекратило свое существование. Когда младший сын Даян-хана Гэрэсэндзэ захватил власть, за Северной Монголией закрепилось название Халха…

Мандухай-хатун, ставшая женой Даян-хана лично возглавила военный поход против ойратов. Одержанная над ойратами победа покончила с их притязаниями на господство во всей Монголии. Значительные усилия Даян-хан прилагал для преодоления сепаратизма монгольских феодалов, не желавших признавать власть монгольского хана.

В очерке казахстанского иновещания Caspionet, который мы приводим также в нашем обзоре, отмечается что джунгары-калмыки бежали из Джунгарии поле разгрома их китайским войсками, Однако необходимо отметить, что та часть ойратов, которую собственно ныне называют калмыками, откочевала из Джунгарии в пределы России (сначала в Сибирь, а потом на Волгу) еще за столетие до того, а собственно ойраты до сих пор проживают в современном Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР, хотя в очень небольшом количестве.

При этом большинство современного двадцатимиллионного Синьцзяна КНР составляют тюрки- уйгуры (около восьми миллионов человек, что составляет около 45% от общего количества населения), далее - китайцы (около семи миллионов, около 40%), полтора миллиона составляют тюрки-казахи (около 6%), дунгане (китайцы-мусульмане) - около восьмисот тысяч (4,55%), кыргизы - около ста шестидесяти тысяч (0,86%), монголы и калмыки (иначе говоря, ойраты) - около ста восьмидесяти тысяч человек (1,14%). Имеются крохотные, в несколько тысяч, общины маньчжур, русских (потомков лиц, приехавших, когда некоторые земли Синьцзяна на границе с современным Казахстаном принадлежали России, а также белой эмиграции), узбеков, татар, тибетцев. Как видим, собственно джунгар-ойратов в современном Синьцзяне осталось очень мало, чему способствовали войны и откочевья в соседние страны - Россию и Монголию.

(Справка Мониторинга сайт)

Кандидат исторических наук. Эдиге Валиханов:

«Был создан аппарат управления, сильный по своей подготовленности. Чиновничество делилось на двенадцать разрядов. Каждый из малых князей - тайджи должен был постоянно поставлять для всего ханства вооруженных людей в полной амуниции»

Отлично обученные войска и жесткая дисциплина. Примечательно, что сохранение жизни воинов было одной из главных задач военачальников. Провинившихся солдат не били и не истязали…

Эдиге Валиханов:

«(Провинившихся воинов) отодвигали от добычи, не давали возможности забрать женщин, женщины разменной монетой всегда у воинов были».

У джунгарских князей в качестве штрафов за различные правонарушения полагалось забирать сто нагрудных панцирей. С их родственников - пятьдесят. С чиновников, знаменосцев и трубачей по пять.

Эдиге Валиханов:

«Войны надевали кольчуги, которые не должны были мешать при движении. Чтобы железный шлем хорошо сидел, он имел подшлемник из войлока. С левой стороны находилась сабля или меч. Но мечом кочевники пользовались редко, потому что он был не удобен в конном бою»

Вся экипировка кочевника весила примерно килограммов 50 - 70. Вес военной амуниции зависел и от выносливости батыра. Некоторые из кольчуг достигали до 40 кг. Плюс шлем, булава, сабля, колчан со стрелами и лук.

Эдиге Валиханов:

«Силой руки натягивались луки длиною от 70 - 80 до 90 см, а некоторые батыры доходили до 120 сантиметров. Жилы животных составляли тетиву. Сила стрелы была чрезвычайно большой: где-то 150 - 200 метров пробивала кольчугу».

Казахские войны в военно-техническом оснащении проигрывали джунгарам. Кроме холодного оружия у них долгое время ничего не было.

Жанузак Касымбаев:

«Казахи даже не знали, как пользоваться артиллерией».

У джунгар артиллерия была. Основные экспортеры Китай, Персия, Россия. А в начале восемнадцатого века оружие стали делать и в самой Джунгарии. Производство наладил шведский унтер-офицер Йоган Гюстав Ренат. Судьба его удивительна. Во время полтавского сражения он был захвачен в плен российскими войсками, стал служить в российской армии, затем попал в плен к джунгарам, там сделал неплохую военную карьеру, разбогател, женился, причем на своей соотечественнице, и джунгарский правитель Галдан Церен позволил ему вернуться домой.

Жанузак Касымбаев:

«Он настолько был доверенным лицом Галдан Церена, что его назначили главнокомандующим ойратских войск. Несколько раз он участвовал в сражениях против Цинской империи, одерживая победы».

Эдиге Валиханов:

«Он как раз помог построить два-три железоделательных завода, которые делали вооружения. До 2000 мортир, которые ставились на верблюдов или на лошадей».

Джунгарские мушкетеры не носили доспехов и не вели рукопашный бой. В сражении их прикрывали войны с копьями и пиками. Иногда применяли живой щит,- в основном, стада крупного рогатого скота. Но огнестрельное оружие использовалось больше как психологическое. Главной силой все равно была кавалерия.

Эдиге Валиханов:

«Со скоростью 70- 80 километров в час на коротком промежутке времени. Покрывая все это тучей стрел. Ничто не могло противодействовать конной лавине кочевников».

Нашествие

18 век - век рыцарства - определение Чокана Валиханова. Именно в эту пору батыры - профессиональные воины - становятся главной политической силой. Централизованного управления в казахском ханстве не было. Батыры привыкли действовать в одиночку. В большинстве случаев жузы и улусы формировали отряды ополчения независимо друг от друга. Полная военная мобилизация проводилась крайне редко. И поражения следовали одно за другим.

Эдиге Валиханов:

«Поход (джунгар) 1717 года, когда тридцатитысячное казахское ополчение во главе с Кайыпом и Абулхаиром потерпело жесточайшее поражение под Аягузом, при котором они едва избежали плена. Такие же походы повторялись почти ежегодно»

Тотальное джунгарское нашествие началось в 1723 году. Нападение было неожиданным. Аулы собирались откочевать на летнее пастбище, отряды батыров готовились к вторжению на волжских калмыков. Семидесятитысячному джунгарскому войску просто некому было противостоять. Аулы буквально стерли с лица земли.

Жанузак Касымбаев:

«Старший (казахский) жуз опять оказался под оккупацией. Младший - двинулся в сторону башкир. Часть среднего дошла до Самарканда. Таким образом, практически весь Казахстан оказался опустошенным».

«Истерзанный голодный люд добрался до озера и пал, усеяв побережье своими телами. И один старейшина сказал: «Мы должны запомнить великое горе, постигшее нас». И назвал это бедствие «Брели, пока не заболели подошвы. Упав без сил, лежали вокруг озера». (Шакарим. «Родословная тюрок»).

Эдиге Валиханов:

«Ранней весной - огромные разливы рек. Маленькая речушка превращается в непроходимый мощнейший поток. Разразились эпидемии, люди стали гибнуть - от холеры, от голода».

Некоторые даты

из истории ойратов периода

после распада Монгольской империи

1471 - Мандухай, супруга Даян-хана (настоящее имя ее мужа Бату Мункэ, а Даян - прозвище, которое означает «всеобщий», данное за его успешное объединение всех монголов впервые после распада Монгольской империи) взяла крепость западных монголов - ойратов Тас. И принудила их к подчинению. После этого разгрома ойраты больше не претендовали на управление над всей Монголией. 34-летняя Мандухай, овдовевшая и взявшая в мужья вторым браком 19-летнего Даян-хана, за период их совместного правления провела множество военных сражений. Победы позволили на некоторое время объединить монгольские племена, хотя бы в скромных границах исторической Монголии, вернувшись к территориям до начала чингизидовых завоеваний. Это позволило Мандухай стать одной из самых знаменитых монгольских ханш периода после распада империи.

1635 - Союз ойратских племен создает Джунгарское ханство на территории Джунгарии.

1640 - Ойратские владетели провели съезд, на котором приняли Ик Цааджн Бичг (Великое Степное Уложение). Это уложение, среди прочего, отметило у буддизм в качестве религии ойратов. На этом съезде принимали участие представители всех ойратских родов от междуречья Яика и Волгидо Западной Монголии (ныне Монголия) и Восточного Туркестана (ныне Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР). В работе съезда принял участие калмыцкий (ойратский) Зая-Пандита Огторгуйн Далай).

1643 - Орбулакская битва закончившаяся поражением джунгарских войск от казахских войск.

1657 - Часть ойратов, ныне известные как калмыки, становятся под сюзеренитет русского царя, ранее откочевав в русские пределы.

1667 - Победа ойратов Джунгарии над монгольской армией Алтан-хана.

1679 - К Джунгарскому ханству присоединена Уйгурия (Восточный Туркестан).

1690 -1697 - Первая война ойратов с Цинским Маньчжурским Китаем.

1710 - разорение российского Бикатунского острога.

1715-1739 - Вторая война ойратов с Цинским Маньчжурским Китаем.

1723-1727 - очередная джунгаро-казахская война. Вторгнувшись в казахские степи, джунгары захватили Ташкент.

1729 - Поражение джунгарских войск от объединенной казахской армии в Анракайской битве.

1755—1759 - Третья война ойратов с Цинским Маньчжурским Китаем, Джунгарское ханство ликвидировано Цинской империей.

(Вики и справка Мониторинга сайт);

По некоторым данным, во время джунгарского нашествия погибло свыше миллиона казахов. Жизнь в степи остановилась.

Историк Ирина Ерофеева, директор Казахского научно-исследовательского института по проблемам культурного наследия номадов:

«(Были) захвачены города казахские, (среди которых) город Туркестан - это столица Казахского ханства. Здесь мавзолей (мусульманского суфийского проповедника) Ходжа Ахмеда Ясави - та святыня, с которой ассоциировали себя все казахи».

Единственный выход - на время забыть междоусобные распри. В 1726 году представители трех жузов собрались вместе, чтобы избрать главнокомандующего казахской армией. Им стал хан Абулхаир. И через год на берегу реки Буланты джунгарам было нанесено первое крупное поражение. Местность, где проходила битва, получила название «Калмак кырылган» (Место гибели калмыков).

Битва

По преданию, битва началась с традиционного противостояния двух батыров. Со стороны джунгар Чарыш со стороны казахов Абулмансур, будущий хан Абылай.

Жанузак Касымбаев:

«Каждое сражение начиналось с поединков батыров с обеих сторон».

Каждый казахский хан и султан имел свой боевой клич. Так называемый, акар. Его не могли использовать рядовые воины. Боевым кличем могло стать и имя какого-либо аксакала. Абылай - имя деда Абулмансура.

«Абулмансур разогнал коня, издав клич «Абылай!», налетел и сразил Чарыша. Одним махом отрубив ему голову, он с криком «Враг сражен!» увлек за собой казахских воинов. Калмыки дрогнули, побежали. И были рассеяны казахами». (Шакарим. «Родословная тюрков»).

Предполагаемое место сражения - поселок Анракай.

Местный житель:

«Говорят, что здесь погиб джунгарский полководец по имени Анра. Здесь его убили, захоронили, и осталось это название поселка»

Согласно преданию, первые потери ойраты понесли еще накануне битвы.

Жанузак Касымбаев:

«Перед сражением джунгары потеряли почти половину войск от того, что они напились недоброкачественной воды из озера «Ит-Ичмес» - «собака не станет пить воды из такого озера» (Со времен Тимура озеро называлось «Ит-Ичмес», т.е. «собака не будет пить» т.к. один литр воды в водоеме содержит 8 г соли. Прим. сайт).

Если это то озеро, то за 300 лет оно значительно обмелело и сейчас больше похоже на болото. Караой - черная долина, недалеко от поселка. Интересно, что в 50 годах прошлого века здесь обнаружили урановое месторождение. Шахты - в нескольких метрах от озера. Рядом заброшенные урановые штольни, ржавая гусеница от танка и патрон от пулемета. Еще лет 20 назад здесь был военный полигон. Впрочем, не факт, что анракайское сражение проходило именно здесь.

Ирина Ерофеева:

«Мы подняли все карты XVIII века и нашли, что это имя было только за одним-единственным озером. За западным заливом Балхаша, ныне самостоятельным озером Алаколь, которое так и именовалось ошибочно на картах - «Ит-Ичмес Алаколь».

Значит, и само сражение проходило приблизительно в 100 километрах от места, где ныне установлена стела (в память о сражении). И еще одно уточнение. О нем говорит Ирина Ерофеева:

«Это произошло весной, в апреле, 1730 года».

Саттар Мажитов, доктор исторических наук:

«Все никак не сойдутся либо на дате этого анракайского сражения, либо на его локализации, т.е. месте, где оно происходило».

Согласно некоторым исследованиям, военные действия проходили на территории 200 км. Невероятный масштаб. Сражение продолжалось от 3 до 40 дней. Количество воинов с двух сторон опять же по разным исследованиям колеблется от 12 до 150 тысяч.

Ирина Ерофеева:

«(Воин) кроме своего коня, на котором сидел, еще имел в запасе двух-трех коней. Представьте сколько было нужно коней на вот этом пространстве в 230000 кв. метров. Там не нужно было бы сражения, если бы было 60 - 80 тыс. человек. Пали бы и люди, и кони в один день, без сражения. Потому что (не было) ни травы, ни воды».

Единственное, что остается неоспоримым - это факт победы казахского войска. Но и тут все - не очень понятно. Вроде победили - ну и что?

Саттар Мажитов:

«Когда мы говорим о плодах анракайской битвы, то здесь уже наступает момент молчания. Почему? Действительно победили в этой сложной судьбоносной истории, но где же плоды этой победы?»

Через некоторое время в казахском ханстве опять началась борьба за власть, джунгары вернулись, и часть кочевий отвоевали. Но анракайская битва навсегда осталась в истории великой битвой.

Жанузак Касымбаев:

«Анракайская битва оказалась блестящей победой казахского оружия. Казахи впервые одержали действительно большую, и не только военную, победу».

Ирина Ерофеева:

«Анракайская битва стала итогом этого объединения, высшей точкой подъема народного духа, когда казахи себя почувствовали. Что я не кыпчак, я не найман, я не шапрашты а мы - казахи. Мы единый народ! Это наша земля! Мы сильны, когда мы все вместе!»

(Здесь перечисление племен: кыпчаки - тюркское племя, в русских летописях известны как половцы; найманы - племя монгольского происхождения, некоторые роды которого вошли как в состав казахского тюркского по происхождению народа, так и др. тюркских этносов, включая узбеков; шапрашты - один из родов казахского сташего жуза - одного из трех собраний казахских племен, первоначально старшинство определялось вассалитетом соответственно старшей и младшей ветвям Чингизидов. Прим. сайт).

Аныракай стал началом гибели Джунгарского ханства. Весной 1756 года китайская империя напала на ойратов. Джунгары, изрядно потрепанные казахскими войсками, не смогли оказать достойного сопротивления.

Саттар Мажитов:

«Для них история обернулась закатом».

Жанузак Касымбаев:

«История вряд ли помнит такой случай, чтобы целое государство в связи с военной кампанией исчезло с политической карты мира. Джунгария исчезла».

«Китайцы истребляли все живое на своем пути. Убивали мужчин, насиловали и замучивали женщин. Детям разбивали головы о камень или стену. Они перебили до миллиона калмыков..» (китайский историк Шан Юэ).

Часть населения была убита, другие умерли от голода и болезней. Единицам удалось бежать в Сибирь. Так погибла последняя кочевая империя». (Текст исторического телеочерка «Аныракай: место стонов и рыданий врага» государственного иновещательного спутникового телеканала Казахстана Caspionet от 17/07/2011..

На следующей странице: История Восточного Туркестана - Синьцзяна в официальной публикации уйгурского движения за самостоятельность региона ;

Недавняя столица Казахстана - знаменитая Алматы - свой вклад в основание которого внесли ойраты Джунгарии.

Арлтан Басхаев, историк и писатель из Калмыкии, в своей статье пытается разрушить стереотипы о кочевниках – в частности, ойратах Джунгарии – как о варварах, только и знающих взимать дань с оседлых земледельцев Что это: историческая сенсация, или попытка отрицать неравное противостояние «двух миров» (кочевого и оседлого), поддавшись европоцентрической модели мышления – судить читателям АРД. Считаете ли вы, что Джунгария – это держава, которая едва не стала империей?

Вообщето мои предки были кочевниками

так что гарода это не про нас

волжские калмыки-джунгары-ойраты

стали вести оседлый образ жизни лет 100 назад

Guest_djungar

(с Интернет-форума, с сохранением орфографии оригинала)

К сожалению, именно такое представление об ойратах - как о номадах-дикарях, кочующих со своими огромными стадами по бескрайним степным просторам и взимающих дань с оседлых земледельцев - прочно закрепилось в нашем сознании. Эдакие неиспорченные «дети природы» со своими луками, лошадьми, юртами и кумысом - да, страшные в битве, но все-таки простоватые, недалекие, глуповатые и наивные варвары.

Поколение за поколением эта мысль прививалась, и вот уже некоторые потомки гордых воинов считают, «что гарода это не про нас» и «волжские калмыки-джунгары-ойраты стали вести оседлый образ жизни лет 100 назад». Но предки наши были более разумными и прекрасно осознавали значение оседлых поселений как центров сосредоточения администрации ремесла, торговли, земледелия, военно-оборонительных укреплений и опорных пунктов.

Ойраты понимали, что осваивать новые территории нужно не только политически и экономически, но и духовно, поэтому строили храмы и монастыри, которые превращались в укрепленные городки.

Фрагмент карты Великой Тартарии («Carte de Tartarie», Guillaume de L’Isle (1675—1726)), составленной в 1706 году, ныне хранящаяся в Коллекции Карт Библиотеки Конгресса США. Джунгарское ханство .

Наследники Батур-хунтайджи и Галдан-Бошокту-хана продолжали их политику. У них было вполне достаточно аналитических способностей, чтобы оценить обстановку и понять - держава, живущая в окружении расширявшихся империй - России и Китая, может выстоять, выжить и реализовать свои амбиции только если сравняется с соседями в развитии.

Именно поэтому все свое царствование Цэван-Рабдан усиленно внедряет то, что сейчас именуют «новыми технологиями». Кочевники традиционно зависят от оседлых жителей в вопросе продовольствия, и Цэван-Рабдан буквально силой насаждает среди подданных земледелие.

После посольства в Джунгарию И. Унковского (1722-1724) в российской Коллегии иностранных дел была составлена аналитическая справка о состоянии дел в кочевой империи. Там, в частности, писалось: «Перед тем временем, как Унковский был, лет за 30, хлеба мало имели, понеже пахать не умели. Ныне пашни у них от часу умножаются, и не только подданные бухарцы сеют, но и калмыки многие за пашню приемлются, ибо о том от контанши приказ есть. Хлеб у них родится: зело изрядная пшеница, просо, ячмень, пшено сорочинское («пшено сарацинское», т.е. рис - А.Б.). Земля у них много соли имеет и овощи изрядные родит... в недавних летах начали у него, контайши, оружие делать, а железа у них, сказывают, что довольно находится, из которого панцыри и куяки делают, а завели отчасти кожи делать и сукна, и бумагу писчую у них ныне делают».

Теперь джунгарские правители в первую очередь обращают внимание на развитие городков-мануфактур по производству предметов вооружения.

Цэван-Рабдан из оружейных мастеров формировали специальную хозяйственную единицу - оток под названием Улутэ. В этих мастерских сначала делали ремонт оружия, а затем наладили и собственное производство. Были организованы специальные заводы-городки по производству огнестрельного оружия и пушек. Российская разведка доносила, что «русских людей до заводов не допускают и контайшинцы в тайне содержат».

Галдан Бошокту-хан и русский посол Киберев наблюдают за ходом боя у оз. Ологой 21 июля 1690 г. Рисунок Л.А.Боброва (на первом плане - тибетский телохранитель Галдана Бошокту-хана).

Первый завод по выплавке чугуна был открыт в 1726 году на побережье озера Тузколь (Иссык-Куль). Затем, уже при Галдан Церене, были открыты медный завод в Яркенде и сборочный цех возле Урги на берегу реки Темирлик. Конечно, по европейским меркам это были всего лишь небольшие мануфактуры, но для кочевого государства это был беспрецедентный опыт.

Ойраты прекрасно понимали роль оседлых опорных пунктов и возводили их по мере необходимости. Все эти укрепленные городки занимали стратегически важные места и говорили о могуществе расцветающего Джунгарского государства. И если бы не его гибель, возможно, ойратские городки стали бы большими городами с богатой историей.

Строительство этих городов наглядно подтверждает высокую культуру Джунгарского государства, которое постепенно реформировало свою экономику, переходя от номадического уклада, к полуоседлой жизни, с элементами земледелия.

Джунгарские правители осознавали преимущества оседло-земледельческой формы экономики над кочевнической, но понимали, что резкие реформы по переводу населения от одной формы хозяйствования к другой, негативно скажется на всей сфере экономики государства.

К тому же Джунгария практически постоянно воевала с соседями, или ее раздирали междоусобные войны. В таких условиях единственно разумным было постепенный переход от кочевого образа жизни к полуоседлому и оседлому. Джунгарские хунтайджи это прекрасно понимали, но джунгарам не хватило времени на проведении реформ.

В 1755-1758 гг., в результате междоусобной борьбы за власть и вторжения войск маньчжуро-китайской империи Цин, Джунгария прекратила свое существование. Первый в истории эксперимент по трансформации кочевой державы в оседлую империю так и не был завершен…



error: Контент защищен !!