Контрольная работа гуманизация образования. Гуманизация образования как социально-педагогический принцип развития системы образования Список использованной литературы

Введение………………………………………………………… …………2
1. Образование и гуманизация…………………………………………… 4
2. Сущность и содержание гуманизации образования………………….8
3. Проблемы гуманизации образования в России……………………… 14
Заключение…………………………………………………… …………...17
Список литературы…………………………………………………… …..19

Введение.

Гуманизация - термин современный, но проблема далеко не нова. При смене исторических эпох всякий раз возникала проблема образа человека, соответствующего духу времени. В истории проблемы различаются библейский прогуманизм, античный гуманизм, гуманизм Возрождения и гуманизм Просвещения. Современный гуманизм отличается многомерностью, что связано, прежде всего, с разнообразием культур, множественностью представлений о мире, поиском диалога между носителями различных нравственных ценностей.
Гуманизации образования в большей степени соответствует не принцип удовлетворения образовательных потребностей « абстрактной» личности, а принцип диалога, учета интересов различных социальных слоев и групп, оказывающего влияния на интересы и потребности конкретной личности. Это вовсе не означает, что личность обучаемого заменяется социальной группой; вне последней она немыслима и может быть понятна лишь в определенном социально-историческом контексте. Отношения между участниками образовательного процесса не сводятся к диалогу «личность-государство»; они становятся более сложными и опосредованными. В качестве промежуточного звена следует, вероятно, принять социальную группу и общество в целом. Это звено, соединяя личность с государством, формирует обе стороны. Реформа образования в конце XX века привела к смешению личностного принципа в педагогике и образовательной политике. Гуманистический смысл первого из принципов необоснованно распространялся на уровень государственной политики в сфере отечественного образования. Вместе с тем гуманизация образования осуществляется через достижение более полного соответствия общечеловеческих ценностей, общества и отдельных социальных групп, порождающих образовательные потребности и идеалы; носителем и выразителем диалога становится конкретная личность.
Цель данной работы заключается в изучении гуманизации образования. Из цели вытекают следующие задачи:

    Дать понятия «образование», «гуманизация», «гуманизация образования», «гуманизм»;
    Раскрыть сущность и содержание гуманизации образования;
    Выделить проблемы гуманизации образования в России.


1. Образование и гуманизация.

Для того чтобы дать понятие о гуманизации образования необходимо выяснить что такое образование и что такое гуманизация сравнить эти понятия и их сочетаемость выяснить есть ли необходимость в гуманизании образавония.
Образование - по законодательству РФ - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.
Образование - целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений, либо по их совершенствованию.
В широком смысле слова, образование - процесс или продукт «… формирования ума, характера или физических способностей личности… В техническом смысле образование - это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передает свое культурное наследие - накопленное знание, ценности и навыки - от одного поколения другому.
В обыденном понимании образование кроме всего прочего подразумевает и, в основном, ограничено обучением учеников учителем. Оно может состоять в обучении чтению, письму, математике, истории и другим наукам. Преподаватели по узким специальностям, таким как астрофизика, право или зоология, могут обучать только данному предмету, обычно в университетах и других ВУЗах. Существует также преподавание профессиональных навыков,
1.Александрова О. А. Образование: доступность или качество - последствия выбора // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 2. - С. 83-93.)
2.
например, вождения. Кроме образования в специальных учреждениях существует также самообразование, например, через Интернет, чтение, посещение музеев или личный опыт.
Право на образование в настоящее время подтверждено национальными и международными правовыми актами, например, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым ООН в 1966 году.
Гуманизация – ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полусубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать знания учащимся, то гуманизация выдвигает другую задачу – способствовать всеми возможными способами развитию ребенка. Гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель-ученик» установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечет за собой изменение методов и приемов учителя.
Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально нравственного и профессионального развития личности. Данный социально педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и технологии образования.
Ключевое понятие гуманистической философии образования «гуманизм». Попытка определить его смысл показывает, что у этого понятия существует несколько значений. Их изменение позволяет осознать различные аспекты данной проблемы, хотя и вызывает затруднения, связанные с определением конкретного содержания самого понятия «гуманизм».
Гумани?зм (от лат. humanitas - человечность, лат. humanus - человечный, лат. homo - человек) - мировоззрение, в центре которого находится идея
3. ru.wikipedia.org/wiki/ Образование
человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения (см. ренессансный гуманизм).
Гуманизм - это прогрессивная жизненная позиция, которая без помощи веры в сверхъестественное утверждает нашу способность и обязанность вести этический образ жизни в целях самореализации и в стремлении принести большее благо человечеству .
В исследовании Ю. Чёрного «Современный гуманизм» приводится классификация гуманистических воззрений, которую в 1949 г. в своей студенческой работе предложил будущий американский исследователь Уоррен Аллен Смит (Warren Allen Smith):

    гуманизм - понятие, означающее интерес к человеку или к изучению гуманитарных дисциплин (study of the humanities);
    древний гуманизм - понятие, относящееся к системам воззрений Аристотеля, Демокрита, Эпикура, Лукреция, Перикла, Протагора или Сократа;
    классический гуманизм - гуманизм эпохи Возрождения; понятие, относящееся к древним гуманистическим идеям, получившим развитие в эпоху Ренессанса у таких мыслителей как Бэкон, Боккаччо, Эразм Роттердамский, Монтень, Томас Мор и Петрарка;
    теистический гуманизм - понятие, включающее в себя как христианских экзистенциалистов, так и современных теологов, настаивающих на способности человека работать над своим спасением совместно с Богом;
    атеистический гуманизм - понятие, описывающее творчество Жан-Поля Сартра и др.;
4. ru.wikipedia.org/wiki/ Гуманизм
5. Баткин Л.M. Идеи разнообразия в трактате Лоренцо Великолепного: На пути к понятию личности // Проблемы итальянской истории. - М., 1987. - С. 161-191.
6. Андрушко В. А. Этические модальности у Лоренцо Валлы // Рациональность, рассуждения, коммуникация. - Киев, 1987. - С. 52-58.
    коммунистический гуманизм - понятие, характеризующее убеждения некоторых марксистов (например, Фидель Кастро), полагающих, что последовательным натуралистом и гуманистом был Карл Маркс;
    натуралистический (или научный) гуманизм - эклектический набор установок, рождённых в современную научную эпоху и сконцентрированных на вере в высшую ценность и самосовершенствование человеческой личности.
Гуманизм как идейно ценностный комплекс включает в себя все высшие ценности, выработанные человечеством на долгом и противоречивом пути своего развития и получивших название общечеловеческих; человеколюбие, свобода и справедливость, достоинство человеческой личности, трудолюбие, равенство и братство, коллективизм и интернационализм и др.
Гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов строится вокруг одного центра (человека. Если гуманизм (это система определенных взглядов на мир, то именно человек оказывается системообразующим фактором, ядром гуманистического мировоззрения. При этом его отношение содержит не только оценку мира, но и оценку своего места в окружающей действительности. Следовательно, в гуманистическом мировоззрении как раз и находят свое выражение многообразные отношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, то есть, по сути, ко всему миру в целом.
В психологическом словаре понятие «гуманность» определяется как «обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи ».
7. Андрушко В. А. Этические модальности у Лоренцо Валлы // Рациональность, рассуждения, коммуникация. - Киев, 1987. - С. 52-58.
8. Психология: словарь /Под ред. А.В. Петровского,М.Г.Ярошевского.(М, 1990.(с. 21.).
Следовательно, гуманность (это качество личности, представляющая собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как высшей ценности. При обучении необходимо их учитывать. Поэтому гуманизация образования необходима.
    2. Сущность и содержание гуманизации образования.
Гуманизация образования занимает важное место в многогранном процессе современного общества. Данная проблема не была обойдена и отечественными педагогами, в ее богатом теоретическом наследии существует немало идей и направлений, имеющих прямое отношение к гуманистической концепции образования.
Гуманистически ориентированное образование не может готовить человека лишь к выполнению каких-либо социальных или профессиональных функций, не учитывая интересов и потребностей самого человека. Как объективное следствие складывающейся в настоящее время культурологической ситуации гуманизация образования, являясь ключевым элементом нового педагогического мышления, требующего пересмотра, переоценки всех компонентов педагогического процесса в свете их человекообразующей функции, предполагает организацию особых взаимосвязей между воспитателем и воспитуемым, учителем и обучаемым. В контексте субъект-субъектного подхода целью современного образования является не <воспроизведение> готовых знаний, понятий, приемов и навыков, а развитие неповторимой личности ребенка, начиная с дошкольного возраста. Смыслом педагогического процесса становится развитие ученика, обращенность к его внутреннему миру, его индивидуальности. Иначе говоря, в педагогическом аспекте феномен становления гуманизации образования означает не что иное, как диалогизацию учебно-воспитательного процесса, содержательной основой которой становится, в том числе и познавательная активность детей.
9. Психология: словарь /Под ред. А.В. Петровского,М.Г.Ярошевского.М, 1990.(с. 21.).
Гуманистически ориентированный учебный процесс предполагает новые цели образования, в которых приоритетными являются общечеловеческие ценности и индивидуальность ученика и, одновременно, обеспечение самореализации учителя; новое содержание образования, в котором ведущую роль играет общечеловеческий ценностный аспект, а не обезличенная информация о внешнем мире; иной по сравнению с традиционным характер общения в системе "учитель-учитель", "учитель-ученик", "ученик-ученик", атмосфера взаимного доверия, творческое взаимодействие, диалог, стимулирующие самореализацию учителя и ученика; в процессуально-методическом аспекте - выбор учителями и учащимися форм и методов обучения, предполагающих активное включение в структуру деятельности учения процессов саморазвития.
Несомненно, гуманизация образования обусловливает расширение источников постановки педагогической цели. Традиционно рассматривались два источника целеполагания: социум и ребенок, потребности его развития. В сущности, между ними нет противоречия, хотя их абсолютизация приводила к известным в педагогике теориям "свободного" и "авторитарного" воспитания. Среди источников целей воспитания и образования, как правило, не упоминается личность учителя. Ему традиционно отводилась роль исполнителя "проектов" и "технологий". Однако педагогическая деятельность - одна из немногих, в которой личность учителя не только опосредует, но и определяет цель и содержание процесса.
Необходимо отметить, что в соответствии с гуманистической парадигмой общественно-обусловленные цели образования должны состоять в создании условий для максимально полного освоения личностью материальной и духовной культур, обеспечивающего его благоприятную социальную адаптацию и просоциальную активность. Объективно обусловленные цели образования репрезентируются на уровне субъекта через реализацию индивидуально детерминированных потребностей. Субъектно-обусловленные цели образования должны быть направлены на наиболее полное удовлетворение потребностей личности. Потребности субъекта находят свое отражение и максимальное воплощение в том случае, если он имеет возможность удовлетворить их в таких формах активности, которые в максимальной степени соответствуют стилям его индивидуальности: стилю понимания, стилю самоактуализации, стилю межличностных отношений. Отсутствие возможностей к проявлению психической активности в русле характерного для субъекта стиля индивидуальности приводит к напряженности потребностей и осознаваемой неудовлетворенности.
Гуманистически-ориентированная дидактическая система включает новые цели образования, направленные на самореализацию ученика и учителя через усвоение системы общечеловеческих ценностей; новое содержание образования, соотнесенное с личными потребностями субъектов учебного процесса; систему личностно-ориентированных методов и форм обучения, их выбор учащимися и учителями; демократический стиль педагогического и профессионального общения; включение деятельности учения в структуру процессов саморазвития и жизненного самоопределения личности обучающихся.
Принципы гуманизации процесса обучения следующие:
    познания и усвоения ребенком в педагогическом процессе истинно человеческого;
    познания ребенком себя как человека;
    совпадения интересов ребенка с общечеловеческими интересами;
    недопустимости использования в педагогическом процессе средств, способных спровоцировать ребенка на антисоциальные проявления;
    предоставления ребенку в педагогическом процессе необходимогољ общественного простора для наилучшего проявления своей индивидуальности;
    очеловечивания обстоятельств в педагогическом процессе;
    определения качеств формирующейся личности ребенка, его образованности и развития в зависимости от качества самого педагогического процесса
Крайне важно в процессе обучения придерживаться таких гуманистических позиций, которые позволяют раскрыть потенциальные возможности каждого ребенка, сформировать у него наиболее высокий уровень познавательной потребности, не дать развиться чувству неприятия учения и школы.
Ш.А. Амонашвили и другие предлагают в процессе обучения придерживаться определенных гуманистических позиций, которые предопределяют установление гуманных отношений между педагогом и учащимися, между самими учащимися . Это, прежде всего, управление обучением и всей школьной жизнью ребенка с позиции его потребностей и интересов. Содержание обучения и воспитания, то есть база для организации школьной жизни детей, определяется в основном вне зависимости от их личных интересов и потребностей. Психолого-дидактическая задача заключается в том, чтобы учащиеся приняли это содержание, заинтересовались им, увлеклись учебно-познавательной деятельностью. При таком подходе целеполагание и подбор средств будут строиться с максимальным учетом особенностей познавательной сферы учеников. Педагог должен действительно верить в возможности каждого ребенка и любые отклонения в его развитии рассматривать, в первую очередь, как результат недифференцированного методического подхода к нему.
Воспринимать естественные неудачи школьника как его неспособность и реагировать на это осуждающе - негуманно по отношению к личности ребенка.
    Петровский А.В. Системно-деятельностный подход к личности: Концепция персонализации // Психология развивающейся личности. М.: Педагогика, 1987. С. 8-18.
12. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Мн.: Университетское, 1990. 560 с.
Сотрудничество учителя со школьниками в процессе обучения предполагает объединение их интересов и усилий в решении познавательных задач, при этом школьник чувствует себя не объектом педагогических воздействий, а самостоятельно и свободно действующей личностью. Это предполагает этичное отношение к школьнику, уважение его достоинства, поддержку его точки зрения и суждений, что создает атмосферу взаимоуважения, непринужденной учебно-познавательной деятельности, формирует у школьников этические нормы, нравственное поведение в обществе.
Гуманистически ориентированному учителю необходимо обладать позитивным отношением к ученику: он принимает ребенка таким, каков он есть, понимая необходимость коррекции отдельных его качеств с учетом общего положительного отношения к целостной личности ребенка; открытость учителя противопоставлена формальному ролевому поведению, не допускающему проявления эмоций и чувств помимо этой ролевой установки и выполняемых им функций предметника; эмпатическое понимание предполагает, что учитель оценивает ученика не столько с позиций социально-нормативных требований, сколько исходя из собственных оценок и ценностей учащегося.
При таком подходе целью процесса обучения должно являться самовоспитание ребенком в себе личности. Научные знания в таком случае выступают как средство достижения этой цели.
Гуманистическая ориентация предполагает не отказ от универсальных педагогических технологий, а их вариативность в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. В то же время необходимо иметь в виду, что, если в рамках одной образовательной системы технологии могут и должны варьироваться, сочетаться, взаимодополняться, то модель обучения,
13. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Мн.: Университетское, 1990. 560 с.

определяющая общую концепцию работы учебно-воспитательного учреждения, должна быть единой. Однако ее выбор представляет в настоящее время для руководителей учебно-воспитательных учреждений большую сложность.
При этом необходимо учитывать, что гуманизация учебно-воспитательного процесса возможна при реализации целого комплекса требований. Л.А. Байкова и другие исследователи выделяют следующие :

    безоговорочное принятие ребенка, устойчиво положительное отношение к нему;
    проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;
    осознание права личности быть не похожей на других;
    предоставление права на свободу выбора;
    оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;
    способность чувствовать (эмпатия) каждого ребенка, смотреть на проблему глазами конкретного ребенка с его позиций;
    учет индивидуально-психологических и личностных особенностей ребенка (тип нервной системы, темперамент, особенности мышления, способности, интересы, потребности, мотивы, направленность, сформированность положительной Я-концепции, активность).
В заключение хотелось бы отметить, что перечисленное обозначает лишь некоторые пути реализации идеи гуманизации образования в формировании нового педагогического мышления. Рассматриваемая проблема включает целый комплекс задач формирования духовных ценностей человека, что может рассматриваться как дальнейшая перспектива исследования гуманизации образования. Эта перспектива включает в себя: разработку концептуальных основ, методологии, теории, технологии программного
14. Байкова Л.А. Воспитание в традиционной и гуманистической педагогике // Классный руководитель. 1998. ї 2. С. 2-11.

обеспечения гуманизации образования (разработку учебных программ, учебных планов, учебников); систематизацию имеющихся подходов к разработке проблемы.

3. Проблемы гуманизации образования в России

Современная школа России представляет собой социальный институт общества, транслирующий знания, нормы, ценности и эталоны культуры подрастающим поколениям, для обеспечения преемственности культуры и необходимой российскому обществу сплоченности и стабильности, без чего невозможны преодоление системного кризиса страны и становление рыночных отношений.
В конце 70-х – начале 80-х годов ХХ века образование в России стали рассматривать как одну из глобальных проблем современности, поскольку богатство современных государств, по мнению М. В. Ушаковой, определяется не природными и технологическими параметрами, а в первую очередь, человеческим капиталом, который имеет определенную цену на рынке труда .
Одной из наиболее значимых современных проблем российско го образования является его гуманизация и гуманитаризация. Они связаны с глобальными изменениями, происходящими в современном мире, где главной ценностью и достоянием общества является личность, способная к самоактуализации (основной тезис гуманистической психологии). Большинство исследователей, занимающихся этой проблемой, относят ее к современной парадигме развития российского образования.
Размышляя о путях осуществления современной парадигмы развития российского образования, следует указать, как подчеркивает В. Т. Пуляев, что она по своей сути должна быть гуманитарной, порождать в обществе
15. Ушакова М. В. Высшая школа современной России: тенденции и прогнозы // Социальногуманитарные знания. 2003. № 4. С. 166 – 179.

гуманизм. Техногенная цивилизация и технократическое мышление изживают себя. Ценность человеческого существования в его гармонии с миром природы и социума все более и более выходит на передний план. В человеческие отношения властно входят гуманитарные проблемы, общечеловеческие ценности, учитывающие интересы не только живущих, но и будущих поколений людей. Гуманизация образования предполагает примат человека перед техническими системами .
Раскрывая сущность этой проблемы, М. В. Ушакова подчеркивает, что у большинства учащихся доминирует технократическое представление о том, что все экономически эффективное является нравственным, многие из них страдают узкоутилитарным мышлением, техницизмом, непониманием значения и роли гуманитарного знания .
Гуманизация образования осуществляется с целью «возвышения» человека, ценность которого заключается в его индивидуальности. В свое время Н. А. Бердяев утверждал, что от воли, мысли и дела отдельного человека зависит «весь реальный мир». Согласно Н. А. Бердяеву, человек как существо мыслящее, творческое обладает такими качествами, как индивидуально особенное, активность и творчество, свобода и свобода творчества.
Гуманизация образования может осуществляться в форме воспитания духовного умения оценить и принять реальность бытия, не утратив при этом
ценности «Я». Индивидуализация образования в контексте гуманистической парадигмы основывается на свободе человека. Свобода составляет смысл жизни, истинную сущность человека.
Гуманизация способствует также возрастающей доступности высшего образования в мире, что влияет на получение образования все более высокого уровня, превращение его из элитарного в массовое.
16 Пуляев В. Т. Новая парадигма развития образования и основные контуры ее реализации в России // Социально-политический журнал. 1998. № 5. С. 3 – 20.
17 Ушакова М. В. Высшая школа современной России: тенденции и прогнозы // Социальногуманитарные знания. 2003. № 4. С. 166 – 179.
18. Чинаева В. Студенческая мобильность: мировые тенденции // Высшее образование в России. 2002. № 3. С. 93 – 98. Сборник научных трудов

Именно массовость высшего образования, как подчеркивает В. Чинаева, стала одной из наиболее характерных его черт в наше время .
Таким образом, можно заключить, что гуманизация и гуманитаризация образования являются важнейшими проблемами современного образования. Они тесным образом связаны с такими явлениями, как демократизация и глобализация высшей образовательной системы, превращения ее из элитарной в массовую. Гуманизация во многом обусловливает эффективность системы образования и является одной из современных парадигм ее развития.
и т.д.................

Ирина Янчишина
Консультация для педагогов «Гуманизация педагогики. Что это такое?»

Общеизвестно, что человека формирует совокупность отношений, в которые он вступает. Это могут быть отношения с государством, его законами, моралью, культурой, историей, отношения с родителями, сверстниками и другими людьми.

Характер этих отношений накладывает определенный отпечаток на растущего человека. И если в этих отношениях много бессердечия, насилия, лжи, унижения, зла, эгоизма – то все это станет принадлежностью ребенка.

Современное общество определяется именно такими отношениями. Они ведут к гибели общества и личности. Человечеству необходимо изменить характер отношений иначе это приведет к трагическому будущему человечества. Изменения должны идти по пути гуманизации отношений . Другого пути нет.

Гуманизация – это принцип мировоззрения, в основе которого лежат :

Убежденность в безграничности возможностей человека и его способности к самосовершенствованию;

Требование свободы и защиты достоинства личности;

Идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов (и духовных и материальных) должно быть конечной целью общества.

Гуманистическое мировоззрение основывается на трех древних «парадоксах» . Современному человеку они могут показаться утопическими, но все же.

Истинная победа там, где никто не проигрывает, а выигрывают обе стороны; нельзя стремиться к победе над человеком. Единственный способ разрешения трудностей между людьми – это согласие (учение Будды) .

Чего не желаешь себе, того не делай другим людям; плати добром за добро и справедливостью за зло; строго соблюдай и строй свои отношения по образу семейных, регулируй отношения мудростью (Конфуций) .

Относись к ближнему как к самому себе (учение Христа) .

Гуманизация отношений должна начаться немедленно. Главная роль здесь принадлежит школе и педагогике .

Во-первых должен измениться взгляд на ребенка. Это не существо, подвластное воспитывающему, не пустой сосуд, который можно заполнить чем угодно. Его нельзя «делать каким-то» . Каждый ребенок имеет достаточный потенциал для успешного саморазвития. Ребенок всегда устремлен к лучшему, к доброму, к успеху. Ребенок – это субъект собственного развития, он самосилен. Он равен взрослому во многом : переживает такие же чувства, как взрослый. Он равен взрослому по интеллектуальным возможностям и лишь немного уступает в наличии жизненного опыта, но опыт – дело наживное.

Во-вторых, необходимо переосмыслить сущность процесса воспитания и его назначение. Негуманная , авторитарная педагогика утверждает , что воспитание – это формирование личности воспитуемого. Отсюда – обязательные программы воспитания и обучения, признание ребенка лишь объектом деятельности воспитывающего, «натаскивание» на соблюдение правил, на знания и умения. Такое воспитание никогда не давало положительных результатов. Ребенка делали каким-то, но не таким, каким он рожден быть. В таком деланье он терял свое человеческое лицо, становился зависимым, несамостоятельным, способным только повторять, но не творить, он становился как все, при том, что он уникален и неповторим от рождения.

Исходя из принципов гуманизма , воспитание было бы разумнее определить, как создание условий для развития ребенка и его максимальной саморегуляции.

Воспитание призвано помогать ребенку устанавливать собственные отношения, контакты с обществом, историей, культурой человечества, в которых он станет субъектом собственного развития, создаст сам себя по своему же образу и подобию. Это в высшей степени гуманно , так как человек счастлив только при ощущении личной свободы и неповторимости. Воспитывающий – это только помощник ребенка в его саморазвитии, это его мудрая опора, но не более. Если ребенок во многом равен взрослому, то общение с ним должно осуществляться как сотрудничество и строиться с учетом следующих требований профессионально-этического характера.

Требования к общению взрослого с ребенком :

1. НАДО УВАЖАТЬ В РЕБЕНКЕ ЧЕЛОВЕКА СО ВСЕМ ХОРОШИМ И ПЛОХИМ, ЧТО В НЕМ ЕСТЬ. Он достоин уважения за то, что равен нам и он для нас неразгаданная тайна; достоин уважения за тот трудный путь, который ему предстоит пройти в жизни. Уважать – значит понимать, поддерживать, верить.

2. КАЖДЫЙ РЕБЕНОК НЕПОВТОРИМ И ТЕМ ПРЕКРАСЕН. Только неповторимость поможет ребенку выбрать свой жизненный путь и пройти именно его. Ребенок имеет право быть самим собою. Отобрать это «Я» или усреднить его, навязать ребенку кумира - значит совершить преступление против него. Мы, взрослые, не имеем на это право.

3. В ВОСПИТАНИИ НЕ НАДО СТАНОВИТЬСЯ «НАД РЕБЕНКОМ» , А ЕСЛИ И ПРИДЕТСЯ ЭТО СДЕЛАТЬ, ТО ТОЛЬКО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЕГО.

4. НЕОБХОДИМО РАБОТАТЬ С ДЕТЬМИ ТАК, ЧТОБЫ КАЖДЫЙ РЕБЕНОК НАУЧИЛСЯ УВАЖАТЬ И ЦЕНИТЬ СЕБЯ. Уважение к себе появляется на волне успеха. Надо обеспечивать ребенку успех, победу (над трудной темой познания, надоевшим делом, опасным желанием) и т. д. Первая победа породит вторую, третью, пробудит в ребенке силы, которые раньше и не подозревались, и грани его возможностей значительно расширятся. Повседневная жизнь в маленьких победах – это крылья ребенка, несущие его к осознанию собственной значимости. Но настоящая победа достигается только в творчестве. Творчество, а не повторение, дает ребенку свободу, уверенность в себе, и своих силах. Творчество возвышает ребенка. Воспитатель гуманист обязан быть творцом и должен уметь разбудить жажду творчества в детях

5. В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОПУСТИМО ИСПОЛЬЗОВА-НИЕ ТОЛЬКО НЕНАСИЛЬСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ГУМАННЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ВОСПИТАНИЯ. Необходимо делать так, чтобы ребенок участвовал в делах, предлагаемых воспитателем, не из-за страха быть наказанным, получить неодобрение, а из-за желания добиться личного успеха, испытать удовольствие. При отборе методов и приемов воспитания важно помнить следующее :

Никогда не наказывать детей;

Не сравнивать детей друг с другом, не ставить друг другу в пример;

Не выставлять детей на позор (не отчитывать при всех, не заставлять просить прощения) ;

Не укорять детей;

Не жаловаться на них родителям;

Не стоять над душой, не надзирать за ними;

Не оскорблять;

Не приказывать, не требовать жестко;

Обеспечивать успех во всех делах и особенно в творчестве, через разумную дозу помощи;

Хвалить от души;

Верить и доверять безоговорочно;

Договариваться, находить общее мнение, уступать желаниям,

Поощрять искренне.

6. НЕОБХОДИМО ПОСТОЯННО ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ УХОД ЗА ДЕТЬМИ. Это значит заботиться о душевном равновесии каждого ребенка, о его настроениях, чувствах, переживаниях. Ребенок не должен жить в обстановке душевного дискомфорта, если мы хотим видеть его личностью.

Публикации по теме:

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно.

Сотрудничество – это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Сотрудничество создает условия для позитивного.

Консультация для педагогов «Что такое ФГОС дошкольного образования?» С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.

Консультация для педагогов «Использование художественного слова в организации режимных моментов детей 2–3 года жизни» Наблюдая за малышами, я заметила, что некоторые дети слышат не слова, а интонацию, доброжелательную, располагающую, вызывающую доверие.

Консультация для педагогов «Значение дидактической игры в жизни ребенка» «Каждый ребёнок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача взрослых, родителей и воспитателей.

Консультация для педагогов «Тьюторское сопровождение повышения квалификации молодых педагогов в МБДОУ» «Педагог – не тот, кто дает правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы» Клод Леви-Стросс. Мы не раз слышали о значимости сотрудничества.

Консультация «Народные игры как традиционное средство педагогики» Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка, особенно в дошкольном возрасте. Для него игра - это самое серьёзное.

Консультация для педагогов «Так что же такое толерантность?» Толерантность - это милосердие; Толерантность - это сострадание; Толерантность - это уважение; Толерантность - это доброта души; Толерантность.

Консультация «Роль музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании детей» «Музейная педагогика»… Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения. Термин «музейная.

Семинар-тренинг для педагогов «Что такое толерантность?» Цель: повышение сензитивности педагога к идеям ненасилия, толерантности как общечеловеческой ценности. Ход мероприятия: Никто не может.

Библиотека изображений:

Педагогика

ПЕДАГОГИКА

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Ю.П. Башаримов, В.А. Егоров

Гуманизация образования, как научная проблема, обусловлена насущными потребностями практики обучения. Все чаще специалисты подчеркивают, что современный кризис образования имеет внутренние причины из-за несовершенства существующей программы, связанный с утратой концептуальных смыслов для образования человека. В данной статье рассмотрены проблемы и перспективы их решения гуманизации образования.

Ключевые слова: образование, гуманизация, воспитание, педагогический процесс.

Современной тенденцией развития образования является его гуманизация. На смену традиционной парадигмы приходит гуманистическая.

Гуманизация - ключевой элемент современного педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования становится развитие личности. В связи с этим меняются задачи, стоящие перед педагогом. Среди гуманистических тенденций функционирования и развития системы образования можно выделить главную - ориентацию на развитие личности. Чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим будет становиться человек.

Гуманизация вносит коррективы в отношения в системе «учитель - ученик», устанавливает связи сотрудничества. Приоритетными для учителя становятся знания о взаимоотношениях учителя и ученика и реализация этих знаний в процессе взаимодействия с учащимися на уроке.

Гуманизация образования проявляется в создании отношений доверия между учителем и учащимися. В построении гуманистического обучения важную роль играют личностные установки учителя. В качестве основных из них американским ученым-педагогом К. Роджерсом выделяются следующие:

Открытость учителя своим собственным мыслям, чувствам, переживаниям, а также способность открыто выражать их в межличностном общении с учащимися;

Выражение внутренней уверенности учителя в возможностях и способностях каждого учащегося (педагогический оптимизм);

Видение учителем поведения учащегося, оценка его реакций, действий, поступков с точки зрения самого учащегося; это - так называемое «эмпатическое понимание», которое во время общения с учащимися позволяет учителю, говоря словами К. Роджерса, «постоять в чужих туфлях», посмотреть на все вокруг и на себя в том числе глазами детей.

Таким образом, в ситуациях, при которых учитель понимает и принимает внутренний мир своих воспитанников, естественно себя ведет и, в соответствии со своими внутренними переживаниями, доброжелательно относится к учащимся, он создает все необходимые условия для гуманистического образования.

Гуманизация образования, как научная проблема, обусловлена насущными потребностями практики обучения. Все чаще специалисты подчеркивают, что современный кризис образования имеет внутренние причины из-за несовершенства существующей программы, связанный с утратой концептуальных смыслов для образования человека. Различные исследования фиксируют феномен понижения качества человека, снижения его нравственной устойчивости, способностей к выживаемости, творчеству, культурному обустройству. Поэтому, основная задача, которая стоит перед педагогом, работающим в рамках гуманистической парадигмы - это обучение детей и подростков умению жить, не та или иная узкоспециализированная деятельность, а в принципе сама жизнедеятельность, т.е. процесс развертывания и осуществления всех потенций человека. Гуманизация образования как процесс и результат переориентации его на личность и как средство ее устойчивости и социальной защиты в рыночных условиях, должна быть ориентирована на следующие аспекты: а) гуманитаризацию обучения и воспитания, которая включала бы эстетическую, этическую, в том числе профессионально-коммуникативную, экономическую, экологическую и правовую составляющие; б) создание в учебных заведениях "гуманитарной среды", благоприятной для студентов образовательно-воспитательного пространства, здорового морально-психологического климата; в) фундаментализацию, т.е. усиление общеобразовательной компоненты, переход на подготовку специалистов широкого профиля, выделение базисной подготовки, усиление научного потенциала и методологической подготовки; социально-ориентированный и личностно-деятельностный характер обучения и используемых педагогических технологий.

Гуманизация образования как элемент реструктуризации образовательной системы на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и на уровне образовательного учреждения может быть жизнеспособной при учитывании социально-экономических составляющих, таких как острый дефицит финансовых ресурсов на всех уровнях; несоответствие системы образования региона его хозяйственно-экономическому потенциалу, что приводит к резкому сокращению учебных заведений, либо их перепрофилированию, либо массовому введению платного обучения; разрушение традиционной структуры хозяйства регионов, переориентация предприятий военно-промышленного комплекса на гражданскую продукцию, увеличение потребностей в кадрах социальной и экономической сферы; необходимость национально-региональной адаптации государственных стандартов; необходимость воспроизводства профессиональной элиты на всех уровнях.

Поднимая вопрос о формировании единого образовательного пространства (где открытых вопросов остается больше, чем конкретных ответов), нужно отметить, что региональный ракурс этого процесса имеет свою специфику, которую необходимо учитывать. Интеграции образовательного пространства (мира, регионов) способствуют не только внутренняя логика развития образования и выявление его фундаментальных целей и идеалов, но и господствующие в культуре тенденции.

Проблема гуманизации образования и воспитания имеет широкое философско-антропологическое, социальное, политическое значение. Уровень теоретической разработанности данной проблемы и степень ее практического решения влияет на общественное развитие в связи с утверждением приоритета общечеловеческих ценностей, с формированием здорового образа жизни, ответственности каждого участника образовательного и воспитательного процессов за свою судьбу, а также за судьбу страны, общества в целом. Гуманизацию как явление педагогической науки можно реализовать в том случае, если цели учебно-воспитательного процесса будут направлены на личностное развитие обучаемого, его демократических свобод и будут совпадать

Вестник Брянского госуниверситета. 2015(3)

с его жизненными планами; содержание образования и воспитания будет способствовать формированию самоопределяющейся гармонической личности, способной принимать решения и брать ответственность на себя; формы и методы образовательной деятельности будут направлены на формирование патриотизма, толерантности, способности к непрерывному образованию и самосовершенствованию. О гуманизации образования и воспитания можно говорить лишь в том случае, когда обучаемый становится автономным субъектом собственного развития и соучаствует в ответственности за результат формирования своей индивидуальности. При этом он сам заинтересован в работе над собственным образованием, комплексно развивается в интеллектуальной и эмоциональной сферах развития личности, усваивает социокультурные ценности образования и воспитания, тесно связанные с жизнью и перспективами развития общества.

Изучение проблемы гуманизации образования и воспитания в истории педагогики позволяет увидеть в гуманизации эффективное средство, способствующее формированию личности как активного субъекта творческого труда, познания и общения, фактор ее гармонического развития, роста сущностных сил и способностей. Обобщая разные взгляды ученых на гуманизацию образования и воспитания, можно заключить, что гуманизация - это многоплановое социально-нравственное явление духовной жизни общества. В педагогике - это социально-педагогический феномен, который выступает и как педагогическое явление, и как педагогический процесс, и как педагогический принцип, и как педагогическая практика, и как педагогическая проблема, и как направление исследования педагогической действительности.

Важнейшим условием гуманизации обучения является создание ситуации успехана всех этапах учебной деятельности. Очевидно, что обучающиеся имеют различную самооценку, то или иное отношение к себе: уверенность в собственных силах, убежденность в правильности своих действий или, наоборот, боязнь предъявить выполненную работу, страх неудачи, ожидание критики и осуждения своих действий. Задача учителя, преподавателя - найти индивидуальный подход к каждому, заставить поверить в свои силы, изменить взгляд на свои действия и мнения как на заведомо неверные, суметь вызвать ощущение ожидания успеха.

Эффективность решения вышеназванной задачи определяется следующими факторами:

Совместной деятельностью с уважающими друг друга, интересующимися взглядами и мнениями друг друга людьми;

Уважением и доверием к преподавателю;

Одобрением хороших результатов со стороны преподавателя и товарищей;

Возможностью видеть результаты своего труда и совершенствовать работу при необходимости;

Выполнением заданий, требующих интеллектуальных усилий, применения имеющихся умений и навыков;

Уверенностью преподавателя и товарищей в возможности самостоятельного выполнения работы;

Владением информацией о перспективах работы, совместный или самостоятельный поиск путей изучения, решения проблемы;

Интересной, увлекательной работой.

Обучающийся получает стимулы к обучению с помощью умелой мотивации, осознания собственных потребностей и интересов, содействия в выборе путей решения поставленных им самим целей и задач.

В завершение обобщим - при каких педагогических условиях возможна гуманизация обучения:

Учет психолого-возрастных особенностей обучающихся;

Субъект-субъектные отношения между участниками образовательного процесса;

Изменение роли преподавателя, формирующего благоприятную атмосферу для развития личности обучающихся;

Дифференциация обучения;

Вариативность содержания и технологий обучения и предоставление обучающимся права выбора;

Создание учебной ситуации как особой коммуникативной среды, диалогического режима общения;

Организация групповых форм работы, способствующих диалогическому общению;

Направленность процесса обучения на результативную и процессуальную стороны учебной деятельности учащихся; оценка двух ее составляющих: усвоения знаний и овладения способами учебной работы;

Создание ситуации успеха.

Humanization of education, as a scientific problem, caused by the urgent needs of the practice of teaching. Increasingly, experts stress that the contemporary crisis of education has internal causes due to imperfections in the existing program that is associated with the loss of conceptual meanings for human education. This article discusses the problems and prospects of their solution for the humanization of education. Keywords: education, humanization, upbringing and educational process.

Список литературы

1. Балл Г.А. Психология в рациогуманистической перспективе: избранные работы. К.: Основа, 2013. 408 с.

2. Берберян А.С., Дорошин Б.А., Дорошина И.Г. (ред.) Проблемы современного образования. Материалы международной научно-практической конференции. 10-11 сентября 2014года. Пенза-Ереван-Прага: ООО Научно-издательский центр «Социосфера», 2014. - 248 с.

3. Гавриловец К.В. Гуманистическое воспитание в школе. Мн.: Полымя, 2000. - 128 с.

4. Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2000. 301 с.

5. Кабуш В.Т. Система гуманистического воспитания школьников. Мн.: Полымя, 2000. 208 с.

6. Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться / пер. с англ. А.Б. Орлова, С.С. Степанова, Е.Ю. Патяевой. М.: Смысл, 2002. 527 с.

7. Сманцер А.П. Гуманизация педагогического процесса в современной школе: история и современность. Мн.: Бест-принт, 2001. 302 с.

Башаримов Ю.П. - кандидат исторических наук, доцент Финансового Университета при Правительстве РФ (Липецкий филиал), [email protected]

Егоров В.А. - кандидат педагогических наук, доцент Финансового Университета при Правительстве РФ (Липецкий филиал), [email protected]

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Ревдинский государственный педагогический колледж

Кафедра психолого-педагогических дисциплин

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Реферат по введению в педагогическую профессию

Выполнила: Власова Е.В.,

студентка гр.101

специальность 0319

Проверила: Л.В.Бормотова,

преподаватель

ПЛАН

1. Роль гуманизации. Основные понятия.…………..…………………………3

2. Закономерности гуманизации образования…………………………………5

2.1. Основные положения……………………...……………………….5

2.2. «Мое педагогическое кредо»…..…………..………………………8

3. Гуманизация образования и демократический стиль педагога……… ……10

4. Список использованной литературы………………………………………...11

1 . РОЛЬ ГУМАНИЗАЦИИ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия.

Человек как самоцель развития, как критерий оценки социального процесса представляет собой гуманистический идеал происходящих в стране преобразований. Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого должен стоять человек с его нуждами, интересами, потребностями. Поэтому гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции построения функционирования системы образования.

Гуманизация – ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать знания учащимся, то гуманизация выдвигает другую задачу – способствовать всеми возможными способами развитию ребенка. Гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель-ученик» - установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечет за собой изменение методов и приемов учителя.

Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально нравственного и профессионального развития личности. Данный социально педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и технологии образования.

Ключевое понятие гуманистической философии образования - «гуманизм». Попытка определить его смысл показывает, что у этого понятия существует несколько значений. Их изменение позволяет осознать различные аспекты данной проблемы, хотя и вызывает затруднения, связанные с определением конкретного содержания самого понятия «гуманизм».

Так понятие «гуманизм» употребляется, по крайней мере, в десяти значениях:

· название эпохи Возрождения в различных культурных движениях, идейных течений, направлений общественной мысли;

· название области теоретического знания, которая отдает предпочтение гуманитарным наукам;

· характеристика марксистского мировоззрения, пролетарской идеологии, социалистического образа жизни;

· обозначение нравственных качеств личности - человечности, доброты и уважения;

· определение важнейшего фактора всестороннего развития личности;

· выражение особого отношения к человеку как высшей ценности жизни;

· название практической деятельности, направленной на достижение общечеловеческих идеалов, и др..

Аналогичное положение наблюдается и в отношении понятия «гуманность», которое часто отождествляется с понятием «гуманизм».

Гуманизм как идейно ценностный комплекс включает в себя все высшие ценности, выработанные человечеством на долгом и противоречивом пути своего развития и получивших название общечеловеческих; человеколюбие, свобода и справедливость, достоинство человеческой личности, трудолюбие, равенство и братство, коллективизм и интернационализм и др.

Гуманизм чаще всего выступает как понятие философско-идеалогическое, как название философской системы, и поэтому его исследования предписывают компетенции философских наук. Гуманность же рассматривается чаще как психологическое понятие, в котором отражается одна из важнейших черт направленности личности.

Гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов строится вокруг одного центра - человека. Если гуманизм - это система определенных взглядов на мир, то именно человек оказывается системообразующим фактором, ядром гуманистического мировоззрения. При этом его отношение содержит не только оценку мира, но и оценку своего места в окружающей действительности. Следовательно, в гуманистическом мировоззрении как раз и находят свое выражение многообразные отношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, то есть, по сути, ко всему миру в целом.

В психологическом словаре понятие «гуманность» определяется как «обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования… реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи». (Психология: словарь /Под ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского.-М, 1990.-с. 21.).

Следовательно, гуманность - это качество личности, представляющая собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как высшей ценности.

2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ.

2.1. Основные положения

Опираясь на выводы многочисленных психолого-педагогических исследований можно сформулировать закономерности гуманизации образования.

1. Образование как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействия растущего человека со взрослыми и социальной средой. Психологические явления, отмечал С.Л.Рубинштейн, возникают в процессе взаимодействия человека с миром. А.Н.Леонтьев считал, что ребенок не стоит перед окружающим миром один на один. Его отношения к миру всегда передаются через отношения других людей, он всегда включен в общение (совместную деятельность, речевое и мыслительное общение).

2. Среди гуманистических тенденций функционирования и развития системы образования можно выделить главную - ориентацию на развитие личности. Чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим будет становиться человек.

3. Образование будет удовлетворять личные запросы, если оно, согласно Л.С.Выготскому, ориентировано на «зону ближайшего развития», то есть на психические функции, которые уже созрели у ребенка и готовы к дальнейшему развитию.

4. Сегодня есть реальная возможность дать человеку овладеть не только базовыми профессиональными знаниями, но и общечеловеческой культурой, на основе которой возможно развитие всех сторон личности, учет ее субъективных потребностей и объективных условий, связанных с материальной базой и кадровым потенциалом образования. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры. Этой закономерностью обусловлен культурологический подход к отбору содержания образования. В этой связи самоопределение личности в мировой культуре - стержневая линия гуманитаризации содержания образования.

5. Культурологический принцип требует повышения статуса гуманитарных дисциплин, их обновления, освобождения от примитивной назидательности и схематизма, выявление их духовности и общечеловеческих ценностей. Учет культурно исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой-важнейшие условия конструирования новых учебных планов и программ.

6. Культура реализует свою функцию развития личности только в том случае, если она активизирует, побуждает человека к деятельности. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой.

7. Процесс общего, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом обучения. Данная закономерность обуславливает единство реализации деятельного и личного подходов

Личностный подход предполагает, что и педагоги, и учащиеся относятся к каждому человеку как к самостоятельной ценности, а не как к средству для достижения своих целей.

8. Принцип диалогического подхода предполагает преобразование позиции педагога и позиции учащегося в личностно-равноправные, в позиции сотрудничающих людей. Такое преобразование связано с изменением ролей и функций участников педагогического процесса. Педагог не воспитывает, не учит, а активизирует, стимулирует стремления, формирует мотивы учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения.

9. Саморазвитие личности зависит от степени творческой направленности образовательного процесса. Данная закономерность составляет основу принципа индивидуально-творческого подхода. Он предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Это дает возможность учащемуся ощутить радость от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей. Основное назначение индивидуально-творческого подхода состоит в создании условий для самореализации личности, в выявлении и развитии ее творческих возможностей.

10. Гуманизация образования в значительной степени связана с реализацией принципа профессионально-этической взаимоответственности. Готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы других людей неизбежно определяется степенью сформированности гуманистического образа жизни. Данный принцип требует такого уровня внутренней собранности личности, при которой человек не идет на поводу обстоятельств, складывающихся в педагогическом процессе. Личность сама может творить эти обстоятельства, вырабатывать свою стратегию, сознательно и планомерно совершенствовать себя.

На сегодняшний день, когда в социально-экономической жизни страны происходят небывалые перемены, когда все мы думаем о путях преобразования общественного воспитания, возникает необходимость решения стоящих перед нами новых задач. Одна из них та же что стоит перед обществом в целом: переход от командно-бюрократической к демократической организации жизни. Обновленный социум должен явить свое лицо, прежде всего детям. Применительно к образованию это означает гуманизацию (предполагает усиление человечности, уважение к человеческому достоинству; человеколюбие в обучении и воспитании)-ориентацию на ребенка, его потребности, возможности и психологические особенности.

Что необходимо иметь в виду под ориентацией на ребенка? В чем состоят его возможности и психологические особенности и какие из них мы должны учитывать в первую очередь? Или, может быть, всякое систематическое педагогическое воздействие ребенка стоит вовсе отменить, положиться на естественный ход его развития?

Помните источником психического развития является социальная среда, воплощающая особенности человеческого рода, который должен усвоить ребенок.

Психическое развитие происходит в процессе овладения человеческой культурой-орудиями труда, языком, произведениями науки и искусства и т.д., иначе происходить оно не может. Но ребенок овладевает культурой не самостоятельно, а при помощи взрослых, в процессе общения с окружающими людьми. Воспитание и обучение - важнейшие формы такого общения, в которых оно происходит систематически и планомерно.

Таким образом, вопрос о необходимости систематического педагогического воздействия на ребенка решается вполне однозначно: оно необходимо, так как служит одним из основных путей передачи ребенку общественного опыта, человеческой культуры. Вне такой передачи психическое развитие вообще невозможно. Другое дело как, какими путями, в каких формах это воздействие осуществляется, чтобы ориентироваться на ребенка, учитывать его интересы и возможности и быть вместе с тем наиболее эффективным.

Итак, для того чтобы приобрести подлинно гуманистический характер не на словах, а на деле, воспитание должно осуществляться в основном через организацию и руководство детскими видами деятельности и обеспечивать наилучшие условия для развития в этих видах деятельности психологических качеств, специфичных для возраста и имеющих непреходящее значение, - в первую очередь образных форм познания мира и социальных эмоций.

Реальный процесс психического развития ребенка включает гораздо более широкий круг психических свойств и способностей, которые необходимо учитывать при построении обучения и воспитания. Главное же - развитие каждого ребенка идет своим особым путем, в котором общие закономерности проявляются в индивидуальной форме. И если учет возрастных особенностей психологического развития является основой разработки общей стратегии требует выявле6ния и учета индивидуальных особенностей.

2.2. «Мое педагогическое кредо»

Гуманизация общества поставила вопрос об авторитете учителя. Близость авторитета и авторитарности как однокоренных слов и смежных понятий проблематизировала идею учительского авторитета, предъявила к нему этические критерии. Индивидуальность как основа обучения и воспитания возвращает учителю и школе самоуважение.

«Учащие и учащиеся, - прежде всего сотрудники», - писал Н.К. Рерих. Так демократизация и гуманизация в образовании открыли пути к развитию инициативы и самостоятельности ученика и учителя.

Сложность образовательного процесса заключается в том, что он, занимает значительное место в жизни человека, не дает ощутимого, зримого, конкретного результата сразу по его завершении. Результатом образования является все последующее поведение, деятельность, образ жизни человека. Поэтому влияние педагогического воздействия любого образовательного учереждения не может контролироваться непосредственно.

Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех кого он будет учить и воспитывать, вместе с тем он отвечает за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть педагогом, учителем, воспитателем. Достойное выполнение профессионально педагогического долга требует от человека принятия ряда обязательств.

Во-первых, следует объективно оценивать собственные возможности, знать свои сильные и слабые стороны, значимые для данной профессии качества (особенности саморегуляции, самооценки, эмоциональные проявления, коммуникативные, дидактические способности и т.д.).

Во-вторых, педагог должен обладать общей культурой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия, представления, внимания), культурой поведения, общения и педагогического общения в частности. Педагог - это образец, которому сознательно, а чаще всего неосознанно, подражают ученики, перенимая то, что делает учителя.

В-третьих, обязательной предпосылкой и основой успешной деятельности педагога являются уважение, знание и понимание своего ученика как «другого». Ученик должен быть понят педагогом и принят им вне зависимости от того, совпадают ли их системы ценностей, модели поведения и оценок; это также предполагает знание психологических механизмов и закономерностей поведения и общения.

В-четвертых, педагог является организатором учебной деятельности обучаемых, их сотрудничества и в то же время выступает в качестве партнера и человека, облегчающего педагогическое общение, то есть «фасилитатора», по К. Роджерсу. Это обязывает развивать организаторские, коммуникативные способности для управления процессом усвоения знаний учениками, включая их в активные формы учебного взаимодействия, стимулирующего познавательную активность его участников. Развитие таких профессиональных умений предполагает не только глубокие психолого-педагогические знания, но и постоянный, систематический профессиональный тренинг.

Таким образом, профессиональные качества педагога должны соотноситься со следующими постулатами-заповедями его психолого-педагогической деятельности:

Уважай в ученике человека, личность (что является конкретизацией золотого правила древности - относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе);

Постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования (ибо известно, что тот, кто не учится сам, не может развивать вкус к учению, «умственный аппетит» у других);

Передавай ученику знания так, чтобы он хотел и мог их осваивать, был готов их использовать в различных ситуациях и в своем самообразовании.

Эти постулаты есть конкретизация общеизвестного тезиса: только личность воспитывает личность, только характер формирует характер. Педагог обязан быть Личностью, это его профессиональная характеристика.

Чтобы процесс развития проходил успешно, безболезненно для ребенка, должна быть создана вокруг него соответствующая атмосфера, так называемая «гуманистическое пространство» (И.Д. Демакова). В создании такого пространства педагог занимает определенное место, играет одну из главных ролей. Используя СЛОВО, ДЕЛО и НАБЛЮДЕНИЕ (диагностику), педагог создает условия, чтобы ребенок проявил себя. Для того чтобы помочь ребенку, можно определить основное правило - «Правило 7У»:

- «уверенность» - знание своих прав и прав ребенка, способность защитить его. Педагог гарант соблюдения прав ребенка;

- «успешность» - берясь за любое дело, педагог должен предвидеть положительный результат, то есть быть уверен, что оно под силу детям и ему;

- «удивительность» - надо развивать в себе незаурядность, дети не любят «пирожки ни с чем»;

- «убедительность» - уметь зажечь детские сердца, убедить их в важности дела;

- «уважительность» - необходимо взаимное уважение; уважаешь мнение детей, они уважают твое. Воспитание без уважения - подавление;

- «уравновешенность» - в классе нужно быть готовым ко всему, не падать в обморок, а анализировать и работать;

- «улыбчивость» - без чувства юмора в школе жить невозможно. Улыбка - это и оценка, и одобрение, и подбадривание.

3. ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ПЕДАГОГА

Стремление жить в некой общности, быть ею защищенной, самоутверждаться в ее среде свойственно всем. Поэтому, если педагог хочет, чтобы дети были хорошими, необходимо делать все, чтобы воспитанники хотели быть таковыми, чтобы они находили удовольствие в хороших, нравственных поступках.

Значит, у педагога не может быть никаких других целей, кроме целей жизни воспитанников. Ведь для ребят идея не отделена от личности, и то, что говорит им любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем то, что говорит неуважаемый и чуждый им человек. Самые высокие идеи в устах последнего становятся ненавистными.

Поэтому стоит чаще вставать на место детей, чтобы понять: что их интересует, что радует, что утомляет, что обижает. Ведь воспитательный процесс прекращается с того и до того момента, пока ребенок не поймет, почему с ним так поступили; пока он не согласиться с тем, как с ним поступили; пока он озлоблен, что с ним так несправедливо поступили.

Во всем этом объективная база единства воспитателя и воспитанника, то есть необходимое условие возникновения известной всем (но не всеми применяемой!) педагогики сотрудничества, которая строится на принципах гуманизации и демократизации отношений со своими воспитанниками.

Самое главное приобретение, которое необходимо сделать ребенку в период школьного ученичества, - это чувство собственного достоинства, вера в себя, вера в то, что он знает, умеет и может.

И достичь этого можно только добром, ибо только добро порождает добро. Так завещал замечательный педагог - наш современник В.А. Сухомлинский.

Дети - источник вдохновения, и мой долг как педагога дать им детство, сохранить его, быть им другом.

«С рождения до трех лет - ребенок твой бог, с трех до десяти- он твой раб, с десяти лет - ребенок твой друг» (древнекитайская мудрость).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Амонашвили Ш.А. Единство цели: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1987.

2. Дошкольное воспитание №8.-М., 1990

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 1999

4. Классный руководитель №4.-М., 2001

5. Подласый Педагогика.

6. Сластенин Педагогика.

7. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. - М.: Детская литература, 1989



error: Контент защищен !!