Объективный подход в психодиагностике. Предмет психодиагностики различные подходы к пониманию предмета психодиагностики Основные психодиагностические методы общей психологии

Объективный подход – диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и/или способа действий.

Специфические особенности:

1. Предполагают невозможность фальсификации результатов со стороны испытуемого (пр: цель теста скрыта от испытуемого).

2. -//- отсутствие влияния со стороны экспериментатора (например, его теоретических предпочтений).

Предполагает 2 большие группы методик:

Для диагностики собственно личностных особенностей (неинтеллектуальные);

Тесты интеллекта.

Личностные опросники – представлены двумя группами.

1- Тесты действий / целевые личностные тесты – это относительно простые, четко структурированные процедуры, ориентирующие обследуемого на выполнение какого-либо задания.

Качество выполнения этих заданий зависит от развития перцептивных процессов.

Иначе их называют непрямыми , т.к. цель в них замаскирована. Обследуемый не знает какая его индивидуальная особенность изучается.

(пр: тест замаскированных фигур – направлен на изучение полезависимости и поленезависимости.

Суть ее заключается в том: смотрят – насколько легко человек выделяет фигуру из фона, а судят о личностных особенностях человека).

2- Ситуационные тесты – обследуемый помещается в ситуацию, подобную той, которая может возникнуть в реальной действительности.

(пр: Хартшорн, Меем – тест исследования воспитательного характера.

Пр. тестов: дилемма выбора, с конкретной работой, с кружками - подглядывание).

Кроме личностных методик и тестов интеллекта в объективных методах:

3- Тесты специальных способностей – они предназначены для измерения уровня развития отдельных сторон интеллекта и психомоторных функций, которые обеспечивают успешность деятельности в относительно узких областях деятельности.

(пр: тест музыкальных способностей; счетных, конторских и т.д.… способностей).

4- Тесты достижений – выявляют овладение определенными ЗУНами.

Субъективный подход в психодиагностике.

Диагностика осуществляется на основе сведений, которые сам о себе сообщает обследуемый (пр: самоописание, самооценивание и т.д.).

Задания представлены в виде вопросов или утверждений.

I. Опросники-анткеты – направлены на выяснение информации об обследуемом, не имеющей непосредственного отношения к его личности.

Биографический метод – позволяет получить данные об истории жизни человека.

Часто в таких опросниках можно в встретить вопросы – интересов человека.

II. Личностные опросники – измеряют различные личностные особенности.

Проблемы использования личностных опросников:

Формулировка вопросов.

Вопрос должен быть связан с проблемой.

От формулировки вопроса зависит ответ.

Требования к формулировке:

1) Понимание , т.е. каждый вопрос должен быть понятен с первого чтения.

2) Исключение двусмысленности . Отсутствие в вопросах слов или словосочетаний, имеющих двойной или многозначный смысл.

3) Абстрактность . Каждый пункт опросника д.б. сформулирован с одинаковым уровнем абстрактности. Если вопрос будет сформулирован слишком конкретно, то обследуемый, не имевший подобной ситуации, не сможет ответить.

Если слишком абстрактно, то каждый будет отвечать на свое (на свою ситуацию и т.д.).

4) Нацеленность на личный опыт . Каждый вопрос д.б. направлен на личный опыт клиента (пр: прыгнули бы вы в воду, не умея плавать, если тонет человек?)

5) Вопросы, по возможности, должны быть социально нейтральными . Не должны содержать в себе нормативы соц. поведения.

6) Вопросы не должны иметь наводящего характера , т.е. не должны внушать определенный ответ.

7) Вопросы не должны содержать стереотипных формулировок .

8) Вопросы д.б. как прямые, так и обратные . Прямой вопрос – ответ предполагает наличие измеряемого свойства; обратный вопрос – ответ предполагает отсутствие качества.

Закрытые опросники часто встречаются для ограничения фантазии и для удобства обработки.

Психодиагностика

Основные подходы психодиагностики

3.1. Основные диагностические подходы

Основная особенность психодиагностики – измерительно-испытательная направленность, за счет которой достигается количественная и качественная оценка изучаемого психического явления.

Выделяют три основных психодиагностических подхода, которые охватывают все множество имеющихся диагностических методик.

1. “Объективный” подход – диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и способа (особенностей) выполнения деятельности. Объективный подход к диагностике проявлений индивидуальности привел к появлению тестов личности, тестов интеллекта, тестов специальных достижений и тестов способностей.

2. “Субъективный” подход – диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания особенностей личности, поведения в тех или иных ситуациях. Подход представлен опросниками, которые могут быть подразделены на опросники личностные (опросники черт личности, опросники типологические, опросники мотивов, опросники установок, опросники интересов, опросники ценностей), опросники состояния и настроения и опросники-анкеты.

3. “Проективный” подход – диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным, материалом, становящимся в силу его известной неопределенности (слабоструктурированности) объектом проекции.

Различают следующие группы проективных методик:

конститутивные – структурирование, оформление стимулов, придание им смысла (тест Роршаха);

конструктивные – создание из оформленных деталей осмысленного целого (тест Мира);

интерпретативные – истолкование события, ситуации (тест Тематической апперцепции, ТАТ);

катартические – осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях (психодрама);

экспрессивные – рисование на свободную или заданную тему (“Дом – дерево – человек”);

импрессивные – предпочтение одних стимулов другим (тест Сонди, тест Люшера)

3.2. Классификация диагностических методик

Сегодня существует несколько классификаций психодиагностических методик. Выделяют четыре основных типа методик: тесты, опросники и анкеты, проективные техники и психофизиологические методики.

Тест - краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени психологическое испытание, предназначенное для установления индивидуальных различий. В состав теста кроме системы заданий входят стандартизованная процедура проведения и технология обработки результатов. Тесты применяют главным образом для изучения познавательных процессов, восприятия, мышления, памяти и т. п.

Опросники и анкеты - обычно предназначены для описания и оценки человеком самого себя. К ним обращаются тогда, когда необходимо изучить такие стороны человеческой психики, как мотивы, установки, интересы, отношения и т.д.

По форме опросники могут быть открытыми (предполагаются ответы в свободной форме) и закрытыми (ответы: “да”, “нет”, “не знаю” или иного типа). При подготовке опросника закрытого типа проводится большая работа по формулированию вопросов. Необходимо дублирование вопросов по каждому признаку. Это связано с тем, что респондент (отвечающий) иногда невольно пытается представить себя в лучшем или худшем свете. Это так называемый “эффект фасада”, который испытуемым может не осознаваться.

Проективные методики не адресуются познавательной стороне психики и предназначены для диагностики личности. В них испытуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию, например, дать толкование фигур или пятен неопределенных очертаний (тест Роршаха), интерпретировать содержание сюжетной картинки (тест ТАТ), нарисовать человека или животное и т.д. Для того чтобы фантазия индивида могла свободно разыграться, даются только краткие общие инструкции. Предполагается, что характер ответов испытуемого и его реакции выявляют особенности его личности, которые дают проекцию в его ответах. Диагностика с использованием проективной техники изучает результаты деятельности испытуемого, который обычно не подозревает, какие стороны его личности диагностируются. Проективная методика требует широкой теоретической подготовки психолога и большого опыта по применению методики.

Психофизиологические методики выявляют формально-динамические особенности психики и поведения человека. Согласно сложившимся в современной дифференциальной психофизиологии представлениям, темп, выносливость, работоспособность и другие динамические характеристики человека определяются основными свойствами нервной системы (ее силой, лабильностью, подвижностью, динамичностью).

В каждом из указанных типов методик могут быть выделены классы, которые можно разделить по способам проведения на индивидуальные и групповые методы.

3.3. Параметры эффективности тестов

Для того чтобы тест считался научно-эффективным, он должен пройти проверку по четырем специальным критериям. Эти критерии - стандартизация, нормы, надежность, валидность.

Стандартизация- это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Таким образом, стандартизация рассматривается в двух планах:

1) как выработка единых требований к процедуре тестирования

и 2) как определение единого критерия оценки результатов диагностических испытаний.

Надежность - означает относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста при первичном и повторном его проведении на одних и тех же испытуемых.

Валидность теста - понятие, указывающее нам, ч т о тест измеряет и насколько хорошо он это делает. Валидность - это комплексная характеристика, включающая, с одной стороны, сведения о пригодности методики для измерения того, для чего она была создана, а с другой стороны, какова ее действенность, эффективность. Поэтому нет универсального подхода к определению валидности (какую сторону валидности исследователь рассматривает, такие же он использует для этого способы доказательства).

Вопрос о том, что изучает психологическая диагностика, решается в современной психологии далеко не однозначно. Следовательно, признание ее своеобразия и самостоятельности проблематично. Из существующего потока мнений можно выделить несколько, наиболее часто встречающихся.

1. Психологическая диагностика изучает вообще все психическое . Отсутствие специфичности предмета психодиагностики как одна из научных точек зрения. Сточки зрения В.К. Гайды, предмет психодиагностики такой же, как и любой другой психологической дисциплины.

Психодиагностику нельзя рас­сматривать как отдельную отрасль психологии по аналогии с общей, социальной, клинической. Психодиагностика не имеет соб­ственной, только ей присущей области исследования, соб­ственного объекта изучения. Психодиагностика существует не иначе как во взаимодействии с другими пред­метными областями психологии. Таким образом, психо­диагностика не имеет собственного, т.е. отдельного от дру­гих психологических дисциплин, объекта исследования. То, что должно быть диагностировано, определяется конк­ретным предметным содержанием психологических дис­циплин, а то, как это должно быть сделано,- общей методологией исследования. На это можно возразить, что психодиагностика ориентирована на изучение человека (или группы людей), но и другие отрасли психологии объ­явили человека предметом своих исследований.

Первые шаги в советской психодиагностике были сделаны Ананьевым, который полагал, что психологическую диагностику следует рассматривать как направление исследований, имеющих целью «определение уровней развития психофизиологических функций, процессов, состояний и свойств личности... установление структурных особенностей каждого из лих и их констелляций, образующих сложные синдромы поведения... распознание состояний человека при действии различных стимуляторов, стрессоров, фрустраторов и сложных ситуаций <...>, определение потенциалов человеческого развития (работоспособности, одаренности, специальных способностей и т. д.)» (Ананьев, 1968). Нетрудно заметить, что данное Ананьевым определение цели психодиагностики достаточно широко и охватывает едва ли не весь спектр психологических и психофизиологических исследований человека. К тому же собственно специфика психодиагностических исследований остается неясной, поскольку, например, распознание состояний человека при действии разного рода стимуляторов может осуществляться разными путями.

Такое широкое представление о предмете характерно для немецкой научной школы. Так, Г. Вицлак полагает, что психодиагностика изучает психическое в самых различных формах проявления. В то же время вводится ряд ограничений в это понимание. Психические проявления становятся диагностические релевантным, если он включены в следующую систему отношений:

интраиндивидуальные связи (диагностические данные должны отражать взаимосвязь психических свойств личности);

интериндивидуальные вариации свойств (диагностические данные должны служить основой для установления различий между данным индивидом и другими личностями);

отношения “объект – субъект” (диагностические данные о личности имеют ценность лишь в том случае, если они несут информацию об отношении человека к требованиям окружающей среды, а также способах выполнения индивидом общественных требований). Несмотря на введенные ограничения, четкие границы между предметом психодиагностики и психологии человека отсутствуют.

Методическим воплощением которых являются, соответственно, тесты и опросники, которые называются также методиками. Методики обладают следующими особенностями:

1) они позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки;

2) они представляют информацию не вообще о человеке, а прицельно о тех или иных его особенностях (интеллекте, тревожности и т.д.);

3) информация поступает в виде, позволяющем дать качественное и количественное сравнение индивида с другими людьми;

4) информация, полученная с помощью психодиагностических методик, полезна с точки зрения выбора средств вмешательства, прогноза его эффективности, а также прогноза развития, общения, эффективности той или иной деятельности индивида.

Психодиагностические методы:

1. Тестирование. обследуемый выполняет заданную деятельность т.е. проходит определенное испытание. На основании результатов испытаний исследователь делает выводы о наличии, особенностях, уровне развития тех или иных свойств у испытуемого.

Существуют тесты вербальные (словесные) и невербальные (рисунчатые). Обычно выделяют две группы тестов - стандартизированные и прожективные (проективные).

Две формы стандартизации: в одном случае идет речь о единообразии инструкций, процедуры обследования, способов регистрации результатов и т.д. при применении того или иного теста - и в этом плане стандартизированными являются все тесты. В другом случае речь идет о том, что данные, полученные на основании той или иной методики, могут быть соотнесены со специально разработанной и обоснованной шкалой оценок.

Тест, ориентированный на оценку, называется стандартизированным тестом.

Среди стандартизированных тестов распространены:
а) тесты интеллекта;
б) тесты специальных способностей. О специальных способностях можно говорить в двух планах: как о способностях в какой-либо области психической деятельности (перцептивные способности - способности в области восприятия; мнестические способности - способности в области памяти; способности к логическому мышлению) либо как о способностях к определенному виду деятельности (лингвистические, музыкальные, способности к управленческой деятельности, педагогические и т.п.);
в) тесты креативности, предназначенные для измерения творческих способностей.

Однако есть тесты, ориентированные на иное: они выявляют не оценочные показатели (как, например, уровень развития какого-либо свойства), а качественные особенности личности, не оцениваемые по какому-либо критерию. Иными словами, ответы испытуемого не оцениваются как правильные или неправильные, а показатели - как высокие или низкие. К этой группе тестов относятся проективные тесты.

Проективные тесты основаны на том, что в разнообразных проявлениях индивида, будь-то творчество, интерпретация событий, высказывания и т.д. воплощается его личность, в том числе скрытые, неосознаваемые побуждения, стремления, конфликты, переживания. Главным оказывается не объективное его содержание, а субъективный смысл, то отношение, которое он вызывает у обследуемого.

2. Опросники.
Опросниками называют методики, материал которых представляют вопросы, на которые обследуемый должен ответить, либо утверждения, с которыми он должен или согласиться или не согласиться.

Ответы даются либо в свободной форме (опросники "открытого типа") или выбираются из вариантов, предлагаемых в опроснике (опросники "закрытого типа").

Различают опросники-анкеты и личностные опросники.

Опросники-анкеты предполагают возможность получения информации об обследуемом, не отражающей непосредственно его личностные особенности. Таковыми могут быть биографические опросники, опросники интересов и установок.

Личностные опросники предназначены для измерения личностных особенностей. Среди них выделяют несколько групп:
а) Типологические опросники разрабатываются на основе определения типов личности и позволяют отнести обследуемых к тому или иному типу, отличающемуся качественно своеобразными проявлениями.
б) Опросники черт личности, измеряющие выраженность черт - устойчивых личностных признаков.
в) Опросники мотивов.
г) Опросники ценностей.

д) Опросники установок.
е) Опросники интересов.

Основные диагностические подходы:

1.Номотетический подход ориентирован на открытие общих законов, справедливых для любого конкретного случая. Он предполагает выявление индивидуальных особенностей и соотнесение их с нормой.

2.Идеографический подход основан на распознании индивидуальных особенностей человека и их описании. Он ориентирован на описание сложного целого – конкретной личности. Идеограмма представляет собой не что иное, как письменный знак, означающий целое понятие, а не букву языка.

Номотетический метод подвергается критике, так как общие законы не дают полного представления о человеке и не позволяют предсказать его поведение в силу неповторимости каждого. Идеографический метод также критикуется, прежде всего, за несоответствие стандартам объективности (полученные результаты в значительной степени зависят от концептуальных ориентаций исследователя и его опыта).

С методологической точки зрения, интеграция этих двух подходов позволяет сформулировать объективный психологический диагноз.

В современной психологии сложилось несколько взаимодополняющих подходов к пониманию сущности психодиагностики, которые с определенной долей условности можно обозначить как инструментальный, конструирующий, гностический, помогающий, практикоориентированный и интегральный.

3.Инструментальный подход рассматривает психодиагностику как совокупность методов и средств для измерения психических состояний и свойств, как процесс выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей человека с помощью специальных методов.

Главная задача психологической диагностики сводится к выбору и непосредственному применению диагностических средств для выявления индивидуального своеобразия конкретного человека при установлении различий в психической организации разных групп людей.

Инструментальная роль психодиагностики приобретает важное значение в деятельности практического психолога, которая является полипроблемной и предполагает одновременную проверку большого количества диагностических гипотез. Однако сведение психологической диагностики только к методам и средствам, выявления психических феноменов значительно ограничивает ее возможности как научной дисциплины, суживает диагностическое мышление психолога до решения преимущественно прагматического вопроса, какую методику использовать.

К инструментальному направлению довольно тесно примыкает так называемое конструирующее , назначение которого – разработка методов выявления и изучения индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей человека. С позиций этого подхода наиболее важные задачи психодиагностики заключаются в конструировании новых психодиагностических средств и модификации уже имеющихся; в разработке методов прогнозирования психического развития и поведения в зависимости от разных природных и социальных факторов и условий существования, в разработке психодиагностических технологий. Однако психодиагностика не может сводиться только к разработке или модификации и адаптации инструментария.

Признание за психодиагностикой способности распознания психической реальности лежит в основе подхода, который условно можно назвать гностическим . Его особенность заключается в том, что акцент делается на раскрытии индивидуального своеобразия и неповторимости внутреннего мира каждого человека. Применение методик или их комплексов перестает быть самоцелью, внимание психолога-диагноста обращено на уникальность психического облика человека.

Основными задачами гностического подхода к психодиагностике являются: определение общих закономерностей становления и развития психических образований; подготовка к свадьбе; установление связи между единичными проявлениями психического феномена и знанием его сущности; распознание индивидуальных особенностей в общих проявлениях психики человека; соотнесение индивидуальной картины поведения или состояния конкретного человека с известными типами и установленными ранее среднестатистическими нормами.

4.Помогающий подход рассматривает психодиагностику в качестве одного из видов психологической помощи. Многие психодиагностические процедуры содержат в себе терапевтический потенциал. Использование рисуночных методик, заполнение опросников, требующее от человека концентрации внимания на своих переживаниях, часто сопровождается успокаивающим эффектом.

Помогающая функция психодиагностики особенно возрастает на заключительном этапе. В то же время психодиагностическое обследование может вызвать негативную реакцию у испытуемого, поэтому помогающее действие психодиагностики имеет определенные ограничения.

5. практикоориентированного подхода к пониманию сущности диагностики объясняется интенсивным проникновением практической психологии в решение личных и профессиональных проблем человека. Это позволяет рассматривать психодиагностику как особую область практики, направленную на выявление разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности, помогающую решению жизненных проблем.

6.Интегральный подход связывает воедино теоретическую и практическую психологию. По отношению к методам психологического исследования выступает в качестве общей основы, объединяющей все области их практической реализации. В этом плане психологическая диагностика представляет собой специфическое научное направление, базирующееся на собственных методологических и методических принципах и занимающееся теоретическими и практическими проблемами постановки психологического диагноза. Основу интегрального направления составляет идея целостности феноменов переживания, поведения и деятельности личности.

Этапы психодиагностического исследования:

1) Определение цели - формулируется общая цель исследования и определяются его организационные и эмпирические методы.

2) Создание модели - определяется комплекс свойств для изучения, создается возможный образ результата, формулируется гипотеза.

3) Выбор методик - конкретизируются методики, создаются адекватные условия для их использования в экспериментах.

4) Практика - непосредственное выполнение исследовательской работы, сбор эмпирических данных.

4) Интерпретация - обработка полученных результатов, их объяснение с позиции конкретной научно-теоретической концепции, разработка рекомендаций по практическому использованию.

Основная особенность психодиагностики – измерительно-испытательная направленность, за счет которой достигается количественная и качественная оценка изучаемого психического явления.

Выделяют три основных психодиагностических подхода, которые охватывают все множество имеющихся диагностических методик.

1. “Объективный” подход – диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и способа (особенностей) выполнения деятельности. Объективный подход к диагностике проявлений индивидуальности привел к появлению тестов личности , тестов интеллекта, тестов специальных достижений и тестов способностей.

2. “Субъективный” подход – диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания особенностей личности, поведения в тех или иных ситуациях. Подход представлен опросниками, которые могут быть подразделены на опросники личностные (опросники черт личности, опросники типологические, опросники мотивов, опросники установок, опросники интересов, опросники ценностей), опросники состояния и настроения и опросники-анкеты.

3. “Проективный” подход – диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным, материалом, становящимся в силу его известной неопределенности (слабоструктурированности) объектом проекции.

Различают следующие группы проективных методик :

    конститутивные – структурирование, оформление стимулов, придание им смысла (тест Роршаха);

    конструктивные – создание из оформленных деталей осмысленного целого (тест Мира);

    интерпретативные – истолкование события, ситуации (тест Тематической апперцепции, ТАТ);

    катартические – осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях (психодрама);

    экспрессивные – рисование на свободную или заданную тему
    (“Дом – дерево – человек”);

    импрессивные – предпочтение одних стимулов другим (тест Сонди, тест Люшера)

3.2. Классификация диагностических методик

Сегодня существует несколько классификаций психодиагностических методик. Выделяют четыре основных типа методик: тесты , опросники и анкеты , проективные техники и психофизиологические методики .

Тест - краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени психологическое испытание, предназначенное для установления индивидуальных различий . В состав теста кроме системы заданий входят стандартизованная процедура проведения и технология обработки результатов. Тесты применяют главным образом для изучения познавательных процессов, восприятия, мышления, памяти и т. п.

Чаще всего используется такой тип теста, как тест интеллекта . При исследовании интеллекта важно проводить грань между тестами умственного развития и тестами достижений . Всё здесь зависит от цели исследования, которую ставит перед собой психолог. Так, для выполнения заданий тестов достижений необходимо применение логического и элементов творческого мышления. Тесты же умственного развития, соответственно, не могут быть свободны от знаний, умений и опыта человека.

При разработке тестов достижений и тестов умственного развития следует исходить из взаимосвязи между содержанием конкретных заданий и умственных действий по их усвоению. В психодиагностике под умственными действиями понимают компоненты процесса логической обработки содержания. В учебной деятельности логические приемы выполняются на определенном содержании, которое может быть адекватно усвоено только в определенных формах мыслительной деятельности.

Опросники и анкеты обычно предназначены для описания и оценки человеком самого себя . К ним обращаются тогда, когда необходимо изучить такие стороны человеческой психики, как мотивы, установки, интересы, отношения и т.д.

По форме опросники могут быть открытыми (предполагаются ответы в свободной форме) и закрытыми (ответы: “да”, “нет”, “не знаю” или иного типа). При подготовке опросника закрытого типа проводится большая работа по формулированию вопросов. Необходимо дублирование вопросов по каждому признаку. Это связано с тем, что респондент (отвечающий) иногда невольно пытается представить себя в лучшем или худшем свете. Это так называемый “эффект фасада”, который испытуемым может не осознаваться.

Во всех случаях применения опросников следует учесть, что полученные материалы трудно интерпретировать, их разработка требует высокой квалификации. При конструировании заданий для личностных опросников, необходимо учитывать следующие проблемы:

    Установка на согласие . Это тенденция испытуемого соглашаться с утверждениями или отвечать на все вопросы “да” независимо от их содержания.

    Установка на неопределенные или средние ответы .

Проективные методики не адресуются познавательной стороне психики и предназначены для диагностики личности . В них испытуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию, например, дать толкование фигур или пятен неопределенных очертаний (тест Роршаха), интерпретировать содержание сюжетной картинки (тест ТАТ), нарисовать человека или животное и т.д. Для того чтобы фантазия индивида могла свободно разыграться, даются только краткие общие инструкции. Предполагается, что характер ответов испытуемого и его реакции выявляют особенности его личности, которые дают проекцию в его ответах. Диагностика с использованием проективной техники изучает результаты деятельности испытуемого, который обычно не подозревает, какие стороны его личности диагностируются. Проективная методика требует широкой теоретической подготовки психолога и большого опыта по применению методики.

Психофизиологические методики выявляют формально-динамические особенности психики и поведения человека . Согласно сложившимся в современной дифференциальной психофизиологии представлениям, темп, выносливость, работоспособность и другие динамические характеристики человека определяются основными свойствами нервной системы (ее силой, лабильностью, подвижностью, динамичностью).

В каждом из указанных типов методик могут быть выделены классы , которые можно разделить по способам проведения на индивидуальные и групповые методы.

Индивидуальное диагностирование имеет большую историю (с нее начинается психодиагностика) и преимущества: возможность вести наблюдения за испытуемым, видеть его непроизвольные реакции, слышать и фиксировать непредусмотренные инструкциями высказывания. Первые авторы тестов обращали на это особое внимание, рассматривали поведение отдельных испытуемых, давали его интерпретацию. При индивидуальном диагностировании психолог, ориентируясь на готовность испытуемого, может заменить некоторые задания другими, эквивалентными. Некоторые виды заданий, когда, например, необходимо собирать кубики различного цвета или блоки из кубиков по чертежу, в принципе невозможно включить в групповое диагностическое испытание.

Индивидуальная диагностика необходима при работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, в клинической психологии для тестирования лиц с соматическими и нервно-психическими нарушениями, людей с физическими недостатками и т. д. Необходима она и в таких случаях, когда испытуемые плохо знают или совсем не знают языка, на котором изложены задания, не умеют читать и писать или когда нужен тесный контакт экспериментатора и испытуемого с целью оптимизации его деятельности (например, если нужна корректировка промежуточных результатов). Наиболее известные индивидуальные тестовые методики: тесты Станфорд - Бине, Д. Векслера.

Групповая диагностика . С помощью групповых тестов можно одновременно обследовать несколько сотен человек. Одно из основных преимуществ - массовость испытаний. Обычно такие формы имеют несколько (две или три) эквивалентных форм. Появились групповые тесты при вступлении США в первую мировую войну и определялись запросами практики. Понятно, что проведение этих тестов требует меньших затрат сил и времени в расчете на испытуемого.

В зависимости от характера стимульного материала в большинстве из указанных типов выделяют вербальные и невербальные методики.

Вербальные методики . Это методики, в которых задания представлены в словах, предложениях и т.п. Пример вербального теста - тест Р. Амтхауэра.

Невербальные тесты . Это такие методики, задания в которых даны в виде рисунков, чертежей, схем и т.п. Они могут быть как составными частями общих тестов (Векслера, Амтхауэра), так и специальными отдельными тестами (прогрессивные матрицы Равена).

Такие тесты используются в основном для исследования интеллекта. Важной стороной умственного развития также является пространственное мышление. Следует подчеркнуть, что особенности пространственного мышления нельзя выявить в полной мере, используя различные головоломки, пространственно-комбинаторные игры и тесты, построенные на неучебном материале. В реальной практике (игровой, учебной, профессиональной) пространственное мышление всегда включено в решение различных задач, опирается на систему знаний, которые не должны нивелироваться. Но пространственное мышление - лишь один из показателей умственного развития человека. Не менее важную его часть (а в подростковом возрасте, например, наиболее существенную) составляет логическое мышление.

Возможно изучение логического мышления не только в вербальном, но и в невербальном плане. Для этого исследователи (И.С. Якиманская, В.Г. Зархин, О.С. Зяблова) разработали тест логических операций с геометрическими объектами (ЛОГО), предназначенный для изучения невербального мышления старшеклассников.

В зависимости от используемых материалов в различных типах диагностических методик можно выделить классы бланковых , аппаратурных и компьютерных методик.

К бланковым (“карандаш - бумага”) можно отнести большинство тестов интеллекта, умственного развития, опросников, проективных и психофизиологических методик, для выполнения которых требуются только специальные тесты (брошюры), бланки для ответов и карандаш (авторучка).

В аппаратурных методах используются специальные технические средства. Примером таких тестов являются различные методики изучения ручной ловкости и пальцевой моторики, где используются специальные приспособления.

3.3. Параметры эффективности тестов

Для того чтобы тест считался научно-эффективным, он должен пройти проверку по четырем специальным критериям. Эти критерии - стандартизация, нормы, надежность, валидность.

Стандартизация - это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста . Таким образом, стандартизация рассматривается в двух планах: 1) как выработка единых требований к процедуре тестирования
и 2) как определение единого критерия оценки результатов диагностических испытаний .

Стандартизация процедуры тестирования подразумевает унификацию инструкций, бланков обследования, способов регистрации результатов, условий проведения обследования.

К числу требований , которые необходимо соблюдать при проведении эксперимента, можно, например, отнести такие:

1) инструкции следует сообщать испытуемым одинаковым образом, как правило письменно (в случае устных указаний они даются в разных группах одними и теми же словами, понятными для всех, в одинаковой манере);

2) ни одному испытуемому не следует давать никаких преимуществ перед другими;

3) в процессе эксперимента не следует давать отдельным испытуемым дополнительные объяснения;

4) эксперимент с разными группами следует проводить по возможности в одинаковое время дня, в сходных условиях;

5) временные ограничения в выполнении заданий для всех испытуемых должны быть одинаковыми и т.д.

Обычно авторы методики в руководстве приводят точные и подробные указания по процедуре её проведения. Формулирование таких указаний составляет основную часть стандартизации новой методики, так как только строгое их соблюдение даёт возможность сравнивать между собой показатели, полученные разными испытуемыми.

Другим наиболее важным этапом в стандартизации методик является выбор критерия , по которому следует проводить сравнение результатов диагностических испытаний, поскольку диагностические методики не имеют заранее определённых стандартов успешности или неудачи в их выполнении. Так, например, ребёнок 6 лет, выполняя тест умственного развития, получил 117 балов. Как это понимать? Хорошо это или плохо? Часто ли такой показатель встречается у детей данного возраста? Количественный результат как таковой ничего не означает. Полученный балл нельзя интерпретировать как показатель относительно высокого, среднего или низкого развития, так как это развитие выражено в мерах, присущих данной методике, и, таким образом, абсолютного значения полученные результаты иметь не могут. Очевидно, необходима такая точка отсчёта, с помощью которой можно оценивать полученные при диагностировании индивидуальные и групповые данные. В традиционном тестировании такая точка добывается статистическим путём - это так называемая статистическая норма .

В общих чертах стандартизация диагностической методики, ориентированной на норму, осуществляется путём её проведения на большой репрезентативной выборке того типа, для которого данная методика предназначена. Относительно этой группы испытуемых, называемой выборкой стандартизации, вырабатываются нормы, указывающие не только средний уровень выполнения, но и его относительную вариативность выше или ниже среднего уровня. В результате можно оценить разные степени успешности в выполнении диагностической пробы. Это позволяет определить положение конкретного испытуемого относительно нормативной выборки или выборки стандартизации.

Вернёмся к ребёнку, набравшему 117 баллов. В результате стандартизации данного теста было установлено, что границы нормы для шестилетних детей находятся в пределах от 84 до 116 баллов. Следовательно, результат малыша чуть выше нормы.

Есть и другой подход к оценке результатов диагностических испытаний (его последователи К.М. Гуревич и др.). В качестве точки отсчёта выступает не статистическая норма, а независимый от результатов испытаний, объективно заданный социально-психологический норматив . Этот норматив реализуется в совокупности заданий, составляющих тест. Следовательно, сам тест в полном объеме и является таким нормативом. Все сопоставления индивидуальных и групповых результатов тестирования проводятся с тем максимумом, который представлен в тесте (а это полный набор заданий). В качестве критерия оценки выступает степень близости результатов к нормативу.

Надежность означает относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста при первичном и повторном его проведении на одних и тех же испытуемых .

Степень надежности зависит от многих причин , поэтому важно выявить факторы, снижающие точность измерений. Такими факторами могут быть:

1) нестабильность диагностируемого свойства;

    несовершенство диагностирующих методик (небрежно составлена инструкция, задания по своему характеру разнородны, нечетко сформулированы указания и т.д.);

    меняющаяся ситуация обследования (разное время дня, когда проводятся эксперименты, разная освещенность помещения, наличие или отсутствие посторонних шумов и т.п.);

4) различия в манере поведения экспериментатора (от опыта к опыту инструкции предъявляются по-разному, различное стимулирование выполнения заданий и т.п.);

5) колебания в функциональном состоянии испытуемого (в одном эксперименте хорошее самочувствие, в другом - утомление);

6) элементы субъективности в способах оценки и интерпретации результатов.

Если устранить эти факторы, то уровень надежности тестов повысится.

Важнейшим средством повышения надежности психодиагностических методик является единообразие процедуры обследования, его строгая регламентация: одинаковые обстановка и условия для испытуемых какой-либо выборки; однотипный характер инструкций; одинаковые для всех временные ограничения, способы и особенности контакта с испытуемыми, порядок предъявления заданий и т.д.

Для надежности большое значение имеет исследуемая выборка, ибо она может как снижать, так и завышать этот показатель. Например, показатель надежности может быть искусственно завышен, если в выборке небольшой разброс результатов и т.д. В настоящее время надежность чаще всего определяется на наиболее однородных выборках (выборках, сходных по полу, возрасту, уровню образования, профессиональной подготовке).

Надежность отражает, таким образом, степень согласованности двух независимо полученных рядов показателей. Это математико-статистический прием, с помощью которого устанавливается надежность методики, - корреляция.

Чем больше коэффициент корреляции приближается к единице, тем выше надежность методики, и наоборот.

Виды надежности можно толковать в трех смыслах (по К.М. Гуревичу):

1) надежность самого измерительного инструмента ;

2) стабильность изучаемого признака ;

3) константность, то есть относительная независимость результатов от личности экспериментатора .

Показатель, характеризующий измерительный инструмент, предлагается называть коэффициентом надежности , показатель, характеризующий стабильность измеряемого свойства, - коэффициентом стабильности , а показатель влияния личности экспериментатора - коэффициентом константности .

Именно в таком порядке следует проверять методики: сначала - элемент измерения, потом - меру стабильности и в конце - критерий константности.

Для проверки надежности измерительного инструмента , говорящего о его однородности (гомогенности), используется так называемый “метод расщепления”. Обычно задания делятся на четные и нечетные, отдельно обрабатываются, а затем результаты двух полученных рядов коррелируются между собой. Для применения этого метода испытуемых нужно поставить в такие условия, чтобы они смогли успеть решить (или попытаться решить) все задания. Если методика однородна, то большой разницы в успешности решения по таким половинкам не будет, и, следовательно, коэффициент корреляции будет достаточно высоким.

Методика признается надежной, когда полученный коэффициент не ниже +0,75 - +0,85. Лучшие по надежности тесты дают коэффициенты порядка +0,90 и более.

Определить надежность методики - не значит решить все вопросы, связанные с ее применением. Нужно установить, насколько устойчив (стабилен) признак, который исследователь намерен измерять. Было бы методологической ошибкой рассчитывать на абсолютную стабильность психологических признаков .

То, что измеряемый признак со временем меняется, не опасно для показателя надежности, важно, в каких пределах варьируются результаты от опыта к опыту у одного и того же испытуемого и т.д., то есть колебания признака не должны носить непредсказуемый характер. Если такое происходит, то признак необходимо исключать в диагностических целях.

Для проверки стабильности диагностируемого признака или свойства используется прием, известный под названием тест-ретест. Смысл приема - повторное обследование испытуемых с помощью той же методики. О стабильности признака судят по коэффициенту корреляции между результатами первого и повторного обследований. Он будет свидетельствовать о сохранении или несохранении каждым испытуемым своего порядкового места в выборке.

Факторы , влияющие на степень стабильности :

1) качество единообразия процедуры проведения экспериментов ;

    промежуток времени между первым и вторым обследованиями

Коэффициентом стабильности можно измерять не только абсолютные свойства, но и те свойства, которые находятся в процессе интенсивного развития (например умение проводить обобщения). В таком случае он, скорее всего, будет невысоким. Но это не является его недостатком, это еще одна его функция: быть показателем определенных изменений, развития исследуемого свойства. Такое динамичное свойство необходимо брать по частям, по этапам, стадиям его трансформации.

Таким образом, вопрос о стабильности измеряемого свойства не решается всегда однозначно. Решение зависит от сущности самого диагностируемого свойства.

Критерием константности пользуются не часто, но пренебрегать им нельзя. Несмотря на то, что любая методика всегда снабжена программами, инструкциями (по поводу проведения теста), остается много моментов, зависящих от личности исследователя (скорость речи, тон голоса, паузы и т.д.). Особенно существенную роль играет личность экспериментатора при применении проективных методик.

Коэффициент константности определяется путем корреляции результатов двух опытов, проведенных в относительно одинаковых условиях на одной и той же выборке испытуемых, но разными экспериментаторами. Коэффициент корреляции не должен быть ниже +0,80.

Итак, важно отметить, что только методика, располагающая полной характеристикой надежности, наиболее пригодна для диагностического применения на практике.

Другим после надежности ключевым критерием оценки качества методик является валидность. Вопрос о валидности решается после того, как установлена точная надежность методики (ненадежная методика не может быть валидной ). Но самая надежная методика без знания ее валидности является практически бесполезной.

Валидность теста - понятие, указывающее нам, ч т о тест измеряет и насколько хорошо он это делает . Валидность - это комплексная характеристика, включающая, с одной стороны, сведения о пригодности методики для измерения того, для чего она была создана, а с другой стороны, какова ее действенность, эффективность . Поэтому нет универсального подхода к определению валидности (какую сторону валидности исследователь рассматривает, такие же он использует для этого способы доказательства).

Проверка валидности методики называется валидизацией . Валидизация имеет две стороны : теоретическую (валидность измерительного инструмента, методики) и прагматическую (валидность цели использования методики). При прагматической валидизации суть предмета измерения (психологические свойства) оказывается вне поля зрения, так как важно доказать, что “нечто”, измеряемое методикой, имеет связь с определенными областями практики.

Как мы можем узнать, что тест измеряет то, для чего он предназначен? Рассмотрим существующие способы доказательства валидности тестов, каждый из которых соответствует определенному аспекту этого значения.



error: Контент защищен !!