Доспехи генриха 8 в тауэре. Какие доспехи носили европейские монархи, японские самураи и солдаты первой мировой

Кузнецы и ювелиры Европы изготовили первые золотые доспехи в конце 15 века, на закате Средневековья.

В те времена производить доспехи из чистого золота было не практично и очень дорого. Рыцарскую броню делали из железа и покрывали золотом. Зачем? Во-первых, это указывало на богатство хозяина. Во-вторых, главный военачальник в драгоценных латах выделялся на поле боя, что воодушевляло простых рыцарей. В-третьих, золотые доспехи не ржавели, а значит, не обесценивались.

Вельможи в драгоценных доспехах появлялись на турнирах, которые тогда были модным развлечением. С тех пор золотая броня обрела название «турнирная», или «парадная».

Рассказываем о драгоценном снаряжении знаменитых королей.

Доспехи Генриха VIII, короля Англии

Где можно увидеть:

Ценность: бесценный музейный экспонат.

Материал: сталь, золото.

Изготовлен : в 1527 году, в Англии.

Высота: 185,4 см.

Вес : 28,45 кг.

На фото: Сложный тонкий рисунок гравировки на доспехах английского короля покрывает броню снизу доверху..

История:

Король Англии Генрих VIII Тюдор, будучи молодым, любил поединки, учреждал рыцарские турниры и участвовал в них. В 1514 году он основал в Гринвиче мастерскую по изготовлению доспехов, которая в последствии стала знаменитой на весь мир.

В 15 веке короли использовали два комплекта брони — один для турниров, другой для боёв. В 16 веке мастера Генриха VIII впервые объединили золотые латы в один гарнитур. Оружейники применили принцип трансформера, когда одна часть доспеха легко заменялась другой. Стоимость изготовления королевской защиты снизилась, а броня приобрела универсальность.

Великий немецкий живописец Ганс Гольбейн Младший, работавший в середине 16 века при дворе Английского монарха, создал эскизы золотой гравировки, которая украсила королевские латы.

Эксперты назвали эту броню «наиболее изысканным боевым облачением в мире».

Интересный факт:

Золотая защита не смогла уберечь монаршую особу от травм. В 1536 году, во время рыцарского поединка, лошадь сбросила Генриха и упала на него. Король потерял сознание на два часа. После этого случая поведение монарха в корне изменилось. Биографы считают, что у Генриха VIII появились депрессивные черты характера.

Доспехи короля Франции Генриха II Валуа

Где можно увидеть: музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Ценность: не установлена.

Материал: сталь, серебро, золото.

Изготовлен: в 1555 году в Париже.

Высота: 187,96 см.

Вес: 24,20 кг.

На фото: Королевская броня украшена чеканкой в стиле итальянского гротеска, инкрустирована серебром и золотом.

История:

Парадные латы короля Франции Генриха II были изготовлены специально для торжественных церемоний. Художник Этьен Делон нарисовал начальные эскизы, а завершили работу Жан Элдер и Баптист Пеллерин. Фигуры на броне символизируют военные победы короля и выдающиеся таланты — интеллект и красноречие.

Интересный факт:

Нострадамус предсказал смерть Генриха II:

«Молодой лев превзойдет старого,
На поле боя в одиночном поединке,
Поразив ему глаза в золотой клетке,
Что приведет старого льва к мучительной смерти».

Генрих II на турнире 1559 года, организованном в честь бракосочетания дочери, дрался с графом Монтгомери. Противник разбил копьё о панцирь монарха и повредил глаз Генриха. Через десять дней король скончался, а Нострадамус, неоднократно предупреждавший государя об опасности, прославился на весь мир.

Доспехи шведского короля Эрика XIV

Где можно увидеть: Оружейная Палата, Дрезден, Германия.

Ценность: ценный музейный экспонат.

Изготовлен: в 1565 году в Бельгии.

Материал: сталь, золото.

Вес: 20,7 кг.

На фото: Полный комплект драгоценной брони короля Швеции и его коня. Латы инкрустированы золотом и украшены чеканкой.

История:

В 1562 году шведский монарх Эрик XIV заказал небывалый по роскоши доспех, чтобы предстать перед королевой Англии с предложением руки и сердца. Ювелир Либертс два года трудился над золотыми латами и привлёк французских художников к изготовлению эскизов.

Чеканные панно на рыцарском панцире иллюстрируют Троянскую войну, а медальоны на конской защите — подвиги Геракла.

Драгоценная броня, прозванная «Доспехами Геракла», ни разу не использовалась по назначению. Причина в том, что датский король захватил золотой гарнитур на пути из мастерской Антверпена в Швецию. Эрик XVI так и не получил парадные латы и не женился на Елизавете I.

Интересный факт:

Саксонский курфюрст Кристиан II заплатил за «Доспех Геракла» 8800 гульденов (больше ста килограммов серебра).

В Средние века правители Европы стремились украсить золотом доспехи и оружие, чтобы продемонстрировать высокий монарший статус в залах приёмов и на поле боя.

1984. URL: http://www.cvce.eu/obj (дата обращения:

См.: История Европейской интеграции... С. 20. URL: http://www.irbis.vkgu.kz (дата обращения: 05.08.11). См.: Pinder J. Altiero Spinelli’s European Federal Odyssey. 2007. P. 9. URL: http://www.europarl.europa.eu (дата обращения: 13.08.11).

См.: Resolution de l’Union des federalistes europeens concernant l’initiative Genscher-Colombo. 1983. URL: http://www.cvce.eu/obj (дата обращения: 13.08.11).

См.: Statement by Altiero Spinelli to the European Parliament. 1982. URL: http://www.cvce.eu/obj (дата обращения: 13.08.11).

Неформальные встречи европейских политиков - сторонников федералистского подхода и усиления роли

Европейского парламента, которые проводились в ресторане «Крокодил».

22 См.: Pinder J. Op. cit. P. 12.

23 См.: Draft Treaty establishing the European Union. 1984. URL: http://www.cvce.eu/obj (дата обращения: 10.08.11).

25 См.: «Altiero Spinelli, ‘prophete’ de l’europeisme, croit prochaine l’unite politique de l’Europe» dans El Pa^s. 1984.

27 См.: Aide-memoire sur la procedure a suivre pour la convocation de la Conference Intergouvernementale charge de rediger le Traite d’Union europeene. 1984. URL: http://www.europarl.europa.eu (дата обращения:

УДК 94(9)”375/1492”

СОВРЕМЕННАЯ БРИТАНСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ О РЫЦАРСКИХ ДОСПЕХАХ ЭПОХИ ГЕНРИХА VIII

В. О. Шпаковский

Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]

Статья посвящена взглядам историков Великобритании на развитие защитного и наступательного вооружения Англии и Шотландии в эпоху правления короля Генриха VIII.

Ключевые слова: рыцарство, доспехи, рыцарское вооружение, «бараний» шлем, доспешный гарнитур, эпоха Генриха VIII.

Modern British Historiography about Knightly Armour of the Heinrich VIII’ Age

V. 0. Shpakovsky

The article discusses the development of the English arms and armour during the reign of Henry VIII. The research was done by the British scientists.

Key words: knighthood, arms and armour, knight’s armament, «mutton helmet», armour suit, reign of Henry VIII.

Прежде всего следует отметить, что эпоху правления английского короля Генриха VIII (1497-1547) известный британский историк Томас Ричардсон1 характеризует как любопытный период соединения старого с новым, одновременно расцвета и заката белых пластинчатых доспехов.

Именно при Генрихе VIII английская армия была преобразована из средневековой, состоявшей из конницы, пехоты и лучников, в «современную» армию с огнестрельным оружием и длинными копьями для борьбы с конницей. Интересно, что все это новое оружие в большинстве случаев ввозилось в Англию с материка, где приобреталось у самых известных оружейных корпораций. В то же время он сохранил в арсенале британской армии традиционный длинный лук и сделал все возможное для развития в Англии

стрелкового спорта, причем своим солдатам не позволял стрелять по мишеням, расположенным ближе чем в 220 ярдах (ок. 200 м)2.

При этом он, видимо, считал недопустимой национальную зависимость от импорта иностранных доспехов, из-за чего и пригласил на работу в Саусворк несколько итальянских мастеров. Однако по неизвестной причине это соглашение сорвалось. Тогда в 1515 г. Генрих пригласил оружейников из Германии и Фландрии, разместившихся в оружейной мастерской в Гринвиче.

Смешение этих двух школ - итальянской, влияние которой в Англии, по-видимому, сохранялось, а также германо-фламандской - способствовало началу производства доспехов так называемого гринвического стиля3.

Главным в работе королевских мастерских в Гринвиче стало то, что в итоге король лично для себя получил целый ряд разного рода доспехов, большинство из которых сохранилось до наших дней! В Королевском арсенале в лондонском Тауэре находятся четыре личных доспеха Генриха УШ, один хранится в Виндзорском замке, а два, также, по мнению специалистов, принадлежавших Генриху VIII, - в собрании музея Метрополитен в Нью-Йорке4.

К наиболее ранним из доспехов этой серии относится турнирный доспех для пеших поединков (особенно любимых королем), изготовленный около 1515 г. Помимо тщательной выделки всех сочленений, он отличается прекрасной отделкой и представляет собой настоящее произведение искусства. Декор этих лат, покрытых гравировкой по серебру, а еще ранее золоченых, посвящен со-

© Шпаковский В. О., 2012

стоявшейся в 1509 г. свадьбе Генриха и Екатерины Арагонской. На нагруднике изображен св. Георгий, на задней части кирасы - св. Варвара. На других деталях доспеха - орнамент из вьющихся растений, в том числе розы Тюдоров и гранаты Арагона. Крылья наколенников украшены связкой стрел - эмблемой отца Екатерины Фердинанда II Арагонского. На носках сабатонов помещены символическое изображение крепости Кастилии и еще одна эмблема Тюдоров - опускающаяся решетка ворот. Нижняя часть юбки доспеха окаймлена переплетающимися инициалами Генриха и Екатерины - «Н» и «К». На задней части каждой поножи изображена женская фигура, появляющаяся из чашечки цветка; на воротничке фигуры левой поножи видна надпись «GLVCK».

Кстати, именно этот замечательный экспонат позволяет сделать вывод о недюжинном - даже по сегодняшним меркам - росте и прекрасной физической подготовке английского монарха: высота доспеха «в сборе» составляет 185 см, а вес - более 30 кг.

Другой доспех - конский 1510 г., подаренный Генриху VIII императором Максимилианом I в память о совместных боевых действиях против французов, - наглядно показывает, что представляла собой подобная броня в то время. Доспех изготовлен во Фландрии мастером Мартином ван Рояном и состоит из наглавника, нашейни-ка, нагрудника, двух боковиков и массивного накрупника. Пластины доспеха украшены гравировкой, чеканкой и позолотой. В частности, гравированы металлические пластины поводьев, тогда как все крупные пластины, а также переднюю заднюю луку седла украшают рельефные выпуклые изображения веток и плодов граната, а также ветвистые кресты ордена Золотого Руна, который Генрих получил в 1505 г. Наименее украшенной была нашейная пластина доспеха, но и на ней имелась гравированная кайма, изображавшая гранаты. Вполне возможно, что эта часть могла принадлежать к другому доспеху и являлась работой фламандского мастера Пола ван Вреланта. Интересно, что впоследствии оба этих мастера оказались в Англии в королевской оружейной мастерской в Гринвиче. Очевидно, Генрих выбирал для нее тех же мастеров, которых знал по их работе на императора Максимилиана I во Фландрии.

Вполне возможно, что посеребренные и гравированные доспехи 1515 г. были изготовлены большей частью итальянскими, чем фламандскими мастерами, но в равной степени возможно и то, что все их элементы были сделаны во Фландрии. Зато почти точно можно утверждать, что украшались они уже в Англии, где у Генриха VIII в 1515 г уже была оружейная мастерская5.

Другим замечательным образцом доспешного искусства стали доспехи Генриха VIII, изготовленные в 1520 г. для пешего турнирного поединка на так называемом Поле золотой парчи и по своей

конструкции настолько совершенные, что при их весе в 42,68 кг нет практически ни одной части тела, которую не закрывала бы цельнокованная сталь6. Правда, несмотря на все свое техническое совершенство, эти доспехи так и не были завершены и именно в таком виде дошли до наших дней.

Доспех имел огромный бацинет, традиционно используемый в пеших сражениях, изначально изготовленный в Милане (клеймо мастерской города Миссальи находится на задней стороне шлема), но с видоизмененным забралом. Наручи были также собраны из уже существующих частей старых доспехов и представляли собой множество узких и тонких сочлененных пластинок, которые защищали локтевые суставы изнутри, в то время как снаружи пластины были крупными. Поножи на петлях и ремнях имели специальные пазы для шпор, необходимых всаднику, но вовсе не обязательных для пешего доспеха. Только наплечники из перекрывающих друг друга пластин, ставших отличительной чертой мастерской в Гринвиче, и стальная юбка (тонлет) были сделаны к нему заново. Выгравированные украшения до сих пор сохранили следы позолоты. Украшением служили изображения св. Георгия, Девы Марии с младенцем, розы Тюдоров, знак ордена Подвязки на вороте, а по верхнему краю левой поножи была выгравирована и сама подвязка7.

Один из наиболее известных доспешных гарнитуров Генриха VIII был также изготовлен мастерами Королевского арсенала в Гринвиче в 1540 г. Комплект этот представлял собой полные доспехи для джостры: латы с массивным левым наплечником, составляющим одно целое с баффом - дополнительным бронелистом, закрывающим часть шлема, подбородок, шею и часть груди. Для пешего турнирного поединка к ним пристегивались удлиненные набедренники. Наплечники были симметричной формы, а гульфик - цельнометаллический. В гарнитур входили детали полного рыцарского турнирного доспеха, полного рыцарского полевого доспеха (так называемого дротикового длиной «в три четверти» - с набедренниками только до колен) и пехотного полудоспеха с кольчужными рукавами, латными перчатками, латными набедренниками и опять-таки цельнометаллическим гульфиком, но, соответственно, без крюка на кирасе, забрала на шлеме и какой бы то ни было латной обуви8.

В 1544 г. Генрих заказал еще два доспеха для булонской кампании, которые были украшены гравировкой и резьбой по эскизам Г анса Гольбейна9.

Весьма интересной деталью гарнитура 1540 г стала набрюшная пластина, подаренная Генриху VIII французским королем Франциском I еще в 1520 г. Эта уникальная деталь стала характерной особенностью доспехов гринвичской школы и, кроме как на доспехах для Генриха VIII, больше нигде не встречается. Она представляет собой три заходящие одна на другую стальные пластины, склепанные между собой, которые крепились спе-

реди на стеганом дублете, имевшем кольчужные рукава и короткие кольчужные рейтузы с гульфиком. На нагрудной кирасе в центре груди имелось небольшое отверстие, через которое проходил Т-образный штифт, скреплявший эту набрюшную пластину с кирасой10. Подобное устройство имело определенный смысл, поскольку с XVI в. кирасы начали делать таким образом, что их передняя и задняя пластины теперь представляли собой всего лишь два отдельных броневых листа, а не четыре, как это было раньше.

Известно, что король Генрих VIII не только был большим знатоком и любителем оружия, но и пристально следил за всеми новинками, появляющимися в этой области. Свидетельство тому - оригинальный «стреляющий» щит, изготовленный в Италии в 1540 г. Деревянное обитое сталью изделие весом около 5 кг и диаметром 48 см в центральной части украшено гравировкой с позолотой. А над изображением сцены подвига древнеримского героя Муция Сцеволы торчит... встроенный фитильный пистолет со съемной казенной частью, имеющей перезаряжаемый стальной патрон. История этого «гибрида» может быть связана с одним из изобретений, предложенных Генриху итальяским мастером Джованни Баттистой из Равенны в 1544 г. Возможно также, что щит доставили в страну вместе с другими образцами казнозарядного оружия - опять-таки итальянского.

В 1547 г. таких щитов в Тауэр из Вестминстера поступило 35 штук, причем сегодня в Королевском арсенале в Тауэре хранится 16 таких щитов двух типов: девять со стволом в центре щита и семь, у которых ствол расположен повыше. Шесть щитов имеют рельефное оформление на покрывающих их пластинах, в то время как на остальных они гладкие. У некоторых над стволом предусматривалось отверстие для наблюдения, забранное железной решеткой11. Долгое время английские историки никак не могли решить, где именно могли применяться такие щиты. Конец спорам положил подъем королевского флагманского судна «Мэри Роуз», затонувшего в 1540 г. на рейде Портсмута, где точно такие же щиты были обнаружены среди прочих находок. Так что теперь уже точно известно, что они находились на вооружении судовых команд12.

Что же касается парадных европейских доспехов, то реального военного значения они, как правило, уже не имели, не говоря уже о том, что при их изготовлении мастера-оружейники, угождая своим заказчикам, полностью игнорировали всякий здравый смысл. В полной мере это относится к так называемому рогатому шлему Генриха VIII, который вместе с комплектом доспехов был подарен ему императором Максимилианом I в 1514 г.

Этот шлем (единственное, что сохранилось до настоящего времени от целого доспеха) имеет откидывающееся кверху забрало с человеческим

лицом, имитацию очков и почему-то... лихо закрученные бараньи рога! Изготовленный мастером Конрадом Зойзенхофером из Инсбрука в 1512 г., этот шлем, вне всякого сомнения, является выдающимся образцом оружейного искусства начала XVI в., однако в нем вряд ли было так уж удобно сражаться. Конечно, оружейники, работавшие над ним, не могли этого не осознавать. Но так как это был всего лишь оригинальный сувенир, «королевский подарок», его и сделали именно таким каков он есть.

Что же касается доспехов от этого шлема, то их остатки, по всей видимости, были проданы на металлолом в 1649 г., еще во время гражданской войны в Англии. Шлем избежал этой участи, так как хранился от них отдельно (у доспехов, очевидно, были и другие шлемы) и уже в XVII в. демонстрировался на выставке в Тауэре как часть доспехов Уилла Сомерса, придворного шута Генриха VIII, и долгое время вообще никто не знал, кому он принадлежал в действительности.

Недавно возникли серьезные научные сомнения в подлинности этого шлема. Например, были ли рога барана и очки по-настоящему его частью, или же они добавлены позже? Но самое главное, почему столь причудливый предмет должен был представлять собой подарок одного монарха другому? Эти споры все еще полностью не разрешены, но шлем воспринимается большинством специалистов как единственно сохранившаяся часть, возможно, самых прекрасных рыцарских доспехов, когда-либо существовавших в Англии13.

В коллекции Королевского арсенала в Тауэре имеется седельный меч (или меч эсток) с рукояткой в виде ружейного ствола. Навершие на нем было съемным, а поджигался пороховой заряд внутри вручную при помощи фитиля14. Сейчас очень трудно сказать, как его использовали в бою и было ли это оружие заказано кому-то из оружейников по приказу самого Генриха VIII -известного любителя всяких оружейных диковин. Однако сам факт существования благородного меча, соединенного с «оружием дьявола», говорит о том, что Генрих VIII положительно относился к огнестрельному оружию и испытывал самые разнообразные и подчас весьма экстравагантные его образцы. К ним прежде всего относится большая булава, снабженная на конце тремя ружейными стволами и шипами, поставленная из Вестминстера в Тауэр в июле 1547 г. вместе со 118 булавами без стволов и 7 со стволами, но без шипов. Каждый из стволов в ней снабжался сдвигаемой крышкой, закрывавшей запал, так что достаточно было зажать это оружие, названное с чисто английским юмором кропилом, подмышкой, чтобы последовательно сделать три выстрела, поднося к стволам горящий фитиль.

В XVII в. эта булава стала называться прогулочным посохом Генриха VIII, а к XVIII в. была придумана история о том, что король ночами, проверяя охрану Тауэра, ходил с ней по замку. Во

время одной из таких прогулок один из констеблей якобы не узнал короля и отправил его в тюремную камеру за ношение столь опасного оружия в неположенный час. Узнав поутру, кого именно он арестовал, несчастный констебль уже прощался с жизнью, но Генрих VIII его не только не наказал, а напротив, наградил, отметив его исполнительность и усердие15.

Впрочем, особенно этому удивляться не приходится, ведь это не что иное, как вполне нормальный государственный подход к делу, а не слепое следование явно отживающим, хотя для кого-то и прекрасным традициям. Ведь даже в 1482 г. миланцы уже имели в своем арсенале 1250 единиц огнестрельного оружия и только 233 арбалета. Причем среди этого количества 352 относились к аркебузам, имевшим замок с пружинным механизмом воспламенения16. На момент смерти Генриха VIII в 1547 г. в Королевском арсенале имелось 3000 луков с 13 000 связок стрел по 24 стрелы в каждой. Однако общее количество образцов ручного огнестрельного оружия достигало 7700 единиц17.

В одном только 1543 г. на вооружение английской армии поступило 4000 аркебуз, произведенных в итальянском городе Брешиа и закупленных Генрихом VIII через Венецианскую республику.

Столь же значительным, кстати говоря, был и британский импорт итальянских доспехов. Д. Эдж и Д. Паддок приводят по этому поводу следующие впечатляющие цифры: в конце 1512 г. Генрих VIII заказал 2000 комплектов легких доспехов во Флоренции (по цене 16 шиллингов за каждый), а на следующий год - еще 5000 доспехов в Милане. В связи с угрозой французского вторжения в 1539 г им было заказано еще 1200 комплектов доспехов в Колони и 2700 в Антверпене, на чем, видимо, монарх решил сэкономить, поскольку они отмечают, что «это был крупнейший центр в Европе по производству доспехов “низкого качества”, употреблявшихся только в пехоте»18.

Таким образом, английскими историками выявляются сразу два обстоятельства: во-первых, широкое распространение в первой половине XVI в. доспехов в английской пехоте, пусть даже и значительно более дешевых, чем кавалерийские, во-вторых, наличие чрезвычайно развитого экспорта вооружения из Италии и Нидерландов, где оно, видимо, изготавливалось практически на уровне массового промышленного производства.

А. Норман и Д. Поттингер особо выделяют тот факт, что Генрих VIII, помимо приглашения в Англию оружейников из Фландрии, использовал многочисленных наемников. В частности, пи-кинерами и всадниками тяжелой конницы были бургундцы или немцы, в то время как стрелками из аркебуз - главным образом испанцы и итальянцы, нанимавшиеся тысячами19.

Одновременно пытаясь увеличить количество лошадей, пригодных для службы в кавалерии, король издал закон, по которому всякий англи-

чанин, имевший ежегодный доход в 100 фунтов, должен бы в обязательном порядке иметь лошадь, пригодную для военной службы.

Борясь с мотовством своих подданных, он приказал, чтобы каждый мужчина, жена которого носит юбку из вельвета или нижнюю юбку из шелка, содержал также боевого коня вне зависимости от своего дохода20.

В итоге Генрих VIII в конце своего царствования получил армию, которая состояла из нескольких по-разному вооруженных и экипированных видов конницы и пехоты, имевшую уже мало общего с традиционным рыцарским войском. Так, тяжеловооруженная кавалерия имела полное рыцарское вооружение и воевала копьями и мечами на защищенных доспехами лошадях, легкая кавалерия - доспехи «в три четверти» без латных перчаток и защиты ног ниже колена. Оружием этим всадникам служили легкое копье и меч, а с середины XVI в. еще и короткоствольные образцы огнестрельного оружия. Кавалерия с северной границы была вооружена еще легче - пластинчатые набедренники до колен, руки защищали кольчужные рукава, а шлемы не имели забрала. Разумеется, и эти доспехи не были обязательными, поэтому многие «пограничники» носили только одни кольчуги, бригандины и куртки-жаки21. Разница между жаком и бригандиной при этом заключалась лишь в том, что у жака металлические либо роговые пластинки к матерчатой основе привязывались, тогда как на более дорогой бригандине они приклепывались. При этом своеобразным опознавательным элементом для английских легковооруженных всадников того времени являлась красная шапка (видимо, некое подобие суконного колпака), которую они носили поверх металлического шлема22.

Аркебуза - новое оружие легкоконного всадника, принятое на вооружение в коннице Генриха VIII, - имела около трех футов в длину (ок. 90 см) и уже позволяла стрелять непосредственно с коня. Соответственно, это породило и новую тактику. Заключалась она в том, что вооруженные аркебузами конные стрелки быстро приближались к построениям пехоты, затем стреляли и отъезжали обратно, чтобы перезарядить свое оружие23. Таким образом, именно всадники-аркебузиры, впоследствии вооруженные и пистолетами, заполнили в европейских войсках нишу восточных конных лучников, стрелявших по противнику не сходя с коня.

Пехотные доспехи, импортируемые Генрихом VIII из Германии, причем часто вместе с наем-никами-ландскнехтами, имели ярко выраженный интернациональный характер, поскольку применялись повсеместно. Они состояли из набедренников длиной до колен, кирасы, панцирного воротника-горжета, трубчатых налокотников, наплечников, шлема с козырьком и тапуля-гульфика для защиты гениталий24. При этом собственно наплечники уже часто отсутствовали, а вместо

горжета использовалась широкая кольчужная накидка, защищавшая не только плечи, но и верхнюю часть груди и спины, а также шею. Шлем часто имел защиту для шеи из заходящих одна на другую пластинок - «хвост лобстера», - а также пластины для защиты щек и ушей, крепившиеся к его тулье на петлях и завязываемые на подбо-родке25.

Традиционным оружием этих войск была длинная (14-18 футов) пика с десятидюймовым (25 см) наконечником, ниже которого привязывался лисий хвост, обладавший, как считалось, магическими свойствами. Дуглас Миллер, автор книги

о ландскнехтах, выдержавшей в Англии с 1976 по 1996 г. 14 переизданий, указывает, что этот обычай, распространившийся в среде ландскнехтов, был своего рода ответом на рыцарскую традицию украшать свое копье вымпелом с гербом. При этом лисий хвост выступал и в качестве корпоративной эмблемы, и как своеобразный талисман26.

Офицеры, командовавшие наемниками, как иностранцы, так и сами англичане, носили доспехи того же фасона, что и их подчиненные, но лучшего качества и нередко украшенные гравировкой или золочением. К концу царствования Генриха VIII форма кирасы сильно изменилась. Вместо глобулярных, выпуклых очертаний она приобрела характерное вертикальное ребро по всей длине сверху донизу27 - ее прочность при этом в определенной степени возросла, а защитные возможности улучшились, так как вероятность рикошета пули либо стрелы от такой кирасы тоже увеличилась.

В то же время стрелки, к которым в Англии причисляли как лучников, так и аркебузиров, имели тогда лишь самое легкое и примитивное защитное снаряжение. А. Норман и Д. Поттингер приводят слова маршала Генриха VIII Томаса Аудлея, писавшего о том, что он хотел бы, чтобы ни один из стрелков не носил доспехов, за исключением шлема морион, поскольку не может быть хорошего стрелка, будь то лучник или аркебузир, если он служит одетым в доспехи28.

Зато как и в годы Столетней войны лучники должны были иметь при себе по два длинных острых кола, служивших наилучшей защитой от конницы, если только они успевали их вкопать перед своим фронтом и занять позицию позади этой непреодолимой для всадников преграды29.

Когда в 1543 г. из Норвича во Францию было отправлено 40 пехотинцев, восемь из них были лучники, каждый из которых имел «добрый лук» в чехле для переноски, а также 24 «добрые стрелы», «добрый меч» и кинжал, а все остальные - билл-мены, т. е. воины, имеющие в качестве своего главного оружия очень популярный в Англии того времени билл («язык быка») - древковое оружие длиной около 6 футов (1,5 м) с ножевидным или прямым клинком, которым было удобно сражаться в рукопашную30, а в качестве неосновного оружия - меч и кинжал. При этом отмечается, что

все биллмены имели защитное вооружение, хотя какое именно - не уточняется31.

Что же касается первых реальных попыток ввести некое подобие униформы, то А. Норман и Д. Поттингер считают, что в Англии это было сделано в 1547 г., когда все солдаты экспедиционных войск герцога Соммерсета, направлявшиеся в Шотландию, были одеты в куртки красного цвета. Позднее, в годы недолгого правления короля Эдуарда VI отдельные подразделения его армии (или роты) уже различали по цвету одежды, выбранному их начальниками, а также по принятым ими же эмблемам32.

Однако все это вовсе не означает, что в то время стали меньше производить доспехов33. Например, действовавшая в той же Англии мастерская Генриха VIII, основанная в 1515 г., успешно функционировала вплоть до 1637 г.

Кстати, изучать историю работы гринвичской мастерской стало возможно лишь после того, как в 1891 г. был найден альбом цветных рисунков тридцати доспехов и съемных деталей к ним, из-готовленых там уже во второй половине XVI в. На всех латах указаны имена их владельцев, что позволило идентифицировать и те из доспехов, что не попали в этот альбом, но были изготовлены гринвичскими мастерами34.

В то же время современные методы исследования позволяют пойти значительно дальше как в изучении отдельных доспехов, технологии их выделки и более точного датирования, так и в области изучения технологических приемов их производства. В частности, именно такую задачу поставили перед собой два английских историка, Алан Вильямс и Энтони де Рейк - авторы исследования «Королевский Арсенал в Гринвиче 1515-1649: история его технологий», значительным образом дополняющего более раннюю работу К. Блэра. На сегодня это единственное исследование подобного рода, основанное на изучении доспехов мастеров Ренессанса методами металлографического анализа. Всего исследовалось более 60 образцов, и было обнаружено много новых и интересных фактов относительно технологических приемов их изготовления35.

Интересно, что даже в самом конце XVI в., а именно в 1591 г., в Англии все еще звучали требования, чтобы лучники носили защитные доспехи типа боевого дублета либо стеганого, либо подбитого металлическими пластинками и прикрытого яркой тканью. Д. Эдж и Д. Паддок связывают данное обстоятельство с тем, что, несмотря на определенные успехи в развитии огнестрельного оружия, качество пороха для него оставалось все еще низким, из-за чего убойная дальность стрельбы из мушкета не превышала 90 м, а у короткоствольных пистолетов середины XVI в. была еще меньше36.

Одновременно доспехи все больше и больше стандартизировались, что, например, в Англии стало следствием дальнейших организационных

изменений в области военного дела. В 1558 г. была изменена система закупки вооружения для армии, которая теперь должна была снабжаться на средства населения, поделенного на соответствующие его доходам «классы». Так, всякий имевший доход в 1000 фунтов стерлингов в год или больше должен был закупить для армии:

6 лошадей для полукопейщиков, три из которых должны были иметь соответствующую сбрую, и доспехи для их всадника; 10 лошадей, пригодных для службы в легкой коннице, тоже со сбруей и доспехами; 40 комплектов доспехов для пехоты - кирас, набедренников и шлемов; 40 облегченных пехотных доспехов «германского» образца; 40 пик, 30 луков с 24 стрелами каждый;

30 легких металлических шлемов, 20 копий типа билл либо алебард; 20 аркебуз и, наконец,

20 морионов. Соответственно, и все остальные поставляли вооружение пропорционально своим доходам, причем тот, чей доход составлял от 5 до

10 футов в год, должен был поставить один билл или алебарду, один лук со стрелами, один легкий доспех и шлем. Интересно, что продажа всего этого вооружения за границу была категорически запрещена37.

Таким образом, процесс выделения в армии разных родов войск, использующих разные виды оружия и защитных доспехов, начатый Генрихом VIII, продолжился и после его смерти. Например, алебардщики, охранявшие ротные флаги, имели в это время только шлемы и кирасы, поскольку работать алебардой руками в доспехах, скорее всего, было не очень удобно, а все защитное вооружение аркебузира состояло из шлема морион, и точно так же, как и остальные пехотинцы, он имел еще шпагу и кинжал помимо своего основного оружия38.

А. Норман и Д. Поттингер обращают внимание, что офицеры отличались от рядовых не только богатством снаряжения, но и тем, что носили короткие копья как знак своего высокого статуса. Часто их сопровождали мальчики-пажи, носившие за ними круглые выпуклые щиты. какие долгое время использовались испанцами, считавшими, что с ними можно ворваться внутрь строя пикинеров, раздвигая ими пики. Позднее принц Мориц Оранский вооружил пуленепробиваемыми щитами первые шеренги своих пехотинцев, рассчитывая таким образом защитить их от мушкетных пуль39, но вскоре их большой вес заставил от них отказаться, так же как и англичан - от их «стреляющих» щитов.

Примечания

1 См.: Richardson T. The Armour and arms of Henry VIII.

Leeds ; Royal armouries Museum, 2002. P. 48.

2 См.: Окшотт Э. Археология оружия. От бронзового века до эпохи Ренессанса / пер. с англ. М. К. Якушиной. М., 2QQ4. С. 343.

3 См.: BorgA. Arms and armour in Britain. L. : Her Majesty’s Stationery Office, 1979. P. 24.

4 См.: Armours of Henry VIII. L. : Her Мajesty’s stationery office, 1977. P. 1.

5 См.: Richardson T. Op. cit. P. 16.

6 См.: Armours of Henry VIII. P. 17.

7 См.: Richardson T. Op. cit. P. 2Q.

8 См.: Armours of Henry VIII. Cover plate 2, 3.

9 См.: Richardson T. Op. cit. P. 41.

10 Ibidem. Р. 24, 35.

11 Ibid. P. 28-29.

13 Ibid. Р. 8-9.

16 См.: Nicolle D. Italian Medieval Armies 13QQ-15QQ. L.: Osprey (Men-at-arms series № 136), 1983. P. 18.

17 См.: Edge D., Paddock J. M. Arms and armour of the medieval knight. An illustrated history of Weaponry in Mddle ages. Avenel, New Jersey, 1996. P. 149.

18 Ibid. P. 139.

19 См.: Norman A. V. B., Pottinger D. Warrior to soldier 449 to 166Q. A brief introduction to the history ofEnglish warfare. L. : Weidenfeld and Nicolson Limited, 1966. P. 146.

20 Ibid. P. 148.

21 См.: Armstrong P. Otterbun 1388. Bloody border confltct. Oxdord: Osprey (campaign series № 164), 2QQ6.

22 См.: Norman A. V B., Pottinger D. Op. cit. P. 155-156.

23 Ibid. P. 155.

24 См.:MillerD. The Landsknechts. L. : Osprey (Men-at-arms series № 58), 1976. P. 19.

25 См.: Norman A. V. B., Pottinger D. Op. cit. P. 157.

26 См.: MillerD. Op. cit. Р. 1Q.

27 См.: Norman A. V. B., Pottinger D. Op. cit. P. 157.

28 Ibid. P. 157.

30 Ibid. P. 174.

31 Ibid. P. 165.

32 Ibid. P. 166.

33 См.: Блэр К. Рыцарские доспехи Европы. Универсальный обзор музейных коллекций / пер. с англ. Е. В. Ло-мановой. М., 2QQ6. С. 122.

34 Ibid. С. 124.

35 См.: Williams A., De Reuck A. The Royal Armoury at Greenwich 1515-1649: a history of its technology. Leeds ; Royal Armouries Pub., 1995.

36 См.: Edge D., Paddock J. M. Op. cit. P. 153.

37 См.: Norman A. V. B., Pottinger D. Op. cit. Р. 177.

38 Ibid. Р. 182-183.

39 Ibid. P. 184.

отечественная и региональная история

УДК 902(4/5)|634|

процесс неолитизации на евразийском пространстве

П. М. Кольцов

Калмыцкий государственный университет E-mail: [email protected]

Процесс неолитизации и внедрения производящих форм экономики протекал в различных частях Евразии не одновременно. Первыми в области селекции и доместикации животных ученые называют южную - переднеазиатскую зону и Юго-Восточную Азию. В северной части кругокаспийской области процесс неолитизации происходил на базе интенсификации и специализации присваивающих форм хозяйства. В дальнейшем утверждение передового опыта южных очагов привело к складыванию в Северном Прикаспии культур с накольчато-прочерченной керамикой и микролитоидной индустрией. Постепенно процесс утверждения новых производств и обогащение рациональными знаниями охватил не только южные степи, но и лесостепные территории, проникая в глубь Восточной Европы.

Ключевые слова: неолитизация, Евразия, Северный Прикаспий, керамика, культуры, земледелие, скотоводство.

Neolithization Process in Euro-Asian Area Abstract P. M. Koltsov

The process of neolithization and introduction of producing forms of economics did not take place in different parts of Euro-Asia simultaneously. South Asia and South-East Asia zones are considered to be first in the selection and domestication of animals.In the Northern part of the Caspian Sea area the neolithization took place on the basis of intensification and specialization of appropriating forms of activities. Further assertion of the advanced experience of Southern focus led to the formation of cultures with pricked and dashed ceramics and micro stone industry in North Caspian Sea area. Gradually the process of assertion of new production and enrichment of rational knowledge covered both Southern steppes and forest-steppe territories penetrating deep into West Europe.

Key words: neolithization, Euro-Asia, North Caspian Sea, ceramics, cultures, agriculture, cattle breedinq.

Начиная с мезолитического времени на территории Передней Азии происходили процессы вызревания новой экономики, связанные с доместикацией диких растений и животных. В последующую, неолитическую эпоху земледелие и скотоводство стали определяющими в экономике первобытного общества переднеазиатской зоны. Это позволило человечеству за короткий срок (по историческим меркам) совершить прорыв в области экономики, социальной организации и общественных отношений. От присваивания «даров природы» и изготовления каменных орудий труда первобытное общество перешло к производящим формам хозяйства - земледелию и скотоводству, металлургии, - а затем к созданию письменности и государства.

В северной части кругокаспийской области, куда вошли степи Предкавказья, Северо-Западного, Северного и Северо-Восточного Прикаспия, процесс неолитизации происходил на базе интенсификации и специализации присваивающих форм хозяйства. Это привело к формированию культурно-хозяйственного типа охотников, рыболовов и собирателей. Дальнейшее расширение контактов между племенами способствовало утверждению передового опыта южных очагов и скла-

© Кольцов П. М., 2012

Исторические артефакты всегда изумляют и притягивают взгляды. Рыцарские доспехи, королевские облачения для турниров и подвигов, необычные шлемы, копья и мечи приводят в восторг не только мальчишек. Вот почему в Королевской оружейной палате, известном музее Великобритании, всегда так много посетителей. Здесь представлено огромное количество огнестрельного и холодного оружия, доспехи самых разных периодов истории и всевозможные артиллерийские снаряды. Музей разделен на несколько филиалов. Так, большая часть артиллерийской коллекции находится в Портсмуте, Оружейная палата - в Лидсе, а еще есть отделение в лондонском Тауэре и даже в американском Луисвилле. Путешественники со всего мира приезжают в Королевскую оружейную палату, чтобы своими глазами увидеть историю, прикоснуться к ней. Отдельного внимания заслуживает один необычный головной убор, хранящийся в Оружейной палате Лидса - речь идет о знаменитом рогатом шлеме Генриха VIII. К сожалению, это единственный предмет впечатляющего обмундирования, сохранивший до наших дней, остальные части брони считаются утерянными.

Генрих Тюдор был одним из самых известных монархов Англии, который успел жениться целых шесть раз. Со многими из своих супруг он довольно быстро разводился, а некоторых даже казнил за измену, за что и был удостоен звания король «Синяя борода». В 1514 году император Максимилиан I сделал сюрприз королю Англии - впечатляющего вида и мастерства доспехи, выполненные лучшим оружейником того времени. Вот только до сих пор историки и ученые всего мира спорят о таком странном украшении этих доспехов, как рога. Некоторые считают, что это был жест моде, другие полагают, что это намек на интересные отношения с женами, а кто-то и вовсе сходится во мнении, что наряд предназначался для шута короля.


Как бы то ни было, облик шлема поражает, а его детализированность и вовсе приводит в восторг. На маске полностью имитировано лицо человека, есть даже ямочки и щетинки, а вокруг глаз видны морщинки. Выполнена она из тонкого железа и повсюду украшена узорами.


Невозможно не обратить внимание на еще один непривычный атрибут - очки. В их оправе, конечно же, никогда не было стекол, а сделаны они были, как утверждают многие исследователи, для большего устрашения врагов, как, возможно, и огромные закрученные рога. Вместе с тем в боях эти доспехи никогда не участвовали, а предназначались лишь для турниров и парадов.

Ц арствование Генриха Восьмого, второго короля из династии Тюдоров, было одним из самых длительных и хорошо задокументированных в истории Англии. Всем известны события его личной жизни, которых хватило бы с лихвой на троих мужчин, а не на одного: шесть жен, двух из которых он казнил, с одной развелся, а другую бросил, объявив брак недействительным. Краткая биография некоторых его жен могла бы уложиться в одну строчку:

Divorced, Beheaded, Died; Развелся, казнил, умерла

Divorced, Beheaded, Survived. Развелся, казнил, пережила. .

Далее, путаница с детьми, кто незаконнорожденный, кто нет. Дабы обрести свободу личной жизни, порвал с папой, не одобрявшим разводы, и стал сам себе злобный Буратино глава церкви, попутно казнив всех, кто не успел приспособиться.
Несмотря на то, что сериал "Тюдоры" и также фильм "Еще одна из рода Болейн" рисуют нам короля Генриха мускулистым красавцем-брюнетом, на самом деле он, разумеется, таковым не был. Или был?
В возрасте шестнадцати лет о нем писали: "Талантливый наездник и рыцарь, он популярен среди своих приближенных за простоту обращения". Когда Генриху Восьмому исполнилось пятьдесят, о нем говорили: "Постарел раньше своего возраста...он часто вспыльчив, легко впадает в гнев и все больше поддаается черной депрессии по прошествии лет".
Интересно проследить изменения во внешности короля, которые отражали не только естественное течение времени, но и события, происходившие с ним.

Итак, 28 июня 1491 года у короля Генриха Седьмого и его жены Элизабет Йорк родился второй сын, которого назвали в честь отца.
Думается, это был ангелочек с золотистыми кудряшками и светлыми глазами. Правда, ребенок был крайней избалован, у него был даже собственный мальчик для битья, которого наказывали за хулиганства маленького принца.

Принц Генри вырос прекрасно образованным и начитанным человеком, отлично владеющим французским и латынью и испанским, хорошо знающим математику, геральдику, астрономию и музыку, заинтересованным в науке и медицине. Он был истинным человеком эпохи Ренессанса - любил искусство, поэзию, живопись, и в то же время, был искренне набожен.
Что немаловажно, академические знания не помешали тому, чтобы он стал высоким, красивым, хорошо сложенным атлетом и страстным охотником; кстати, любил...теннис. Однако, недостаток дисциплины в воспитании, необузданность характера, нежелание изучать то, что не интересно, черты, простительные для второго сына короля, позже принесли ему и Англии много проблем во время его царствования.
Венецианский посланник писал о юном принце, что он был самым красивым из уведенных им монархов, выше среднего роста, с ногами стройными и прекрасной формы, с очень светлой кожей, с яркими, рыжевато-каштановыми волосами, коротко подстриженными по французской моде; округлое лицо было так прекрасно, что подошло бы женщине; шея у него была длинная и крепкая.
То, что принц был хорошо сложен, подтверждают и размеры его юношеских доспехов: 32 дюйма в талии и 39 дюймов в груди (81 см и 99 см). Рост его был и оставался 6 футов 1 дюйм, что равно где-то 183 см, если не ошибаюсь, при весе 95 кг. У него также было крепкое здоровье: в молодости он лишь легко переболел оспой, да периодически страдал, тоже в легкой форме, малярией, которая была распространена в Европе в то время (было много болот, осушенных ныне).

Портрет 18-летнего Генри (где он, по моему мнению, почему-то ужасно похож на своего двоюродного дедушку, Ричарда Третьего).
А это молодой принц Хэл глазами современного художника.

Доспехи молодого Генриха (слева) и доспехи Генриха в возрасте за 40 (справа)

Генрих в 1521 году (30 лет)

Портрет Генри в возрасте 34-36 лет Возраст 36-38 лет

В глазах подданных юный король, взошедший на престол после своего скряги отца, отправившего на плаху или в ссылку последнюю свою уцелевшую после битвы при Босуорте родню, не созывавшего парламент целых десять лет, был олицетворением нового прекрасного героя. "Если бы лев знал свою силу, вряд ли кому-то удалось бы справиться с ним", писал о нем Томас Мор.
Царствование его протекало более или менее гладко вплоть до достижения королем возраста 44 лет.

Генрих в возрасте 40 лет: расцвет сил

К этому времени король уже развелся с Екатериной Арагонской и женился на умнице Анне Болейн, но бурные события не особенно отразились на его здоровье: вплоть до 1536 года у него не было с ним проблем, кроме постепенной прибавки в весе. Судя по составленному им лично и весьма подробному ордонансу касательно королевского стола, у короля был, что называется, зверский аппетит касательно мяса, выпечки и вина. Отсюда полнота, которая уже присутствует на портрете в возрасте 40 лет, которой нет на портрете 30-летнего Генри (см. выше). Да, король был бабником и обжорой, но он пока еще не стал Синей Бородой и тираном.
Что же случилось в январе 1536 года на турнире в Гринвиче? Уже довольно тучный Генрих не удержался в седле и рухнул в доспехах с лошади, которая тоже носила на себе латы. Лошадь затем упала на него сверху. Король был без сознания два часа., ноги его оказались раздавленными и, скорее всего, пострадали от нескольких переломов. За его здоровье вполне обоснованно опасались столь сильно, что у королевы Анны случился выкидыш: к несчастью, это был мальчик. Как будто этого было недостаточно, вскоре скончался незаконнорожденный сын короля, юный герцог Ричмонд, а Анну вскоре обвинили в супружеской измене.
Переломы и другие раны сначала зажили, но вскоре короля начали мучить не только головные боли, но и хронические, обширные, мокрые, гнойниковые язвы на ногах. От боли он не мог говорить и молчал по десять дней кряду, подавляя рвущийся крик. Врачи безуспешно пытались исцелить эти язвы, протыкая их раскаленным железом, либо иссекали их, не давая затянуться, дабы "помочь инфекции выйти наружу вместе с гноем". Также, скорее всего, король давно к этому моменту страдал диабетом (отсюда неисцелимость язв). Стоит ли удивляться тому, что физические страдания, помноженные на последствия травмы головы, совершенно изменили характер монарха?
Сейчас исследователи утверждают, что в результате травмы на турнире в 1536м году у Генриха Восьмого были повреждены лобные доли мозга, отвечающие за самоконтроль, восприятие сигналов от внешней среды, социальное и сексуальное поведение. В 1524м году, когда ему было 33 года, он также пострадал от более легкой травмы, когда забыл опустить забрало, и кончик копья противника сильно ударил его над правым глазом. Это принесло ему повторяющиеся тяжелые мигрени. Но в те времена не умели лечить травмы мозга, равно как и диабет.

Окружающие знали о состоянии здоровья короля, но всех, кто осмеливался открыть рот, обвиняли в государственной измене и отправляли на эшафот. Генрих мог отдать приказ утром, отменить его к обеду, а затем прийти в ярость, узнав, что он уже выполнен.
С этого момента начался новый, темный этап царствования.
Самым страстным желанием короля к этому моменту стало получение наследника для продолжения династии Тюдоров. Помноженное на произошедшие с ним серьезные психологические изменения после 1536 года, желание это вылилось в серию импульсивных и жестоких поступков, которыми Генрих знаменит и поныне. Более чем вероятно, что король страдал к тому времени и недостатком потенции. Даже фактическое исполнение его мечты с рождением сына от Джейн Сеймур, Эдуарда, уже ничего не могло изменить.

Генриху около 49 лет

Генрих VIII и гильдии цирюльников и хирургов (король весьма интересовался медициной, и эти гильдии были созданы под его патронажем). Королю 49 лет на полотне.

Деталь портрета 1545 года, где изображены Генрих, Эдуард и - посмертно - Джейн Сеймур.

А это весь портрет целиком, слева и справа - две дочери короля.

Несмотря на болезненное состояние, дух его был сильнее тела, и Генрих прожил еще одиннадцать лет. Игнорируя запреты врачей, он много путешествовал, продолжая активную внешнюю политику, охотился и... значительно больше ел. Создатели документального фильма с телеканала History Channel воссоздали режим его питания, основываясь на сохранившихся источниках: король поглощал до 13 блюд ежедневно, состоявших, главным образом, из баранины, цыплят, говядины, оленины, крольчатины и разнообразной пернатой птицы, как фазан и лебедь, он мог выпить 10 пинт (1 пинта =0,57л) эля в день, равно как и вина. Хотя, с другой стороны, возможно и то, что это было лишь меню короля, предлагаемое ему поварами, а отнюдь не то, что он фактически съедал. Но...
При невозможности прежней подвижности, он быстро набирал вес и к пятидесяти годам весил...177 килограммов! Судя опять же по доспехам, талия его с 81 см. в обхвате в возрасте 20 лет выросла до 132 см. в возрасте около 50 лет. К концу жизни он уже едва мог самостоятельно ходить. Состояние язв на его ногах лишь ухудшилось, они источали такой сильный запах, что он сообщал о приближении короля задолго до его появления в комнате. Кэтрин Парр, на которой он женился в 1543 году, была для него больше сиделкой, чем женой, лишь она могла успокоить припадки ярости монарха. Умер он в 1547 году, измученный приступами лихорадки и очередным прижиганием язв.

Фактически, судя по доспехам конца его царствования, ширина туловища короля была почти равна его росту!

Все разнообразие существующих портретов Генриха Восьмого выложено на этом замечательном ресурсе:

А вот тут на английском можно посмотреть документальный фильм "Внутри тела Генриха Восьмого"

В истории не мало тайн и загадок, и как правило, время — лучший помощник в их разгадывании. Например, еще недавно утверждалось, что рыцарские доспехи были настолько тяжелы, что облаченный в них воин, упав, уже не мог подняться самостоятельно. Однако были и совершенные рыцарские латы, принадлежащие королям, в частности королю Генриху VIII.Английский король Генрих VIII (1491 — 1547) был большим любителем воинских упражнений: он мастерски стрелял из лука, играл в мяч, охотился, но больше всего предпочитал рыцарские турниры. В 1515 г. он пригласил к себе в Англию немецких и фламандских оружейников.Так родилась ставшая со временем всемирно известной Гринвичская оружейная мастерская, которая специализировалась на доспехах для самого короля и его приближенных.Первые доспехи король заказал мастерам в том же 1515 году, причем предназначались они для пеших турнирных поединков. Высота их в собранном виде достигает 185 сантиметров при весе 30,11 килограмма, что лишний раз доказывает: все рассказы о том, что Генрих был видным мужчиной, отнюдь не выдумки!Доспехи эти раньше золоченые, сегодня покрыты серебром и к тому же украшены изящной гравировкой. Интересно, что темой отделки этих доспехов является свадьба Генриха VIII и Екатерины Арагонской, которая состоялась в 1509 году. На нагрудной части кирасы изображена фигура святого Георгия, а на задней — святой Барбары. Все остальные части украшены орнаментом из вьющихся растений, среди которых видны розы Тюдоров и гранат Арагона.Крылья наколенников украшены связками стрел — эмблемой Фердинанда II Арагонского и эмблемой Екатерины Арагонской — розой и плодом граната, носки — эмблемой крепости Кастилии и решеткой ворот — эмблемой Тюдоров. На кайме юбки доспеха — золотые инициалы Генриха и Катерины: «Н» и «К». Поскольку королю пешком ходить не подобает, в передней и задней части юбки были сделаны вырезы, благодаря которым король в этих доспехах мог как влитой сидеть верхом на коне.

Следующие доспехи заказаны Генрихом VIII в. 1520 г. Иначе как «стальным скафандром» их не назовешь. Они не оставляли ни единого не защищенного металлом кусочка тела. Эти доспехи так же предназначались для пешего поединка. Их сделал мастер Мартин Ван Райн, и они также дошли до нашего времени. Доспехи ничем не украшены, но это совершенная по конструкции и по исполнению «статуя из стали». Их вес 42,6 кг, высота — 187,9 см. Доспехи были настолько точно подогнаны по фигуре короля, что практически не ограничивали его движений!Поскольку сплошные доспехи были дороги (иные стоили столько же, сколько небольшой городок!), при Генрихе вошло в моду заказывать себе так называемые доспешные гарнитуры. Это были доспехи с несколькими дополнительными деталями, благодаря которым защита рыцаря трансформировалась в зависимости от потребности. Таков был и знаменитый доспешный гарнитур короля выпуска 1540 года, позволявший на основе одного доспеха иметь целых шесть! Во-первых, это был полный рыцарский доспех, так сказать, на любой случай.Заменой шлема, поножий и набедренников эти латы легко превращались в доспех всадника-копейщика, а путем еще большего облегчения — в доспех всадника легкой конницы. Кроме того, это был также еще и полный турнирный доспех для боя на копьях.

Интересно, что в этом доспехе под кирасу надевалась еще и специальная нагрудная пластина, состоявшая их трех элементов. В центре пластины находился винт, при помощи которого она соединялась с нагрудной кирасой через имевшееся на ней отверстие. Помимо усиления защитной функции, эта пластина играла и другую роль, а именно — помогала распределить вес всего доспеха равномерно по плечам и груди! На других доспехах подобных пластин не встречалось, и это лишний раз говорит о том, что Генрих VIII был не просто сильным, но еще и умным монархом, гораздым на всевозможные технические ухищрения!Впрочем, самые оригинальные доспехи Генриха VIII до нас не дошли. От них сохранился всего лишь один шлем, украшенный почему-то … очками и огромными витыми бараньими рогами! Это был подарок, и подарок подлинно королевский, поскольку пользы от него — никакой, так как в реальном сражении такой шлем вряд ли можно было бы носить. Считается, что так называемый бараний шлем был изготовлен мастером Конрадом Зейсенхофером в 1511-1514 годах, а подарил его Генриху император Максимилиан I, такой же, как и король, любитель турниров и ценитель доспехов!

О том, что король любил всяческие военные диковины, свидетельствует и сохранившаяся до наших дней его «прогулочная» палица. Она представляла собой ошипованный шар на деревянной рукоятке, внутри которого размещались короткие пистолетные стволы с запальными отверстиями, закрытыми специальными сдвигающимися крышками. Легенда гласит, что, вооружившись такой палицей, называвшейся еще королевским кропилом, король любил инкогнито расхаживать по Лондону. Как-то раз за ношение неподобающего оружия он был даже задержан ночным патрулем и отведен в Тауэр. Когда наутро недоразумение разъяснилось, и начальник патруля уже мысленно прощался с жизнью, король вызвал его к себе и даже наградил за усердие, так как «закон един для всех»!



error: Контент защищен !!