Конспект урока "Н.А. Заболоцкий

В.А. Зайцев

Николай Алексеевич Заболоцкий (1903-1958) - выдающийся русский поэт, человек нелегкой судьбы, прошедший сложный путь художественных исканий. Его самобытное и многообразное творчество обогатило отечественную поэзию, особенно в сфере философской лирики, и заняло прочное место в поэтической классике XX в.

Склонность к писанию стихов обнаружилась у будущего поэта еще в детстве и в школьные годы. Но серьезные занятия поэзией приходятся на начало двадцатых, когда Заболоцкий учился - сначала в Московском университете, а затем в Педагогическом институте им. А.И. Герцена в Петрограде. В «Автобиографии» об этом периоде сказано: «Много писал, подражая то Маяковскому, то Блоку, то Есенину. Собственного голоса не находил».

На протяжении 20-х гг. поэт проходит путь интенсивных духовных поисков и художественного эксперимента. От юношеских стихотворений 1921 г. («Сизифово Рождество», «Небесная Севилья», «Сердце-пустырь»), несущих следы влияний разнородных поэтических школ - от символизма до футуризма, он приходит к обретению творческой самобытности. К середине десятилетия одно за другим создаются его оригинальные стихотворения, впоследствии составившие первую книгу.

В эту пору Н. Заболоцкий вместе с молодыми ленинградскими поэтами «левой» ориентации (Д. Хармсом, А. Введенским, И. Бехтеревым и другими) организовали «Объединение реального искусства» («Обериу»), Заболоцкий принимал участие в составлении программы и декларации группы, несомненно вкладывая в само ее название собствен­ный смысл: «Обериу» - “Объединение единственно реалистического искусства, а «у» - это украшательство, которое мы себе позволяли”. Войдя в объединение, Заболоцкий больше всего стремился сохранять самостоятельность, возводя в основной принцип «творческую свободу членов содружества».

В 1929 г. вышла первая книга Заболоцкого «Столбцы», включившая 22 стихотворения 1926-1928 гг. Она сразу привлекла внимание читателей и критиков, вызвала разноречивые отклики: с одной стороны, серьезные положительные рецензии Н. Степанова, М. Зенкевича и других, отмечавших приход нового поэта со своим оригинальным видением мира, с другой - грубые, разносные статьи под характерными названиями: «Система кошек», «Система девок», «Распад сознания».

Что же вызвало такую неоднозначную реакцию? В стихах «Столбцов» проявилось резко индивидуальное и остраненное восприятие автором современной ему действительности. Сам поэт позже писал, что темой его стихов был глубоко чуждый и враждебный ему «хищнический быт всякого рода дельцов и предпринимателей», «сатирическое изображение этого быта». Острая антимещанская направленность ощущается во многих стихотворениях книги («Новый быт», «Ивановы», «Свадьба», «Обводный канал», «Народный дом»). В изображении мира мещан возникают черты абсурдизма, реалистическая конкретность соседствует с гиперболизацией и алогизмом образов.

Открывало книгу стихотворение «Красная Бавария», в названии которого зафиксированы характерные реалии того времени: так назывался известный пивной бар на Невском. С первых строк возникает предельно конкретное, живое и пластическое изображение обстановки этого заведения:

В глуши бутылочного рая, где пальмы высохли давно, - под электричеством играя, в бокале плавало окно; оно на лопастях блестело, потом садилось, тяжелело; над ним пивной дымок вился... Но это описать нельзя.

Автор в известной степени, в соответствии с самохарактеристикой, данной им в «Декларации» обериутов, предстает здесь как «поэт голых конкретных фигур, придвинутых вплотную к глазам зрителя». В развертывающемся далее описании пивной и ее завсегдатаев последовательно нарастают внутренняя напряженность, динамика и все большее обобщение. Вместе с поэтом мы видим, как «в том бутылочном раю/ сирены дрогли на краю/ кривой эстрады», как «вертятся двери на цепочках,/ спадает с лестницы народ,/ трещит картонною сорочкой,/ с бутылкой водит хоровод», как «мужчины тоже все кричали,/ они качались по столам,/ по потолкам они качали/ бедлам с цветами пополам...» Все усиливается ощущение бессмысленности и абсурда происходящего, из бытовой конкретики возникает всеобщая фантасмагория, которая выплескивается на улицы города: «Глаза упали, точно гири,/ бокал разбили - вышла ночь...» И перед читателем вместо «глуши бутылочного рая» уже встает «...за окном - в глуши времен... Невский в блеске и тоске...» Обобщенные суждения такого рода встречаются и в других стихах: «И всюду сумасшедший бред...» («Белая ночь»).

Об остром неприятии мещанского мира говорит сам характер метафор и сравнений: «...жених, проворен нестерпимо,/ к невесте лепится ужом» («Новый быт»), «в железных латах самовар/ шумит домашним генералом» («Ивановы»), «Прямые лысые мужья/ сидят, как выстрел из ружья», «огромный дом, виляя задом,/ летит в пространство бытия» («Свадьба»), «Фонарь, бескровный, как глиста,/ стрелой болтается в кустах» («Народный дом») и др.

Выступая в 1936 г. в дискуссии о формализме и вынужденно соглашаясь с обвинениями критики в адрес его экспериментальных стихов, Заболоцкий не отказывался от сделанного им в начале пути и подчеркивал: “«Столбцы» научили меня присматриваться к внешнему миру, пробудили во мне интерес к вещам, развили во мне способность пластически изображать явления. В них удалось мне найти некоторый секрет пластических изображений”.

Секреты пластической изобразительности постигались поэтом не ради чисто художественного эксперимента, а в русле освоения жизненного содержания, а также опыта литературы и других смежных искусств. В этом плане интересна яркая миниатюра «Движение» (декабрь 1927 г.), построенная на отчетливом контрасте статично-живописной первой и динамической второй строфы:

Сидит извозчик, как на троне, из ваты сделана броня, и борода, как на иконе, лежит, монетами звеня.

А бедный конь руками машет, то вытянется, как налим, то снова восемь ног сверкают в его блестящем животе.

Превращение коня в фантастическое животное, обладающее руками и удвоенным количеством ног, дает толчок воображению читателя, в представлении которого оживает кажущаяся поначалу монументально-недвижной картина. О том, что Заболоцкий последовательно искал наиболее выразительных художественных решений в изображении движения, говорит написанное вскоре стихотворение «Пир» (январь 1928 г.), где мы находим динамическую зарисовку: «А конь струится через воздух,/ спрягает тело в длинный круг/ и режет острыми ногами/ оглобель ровную тюрьму».

Книга «Столбцы» стала заметной вехой не только в творчестве Заболоцкого, но и в поэзии того времени, оказав влияние на художественные поиски многих поэтов. Острота социальной и нравственной проблематики, соединение пластической изобразительности, одического пафоса и гротескно-сатирического стиля придавали книге своеобразие и определили диапазон художественных возможностей автора.

О ней немало написано. Исследователи справедливо связывают художественные поиски Заболоцкого и поэтический мир «Столбцов» с опытом Державина и Хлебникова, живописью М. Шагала и П. Филонова, наконец, с «карнавальной» стихией Ф. Рабле. На этот мощный культурный пласт опиралось творчество поэта в его первой книге.

Однако Заболоцкий не ограничивался темой быта и жизни города. В не вошедших в первую книгу стихотворениях «Лицо коня», «В жилищах наших» (1926), «Прогулка», «Меркнут знаки Зодиака» (1929) и др. зарождается и получает художественно-философскую трактовку тема природы, которая становится важнейшей в творчестве поэта в следующее десятилетие. Животные и явления природы в них одухотворяются:

Лицо коня прекрасней и умней.
Он слышит говор листьев и камней.
Внимательный! Он знает крик звериный
И в ветхой роще рокот соловьиный.
И конь стоит, как рыцарь на часах,
Играет ветер в легких волосах,
Глаза горят, как два огромных мира,
И грива стелется, как царская порфира.

Поэт видит все явления природы живыми, несущими в себе человеческие черты: «Речка девочкой невзрачной/ Притаилась между трав...»; «Каждый маленький цветочек/ Машет маленькой рукой»; наконец, «И смеется вся природа,/ Умирая каждый миг» («Прогулка»).

Именно в этих произведениях истоки натурфилософской тематики в лирике и поэмах Заболоцкого 30-50-х гг., его размышлений о взаимоотношениях человека и природы, трагических противоречиях бытия, жизни и смерти, проблеме бессмертия.

На формировании философско-художественных взглядов и концепций Заболоцкого сказалось воздействие трудов и идей В. Вернадского, Н. Федорова, особенно К. Циолковского, с которым он находился в это время в активной переписке. Мысли ученого о месте человечества во Вселенной, несомненно, остро волновали поэта. Кроме того, на его мировоззрении отчетливо сказалось давнишнее увлечение творчеством Гёте и Хлебникова. Как говорил сам Заболоцкий: «В это время я увлекался Хлебниковым, и его строки:

Я вижу конские свободы И равноправие коров... -

глубоко поражали меня. Утопическая мысль о раскрепощении животных нравилась мне».

В поэмах «Торжество Земледелия» (1929-1930), «Безумный волк» (1931) и «Деревья» (1933) поэт шел путем напряженных социально-философских и художественных исканий, в частности он был окрылен идеей «раскрепощения» животных, обусловленной глубокой верой в существование разума в природе, во всех живых существах.

Спроецированная на условия развернувшейся в стране коллективизации, получившая воплощение в авторских размышлениях и философских беседах действующих лиц его поэм-диспутов, эта вера вызвала непонимание и резкие критические нападки. Поэмы подверглись жестокому разносу в статьях «Под маской юродства», «Юродствующая поэзия и поэзия миллионов» и др.

Несправедливые оценки и заушательский тон критики отрицательно сказались на творчестве поэта. Он почти перестал писать и одно время занимался главным образом переводческой деятельностью. Однако стремление проникнуть в тайны бытия, художественно-философское осмысление мира в его противоречиях, раздумья о человеке и природе продолжали волновать его, составляя содержание многих произведений, в числе которых завершенная в 40-е гг. поэма «Лодейников», фрагменты которой были написаны в 1932-1934 гг. Героя, носящего автобиографические черты, мучит контраст между мудрой гармонией жизни природы и ее зловещей, звериной жестокостью:

Лодейников прислушался. Над садом шел смутный шорох тысячи смертей. Природа, обернувшаяся адом, свои дела вершила без затей. Жук ел траву, жука клевала птица, хорек пил мозг из птичьей головы, и страшно перекошенные лица ночных существ смотрели из травы. Природы вековечная давильня соединяла смерть и бытие в единый клуб. Но мысль была бессильна соединить два таинства ее.

(«Лодейников в саду», 1934)

В осмыслении природного и человеческого бытия отчетливо звучат трагические ноты: «На безднах мук сияют наши воды,/ на безднах горя высятся леса!» (Кстати, в редакции 1947 г. эти строки были переделаны и сглажены почти до полной нейтральности: «Так вот о чем шумят во мраке воды,/ О чем, вздыхая, шепчутся леса!» И безусловно прав сын поэта Н.Н. Заболоцкий, так прокомментировавший эти стихи начала 30-х гг.: «В описании «вековечной давильни» природы косвенно отразилось и восприятие поэтом социальной обстановки в стране»).

В лирике Заболоцкого середины 30-х гг. не раз возникают социальные мотивы (стихотворения «Прощание», «Север», «Горийская симфония», опубликованные тогда в центральной прессе). Но все же основная направленность его поэзии - философская. В стихотворении «Вчера о смерти размышляя...» (1936), преодолевая «нестерпимую тоску разъединенья» с природой, поэт слышит и пенье вечерних трав, «и речь воды, и камня мертвый крик». В этом живом звучании он улавливает и различает голоса любимых поэтов (Пушкина, Хлебникова) и сам без остатка растворяется в окружающем мире: «...и сам я был не детище природы,/ но мысль ее! Но зыбкий ум ее!»

Стихотворения «Вчера о смерти размышляя...», «Бессмертие» (позднее получившее название «Метаморфозы») свидетельствуют о пристальном внимании поэта к вечным вопросам бытия, остро волновавшим классиков русской поэзии: Пушкина, Тютчева, Баратынского. В них он пытается решить проблему личного бессмертия:

Как все меняется! Что было раньше птицей -
Теперь лежит написанной страницей;
Мысль некогда была простым цветком;
Поэма шествовала медленным быком;
А то, что было мною, то, быть может,
Опять растет и мир растений множит.
(«Метаморфозы»)

Во «Второй книге» (1937) восторжествовала поэзия мысли. Произошли существенные изменения в поэтике Заболоцкого, хотя найденный им еще в «Столбцах» секрет «пластических изображений» получил здесь явное и весьма выразительное воплощение, например, в таких впечатляющих картинах стихотворения «Север»:

Где люди с ледяными бородами,
Надев на голову конический треух,
Сидят в санях и длинными столбами
Пускают изо рта оледенелый дух;
Где лошади, как мамонты в оглоблях,
Бегут урча; где дым стоит на кровлях,
Как изваяние, пугающее глаз...

Несмотря на кажущиеся благоприятными внешние обстоятельства жизни и работы Заболоцкого (выход книги, высокая оценка его перевода «Витязя в тигровой шкуре» Ш. Руставели, начало работы над стихотворными переложениями «Слова о полку Игореве» и другие творческие планы), его подстерегала беда. В марте 1938 г. он был незаконно арестован органами НКВД и после жесточайшего допроса, продолжавшегося четверо суток, и содержания в тюремной психиатрической больнице получил пятилетний срок исправительно-трудовых работ.

С конца 1938 и до начала 1946 г. Заболоцкий пробыл в лагерях Дальнего Востока, Алтайского края, Казахстана, трудился в тяжелейших условиях на лесоповале, взрывных работах, строительстве железнодорожной магистрали и лишь благодаря счастливому стечению обстоятельств смог устроиться чертежником в проектное бюро, что и спасло ему жизнь.

Это было десятилетие вынужденного молчания. С 1937 по 1946 г. Заболоцкий написал лишь два стихотворения, развивающих тему взаимоотношений человека и природы («Лесное озеро» и «Соловей»). В последний год Великой Отечественной войны и первое послевоенное время он возобновляет работу над художественным переводом «Слова о полку Игореве», сыгравшую важную роль в возвращении его к собственному поэтическому творчеству.

Послевоенная лирика Заболоцкого отмечена расширением тематического и жанрового диапазона, углублением и развитием социально-психологических, нравственно-гуманистических и эстетических мотивов. Уже в первых стихах 1946 г.: «Утро», «Слепой», «Гроза», «Бетховен» и др. - как бы распахнулись открывшиеся горизонты новой жизни и вместе с тем сказался опыт жестоких испытаний.

Стихотворение «В этой роще березовой» (1946), все пронизанное лучами утреннего солнца, несет в себе заряд высокой трагедийности, нестихающей боли личных и всенародных бедствий и утрат. Трагический гуманизм этих строк, их выстраданная гармония и общечеловеческое звучание оплачены муками, которые испытал от произвола и беззаконий сам поэт:

В этой роще березовой,
Вдалеке от страданий и бед,
Где колеблется розовый
Немигающий утренний свет,
Где прозрачной лавиною
Льются листья с высоких ветвей, -
Спой мне, иволга, песню пустынную,
Песню жизни моей.

Эти стихи - о жизни и судьбе все вынесшего, но не сломленного и не изверившегося человека, об опасных, подступивших, быть может, к последней черте путях человечества, о трагической сложности времени, проходящего через людское сердце и душу. В них - горький жизненный опыт самого поэта, отзвук прошедшей войны и предостережение о возможной гибели всего живого на планете, опустошенной атомным вихрем, глобальными катастрофами («...Содрогаются атомы,/ Белым вихрем взметая дома... Ты летишь над обрывами,/ Над руинами смерти летишь... И смертельное облако тянется/ Над твоей головой»).

Перед нами встает провидчески, всеобъемлюще осмысленная вселенская катастрофа и - беззащитность всего живущего на земле перед грозными, хаотичными, не подвластными человеку силами. И все-таки эти строки несут в себе свет, очищение, катарсис, оставляя в человеческом сердце луч надежды: «За великими реками/ Встанет солнце... И тогда в моем сердце разорванном/ Голос твой запоет».

В послевоенные годы Заболоцкий пишет такие замечательные стихотворения, как «Слепой», «Я не ищу гармонии в природе», «Воспоминание», «Прощание с друзьями». Последнее посвящено памяти А. Введенского, Д. Хармса, Н. Олейникова и других товарищей по группе «Обериу», ставших в 30-е гг. жертвами сталинских репрессий. Стихи Заболоцкого отмечены впечатляющей поэтической конкретностью, пластикой и живописностью образа и одновременно - глубоким социальным и философским осмыслением проблем быта и бытия, природы и искусства.

Не свойственные официальной доктрине признаки гуманизма - жалость, милосердие, сострадание - отчетливо видны в одном из первых послевоенных стихотворений Заболоцкого «Слепой». На фоне поднимающегося к небу «ослепительного дня», буйно цветущей в весенних садах сирени внимание поэта приковано к старику «с опрокинутым в небо лицом», вся жизнь которого - «как большая привычная рана» и который, увы, никогда не откроет «полумертвых очей». Глубоко личностное восприятие чужого несчастья неотделимо от философского осмысления, рождающего строки:

И боюсь я подумать,
Что где-то у края природы
Я такой же слепец
С опрокинутым в небо лицом.
Лишь во мраке души
Наблюдаю я вешние воды,
Собеседую с ними
Только в горестном сердце моем.

Искреннее сочувствие людям, шагающим «сквозь тысячи бед», стремление разделить их горе и тревоги вызвали к жизни целую галерею стихотворений («Прохожий», «Неудачник», «В кино», «Некрасивая девочка», «Старая актриса», «Где-то в поле возле Магадана», «Смерть врача» и др.). Их герои очень различны, но при всем многообразии людских характеров и авторского отношения к ним здесь превалируют два мотива, вбирающие авторскую концепцию гуманизма: «Бесконечно людское терпенье,/ Если в сердце не гаснет любовь» и «Человеческой силе/ Не положен предел...»

В творчестве Заболоцкого 50-х гг., наряду с лирикой природы и философскими раздумьями, интенсивно разрабатываются жанры построенного на сюжете стихотворного рассказа и портрета - от написанных еще в 1953-1954 гг. стихотворений «Неудачник», «В кино» до созданных в последний год жизни - «Генеральская дача», «Железная старуха».

В своеобразном стихотворном портрете «Некрасивая девочка» (1955) Заболоцкий ставит философско-эстетическую проблему - о сущности красоты. Рисуя образ «некрасивой девочки», «бедной дурнушки», в сердце которой живет «чужая радость так же, как своя», автор всей логикой поэтической мысли подводит читателя к выводу о том, «что есть красота»:

И пусть черты ее нехороши И нечем ей прельстить воображенье, - Младенческая грация души Уже сквозит в любом ее движенье.

А если это так, то что есть красота И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?

Прелесть и обаяние этого стихотворения, раскрывающего «чистый пламень», который горит в глубине души «некрасивой девочки», в том, что Заболоцкий сумел показать и поэтически утвердить подлинную духовную красоту человека - то, что было постоянным предметом его размышлений на протяжении 50-х гг. («Портрет», «Поэт», «О красоте человеческих лиц», «Старая актриса» и др.).

Интенсивно разрабатываемые в позднем творчестве Заболоцкого социальные, нравственные, эстетические мотивы не вытеснили важнейшую его философскую тему человека и природы. Важно подчеркнуть, что теперь поэт занял отчетливую позицию по отношению ко всему, что связано с вторжением в природу, ее преображением и т.п.: «Человек и природа - это единство, и говорить всерьез о каком-то покорении природы может только круглый дуралей и дуалист. Как могу я, человек, покорять природу, если сам я есть не что иное, как ее разум, ее мысль? В нашем быту это выражение «покорение природы» существует лишь как рабочий термин, унаследованный из языка дикарей». Вот почему в его творчестве второй половины 50-х гг. с особой глубиной раскрыто единство человека и природы. Эта мысль проходит через всю образную структуру стихов Заболоцкого.

Так, написанное на основе впечатлений от поездки в Грузию стихотворение «Гомборский лес» (1957) отличается яркой живописностью, музыкальностью образов. Здесь и «киноварь с охрой на листьях», и «клен в озаренье и в зареве бук», и подобные «арфам и трубам кусты» и т.д. Сама поэтическая ткань, эпитеты и сравнения отмечены повышенной экспрессивностью, буйством красок и ассоциаций из сферы искусства («В кизиловой роще кровавые жилы/ Топорщил кустарник...»; «...дуб бушевал, как Рембрандт в Эрмитаже,/ А клен, как Мурильо, на крыльях парил»), И вместе с тем эта пластическая и живописная изобразительность неотделима от пристальной мысли художника, проникнутой лирическим чувством причастности к природе:

Я сделался нервной системой растений,
Я стал размышлением каменных скал,
И опыт осенних моих наблюдений
Отдать человечеству вновь пожелал.

Восхищение роскошными южными пейзажами не отменяло давних и стойких пристрастий поэта, писавшего о себе: «Я воспитан природой суровой...» Еще в 1947 г. в стихотворении «Я трогал листы эвкалипта», навеянном грузинскими впечатлениями, он не случайно связывает свои симпатии, боль и печаль с другими, гораздо более родными сердцу видениями:

Но в яростном блеске природы
Мне снились московские рощи,
Где синее небо бледнее,
Растенья скромнее и проще.

В поздних стихах поэта осенние пейзажи родины нередко тоже видятся ему в экспрессивно-романтических тонах, реализуются в образах, отмеченных пластикой, динамичностью, острым психологизмом: «Целый день осыпаются с кленов/ Силуэты багровых сердец... Пламя скорби свистит под ногами,/ Ворохами листвы шевеля» («Осенние пейзажи»). Но, пожалуй, с особой силой «очарованье русского пейзажа» ему удается передать, пробившись через плотную завесу обыденности и по-новому увидев и изобразив это на первый взгляд «царство тумана и морока», на самом деле полное особой красоты и тайной прелести.

Стихотворение «Сентябрь» (1957) - пример одушевления пейзажа. Решению этой художественной задачи служат сравнения, эпитеты, олицетворения - все компоненты поэтической структуры. Интересна диалектика развития образа-переживания (соотношение мотивов непогоды и солнца, увядания и расцвета, переход ассоциаций из сферы природы в мир человека и обратно). Пробившийся сквозь дождевые облака луч солнца осветил куст орешника и вызвал у поэта целый поток ассоциаций-размышлений:

Значит, даль не навек занавешена Облаками и, значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина Засияла в конце сентября.
Вот теперь, живописец, выхватывай Кисть за кистью, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой Нарисуй эту девушку мне.
Нарисуй, словно деревце, зыбкую Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою На заплаканном юном лице.

Тонкое одухотворение пейзажа, спокойная, раздумчивая интонация, взволнованность и вместе сдержанность тона, красочность и мягкость рисунка создают обаяние этих стихов.

С ювелирной точностью подмечая детали, запечатлевая мгновенья жизни природы, поэт воссоздает ее живой и цельный в своей постоянной, текучей изменчивости облик. В этом смысле характерно стихотворение «Вечер на Оке»:

И чем ясней становятся детали Предметов, расположенных вокруг,
Тем необъятней делаются дали Речных лугов, затонов и излук.
Горит весь мир, прозрачен и духовен, Теперь-то он поистине хорош,
И ты, ликуя, множество диковин В его живых чертах распознаешь.

Заболоцкий умел тонко передавать одухотворенность мира природы, раскрывать гармонию человека с ней. В поздней лирике он шел к новому и своеобразному синтезу философского раздумья и пластического изображения, поэтической масштабности и микроанализа, постигая и художественно запечатлевая связь современности, истории, «вечных» тем. Среди них особое место занимает в его позднем творчестве тема любви.

В 1956-1957 гг. поэт создает лирический цикл «Последняя любовь», состоящий из 10 стихотворений. В них развертывается драматическая история взаимоотношений уже немолодых людей, чье чувство прошло нелегкие испытания.

Глубоко личные любовные переживания неизменно проецируются в этих стихах на жизнь окружающей природы. В теснейшем слиянии с ней видится поэту то, что происходит в его собственном сердце. И потому уже в первом стихотворении «букет чертополоха» несет в себе отсветы вселенной: «Эти звезды с острыми концами,/ Эти брызги северной зари/... Это тоже образ мирозданья...» (выделено нами. - В.З.). И одновременно это конкретнейший, пластический и одухотворенный образ уходящего чувства, неизбежного расставания с любимой женщиной: «...Где пучки цветов, кровавоглавы,/ Прямо в сердце врезаны мое»; «И простерся шип клинообразный/ В грудь мою, и уж в последний раз/ Светит мне печальный и прекрасный/ Взор ее неугасимых глаз».

И в других стихотворениях цикла, наряду с прямым, непосредственным выражением любовного чувства («Признание», «Клялась ты – до гроба...»), оно возникает и отраженно - в самих пейзажных картинах, живых деталях окружающей природы, в которых поэту видится «целый мир ликованья и горя» («Морская прогулка»). Одно из самых впечатляющих и выразительных в этом плане стихотворений - «Можжевеловый куст» (1957):

Я увидел во сне можжевеловый куст,
Я услышал вдали металлический хруст,
Аметистовых ягод услышал я звон,
И во сне, в тишине, мне понравился он.
Я почуял сквозь сон легкий запах смолы.
Отогнув невысокие эти стволы,
Я заметил во мраке древесных ветвей
Чуть живое подобье улыбки твоей.

В этих стихах удивительно сочетаются предельная реалистическая конкретность зримых, слышимых, воспринимаемых всеми чувствами примет и деталей обычного, казалось бы, природного явления и особая зыбкость, изменчивость, импрессионистичность видений, впечатлений, воспоминаний. И сам привидевшийся поэту во сне куст можжевельника становится емким и многомерным образом-олицетворением, вобравшим в себя давнюю радость и сегодняшнюю боль уходящей любви, ускользающий облик любимой женщины:

Можжевеловый куст, можжевеловый куст,
Остывающий лепет изменчивых уст,
Легкий лепет, едва отдающий смолой,
Проколовший меня смертоносной иглой!

В заключительных стихотворениях цикла («Встреча», «Старость») драматическая жизненная коллизия разрешается, и на смену мучительным переживаниям приходит чувство просветленности и умиротворения. Неугасим в памяти «животворный свет страданья» и мелькающий редкими зарницами «отдаленный слабый свет» счастья, но, главное, все самое тяжелое позади: «И только души их, как свечи,/ Струят последнее тепло».

Поздний период творчества Заболоцкого отмечен напряженными творческими исканиями. В 1958 г., обратившись к исторической тематике, он создает своеобразную поэму-цикл «Рубрук в Монголии», основанную на реальном факте предпринятого французским монахом в XIII в. путешествия через просторы тогдашней Руси, заволжских степей и Сибири в страну монголов. В воссозданных силой творческого воображения поэта реалистических картинах жизни и быта азиатского средневековья, в самой поэтике произведения происходит своеобразная встреча современности и далекого исторического прошлого. При создании поэмы, замечает сын поэта, «Заболоцкий руководствовался не только тщательно изученными им записками Рубрука, но и собственными воспоминаниями о передвижениях и жизни на Дальнем Востоке, в Алтайском крае, Казахстане. Способность поэта одновременно ощущать себя в разных временных эпохах - самое удивительное в стихотворном цикле о Рубруке».

В последний год жизни Заболоцкий пишет немало лирических стихотворений, в числе которых «Зеленый луч», «Ласточка», «Подмосковные рощи», «На закате», «Не позволяй душе лениться...». Он переводит обширный (около 5 тыс. строк) цикл сказаний сербского эпоса и договаривается с издательством о переводе народного эпоса Германии «Песнь о Нибелунгах». В его планах и работа над большой философско-исторической трилогией... Но этим творческим замыслам уже не было суждено осуществиться.

При всем многообразии творчества Заболоцкого следует подчеркнуть единство и цельность его художественного мира. Художественно-философское осмысление противоречий бытия, углубленные раздумья о человеке и природе в их взаимодействии и единстве, своеобразное поэтическое воплощение современности, истории, «вечных» тем составляют основу этой цельности.

Творчество Заболоцкого в основе своей глубоко реалистично. Но это не лишает его постоянного стремления к художественному синтезу, к соединению средств реализма и романтики, сложно-ассоциативного, условно-фантастического, экспрессивно-метафорического стиля, открыто проявившегося в ранний период и сохранившегося в глубине поздних стихов и поэм.

Выделяя в классическом наследии Заболоцкого «прежде всего реализм в широком смысле слова», А. Македонов подчеркивал: «Этот реализм включает в себя и богатство форм и методов жизнеподобия, вплоть до того, что Пушкин называл «фламандской школы пестрым сором», и богатство форм гротескного, гиперболического, сказочного, условного, символического воспроизведения действительности, и главное во всех этих формах - стремление к наиболее глубокому и обобщающему, многозначному в нее проникновению, во всей полноте, многообразии духовных и чувственных форм бытия». Это во многом определяет своеобразие поэтики и стиля Заболоцкого.

В программной статье «Мысль-Образ-Музыка» (1957), обобщая опыт своей творческой жизни, подчеркивая, что «сердце поэзии - в ее содержательности», что «поэт работает всем своим существом», Заболоцкий так формулирует ключевые понятия своей целостной поэтической системы: «Мысль - Образ - Музыка - вот идеальная тройственность, к которой стремится поэт». Эта искомая гармония находит воплощение во многих его стихах.

В творчестве Заболоцкого несомненно обновление и развитие традиций русской поэтической классики, и в первую очередь философской лирики XVIII-XIX вв. (Державина, Баратынского, Тютчева). С другой стороны, с самого начала своей творческой деятельности Заболоцкий активно осваивал опыт поэтов XX в. (Хлебникова, Мандельштама, Пастернака и других).

Относительно увлечения живописью и музыкой, которое отчетливо сказалось не только в самой поэтической ткани его произведений, но и в прямом упоминании в них имен ряда художников и музыкантов («Бетховен», «Портрет», «Болеро» и др.), сын поэта писал в воспоминаниях «Об отце и о нашей жизни»: «К живописи отец всегда относился с большим интересом. Хорошо известна его склонность к таким художникам, как Филонов, Брейгель, Руссо, Шагал». В тех же воспоминаниях среди любимых композиторов Заболоцкого названы Бетховен, Моцарт, Лист, Шуберт, Вагнер, Равель, Чайковский, Прокофьев, Шостакович.

Заболоцкий показал себя великолепным мастером поэтического перевода. Образцовыми стали его стихотворные переложения «Слова о полку Игореве» и «Витязя в тигровой шкуре» Ш. Руставели, переводы из грузинской классической и современной поэзии, из украинских, венгерских, немецких, итальянских поэтов.

Жизненный и творческий путь Н.А. Заболоцкого по-своему отразил трагические судьбы русской литературы и русских писателей в XX в. Органически впитав огромные пласты отечественной и мировой культуры, Заболоцкий унаследовал и развил достижения русской поэзии, в частности и в особенности философской лирики - от классицизма и реализма до модернизма. Он соединил в своем творчестве лучшие традиции литературы и искусства прошлого с самым смелым новаторством, характерным для нашего столетия, по праву заняв место в ряду его поэтов-классиков.

Л-ра: Русская словесность. – 1997. – № 2. – С. 38-46.

Ключевые слова: Николай Заболоцкий,критика на творчество Николая Заболоцкого,критика на стихи Николая Заболоцкого,анализ творчества Николая Заболоцкого,скачать критику,скачать анализ,скачать бесплатно,русская литература 20 века

Несчастные удачники, аристократ Попов-Попов, переплывание реки с поднятыми руками и другие мысли великого обэриута, записанные Леонидом Липавским

С сыном Никитой у телевизора. Фотография Натальи Заболоцкой. Февраль 1955 года

О том, что больше всего интересует

«Архитектура; правила для больших сооружений. Символика; изображение мыслей в виде условного расположения предметов и частей их. Практика религий по перечисленным вещам. Стихи. Разные простые явления — драка, обед, танцы. Мясо и тесто. Водка и пиво. Народная астрономия. Народные числа. Сон. Положения и фигуры революции. Северные народности. Уничтожение французиков. Музыка, ее архитектура, фуги. Строение картин природы. Домашние животные. Звери и насекомые. Птицы. Доброта-Красота-Истина. Фигуры и положения при военных действиях. Смерть. Книга, как ее создать. Буквы, знаки, цифры. Кимвалы. Корабли».


О Евангелии

«Удивительная легенда о поклонении волхвов, — сказал Н. А., — высшая мудрость — поклонение младенцу. Почему об этом не написана поэма?»

«Чудеса Евангелия не интересны, но само оно кажется чудом. И как странна судьба его, на что обычно не обращают внимания: в нем всего одно предсказание, и оно, уже скоро выяснилось, не сбылось; последние слова действующего лица — слова отчаяния. Несмотря на это, оно распространилось».


Об опьянении

«Его можно сравнить с курением или чесанием; раздражение кожи, легких, стенок желудка. В этом удовольствие».


О плавании и полете

«Я переплыл реку с поднятыми руками!» (Он воздал похвалы плаванию: плывущий испытывает радость, недоступную другим. Он лежит над большой глубиной, тихо лежит на спине и не боится пропасти, парит над ней без опоры. Полет — то же плавание. Но не аппаратный. Планер — предвестие естественного полета, подобного искусству или полетам во сне, об этом и мечтали всегда.)


О поэзии

«Поэзия есть явление иератическое».

«Когда-то у поэзии было все. Потом одно за другим отнималось наукой, религией, прозой, чем угодно. Последний, уже ограниченный расцвет в поэзии, был при романтиках. В России поэзия жила один век — от Ломоносова до Пушкина. Быть может, сейчас, после большого перерыва, пришел новый поэтический век. Если и так, то сейчас только самое его начало. И от этого так трудно найти законы строения больших вещей».

ТАСС

О тяготении (разговор с Даниилом Хармсом)

Н. А.: «Тяготения нет, все вещи летят, и Земля мешает их полету, как экран на пути. Тяготение — прервавшееся движение, и то, что тяжелей, летит быстрее, нагоняет».

Д. X.: «Но ведь известно, что все вещи падают одинаково быстро. И потом, если Земля — препятствие на пути полета вещей, то непонятно, почему на другой стороне Земли, в Америке, вещи тоже летят к Земле, значит, в противоположном направлении, чем у нас».

(Н. А. сначала растерялся, но потом нашел ответ.)

Н. А.: «Те вещи, которые летят не по направлению к Земле, их и нет на Земле. Остались только подходящих направлений».

Д. X.: «Тогда, значит, если направление твоего полета такое, что здесь тебя прижимает к Земле, то, когда ты попадешь в Америку, ты начнешь скользить на брюхе по касательной к Земле и улетишь навсегда».

Н. А.: «Вселенная — это полый шар, лучи полета идут по радиусам внутрь, к Земле. Поэтому никто и не отрывается от Земли».

Он пробовал еще объяснить свой взгляд на тяготение на примере двух караваев хлеба, одного 10 1/2, другого 11 1/2 фунтов, которые кладут на весы. Но не смог. И скоро прекратил разговор.


О звездах

«Конечно, звезды нельзя сравнивать с машинами, это так же нелепо, как считать радиоактивное вещество машиной. Но посмотрите на один интересный чертеж в книге — распределение шаровых скоплений звезд в плоскости Млечного Пути. Не правда ли, эти точки слагаются в человеческую фигуру? И Солнце не в центре ее, а на половом органе, Земля точно семя вселенной Млечного Пути».


О фамилии

Н. А. (входя) : «Я меняю фамилию на Попов-Попов. Фамилия двойная, несомненно аристократическая».


О работе для Якова Друскина

«Я бы предложил вам, если вы на меня не обидитесь, стать трубочистом. Это замечательная профессия. Трубочисты сидят на крышах, под ними разнообразные ячейки жактовских массивов, а над ними пестрое, как персидский ковер, небо. Да, объединение таких людей — я подразумеваю альянс трубочистов — могло бы изменить мир. Итак, становитесь, Я. С., трубочистом».


О папе

«Я заключил договор на переделку „Гаргантюа и Пантагрюэля“. Это, пожалуй, даже приятная работа. К тому же я чувствую сродство с Рабле. Он, например, хотя и был неверующим, а целовал при случае руку папе. И я тоже, когда нужно, целую ручку некоему папе».


О немцах

Н. А. (возмущенно) : «Немцы! У них вообще сплошное безобразие. Там, например, Тельман сидит уже который месяц в тюрьме. Можно ли это представить у нас?.. А деревья живут очень долго. Баобаб — шесть тысяч лет. Говорят, есть даже такие деревья, которые помнят времена, когда на Земле не было еще деревьев».


О заплатах

Н. А. (взглянув себе на ноги и заметив на коленях заплаты) : «Когда буду богатым, заменю эти заплаты бархатными; а посередке еще карбункулы нашью».


Об Андрее Белом


О внешности (в диалоге с Даниилом Хармсом)

Н. А.: «Некоторые находят, что у меня профиль и фас очень различны. Фасом я будто русский, а профилем будто немец».

Д. X.: «Что ты! У тебя профиль и фас так похожи, что их нетрудно спутать».

Н. А.: «Чистые типы — это основа; помеси, даже конституций, это дурное человечество».


Об искусстве

«Я тут познакомился с одним человеком, и он мне даже нравился, пока я не узнал, что его любимая картина — „Какой простор!“. В этой картине — весь провинциализм, неопрятность и бездарность старого русского студенчества с его никчемной жизнью и никчемными песнями. А как оно было самодовольно! Осиновый кол ему в могилу...»


C женой Екатериной Васильевной. Фотография Натальи Заболоцкой. 1954 год Из книги Никиты Заболоцкого «Жизнь Н. А. Заболоцкого», 1998 год

О счастье

«Знаете, мне кажется, что все люди, неудачники и даже удачники, в глубине души чувствуют себя все-таки несчастными. Все знают, жизнь — что-то особенное, один раз и больше не повторится; и потому она должна бы быть изумительной. А на самом деле этого нет».


О снах о смерти

«Мне кажется, я видел даже больше, момент, когда будто уже умер и расте-каешься в воздухе. И это тоже легко и приятно... Вообще во сне удивительная чистота и свежесть чувств. Самая острая грусть и самая сильная влюбленность переживаются во сне».


О снах

«Когда среди ночи проснешься под впечатлением сна, кажется, его невозможно забыть. А утром невозможно вспомнить. Но сам тон сна настолько отличается от жизни, что те вещи, которые во сне гениальны, кажутся увядшими и ненуж-ными потом, как морские животные, вытащенные из воды. Поэтому я не верю, что можно во сне писать стихи, музыку и т. п., чтобы потом пригодилось».


О здоровье

«Верно, и зубная боль чем-то ценна. Ваши йоги самодовольны; это противное занятие — прислушиваться к своим кишкам».


О том, что помогает искусству

«Были бы лишь подходящие условия для писания. Д. X., например, нужен театр; Н. М. свой журнал; мне две комнаты, а я живу в одной».

Затем Н. А. играл, как всегда, в триктрак и напевал несложную песенку: «Один адъютант имел аксельбант, а другой адъютант не имел аксельбант». 

Уникальная способность простыми словами говорить о великом была присуща Н.А. Заболоцкому. Взаимоотношения человека и природы, внутренняя и внешняя красота, любовь – это лишь небольшой перечень тем, которые раскрывает поэт в своих произведениях. Мне же наиболее интересны стихи, посвященные творчеству, рассказывающие о том, как рождаются шедевры. Поэт как бы впускает читателей к себе в мастерскую.

В стихотворении «Читая стихи» перед нами предстает и поэт-мастер, и читатель одновременно. Н.А. Заболоцкий обладает уникальной

Способностью становиться на место другого: ребенка, старой актрисы, слепого. Он мастер перевоплощения, и везде искренен и убедителен «стих, почти не похожий на стих…».

«Любопытно, забавно и тонко» начинает Н.А. Заболоцкий раскрывать тему творчества. Это как бы прелюдия к разговору о большом и важном, и постепенно перед нами возникает портрет настоящего мастера, который понимает «бормотанье сверчка и ребенка», может воплотить в слове «мечты человечьи» и

Вечно верует в животворящий,

Полный разума русский язык.

Его герой помогает понять назначение настоящего, подлинного искусства. Н.А. Заболоцкий

Четко разделяет истинную поэзию и «бессмыслицу скомканной речи». Признавая за последней «изощренность известную», автор задает риторические вопросы:

Но возможно ль мечты человечьи

В жертву этим забавам принесть?

И возможно ли русское слово

Превратить в щебетанье щегла,

Чтобы смысла живая основа

Сквозь него прозвучать не могла?

Ответы ясны, и все же поэт следующей строфой еще раз подчеркивает, что «поэзия ставит преграды…», она предназначена

Не для тех, кто, играя в шарады,

Надевает колпак колдуна.

Очень важна мысль о значимости русского слова, ибо оно «живая основа» творчества. Поэт обращает внимание на ответственность человека за сказанное и написанное, особенно это необходимо тем, кто сделал слово своей профессией. Ценно, когда оно становится не просто материалом, а настоящей поэзией. В последней строфе возвеличен

Полный разума русский язык.

Постигнуть же «разум языка» способен лишь человек, который «жизнью живет настоящей».

Слово «настоящий» мне кажется главным в этом стихотворении, хотя оно звучит всего один раз. Зато его заменяют контекстуальные синонимы: совершенство, «живая основа». Поэзия – это тоже настоящее, если отражает «мечты человечьи», а не является забавой.

Большое значение в этом стихотворении имеют метафоры, создающие образы живой природы («бормотанье сверчка и ребенка»), творческого процесса («бессмыслица речи», «разум языка»). Благодаря олицетворениям в произведении поэзия оживает: «ставит преграды нашим выдумкам», распознает истинных ценителей и надевающих «колпак колдуна».

Довольно интересен синтаксический строй стихотворения. Наличие риторических вопросов, а также восклицательного слова-предложения говорит об изменении в нем эмоционального фона: от спокойного повествования к размышлению и, наконец, чувственному взрыву. Интересно, что, являясь отрицанием, «нет» в данном случае утверждает мысль, прозвучавшую в риторических вопросах.

Н.А. Заболоцкий не экспериментирует с формой: классический катрен с чередующимся способом рифмовки, трехсложный анапест – все это делает стихотворение легким для чтения и восприятия.

Тема творчества не нова в литературе: и великий А.С. Пушкин, и противоречивый В.В. Маяковский затрагивали ее не раз. Н.А. Заболоцкий не исключение, он придал этой теме новое звучание, внеся исключительные, свойственные только ему мотивы. Поэт соединил классику и современность, недаром стихотворение, написанное в 1948 году, отчасти созвучно с лирической миниатюрой «Русский язык» И.С. Тургенева, созданной в конце девятнадцатого века. Чувство гордости возникает после прочтения подобных произведений.

Тема: Н.А. Заболоцкий. Лирика. Философский характер лирики поэта. Тема гармонии с природой, любви и смерти.

Цель: познакомить учащихся с творчеством Н.А.Заболоцкого, научить вдумчивому чтению поэтических текстов, привить навыки анализа, интерпретации и осмысливания стихотворных произведений, повторить и закрепить умения находить изобразительно-выразительные и стилистические средства, раскрыть философское толкование поэтом взаимоотношений природы и человека, обучение восприятию красоты, гармонии звучания поэтического произведения Заболоцкого, вызвать эмоциональный отклик на стихи замечательного поэта.

Нет в мире ничего прекрасней бытия.

Безмолвный мрак могил – томление пустое

Я жизнь мою прожил, я не видал покоя.

Покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я.

Н.Заболоцкий

Ход урока

1.Организационный момент

2. Вступительное слово

«Блок чёрного мрамора венчает его могилу. На камне рисунок: пернатое существо, падающее в волны. Ломаные линии камыша, крыльев, шеи. Это вожак стаи из его стихотворения «Журавли». Опрокинутое в бездну небесное создание, не утратившее и в последний миг своего "дивного величья"».

Сегодня мы поговорим о творчестве поэта, который долгое время оставался недопонятым и недолюбленным – это

Николай Алексеевич Заболоцкий (07.05.1903 – 14.10.1958)

Цитата: “ На протяжении всей жизни Н. Заболоцкий пользовался авторитетом человека рассудительного и предельно рационального, в 50-е годы, в зрелом возрасте, он имел внешность чиновника средней руки, непроницаемого и высокомерного для малознакомых людей. Но созданные им произведения свидетельствуют о том, каким тонкочувствующим и отзывчивым сердцем он обладал, как умел любить и как страдал, каким требовательным был к себе и какие величайшие бури страстей и мыслей находили утешение в его способности творить прекрасное – мир поэзии”, - пишет А.Ф. Авдеева(43,156).

Его практически никто не принимал за поэта, даже знакомые говорили, что он больше похож на бухгалтера, причем главного или даже на ревизора.

Н.Заболоцкий был абсолютно уверен, что человек только тогда станет личностью, когда он будет без устали бороться с самим собой, со своими слабостями и пороками. Эпиграфом к урокам по лирике Н. Заболоцкого могут стать слова из стихотворения опубликованного в "Новом мире" (1958, №12) почти сразу же после смерти поэта:

Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил... "На закате", ("Новый мир" (1958, № 12)

    Какой же мир творил в своей душе Н. Заболоцкий?

    Какой его "образ мирозданья"?

Поэт был убежден, что самая большая ценность для человека в том, что он человек. Это давало ему силы жить. В статье Заболоцкого "Почему я не пессимист" читаем: "То, что ты привык видеть ежедневно, то, по чему ты скользишь равнодушным и привычным взором, - на самом деле не буднично, но полно неизъяснимой прелести, большого внутреннего содержания, и в этом смысле таинственно. Вот я снимаю пленку с твоих глаз: смотри на мир, работай в нем и радуйся, что ты - человек! Вот почему я не пессимист".

(1. Запись на схеме: Я - Человек).

Почему Заболоцкий считает, что нельзя изменять себе самому? Как вы это понимаете? (Поэт считает, что человек - это тот, кто постоянно заставляет свою душу трудиться, кто в ладу со своей совестью, кто никогда не изменит себе самому и верен высоким нравственным ценностям).

(2. Запись на схеме: Верность себе самому).

Изменил ли Заболоцкий себе? Об этом мы узнаем, познакомившись с его жизнью, с этапами его творческой биографии.

Детство поэта прошло в селе Сернур Уржумского уезда Вятской губернии, отец мальчика работал там ученым агрономом. Здесь родились первые впечатления от общения с природой.

Учеба в уржумской гимназии, в Московском университете (1920 г.) и в Петроградском педагогическом институте им. А. Герцена (1921 г.)

Создание литературной группы ОБЕРИУ. Особенности обериутской поэзии: поиски нового поэтического языка, очеловечивание природы, неприятие бездуховного буржуазного мира. Можно прочитать фрагменты из стихотворения "Вечерний бар", в котором выявляются позиции эстетики обериутов - "поэт голых конкретных фигур, вплотную придвинутых к глазам зрителя". Итог обериутского периода творчества - сборник "Столбцы" (1929 г.)

Для выявления характерных особенностей обериутской лирики можно проанализировать стихотворение "Движение" (1926 г.):

Сидит извозчик, как на троне,
Из ваты сделана броня,
И борода, как на иконе,
Лежит, монетами звеня.

А бедный конь руками машет,
То вытянется, как налим,
То снова восемь ног сверкают
В его блестящем животе.

    В чем разница в изображении явлений в первой и во второй строфах?

    Охарактеризуйте главные образы стихотворения?

    Какие предметные реалии подчеркивают, что извозчик неподвижен, статичен?

    Какие детали показывают, что конь динамичен, подвижен? В чем аллегорический смысл этого образа?

Почему в первой строфе есть рифма, а во второй нет? Что это дает для понимания текста?

(3. Запись на схеме: Неприятие мещанского мира)

В 30-е годы в лирике Н. Заболоцкого зарождается его любимая тема, тема природы. Он относится к ней с благоговением, верит в ее великую мощь, убежден, что человек - часть природы, сын ее, а не хозяин. Поэтому и не должен действовать на нее силой. В его лирике появляются натурфилософские стихи (можно прочитать стихотворение "Метаморфозы" или "Вчера, о смерти размышляя..."), где поэт рассуждает о жизни, о взаимоотношениях человека и природы, о смерти и бессмертии. Он верит, что природа величественна и сильна, но необузданна и порой несправедлива, а человек - ум и мысль ее. В годы коллективизации Заболоцкий пишет стихи и поэмы, где утверждает, что животные и растения по-своему могут "мыслить" и, как и люди, должны быть освобождены, раскрепощены, и подтверждает свои убеждения цитатой из Велемира Хлебникова:

Я вижу конские свободы

И равноправие коров...

За это он подвержен нападкам критиков, которые обвиняли его чуть ли не в подрыве коллективизации. В 1937 году вышел из печати его новый сборник стихов "Вторая книга", где торжествует поэзия мысли.

(4. Запись на схеме: Природа. Человек - ум и мысль ее)

В 1938 году по ложному обвинению Н. Заболоцкий был репрессирован. Были арестованы и его друзья. В тюрьме его подвергали бесконечным и унизительным допросам и пытались сломать его духовно. Приговор - 5 лет исправительных работ. С 1938 по 1944 год - лагеря: Дальний Восток, Магадан, Алтай, Казахстан, лесоповал, строительство железных дорог, взрывные работы. Только деятельность в качестве чертежника в конструкторском бюро, куда он чудом попал, спасла ему жизнь. В годы тюрем и ссылки он написал всего 2 стихотворения о природе: "Соловей" и "Лесное озеро". В послевоенное время, когда закончился период лагерей, он как бы заново родился. Появляются стихи, полные восторга и радости жизни, счастья свободного поэтического творчества. Таково стихотворение "Гроза" (1946 г.).

Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница,
Тень от тучи легла, и слилась, и смешалась с травой.
Все труднее дышать, в небе облачный вал шевелится,
Низко стелется птица, пролетев над моей головой.

Я люблю этот сумрак восторга, эту краткую ночь вдохновенья,
Человеческий шорох травы, вещий холод на темной руке,
Эту молнию мысли и медлительное появленье
Первых дальних громов - первых слов на родном языке.

Так из темной воды появляется в мир светлоокая дева,
И стекает по телу, замирая в восторге, вода,
Травы падают в обморок, и направо бегут и налево
Увидавшие небо стада.

А она над водой, над просторами круга земного,
Удивленная, смотрит в дивном блеске своей наготы.
И, играя громами, в белом облаке катится слово,
И сияющий дождь на счастливые рвется цветы.

    О чем это стихотворение? Какое настроение оно вызывает?

    Каков аллегорический смысл грозы?

    Найдите художественные образы, интегрирующие человека и природу? Какова их художественная роль и как вы понимаете эти метафорические выражения?

    Какова композиция стихотворения? Сколько в нем частей?

    Сколько глаголов в первой строфе? А во второй? Какой смысл при этом проявляется?

    Какой мифологический образ появляется во второй части текста? Что он символизирует?

    Каков цвет первой части? А второй? Что это дает для понимания текста?

    Выявите пространственные отношения в стихотворении. Определите направление движения в пространстве в первой и во второй части. Каково оно в последнем стихе?

    Почему в стихотворении такая длинная строка? Что это дает? Почему двенадцатый стих короче всех остальных?

    Какие еще ритмические, фонологические, лексические, синтаксические особенности текста вы заметили?

    Что дает подобный анализ для понимания поэтического смысла стихотворения?

(5. Запись на схеме Творчество. Слово - высшая сила природы.)

Но радость поэта преждевременна. Он бывший "враг народа". Его стихи не печатают. Он живет переводами. Среди его многочисленных переводов "Слово о полку Игореве", "Витязь в тигровой шкуре" Шота Руставели, стихи грузинских, украинских, сербских, венгерских, немецких, итальянских поэтов. Пишет автобиографическую прозу "Ранние годы". В альманахе "День поэзии" за 1956 год было напечатано всего одно стихотворение Н. Заболоцкого "Прощание с друзьями":

    Какое настроение вызывает это стихотворение?

    К какому жанру его можно отнести?

    Какова композиция стихотворения? Сколько в нем частей? Какой поэтический смысл приобретает его кольцевая композиция?

    Каким изображается загробный мир? Почему он миниатюрен, раздроблен, разъят? Гармоничен ли он?

    Каково движение в поэтическом пространстве текста? Что символизируют у Заболоцкого понятия "верх" и "низ"?

    Какой смысл приобретают в стихотворении его лексические и синтаксические особенности?

    Почему в загробном мире нужно забыть человеческий язык?

    Почему лирический герой считает, что "ему еще не место в тех краях"?

    О чем это стихотворение?

Автор уверен, что хаос небытия преодолевается человеческой памятью. Смерть - это распад на мельчайшие частицы вещества, на его атомы, когда материя становится элементарной, теряет структуру. А признак живого организма - это слово, язык. Заболоцкий убежден, что человек не умирает совсем, а распадается на мельчайшие частицы, которые потом могут соединиться в новом организме, и человек в своем новом рождении может стать цветком, деревом, солнечным светом, водой в реке. Можно прочитать и обсудить стихотворение "Завещание" (1948), которое сейчас предлагается для изучения в 9 классе. Оно подтверждает философские убеждения поэта о человеческом бессмертии:

Я не умру, мой друг. Дыханием цветов
Себя я в этом мире обнаружу.
Многовековый дуб мою живую душу
Корнями обовьет, печален и суров.
В его больших листах я дам приют уму,
Я с помощью ветвей свои взлелею мысли,
Чтоб над тобой они из тьмы лесов повисли
И ты причастен был к сознанью моему...

(6. Запись на схеме Дружба. Хаос небытия преодолевается человеческой памятью.)

Но, несмотря на смерть близких, поэт всегда был предельно внимателен к людям, он любит людей с большими и ясными душами, он ценит их за внутреннюю, душевную красоту. Об этом он рассуждает в стихотворениях "Слепой", "Старая актриса", "Смерть врача", "Некрасивая девочка", "О красоте человеческих лиц".

(7. Запись на схеме Люди. Это те, кто не утерял "души естественной своей").

В последние годы жизни Заболоцкий много болел, подолгу жил в Тарусе на Оке. В 1957 году он пишет стихотворение "Гроза идет", где в аллегорической форме итожит прожитую жизнь. В стихах этих лет с особой пронзительностью зазвучала тема последней любви. Вершиной лирического цикла "Последняя любовь" стало стихотворение "Можжевеловый куст". (Можно предложить учащимся попытаться самим составить вопросы для обсуждения этого стихотворения или предложить задания, составленные учителем:

    Какое настроение вызывает это стихотворение? Меняется ли оно по ходу текста?

    Сколько частей в этом стихотворении? Какая из них самая динамичная? Самая неподвижная? Какой смысл при этом выявляется?

    Какие краски, звуки, запахи вы заметили? Какие образы создаются с их помощью?

    Проанализируйте глагольную лексику. Какой смысл подчеркивается отсутствием глаголов в третьей строфе?

    Каково движение в поэтическом пространстве текста? Что это дает для его понимания?

(8. Запись на схеме Любовь. "И любовь, и песни до конца").

Самобытность поэта отличала его от единомышленников – обэриутов.

Первая книга его стихотворений “Столбцы ” получила одобрительные отзывы.

В 30-е годы, после опубликования поэмы “Творчество земледелия ”, Н. Заболоцкий по сфабрикованному обвинению был причислен к врагам народа и арестован . Его творчество предали забвению. Но лишения и тяготы не сломили поэта, и поэт после освобождения (это было послевоенное время) возвращается к поэзии, занимается переводами. После опубликования “Слова о полку Игореве” в печати не появляется ни одного слова о труде поэта. Ругать мешали явные достоинства перевода, а хвалить не решались. Так и был Н.А. Заболоцкий долгие годы полупризнанным поэтом.

По-настоящему Заболоцкий пришел к читателю только в 1980-е годы. В это время несколько раз были переизданы его стихотворения. Как правило, издания сопровождались портретом автора, вступительными статьями. Появились первые работы литературоведов, посвященные творчеству Заболоцкого.

В стихотворениях 1940–50-х почти невозможно угадать интонации прежнего, молодого Заболоцкого, который будто сознательно запутывал читателя, не позволял разобраться в сюжете, нагромождая одну на другую тяжелые глыбы малопонятных слов. Теперь его тексты стали, напротив, образцом ясности. Подробны и точны, как великолепные фотографии, его пейзажи, понятны и последовательны рассуждения.

«Журавли» - чтение, анализ и заполнение таблицы

Картинный план

Движение чувств

Художественные средства

1-2 строфы. “Вёл вожак свой... народ”

Радость возвращения, восхищение красотой птиц.

Эпитет “отеческой ”, метафора “утопая в небе ”, эпитет “серебряные ”, крылья - светлые, как серебро, прочные, как металл.

3. “Чёрное зияющее дуло...”

Тревога, страх, напряжение.

Антитеза: озеро, прозрачное насквозь - чёрное зияющее дуло; роль эпитета. Зиять - быть раскрытым, обнаруживая глубину, провал. Предложить угадать слово из примера толкового словаря: зияющая... (бездна).

4. “Луч огня ударил...”

Гнев, боль, отчаяние.

Метафора “луч огня”. Почему не использовано слово “выстрел”? “Обрушилось”. В чём особенность этого глагола?

5. “Журавли рванулись...”

Испуг, горе.

Метафора и сравнение, звукопись: Два крыла, как два огромных горя... обняли холодную волну (о-о-о-у).

6. “Им природа снова возвратила...” (это уже не картина).

Стойкость, мужество, гордость.

Метафора (“природа возвратила”, “смерть унесла”)

7-8 “Вожак... погружался...”

Печаль, гордость.

Звукопись:

А заря над ним образовала

Золотого зарево пятно.

«Некрасивая девочка» «Признание» «Лебедь в зоопарке» «О красоте человеческих лиц»

Стихотворение «Гроза идёт».

«Надо покорять жизнь! Надо бороться за самих себя. Сколько неудач ещё впереди, сколько разочарований, сомнений! Но если в такие минуты человек поколеблется – его песня спета. Вера и упорство. Труд и честность…» (Н.Заболоцкий.)

Поэт всё усерднее присматривается к людям. Вот, например, в стихотворении «О красоте человеческих лиц» перед нами целая галерея портретов. В другом произведении – «Некрасивая девочка» - поэт утверждает своё понимание истинной, духовной красоты. (Чтение наизусть и самостоятельный анализ учащимися)

Стихи Н.Заболоцкого очень лиричны и музыкальны, и некоторые из них стали песнями, как, например, «Признание». (Слушание романса «Признание» - «Очарована, околдована…»)

На исходе 50-х годов Н.Заболоцкий находится в расцвете творческих сил. Писатель Слуцкий вспоминает о последних месяцах жизни поэта: «Однажды он сказал мне, что находится в состоянии особого подъёма, когда всё начатое завершается и когда новые большие замыслы обступают со всех сторон». И, словно раскрывая секрет этого поразительного творческого подъёма, Н.Заболоцкий написал стихотворение, появившееся в печати вскоре после его смерти и прозвучавшее исповедью и завещанием художника – «Не позволяй душе лениться». (Чтение наизусть)

Стихотворение «Гроза идёт»

Гроза – одно из самых впечатляющих природных явлений. Она давно интересует многих поэтов и художников. К этой теме обращались художники, о ней писали и поэты: Тютчев, Фет, Некрасов. У Заболоцкого тоже есть стихи об этом грозном явлении: «Гроза», «Засуха». А одно из них называется «Гроза идёт». Читаем его:

Движется нахмуренная туча,

Обложив полнеба вдалеке,

Движется, огромна и тягуча,

С фонарём в приподнятой руке.

Сколько раз она меня ловила,

Сколько раз, сверкая серебром,

Сломанными молниями била,

Каменный выкатывала гром!

Сколько раз, её увидев в поле,

Замедлял я робкие шаги

И стоял, сливаясь поневоле

С белым блеском вольтовой дуги!

Вот он – кедр у нашего балкона.

Надвое громами расщеплён,

Он стоит, и мёртвая корона

Подпирает тёмный небосклон.

Сквозь живое сердце древесины

Пролегает рана от огня,

Иглы почерневшие с вершины

Осыпают звёздами меня.

Пой мне песню, дерево печали!

Я, как ты, ворвался в высоту,

Но меня лишь молнии встречали

И огнём сжигали на лету.

Почему же, надвое расколот,

Я, как ты, не умер у крыльца,

И в душе всё тот же лютый голод,

И любовь, и песни до конца!

Какие чувства вы испытывали, когда читали и слушали это стихотворение?

Самые разноречивые: печаль, горечь, тревога, страх, жалость – в начале. А в конце – надежду, гордость, восхищение.

Почему стихотворение называется «Гроза идёт»?

Во-первых, у него уже есть стихотворение «Гроза». Во-вторых, видимо, для поэта важно само действие, а не просто описание.

Какова тема стихотворения?

Описание грозы и состояния человека.

Какие образы мы выделяем в произведении?

Гроза, кедр и «я» - лирический герой.

К этому уроку вы нарисовали рисунки к стихотворению. Расскажите, что именно вы изобразили и какие чувства вы испытывали, когда рисовали их.

В стихотворении я вижу два мира: мир земной и мир небесный. Что мы отнесём к небесному миру?
Небо, тучу, молнии..

Каков этот мир? (Записываем)

Суров: «нахмуренная туча», «огромна и тягуча», «молниями била», «каменный гром».

Что или кто соединяет небесный мир и мир земной?

Кедр – дерево, держащееся корнями за землю и упирающееся «короной» в небо.

Каков кедр? Выпишем словосочетания:

«Надвое громами расщеплен», «Он стоит, и мёртвая корона подпирает тёмный небосклон» и т.д.

За что он наказан? За то, что посмел подняться так высоко, что хотел, быть
может, достигнуть неба.. Хоть на нём «корона» (теперь уже «мёртвая»), а иглы сравниваются со звёздами, но он принадлежит земле, как и человек.

А человек – это земной мир. Как описан человек? Какие чувства он испытывает? (Записываем словосочетания)

Он тоже боится грозы. «Замедлял я робкие шаги». Ему кажется, что туча преследует его «с фонарём в приподнятой руке», ловит его, бьёт «сломанными молниями».

За что он терпит? За что он наказан? За то, что и он, как кедр, «ворвался в высоту», и он захотел познать недосягаемое, возвыситься, подняться до неба.

Как его встречало там небо? «…его лишь молнии встречали и огнём сжигали на лету».

Каким вышел из этого испытания человек, в отличие от «дерева печали»?

В отличие от «дерева печали», человек не умер, и в его душе не погасло это стремление подняться в высь небесную, и его Любовь не исчезла, и песни он собирается петь до конца!

Так и человек: как бы ни были удары судьбы, как бы внешне ни казалось, что он сломлен, уничтожен, но душу его, сердце его не спалить молнией, не запугать громами.

Вот и узнали мы, какова основная мысль стихотворения. Как можно связать данное произведение с биографией поэта? Когда оно могло быть написано?
После лагерей. Ничто не сломило Н.Заболоцкого, он по-прежнему готов к борьбе с ударами судьбы.
- Поговорим о языке и строфике стихотворения. Как красив и звучен, как метафоричен и выразителен его язык! Какие изобразительно-выразительные средства использует Заболоцкий при описании, например, тучи, кедра?
Олицетворения : туча «нахмуренная», «с фонарём в приподнятой руке»…
Метафоры : «дерево печали», «живое сердце древесины»…
Эпитеты : «огромна и тягуча» (туча), «каменный» (гром)…

Какие стилистические средства использует автор?

Анафору : «Сколько раз…» - мы чувствуем, как растёт ужас у героя перед страшной грозой.

Антитезу: «белый блеск» - «тёмный небосклон», «живое – « умер», «иглы почерневшие» - «осыпают звёздами».

Философские раздумья переданы и через ритм стихотворения. Запишем первую строчку:

Движется нахмуренная туча…

(_ _) (_ _) (_ _) (_ _) (_ _)

Определим размер.
Хорей с пиррихиями.

В первой строфе в каждой строке только три ударных слога – 3 ударные стопы, 2 – безударные. Запишем 1-ую строчку второй строфы:

Сколько раз она меня ловила…

(_ _) (_ _) (_ _) (_ _) (_ _)

Поэт недаром выбрал чередование частоударных и редкоударных стоп. В первой строфе – движение замедленное, во второй – ускоренное. Как сердцебиение человека – то быстрое, то медленное. Об этом, кстати, говорит и чередование мужской и женской рифмы:

Движется нахмуренная туча, (женская)

Обложив полнеба вдалеке. (мужская)

Это придаёт стихотворению торжественность. Она выражена и через риторические обращения и знаки препинания. Мы можем сказать, что стихотворение Заболоцкого философично и торжественно.

Выводы: Какие бы катаклизмы ни происходили в жизни, настоящий человек найдёт в себе силы противостоять им. Человек не должен терять уверенности в завтрашнем дне, должен верить в себя, в свой талант. Он должен сохранить «в душе всё тот же лютый голод, и любовь, и песни до конца!»

Заболоцкий – один из немногих поэтов, слова которого не расходились с делом. И он прав, говоря: «Надо покорять жизнь! Надо бороться за самих себя. Сколько неудач ещё впереди, сколько разочарований, сомнений! Но если в такие минуты человек поколеблется – его песня спета. Вера и упорство. Труд и честность». Возьмите и вы эти слова, сделайте девизом своей будущей жизни, своим жизненным кредо.

Этапы жизни и творчества.

1.Ранние детские годы. Казань. 1903 – 1910 .

2.Сернурская начальная школа, Уржумский уезд. 1910 – 1914 .

3.Уржумское реальное училище. 1914 – 1921 .

4.Петроградский Педагогический институт имени Герцена. 1921 – 1925 .

5.1927 год. «Объединение реального искусства» (Обэриу).

6.1929 год. Сборник стихотворений «Столбцы».

7.Арест и лагерь. 1938 – 1946 .

8.Творческий подъём в 1946 – 1948 годы.

9.Трудный период в жизни. 1949 - 1952 .

10.Расцвет творческих сил. 1953 – 1958 .

Доклад ученика «Биография Н.Заболоцкого»

Родился 24 апреля (7 мая н.с.) под Казанью в семье агронома. Детские годы прошли в селе Сернур Вятской губернии, недалеко от города Уржума. По окончании реального училища в Уржуме в 1920 едет в Москву продолжать образование.

Поступает в Московский университет сразу на два факультета - филологический и медицинский. Литературная и театральная жизнь Москвы захватила Заболоцкого: выступления Маяковского, Есенина, футуристов, имажинистов. Начав писать стихи еще в школе, теперь увлекся подражанием то Блоку, то Есенину.

В 1921 переехал в Ленинград и поступил в Педагогический институт им. Герцена, включился в занятия литературного кружка, но еще "собственного голоса не находил". В 1925 окончил институт.

В эти годы он сближается с группой молодых поэтов, называвших себя "обэриутами" ("Объединение реального искусства"). Их редко и мало печатали, но они часто выступали с чтением своих стихов. Участие в этой группе помогло поэту найти свой путь. В 1926 - 1927 служил в армии. По окончании службы получил место в отделе детской книги ОГИЗа, активно сотрудничал в детской литературе, в журналах для детей "Еж" и "Чиж". Выходят его детские книжки в стихах и прозе "Змеиное молоко", "Резиновые головы" и др. В 1929 вышел сборник стихов "Столбцы", в 1937 - "Вторая книга".

В 1938 был незаконно репрессирован и приговорен к 5 годам лагерного заключения, затем с 1944 по 1946 отбывал ссылку, работая строителем на Дальнем Востоке, в Алтайском крае и Караганде. В 1946 вернулся в Москву. В 1930 - 40-е написаны: "Метаморфозы", "Лесное озеро", "Утро", "Я не ищу гармонии в природе" и др.

Последнее десятилетие много работал над переводами грузинских поэтов-классиков и современников, посещал Грузию.

В 1950-е такие стихи Заболоцкого, как "Некрасивая девочка", "Старая актриса", "Противостояние Марса" и др., сделали его имя известным широкому читателю. Последние два года жизни он провел в Тарусе на Оке. Тяжело болел, перенес инфаркт. Здесь были написаны многие лирические стихотворения, поэма "Рубрук в Монголии". В 1957 он побывал в Италии.



error: Контент защищен !!