Схема построения индивидуального логопедического занятия. Методика организации логопедических занятий Как сделать переходы на занятии логопеда

В работе логопеда мы часто показываем занятия: открытое или повседневное. Многие логопеды сталкиваются с вопросом «Какова структура коррекционно-логопедического занятия?»

I. Структура открытого логопедического занятия

Организационно-сюжетная основа занятий может быть весьма разнообразной. Все зависит от желания и возможностей логопеда, его готовности к экспромтам. Здесь предложены некоторые варианты организации занятий с использованием:

    сказочных сюжетов;

    элементов фольклора;

    воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений;

    литературных персонажей;

    известных и придуманных игр;

    элементов сюжетно-дидактической игры;

    сюжетных и пейзажных картин;

    специально изготовленных пособий-рисунков, коллажей, мозаик, панно;

    настольно-печатных игр;

    сюжетов и героев мультфильмов.

При этом не обязательно использовать только общеизвестные сюжеты и темы. Сюжет можно придумать самим полностью либо использовать основу предложенного сюжета и развивать его по ходу занятия, если позволяют возможности совместного экспромта и творчества логопеда и детей.

Структура занятий по автоматизации произношения и дифференциации звуков включает обязательные элементы:

1. Оргмомент.

2. Сообщение темы занятия.

3. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

4. Произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях.

5. Произношение звуков в словах.

6. Физминутка.

7. Работа над произношением.

8. Произношение звука в связной речи.

9. Итог занятия.

Рассмотрим более детально задачи и варианты организации элементов сюжетно-тематических занятий.

1. Организационный. Егоцель – введение в тему занятия, создание положительного настроя, пробуждение интереса к познанию новых звуков, а также коррекция психоречевых функций. Основнаязадача логопеда – включить детей в работу с первых минут занятия. Оргмоменты проводятся в разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.

Например, занятие на тему «Похищение буквы В » начинается с прочтения телеграммы. В другом варианте занятие на основе сюжета «Прогулка в лес» начинается с загадки. Затем следуют релаксационные упражнения, которые помогают снять повышенное мышечное напряжение у детей с дизартрией. В третьем варианте используется психогимнастика. Мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата. Можно использовать элементы психогимностики. Психогимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего «я», развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.

2. Сообщение темы занятия. Задания, предлагаемые в этой части, позволяют плавно и незаметно перейти к теме занятия. Перед детьми обычно выставляются игрушки, плоскостные фигурки или изображения персонажей – участников занятия. Дети знакомятся с ними, выделяют изучаемые звуки и названия персонажей.

Например, в занятии «Три поросенка» сообщение темы звучит так: «Сегодня мы будем сочинять сказку о Ниф-Нифе, Наф-Нафе, Нуф-Нуфе и изучать звуки Н, НЬ » . Другой вариант: детям предлагается повторить и отгадать загадку, все слова которой содержат изучаемые звуки.

Таким образом, игровая форма сообщения темы занятия не только пробуждает у детей интерес к занятию, но и достигается главное для этого этапа – направляется внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых или повторению пройденных звуков.

3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам. На данном этапе реализуется следующие задачи:

    уточняется артикуляция – положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука;

    показывается «профиль» звука на рисунке;

    уточняются акустические признаки звуков: согласные или гласные, твердые или мягкие, глухие или звонкие;

    находится образное сравнение звука (звук [Р ] – рычание тигра);

    определяется их место в звуко-буквенном городе (в Синем, Красном или Зеленом замке они будут жить).

4. Произношение изучаемых звуков в словах и слоговых сочетаниях. Основнойзадачей является развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения и интонации). Произношение слоговых рядов обычно сочетается с развитием интонационной выразительности речи и мимики. Слоговые сочетания произносятся персонажем занятия.

5. Произношение звуков в словах. На этом этапе занятия решаются следующиезадачи:

    развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

    уточнение и расширение лексического запаса;

    развитие слухового внимания и зрительной памяти;

    овладение простыми и сложными видами звуко-слогового анализа и синтеза.

Для решения этих задач важен подбор речевого и наглядного материала. Первый критерий подбора определяется темой и сюжетом занятий, второй – поставленной задачей. В работе по обогащению словаря детей и развитию фонематического восприятия обязательно выставляются предметы, игрушки и картинки. В процессе развития фонематических представлений наглядный материал не демонстрируется, а если и выставляется, то только после называния слов детьми. Здесь фонематические представления детей, базирующиеся на ранее известных образах предметов, позволяют активизировать мыслительные процессы и развивать память у детей.

Использование на одном занятии слов, включающих одну или несколько родовых групп (птицы, звери, посуда и т.д.), способствует развитию логической памяти, а применение речевого материала – слов, насыщенных изучаемым звуком (в начале, середине или в конце слова), – развивает звуковое чутье.

Параллельно с решением перечисленных задач на данном этапе ведется работа над усвоением грамматических категорий языка. Вопросы ставятся таким образом, чтобы дети смогли повторить одно и тоже слово в разных падежах, в единственном и множественном числе, в настоящем или прошедшем времени и с разными приставками.

Развитию слухового внимания способствуют словесные игры «Звук потерялся», «Звук заблудился», а также задания по восстановлению слов с переставленными звуками, угадывание слов по первому и последнему звуку и слогу и восстановление перепутанных слогов.

6. Физкультурная минутка тесно связана с темой занятия и является как бы переходным мостиком к следующей части занятия. Основные задачи физминутки – это:

    снять усталость и напряжение;

    внести эмоциональный заряд;

    совершенствовать общую моторику;

    выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

При планировании физминутки необходимо помнить, что подвижные игры и физические упражнения в сочетании с речью способствуют совершенствованию общей моторики. Этому же служат упражнения по имитации трудовых действий. Музыка и ритмичные движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение детей. Формы проведения физминуток разные. Это может быть и подвижная игра, и имитация трудовых действий, и произношение придуманных чистоговорок сопровождается действием и многое другое. Иногда развитие сюжета в физминутке связывается ситуативной цепочкой со словом из предыдущего этапа занятия. Физминутка может проводить и в форме психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают состояние разных животных.

Физминутки можно проводить под музыку, связанную с темой занятий.

7. Работа над предложением. Успешному овладению детьми закономерностей необходимых связей слов в предложениях способствует предварительная работа над заданиями по словосочетаниям.

Установление закономерностей в усвоении необходимых связей слов в сочетаниях является базой для формирования лексико-грамматических конструкций предложений.

На данном этапе занятий решаются следующие задачи:

    установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;

    актуализация накопленного словаря;

    формирование связности и четкости высказываний;

    работа над предложением как средство развития мыслительных процессов, в частности умозаключений;

    анализ и синтез словесного состава предложения, как средство предупреждения нарушений письменной речи (дисграфии, дислексии).

Приемы работы над предложением разнообразны, но в любом случае необходимо помнить, что задания должны соответствовать основному дидактическому правилу – от простого к сложному. На начальном этапе – это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки. Затем, задания усложняются: детям предлагают составлять предложения по набору слов или по опорным словам.

Созданию оживленной и творческой обстановки способствуют задания, в которых в «нескладушках-неладушках» и «небывальщинах» нужно исправить смысловые ошибки, намеренно допущенные логопедом.

Обязательным условием при выборе принципов и приемов организации заданий на этом этапе работы над предложением должна быть логическая и игровая связь с сюжетом занятия.

8. Произношение звука в связной речи. Основная часть этапа – совершенствование навыка правильного произношения звуков в связных текстах, т.е. доведение произношения звуков до автоматизма. Попутно решаются следующиезадачи :

    развитие воображения и творческой фантазии;

    развитие словотворчества;

    развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов.

Необходимым и обязательным условием для заданий на данном этапе является смысловая и игровая связь с темой или сюжетом занятия и с заданиями предшествующего этапа.

Методы основных и попутных задач многообразны. В одних случаях используются задания с известными чистоговорками и поэтическими произведениями – диалогами и стихами. Причем необходимо, чтобы они были насыщены изучаемыми звуками, были занимательны, доступны и многообразны по интонационным характеристиками.

Задания на составление чистоговорок и стихов способствуют развитию ритма, чувству созвучия, рифмы. Дети обычно с увлечением воспринимают просьбу логопеда сочинить или исправить чистоговорки или стихи, которые почему-то не получаются у персонажей сюжета. Сначала они подсказывают отдельные слова и рифмы, а затем – целые фразы. Развитию связной речи способствует запланированное или экспромтное построение сюжета занятия. По ходу занятия дети предсказывают действия персонажей, придумывают для них диалоги и реплики, отвечают на вопросы и находят выход из проблемных ситуаций.

Если позволяет время, то можно организовать пересказ детьми сказок от имени персонажей с возможной театрализацией действий (имитацией движений, разыгрыванием сценок и т.д.), развивающихся по ходу сюжета.

9. Итог занятия. На заключительной стадии подводятся итоги, т.е. определяется его результативность. Обязательное условие – передача положительных эмоций.

При индивидуальной оценке нужно отметить активность, удачу, пусть даже маленькую, или просто хорошее настроение того или иного ребенка, а реакция на неудачи должна быть с надеждой на успех в последующих занятиях, с убеждением, что отчаиваться не стоит – если активно работать, все получится!

Важно узнать и оценку детьми прошедшего занятия в ответах на вопросы: «Что вам понравилось? Какие задания показались вам интересными? Какое задание было самым трудным? Что бы вы хотели услышать в последующий раз?» и т.д. Ответы могут найти более близкий контакт с детьми и отобрать удачный принцип построения заданий для каждого этапа последующих занятий.

Итог занятия может быть предложен в игровой форме, где предусмотрен сюрприз.

В заключительном «аккорде» занятия должна звучать положительная оценка и уверенность, что завтра получится еще лучше. Важно закончить занятие так, чтобы дети ждали следующей встречи с логопедом.

Тема и цели соответствуют содержанию занятия. Структура занятия логически выдержана, речевой материал соответствует программным требованиям и перспективному плану работы. Материал занятия соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей, занимающихся в данной логопедической группе.

В структуре занятия полностью реализовано направление единства коррекционных, образовательных и воспитательных задач.

Эстетичность обстановки и оборудования занятия и качество дидактического материала выдержаны на высоком уровне.

Логопедическое занятие логически и последовательно выстроено, продолжительность всех запланированных этапов выдержана. В структуре занятий выдержан четкий переход от одного этапа занятия к другому. В структуре занятия прослеживаются межпредметные связи в сфере знаний по окружающему миру, художественной литературы и т.д.

В структуре занятия прослеживается использование словесных, наглядных, игровых и практических методов обучения. Все использованные методы полностью обоснованы и логически взаимосвязаны между собой. Логопед на протяжении всего занятия систематически привлекает внимание всех детей, создает интересные игровые ситуации, практически весь новый материал дается в игре. Использованная наглядность полностью соответствует структуре и содержанию занятия.

Логопед хорошо контактирует со всеми детьми, легко ведет диалог и поддерживает каждого ребенка в том случае, если он затрудняется ответить на вопрос. Педагог тактичен, внешний вид соответствует профессиональным этическим требованиям. Речь логопеда доступна, логична, эмоциональна, дикция и сила голоса соответствуют профессиональным требованиям.

На всех этапах занятия педагог контролирует произношение, словарный запас и грамматический строй речи ребенка. На занятии систематически выявляет ошибки и трудности у ребенка, оказывает своевременную эффективную логопедическую помощь.

На занятии прослеживается адекватность предъявленных требований с учётом речевых возможностей и особенностей личности ребёнка, настойчивость в достижении целей, умение дозировать новый материал, связать его с предыдущим.

По итогам занятия можно сделать вывод о том, что цели занятия были достигнуты, план выполнен, дети получили качественные знания, умения и навыки.

Воспитатель-логопед ________________________________________


Конспект фронтального занятия на тему «Автоматизация звука [Л]»

Автоматизировать правильное произношение звука [Л] изолированно, в словах, в словосочетаниях и в чистоговорках;

Образовательные задачи:

Закреплять у детей механизм образования звука [Л];

Закреплять правильное произношение звука [Л] изолированно, в словах, в словосочетаниях и в чистоговорках («Каток», «Назови, что это?», «Какой предмет?», «Доскажи словечко!»);

Закреплять у детей навык согласования имён существительных с именами прилагательными в роде и числе («Какой предмет?»);

Коррекционные задачи:

Продолжать развивать у детей дифференцированный вдох–выдох через нос («Снежинки»);

Продолжать развивать у детей фонематический слух и восприятие при выделении звука [Л] на слух из состава слова в игре «Поймай звук!»;

Продолжать развивать у детей продолжительность речевого выдоха и глубину вдоха при выполнении физминуток;

Продолжать развивать у детей чувство ритма, рифмы в игре «Доскажи словечко!»;

Воспитательные задачи:

Продолжать воспитывать у детей навык самоконтроля за собственной речью;

Оборудование:

- «Снежок» – персонаж на занятии;

Символ–снежок на изолированную фонацию звука [Л] по звукоподражанию, как гудит самолёт;

Картинки для закрепления произношения звука [Л] в словосочетаниях;

Индивидуальное пособие на поддувание «Снежинки»;

Фонетическая дорожка «Каток» для развития продолжительности речевого выдоха.

Ход занятия

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Приветствие детей. Сосредоточить их внимание на готовности к занятию.

Организационная физминутка.

Кто-то вышел погулять: раз–два–три–четыре–пять!

Потянулся – потянулся! Опустился – опустился!

Повернулся, развернулся, - на занятие вернулся!!!

2. РАБОТА ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА [Л] ИЗОЛИРОВАННО, В СЛОВАХ, В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ И В ЧИСТОГОВОРКАХ

2.1. Постановка задачи, сообщение темы занятия

Кто же это пришёл к нам на занятие? Это Снежок!!! Хочет Снежок, чтобы мы поиграли с ним, покатались на коньках….

Поиграем со Снежком? Ой! Какой необычный Снежок, что это у него на костюмчике? (Самолёт!)

Какой звук любит произносить Снежок, если у него изображён самолёт на костюмчике? («Л-л-л…»).

Почему? (Самолёт гудит: Л–Л–Л–Л…)

Сегодня на занятии будем правильно произносить звук [Л].

2.2 Анализ артикуляции звука [Л], работа над дыханием, изолированная фонация звука

А вот и каток! (Фонетическая дорожка для каждого ребёнка). Нужно прокатиться по дорожке катка. Но дорожку катка засыпало снегом.

Расчистим каток от снежинок! (Дифференцированный выдох через нос: справа-слева). Дети выполняют упражнение, поочерёдно закрывая пальчиком ноздри.

Очистили дорожку от снега! Молодцы, ребята! Катится Снежок и поёт: «Л-л-л…»

А что помогает нам правильно произносить звук [Л]?

Давайте тоже «разбежимся»: «Л! Л! Л!»

А теперь, мы можем прокатиться по катку! Дети ведут указательным пальчиком ведущей руки по фонетической дорожке – катку и произносят звук [Л] на одном выдохе.

2.3 Выделение звука [Л] в словах в игре «Поймай звук!»

А сможете, ребята, узнать звук [Л]? Когда услышите звук [Л] в слове, хлопайте в ладоши! Слушайте внимательно:

Луна – лопата – санки – лыжи – ластик – кофта – халат – лампа – лодка – кот – стул – стол – платье – ноги – локти – лапы – бокал – футбол – молоко – компот – мел – лоб

Итог: Молодцы! Узнали звук [Л] в словах! А какие слова запомнили?

2.4 Закрепление произношения звука [Л] в словах и в словосочетаниях по картинкам

2.4.1 «Что это?» Произношение звука [Л] в словах по картинкам

Снежок принёс свои любимые картинки. Скажем правильно, что это изображено на картинках!

Дети произносят звук [Л] в словах: стул, лампа, платье, халат, лопатка, лодка, лыжи, ластик.

Итог: Что мы произносили по картинкам? (Слова). Какой звук произносили в словах?

2.4.2 Произношение звука [Л] в словосочетаниях

Кто догадался, какой любимый цвет у Снежка? (Голубой).

Назовём правильно «Что какое?» по картинкам!

Дети произносят словосочетания: голубой стул, голубая лампа, голубое платье, голубой халат, голубая лопатка, голубая лодка, голубые лыжи, голубой ластик.

Итог: Кто что запомнил? (- Я запомнил голубую лампу. И т.д.)

Наступила зима, зима, зима,

(сжимание кистей рук в кулачки перед собой)

Одолели холода, да, да, да, да!

(перекрещиваем руки на груди поочерёдно – левая сверху, правая и т.д.)

Мы погреем щёчки,

(потираем щеки ладонями)

Мы погреем ручки!

(потираем ладонь о ладонь)

А теперь, а теперь дышим на ладошки!

(«х–х–х, х–х–х …» - дышим на ладони)

Осторожно идём, скользко на дорожках!

(руки в стороны, «балансируем», идя на носочках)

А сейчас, тихонько сели, на занятие успели.

(садимся на места)

2.5 Игра «Доскажи словечко!»

Снежок хочет поиграть с нами в игру «Доскажи словечко!».

Нужно назвать последнее слово, правильно его произнести и запомнить всю чистоговорку!

Ол – ол – ол - салфетки положу на …(стол);

Ел – ел – ел - белым–белым пишет …(мел);

Ул – ул – ул - села девочка на …(стул);

Ал – ал – ал - воду я налью в …(бокал);

Ол – ол – ол - любят мальчики …(футбол);

Итог:

В какую игру играли?

Какие слова договаривали?

Какой звук правильно проговаривали?

Кто какую чистоговорку запомнил?

3. ИТОГ ЗАНЯТИЯ

Снежку понравилось играть с нами. Понравилось, как правильно и красиво вы говорили. Какой звук правильно произносили? Как правильно произносить звук [Л]? Какие слова со звуком [Л] запомнили?


Наглядность для проведения фронтального занятия на тему «Автоматизация звука [Л]»

«Снежинки» Фонетическая дорожка «Каток»

Структура логопедического занятия

I. Структура открытого логопедического занятия

Организационно-сюжетная основа занятий может быть весьма разнообразной. Все зависит от желания и возможностей логопеда, его готовности к экспромтам. Здесь предложены некоторые варианты организации занятий с использованием:

    сказочных сюжетов;

    элементов фольклора;

    воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений;

    литературных персонажей;

    известных и придуманных игр;

    элементов сюжетно-дидактической игры;

    сюжетных и пейзажных картин;

    специально изготовленных пособий-рисунков, коллажей, мозаик, панно;

    настольно-печатных игр;

    сюжетов и героев мультфильмов.

При этом не обязательно использовать только общеизвестные сюжеты и темы. Сюжет можно придумать самим полностью либо использовать основу предложенного сюжета и развивать его по ходу занятия, если позволяют возможности совместного экспромта и творчества логопеда и детей.

Структура занятий по автоматизации произношения и дифференциации звуков включает обязательные элементы:

1. Оргмомент.

2. Сообщение темы занятия.

3. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

4. Произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях.

5. Произношение звуков в словах.

6. Физминутка.

7. Работа над произношением.

8. Произношение звука в связной речи.

9. Итог занятия.

Рассмотрим более детально задачи и варианты организации элементов сюжетно-тематических занятий.

1. Организационный. Егоцель – введение в тему занятия, создание положительного настроя, пробуждение интереса к познанию новых звуков, а также коррекция психоречевых функций. Основнаязадача логопеда – включить детей в работу с первых минут занятия. Оргмоменты проводятся в разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.

Например, занятие на тему «Похищение буквы В » начинается с прочтения телеграммы. В другом варианте занятие на основе сюжета «Прогулка в лес» начинается с загадки. Затем следуют релаксационные упражнения, которые помогают снять повышенное мышечное напряжение у детей с дизартрией. В третьем варианте используется психогимнастика. Мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата. Можно использовать элементы психогимностики. Психогимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего «я», развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.

2. Сообщение темы занятия. Задания, предлагаемые в этой части, позволяют плавно и незаметно перейти к теме занятия. Перед детьми обычно выставляются игрушки, плоскостные фигурки или изображения персонажей – участников занятия. Дети знакомятся с ними, выделяют изучаемые звуки и названия персонажей.

Например, в занятии «Три поросенка» сообщение темы звучит так: «Сегодня мы будем сочинять сказку о Ниф-Нифе, Наф-Нафе, Нуф-Нуфе и изучать звуки Н, НЬ » . Другой вариант: детям предлагается повторить и отгадать загадку, все слова которой содержат изучаемые звуки.

Таким образом, игровая форма сообщения темы занятия не только пробуждает у детей интерес к занятию, но и достигается главное для этого этапа – направляется внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых или повторению пройденных звуков.

3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам. На данном этапе реализуется следующие задачи:

    уточняется артикуляция – положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука;

    показывается «профиль» звука на рисунке;

    уточняются акустические признаки звуков: согласные или гласные, твердые или мягкие, глухие или звонкие;

    находится образное сравнение звука (звук [Р ] – рычание тигра);

    определяется их место в звуко-буквенном городе (в Синем, Красном или Зеленом замке они будут жить).

4. Произношение изучаемых звуков в словах и слоговых сочетаниях. Основнойзадачей является развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения и интонации). Произношение слоговых рядов обычно сочетается с развитием интонационной выразительности речи и мимики. Слоговые сочетания произносятся персонажем занятия.

5. Произношение звуков в словах. На этом этапе занятия решаются следующиезадачи:

    развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

    уточнение и расширение лексического запаса;

    развитие слухового внимания и зрительной памяти;

    овладение простыми и сложными видами звуко-слогового анализа и синтеза.

Для решения этих задач важен подбор речевого и наглядного материала. Первый критерий подбора определяется темой и сюжетом занятий, второй – поставленной задачей. В работе по обогащению словаря детей и развитию фонематического восприятия обязательно выставляются предметы, игрушки и картинки. В процессе развития фонематических представлений наглядный материал не демонстрируется, а если и выставляется, то только после называния слов детьми. Здесь фонематические представления детей, базирующиеся на ранее известных образах предметов, позволяют активизировать мыслительные процессы и развивать память у детей.

Использование на одном занятии слов, включающих одну или несколько родовых групп (птицы, звери, посуда и т.д.), способствует развитию логической памяти, а применение речевого материала – слов, насыщенных изучаемым звуком (в начале, середине или в конце слова), – развивает звуковое чутье.

Параллельно с решением перечисленных задач на данном этапе ведется работа над усвоением грамматических категорий языка. Вопросы ставятся таким образом, чтобы дети смогли повторить одно и тоже слово в разных падежах, в единственном и множественном числе, в настоящем или прошедшем времени и с разными приставками.

Развитию слухового внимания способствуют словесные игры «Звук потерялся», «Звук заблудился», а также задания по восстановлению слов с переставленными звуками, угадывание слов по первому и последнему звуку и слогу и восстановление перепутанных слогов.

6. Физкультурная минутка тесно связана с темой занятия и является как бы переходным мостиком к следующей части занятия. Основные задачи физминутки – это:

    снять усталость и напряжение;

    внести эмоциональный заряд;

    совершенствовать общую моторику;

    выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

При планировании физминутки необходимо помнить, что подвижные игры и физические упражнения в сочетании с речью способствуют совершенствованию общей моторики. Этому же служат упражнения по имитации трудовых действий. Музыка и ритмичные движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение детей. Формы проведения физминуток разные. Это может быть и подвижная игра, и имитация трудовых действий, и произношение придуманных чистоговорок сопровождается действием и многое другое. Иногда развитие сюжета в физминутке связывается ситуативной цепочкой со словом из предыдущего этапа занятия. Физминутка может проводить и в форме психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают состояние разных животных.

Физминутки можно проводить под музыку, связанную с темой занятий.

7. Работа над предложением. Успешному овладению детьми закономерностей необходимых связей слов в предложениях способствует предварительная работа над заданиями по словосочетаниям.

Установление закономерностей в усвоении необходимых связей слов в сочетаниях является базой для формирования лексико-грамматических конструкций предложений.

На данном этапе занятий решаются следующие задачи:

    установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;

    актуализация накопленного словаря;

    формирование связности и четкости высказываний;

    работа над предложением как средство развития мыслительных процессов, в частности умозаключений;

    анализ и синтез словесного состава предложения, как средство предупреждения нарушений письменной речи (дисграфии, дислексии).

Приемы работы над предложением разнообразны, но в любом случае необходимо помнить, что задания должны соответствовать основному дидактическому правилу – от простого к сложному. На начальном этапе – это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки. Затем, задания усложняются: детям предлагают составлять предложения по набору слов или по опорным словам.

Созданию оживленной и творческой обстановки способствуют задания, в которых в «нескладушках-неладушках» и «небывальщинах» нужно исправить смысловые ошибки, намеренно допущенные логопедом.

Обязательным условием при выборе принципов и приемов организации заданий на этом этапе работы над предложением должна быть логическая и игровая связь с сюжетом занятия.

8. Произношение звука в связной речи. Основная часть этапа – совершенствование навыка правильного произношения звуков в связных текстах, т.е. доведение произношения звуков до автоматизма. Попутно решаются следующиезадачи :

    развитие воображения и творческой фантазии;

    развитие словотворчества;

    развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов.

Необходимым и обязательным условием для заданий на данном этапе является смысловая и игровая связь с темой или сюжетом занятия и с заданиями предшествующего этапа.

Методы основных и попутных задач многообразны. В одних случаях используются задания с известными чистоговорками и поэтическими произведениями – диалогами и стихами. Причем необходимо, чтобы они были насыщены изучаемыми звуками, были занимательны, доступны и многообразны по интонационным характеристиками.

Задания на составление чистоговорок и стихов способствуют развитию ритма, чувству созвучия, рифмы. Дети обычно с увлечением воспринимают просьбу логопеда сочинить или исправить чистоговорки или стихи, которые почему-то не получаются у персонажей сюжета. Сначала они подсказывают отдельные слова и рифмы, а затем – целые фразы. Развитию связной речи способствует запланированное или экспромтное построение сюжета занятия. По ходу занятия дети предсказывают действия персонажей, придумывают для них диалоги и реплики, отвечают на вопросы и находят выход из проблемных ситуаций.

Если позволяет время, то можно организовать пересказ детьми сказок от имени персонажей с возможной театрализацией действий (имитацией движений, разыгрыванием сценок и т.д.), развивающихся по ходу сюжета.

9. Итог занятия. На заключительной стадии подводятся итоги, т.е. определяется его результативность. Обязательное условие – передача положительных эмоций.

При индивидуальной оценке нужно отметить активность, удачу, пусть даже маленькую, или просто хорошее настроение того или иного ребенка, а реакция на неудачи должна быть с надеждой на успех в последующих занятиях, с убеждением, что отчаиваться не стоит – если активно работать, все получится!

Важно узнать и оценку детьми прошедшего занятия в ответах на вопросы: «Что вам понравилось? Какие задания показались вам интересными? Какое задание было самым трудным? Что бы вы хотели услышать в последующий раз?» и т.д. Ответы могут найти более близкий контакт с детьми и отобрать удачный принцип построения заданий для каждого этапа последующих занятий.

Итог занятия может быть предложен в игровой форме, где предусмотрен сюрприз.

В заключительном «аккорде» занятия должна звучать положительная оценка и уверенность, что завтра получится еще лучше. Важно закончить занятие так, чтобы дети ждали следующей встречи с логопедом.

II. Структура повседневного занятия Структура логопедического занятия на этапе постановки звуков Тема: «Постановка звука …»

Цели:

Образовательные (программные, обучающие): формирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях; формирование или закрепление знаний о слоге, о слове, о предложении; закрепление словаря или уточнение слов содержащих данный звук по теме (это может быть «игрушки», «транспорт», «мебель» и т.д.).

Коррекционные: развитие и совершенствование артикуляционной моторики; формирование правил ротового выдоха с учётом данной фонемы; развитие фонематического слуха и голоса; формирование условно-рефлекторных связей на данный артикуляционно-акустический образ.

Воспитательные: коррекция личности ребёнка в целом.

Оборудование: зеркала, шпатель, зонды, спирт, вата, предметные и сюжетные картинки, слоговые дорожки и таблицы, игрушки; артикуляционный профиль, различные схемы.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная зарядка:

    общие артикуляционные упражнения;

    специальные артикуляционные упражнения;

3. Объявление темы занятия.

4. Постановка звука (по подражанию, от сохранной фонемы, от артикуляционных упражнений, механическим воздействием).

5. Анализ артикуляции по плану:

    положение губ;

    положение зубов;

    положение языка (кончика, спинки, корня);

    характер выдыхаемой струи.

6. Закрепление изолированного звука: индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание.

7. Развитие фонематического слуха:

    опознавание звука в ряду изолированных звуков, отдалённых по артикуляционным и акустическим характеристикам;

    в словах;

    в предложениях;

    в тексте.

8. Закрепление произнесения звука в слогах.

9. Домашнее задание.

10. Итог занятия:

    повторение, какой звук отрабатывался на занятии;

    анализ основных положений артикуляции изучаемого звука;

    заключительное проговаривание (хоровое, индивидуальное).

11. Оценка работы ребёнка на занятии проводится с положительной психологической направленностью.

Структура логопедического занятия на этапе автоматизации звука Тема: «Автоматизация звука [...]»

Цели:

Образовательные: закрепление знаний о механизме образования звука, его акустических особенностях. Закрепление словаря

Реферат

Тема: Теоретические основы построения индивидуального логопедического занятия


План


Введение

Предмет, цель и задачи логопедии

Принципы логопедического воздействия

Методы логопедического воздействия

Структура и содержание индивидуальных логопедических занятий

Заключение

Список литературы


Введение


На протяжении всей истории, в разной степени выраженности, в России происходили социально-экономические, политические, экологические и другие изменения, которые приводили к резкому увеличению разного рода патологий у детей и взрослых, в том числе и речевых. Наше время не стало исключением - статистические данные последних десятилетий показывают, что число детей с речевой патологией увеличилось до 40-50 % от общего числа детей дошкольного и младшего школьного возраста (А.Г. Прытко, Е.А. Соболева, Т.Б. Филичева и др.), тогда как на конец 50-х годов ХХ в. данное число детей не превышало 17 % (Б.М. Гриншпун, М.Е. Хватцев и др.).

Исключительно важное значение в области научных исследований логопедии и дефектологии имеет раннее распознавание речевого недоразвития и его более ранняя и эффективная коррекция, что позволяет предупреждать дальнейшие затруднения детей при обучении в школе (Т.А. Власова, 1972).

Своевременная коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста при выраженных нарушениях речи приводит к значительной их компенсации. Дошкольное образовательное учреждение и специализированные группы для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Специальным детским садам и коррекционным группам детских садов общеразвивающего типа принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии дошкольников при наличии у них речевого недоразвития и вторичных психологических отклонений в их преодолении и компенсации (Т.А. Власова, Е.Ф. Рау, М.Ф. Фомичева, Чиркина Г.В.). Поскольку успех ранней коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста зависит во многом от уровня организации логопедической помощи в детском саду (специализированной группе), поэтому встает проблема организации эффективного коррекционно-образовательного процесса в логопедической группе детского сада.

Логопедическое воздействие при проведении коррекционно-воспитательной работы осуществляется в форме групповых и индивидуальных занятий. Обе формы проведения логопедического занятия являются дополнением друг к другу, так как повышают эффективность воздействия на речевое нарушение у ребёнка. Но, в отличие от групповых, индивидуальные занятия по устранению дефекта речи, предоставляют логопеду больше времени на изучение речевого нарушения, выбор более эффективного метода лечения и закрепление положительного результата у конкретного ребёнка.

В данной работе будет освещена теоретическая база этапов построения индивидуального занятия для детей с нарушением речи.


1. Предмет, цель и задачи логопедии


Логопедия - это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности. Объект изучения - человек (индивидуум), страдающий нарушением речи.

Логопедия рассматривает расстройства речи с позиций предупреждения и преодоления средствами специально организованного обучения и воспитания, поэтому ее относят к специальной педагогике.

Основной целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.

Логопедическое воздействие должно быть направлено как на внешние, так и на внутренние факторы, обуславливающие нарушения речи. Оно представляет собой сложный педагогический процесс, направленный, прежде всего, на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности.

Исходя из определения логопедии как науки, можно выделить следующие ее задачи:

Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений.

Определение распространенности, симптоматики и степени проявлений нарушений речи.

Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушением речевой деятельности, а также характера влияния речевых расстройств на формирование их личности, на психическое развитие, на осуществление различных видов деятельности поведения.

Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата).

Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений.

Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств.

Систематизация речевых расстройств.

Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений.

Совершенствование методов профилактики речевых расстройств.

Разработка вопросов организации логопедической помощи.

В указанных задачах логопедии определяется как теоретическая, так и практическая ее направленность. Теоретический ее аспект - изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления. Практический аспект - профилактика, выявление и устранение речевых нарушений. Теоретические и практические задачи логопедии тесно связаны.

Решение данных задач определяет ход логопедического воздействия, в частности, построения индивидуальных логопедических занятий.

Основным направлением логопедического воздействия. При проведении индивидуальных занятий, является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений. В процессе логопедической работы предусматривается развитие сенсорных функций; развитие моторики, особенно речевой моторики; развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, процессов памяти, внимания; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение.

Правильная организация индивидуальных занятий позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психологические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия - воспитанию человека.

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. В процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство - речевое мышление.

Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения, а способность к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.

Понимание сложной структуры речевого дефекта, опора на имеющиеся классификации речевых нарушений позволяет представить характеристику дошкольников с речевым недоразвитием разного уровня, на основе которой организуется стратегия и тактика логопедической работы, при проведении индивидуальных занятий, осуществляется выбор необходимых логопедических и общепедагогических приемов коррекционной помощи.

В основе системы логопедической работы лежит индивидуально-дифференцированный личностный подход, позволяющий удовлетворять потребности и интересы каждого конкретного ребенка, учитывать его индивидуальные особенности, направленно и эффективно осуществлять коррекцию речи у детей дошкольного возраста, в ходе индивидуальных занятий.


. Принципы логопедического воздействия


При устранении речевых нарушений используются понятия: "коррекция", "компенсация", "обучение", "коррекционно-восстановительное обучение" и "логопедическое воздействие". Ведущим средством при устранении речевых нарушений является логопедическое воздействие, основными формами которого являются коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация.

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребенка с речевым нарушением, что является основой построения логопедического индивидуального занятия.

Принципы логопедической работы - это общие исходные положения, которые определяют деятельность логопеда и детей в процессе коррекции нарушений речи.

Логопедическое воздействие опирается на специальные принципы: учета этиологии и механизмов речевого нарушения, системности и учета структуры речевого нарушения, комплексности, дифференцированного подхода, поэтапности, развития, учета личностных особенностей, использования обходного пути, формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения.

При устранении речевых нарушений, логопеду необходимо учитывать совокупность этиологических факторов, обусловливающих их возникновение. Это внешние, внутренние, биологические и социально-психологические факторы. В зависимости от характера этиологических факторов по-разному строится работа по устранению речевого дефекта.

Целью логопедической работы является не просто стимулирование и активизация речевого процесса, а формирование нормальных речевых механизмов. В своей работе логопед должен опираться на принцип системного подхода, который предполагает необходимость учета структуры дефекта, определения ведущего нарушения, соотношения первичных и вторичных симптомов. Сложность организации речевой системы обусловливает расстройство речевой деятельности в целом, даже при нарушении отдельных ее звеньев. Это и определяет значимость воздействия на все компоненты речи при устранении речевых расстройств.

В процессе логопедического воздействия необходимо учитывать уровень развития речи, познавательной деятельности, особенности сенсорной сферы и моторики ребенка.

Построение индивидуального логопедическое занятия представляет собой целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяются различные этапы. Каждый из них характеризуется своими целями, задачами, методами и приемами коррекции.

Формирование правильных речевых навыков, форм и функций речи осуществляется от простых к сложным, от конкретных к более абстрактным, от ситуативной речи к контекстной.

Большое место в логопедической работе занимает коррекция и воспитание личности в целом, учитываются особенности формирования личности у детей с различными формами речевых расстройств, а также возрастные особенности.

Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребенка. С учетом ведущей деятельности ребенка в процессе логопедической работы моделируются различные ситуации речевого общения. Для закрепления правильных речевых навыков в условиях естественного речевого общения необходима тесная связь в работе логопеда, учителя, воспитателя, семьи.

.Методы логопедического воздействия


Логопедическое воздействие, как основа построения индивидуальных логопедических занятий, осуществляется различными методами. Используется метод обучения, рассматриваемый в педагогике, как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и умений, на формирование умственных способностей, воспитание чувств, поведения и личностных качеств.

Существуют различные классификации методов обучения. В логопедической работе используются следующие методы: практические , наглядные и словесные . Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др. На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов. Так, для этапа постановки звука характерно преимущественное использование практических и наглядных методов; при автоматизации, особенно в связной речи, широко используются беседа, пересказ, рассказ, т. е. словесные методы.

При устранении алалии для развития сенсорной сферы, моторики, познавательной деятельности ребенка также используются практические и наглядные методы. В то же время при закреплении правильных навыков грамматических форм словоизменения и словообразования наряду с наглядными методами применяются и словесные.

При устранении заикания в дошкольном возрасте эффективность логопедической работы достигается практическими и наглядными методами. .

К практическим методам логопедического воздействия относятся упражнения, игры и моделирование .

Упражнение - это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. В логопедической работе они эффективны при устранении артикуляторных и голосовых расстройств, так как у детей формируются практические речевые умения и навыки либо предпосылки к их развитию, происходит овладение различными способами практической и умственной деятельности. В результате систематического выполнения артикуляторных упражнений создаются предпосылки для постановки звука, для правильного его произношения. На этапе постановки звука формируется навык его изолированного произношения, а на этапе автоматизации добиваются правильного произношения звука в словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи.

Освоение правильных речевых навыков представляет собой длительный процесс, который требует разнообразных, систематически используемых видов деятельности.

Упражнения подразделяются на подражательно-исполнительские, конструктивные и творческие.

Подражательно-исполнительские выполняются детьми в соответствии с образцом. В логопедической работе большое место занимают упражнения практического характера (дыхательные, голосовые, артикуляторные, развивающие общую, ручную моторику). На начальных этапах усвоения используется показ действий, а при повторениях, по мере усвоения способа действия, наглядный показ все более "свертывается", заменяется словесным обозначением. Так, выполнение артикуляторных упражнений вначале осуществляется по наглядному показу, на основе зрительного восприятия выполнения заданий логопедом, в дальнейшем они только называются.

В логопедической работе используются различные виды конструирования. Например, при устранении оптической дисграфии детей учат конструировать буквы из элементов, из одной буквы другую.

В упражнениях творческого характера предполагается использование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале. Так, при формировании звукового анализа и синтеза, определение последовательности звуков сначала дается с опорой на вспомогательные средства, а в дальнейшем только в речевом плане, так как усвоение действия звукового анализа переносится в новые условия. И, наконец, действие звукового анализа считается сформированным, если оно может выполняться во внутреннем плане (ребенок самостоятельно придумывает слова с определенным звуком, количеством звуков, отбирает картинки, в названии которых имеются звуки и т. д.).

Использование игры , как метода предполагает сочетание различных компонентов игровой деятельности с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами. Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развернутом виде (сюжет, роль, игровые действия). Например, в играх "Магазин", "Вызов врача", "На лесной опушке" дети распределяют роли, с помощью масок, деталей одежды, речевых и неречевых действий создают образы людей или животных, в соответствии с ролью вступают в определенные взаимоотношения в процессе игры.

В игровом методе ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами коррекции, распределяет роли, организует и активизирует деятельность детей.

С детьми дошкольного возраста используются различные игры: с пением, дидактические, подвижные, творческие, драматизации. Их использование определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психическими особенностями детей. Например, использование игровых упражнений с имитацией действия: рубят дрова, деревья качаются от ветра, имитация походки медведя, лисы, вызывает эмоционально-положительный настрой детей, снимает у них напряжение.

Моделирование , как метод логопедического воздействия - это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов.

Эффективность их использования зависит от следующих условий: модель должна отражать основные свойства объекта и быть по структуре аналогичной ему; быть доступной для восприятия ребенком данного возраста; должна облегчать процесс овладения навыками, умениями и знаниями. Широкое применение получило знаково-символическое моделирование. Например, при формировании звукового анализа и синтеза используются графические схемы структуры предложения, слогового и звукового состава слова.

Использование модели предполагает определенный уровень сформированности умственных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения).

Наглядные методы представляют собой те формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения. логопедический воздействие индивидуальный нарушение речь

К наглядным методам относятся наблюдения, рассматривание рисунков, картин, макетов, просмотр видеозаписей, прослушивание аудиозаписей, а также показ образца задания, способа действия, которые в ряде случаев выступают в качестве самостоятельных методов.

Наблюдение связано с применением картин, рисунков, профилей артикуляции, макетов, а также с показом артикуляции звука, упражнений. Наглядные средства должны быть хорошо видны всем; подобраны с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка; соответствовать задачам логопедической работы на данном этапе коррекции; сопровождаться точной и конкретной речью; словесное описание объекта должно способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности, наблюдательности, развитию речи.

Использование пособий может преследовать различные цели: коррекцию нарушений сенсорной сферы (представлений о цвете, форме, величине и т. д.), развитие фонематического восприятия (на картине найти предметы, в названиях которых имеется отрабатываемый звук), развитие звукового анализа и синтеза (найти предметы на сюжетной картине, в названии которых 5 звуков), закрепление правильного произношения звука, развитие лексического запаса слов, грамматического строя, связной речи (составление рассказа по сюжетной картине, по серии сюжетных картин).

Воспроизведение аудио записей на дисках сопровождаются беседой логопеда, пересказом. Аудио записи речи самих детей используются для анализа, для выявления характера нарушения, для сравнения речи на различных этапах коррекции, для воспитания уверенности в успехе работы.

Видеозаписи используются при автоматизации звуков речи во время беседы, при пересказе содержания, для развития навыков слитной плавной речи при устранении заикания, для развития связной речи.

Особенности использования словесных методов в логопедической работе определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия. В работе с детьми дошкольного возраста словесные методы сочетаются с практическими и наглядными. При устранении дислалии, заикания и других нарушений речи в дошкольном возрасте логопед опирается на использование игрового и наглядного методов с включением словесных.

Основными словесными методами являются рассказ , беседа, чтение .

Рассказ - это такая форма обучения, при которой изложение носит описательный характер. Его используют для создания у детей представления о том или ином явлении, вызова положительных эмоций, для создания образца правильной выразительной речи, подготовки детей к последующей самостоятельной работе, для обогащения словаря, закрепления грамматических форм речи.

Рассказ предполагает воздействие на мышление ребенка, его воображение, чувства, побуждает к речевому общению, обмену впечатлениями. В дошкольном возрасте рассказ желательно сопровождать демонстрацией серии сюжетных картин. Перед воспроизведением текста можно провести короткую предварительную беседу, которая подготовит детей к его восприятию. После рассказа проводятся беседа, обмен впечатлениями, пересказ, игры-драматизации в зависимости от задач логопедической работы.

Кроме рассказа, используется пересказ сказок, литературных произведений (краткий, выборочный, развернутый и т. д.). В зависимости от дидактических задач организуются предварительные, итоговые, обобщающие беседы. В ходе предварительной беседы логопед выявляет знания детей, создает установку на усвоение новой темы.

При проведении беседы ставятся разные задачи: развитие познавательной деятельности, закрепление правильного произношения, уточнения грамматической структуры предложений, закрепление навыков плавной слитной речи и т. д.

При оценке деятельности ребенка необходимо учитывать его возрастные и индивидуально-психологические особенности. Неуверенных, застенчивых, остро переживающих свой дефект следует чаще поощрять проявлять педагогический такт при оценке их работы.

Логопедическое воздействие осуществляется в следующих формах обучения: фронтальное, подгрупповое, урок, индивидуальное занятие.


4. Структура и содержание индивидуальных логопедических занятий


Сущность логопедического воздействия заключается в воспитании правильных и затормаживании неправильных навыков овладения речью, с помощью специальной системы педагогического воздействия. Формирование навыков правильного произношения осуществляется логопедом на специально организованных индивидуальных занятиях.

При их подготовке и проведении логопед должен:

·сформулировать тему и цель занятия;

·определить этапы занятия, их взаимозависимость и последовательность;

·постепенно усложнять лексический и грамматический материал, предъявляемый детям;

·разнообразить занятие при помощи игр и игровых приемов;

·учитывать зону ближайшего развития ребенка;

·осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей;

·кратко и четко формулировать инструкции, даваемые детям;

·использовать разнообразный и красочный наглядный материал;

·уметь создавать положительный эмоциональный фон занятия, планируя эмоциональные подъемы с учетом увеличения сложности излагаемого материала.

Так как речь связана с движениями речевого аппарата, большое место при устранении дефектов звукопроизношения занимает артикуляционная гимнастика. Значение ее вполне оправдано, так как произношение звуков речи - сложный двигательный навык.

Выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных звуков необходимы для правильного произношения звуков.

В зависимости от формы звукового дефекта употребляется тот или иной комплекс артикуляционных упражнений. Их вид, длительность проведения, разовая дозировка зависят от характера и тяжести речевого нарушения. Дозировка количества одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной как для каждого ребенка, так и для каждого периода работы с ним. На первых занятиях можно ограничиваться только двумя повторениями упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем число повторений можно увеличивать.

В комплекс основных движений для развития и упражнения артикуляционного аппарата входят самые простые и наиболее характерные движения всех органов артикуляции во время речи - губ, челюстей, языка. При коррекции отдельных звуков используются специальные комплексы. Принципом отбора движений каждый раз будет служить характер дефектного произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произношения данного звука.

Логопеду недостаточно отобрать целесообразные движения, нужно научить ребёнка правильно их применять, т.е. предъявлять определенные требования к качеству движений: точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость переход от одного движения к другому.

Не менее важным является развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Эта задача может оказаться первоочередной в том случае, если дефекты звукопроизношения обусловлены несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам, когда нарушено или затруднено различение входящих в состав слова фонем. Задания на выработку умений слышать, узнавать звук, выделять его из потока речи, различать сходные по акустическим и артикуляционным признакам звуки, упражнения на формирование навыков элементарного звукового анализа и синтеза - неотъемлемая часть коррекционной работы по устранению дефектов звукопроизношения.

Процесс исправления неправильного звукопроизношения делится на три этапа: постановка звука, автоматизация звука и дифференциация смешиваемых звуков.

Специалистами отмечается, что постановка звука в большинстве случаев более сложный искусственный процесс, чем самостоятельное появление звука у ребенка, поскольку с физиологической точки зрения постановка звука - это создание нового условного рефлекса.

Дошкольники часто подражают звукам окружающего мира или артикуляции логопеда в ходе включения детей в игровую ситуацию. В других случаях в качестве обходного пути используются сохранные звуки, близкие по месту, способу артикуляции тем звукам, правильному произношению которых необходимо научить ребенка. В более сложных случаях требуется механическая помощь.

Автоматизация звука с точки зрения высшей нервной деятельности - это введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи речевого звука в более сложные последовательные структуры - слова и фразы. Работу на этом этапе следует рассматривать как затормаживание старых, неправильных динамических стереотипов и выработку новых. Эта работа трудна для нервной системы и требует очень большой осторожности и постепенности, которые выражаются в переходе от изолированного звука к различным типам слогов и звукосочетаний, затем к словам с данным звуком, предложениям, а в дальнейшем к различным видам развернутой речи.

Если дефекты звукопроизношения проявлялись в виде замен или смешения звуков, необходимо переходить к этапу дифференциации вновь выработанного звука со звуком, который употребляется в качестве его заменителя. Работа над дифференциацией может быть начата только тогда, когда оба звука могут быть правильно произнесены в любом звукосочетании. Последовательность и постепенное усложнение речевых упражнений при дифференциации те же, что и при автоматизации звуков: дифференциация в слогах, затем в словах, фразах и различных видах развернутой речи. В тех случаях, когда у ребенка наблюдалось искаженное произношение звука, а не его замена другим звуком, дифференциация не нужна.

У детей с общим недоразвитием речи нарушение произношения в "чистом виде" не встречается. Понятие "общее недоразвитие речи" применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, когда нарушается формирование всех компонентов речевой системы. В основу коррекционной системы обучения и воспитания детей с ОНР положены следующие принципы:

раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений;

развитие речи и опоры на онтогенез (учет закономерностей развития детской речи в норме);

взаимосвязанное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка (единство названных направлений и взаимоподготовка); - дифференцированный подход в логопедической работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого нарушения;

связь речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических процессов.

На занятиях логопеду большое внимание необходимо уделять обогащению, активизации словаря, развитию навыков словоизменения и словообразования, формированию грамматического строя. На начальных этапах эта работа ведется на материале сохранных звуков. В дальнейшем в лексические и грамматические упражнения вводятся слова с поставленным и автоматизируемым звуком.

Активизация мыслительной деятельности детей, развитие внимания и памяти - необходимые условия для успешного и разностороннего обучения дошкольников. А в силу специфического состояния психических процессов у детей с ОНР развитие памяти, внимания, мышления, воображения - обязательная составляющая индивидуального логопедического занятия.

У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук, проявляемые прежде всего в недостаточной координации пальцев рук, точности и ловкости движений. Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение. Поэтому логопед должен включать в свои занятия упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, которые, с одной стороны, могут играть роль физкультминуток, а с другой - будут способствовать более эффективной автоматизации звука при сочетание их с речевой работой.

Таким образом, к целям индивидуального логопедического занятия следует отнести:

развитие артикуляционной моторики, формирование правильных артикуляционных укладов;

формирование произносительных навыков (в зависимости от этапа работы над звуком);

развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа;

совершенствование лексико- грамматических конструкций;

развитие неречевых психических процессов;

развитие мелкой моторики пальцев рук.

При подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребенка должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в желании заниматься. Это достигается использованием сюрпризных моментов, игровых фрагментов, увлекательных заданий и упражнений, при выполнении которых процесс обучения и научения превращается в интересную игру. В ходе занятия выстраиваются интересные сюжеты, участниками которых нередко становятся сами дети.

На протяжении занятия у ребенка воспитывается умение слушать, слышать и оценивать не только речь окружающих, но и собственную. Для этого эффективным оказывается запись во время занятия отдельных упражнений на магнитофон. В этом случае ребенок получает возможность слышать себя не только в момент высказывания, но и как бы со стороны услышать и оценить свою речь.

При составлении конспекта занятия, продумывания его содержание следует учитывать, что речевой материал в ходе занятия нужно усложнять постепенно, последовательно, в зависимости от этапа работы над звуком (например, на этапе автоматизации в словах звук сначала должен отрабатываться изолированно, затем в слогах, а потом в словах). При подборе лексического, грамматического материала, игр и упражнений на развитие психических процессов необходимо учитывать речевые возможности ребенка, т.е. на этапе постановки звука или на этапе автоматизации звука в слогах речевую работу нужно строить на материале сохранных звуков. На дальнейших этапах все речевые упражнения должны включать отрабатываемый звук. (Приведенные в пособии конспекты занятий позволят читателям наглядно проиллюстрировать этот подход автора к подбору речевого материала.)

Определяя содержание индивидуального логопедического занятия, подбирая речевой и практический материал, следует стремиться к тому, чтобы занятие было не только интересным, но и максимально продуктивным, с высокой речевой активностью ребенка. Важно включать в занятия серии тренировочных упражнений, приучая детей свободно пользоваться в спонтанных высказываниях новыми звуками.

Если структура занятия на этапе автоматизации определяется последовательным усложнением речевого материала, то при индивидуальном занятии подходы к постановке звука осуществляются в течение занятия неоднократно (не менее 3 раз). Они должны чередоваться с заданиями по реализации других целей. 3анимательная форма занятия, игровые приемы, смена видов заданий, система поощрений позволяют поддерживать интерес детей на протяжении определенного отрезка времени.

Заключение


Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. Разнообразные нарушения устной речи, затрудняющие овладение правильным чтением и грамотным письмом, - одна из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов.

Согласно статистике количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по коррекции речи необходимо уделять большее внимание.

Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.

Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают.

Своевременно не выявленные и не устраненные нарушения закрепляются, становятся стойкими.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются. Это создает благоприятные условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека. От того, насколько эффективно проводится работа в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.

Индивидуальные логопедические занятия - основная форма коррекционного обучения, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к школе. Обучение правильной речи требует регулярных, последовательных занятий, которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип. Часто логопеды, и не только начинающие, вздыхают, как только речь заходит об индивидуальных занятиях. Действительно, многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Но повторения очень важны, когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребёнка слышать, узнавать звук, а затем правильно его произносить. А если этап автоматизации звука растягивается на длительное время, тогда логопеду, в прямом смысле этого слова, приходится ломать голову над тем, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый изо дня в день речевой материал не наскучил малышу, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату.

Таким образом, можно сделать вывод, что при устранении дефектов звуковой стороны речи и формировании навыков правильного звукопроизношения необходимы индивидуальные занятия, структура, содержание и форма построения которых - основа положительного результата логопедической работы.


Список литературы


1.Беккер К. П., Совак М. Логопедия. - М., 1981. - С. 11-23

2.Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками / Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008.- 64 с.

Основы теории и практики логопеда. / Под ред. Р. Е. Левиной. - М., 1968. - С. 7-30.

Фомичева М. Ф. Воспитание правильного произношения. - М.: 1971.- С. 5-15

Хватцев М. Е. Логопедия. - М.: 1959. - С. 5-14

Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова - М.: 1997. - Ч. I, II.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.



error: Контент защищен !!