Особенности социально экономического устройства киевской руси. Политическое и социально-экономическое развитие киевской руси

На этом видеоуроке все желающие познакомятся с темой «Политическое, социально-экономическое развитие Киевской Руси». Учеников ждет рассказ об истории древнерусского государства, традициях правления, экономических, социальных и политических особенностях. Кроме того, учитель коснется основных проблем Киевской Руси.

Тема: Древняя Русь

Урок: Социально-экономический и политический строй Древнерусского государства

Мы поговорим на этом уроке о древнейших событиях и памятниках Древней Руси. Что такое «Правда Ярослава»? Кто такие смерды? Каков был социальный статус рядовичей в Древней Руси?

1. Проблема определения общественно-экономической формации Древней Руси

Основной причиной существования данной проблемы является фактическое отсутствие достоверных письменных источников. Единственным достоверным источником был и остается древнейший правовой свод Киевской Руси — «Русская Правда», состоящая из трех составных частей: «Правды Ярослава Мудрого» (1016/1035 гг.), «Правды Ярославичей» (1070/1072 гг.) и «Устава Владимира Мономаха» (1113 г.).

В русской исторической науке проблеме определения общественно-экономической формации Древней Руси не придавалось большого значения. Единственным исключением стала книга Н. Павлова-Сильванского «Феодализм в России», вышедшая в 1908 г. В советской исторической науке данной проблеме, напротив, придавалось приоритетное значение, поскольку ее методологической основой был марксизм. В 1939 г. в ходе довольно бурной дискуссии был отвергнут тезис о рабовладельческом характере Киевской Руси и восторжествовала концепция Б. Грекова о Древней Руси как раннефеодальном государстве. Затем, в 1980-2000 гг., целый ряд авторов (И. Фроянов, А. Дворниченко, П. Пьянков) выступили с резкой критикой концепции Б. Грекова, но она до сих пор остается господствующей в отечественной историографии. Большинство современных авторов признают наличие в Киевской Руси (начиная с ХI в.) трех основных признаков феодализма:

1) иерархию земельной собственности;

2) институт феодального вассалитета;

3) сеньориальный режим.

2. Политический строй Древнерусского государства

Главой Древнерусского государства являлся великий Киевский князь, который одновременно был главой феодальной иерархии, законодателем, военным предводителем, адресатом дани и верховным судьей. Такой широкий круг его полномочий дал основание ряду авторов (Н. Карамзин) утверждать, что он был самодержавным монархом. Однако большинство историков (Н. Костомаров, В. Ключевский, М. Тихомиров, А. Кузьмин) полагают, что власть великого Киевского князя была существенно ограничена: сначала советом родоплеменной знати и народным вече, а позднее — старшей княжеской дружиной и Боярской думой. При этом ряд современных авторов (И. Фроянов, А. Дворниченко) вообще отрицают монархическую природу Древнерусского государства и утверждают, что главная политическая роль в домонгольской Руси принадлежала народному вече.

Власть великого Киевского князя была наследственной и передавалась по лествичному принципу, т. е.следующему по старшинству удельному князю (младшему брату или старшему племяннику). Однако надо сказать, что этот принцип довольно часто нарушался, и борьба за великокняжеский престол между удельными князьями «Рюрикова дома» была характерной чертой политического строя Древней Руси .

Рис. 3. Семья Ярослава. Часть фрески Софийского собора в Киеве ()

Опорой княжеской власти в Древней Руси была княжеская дружина . Вопрос о ее происхождении и функциях до сих пор вызывает самые горячие споры. Но традиционно сам этот термин служил для обозначения небольшой, но очень влиятельной социальной группы древнерусского общества. На ранних этапах своего существования княжеская дружина жила в основном за счет военных походов, внешней торговли и дани, собираемой с подвластного населения (полюдье), а затем (с середины ХI в.) приняла самое активное участие в процессе складывания феодальной земельной собственности.

Сама княжеская дружина делилась на две части: старшую и младшую. Старшая дружина (гриди, огнищане, тиуны и бояре) не только участвовала во всех военных походах и дипломатических сношениях с иностранными державами, но и принимала самое активное участие в управлении княжеским домениальным хозяйством (тиуны, огнищане) и государством в качестве княжеских посадников и волостелей. Младшая дружина (детские, отроки) представляла собой личную гвардию князя, которая также участвовала во всех военных походах и выполняла отдельные поручения князя по управлению его домениальным хозяйством и государством в качестве стражей общественного порядка, мечников (судебных исполнителей), вирников (сборщиков штрафов) и т. д.

По мнению большинства историков (Б. Греков, Б. Рыбаков, Л. Черепнин, А. Кузьмин) с середины ХI в. начинается процесс разложения княжеской дружины как сугубо военной организации и происходит становление боярского вотчинного землевладения, которое формировалось:

1) через пожалование государственной земли в частное неотчуждаемое владение (аллод или вотчина);

2) либо через пожалование земли из княжеского домена в частное, но отчуждаемое владение (лен или феод).

3. Зависимое население Древней Руси

О различных категориях зависимого населения Древней Руси мы можем судить по той же «Русской Правде», но поскольку этого источника явно не достаточно, то в исторической науке до сих пор не прекращаются споры в оценке социального статуса различных категорий зависимого населения Киевской Руси.

а) Смерды . Б.Греков делил всех смердов на две основные группы: смердов-общинников, независимых от частных владельцев и плативших дань только государству, и смердов-страдников, которые были поземельно зависимы от феодалов и несли в его пользу феодальные повинности — барщину и оброк. И. Фроянов утверждал, что смерды делились на «внутренних», т. е. пленных, посаженных на землю феодала, и «внешних», т. е. покоренные племена, плативших дань (военную контрибуцию) великому князю. В. Ключевский, Л. Черепнин, Б. Рыбаков считали смердов государственными (княжескими) крестьянами, которые находились в феодальной зависимости от государства и несли в его пользу повинности в форме дани. С. Юшков полагал, что статус смерда был сродни правовому статусу крепостного крестьянина ХVI-ХVII вв.

Рис. 4. Восстание смердов 1071 г. ()

б) Челядь (холопы). Б. Греков делил всех холопов на «обельных», т. е. полных, которые не вели самостоятельного хозяйства и являлись личной дворней феодала, и «наймитов» — бывших свободных общинников, попавших в разряд рабов за долги. А. Зимин полагал, что термином «челядь» обозначалось все зависимое население Древней Руси, а термином «холоп» — только рабы. И. Фроянов утверждал, что челядью были рабы-пленники, а холопами — рабы местного происхождения и т. д.

К этому спору вплотную примыкает проблема о месте рабства в древнерусском обществе. По мнению большинства историков (Б. Греков, М. Тихомиров, А. Кузьмин), рабство на Руси существовало только в виде домашнего и не играло существенной роли в общественном разделении труда. По утверждению их оппонентов (И. Фроянов, П. Пьянков) рабство играло ключевую роль в Древней Руси.

в) Рядовичи. По мнению большинства историков (Б. Греков, М. Тихомиров, А. Кузьмин), зависимость рядовича от феодала носила чисто феодальный характер, поскольку через подписание специального договора (ряда) он вступал в зависимое положение от землевладельца и нес в его пользу феодальные повинности.

г) Закупы. Б. Греков считал закупами бывших свободных смердов, которые через получение денежной ссуды (купы) попадали в зависимое положение от феодала. А. Зимин, И. Фроянов, В. Кобрин утверждали, что закупы — это «необельные» холопы, которые либо работали на барской запашке, либо составляли дворню феодала. Главное отличие закупов от обельных холопов состояло в том, что они вели личное хозяйство и могли со временем, отдав долг, вновь получить свободу.

д) Изгои. Большинство советских историков разделяли точку зрения Б. Грекова, который считал изгоев бывшими холопами, посаженными на землю феодала, т. е. крепостными.

1. Горский А. А. Русь от славянского расселения до Московского царства. М., 2004

2. Греков Б. Д. Киевская Русь. М., 2004

3. Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков. М., 2001

4. Зимин А. А. Холопы на Руси с древнейших времен до конца XV века. М., 1973

5. Кузьмин А. Г. История России с древнейших времен до 1618 г. М., 2003

6. Тихомиров М. Н. Древняя Русь. М., 1975

7. Свердлов М. Б. Домонгольская Русь. СПб., 2003

8. Стефанович П. С. Бояре, отроки, дружины. Военно-политическая элита Руси в X-XI вв. М., 2012

9. Фроянов И. Я. Начала русской истории. СПб., 2005

10. Юшков С. В. Русская Правда. Происхождение, источники, ее значение. М., 2002

4. Зависимое население Древней Руси ().

Социально-экономическое и политическое развитие Киевской Руси и получил лучший ответ

Ответ от Оксана... на...[гуру]
Социально-экономическое развитие
При кн.Ярославе Мудром впервые появился свод законов Древнерусского государства–«Русская Правда».Эти законы были дополнены преемниками Ярослава.Из«Русской Правды»узнаем о социальной организации Киевского государства.Для характеристики социального строя восточных славян историки обычно обращаются к таким источникам,как«Русская Правда», «Повесть временных лет»,а также к свидетельствам византийских,арабских и европейских источников
«Русская Правда»называет основным населением страны свободных общинников–людинов,или людей(отсюда сбор дани с крестьян-общинников–полюдье).Все свободные крестьяне объединялись в общины (вервь)
2я большая группа населения–смерды.Это,возможно,несвободные или полусвободные княжеские данники.Смерд не имел права оставлять свое имущество прямым наследникам,оно передавалось князю.С развитием феодальных отношений эта категория населения увеличивалась за счет свободных общинников
Известно, что Олег и Игорь успешно воевали с Византией, заключили с ней договоры в 911 и 944 гг. Целью их походов был не только захват военной добычи, но и установление выгодных торговых отношений.
Третья группа населения–рабы.Они известны под разными названиями:челядь,холопы.Челядь–это раннее название,холопы–более позднее.По«Русской Правде»рабы были полностью бесправными.Раб не мог быть свидетелем на суде.За его убийство хозяин не нес ответственности.Наказанию за побег подвергался не только раб,но и все,кто ему помогал
Рабство было двух видов–полное и неполное.Источники полного рабства–плен,продажа себя в рабство,женитьба на рабыне или выход замуж за раба.Существовала категория неполных рабов–закупов(появились вXII в).Это разорившиеся общинники,пошедшие в долговую кабалу за определенную ссуду(купу).Закуп работал слугой в доме или в поле,был лишен личной свободы,но сохранял свое хозяйство и мог выкупиться,вернув долг.Другой группой зависимого населения Руси были рядовичи,потерявшие свободу при заключении договора(ряда).Небольшую часть населения составляли изгои–люди,лишившиеся своего социального статуса:холопы,отпущенные на волю,общинники,изгнанные из верви и т.п.Они пополняли ряды ремесленников или княжеской дружины
Довольно многочисленной категорией населения на Руси были ремесленники.Города явились центрами развития ремесла.К XII в.в них насчитывалось свыше 60ремесленных специальностей.С ростом городов,развитием ремесла связана деятельность купцов.Договор с Византией944 г.позволяет говорить о существовании самостоятельной купеческой профессии
Известны 3 направления феодализации древнерусского общества.Во-первых,происходило усиление влияния князя и обложение свободных общинников данью,постепенно перераставшей в феодальную ренту.Так складывалась государственная собственность,получившая впоследствии наименование«черной».Во-вторых,шло расслоение соседской общины,из которой выделялись крестьяне-землевладельцы,превращавшиеся затем в феодалов,и безземельные люди,труд которых присваивался землевладельцами.В-третьих,собственники земли–феодалы сажали на землю рабов,становившихся зависимыми крестьянами
До серединыXI–XIIв.господствующей формой феодальной собственности была государственная,а основным видом эксплуатации–взимание дани.Постепенно распространяется и другая форма организации хозяйственной жизни–феодальная вотчина,т.е.имение,передаваемое от отца к сыну по наследству.Владельцем вотчины был боярин или князь.В Киевской Руси сохранялось еще значительное число свободных крестьян-общинников,которые платили дань князю
Политическое развитие
Задачам укрепления феодального государства была подчинена и внешняя политика киевских князей.Олег,Игорь,Святослав,Владимир и другие последовательно проводили политику присоединения соседних земель,и к началу XIв.все восточнославянские земли входили в состав единого государства
Оборона и расширение границ государства представляли собой еще одну задачу внешнеполитической деятельности
Источник: Вот ссылка на отличную работу по Вашему вопросу: и ЕЩЕ:

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Социально-экономическое и политическое развитие Киевской Руси

Ответ от Mei Tata [активный]
Главное место в экономике Киевской Руси занимало сельское хозяйство. Основу
его составляло пашенное земледелие. По сравнению с первобытно-общинным строем
в этот период техника земледелия была значительно усовершенст­вована. На
черноземном юге пахали преимущественно ралом или плугом с парной упряжкой
волов, на севере и в лесистый местах - сохой, в которую запрягали одну
лошадь. Земле­делие играло настолько важную роль в жизни Древней Руси, что
засеянные нивы назывались жизнью, а основной злак для каждой местности - житом
(от глагола «жить»).
К IX-Х вв. стала применяться переложная система (ко­гда пашня на некоторое
время забрасывалась). Уже было известно двухполье и трехполье с яровыми и
озимыми посе­вами. Подсечное или огневое земледелие сохранялось в лес­ных
районах.
В крестьянских хозяйствах имелись лошади, коровы, овцы, свиньи, козы,
домашняя птица. Подспорьем были рыбо­ловство, охота, бортничество (добыча
меда).
На Руси тогда господствовало натуральное хозяйство, при котором почти все
необходимое для жизни производи­лось в каждом хозяйстве.
Большое значение в хозяйственной жизни Киевской Ру­си имело ремесло. Главными
центрами его средоточения бы­ли древнерусские города, но отдельные отрасли
развивались и в селах.
Важнейшей отраслью была черная металлургия, являв­шаяся вместе с земледелием
основой экономического разви­тия страны. Железо добывалось из болотных руд,
которыми богата территория Древней Руси. Обработка железа, изго­товление из
него многочисленных вещей для хозяйства, воен­ного дела и быта осуществлялись
в кузнечных мастерских. Древнерусские кузнецы владели множеством
технологических приемов обработки железа: ковкой, сваркой, цементировани­ем,
обточкой, инкрустацией цветными металлами, полиров­кой. Древнерусское слово
«кузнец» означало также и ремес­ленника, работавшего с цветными металлами.
«Кузнецы зла­ту, серебру и меди» достигли исключительного мастерства в
изготовлении ювелирных изделий.
Гла­вой Древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ства яв­лял­ся ве­ли­кий Ки­ев­ский князь, ко­то­рый од­но­вре­мен­но был гла­вой фе­о­даль­ной иерар­хии, за­ко­но­да­те­лем, во­ен­ным пред­во­ди­те­лем, ад­ре­са­том дани и вер­хов­ным су­дьей. Такой ши­ро­кий круг его пол­но­мо­чий дал ос­но­ва­ние ряду ав­то­ров (Н. Ка­рам­зин) утвер­ждать, что он был са­мо­дер­жав­ным мо­нар­хом. Од­на­ко боль­шин­ство ис­то­ри­ков (Н. Ко­сто­ма­ров, В. Клю­чев­ский, М. Ти­хо­ми­ров, А. Кузь­мин) по­ла­га­ют, что власть ве­ли­ко­го Ки­ев­ско­го князя была су­ще­ствен­но огра­ни­че­на: сна­ча­ла со­ве­том родо­пле­мен­ной знати и на­род­ным вече, а позд­нее - стар­шей кня­же­ской дру­жи­ной и Бо­яр­ской думой. При этом ряд со­вре­мен­ных ав­то­ров (И. Фро­я­нов, А. Двор­ни­чен­ко) во­об­ще от­ри­ца­ют мо­нар­хи­че­скую при­ро­ду Древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ства и утвер­жда­ют, что глав­ная по­ли­ти­че­ская роль в до­мон­голь­ской Руси при­над­ле­жа­ла на­род­но­му вече.
Власть ве­ли­ко­го Ки­ев­ско­го князя была на­след­ствен­ной и пе­ре­да­ва­лась по ле­ствич­но­му прин­ци­пу, т. е. сле­ду­ю­ще­му по стар­шин­ству удель­но­му князю (млад­ше­му брату или стар­ше­му пле­мян­ни­ку). Од­на­ко надо ска­зать, что этот прин­цип до­воль­но часто на­ру­шал­ся, и борь­ба за ве­ли­ко­кня­же­ский пре­стол между удель­ны­ми кня­зья­ми «Рю­ри­ко­ва дома» была ха­рак­тер­ной чер­той по­ли­ти­че­ско­го строя Древ­ней Руси.

Политическое устройство Киевской Руси

Киевская Русь – раннефеодальная монархия. Во главе стоял Великий князь Киевский. После принятия восточного христианства князья воспринимаются как лица освященные властью, учрежденной Богом.

Полномочия князя – сбор налогов; законодательная деятельность; судебные и административные функции; военные функции (князь являлся верховным военачальником); представление государства во внешних сношениях.

Власть передавалась по наследству старшему в роду.

В Киевской Руси не было различия между органами государственного управления и органами управления делами Великого князя.

Часто поручая суд своим заместителям «посадникам и тиунам» князь возглавлял аппарат управления княжеством. Он назначал областных управителей – «посадников». В своей деятельности князь опирался на совет старейшин (княжеский совет). Совет – это совещательный орган, юридически не оформленный, но имеющий серьезное влияние на монарха в решении важнейших законодательных и религиозных вопросов, проблем внешней политики, сбора полюдья. Совет состоял из бояр, городской знати, представителей высшего духовенства. Обязательность для князя совещаться с ними утверждалась обычаем.

Усиление феодалов в XI в. вызвало появление нового органа власти – снема, т.е. феодального съезда. На съезде решались вопросы междукняжеских споров, войны и мира, военных походов, разделения земель.

В Древнерусском государстве существовало вече. Вече – это народное собрание для обсуждения и решения важных общих дел. В вече принимали участие все свободные жители города и примыкающих поселений. Способ созыва был разнообразным: через глашатаев (биричей), и по звону колокола (в Новгороде). Вече решало вопросы налогообложения, обороны города и организации военных походов. Решения вече были обязательны для всех.

Социально-экономический строй Киевской Руси

Существовало две формы организации производства:

· вотчина (или отчина) – отцовское владение, передававшееся по наследству от отца к сыну, владельцем вотчины был князь или боярин;

· земли общинников, ещё не подвластных частным феодалам, они платили дань великому князю в пользу государства.

Основным населением страны были свободные люди, которые не знали сословных перегородок и делений.

Все свободное население пользовалось одинаковыми правами, но различные его группы отличались друг от друга по своему фактическому положению, богатству и социальному влиянию.

Высший слой населения или боярство состоял из двух элементов:

· «Земские бояре», местная аристократия, возникшая до образования Древнерусского государства. Это были потомки родовых старейшин и родовых князьков, крупные торговцы, вооруженное купечество;

· «княжьи мужи», княжеское боярство, высший слой дружинников.

В течение XI-XII вв. происходит сближение и слияние земского и княжеского боярства. В результате этого процесса боярство превращается в феодалов.

К средним слоям населения можно причислить рядовую массу княжеских дружинников и средние слои городского купечества.

Низшие слои – городское и сельское простонародье – «смерды». Они составляли основную массу населения, были лично свободны и объединялись в территориальные общины. Смерды платили дань князю, в экономическом отношении были зависимы от него и бояр.

Значительным слоем зависимого населения были холопы, проживавшие на землях крупных землевладельцев.

Холопство было двух видов: полное и неполное.

Полное – «челядь», рабы и т.д. – обрабатывали боярские земли, обслуживали их дворы.

Неполное – закупы, пошедшие в кабалу к князю, так как не могли вернуть ему ссуду; рядовичи – заключившие ряд (договор) с феодалом; изгой – изгнанный из общины.

Рабство на Руси носило патриархальный характер.


Похожая информация:

  1. I. НАРУШЕНИЯ МОТОРНОЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕР И ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ЛИЦ С ДИСЛАЛИЕЙ, РИНОЛАЛИЕЙ, ДИЗАРТРИЕЙ, С РАССТРОЙСТВАМИ ГОЛОСА

ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ

992-996 pp. - Построен Десятинную церковь в Киеве

1037 - сооружение Софийского собора в Киеве

1037-1039 pp. - При Софийском соборе в Киеве и создан летопись, названный Древнейшим Киевским сводом

1056-1057 pp. - Создание "Остромирова Ева гелия" - древнейшей из книг, которая сохранилась до наших дней

1073 , 1076 pp. - Создание "Изборник для князя Святослава Ярославича"

1108 - основание внуком Ярослава Мудрого Святополком Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве

1113 - завершение монахом Киево-Печерской лавры Нестором написания летописи "Повесть временных лет"

1117 - заключение "Поучение" Владимира Мономаха

1200, около - сооружение церкви Св. Пантелеймона в Галиче

1230-е pp. - Написание «Слова о погибели Русской земли"

1256 - первое летописное упоминание о городе. Львов

XIII в., Вторая половина - заключение Галицко-Волынской летописи, содержащий две самостоятельные части: Галицкую (1201-1261) и Волынскую (1262-1292)

1324 - первое письменное упоминание о действии на украинских землях (во Владимире-Волынском) пункты

Особенности социально-экономического развития Киевской государства

Вопросы социально-экономического развития Киевской Руси является дискуссионным в исторической науке. Суть вопроса заключается в том, является Киевская Русь феодальным государством, как другие государства Западной Европы.

Значительная часть ученых утверждает, что Киевская Русь была феодальным обществом. В то же время другие ученые указывают на то, что:

В Киевской Руси не было четкой системы вассалитета (основного признака феодализма)

Значительной была роль торговли и городов;

Знать и сам Великий князь предпочтение отдавали торговли, а не организации труда зависимых крестьян;

Большую часть населения составляло свободное крестьянство, которое имело больше прав, чем западноевропейский крестьянин;

Значительная часть ремесленников работала не на заказ, а на рынок.

Все эти и другие особенности дают нам право делать вывод, что Киевская Русь была уникальной и самобытной социальной системой, которая, однако, развивалась в сторону европейского феодализма.

Общество Киевской Руси делилось на несколько основных слоев.

Господствующая слой состоял из князей, бояр, дружинников. Князья принадлежали к правящей династии Рюриковичей и находились в достаточно сложных отношениях зависимости от киевского князя. Бояре сформировались из представителей старой родоплеменной знати и дружинников великого князя киевского, которые стали землевладельцами. Дружинники составляли ближайшее окружение князя, что помогало ему в военных и хозяйственных делах.

Городское население делилось на "людей" - городскую знать (купцы, связанные с международной торговлей), "молодых людей" - жители городов (мелкие торговцы, лавочники, ремесленники) и "чернь" - самые бедные слои города (грузчики, подмастерья и др.).

Крестьянство составляло самую многочисленную прослойку общества. Его подавляющее большинство составляли смерды - лично свободные крестьяне, имевшие собственное хозяйство, владели землей и платили дань государству. Крестьян, потерявших собственное хозяйство и оказались в зависимости от землевладельцев, называли закупками .

* В низких социальных слоев принадлежали батраки (крестьяне или мещане, нанимались работать до землевладельцев), рядовичи (крестьяне, которые работали в землевладельцев по договору - «рядом»), челядь (различные категории зависимого населения, можно было продавать, завещать и дарить) и холопы (лица, положение которых напоминало рабов, обслуживавших потребности барского двора). Рабы были одним из основных товаров, продавали киевские купцы. В рабство попадали пленные, преступники, должники.

Отдельной группой населения были изгои - те, кто в силу определенных обстоятельств потеряли связь со своей социальной группой. Они оставались лично свободными, хотя и не имели прав и обязанностей своей группы. На Руси изгоями были свободные крестьяне, купцы, дети духовенства и даже князей.

С принятием христианства возникает еще один значительный слой общества - духовенство, которое заменило собой волхвов и других служителей языческих богов, культов. Оно было привилегированной социальной группой и делилось на высшее (митрополит, епископы и т.д.) и рядовой (священники, монахи и т.д.).

В Киевской Руси 13-15% населения жило в городах и поселках, которых насчитывалось около 240. Но только 74 города имели население около 4-5 тыс. Человек. Среди городов отличался Киев, в котором жило 35-40 тыс. Человек. В то время это было одно из крупнейших городов Европы. Города Киевской Руси были как центрами ремесла и торговли, так и административно-военными центрами.

Торговля в Киевской Руси развивалась благодаря наличию таких важных торговых путей, как путь "из варяг в греки" (из Балтийского в Черное море), по Волге до побережья Каспийского моря.

Несмотря на значительную роль торговли и ремесла, большая часть населения занималась земледелием и различными промыслами. В земледелии использовался плуг с железным сохой и двух-, трехпольная система севооборота. Значительное место занимало скотоводство. Разводили крупный рогатый скот, лошадей, свиней и др.

Изменения формы правления Киевской Руси IX-XIII вв.

Этапы развития государственности

форма

правления

характерные черты

становление

дружинная

государство

В основу был заложен простой аппарат управления, судопроизводства и сбора дани, который сформировался на основе княжеской дружины, которая выполняла роль не только войска, но и советников князя.

централизованная

монархия

Вся полнота власти сосредоточивалась в руках князя, жена отходила на второй план. В управлении государством князь опирался на княжескую совет, в который входили старшие дружинники и выходцы из старой племенной знати - бояре.

раздробленность

Федеративная

монархия

Власть князя ограничивалась его уделом. Важнейшие для всей Руси вопросы решались на княжеских съездах (снемах). Борьба за Киев между различными ветвями династии Рюриковичей. Возрастание роли вече и боярства.

Время существования Киевской Руси - конец IX - начало XII вв. По политическому устройству это был союз племенных княжеств , городов-государств под верховной властью киевского князя . На первом этапе подчинение киевскому князю выражалось в уплате дани, затем племенные княжества подчинялись непосредственно, т.е. местное княжение ликвидировалось, и представитель киевской династии назначался в качестве наместника . Территории в рамках единого государства, управлявшиеся князьями - вассалами киевского правителя, получили наименование волость .

  • 1) объединение всех славянских (и части финских) племен под властью киевского князя;
  • 2) приобретение заморских рынков и охрана торговых путей;
  • 3) защита границ от нападения степных кочевников;
  • 4) внутренняя функция - сбор дани.

Основатель государства Олег (882 - 912) совершает походы на Константинополь в 907 и 911 гг. В 911 г. был заключен русско-византийский торговый договор - первый официальный памятник письменности на Руси, - который предоставил русским купцам право беспошлинной торговли в Константинополе. Одновременно этим договором обеспечивались и политические интересы Византии, славяне обязаны были предоставлять войска для борьбы с главным противником византийской империи на Востоке - Арабским халифатом.

Преемником Олега на киевском престоле становится Игорь (912 - 945). В 945 г. он потребовал дополнительной дани с древлян, но они взбунтовались и убили алчного князя. Жена Игоря Ольга (945 - 957 ), будучи регентшей при малолетнем сыне Святославе, жестоко отомстила древлянам за смерть мужа. Однако она впервые упорядочила сбор дани, установив ее размеры - уроки и пункты сбора - погосты . В 957 г. Ольга совершила поездку в Константинополь, где, вероятно, крестилась.

Святослав (957 - 972) - видный полководец, провел ряд успешных походов, в т.ч. на Северный Кавказ, завоевал ясов (осетин), касогов (черкесы или чеченцы). Особенно удачны были походы в 965 г., когда он разгромил хазар (в результате Хазарский каганат прекратил свое существование), разбил дунайских болгар и даже хотел перенести столицу из Киева на Дунай. Но в 971 г. Святослав потерпел поражение от Византии. Он вынужден был оставить Болгарию, принял обязательство не нападать на Византию, предусматривались совместные действия против общих врагов.

Расцвет Киевской Руси происходит при одном из младших сыновей Святослава - Владимире Красное Солнышко (Святом) (978 - 1015 ). При нем окончательно оформляется территориальная структура государства. Он посадил на княжение в девяти крупнейших центрах Руси своих сыновей.

Относительно общественно-политического устройства и формы правления в Древнерусском государстве существуют разные точки зрения. Первая основана на том, что в IX-X вв. на Руси еще сохранялась «трехступенчатая модель управления » - народное собрание (вече ), совет старейшин («старцы градские », т.е. городские), князь . Племенная верхушка (старейшины) и князь входили в общину на условиях договора («ряда »), во-многом зависели от нее. Народное собрание продолжало решать наиболее важные вопросы (судебные, военные и т.д.), не было еще большого отрыва власти от народа и дифференциации в среде свободных людей. Кроме того, в основе отношений во-многом еще сохраняются племенные связи , прежняя территория расселения племен. Правда, возникла уже старшая и младшая дружина («бояре» и «отроки»), но она не вытеснила полностью народное ополчение.

На основании этого В.В. Мавродин , И.Я. Фроянов и некоторые другие историки считают, что общественно-политический строй Киевской Руси - не феодализм, а высший этап развития родоплеменных отношений . Князь - это племенной вождь и, следовательно, Древняя Русь - племенной суперсоюз . Феодализм же окончательно складывается только после монгольского завоевания в XIII в.

Однако большинство историков придерживается мнения, что Киевская Русь - раннефеодальная монархия . К XI в. в социальной структуре древнерусского общества происходят заметные изменения, что фиксирует «Русская Правда » - первый русский судебник (свод законов). Древнейший ее вариант создается при сыне Владимира Святого - Ярославе Мудром (1019 -1054 ), содержит всего 17 статей; главное в нем - ограничение кровной мести кругом ближайших родственников. Вторая редакция - «Правда Ярославичей », т.е. сыновей и потомков Ярослава (1072). Здесь уже штраф за убийство знатного человека в 15 раз больше, чем за убийство простого общинника. Третья редакция при Владимире Мономахе (1113) - «Устав о закупах и процентах» - дополнена статьями о новых хозяйственных отношениях (ростовщичество и т.д.).

В «Русской Правде» упоминаются различные категории зависимого населения : челядь - домашние слуги, холопы - рабы, смерды - общинники (свободные и зависимые), закупы - попадали в зависимость за полученную ссуду («купу»), рядовичи - работали по «ряду», договору. Особая категория - изгои , т.е. люди, изгнанные из общины. Таким образом, в обществе происходит социальное расслоение .

Постепенно начинает формироваться частная собственность на землю - экономическая основа феодализма. Однако феодальная вотчина (наследственное земельное владение князей, бояр, старой племенной знати), по словам В.О. Ключевского, представляла собой в тот период лишь «островок в море свободного общинного землевладения». С XI в. появляются удельные княжества - вотчины отдельных княжеских родов.

Происходит становление политической организации Киевской Руси. Великий киевский князь представлял собой монархический элемент государства, но он не обладал всей полнотой самодержавной власти. По сути, правил весь род Рюриковичей, на киевском престоле находился старший в роду (очередной порядок наследования, по старшинству ). Киевский князь должен был держать совет с Боярской думой (бояре, т.е. слуги князя, его вассалы), в которую входили старшие дружинники, старая племенная знать (родовая аристократия), городская верхушка. Формируется аппарат управления - посадники, воеводы, тысяцкие , мытники, тиуны , назначаемые князем для выполнения военных, судебных функций, сбора налогов и т.д. Создается первый свод законов - «Русская Правда». При этом возникающие институты государства сочетались с пережитками прежних родоплеменных отношений - народным собранием и народным ополчением .

На основании данной характеристики социально-экономических и политических отношений в Киевской Руси утвердилось мнение, что она является раннефеодальной монархией. Это был начальный этап феодализации. Феодализм - аграрное общество эпохи Средневековья, для которого характерны: 1) крупная земельная собственность с подчиненным ей мелким крестьянским хозяйством; 2) замкнутая сословная организация; 3) натуральное хозяйство; 4) господство религии в духовной сфере.



error: Контент защищен !!