Представление технологии "Ситуация" в программе "Мир открытий" Л. Петерсон

Детский сад № 29 г.Липецка работает по программе - «Мир открытий»

В основу этой программы положена непрерывная образовательная системаЛ.Г. Петерсон которая обеспечиваетэффективнуюреализацию ФГОС на всех ступенях образования.

Цель Программы – непрерывное накоплениеребёнком культурного опыта деятельности и общения.Другими словами программа «Мир открытий» создает реальные условия для саморазвития. Это основа формирования в его сознании целостной картины мира, готовности к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.

ОТКРЫТИЕ РЕБЕНКОМ:

P окружающего мира, самого себя и других людей;

P способов преодоления затруднений.

ОТКРЫТИЕ ПЕДАГОГАМИ:

Pновых эффективных инструментов развития ребенка;

Pновых векторов личностного и профессионального роста.

ОТКРЫТИЕ РОДИТЕЛЯМИ:

Pвозможностей более осознанного участия в образовании своих детей.

Познавательную деятельность дошкольников мы организовываем в Технологии «Ситуация». Технология «ситуация» - это технология деятельностного метода. Основными принципамидеятельностного метода являются:

Принцип деятельности

Принцип целостногопредставления о мире

Принцип психологической комфортности

Принцип творчества

Принцип вариативности

Принцип минимакса

Принцип непрерывности

Технология «ситуация» - это наш инструмент в организации образовательных ситуаций в детском саду.

А. Эйнштейн говорил,- «В затруднении содержится возможность». Вот и мы даем возможность ребенку вситуации затруднения найти потребность в самоизменении и саморазвитии, иначе, зачем человеку что-то менять, тем более в самом себе?

В основу технологии «Ситуация» положен Метод Рефлексивной Самоорганизации

1 – действие, в котором возникло затруднение

2 – фиксирование затруднения

3 – анализ этапов действия и определение места затруднения

4 – выявление причины затруднения (критика)

5 – постановка цели и построениепроекта выхода из затруднения

6 – возврат в деятельность и реализация проекта

Это основадля открытия нового знания (ОНЗ)

1) Введение в ситуацию.

2) Актуализация знаний.

3) Затруднение в ситуации: фиксация, выявление места и причины затруднения .

4) Открытие нового знания: выбор способа преодоления затруднения, преодоление затруднения.

5) Включение нового знания в систему знаний и повторение.

6) Осмысление.

Введение в ситуацию - создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность, формулировка детьми так называемой «детской» цели.

Актуализация знаний - организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые им для «открытия» нового знания.

Затруднение в ситуации - столкновение с затруднением, анализ возникшей ситуации:

Фиксация затруднения,

Выявление его причины (недостаточности знаний, знакомых способов действий).

«Открытие» нового знания - выбор способа преодоления затруднения, выдвижение и обоснование гипотез. Реализация плана – поиск и «открытие» новых знаний (способов действий) через использование различных форм организации детских видов деятельности.

Включение в систему знаний - использование нового знания совместно с освоенными ранее способами с проговариванием вслух алгоритма, способа. Самопроверка по образцу, взаимопроверка. Использование новых знаний в совместной деятельности.

Осмысление - фиксирование детьми достижения «детской» цели. Проговаривание условий, которые позволили достигнуть этой цели.

Почему мы работаем в Технологии «Ситуация»? – Потому что в технологии «Ситуация» ключевое звено – это Затруднение в ситуации, а затруднение ребёнка в собственной деятельности даёт ему возможность:

    понять, чего он пока не знает, не умеет;

    научиться конструктивно относиться к затруднениям, переводить проблемы в задачи;

    приобрести опыт успешного преодоления затруднения в повседневной жизни; развить положительную самооценку;

    научиться правильно формулировать причины различных затруднений;

    сформировать чувство ответственности за свои поступки.

Что нам это дает?

В результате у детей формируются следующие установки:

    «Ошибаться – не страшно»

    «Каждый имеет право на ошибку»

    «Трудности помогают мне стать сильнее, умнее...»

    «Я имею право чего-то не знать, не уметь»

    «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает»

    «В затруднении содержится возможность»

    «Я могу!»

    «Я умею!»

    «Я хороший, умный, сильный!!!»

    «Я заслуживаю уважения!»

    «Меня принимают и любят таким, какой я есть»

Так же вобразовательном процессетрадиционного типа роль педагога- это рольтранслятора, наставника, а ребёнок – это слушатель и послушный исполнитель, а в технологии «Ситуация» - педагог – это организатор и помощник, а ребёнок – «открыватель» иактивный деятель.

Что бы процесс познания был целостным, технология «Ситуация» реализуется в парциальной программе математического развития дошкольников «Игралочка».Петерсон и Кочемазовой.

Программа «Игралочка» представляет собой стержнеообразующее технологическое звено программы «Мир открытий».

Рабочая тетрадь

Демонстрационный материал

Раздаточный материал

Занятия так же проходят в игровой мотивационной форме. Дети с интересом вовлекаются в рабочий процесс. С удовольствием в этом процессе находятся. И сами того не замечая развивают свое мировоззрение и для нас раскрываются с другой стороны, становятся многогранными, и дают понять что еще бессчетное количество граней мы можем в них раскрыть, и поэтому нам есть с чем работать!

Конспект образовательной деятельности

детей средней группы в технологии ситуация деятельностного подхода

Л. Г. Петерсон воспитателя СП «Детский сад №1»

ГБОУ СОШ №5 Хазовой Елены Геннадьевны.

Тема: Зимние развлечения.

Цель: закрепление знания детей о свойствах снега.

Материалы к занятию:

Демонстрационный: презентация с летними и зимними пейзажами; презентация с летними и зимними развлечениями, поднос со снегом.

Ход занятия:

1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя.

− Ребята! Вы помните лето?

− Какая была погода летом?

− В какие игры вы любили играть летом?

− А сейчас какое время года?

− Ребята Незнайка живет в Цветочном городе, где всегда лето. Он никогда не видел зимы. Поможем Незнайке узнать о зиме и зимних развлечениях?

2. Актуализация знаний.

2.1. Игра: «Какими словами можно рассказать о зиме?»

Дидактические задачи: активизировать и обогащать словарный запас детей
прилагательными: холодная, снежная, морозная;

существительными: снегопад.

Дети встали вокруг стола, на котором разложены картинки.

Зимой холодно. Значит, какая зима? (Холодная).

Зимой много снега. Значит, зима какая? (Снежная).

Если зимой стоят морозы, то зима какая? (Морозная).

Как называется явление природы, когда на землю падает много – много снежинок? (Снегопад).

2.2. Игра: «Выбери картинку»

Дидактические задачи: продолжить обогащать словарь детей новыми словами. Развивать зрительное восприятие, внимание и логическое мышление.

Ребята, вам надо по очереди подойти к доске и выбрать картинку, которая относятся к зиме. Внимательно посмотрите и нажмите на понравившуюся картинку. Расскажите, в какие игры можно играть зимой.

3. Затруднение в игровой ситуации.

3.1. Игра «Без чего зимы не бывает?»

Дидактические задачи:

1 . создать мотивационную ситуацию для упражнения;

2. сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;

3. тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.

Дети стоят около стола.

Воспитатель спрашивает: без чего зимы не бывает?

Ответы детей: без снега.

Правильно, без снега. Придумайте про снег свою загадку.

Дети предлагают свои варианты. Выслушиваю все.

− Ой, ребята, мы с вами не сумели составить загадку.

− А почему как вы думаете? (потому, что не знаем свойства снега).

Физкультминутка:

Рано утром в парк ходили, (ходьба на месте)

Там снеговика лепили. (махи руками)

А потом с горы катились, (волнообразные движения руками)

Веселились и резвились. (прыжки)

В Таню кинули снежком, (произвольные движения)

В Вову кинули снежком,

В Мишу кинули снежком

Получился снежный ком!

Холодно гулять зимой (киваем головой)

Побежим скорей домой! (возвращаемся на места)

4. Открытие нового знания.

4.1. Игра: «Без чего не бывает зимы?»

Дидактические задачи:

1. закреплять представления о признаках зимы, свойствах снега.

2. развивать познавательный интерес, наблюдательность, внимание, мышление.

3. развивать образность, эмоциональность речи, формировать умение детей использовать сравнения, обогащать и активизировать словарь, доказывать свою точку зрения, приводить примеры, совершенствовать умения высказываться логично и связно, умение анализировать и делать выводы.

4. сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия, опыт преодоления затруднения способом «спросить того, кто знает».

Дети подходят к столу, на котором стоит поднос со снегом. Воспитатель предлагает детям потрогать снег.

Какой снег если его возьмёшь в руку? (Холодный.) Холодный, как что? Что еще бывает холодным? (Лёд, мороженое.) Какой снег на ощупь? (Мягкий.) Как что? (Как вата.) Какой по цвету? (Белый.) Как что? (Как сахар.) Какой по весу? (Лёгкий.) Как что? (Как пух.) А теперь посмотрим, получилась ли у нас загадка:

Холодный, но не лёд, белый, но не сахар,

Лёгкий, но не пух, мягкий, но не вата.

Что это такое? (Снег.)

− Молодцы, ребята! Чтобы придумать загадку, вам необходимо было вспомнить свойства снега.

− Благодаря вам Незнайка узнал, что такое снег.

5. Включение нового знания в систему знаний.

5.1. Игра «Придумай рассказ по картинке о снеге ».

Дидактические задачи: формировать умение детей составлять небольшие рассказы творческого характера. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложении: существительное с прилагательным. Развивать логическое мышление и внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться.

Ребенок подходит к интерактивной доске выбирает картинку с зимними пейзажами и придумывает небольшой рассказ.

6. Осмысление.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

Дети собираются около воспитателя. А теперь ребята вы можете составить загадку о снеге?

− А почему? (потому, что узнали свойства снега)

− Что нового вы сегодня узнали?

− Кому смогли помочь?

Вы придумали очень интересные истории, вспомнили свойства снега и помогли Незнайке узнать, что такое зима и зимние развлечения.


Лариса Беляева
Конспект занятия по рисованию «Пушистые зайчики» (технология деятельностного метода по Л. Г. Петерсон) (средняя группа)

Конспект занятия по образовательной области художественно-эстетическое развитие (рисование )

Тема : «Пушистые зайчики »

Цель :

1) учить детей передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок жёсткой полусухой кисти;

2) закреплять умение самостоятельно подбирать нужный цвет; доводить предмет до нужного образа с помощью жесткой кисточки;

3) формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя;

4) развивать эстетическое восприятие, самостоятельность, инициативу;

5) воспитывать в детях чувство дружбы.

Материалы : игрушка Зайчика (из пушистого меха , аудиозапись песни «От улыбки…» (музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского, гуашь густая, лист бумаги с нарисованным контуром зайчика , кисточка, банка с водой, подставка для кисточек, тканевая салфетка.

Ход образовательной ситуации :

1. Введение в ситуацию.

Дидактические задачи : заинтересовать детей на включение в игровую деятельность .

Воспитатель собирает около себя детей.

– Ребята! Посмотрите кто это там спрятался и сидит тихо под елочкой? Давайте посмотрим.

Дети подходят к елке, за которой сидит зайчик .

– Кто это? (Зайка) . Ребята, зайка говорит, что у него нет друзей и ему не с кем играть. Давайте превратимся в зайчиков и поиграем с ним . Зайка любит играть в игру «Волк и зайцы» . Мы с вами знаем эту игру. Давайте вспомним правила, что нельзя делать? (Нельзя кричать, толкаться во время игры) .

Описание игры :

У каждого зайчика свой домик (стульчик) . Дети-зайцы сидят на стульях. В стороне находится волк. Зайцы выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. По сигналу воспитателя : "Волк идет!" - зайцы убегают и садятся на стульчик. Волк пытается догнать их.

Зайки скачут : скок, скок, скок,

На зеленый на лужок.

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают,

Не идет ли волк?

Дети выполняют действия в соответствии с текстом.

С окончанием текста появляется волк и начинает ловить зайцев.

(Игра повторяется 2-3 раза) .

– А сейчас пришло время зайчику возвращаться домой , в лес. Но ему так не хочется расставаться с вами! Что можно сделать, чтобы зайчику не было без вас скучно и одиноко? (Можно на память сделать ему наши портреты, нарисовать самих себя ).

– Ой, как здорово! Зайчик так обрадовался ! Только он просит, чтобы вы нарисовали себя красивых и обязательно пушистых , чтобы портреты были на вас похожи. Сможете нарисовать ? (Ответы детей) .

2. Актуализация знаний.

Дидактические задачи : актуализировать знания детей о внешнем виде пушистого зайчика ; тренировать мыслительные операции анализ и сравнение; развивать внимание, речь.

Игра «Какой?»

Дети подходят к столу, на котором находится мягкая игрушка зайчика .

– Как выглядит зайчонок ? Какой он? (Маленький, серый, пушистый , у него длинные ушки, короткий хвостик, черные глаза).

– Нарисуйте маленького, серого и пушистого зайчика .

Практическая работа детей (им предоставляется возможность нарисовать зайчика . Дети рисуют знакомым способом : закрашивание краской предмета).

3. Затруднение в ситуации.

Дидактические задачи : сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины; развивать речь.

Воспитатель хвалит детей за красивых зайчат и спрашивает :

– Смогли вы нарисовать маленького серого зайчика ? (Ответы детей : «Да, смогли» ). А получился ли он у вас пушистым ? (Нет) .

– Почему? (Не знаем, как рисовать пушистого зайчика ) .

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи : познакомить детей с приёмом рисования ; сформировать опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает» .

– Если вы не знаете, как надо поступить или вообще чего – то не знаешь, а хочешь узнать, то что можно сделать? (Надо спросить у того, кто знает) .

Воспитатель помогает детям сформулировать вопрос, после чего показывает, как передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок жёсткой полусухой кисти.

Физминутка : «Друзья»

Этот пальчик – Олечка,

Этот пальчик – Ванечка,

Этот пальчик – Танечка,

Этот пальчик –Валечка,

Этот пальчик –Я,

Вот и все мои друзья!

Практическая работа : дети наносят «тычки» на своего зайчонка .

–Теперь вы смогли нарисовать пушистого зайчонка ? (Да) .

5. Включение нового знания в систему знаний.

Игра «Зайчата » .

Дидактические задачи : организовать активный отдых детей; развивать воображение.

Воспитатель предлагает поиграть с зайчиком .

–Повторяйте все за мной :

Скок-поскок, скок-поскок,

.

Зайка прыгнул на пенёк.

(Прыжки на месте на двух ногах) .

В барабан он громко бьет,

(Шагаем на месте.)

В чехарду играть зовет.

(Хлопаем в ладоши.)

Зайцу холодно сидеть,

(Присели.)

Нужно лапочки погреть.

(Хлопаем в ладоши.)

Лапки вверх, лапки вниз,

(Руки вверх- вниз.)

На носочки подтянись.

(Потянулись, подняли руки вверх.)

Лапки ставим на бочок,

(Руки на пояс.)

На носочках скок-скок-скок.

(Прыжки на месте на двух ногах.)

А затем вприсядку,

(Приседаем.)

Чтоб не мерзли лапки.

(Топаем ногами.)

Игра «Зайчонок прячется »

Дидактические задачи : тренировать умение детей пользоваться приёмом рисования «тычок жёсткой полусухой кисти» ; тренировать мыслительные операции анализ и сравнение; развивать логическое мышление, речь.

Зайчонок хочет поиграть в прятки. Только куда же ему спрятаться? (Надо что-нибудь дорисовать ) .

– Что ещё таким новым способом («тычком полусухой кисти» ) рисования вы можете изобразить на ваших портретах? (Снег, сугроб, снежинки) .

Практическая работа : дети дополняют свою картину снегом, сугробами, снежинками).

6. Осмысление.

Дидактические задачи : восстановить в памяти детей то, что делали на занятии , создать ситуацию успеха.

Воспитатель собирает детей около себя.

– Что мы сегодня делали? (Рисовали для зайчика наши фотографии зайчат , на память).

– Смогли вы нарисовать себя маленьких , сереньких и пушистых зайчат ? (Смогли)

– А почему это получилось у вас? Почему на ваших портретах видно, что вы не только красивые, но еще и пушистые зайчики ? (Потому что научились использовать приём рисования «тычок жёсткой полусухой кисти» ).

– Прежде, чем попрощаться с зайчиком , давайте споем ему нашу любимую песню про дружбу «От улыбки…»

Воспитатель с детьми под аудио сопровождение исполняют песню «От улыбки…» .

Публикации по теме:

Тема:Пересказывание стихотворения Б. Заходера «Собачкины огорчения». Цель:Создать условия для формирования способов действия добычи знаний.

Занятие по ФЭМП (технология деятельностного метода) «В гостях у Снежной королевы» Образовательная ситуация с дошкольниками. «В гостях у Снежной королевы». Образовательная область: Познавательное развитие. Возрастная группа:.

Конспект интегрированного занятия с использованием системно-деятельностного подхода «Музыка для малыша» С принятием ФГОС в дошкольном образовании приоритетным стал системно-деятельностный подход. Он помогает детям самим открывать новые знания,.

Конспект занятия по охране здоровья с применением системно-деятельностного подхода в группе для детей с ОВЗ Тема: «Осанка – красивая спина» Цель: Создать условия для формирования способов действия добычи знаний об осанке человека. Задачи. Познакомить.

Игровая технология «Ситуация»- новый педагогический инструмент.

Подготовила Силифанова Галина Михайловна

Игровые технологии в ДОУ

Игра - ведущий наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Поэтому я считаю, что важнейшей задачей в педагогической практике является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольников.

Актуальность

Проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание многих исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов. Например, в исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, для осуществления психологических замен реальных жизненных ситуаций и объектов.

Цель игровой технологии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Её задачи:

1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.

2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим требованиям:

1. Технологическая схема – описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.

2. Научная база – опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей.

3. Системность – технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.

4. Управляемость – предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.

5. Эффективность – должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.

6. Воспроизводимость – применение в других образовательных учреждениях.

Поэтому, используя игровые технологии в образовательном процессе, я следую принципу доброжелательности, стараюсь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любые выдумки и фантазии ребенка. Считаю, что только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества с взрослым.

Стараюсь организовать педагогический процесс так, чтобы игровые технологии, как игровые моменты проникали во все виды деятельности детей: труд и игра, образовательная деятельность и игра, режимные моменты и игра.

Мой опыт работы показывает, что игровые моменты играют важную роль в педагогическом процессе, особенно в период адаптации. Начиная с двух - трех лет их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама, интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации организую фронтально, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Например, это такие игры как хоровод «Каравай», «Попробуй, догони», «Куличи для Маши» и др. Далее, включаю игровые ситуации типа «Что катится? », «Кто быстрее докатит мяч» - при этом, организуя детей в игру – соревнование.

Игровая деятельность выполняет различные функции:

Развлекательную (развлечь, воодушевить, пробудить интерес) ;

Коммуникативную (освоение способов общения) ;

Самореализации в игре;

Игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в

других видах жизнедеятельности) ;

Диагностическую (выявление отклонений от нормального поведения, самопознание в процессе игры) ;

Коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных

показателей) ;

Социализации (включение в систему общественных отношений) .

Главными чертами игры являются:

1. свободная развивающая деятельность;

2. творческий, импровизационный, активный характер;

3. эмоциональная сторона деятельности;

4. наличие правил, содержания, логики и временной последовательности

развития.

Игровые технологии я направляю на развитие внимания детей.

У детей в дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание требует сосредоточения на задании, пусть даже оно не очень интересное. Поэтому необходимо развивать детей, используя игровые приемы.

Например, предлагаю игровую ситуацию на внимание: «Найди такой же» - можно ребенку предложить выбрать из нескольких шариков, кубиков, фигурок, игрушек «такой же» (по цвету, величине, как у него. Или предлагаю игру «Что не так? », специально допуская ошибку в своих действиях, а ребенок должен ее заметить.

Использование игровых технологий помогает мне при развитии памяти детей. Это такие игры как «Запомни и назови», «Что сначала, что потом» и др.

Игровые технологии способствуют также и формированию основных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и логического.

В этом мне помогает включение в образовательный процесс игровых приемов и методов. При этом, ребенок учится сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления. Логическое мышление формирую в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.

Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, формирует у детей гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) дети получают опыт, который позволит им играть затем в игры.

Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. Каждая игровая ситуация общения дошкольника с взрослыми, с другими детьми является для ребенка «школой сотрудничества», в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества.

Как показывает опыт, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Они направлены на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду.

В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств являются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками. Их использование в педагогическом процессе не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они приобщают воспитанников к народной культуре, традициям, воспитывают толерантность и уважение к разным народам. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада.

Дидактическая игра по математике с геометрическими фигурами.

Задачи : Развивать умение определять на ощупь предметы, показывать их; закреплять представление детей о свойствах предметов (форма, цвет, размер, материал, назначение).Развивать мышление, сообразительность. Закреплять и расширять пространственные представления. Группировать материалы по одинаковым признакам.

Материал: Чудесный мешочек с набором геометрических фигур(большие, маленькие, пластмассовые, деревянные, матерчатые), три обруча (красный, зеленый, синий).

Ход игры:

К нам в гости пришли сказочные герои Маша и Медведь и принесли с собой мешок полный геометрических фигур. Ребята, наши гости просят им помочь разобрать эти фигуры и построить по картинкам.

Дети становятся в круг и на ощупь не открывая мешочек, называют предмет, который им попался, определяют его размер, форму, материал. Потом необходимо геометрические фигуры разделить на группы так, чтобы в каждой группе были одинаковые предметы,Посчитать сколько обручей нужно приготовить, если в каждом обруче должны лежать только одинаковые предметы, сколько предметов будет лежать в каждом обруче.

Догадаться и назвать, по каким признакам можно разделить предметы на три группы (деревянные, пластмассовые, матерчатые).

Положить в красный обруч деревянные предметы (фигуры), в синий обруч- пластмассовые фигуры, в зелёный обруч- матерчатые предметы.

Поиграем: Встаньте слева от меня, у кого пластмассовые геометрические фигуры, справа- деревянные, впереди меня - матерчатые фигуры. В конце игры ребятам предлагается сконструировать по рисунку из геометрических фигур здание.

Итог занятия: поставленные задачи выполнены. Дети научились определять на ощупь предметы, называть их размер, форму, материал и их назначение. Умеют группировать предметы по сходству признаков.

Сценарий образовательной ситуации

Ф.И.О. педагога: Блинова Ольга Алексеевна, инструктор по физической культуре.

Тип образовательной ситуации: «Открытие нового знания»

Образовательная область: «Физическое развитие»

Возрастная группа: вторая младшая группа

Тема: «Зайчонок заблудился»

Цель: ознакомление детей с новым видом упражнений: «Метание предметов вдаль правой и левой рукой»

Задачи.

Образовательные.

1.Учить бросать мешочки (шишки) вдаль правой и левой рукой.

2. Совершенствовать умение детей ходьбе в колонне, выполняя задания воспитателя

(высоко поднимая ноги, обходить предметы «змейкой»); навыки выполнения ОРУ.

3. Закреплять умение в сохранении равновесия при ходьбе по ограниченной поверхности; умение перешагивание через бруски.

Развивающие.

Развивать основные физические качества: ловкость, координацию, выносливость, равновесие; потребность в двигательной активности; положительную эмоциональную реакцию на двигательную активность.

Воспитывающие.

Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения друг с другом, желание помогать попавшим в трудную ситуацию.

Логическая основа образовательной ситуации:

1.Основная образовательная цель. Научиться метанию вдаль правой и левой рукой.

  1. Новое знание = детское открытие - умение метать правой и левой рукой вдаль.
  2. Какие понятия способы действия необходимо актуализировать - различные виды ходьбы, упражнения в сохранении равновесия, перешагивание через бруски.

4.Причина затруднения детей - незнание способа метания правой и левой рукой вдаль.

  1. Цель деятельности детей по преодолению затруднения - научиться метать правой и левой рукой вдаль.

Материалы к занятию:

Демонстрационные: игрушка зайчонка, мамы - зайчихи, домик, корзинка с морковкой

Раздаточные: листочки разноцветные, мешочки для метания.

Оборудование: доска шириной 20 см, бруски для перешагивания, веревка, стойки, мягкие модули.

Звуковое оформление: фонограмма «плач», музыка для сопровождения продуктивной деятельности детей.

Ход образовательной ситуации

1. Введение в ситуацию

Цель. Мотивировать детей на включение в деятельность.

Дети входят в зал, инструктор по физической культуре собирает вокруг себя.

Ребята, а вы были в лесу? (Да)

А кто живет в лесу? (заяц, лиса медведь, белка и т. д.)

Ребята, я слышу, что кто - то плачет, а вы слышите? (Да)

Давайте поищем, кто плачет? (Давайте)

Становитесь за мной, идти надо тихо, чтобы не напугать.

Ходьба друг за другом в колонне по одному.

Идут и находят зайчика.

Здравствуй зайчонок! Ребята и вы поздоровайтесь с зайчиком. Зайчонок почему ты один так далеко ушел от мамы? Зайка мне рассказал, что в лесу стало трудно добывать еду. А сорока по всему лесу растрещала, что на огороде много морковки, капусты растет. Вот зайчонок и решил за овощами сбегать.

Ребята, а разве можно одному в такой дальний путь отправляться? (Нет)

И никому об этом не сказав, разрешения не спросив? (Так нельзя)

Правильно так нельзя. Зайчиха - мама места себе не находит тебя зайчонок ищет. Беги скорее домой в лес. Как ты не знаешь дорогу домой?

Ребята поможем зайчонку найти дорогу в лес? (Да)

А вы сможете? (Да)

2. Актуализация знаний

Цель. А ктуализировать умения выполнять разные виды ходьбы на носках, «змейкой», бег в колонне, выполнять ОРУ.

Ребята, так как мы идем к зайчихе - маме, а в гости принято ходит с гостинцами, я думаю, вы не будите возражать, если мы возьмем корзину с морковкой? (Да)

Становитесь все за мной.

Ходьба друг за другом.

Дорожка становиться уже.

Ходьба на носках.

Далеко убежал зайчонок, долго идти. Чем ближе к лесу, тем больше деревьев. А мы их обойдем и березку, и дуб, сосну.

Ходьба «змейкой».

Что на дорожке лежит.

Вы не видите? (Нет)

Пойдемте быстрее, посмотрим что там.

Бег друг за другом. Обычная ходьба. Упражнение на восстановление дыхания.

Ребята, да это же ветер листочки на тропинку разбросал. Давайте покажем, зайчонку как мы умеем с листочками играть.

Вы согласны? (Да)

Комплекс ОРУ с листочками.

Покажем свои листочки.

И.п.: ноги вместе, руки с листочком внизу.

1 — поднять руки с листочком вверх, потянуться, посмотреть на листик;

2— и. п. (5 раз)

Листик шалунишка.

И.п.: ноги на ширине ступни, руки за спиной, листик в правой руке.

1 —руки с листочком через стороны вверх;

2— вернуться в и. п., переложить листик в другую руку. (5 раз)

Листик достань наши ножки.

И.п.: ноги на ширине плеч, листик в согнутых руках у груди.

1 — наклон к правой ноге, коснуться листочком;

2— и. п. (6 раз)

Спрячем листик.

И.п.: сидя ноги врозь, листик в согнутых руках у груди.

1 — наклон вперед положить листик, сдвинуть ноги;

2— и. п. Нет листика

3 -раздвинуть ноги, наклониться и взять листик.

4 - и. п. Вот он.

Присядем с листиком

1 — присесть листик вперед;

2— и. п. (4раза)

Попрыгаем с листиком.

И.п.: о. с., листик в согнутых руках у груди.

Прыжки на двух с поворотом ногах вокруг себя. В чередовании с ходьбой на месте. Подуем на листик. Какие молодцы ребятки, листику понравилось с нами играть, но пора в путь. Нужно спешить, а то станет скоро темно, и мы не сможем найти зайчика домик, а чтобы не сорить в лесу соберем листики в корзину.

Ходьба друг за другом.

3. Затруднение в ситуации

Цель. Организация анализа детьми возникшей ситуации, формирование опыта фиксации детьми затруднения в собственной деятельности и выявления места и причины затруднения.

Что будем делать? (Попробуем бросить)

Попробуйте, получилось? (Нет)

А почему не получилось? (Потому что мы не умеем высоко бросать через ветку)

(Потому что это упражнение незнакомо, мы его никогда не делали)

4. Открытие нового знания

Цель. Освоение упражнения «Метание на дальность правой и левой рукой», формирование первичного опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин, создание ситуации успеха.

А что нужно сделать, чтобы научиться бросать? (Нужно попросить того кто умеет, показать и научить как бросать)

Я с вами согласна для того чтобы научиться бросать высоко нужно чтобы показал

Тот, кто умеет.

Метание на дальность правой и левой рукой мешочков через шнур.

Возьмите шишку в правую руку. (Инструктор по физической культуре встает лицом к детям, показывает в зеркальном отражении) В правую руку.

Правую ногу - назад. Молодец Саша, правую ногу не сильно далеко назад.

Отведите правую руку назад и бросьте. Двигается только кисть, в локте руку не сгибаем. Молодцы!

При возникновении у детей индивидуальных затруднений инструктор по физической культуре помогает принять правильное исходное положение, комментирует во время выполнения упражнения действия детей.

Возьмите шишку в левую руку. (Инструктор по физической культуре встает лицом к детям, показывает в зеркальном отражении) В левую руку.

Левую ногу - назад. Молодец Лиза, левая рука прямая.

Отведите левую руку назад и бросьте. Молодцы вы постарались! Правильно принимали исходное положение (позу). Замах был сильный.

Теперь я могу быть уверена, что вы сможете сами правильно выполнить это упражнение.

ВЫВОД: - Чтобы получился бросок, надо стать правильно (принять правильное исходное положение или позу) и сильно замахнуться, руку при этом не сгибать.

5. Включение в систему знаний.

Цель: закрепление умения выполнять упражнение «метание правой и левой рукой на дальность»; создание ситуация успеха в совместной деятельности; совершенствование знакомых двигательных навыков.

Впереди поваленное дерево идите осторожно, руки в стороны. Молодец, Оля, голову не опускает, спина прямая.

Ходьба по прямой ограниченной дорожке, руки в стороны.

Да ветер наделал.… Всю дорожку завалил ветками, теперь придется переступать через них. Переходите аккуратно, не останавливайтесь, высоко поднимайте колени.

Ходьба с перешагиванием через бруски.

Молодец Ксюша, Ваня, Дима и т. д. через все веточки переступили, ни на одну не наступили.

Смотрите да вот же домик зайчонка и зайчиха - мама нас встречает. Давайте поздороваемся все дружно. Отдадим наш гостинец, морковку. Зайчиха так волновалась, что пропал ее зайчонок. Везде его искала, в домике все перевернула, такой беспорядок.

Поможем убраться зайчихи? (Да)

Игровое упражнение «Выброси мусор в мусорную корзину»

Метание на дальность правой и левой рукой.

Зайчиха - мама так нам благодарна. Предлагает поиграть в игру.

Подвижная игра «Тишина»

Ходьба в колонне по одному по залу за воспитателем и произносят слова:

Тишина, тишина,

Не колышется трава,

Не шумите кусты,

Засыпайте, малыши.

По окончании слов дети останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают глаза. Через несколько секунд инструктор произносит громко «Чик- чи- рик!» - поясняет, что птички разбудили ребят, и они проснулись, поднялись и потянулись.

Я уверена, что теперь зайчонок никогда не будет далеко убегать один так далеко. Зайчиха - мама указала нам короткий путь между этих кустов и деревьев.

Ходьба «змейкой» (к исходному месту, где начиналось занятие)

  1. Осмысление.

Цель. Фиксация достижения цели и выявления условий, которые позволили е достичь.

Где вы сегодня побывали? (В лесу)

Зачем мы решили пойти в лес? (Чтобы помочь зайчонку)

Так кому вы помогли? (Зайчонку)

Вы помогли зайчонку? (Да)

Что вам помогло выполнить эту работу? (Мы научились бросать шишки)

Чему научились? (Бросать шишки)

Вам понравилось? (Да)

Вы действительно сегодня показали свою силу и ловкость, хорошую физическую подготовку. Я рада, что вы научились бросать шишки, вам это упражнение понравилось.

Молодцы ребята. Вы смогли помочь зайчонку добраться до дома, потому что научились бросать шишки высоко через ветку.



error: Контент защищен !!