Цигане-наркоторговцы или табор уходит в кайф. Ромалэ сменили гитары на героиновые "чеки" Цыганские наркобароны

Ядерный щит на игле

Искитим - очень жирная точка на маршруте мирового наркотрафика. Отсюда по всей Западной Сибири расползается ханка. Так наркоманы называют наркотик, изготовленный на основе сока опийного мака. Люди, убитые искитимской ханкой, лежат в радиусе нескольких сотен километров от Искитима. По информации правоохранительных органов, опорой наркотрафика в Искитиме всегда была местная цыганская община.

Рассказывает начальник 1-го отделения межрайонного отдела Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Роман Матюшенко:

Цыгане появились здесь в 80-х годах, когда по всей стране шла кампания по принуждению их к оседлой жизни. В Искитиме тогда появилось самое крупное в области поселение - около 500 человек. Как только их закрепили за землей, началась перестройка, и следующий этап ассимиляции не состоялся. Цыгане стали зарабатывать как умеют: сначала торговали паленой водкой, в начале 90-х - марихуаной и гашишем, а в середине 90-х перешли на опий. Сегодня на нашей территории они играют основную роль в распространении наркотиков. Да, мы ловим не только цыган. Но когда начинаешь раскручивать цепочку, все равно упираешься в табор.

Судя по словам замначальника областного управления ФСКН Андрея Дмитриева, ситуация в целом по области аналогичная:

К сожалению, этнический фактор в нашей работе невозможно не принимать во внимание. У нас в управлении создан даже специальный "цыганский" отдел - по другим этническим группам отделов нет. Не мы виноваты, что такова реальность. Не учитывать ее было бы с нашей стороны признаком непрофессионализма. Меня однажды спросили на пресс-конференции: "Но ведь есть цыгане, которые опием не торгуют". За мой ответ меня потом ругали, но я его все равно повторю, потому что это правда: "Да, в Новосибирской области есть цыгане, которые не торгуют опием. Это те цыгане, которые торгуют героином. Остальных цыган - единицы".

Показатели борьбы с наркоторговлей постоянно растут. За 9 месяцев этого года всеми правоохранительными органами области изъято 1,2 тонны наркотиков (в прошлом - 667 килограммов). Всего возбуждено 4065 уголовных дел (в прошлом - 3494). Но переломить ситуацию законными методами не удается. Виной тому, по мнению Дмитриева, слишком мягкое законодательство.

Первый звоночек прозвенел пару лет назад - и не в Искитиме, а в поселке Пашино. Здесь расположена Глуховская дивизия Ракетных войск стратегического назначения. Таких подразделений во всей России единицы, и на них держится оборона страны. В конце 1990-х рядом с ракетами начали селиться цыгане. Сразу после этого в Пашине произошел резкий всплеск наркоторговли. Однажды в поселок стройно въехала большая колонна крутых иномарок. Из них вышли люди с серьезными лицами, несколько минут пообщались с ромалами, и на следующий же день те стали срочно покидать поселок. В тот же день наркоторговля рядом с дивизией РВСН прекратилась. Новосибирские газеты расценили это событие однозначно: кто-то наверху пришел в ужас, представив себе рядом с ядерной кнопкой офицера под кайфом. И дал команду: если нельзя изгнать цыган законными методами, то надо поручить это дело соответствующим "структурам". Операция по спасению ядерного щита Родины прошла успешно.

"Они почувствовали себя хозяевами города"

В Искитиме ракет стратегического назначения нет. Там живут просто люди. Но у каждого человека тоже есть "кнопка", на которую лучше сильно не давить, а то будет плохо.

Улица Ермака, дом 14, самое сердце Аула. Так называют место компактного проживания цыган. Бывшее. Вот дом, где торговали наркотиками 4 цыганки: Гутя, Миля, Роза и Христина Степановы. Это одна из многих десятков наркоточек. Мы едем вместе с опером ФСКН Анатолием (фамилию он попросил не называть) по заснеженной проселочной дорожке.

А в прошлую зиму она была накатана так, что можно было на коньках кататься, - вспоминает Анатолий. - Каждую минуту по ней машины ездили. Все таксисты в Искитиме на нарков работали.

Иногда по ошибке наркоманы ко мне приходили, один раз даже чуть не ограбили, - вздыхает соседка Галина Федоровна Осипова. - А позапрошлой зимой я у себя в огороде пакет нашла с порошком, когда снег расчищала. Я его за забор выкинула, а потом смотрю - Гутя с Розой в этом сугробе роются как сумасшедшие. Это я потом поняла, что они на моей территории наркотики прятали, чтобы если что - меня посадили, а не их.

Осенью прошлого года сюда стали приезжать машины посерьезней. Из них выходили люди с серьезными лицами и делали цыганам "первое и последнее" предупреждение. Не подействовало. Тогда через какое-то время люди с серьезными лицами стали врываться в цыганские дома. Они стреляли очередью в потолок, чтобы все выбежали на улицу, и наркоточки вспыхивали. Иногда - по четыре за ночь.

Обугленные дома стоят на улицах Уклонной, Болотной, Нагорной. Нигде никто по цыганам не плачет. Рассказывают, что, когда приезжали пожарные, кто-то перекрывал подъезды к домам. Впрочем, огнеборцы и сами не торопились выполнять свою работу.

В нашем городе нет ни одной семьи, которую не коснулась бы эта беда, - рассказал мне один из пожарных. - Прямо как во время Великой Отечественной. Какую фамилию ни возьми - везде есть погибшие.

Никто в Искитиме не верит, что цыгане торговали без прикрытия. Жители уверены, что "крышует" их милиция. Источник информации - дети-наркоманы. Расходятся только в том, на каком уровне эта "крыша" находится.

Пообщаться на эту тему с самой милицией мне не удалось. В районном ОВД только что закончилась областная проверка, и начальство по этому поводу расслабляется. Ответственная за связи с общественностью Алина Белых в течение двух дней уверяла меня, что пытается выйти на руководство, но безуспешно. Когда я узнал, что начальник РОВД - ее родной отец, то перестал настаивать.

Любовь Хлюстина - бывший опер, проработала в милиции 30 лет. Уволилась из органов после того, как цыгане в зверской форме (подробности не для печати) изнасиловали и убили ее дочь. Накануне трагедии Любовь Викторовна задержала крупную партию ханки.

На уровне рядового и среднего состава цыган никто не "крышует", - заверила меня бывший опер. - Есть ли покровительство на более высоком уровне? Я не могу этого ни подтвердить, ни опровергнуть. Скажу одно: вели они себя очень уверенно. Фактически почувствовали себя хозяевами города.

О массовом исходе цыган местные газеты писали как о победе сборной России в Кубке кубков. Не сдержались даже многие чиновники: "Я благодарна тем, кто решился вытеснить цыган с территории города, пусть даже таким способом, - публично заявила в прессе заведующая районным отделением "Скорой помощи" Наталья Григоревская. - Мы наконец-то вздохнули с облегчением.

После исхода из города цыган количество передозировок по району уменьшилось в 7 раз, - признает Роман Матюшенко. - На 70 процентов уменьшилось количество краж и грабежей. Но в последнее время, - вздыхает Матюшенко, - эти показатели опять стали расти. Цыгане возвращаются.

"Не надо делать из них Робин Гудов!"

Покидая свои дома, ни один из погорельцев не подал заявления в милицию. По фактам "неосторожного обращения с огнем неустановленными лицами" прокуратура возбудила уголовные дела, но они были приостановлены за неустановленностью лиц. По всей видимости, искитимские события и дальше развивались бы по сценарию пашинских, если бы в дело не вмешался председатель комиссии по правам человека Томской области Борис Крейндель. В своем регионе он давно и успешно защищает права цыган. Томская область - один из немногих регионов, где милиция не решается проводить антинаркотические операции "Табор", и в этом его заслуга. Понятно, почему новосибирские цыгане решили обратиться со своими проблемами не по территориальному принципу.

Борис Максович, вы побывали в Искитиме? - спросил я у правозащитника.

Нет. Зачем? Я ведь не следователь. Я это слышу с 94-го года: "Вы не были в Чечне, поэтому не можете судить о том, что там происходит". Могу. Для этого достаточно понимать, что такое права человека.

Неужели вам не захотелось на месте разобраться, как так получилось, что абсолютное большинство жителей Искитима поддерживают поджоги? Не могут же все жители города быть сплошь расистами?

Очень даже могут. На это давно и успешно работают наши средства массовой дезинформации. Идет планомерная обработка населения. А на самом деле цыгане торгуют в Искитиме только травкой.

Борис Крейндель убежден в своей правоте. Последовали соответствующие обращения от Европейского центра по защите прав цыган, от 16 американских конгрессменов и от Уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина. После столь серьезного нажима дела по поджогам сдвинулись с мертвой точки. Сразу нашлись подозреваемые. Ими оказались пятеро жителей соседнего с Искитимом города Бердска. Операция по их задержанию была похожа на войсковую: 11 мая около 40 собровцев в масках под командованием офицера из УБОПа ворвались в кафе "Дюна", где проходил день рождения пятилетней племянницы одного из задержанных - Александра Григорьева. Дети были смертельно напуганы, взрослые - арестованы.

Григорьев (Гриня) - человек непростой. Скажем так: это человек, который в Бердске "решает вопросы". За свои 40 лет сидел трижды, все 3 раза по статьям средней тяжести, не связанным с наркотиками. Григорьев, как и многие люди с его биографией, уже давно называет себя бизнесменом, но в городе, да и в области его уважают, и время от времени вопросы он продолжает решать. Один из вопросов, которые Гриня в своем городе решил давно и окончательно, - это наркотики.

Рассказывает один из ближайших друзей Александра Григорьева, пожелавший остаться неизвестным:

Александр - человек не безгрешный, но что касается наркоты - тут я могу дать руку на отсечение, что он абсолютно чист. Понимаете, в Бердске еще с советских времен - сильнейшая школа греко-римской борьбы. Там зарегистрирован молодежный спортивный клуб нашего земляка - Александра Карелина. А Гриня к спорту всегда относился с почтением. И когда из-за ханки спортивные традиции Бердска стали трещать по швам, он ввел на наркотики жесточайший запрет. Но, к сожалению, рядом с Бердском есть несчастный город Искитим. И вся бердская молодежь ездила за наркотой туда. Последней каплей для Александра стало то, что от передозировки умер его приемный сын. Тут у него просто сдали нервы.

Арестованным по искитимским пожарам вменяются уже не поджоги, а организация преступного сообщества и бандитизм. Уголовное дело расследуется на самом высоком уровне. Начальник следственной части Главного следственного управления областного УВД Валерий Ларин настроен решительно. Опасается он лишь суда присяжных. В этом случае дело Григорьева станет вторым "делом Ульмана":

Не надо делать из них Робин Гудов! - сказал мне Ларин. - Это сплоченная преступная группировка. Вооруженная. И никакие благородные мотивы не могут оправдать преступление, которое квалифицируется как тяжкое. В январе-феврале мы передаем дело в суд и уверены в успешном исходе дела.

Конечно, Валерий Ларин прав. И Борис Крейндель - тоже. Закон есть закон. Права человека - святое.

Но жителям Искитима уже давно плевать и на то, и на другое. Они просто хотят жить без наркотиков. Парадокс сложившейся ситуации в том, что и закон, и права человека - против них.

"Зачем меня уговорили вернуться?!"

Почувствовав поддержку власти, цыгане во второй половине лета потихоньку стали возвращаться в Искитим. Вместе с ними в город стали возвращаться наркотики.

Теперь они селятся не в отдельных домах, а в съемных квартирах, - рассказывает опер ФСКН Анатолий. - Так безопасней. Тактику продаж тоже изменили: торгуют не со стационара, а по телефонному звонку, и только через доверенных бегунков-наркоманов. Но... Поджоги продолжаются. Судя по почерку, это уже не бердские. Возможно, кто-то из местных "вдохновился опытом".

В ночь на 9 ноября с интервалом в 20 минут вспыхнули еще две цыганские квартиры. Второй пожар закончился трагически: на улице Карьер Цемзавода от ожогов погибла 8-летняя цыганская девочка Анжела Зайкова.

Ее мать Светлана лежит с ожогами 4-й степени в областной больнице. Она говорит, что понятия не имеет, за что ее подожгли. Что ханку только в телевизоре видела. Это неправда. За сбыт наркотиков она села в тюрьму в 2001 году, в начале 2005-го досрочно освободилась. Осенью вернулась в Искитим. Первые несколько месяцев пыталась работать на птицефабрике, но потом уволилась и вернулась к прежнему бизнесу. Об этом мне рассказал Сергей Кайгородов, который сдавал Зайковым квартиру. Об этом знают все соседи по дому.

Я как чувствовала, - плачет на больничной койке Светлана Зайкова. - В последние дни наглядеться на Анжелу не могла. Теперь каждый день во сне ее вижу. Ей ангелы корону на голову надевают. Я боюсь, что теперь всех детей возненавижу! Зачем я вернулась в этот город? Зачем меня уговорили?!

Жалко Светлану Зайкову? Очень жалко.

Галину Петровну Горшкову тоже очень жалко. У нее было 2 сына. Одного уже совсем нет, другого - почти нет. Виновата ханка.

Когда я узнала, что они сели на иглу, то схватила бутылку с ацетоном и побежала жечь Аул, - рассказывает Галина. - Меня догнал сын и силой вернул домой. Сейчас я хожу в группу анонимных матерей наркоманов, это помогает. К нам часто приходят по-военному настроенные матери и предлагают идти жечь цыган. Мы их так и называем - "военные".

Не меньше жалко и Ольгу Глибину из пригорода Искитима, поселка Лебедевка. У нее был сын. С 5-го класса увлекся греко-римской борьбой. Занимал первые места на международных соревнованиях. Когда ему исполнилось 18, весь спортивный кружок Лебедевки начал колоться.

Он стал все тащить к цыганам, - плачет Ольга Владимировна. - Даже наши обручальные кольца. Я много раз ходила ругаться, но они меня прогоняли.

Сын Глибиной умер. Его бывшие друзья по спорту еще живы, но стали похожи на тени. Наркоман Воронов, через которого все они брали у цыган ханку, умер страшной смертью. Отец одного из пострадавших от него детей запер Воронова в подвале своего дома, бил два дня, потом привязал к ноге кусок рельса и утопил в выгребной яме. Воронов - русский. Отцу сколотого сына было все равно, кто он по национальности. Был бы цыган - убил бы цыгана. Парадокс в том, что первое преступление назвали бы просто убийством, а второе - убийством на национальной почве.

Наркотики - ад. К сожалению, понимает это только тот, кто столкнулся с этим адом сам. Количество таких людей неумолимо растет. Уже 6 миллионов россиян наркоманы. Это значит, что в России еще 30-40 миллионов тех, кто пытается вытащить из этого ада своих родственников. Большинство из них ненавидят цыган, потому что каждый день видят, у кого покупают наркотики. Бороться с этим при помощи "красного петуха" столь же недопустимо, как и защищать права цыган, игнорируя права тех, кто стал их жертвой. Проблема требует предельной честности от всех сторон конфликта.

Для начала нужно признать: незавершенная кампания по приучению цыган к оседлой жизни привела к тому, что они стали серьезным инструментом наркобизнеса. Ради решения этой проблемы правоохранительные органы и общественные организации должны не конфликтовать, а объединиться. Иначе ею займутся более грубые силы.

Сколько россиян умирает от наркотиков

Общие потери от наркотиков (включая смерти от сопутствующих болезней) в России не считает никто. Директор ФСКН Виктор Черкесов заявил, что в 2004 году они измеряются «десятками тысяч человек». По данным общественных организаций, речь идет о 100 000 смертей, эту цифру недавно озвучил спикер Совета федерации Сергей Миронов. Только от передозировок в 2004-м умерли 3500 человек, большинство из них - в возрасте от 18 до 30 лет.

Для сравнения:

- 34 000 человек в том же году погибли в результате ДТП;

- 965 человек умерли от СПИДа;

- 2500 человек стали жертвами терроризма за 10 лет;

- 3456 человек - официальные потери российских войск в Чечне с 1999 года

Наркомания. Подвал ул. Дыбенко. (не для слабонервных) 47мв.Прямая ссылка

С 3 по 6 марта при участии московского Фонда “Город без наркотиков” в том числе и предоставленной информации в правоохранительные органы, ЦФО ОБНОН при ГУ МВД была разгромлена цыганская семья. Которая является образующей в международной ассоциации цыган "Конгресс" и еще одной ассоциации название которой судя по документам звучало "ассоциация цыган России".

Торговали нагло по нашей информации, киллограммами в Москве и области, в Тверской области. Привлечено более 10 человек из этой семьи к уголовной ответственности, 6 из ним избрана мера пресечения – арест. Проведены 5 санкционированных обысков в домах-дворцах цыган, в результате которых изъято более 13 кг. Героина, примерно 350 гр. “черняшки” и небольшое количество метадона. Ближайшие родственники либо арестованы, либо под подпиской, либо в бегах. Очень сильно начали их выгораживать, кто-то из силовиков скорей всего успел предупредить семью - указанные размеры минимальны для этих барыг, они торгуют много большим скорей всего.

Дворец цыган:

Все вокруг дворца завалено инсулинками, просто хрустят под ногами - туда мы ездили с Времечко. При захвате дома, к сожалению все двери были открыты (чтобы спецназ не выбивал) и собака перевязана вглубь двора (чтобы не пристрелили).

А вот так выглядят хоромы изнутри:

Задержанные хозяин дома и его сын (по собственному признанию имеет гепатит с, скорей всего значит колется). В доме море разных кодеиносодержащих препаратов, всяких шприцов и т.п.:

Собака Тоша ищет цыганский героин:

Ну и сам "улов" оперативников:

Местная милиция сразу же появилась, после захвата дома спецназом, навело на размышления...:

Курьер

…Ничем не приметный мужчина лет тридцати с небольшим в конце октября прошлого года приехал в Новосибирск из Читы, остановился у родственников в Кировском районе. Но пребывание его в столице Сибири зафиксировано поминутно, как и телефонные переговоры. Нет, он не агент 007, он, по нынешним временам, хуже — наркокурьер. Днем 26 октября прошлого года приезжий вышел на улицу, сел в подъехавший к нему автомобиль ВАЗ и минут двадцать о чем-то беседовал с сидящим там мужчиной. Через непродолжительное время, уже на городском транспорте, прибыл на вокзал Новосибирск-Главный, где взял билет на завтрашний проходящий поезд Челябинск — Чита. В седьмом часу вечера следующего дня гость с двумя большими сумками влез в машину, где находился и его вчерашний собеседник. Приехав на улицу Котовского, они поднялись в квартиру, где жила молодая женщина и годовалый ребенок. О чем-то переговорили на кухне. Потом хозяйка вызвала такси. Примерно часов в восемь вечера гость с двумя теми же сумками отбыл на вокзал, где занял свое законное место в вагоне, согласно купленному билету. Но уехать далеко ему не пришлось. В Болотном в вагон зашли оперативники управления ФСКН России по Новосибирской области (Федеральная служба России по контролю за оборотом наркотиков). Наркокурьер из Читы был задержан, в его сумках среди вещичек нашли три пакета, тщательно обмотанных скотчем — два с половиной килограмма героина, немного «сыроватого», как говорят сведущие люди, но вполне годного в качестве зелья. Мужчина сильно испугался.

Испугалась и молодуха с Котовского, когда вскоре после отъезда из квартиры ее гостей там появились оперативники с санкцией на обыск. Обнаружилась мягкая детская игрушка с совсем недетским содержимым — пакетиком героина весом больше чем в полтора грамма. «Не мое и не знаю откуда», — твердо заявила молодая мамаша. Оперативники поверили, потому что имели веские основания предполагать, чей это товар. Женщина жила на квартире, которую ей и младенцу снимал ее гражданский муж, или, если угодно, любовник, он же отец ребенка, цыган сорока с лишним лет, близкие звали его Вова. Впрочем, у него, небольшого росточком, довольно упитанного, имелась и другая, тоже невенчанная жена и сын — вполне взрослый. Такой вот активный, и не только с женщинами, умел совмещать домашний очаг и любовь с бизнесом! Основная же семья обитала в просторном коттедже, тоже в Ленинском районе.

И туда в тот же вечер, пока гость из Читы и его «поставщик» собирали пакеты в сумки, наведалась оперативно-следственная группа. На стук в ворота за высоким забором никто не реагировал, но заметно было, что дверь в дом открыта. Два здоровенных пса-кавказца несли «вахту». Первыми пришлось идти спецназовцам. В коттедже оказался лишь сын хозяина, и он не мог скрыть испуга. Никак не ожидал за годы удачливого отцовского наркобизнеса, что до них могут добраться. Не испугался только сам глава цыганского клана Владимир Х. Его задержали, когда он подъехал на такси к воротам. Удивительно спокойный, небрежно поинтересовался, что сюда привело наркополицейских. Так был уверен: в доме чисто — никаких следов зелья. Вскоре в кабинете у следователя, как само собой разумеющееся, предложил: «Давайте вопрос миром решим. Сколько?» Но не знал еще Вова, что в поезде задержан и дал показания курьер из Читы.

«Ты попал, парень!»

События того вечера стали последней фазой операции, которую разрабатывало управление ФСКН России по Сибирскому федеральному округу. Следствие закончено, дело ушло в суд. Перекрыт канал поставки наркотиков, действующий с 2000 года. Арестован глава этнической преступной группировки Владимир Х., один из крупнейших наркоторговцев-оптовиков, снабжавший своим товаром Сибирь и Дальний Восток, вплоть до Приморья.

— Курьерам платили по десять — пятнадцать тысяч, а переправляли они по двадцать и более килограммов опия, — рассказывает следователь Валерий Черепанов. — Имя оптовика всплывало в последние годы в десятке дел наркокурьеров, они осуждены в Иркутске, Хабаровске и других городах. Теперь установлены все их связи с главным поставщиком и «работодателем». Часть эпизодов, например, иркутских, по которым дело в отношении главы клана было прекращено, присоединена к новосибирскому делу. Ему инкриминируется шесть эпизодов, фигурирует более восьмидесяти килограммов опия и крупная партия героина. Если раньше оптовику сходило с рук, доказательств не хватало, то на этот раз ему не вывернуться — оставил отпечатки пальцев на пакете с героином. Есть и другие серьезнейшие факты. Например, он сам собирался в Читу, проконтролировать, у него нашли билеты на поезд. Бизнес был поставлен с размахом. Товар перевозился курьерами по железной дороге, часто с негласным сопровождением, особенно новичков. Доверенные лица Владимира или он сам встречали груз, контролировали распределение наркотиков дальше. Соучастники из-за большого объема поставок постоянно вербовали курьеров, предпочитая людей со славянской внешностью. Как рассказывала одна из свидетельниц, ей это предлагали, потому что она «русская и пожилая».

Одна из свидетельниц, русская, познакомилась с Владимиром в другом городе. Он пригласил ее в свой дом в Новосибирске как прислугу. Однажды попросил съездить в город Артем, передать знакомому сумку с вещами. Когда служанка прибыла на место, в артемовской квартире уже находилась жена Владимира Надя, прилетела на самолете. В сумке оказалась новая норковая шуба, а в нее был завернут полиэтиленовый пакет — наркотики, которые женщина, не зная того, перевезла. Ну, а далее отказываться от вояжей уже было нельзя.

Наркодельцам удалось даже обзавестись курьером-милиционером — из Хабаровска, форма гарантировала усиленную безопасность доставки (за серьезную помощь следствию милиционер получил условное наказание). По его словам, он попросил у знакомых цыган денег одолжить на телевизор, а ему предложили поездку.

Впервые вылетел в Новосибирск с двумя цыганками, но остановился один в гостинице. Назавтра, как договаривались, встретился с ними днем у кафе «Подорожник» на остановке «Автокомбинат». Пообедали, а потом по просьбе женщин он переоделся в форму сотрудника милиции, которую по их указанию взял с собой из Хабаровска. На улице втроём сели в такси и поехали на вокзал. В автомобиле одна из цыганок жестами указала на сумку, при этом приложила палец к губам, чтобы молчал. Откуда появилась сумка, он не знал. Да и не курьерово это дело. В Хабаровск приехал через четыре дня. На квартире у цыганки увидел, что из сумки доставали свертки, упакованные в полиэтилен и перемотанные желтым скотчем. Рядом лежали электронные весы. Один из находившихся в квартире мужчин сказал хабаровчанину: «Ты попал, парень! Мент, а привез крупную партию наркотиков. Теперь будешь работать на нас!» Что он и делал, таскал по вагонам даже и по двадцать килограммов опия и развозил мелкими партиями в города Артем и Свободный. Цыгане его уже не стеснялись. Любопытная, надо сказать, картинка. Женщины вытаскивали из сумки большой брикет, срезали верхнюю часть, в котором находился чёрный молотый перец. Под этим слоем лежали свертки поменьше. Опий взвешивали на электронных весах и выливали в тазик, где и разбавляли джемом из банок. Вещество в пакетах с сильным специфическим запахом убирали на балкон, чтобы не портилось.

Стоит заметить: ликвидация канала цыганского наркобарона Владимира Х. не означает, что работа наркополицейских не ведется дальше. У него есть брат Янка, который находится в федеральном розыске. Пока исчезли сын-наркоман, жена, другие сородичи-соучастники. Есть сведения, что спустя год после ареста хозяина выставлен на продажу его коттедж. Родовое двухэтажное «гнездо» с обширным подземным помещением, где расположен бассейн, выделяется среди серых окрестных домиков. Вид, правда, за год потускнел, вазы на балюстраде над гаражом пооббиты. Внутри это типично цыганское богатое жилище — яркие ковры, занавески, телефоны в каждой комнате, портреты сородичей маслом, все уставлено вазами, завешано тряпошными искусственными цветами. По словам свидетелей, не скупился глава клана на покупку драгоценностей.

Эх, изменило цыганское счастье

Владимир Х. ни в чем не признается, молчит — показаний не дает, хорошо знает статью 51 Конституции РФ. Лишь в одном направлении сконцентрированы его усилия — доказать свою полную немощь. Но после нескольких обследований, в том числе и в спецколонии для зэков, многочисленные болезни как рукой сняло. Как известно, его сородичи имеют в арсенале немало хитростей, когда зелье продают обвешанные детьми матроны или их малые ребята, когда товар закапывают в огороде «до востребования». Все это осложняло розыск и доказывание. Но, похоже, ситуация меняется. На недавнем процессе трех сбытчиков в районном суде, выслушав приговор с десятилетним сроком, одна из соучастниц с обидой заявила, что «вы нас сажаете, а те, кто нам дает ханку, всегда на свободе». Дело Владимира Х., можно сказать, прорыв, когда в сети полицейских попало не среднее звено, не мелкие распространители, а оптовик крупного масштаба. Похоже, изменило наркобарону его цыганское счастье. Теперь слово за судом.

Вспомним. Цыгане в советские времена торговали косметикой — краской для бровей из сапожной ваксы, спиртным — опасным самопалом, дефицитными крышками для консервирования и т. д. То есть всегда были на острие спроса и прибылей. Но никогда не акцентировалось, что это цыгане, просто графа в анкете. Национальность считалась табу в нашем многонациональном отечестве, где все были советские. Наркотой бывшие дети степей промышляют не первое десятилетие, ныне на зелье спрос — у них миллионные обороты. Пожалуй, впервые в этом деле все названо своими именами. Следствие сделало вывод и записало его в обвинительном заключении. «Преступная группа имеет этнический характер, так как основные роли и руководство осуществлялось лицами цыганской национальности. Иерархический характер выражается в строгом соподчинении, выполнении членами группы отведенных им обязанностей, в общих этнических традициях, менталитете и родственных связях. Деньги аккумулировались у главы клана, распределялись им на приобретение очередной партии наркотиков, на возмещение расходов при сбыте, на покупку драгоценностей»…

Как известно, преступность границ не имеет, и особенно наркотическая. В противостоянии ей нет мелочей. Закрывать глаза на этнический характер преступных сообществ — значит давать им фору, значит не учитывать тех особенностей, которые помогают соучастникам отравлять наркотиками нашу молодежь, нести беду в семьи, в общество, наконец. На днях РИА «Сибирский курьер» сообщило: 10 ноября в Искитиме почти одновременно загорелись два цыганских дома, в один из них была брошена бутылка с зажигательной смесью. Думаю, читатель понял — не случайно. Вспомним события начала года в том же Искитиме, когда запылали цыганские дома. С экранов телевизоров мы слышали, что окрестные жители таким образом протестовали против занятия их обитателей — торговли наркотиками. Погорельцы рассеялись по территории Сибири. Писали жалобы, «напирая на угнетенное положение малых народов». «Милиция вынуждена была несколько месяцев заниматься перепиской с депутатами Госдумы и прочими ответственными лицами. Цыгане же тем временем возвращаются в Искитим». Почему так уверен в себе Владимир Х.? «У него один закон — шальные деньги, только деньги, потому он уверовал в свою безнаказанность», — заметил в конце нашей беседы следователь Борис Монаенков, начинавший это дело.

Никто сейчас не подсчитает, сколько тысяч молодых жизней загубили наркотики, распространяемые цыганами. Когда в начале 90-х в стране грянул наркотический бум, в Россию хлынул поток "наркоты" как с Юго-Востока, так и из Западной Европы. Для кочующего народа, пересекающего страну вдоль и поперек, наркобизнес стал "золотой жилой". Сегодня практически каждый день сотрудники ФСКН РФ и других правоохранительных органов задерживают торговцев наркотиками цыганского происхождения, однако цыганские кланы продолжают свой преступный бизнес, обеспечивая свою казну миллионными барышами.

Только за последний месяц цыгане успели серьезно "засветиться" перед отечественным Наркоконтролем. Около 2 килограммов героина изъяли у одного из криминальных цыганских семейств сотрудники Управления ФСКН по Новосибирской области. Кроме зелья, спрятанного под собачьей будкой, оперативники обнаружили в тайниках 200 тысяч рублей, 10 тысяч долларов и золотые украшения на сумму около 3 миллионов рублей.

Более 700 граммов героина обнаружилось на квартире у молодого цыгана, который со своей семьей недавно прибыл в Челябинск и сразу организовал наркоторговлю. Более 24 кг растительных наркотиков было изъято у цыганского семейства, промышлявшего в Майском районе Кабардино-Балкарии торговлей марихуаной, а на днях 8 кило травки изъяли у 25-летнего наркоторговца – жителя Нальчика.

Почему же наркоторговля так по душе цыганскому народу? Этнографы считают, что предки современных цыган обособились как нация в древней Индии, где являлись кастой дворцовой прислуги, в обязанности которой входили хозяйственная деятельность и развлечение хозяев. Именно оттуда берут корни традиционные для цыган представления с дрессированными животными, гадания и страсть к торговле. В 10-11 веках цыгане начали массовую миграцию на восток, обосновались в Византийской империи, а в 1417 году двинулись в Великий цыганский поход, рассеявшись по всей Европе. В пределах будущей российской империи они появились в начале 16 века. Хотя по всей Европе вводились "антицыганские" законы, в России к цыганам сложилось дружелюбное отношение, в 1774 году граф Алексей Орлов пригласил в Москву первый цыганский хор, а в 19 веке обе столицы не могли пожаловаться на недостаток цыганского населения. "Народу Рома" симпатизировали Толстой, Пушкин, Лесков, Куприн и другие известные россияне.

С начала прошлого века на территории России проживало около 20 цыганских народностей, многие из которых дошли до наших времен: мадьяры, влахи, лотвы, крымы и другие. С приходом советской власти многие цыгане вступали в колхозы и даже Красную Армию, хотя это лишь единичные случаи. По настоящему власть "взялась" за цыган после принятия президиумом Верховного Совета СССР от 5 октября 1956 года постановления "О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством". Цыган обязали иметь ПМЖ и прописку, что стало трагедией для вольного народа. Они пытались создавать подобие деревень, из-за чего стали появляться конфликты цыган с местным населением, и во многом нынешнее негативное отношение к цыганам связано с теми временами.

Ромалэ почувствовали запах свободы в перестроечных 80-х, когда стали появляться первые открытые "черные" рынки, а народ стал падким на "заграничный" ширпотреб. Да и ослабевшая милиция не могла ничего поделать: преступность росла бешеными темпами, и на цыганскую торговлю закрывали глаза. В 90-х годах цыганские бароны – "вайды" уже не кочевали с таборами, а поселялись в роскошных коттеджах, имели расширенные сети наркоторговли, контрабанды, снимали дань с таборов и вовсю "взаимодействовали" с местными администрациями. Цыгане вышли на высший криминальный уровень.

Не так уж и легко справиться с цыганской преступностью. Во-первых, нация довольно многочисленная, сегодня в стране только зарегистрированных цыган около 200 тысяч, а реально – около 700 тысяч человек. В таборе практически все – родственники, и выведать что-нибудь у пойманного цыгана-преступника нелегко. К тому же мужчины гораздо реже совершают преступления, а женщин, у которых под десяток несовершеннолетних детей, по российскому законодательству обычно приходится отпускать. С наркоторговлей еще хуже: на "дело" цыгане обычно посылают собственных детей, не достигших 14 лет, и доказать причастность родителей к "проделкам" ребенка трудно.

На сегодняшний день цыгане стали одной из самых активно торгующих наркотиками наций: на 100 тысяч ромалэ приходится 184 торговца зельем, и это лишь те, о ком уже "позаботилась" милиция. Реально их в десятки раз больше! В отличие от таджикской наркомафии, занимающейся крупными поставками и потому более легко вычисляемой, цыгане торгуют мелкими партиями. И, тем не менее, богатеют на глазах. Например, на окраине Самары, в поселке Зубчаниновка, построен целый vip-городок, принадлежащий местным цыганам. Главенствует там известный в довольно широких кругах цыганский барон, он же президент Ассоциации самарских цыган Николай Вербенко. Господин Вербенко живет в таком замке, что его крыша сияет на весь поселок. В своих интервью барон скрывает свое причастие к наркотрафику, хотя все наркоманы Самары съезжаются в цыганский городок за героином и гашишем. Милиционеры "шмонают" молодежь при выезде из поселка, но сам городок почему-то не трогают.

Не менее известный цыганский наркорынок располагался до недавней поры в городе Кимры, что недалеко от Твери. Несколько сотен цыган, обосновавшихся в городке, обеспечивали героином тысячи тверских наркоманов, ежедневно приезжавших в Кимры на электричке. Только благодаря работе Госнаркоконтроля недавно было разворошено это "осиное гнездо". Но сколько таких "мекк" для наркоманов процветают в цыганских поселках по всей стране?

Цыганская преступность – проблема не только России. С отменой странами Европы визового режима для румынских граждан цыганские таборы хлынули в цивилизованные европейские страны. Особенно много цыган осело в Италии, где они отличились наркоторговлей, проституцией, попрошайничеством и воровством, и пришлось властям депортировать 450 цыган, а 500 – поместить в спецлагеря для беженцев. Уставшее от цыганской преступности австрийское правительство решило на свои средства построить тюрьму на территории Румынии, подсчитав, что это будет дешевле, чем перевоспитывать их в Австрии. Французская полиция силой ликвидировала поселения цыган на окраинах крупных городов. Чехи собираются строить гетто для цыган. В общем, никому они добра не принесли.

При всем этом, цыганские общественные деятели часто выступают в прессе и спорят с этими утверждениями. Президент Российского фонда цыганской культуры "Рома" Георгий Янко согласен с фактами цыганской преступности, но обвиняет в этом россиян, которые не дают цыганам возможность честно зарабатывать деньги. А руководитель Национально-культурной автономии цыган Александр Бориев согласен с тем, что как торгует "наркотой" цыгане, не торгует ни один народ в стране, но призывает самих цыган отказаться от этого зла и возвратить народу доброе имя.

А было ли оно когда-нибудь, это имя? Трудно сказать. Однако против фактов никуда не деться, цыганские наркобароны продолжают свое "черное дело", заставляя органы ФСКН РФ охотиться на кочующих торговцев смертью.

Цыгане живут таборами. Так у нас считают. Ну, если не таборами, так тесной общиной. Все в ней друг друга знают, каждый шаг отдельного человека контролируется.
Ну а дальше в меру фантазии. Кто о цыганах думает хорошо, тот расписывает, как замечательно община блюдёт нравственные устои. Кто цыганский народ терпеть не может, тот заявляет, будто "табор" это фактически банда. И куда - дескать - цыгану податься? Если община какого-то города занята преступным бизнесом, то хочешь, не хочешь - а приходится злодействовать.
Разные есть мифы о цыганах. Одни романтические, другие откровенно лживые, третьи "чёрные". Этот следует считать предельно опасным.
Но почему? Ведь теоретически нет ничего необычного в том, что люди одного "племени" подчиняются заведённому порядку. Возразят: "Это напоминает бутылку. Можно наполнить её вином, а можно серной кислотой. От самих цыган зависит, какие они порядки заведут в своей общине".
Звучит убедительно.
Вот только на практике всё сводится к огульному обвинению в преступлениях. В той же наркоторговле, как правило. Вот типичные образцы обывательских рассуждений, попавшие в печать:


Основой "цыганского криминального сообщества" является табор. Преступным промыслом занимаются все: женщины, дети, мужчины, совсем уже пожилые люди. Семьи у цыган большие - от пяти до десяти детей в каждой. Кормить такую ораву надо, поэтому ромалы "трудятся" не покладая рук. Цыганская преступность - преступность особого рода, действуют настоящие профессионалы своего дела: изобретательные, напористые, хитрые и изворотливые. И очень жестокие.

Александр Егоров "Cекреты цыганской мафии"
"Мир криминала" Костромская народная газета

О цыганской мафии пишут не часто, и мало кто знает, что она по своей силе и влиянию во многом превосходит другие, всем хорошо известные этнические преступные группировки. К тому же цыгане охватили практически все сферы уголовного промысла. Ничего удивительного нет, в цыганской среде с криминалом напрямую связаны все - от мала до велика. Огромные семьи необходимо кормить, и добычей пропитания занимаются и дети, и женщины, и мужчины, и старики. Воровство, грабеж и мошенничество - традиционные преступления чавал.
Цыганские наркобароны наступают!
"Украина криминальная"

Перечислять подобные цитаты можно бесконечно. Но было бы глупо застревать на том, что вы и так постоянно слышите с экрана. Остановлюсь лучше на другом аспекте. Это уже будет не "ширпотреб", а рассуждения вполне интеллигентных людей. Они тоже напирают на то, что у цыган есть община, и - стало быть - спрос с них особый. Изложу эту позицию конспективно:
- Почему цыгане сами не обуздают наркоторговлю? Они про своих всю подноготную знают лучше милиции. Если бы они реально хотели, чтобы об их народе было хорошее мнение, они первыми должны были приструнить барыг, воров, мошенниц. Разве они не знают, из чего складывается репутация нации? Честные цыгане должны отмежеваться от негодяев. Отчего же они этого не делают? У них в руках все рычаги воздействия (тут одни русские вспоминают про "баронов", другие о "цыганском суде"). Так что же мы видим? Ударил этот народ хоть пальцем о палец, чтобы к нему лучше относились? Нет? Ну тогда пусть не обижаются, что их показывают только в криминальной хронике. Заслужили!
*****
Согласитесь - вполне логичная позиция. Если довериться этой логике, то цыгане - и вправду мафия. Могут остановить зло, но не делают этого. Стало быть, даже тот, кто впрямую не втянут в преступный промысел, сочувствует криминальным соплеменникам.
Кто-то из вас уже догадался, в чём тут подвох? Имеется ведь один скромный пункт, разрушающий всю эту теорию.
Не буду томить.
У российских цыган давно нет общины. Они не могут контролировать заработки друг друга. Когда их предки жили кочевыми таборами, "предъявить счёт" можно было каждому. В те стародавние времена табор и вправду был общиной, контролирующей каждого своего члена. Но в 1956 году указ об оседлости поставил на древних обычаях крест. Из года в год община ослабевала, распадаясь на отдельные семьи. Сейчас от былой силы табора остались одни воспоминания. Ну и внешняя оболочка, естественно.
Цыгане вместе празднуют Пасху.
Цыгане сотнями собираются на свадьбу или поминки.
Матери всё ещё внушают дочкам, как надо себя вести (под бессмертным девизом "Что люди скажут?").
Если один цыган задолжал другому, всё ещё можно собрать сходку.
Но!
Зарабатывает каждая семья сама. И как это делать - никто ей не указчик. Русским давно пора осознать новую реальность. "Табор" или "община" (называйте как хотите) утратил свою власть в главном. Внешние атрибуты в наличии, а внутри давно уже царит тот же самый раздрай, что у нас с вами.
С цыган продолжают по инерции спрашивать так, словно они племя или аул. А они - в смысле подконтрольности - такие же, как мы. Если войти в цыганский дом с претензиями, что надо жить иначе, то - будьте уверены - пошлют куда подальше. Сейчас у каждой семьи свой ум, и повлиять на неё нереально.
Вот я сейчас задам вам вопрос, а вы попробуйте честно на него ответить. Допустим, вы знаете, что ваш сосед по лестничной клетке или бывший одноклассник живёт на криминальные доходы. Можете вы это как-то пресечь своими силами? Душеспасительную беседу отбрасываем. На практике это не действует.
Что там сосед! Бывает так, что у родителей-инженеров сын - бандит. Могут эти достойные старики что-то с непутёвым сыном поделать?
Ну так вот. У нас, русских единственный реальный рычаг - это "сигнал" в милицию. Почему вы думаете, что у цыган иначе?
Смотрю на ситуацию сблизи. Знаю случаи, когда честные цыгане стыдят криминальных. Вообще-то это не принято. Но бывает так, что накипело. Стыдят… Дерутся даже иногда! Представьте - и до этого дошло. Но результат-то нулевой! Такой же, как у русских. Потому что если каждый сам себе хозяин, то положить конец криминальной активности может только милиция.
Итак, проблема в двойных стандартах. Рассуждая о себе, русские чётко знают: я, это я, а он - это он. Я за соседа (и даже за родственника) не ответчик. Я - цивилизованный человек, я законопослушен. Остальное - дело профессионалов. На то мы и содержим милицию, чтобы она нас защищала. А вот цыган - другое дело. Он в сознании россиян - дикарь. А дикари друг за друга в ответе. Украл один - всё племя виновато. Почему знали, но не остановили?
И до тех пор, пока русские не спишут в архив удобный миф о всесильной общине, ничего не изменится. Цыгане так и останутся в их глазах мафией.
Но пора понять. Между русским и цыганом в злополучном вопросе "коллективной вины" нет уже никакой разницы. Я веду большую переписку, слежу за дискуссиями на форумах. Иногда просто зло берёт.
- Почему цыгане не отмежёвываются от своих негодяев?
Сама постановка вопроса добивает. А мы, русские как отмежёвываемся? Давайте на конкретном примере. Вот ограбил русский парень сберкассу. Что конкретно делают интеллигентные чистюли, чтобы о них не судили по этому преступнику?
На демонстрацию выходят?
Нарукавную повязку носят с лозунгом "Нет русскому криминалу!"?
Или интервью после каждого преступления дают: "Не смешивайте всех русских с этим бандюгой."?
Ну ведь ясно, что все мы просто игнорируем преступления славян! Я - это я. А у него своя ответственность. Поймают - пусть сидит.
Или я наговариваю? Может быть, мы, русские сами ловим "родных" бандитов и наркоторговцев (без милиции), сами осуждаем (без официального суда), сами наказываем или хотя бы выселяем?
Так ведь нет. Контроль за русскими негодяями мы благоразумно предоставляем МВД. Почему же у цыган должно быть иначе?
*****
Кстати, о милиции. Всё, что обязан делать гражданин по конституции, цыгане делают. С рабочих, артистов, предпринимателей государство вычитает налог. Именно на эти деньги и содержится МВД. Вы когда-нибудь задумывались, что милиция существует не только на русские, но и на цыганские деньги? Выплатив налог, цыган вправе ожидать, что правоохранительные органы пресекут мошенничество и наркоторговлю. Не сказал бы, что в окружающей жизни я вижу в этом деле особое рвение. Слишком часто милиция "крышует" преступников вместо того, чтобы их сажать. А зарплата им идёт - ещё раз напомню - от граждан всех национальностей. В том числе и от цыган.
*****
И уж совсем для вас сюрпризом будет, если я скажу, что некоторые цыгане не только налоги платят. Хоть и не принято это по национальным традициям, но жизнь шире схемы.
Да, вы угадали. Я знаю цыган, которые работают в милиции. Есть среди них даже следователи с многолетним стажем. Как работают? Снаружи трудно понять. Известно, что некоторые получают повышения и награды. Покойный Ян Сергунин дослужился до Государственного советника юстиции второго класса (то есть до генерал-лейтенанта) и был награждён президентом за восстановление судебной системы в Чечне.
Но это к слову. Вернёмся к любимой фразочке форумов, что "честные цыгане должны отмежеваться от беспредела, который творит их мафия".
А чем, по вашему, цыгане последние десять лет занимаются? Это мы, русские не считаем, что должны отвечать за своих головорезов, душегубов и маньяков. А в цыганских интервью вы нередко встретите слова осуждения в адрес недостойных соплеменников. Отмежёвываются артисты "Ромэна" и лидеры ряда цыганских организаций. Пытаются объяснить, что не приемлют криминала и "простые" цыгане. Вы хоть кого-то из них услышали? Все их оправдания для обывателя - одно лицемерие. Дымовая завеса над мафиозной деятельностью.
Ведь у них община!
Ведь если б только захотели!
Ведь им "в таборе" даже милиция не нужна. Сами бы справились!
Вот так и живём. Чёрный пиар вливается в наши уши ежедневно. В криминальной хронике нам обязательно покажут и "цыганского наркобарона", и мошенниц, которые дурачат бедных стариков под маркой "мы из собеса".
А предоставил кто-то Маеру Янко трибуну с его воззванием против наркоторговли?
А показали вам акцию "Цыгане против наркотиков"?
А аллею на кладбище, где лежат цыганские жертвы героина, кто-то на экране видел? Надгробия над ребятами и девчонками?
Многие цыгане готовы криком кричать, чтобы показать оборотную сторону медали и своё отношение к нашей общей беде. Но информационная политика редакций стоит между вами и честными цыганами нерушимой стеной. Русские не должны знать, что эти люди желают отмежеваться. Они - община. Все они одна шайка.

Ну так именно у котляров наркоторговли и нет! Там, где родовая община не фиктивна, а реальна, кровавый бизнес жёстко пресечён. По всей России разбросаны котлярские посёлки. Ни к одному по поводу героина нет претензий.
И ещё одна община не фиктивна. У приезжих из Средней Азии цыган-люли. Эти кочевники живут в палатках, перебиваются случайными заработками. Женщины и дети попрошайничают. Порой голодают. Но почитайте интервью милиционеров, которым вменили в обязанность контролировать узбекских и таджикских цыган. Не пеняют работники МВД ни на воровство, ни на торговлю наркотиками. Ни одного случая за 15 лет не зафиксировано. Потому что это табор! Потому что внутренний перекрёстный контроль на высоте.
А вот "мадьяры" тоже живут в палатках. Но родовой общины нет. Венгерский табор - это конгломерат независимых семей. Героина и там нет. Зато карманные кражи - обычное дело.
*****
А дальше я наблюдаю парадокс. Вот перед нами два цыганских сообщества: котляры и люли. И там, и там сохранившаяся родовая община пресекает преступность.
Вроде бы, надо радоваться?
Ан нет. Именно к котлярам и люли у прессы накопился ворох презрительных обвинений. Они-де отсталые, тёмные, детей не учат, живут как в XIX веке. Браки у них по сговору родителей. Надо их срочно цивилизовать, чтобы подтянулись на уровень прочих россиян.
На мой взгляд, это шизофрения. Вы уж определитесь, дорогие журналисты, чего вы хотите. Если для вас главное, чтобы героином российскую молодёжь не травили - оставьте всё как есть. А если хотите разрушить последние таборы, то готовьтесь, что эти цыгане станут как русские - то есть с индивидуальной ответственностью. И часть из них вольётся в преступный мир: как это произошло с сэрвами , ловарями , крымами и прочими цыганскими этногруппами.
Между прочим, то же самое случилось веком раньше с нашей деревней. Всплеск русской преступности начался после распада крестьянской общины, которая при царе-батюшке надёжно контролировала малограмотных мужиков.
*****
Есть ли выход? На мой взгляд, он не в кулаках, которые чешутся при просмотре криминальной хроники, а в голове. Если русские откажутся от мифа о всемогущей цыганской общине, поводов для озлобления станет меньше. Пора посмотреть правде в глаза. Если видеть в цыганах не дикое племя, а равных людей, то они окажутся товарищами по несчастью. Цыгане, приобщившиеся к нашей цивилизации, точно так же не могут контролировать национальную преступность, как вы не способны переделать соседа по подъезду.
Если мы уберём двойные стандарты, если перестанем накладывать на цыган "коллективную ответственность", наш мир станет хоть немного более справедливым.



error: Контент защищен !!