Урок окружающего мира "Трудные времена на русской земле" (4 класс). Трудные времена на русской земле Почему Русь покорилась монголо-татарам

План

1. Нашествие Хана Батыя.
2. Защита северо-западных рубежей Александр Невский.


1. Нашествие Хана Батыя.

К середине 12 века Русь распалась на отдельные княжества. Каждый князь желал самостоятельности.

Карта того времени разноцветная.


В 13 веке наступили трудные времена. На Древнюю Русь с востока напали кочевники — монголы . Князья не смогли защитить Русь от нашествия. В то время не было согласия между русскими князьями.

В конце 1237 года внук Чингисхана — хан Батый — привел к границам Древней Руси огромное войско. На пути татарских полчищ первой оказалась Рязань. Жители города 5 дней оборонялись, но на шестой день город был разгромлен и сожжен. Почти все его защитники погибли.

В феврале 1238 года монголо-татарское войско заняло Владимир, Коломну, Москву, Тверь, Все города были разрушены.

Однако на Новгород хан Батый не пошел, а повернул назад. На его пути встал небольшой город Козельск , который монголы прозвали злым городом. Маленький город Козельск враги штурмовали 7 недель. Четыре тысячи вражеских воинов легли под стенами Козельска, но и защитники города погибли. Врагам достались одни развалины.

В 1240 году был разграблен и разрушен Киев.

Почти вся Древняя Русь была разорена монголо-татарами. Русь попала в зависимость и выплачивала дань Золотой Орде. Князья ездили к правителю (хану) Золотой Орды за разрешением на владения княжествами. Около трехсот лет хозяйничали монголы на русской земле.

Однако в борьбе с Русью Золотая Орда стала ослабевать. Золотую Орду стали раздирать внутренние противоречия. Подчинить себе Европу они не смогли.

2. Защита северо-западных рубежей. Александр Невский.

На северо-западных рубежах появилась новая угроза от шведских захватчиков и немецких рыцарей-крестоносцев (на одежде у них был изображен крест).

В июле 1240 года шведские корабли бросили якорь в устье Невы. В Новгороде княжил Александр, сын великого князя Ярослава Всеволодовича. Он выступил навстречу шведам. Шведы были застигнуты врасплох и разбиты наголову 15 июля 1240 года. За эту победу, победу на Неве, князь Александр получил прозвище Невский .

Спустя 2 года на Чудском озере Александр Невский разбил рыцарей-крестоносцев. В бою рыцари, чтобы пробить самую крепкую оборону, строились клином. Довершали бой пешие воины, которые становились внутри и позади клика. Знаю тактику противника, Александр Невский по краям поставил конницу. В центре стояли воины, вооруженные луками, топорами, мечами и крючьями, которыми стаскивали рыцарей с лошадей.


Началась битва 5 апреля 1242 года . Рыцари были закованы в тяжелые доспехи. Каждый из них весил около 120 кг. Трудно было сдержать напор врага. Однако смяв центр русских войск, рыцари сами оказались в западне. Сбитые в кучу, они стали добычей русской конницы. Немцы поняли, что оказалась в западне и стали отступать. Под тяжестью лед начал трескаться. Лишь немногим из рыцарей удалось спастись бегством по льду озера.

Сражение на Чудском озере вошло в историю, как Ледовое побоище. Именем Александра Невского был назван орден для офицеров за руководство успешной операцией, в результате которой врагу наносился большой урон. В 1995 году день 5 апреля был объявлен Днем воинской славы России .

Просмотры: 11 180

Вам может быть интересно

Тип урока: комбинированный

Цель

формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Прослеживать на карте нашествие Батыя на Русь, обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия, описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов, рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника, находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками. Заполнять «Героическую летопись России» в рабочей тетради. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Планируемые результаты

Предметные

Знать понятия: дань, хан Батый,

Золотая орда,

Александр Невский.

Почему Русь не смогла организовать достойный отпор монголо-татарским полчищам, почему шведы начали своё наступление в 1240 году.

Уметь

пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Ставить и формулировать проблемы.

Р. - самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

К. - формулировать своё мнение и позицию.

Личностные результаты

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Основные понятия и определения

понятия: дань, хан Батый, Золотая орда, Александр Невский.

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем, как Русь отстаивала свою независи-мость. По карте и иллюстрациям сравним во-оружение воинов, опишем Невскую битву и Ле-довое побоище. Постараемся осознать, какую роль сыграли эти события в истории России. Будем учиться составлять рассказ о выдающем-ся человеке. Вспомни, что ты знаешь о городах и военном деле на Руси.

Изучение нового материала

Трудные времена на Русской земле

НАШЕСТВИЕ БАТЫЯ

К середине XII века Древняя Русь распалась на отдельные княжества. Князья хотели быть са-мостоятельными и никому не подчиняться. Кар-та Руси того времени напоминает разноцветную мозаику.

В XIII веке на Русь обрушились тяжёлые ис-пытания. С востока, из Азии, напали степные кочевники — монголы

Русские князья не сумели объединиться для отпора врагу

Поход на Русь возглавил хан Батый. Первым русским городом на пути батыевых полчищ ока-залась Рязань. К её стенам враги подошли в конце 1237 года. Пять дней оборонялись рязан-цы, но на шестой монголы разгромили и сожгли город. Почти все его защитники погибли.

В феврале 1238 года полчища Батыя осадили, а затем сожгли Владимир. Тогда же захватчики эазгромили и другие города. В летописи сказа-но: «Не было места, где бы они не повоевали».

Батыю открылась дорога на богатый Новго- эод. Однако он повернул назад. На обратном ~ути в южные степи Батыева рать семь недель ~ровела под небольшим городом Козельском, жители которого стойко и упорно сопротивлялись. Монголы прозвали Козельск злым городом.

Такая же печальная участь ожидала и Киев. В 1240 году он был захвачен и разрушен.

Почти вся Русь была разорена монголами, многие русские города были сожжены. Боль-шинство русских земель попало в зависимость к Золотой Орде — так стало называться государ-ство монголов. Отныне Руси пришлось выпла-чивать дань Орде. Князья должны были ездить к хану — правителю Золотой Орды — за разре-шением на владение княжествами.

В борьбе с Русью силы монголов ослабли. Подчинить себе всю Европу они не смогли.

Русские воины Монгольский воин

Осмысление и понимание полученных знаний

Работа с исторической картой

По тексту учебника и карте просле-дите нашествие Батыя на Русь.

Найдите на карте места сражений русских войск со шведскими и немецкими захватчиками.

ЗАЩИТА СЕВЕРО-ЗАПАДНЫХ РУБЕЖЕЙ. КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ

Новая угроза появилась на северо-западных рубежах Руси. Опасность исходила от шведских захватчиков и немецких рыцарей-крестонбсцев (на их одежде и вооружении был изображён крест).

Первый удар нанесли шведы. В первых числах июля 1240 года шведские корабли бросили якорь в устье Невы. Навстречу им выступил молодой и решительный новгородский князь Александр Яро- славич с дружиной. Застигнутые врасплох, шве-ды были разбиты наголову 15 июля 1240 года.


Ледовое побоище

За победу на реке Неве князь Александр получил прозвание Невского.

Два года спустя Александр Невский во главе рати разбил рыцарей-крестоносцев на льду Чудского озера. В истории эта битва осталась под названием Ледового побоища.


В бою рыцари строились клином. Его удар был так силён, что пробивал самую крепкую оборону. Пешие воины находились внутри и позади клина. Обычно они
довершали разгром противника. Зная об этом приёме врага, Александр по краям поставил конницу, а в центре — бойцов, вооружённых луками, топорами, мечами и крючьями, чтобы стаскивать рыцарей с лошадей.

Битва началась 5 апреля 1242 года. Трудно было сдерживать натиск рыцарей, закованных в тяжёлые доспехи. Но получилось так, что рыцари, сумев смять центр русских сил, сами же оказа-лись в западне. Сбитые в кучу, они стали лёгкой добычей. Как вихрь, налетела с боков русская конница. Рыцари дрогнули и начали отступать. И здесь начал трескаться лёд. Многие рыцари из-за тяжёлых доспехов утонули в озере.

Обсудим!

1.Как вы думаете, почему Русь не смогла организовать достойный отпор полчищам Батыя?

2.Почему шведы начали наступление в 1240 го-ду? Отчего они были уверены в успехе?

Самостоятельное применение знаний

Проверь себя

1. Расскажи о монгольском нашествии на Русь по плану: кто такие монголы, кто возглавлял войско завоевателей, когда захватчики вторглись на Русь, как оборонялись русские города. 2. Как проявился полководческий талант Александра Невского в битве на Чудском озере? 3. Каково значение побед Александра Невского?

Вывод

В XIII веке Русь надолго попала в зависи-мость к Золотой Орде. В годину тяжёлых бедствий удалось отстоять северо-западные рубежи нашей Родины. Русские воины разби-ли шведов на реке Неве и немецких рыца- рей-крестоносцев на льду Чудского озера.

Задания для домашней работы

У р о к 45. ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА НА РУССКОЙ ЗЕМЛЕ

22.08.2014 3413 0

Цели:

1. Сформировать представления учащихся о военном деле на Руси.

2. Познакомить с героическими страницами истории Отечества.

3. Развивать умение работать с картой.

4. Воспитывать любовь к Родине.

О б о р у д о в а н и е: историческая карта; схема «Завоевательные походы монголо-татар», схема «Битва на Чудском озере».

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы, целей урока.

Учитель. Сегодня мы познакомимся с героическими страницами истории Отечества.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель проводит фронтальный опрос:

– Кто создал славянскую азбуку?

– Какими были книги в Древней Руси?

– Что в оформлении древних книг напоминает современные книги?

Несколько учащихся выполняют индивидуальную работу по карточкам.

№ 1. Вставь пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания.

Славянскую азбуку создали византийские монахи … и … (Кирилл и Мефодий) , которые жили в … (IX) веке. Письменность на Руси стала распространяться после принятия … (христианства) . В Древней Руси велись записи важнейших событий – … (летописи) . Самая известная летопись Древней Руси – … («Повесть временных лет») . Ее написал в начале XII века монах … (Нестор). Он рассказывает о племенах … (восточных) славян.

№ 2. С помощью стрелок соедини историческое событие и имя русского князя, связанное с данным событием.

III. Работа над новым материалом.

Учитель. В 1223 году летописец писал: «Пришла неслыханная рать. Их же никто хорошо не знает, кто они и откуда пришли, и какой язык их, и какого они племени, и какая их вера». Так описывали появление у границ Руси нового опасного врага – монголо-татар.

Татары, или монголы, жили далеко на востоке от русских границ, внутри Центральной Азии. В начале XIII века у них возникло государство.

Монголо-татары – это кочевые племена. Они занимались разведением скота: лошадей, верблюдов, коров, овец, коз. Скоту нужны были новые пастбища, поэтому монголы переходили с места на место в поисках новых пастбищ.

Необходимость завоеваний новых пастбищ для занятия скотоводством послужила образованию Монгольского государства. В 1206 году на реку Онон съехались предводители монголо-татарских племен на курултай (съезд монгольской знати) и избрали вождем Чингисхана. Он и возглавил завоевательные походы монголо-татар.

Учитель демонстрирует схему.


У них было хорошо организованное войско. Основную ударную силу монголо-татар составляла конница. Каждый воин имел два-три лука, несколько колчанов со стрелами, топор, веревку, хорошо владел саблей. Лошадь воина покрывалась шкурами и тем самым была защищена от стрел противника. Голову, шею и грудь воина защищали шлем и панцирь из кожи.

Учитель предлагает рассмотреть рисунки с изображением воинов: русских и монгольских. Сравнить их (с. 60 учебника). Учащиеся делают вывод, что монгольские воины имели лучшее снаряжение.

Учитель. В 1223 году монгольское войско появилось в причерноморских степях поблизости от границ Руси, где жили половцы. Половцы толпами бежали в Русь: «Мы теперь побиты, а если нам не поможете, так порубят и вас». Несколько русских князей (Мстислав Киевский, Мстислав Черниговский, Мстислав Галицкий) сошлись вместе и 31 мая встретились с татарами на реке Калке, у Азовского моря.

Напав на сторожевой отряд, княжеские дружины стали преследовать его и так растянулись, что потеряли связь друг с другом. Когда на девятый день похода за речкой Калкой князей встретил сомкнутый строй монгольской конницы, то навести боевой порядок было трудно. Русские дружины были разбиты поодиночке.

Учитель предлагает показать на карте место битвы на реке, назвать города, захваченные монголо-татарским войском.

Ученики. Рязань, Владимир, Москва, Переяславль, Торжок, Козельск и др.

Учитель демонстрирует схему походов монголо-татарского войска:

1223 г. → река Калка;

1237 г. → Рязань → Коломна → Москва → Владимир → Торжок → Козельск («злой город») → Новгород;

1240 г. → Киев.

Учитель. В 1237 году монголо-татары перешли Волгу, так как нацелились на русские земли. Князья знали об опасности, но ничего не сделали для объединения сил на отпор врагу, они были заняты междоусобицей (боролись между собой за расширение своих владений).

Войско Батыя насчитывало 150 тысяч воинов, в то время как вся Русь могла собрать 100 тысяч воинов.

Первому удару подверглась Рязань (учитель показывает на карте). Монгольские послы потребовали покорности и одну десятую часть «во всем». Рязанцы ответили мужественно: «Если нас всех не будет, все ваше будет». Все рязанцы погибли, защищая свой город, в том числе и князь Юрий Рязанский. С тех пор этот город уже не поднялся. А новый был отстроен в 60 км от этого места.

В январе по реке Оке (показывает на карте) двинулось монгольское войско на город Владимир. Сражение, закончившееся поражением русских войск, произошло у Коломны.


Сто километров не дошли монголо-татары до Новгорода. Весенняя распутица сделала непроходимыми дороги для монгольской конницы. Хан Батый повернул свое войско обратно. На пути лежал город Козельск.

Козельцы на вече решили: татарам не сдаваться и «положить свой живот» за князя, чтобы получить на этом свете славу, а на том – венец от Христа-бога. Семь недель держался Козельск: горожане бились с татарами в поле, резались с ними на стенах городских и полегли честно все до последнего. Не пощадила орда ни женщин, ни старцев, ни младенцев. Стал Козельск одною огромною могилою. Козельский князь тоже погиб. Он был еще малым ребенком, и пронеслась молва, будто утонул он в крови. С той поры татары не называли город Козельском, а звали его «злым городом».

В 1239 году татарское войско появилось в Южной Руси (показывает на карте). Ни один из русских городов не приглянулся татарам, как Киев:

Подступает к нам под Киев царь Батый,

Подступает он с двумя сыновьями,

И со зятем, с Лукоперым-богатырем.

А и пишет, собака, похваляется:

«Я Киев-ат город выжгу, вырублю,

Божьи церкви с дымом пущу,

Князя со княжной в полон возьму,

А князей-бояр во котле сварю».

6 декабря 1240 года Киев пал. В 1243 году после похода на Южную Русь в Поволжье возникло государство Золотая Орда со столицей Сарай (около современной Астрахани). Русские князья теперь получали от золотоордынских ханов ярлык – ханскую грамоту с правом на княжение. И везли ханам дань – богатые подарки продуктами питания, серебром, ремесленным товаром.

Так установилось монголо-татарское иго над Русью – зависимость от завоевателей, состоящая в уплате дани.


Еле-еле-еле-еле (Медленно кружатся на месте

Завертелись карусели. в правую сторону.)

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

Побежали, побежали, (Легкий бег на месте.)

Тише, тише, не спешите, (Постепенно замедляют бег,

Карусель остановите. остановились, покружились,

Покружились, завертелись, сели.)

Отдохнуть уселись.

Учитель. Не одни злые татары обижали русских людей. Пришли на Русь с северо-запада другие враги – шведы. Начальник их, Биргер, послал своих воинов в город Новгород и велел сказать новгородскому князю Александру: «Мы пришли взять себе этот город, а тебя, князь, и детей твоих хотим сделать своими слугами!» О подвиге новгородцев и князя Александра прочитаем статью «Князь Александр Невский» на с. 62–63 учебника.


Учитель (дополняет) . Было князю Александру всего 20 лет. Вскоре после сражения крестоносцы отправили своих послов в Новгород просить мира. Александр согласился на мир, но предупредил: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет».

Учащиеся показывают на карте места сражений русских войск со шведскими и немецкими захватчиками.

IV. Закрепление изученного.

Учитель проводит беседу по в о п р о с а м:

– Кто напал на Русь в XIII веке?

– Кто возглавил поход монголо-татарского войска на Русь?

– Какой первый русский город оказался на их пути?

– Какой город оказал Батыю серьезное сопротивление?

– Что случилось с Киевом?

– Как стало называться государство монголо-татар?

– Почему монголо-татарские воины захватили древнерусские города?

Учащиеся заполняют с х е м у:

– Какая появилась угроза с северо-запада для Руси?

– Кто выступил против них?

– Как разбил шведов Александр?

– Какое прозвище он получил за эту победу?

– Под каким названием вошла в историю битва на льду Чудского озера?

– Как строились крестоносцы? С какой целью?

– Как разбил крестоносцев Александр?

Учитель. Два летописца, принадлежащие к разным воюющим сторонам, описывают одну и ту же битву.

Разделитесь на две команды, и пусть первая команда описывает сражение за одно войско, а вторая – за другое. Сравните описание в классе. В чем есть различие?


V. Итог урока. Выставление оценок.

Учащиеся читают вывод на с. 64 учебника.

Домашнее задание.

С. 59–63. Ответить на вопросы «Проверь себя». Выполнить задания на с. 64.

Окружающий мир. 4 класс.

Тема: «Трудные времена на Русской земле».

Цель: * Обобщение знаний о трудных временах на Руси;

  • закрепить знание героических страниц истории Отечества;
  • развивать умение работать с картой, в группах, в ПСС, ППС;
  • воспитывать любовь к Родине;
  • проверить усвоение умений самостоятельно в комплексе применять ЗУН, осуществлять их перенос в новые условия.

Тип урока: Учебное занятие обобщения и систематизации ЗУН.

Оборудование: раздаточный материал, карта, проектор.

Темы:

5. Иван 3. Стояние на Угре.

Ход урока

ответы

примечания

время

Организационный момент.

Постановка целей и задач на уроке.

Сегодняшний урок я хочу начать с таких слов:

«Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет.»

А в чём смысл этих слов мы постараемся понять в течении урока.

Сегодня мы обобщим ваши знания по пройденным темам:

Каким?

« Трудные времена на Русской земле.»

- Какая проблема возникла в 13 веке у русского государства?

- Почему возникла эта проблема?

- Как русский народ справился с этой проблемой? На эти вопросы мы постараемся найти ответы на сегодняшнем уроке.

Что необходимо знать по этой теме?

Что необходимо уметь?

Знать:

даты

события

личностей

Уметь:

пересказывать,

работать с картой, рассуждать, работать в ППС, ПСС, группах

Проблема: Нашествие захватчиков.

Причина:

Раздробленность Руси на княжества.

Решение:

Объединение.

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

1. Проверка знания дат.

Цель: Проверка знания основных исторических дат соответствующих пройденной теме.

Задание: На ленте времени обозначить событие.

2. Проверка знания терминов.

Цель: Проверить знания и термины относящиеся к истории Руси и монголо-татар.

Задание: Обозначить какие слова относятся к истории монголо-татар, а какие к истории Древней Руси.

3. Проверка знания исторических личностей.

Цель: Проверить знания детей об основных исторических рыцарях изучаемого исторического времени.

Задание: Подчеркнуть лишнее. Почему?

Кто такие летописцы?

Проверка. На доске и в карточке ключ.

Проверка: ключ у учителя, остальные проверяют по первому. Второму и т.д.

Проверка: фронтальная.

Работа в ППС

Контрольная пара называет дату и событие на доске учитель отмечает.

Работа в ПСС.

Работа в группах.

Класс делится на 5 групп по названию основных тем.

Работа в группах.

Цель: учить детей пересказывать исторический материал, работать с картой.

Задание: Каждая группа рассказывает об исторической личности и событии.

В ходе рассказа другие группы могут задать вопрос. – 1.

Исследование о словах взятых эпиграфом к уроку.

Показ на карте исторического события.

Пересказ.

Учитель демонстрирует слайды по темам.

Контроль и самоконтроль ЗУН.

Цель: Проверить знания учащихся по пройденной теме.

Задание: Ответить на вопросы выполнив тест.

Проверка: тест проверяет учитель.

Самостоятельная работа детей.

Итог урока.

С каких слов мы начали наш урок?

Так в чём же смысл этих слов?

Почему?

Домашнее задание.

Нарисовать рисунок по любой запомнившейся теме.

Материал к уроку.

1. Трудные времена на Русской земле. Нашествие монголо-татар.

В XIII веке на Русь обрушились тяжелые испытания. С юга пришло монголо-татарское войско. Кто такие монголо-татары. Это кочевые (переезжающие с места на место) монгольские племена. Они занимались разведением скота: лошадей, верблюдов, коров, овец, коз. Скоту нужны пастбища, поэтому монголы переходили с места на место в поисках новых пастбищ.

Монголы жили в юртах - лёгких домах из жердей и войлока. При
переездах юрты разбирали и грузили в повозки. Монголы были неприхотливым и очень терпеливым народом. Они могли не есть по два-три
дня и легко переносили холод. Даже между собой они редко жили в
мире и согласии, а уж с другими племенами и народами и подавно постоянно враждовали. О них ходила молва как о жестоких и свирепых
людях.

По словам древнего историка, они имели «мужество львиное, терпенье собачье». Кочевая жизнь делала из каждого монгола искусного наездника и умелого воина. Мужчины много времени проводили на охоте, упражнялись в стрельбе из лука. Дети с двух-трех лет начинали ездить верхом на лошади и учиться стрелять без промаха.

Рассмотрите рисунки воинов: русских и монгольских: Сравните.

Монгольские воины имеют лучшее снаряжение.

Поздней осенью 1237 года Батый привел к русским границам огромное войско. На его пути лежало Рязанское княжество. У рязанцев не было сил, чтобы дать отпор такому сильному врагу. Рязанский князь Юрий Игоревич обратился за помощью к владимирскому и черниговскому князьям, но те не откликнулись на его призыв о помощи. Пять дней держалась Рязань, на шестой - пала. Все жители погибли.

Вслед за Рязанью монголо-татары заняли Коломну, Москву, Тверь, Владимир. Завоеватели разрушили и сожгли прекрасные русские города. Маленький город Козельск враги штурмовали семь недель. Защитники города погибли. Врагам достались одни развалины, но и их хан Батый приказал стереть с лица земли. В 1240 году был разграблен и разрушен Киев.

Батый после завоевания Руси основал огромное государство – Золотую Орду. Центром Золотой Орды стал город Сарай. (около современной Астрахани). Хотя коренные русские земли территориально не входили в Золотую Орду, они находились в полной зависимости от нее: подчинялись приказам ханов, платили огромную дань, подвергались опустошающим набегам.

ПРОБЛЕМА: на доске: Нашествие захватчиков.

Учитель: Почему же Русь покорилась монголо-татарам?

ПРИЧИНА: на доске: Раздробленность Руси на княжества.

Потому что не был мира и согласия между русскими князьями: они соперничали друг с другом, так как каждый хотел стать главным среди всех.

И как бы ни было сильно каждое княжество в отдельности - его военная сила ни шла ни в какое сравнение с необъятной силой монголов. Двести сорок лет хозяйничали монголы на русской земле. Двести сорок лет понадобилось русским людям, чтобы собрать силы и прогнать врага со своей земли.

2. Князь Александр Невский. Ледовое побоище.

Летом 1240 года крупные силы католических рыцарей начали наступление на северо-западные русские земли.

Собрав дружину свою, где подобрались крепкие воины, новгородский князь Александр, которому тогда было 19 лет, после внезапной атаки выбил немцев из захваченных городов на реке Неве. За это народ прозвал его Александр Невский.

В 1242 году от шведских и немецких рыцарей началась новая угроза.

Невский решил не дожидаться противника на своих землях, а встретить на эстонской территории, собрав 12-15 тысяч воинов, большую часть которых составляли ополченцы из Новгорода. Немцы и русские хорошо знали боевой строй друг друга. Противник рассчитывал свободно справиться с русскими, порубив их боевые порядки. Невский приготовил сюрприз. Указание отходить при столкновении дальше на лед.

5 апреля, когда немeцкиe рыцари выстроившиеся тупым клином, прозванным у русских «свиньей», врубились в боевые порядки новгородцев, те стали отходить. Немцы еще нажали и затем втянулись на лед озера. С боков, взяв противника «в клещи», ударила русская конница, смяв немцев и окружив. эту «бронированную свинью».

Немцы поняли, что оказалась в западне. Лишь немногим из рыцарей удалось спастись бегством по льду озера.

Новгородская пехота была вооружена специальными крючьями для стаскивания всадников с коней и самострелами. Около 7 км преследовали по весеннему льду тяжеловооруженных рыцарей. Каждый из них весил около 120 кг. Стал ломаться лед, и многие потонули в водах Чудского озера.

Сражение на Чудском озере вошло в историю, как Ледовое побоище.

Учитель вывод: Именем Александра Невского был назван сначала русский в 1725, а затем советский в 1942 орден для офицеров-от командира взвода до командира дивизии за руководство успешной операцией, в результате которой врагу наносился большой урон. В 1995 году день 5 апреля объявлен Днем воинской славы России.

Очень хорошо, что именно сегодня мы вспоминаем о подвигах русских воинов. Сколько лет прошло с того знаменитого события? 765 лет.

3. Русь расправляет крылья. Московский князь Иван Калита.

Московскому князю Ивану Даниловичу народ дал меткое прозвище. Калита так на Руси называли кожаную сумку для денег. Калитой окрестили князя по двум причинам. Во-первых, ему удалось скопить и утаить от жадных ордынских ханов немало золота и серебра. Во-вторых, Иван Данилович постоянно носил у себя на поясе кошель с монетами для раздачи бедным и нищим.

Иван Калита приходился внуком знаменитому князю Александру
Невскому. Во владение ему достался глухой, затерянный в лесах городок Москва. Но со временем крохотное княжество Ивана Калиты так разрослось, что стало самым большим и сильным среди русских земель, а Москва превратилась в богатый, хорошо укрепленный город.

В то время Иван сдружился с митрополитом, который тогда управлял всеми церковными делами на Руси. Калита упросил митрополита переехать в Москву. С тех пор к Москве, как духовной столице, стала тянуться вся Русская земля. Москве от этого была прибыль и почет.

Сделавшись великим князем, Калита стал еще чаще ездить в Орду, говорил там льстивые речи, постоянно возил подарки и вошел в большую милость к хану. Хан совсем вверился московскому князю и поручил ему собирать дань со всей Русской земли. Калита повел это дело так ловко, что и татары были довольны, и его собственная казна пополнела. Тогда он стал покупать у других князей их волости, а где было возможно - там брал силою. Московское княжество год от года все росло и крепло, а к концу жизни Ивана стало самым большим и сильным на Руси.

При Иване Калите на сорок лет прекратились губительные ордынские нашествия и погромы. Благодаря этой передышке Русь получила возможность начать собирать силы, чтобы позднее дать чужеземным захватчикам решительный отпор. Таки образом, Калита первый из князей понял, что главная причина бессилия Русской земли и всех ее бедствий уделы, и начал губить их беспощадно. Он первый стал собирать сращивать с Москвою разрозненные части Русской земли, поэтому его и называют первым собирателем Руси.

Учитель вывод: Великий князь Иван Калита умер в марте 1340 года, оставив сыновьям сильное княжество и богатую казну.

В исторических источниках указаны только годы правления князя, а даты рождения нет. 1332 – 1340 годы.

4. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

Мамаево побоище. Куликовская битва

Почти полтора века тяжким бременем лежало господство Золотой Орды на русских землях.

Потомок Александра Невского - московский князь Дмитрий Иванович перестал платить им дань. Он сумел объединить вокруг Москвы русские земли для отпора Орде.

Главой Золотой Орды в это время был хан Мамай. Мамай во главе огромного войска двинулся на Русь.

Московский князь призвал под свои знамена всех, кому дорога земля русская. На его клич отозвались многие. Перед выступлением Дмитрий Иванович посетил виднейшего представителя русского духовенства - Сергия Радонежского, который благословил воинство на битву, а так же послал с ним двух монахов воинов - Пересвета и Ослябю.

8 сентября 1380 г. противники встретились. Дмитрий решил вынудить Мамая начать бой не дожидаясь союзников. Он решил: «Лучше честная смерть, чем злая жизнь!» Переправившись через Дон, князь приказал: сжечь мосты, чтобы и мысли об отступлении не шло. Дмитрий занял на Куликовом поле такую позицию, чтобы татары не могли зайти ему в тыл с флангов. Мамаю оставалось атаковать лишь в лоб.

Летопись писала об этом сражении, что была брань крепкая и сеча злая, копья ломались, как солома, стрелы падали дождем, мечи сверкали молнией, и лилась кровь, как вода, и падало, как трава под косой, бесчисленное множество мертвых с обеих: сторон. Татарами овладел ужас, они побежали. Лишь небольшая часть мамаевой орды сумела уйти от погони. Русские потеряли не менее 20 тысяч человек.

По окончании битвы победители вдруг увидели, что нигде нет князя Дмитрия. Его стали искать и нашли живым, приваленным березой, в помятых доспехах, но он не был ранен. Больше недели русские хоронили павших, а в конце сентября вернулись в Москву, где предводителя войска нарекли Дмитрием Донским.

Монголо-татары хотели заставить русских продолжить выплату дани и ввести мусульманство. Московский князь хотел добиться для русских земель независимости от Орды.

Учитель вывод: Перед битвой встретились татарский богатырь Челубей и русский монах Александр Пересвет. Они ударили друг друга копьями, и Челубей упал головой к своему войску - плохая примета, означавшая поражение. Пересвет, тоже пронзенный копьем, несколько секунд продержался в седле и упал головой к татарам.

Итоги и значение: огромное войско монголо-татар потерпело сокрушительное поражение. Золотая Орда стала слабее. Мамай был убит своими. Русские поняли, что их сила - в объединении вокруг Москвы. В народе появилась вера в скорое освобождение от власти татар.

5. Иван 3. Стояние на Угре. Тихая победа. Великое стояние на реке Угре.

В 1462 г. на московский престол вступил 22-летний сын Василия Темного Иван. С 10-летнего возраста он был соправителем слепого отца.

Ивана III отличали осторожность, скрытность, тонкий политический расчет. Целью своей жизни новый князь ставил подчинение Москве всех русских земель и свержение ордынского ига.

Долго томилась Русь под властью татар. Но при великом Московском князе Иване третьем положение стало меняться: подвластные ему русские земли перестали платить татарам дань. Тогда хан Ахмат задумал нападение на русские земли. И в 1480 году осенью выступил в поход.

Московские войска заняли укрепленные переправы на реке Оке, и татары повернули на северо-запад, чтобы через менее полноводную Угру переправиться в московские владения.

Организовав оборону на Угре, на переправах встали войска с пушками, Иван III поехал в Москву, чтобы помириться со своими братьями и чтобы договориться с братьями тоже привести свои полки на Угру. В конце октября ударили морозы, и Иван дал войскам приказ отойти, чтобы приготовиться к обороне. Однако татары, видимо, подумали (ведь они видели очень большое количество русских войск), что им готовят западню, стремятся заманить в ловушку.

И тогда случилось, по словам летописцев, чудо: татары, объятые странным ужасом, побежали восвояси, не пролив русской крови, не захватив ни одного пленника в московских землях.

Так закончилась эпоха господства кочевников на Руси, долгое время называвшаяся монголо-татарским игом.

Учитель вывод: в традициях того времени достойной считалась победа, во имя которой было пролито много крови. Но с военной точки зрения она была эффективной. Московское великое княжество, став центром объединения русских земель, сбросило зависимость татарского государства и вскоре само перешло в наступление на остатки Золотой Орды.

Общий вывод: В ходе нашествия было разорено хозяйство страны, резко сократилось население. Из 74 городов Древней Руси, которые известны археологам, 49 разбил Батый, 15 из них превратились в сёла, а 14 исчезли. Угасли многие ремёсла. Большой урон был нанесён культуре. В нашествие погибли многие храмы, сгорели летописи и книги.

Всё это вызвало замедление общественного и культурного развития Руси, которое сохранялось до начала 14 столетия.

Князь Александр Невский 1220 – 1263 год 1240 год сражение у реки Невы со шведами

1242 год 5 апреля Ледовое побоище на Чудском озере Итог: Отстояли северо – западные рубежи Руси

Князь Иван Калита годы правления: 1332 - 1340 . Внук Александра Невского 1. Удалось утаить часть дани. 2. Кожаная сумка для денег.

Великий Иван Калита Возрождались ремёсла Строился Кремль Москвичи успешно торговали Шапка Мономаха Москва – духовный центр Руси ПЕРВЫЙ СОБИРАТЕЛЬ РУСИ

Князь Дмитрий Донской 1350 – 1389 год Внук Ивана Калиты Прожил 39 лет из которых 29 лет правил «на Москве». За годы правления увеличил Московское княжество в несколько раз.

Куликовская битва 8 сентября 1380 год Золотая Орда стала слабее Сила в объединении Появилась вера в освобождение от власти монголо-татар Мамаево побоище Пересвет Ослябю

Иван III 1440 – 1505 годы Отказался платить дань Перестроил Кремль Принимал иностранных послов Царь разрывает письмо хана Ахмата Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

Стояние на реке Угре 1480 год Закончилось монголо-татарское иго на Руси длившееся 243 года.

Благодарю за работу!




error: Контент защищен !!